Теоретико-правовые основы административного принуждения. 2
Введение
Актуальность темы исследования. Принципиальные изменения в правовой системе, признание и провозглашение в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина в противоположность принципу приоритета государственных и общественных интересов, право граждан на обжалование действий и бездействий должностных лиц в суде, расширение сферы прокурорского надзора и судейского контроля за деятельностью правоохранительных органов требуют соответствующего пересмотра и изменения подходов к научной и практической оценке деятельности правоохранительных органов, в частности, таможенных органов в области применения административно-правового принуждения. В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Кроме того, необходимо отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения, что обусловливает особую значимость научного рассмотрения данной темы.
В настоящее время в связи
с формированием Таможенного
союза остро стоит проблема унификации
таможенной и административной отраслей
права. Административно-правовое принуждение,
применяемое при нарушении
Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных право ограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.
Административно-правовое
принуждение, применяемое при нарушении
таможенных правил, как разновидность
государственно-правового
Общественная значимость административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, необходимость всестороннего изучения и решения указанных проблем обусловили актуальность исследования, предопределили выбор объекта и предмета исследования, формулирование целей и постановку задач, его теоретическую и практическую значимость.
Вследствие вышеизложенного тема выбранного курсового исследования представляется актуальной.
В основу исследования положены результаты научных трудов известных отечественных специалистов в области таможенного права, таких как Антоненко Н. А., Бахрах Д. Н., Габричидзе М. Е., Драганов В. Г., Козырин А.Н., Ноздрачёв А. Ф., Храбсков В. Г. и других.
Объектом исследования выступают административные правоотношения в таможенной сфере.
Предметом исследования являлась совокупность мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретико-правовые
- определить виды
мер административного
- выявить меры
Методологическая
основа исследования. Методологическую
основу исследования составляют общепризнанные
методы научного исследования в их
взаимосвязи и
Нормативную
базу исследования составили нормы
Таможенного кодекса
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.
Первая
глава посвящена рассмотрению теоретико-правовых
основ административного
Во второй главе определены виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами.
Третья глава посвящена рассмотрению применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы административного принуждения.
§1. Понятие и сущность административного принуждения.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями
принадлежит государству. Оно имеет
специальный аппарат
- дисциплинарное;
- материальное (гражданско-правовое);
- уголовное;
- административное
Административное принуждение
является особой, самостоятельной разновидностью
правового принуждения. «Административное
принуждение играет важную роль в
охране правопорядка, включает в себя
большое число средств
1) необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей;
2) необходимостью пресекать;
3) предупреждать правонарушения.
Меры административного
В литературе высказывается и иное мнение. Так, Ю. М. Козлов считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».4 Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата».5
Коренев А. П. отмечает, что «административное
принуждение является разновидностью
юридического (правового) принуждения
и состоит в применении уполномоченными
на то административно-
Меры административного
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Административное принуждение
служит целям обеспечения
Административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):
1) оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;
2) осуществляется
в сфере обеспечения
3) механизм
правового регулирования
4) применение
мер административного
5) система
мер административного
6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);
7) административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;
8) порядок
применения административного
9) специфический
(упрощенный) порядок применения
мер административного
10) меры
административного принуждения
могут применяться как к лицам,
11) при
применении мер
В современных
условиях возрастает роль и значение
российской таможенной службы не только
как органа исполнительной власти,
регулирующего
§2. Компетенция таможенных органов по применению мер административного принуждения.
Административное принуждение — с одной стороны, особый вид государственного принуждения, а с другой — совокупность способов воздействия органов государственного управления на управляемые объекты (например, введение запретов и ограничений, установление конкретных обязанностей и т.п.).
В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.
Особенности административного принуждения в области таможенного дела:
1) основанием
для принудительного
2) меры
административного принуждения
в области регулирования
3) меры
административного принуждения
в таможенной сфере
4) административное
принуждение в таможенной
5) в результате
применения большинства мер
6) меры
административного принуждения
в таможенно-правовой сфере
7) рассматриваемые
меры в таможенно-правовой
8) большинство
мер административного
Классификация
мер административного
Таким образом,
хотелось бы несколько слов сказать
о роли административно-правового
принуждения в системе
ГЛАВА
2. Виды мер административного
§1. Меры административной ответственности, применяемые таможенными органами.
Остановимся на особенностях административной ответственности в области таможенного дела. Эти особенности обусловлены дуализмом таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:
а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;
б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.
Особенностями административной ответственности в области таможенного дела являются:
1) особое правовое регулирование;
2) порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ;
3) единственным фактическим основанием для привлечения к административной ответственности в области таможенного дела является совершение таможенного правонарушения (гл.16 КоАП РФ);
4) субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;
Административная
Современная правовая наука признает три основания административной ответственности:
1) закон в качестве правового,
формально-нормативного
2) состав административного
3) постановление, акт соответствующего
должностного лица органа исполнительной
власти или судьи о применении конкретного
наказания в отношении конкретного правонарушителя
— процессуальное основание.
В качестве
фактического основания применения мер
административной ответственности (санкций)
за административные правонарушения в
области таможенного дела КоАП РФ признает
лишь состав административного правонарушения.
В КоАП РФ
содержатся принципы административного
законодательства, определены виды административных
наказаний и правила их применения, единый
для всех органов административной юрисдикции
порядок производства по делам об административных
правонарушениях, включая применение
мер обеспечения, порядок исполнения постановлений
о назначении наказаний, а также исчерпывающий
перечень нарушений и меры ответственности
за несоблюдение нормативных предписаний,
установленных на федеральном уровне.
Установление либо исключение административной
ответственности за совершаемые деяния
возможно лишь путем внесения изменений
в указанный кодекс.
Субъектами административной ответственности
являются физические и юридические
лица. С точки зрения определения
мер ответственности физические
лица в свою очередь подразделяются
на две категории: должностные лица
и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены
за совершение административного
Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.
В КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Иностранные граждане, лица без гражданства
и иностранные юридические
Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины - умысел и неосторожность).
Должностное лицо подлежит административной
ответственности в случае совершения
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
должностных обязанностей. Под должностным
лицом понимается лицо, постоянно, временно
или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя
власти, то есть наделенное в установленном
законом порядке распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся в служебной
зависимости от него, а равно лицо, выполняющее
организационно-
Существенным исключением
В случае привлечения к административной
ответственности юридических
При присоединении юридического лица
к другому юридическому лицу к
административной ответственности
за совершение административного
При преобразовании юридического лица
одного вида в юридическое лицо другого
вида к административной ответственности
за совершение административного
Возможность привлечения юридических
лиц к мерам административной
ответственности также
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;