Теоретико-правовые основы административного принуждения. 4

Введение

 

Актуальность темы исследования. Принципиальные изменения в правовой системе, признание и провозглашение в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина в противоположность принципу приоритета государственных и общественных интересов, право граждан на обжалование действий и бездействий должностных лиц в суде, расширение сферы прокурорского надзора и судейского контроля за деятельностью правоохранительных органов требуют соответствующего пересмотра и изменения подходов к научной и практической оценке деятельности правоохранительных органов, в частности, таможенных органов в области применения административно-правового принуждения. В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Кроме того, необходимо отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения, что обусловливает особую значимость научного рассмотрения данной темы.

В настоящее время в связи  с формированием Таможенного  союза остро стоит проблема унификации таможенной и административной отраслей права. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, являясь комплексным институтом, нуждается в пересмотре и изменении  в соответствии с требованиями создания единого таможенного пространства.

Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными  органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных право ограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении  таможенных правил, как разновидность  государственно-правового принуждения  остается недостаточно изученным и  требует дальнейшей разработки. Так, необходимо установить основания и  пределы применения данного вида принуждения, конкретизировать ведущие  направления деятельности таможенных органов и их должностных лиц  по применению мер принуждения, а  также необходимые гарантии прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Общественная  значимость административно-правового  принуждения, применяемого при нарушении  таможенных правил, необходимость всестороннего  изучения и решения указанных  проблем обусловили актуальность исследования, предопределили выбор объекта и  предмета исследования, формулирование целей и постановку задач, его  теоретическую и практическую значимость.

Вследствие  вышеизложенного тема выбранного курсового  исследования представляется актуальной.

В основу исследования положены результаты научных  трудов известных отечественных  специалистов в области таможенного  права, таких как     Антоненко Н. А., Бахрах Д. Н., Габричидзе  М. Е., Драганов В. Г.,  Козырин А.Н., Ноздрачёв А. Ф., Храбсков В. Г. и других.

 

Объектом  исследования выступают административные правоотношения в таможенной сфере.

Предметом исследования являлась совокупность мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание  эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- изучить теоретико-правовые основы  административного принуждения;

-     определить виды  мер административного принуждения  и порядок их применения таможенными  органами;

- выявить меры административного  принуждения, направленные на  отражение опасности нарушения  таможенных правил.

Методологическая  основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общепризнанные методы научного исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности  как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический (а именно анализ норм действующего законодательства, прежде всего ТК РФ), анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и на эмпирическом (статистический анализ, исследование документов) и  другие методы, применяемые в юриспруденции.

Нормативную базу исследования составили нормы  Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации (далее – ТК ТС РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральные законы РФ, подзаконные акты Правительства РФ и др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Первая  глава посвящена рассмотрению теоретико-правовых основ административного принуждения. В ней рассматривается понятие  и сущность административного принуждения.

Во второй главе определены виды мер административного  принуждения и порядок их применения таможенными органами.

Третья  глава посвящена рассмотрению применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы административного  принуждения.

 

§1. Понятие и сущность административного  принуждения.

 

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет  специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что  государственные органы могут применять  метод принуждения «основания принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения».1 Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм».2 В праве выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:

- дисциплинарное;

- материальное (гражданско-правовое);

- уголовное;

- административное

Административное принуждение  является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. «Административное  принуждение играет важную роль в  охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование  прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно  вредных последствий».3 Применение административного принуждения обусловлено:

1) необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей;

2) необходимостью пресекать;

3) предупреждать правонарушения.

 Меры административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии  правонарушений.

В литературе высказывается и иное мнение. Так, Ю. М. Козлов считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».4 Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата».5

Коренев А. П. отмечает, что «административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний».6

Меры административного принуждения  имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются  к лицам не имеющим устоявшихся  антиобщественных установок, совершающим  малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает  множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение - широкое  понятие, формы его конкретного  выражения очень разнообразны, что  обуславливается разнообразием  задач органов государственного управления и условий, в которых  они действуют.

Административное принуждение  служит целям обеспечения государственной  дисциплины, законности и правопорядка.

Административное принуждение  обладает всеми признаками, которые  имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение  имеет и свои особенности (специфические  признаки):

1) оно  применяется в отношении как  физических, так и юридических  лиц;

2) осуществляется  в сфере обеспечения правопорядка  для охраны складывающихся в  данной сфере общественных отношений,  регулируемых, как правило, нормами  административного права;

3) механизм  правового регулирования административного  принуждения, который устанавливает  основания и порядок применения  административно-принудительных мер  воздействия, определяется административным  законодательством (нормы КоАП  РФ, Таможенного кодекса РФ и  т. д.);

4) применение  мер административного принуждения  осуществляется, как правило, во  внесудебном порядке и относится  в большинстве случаев к компетенции  органов управления, специально  уполномоченных должностных лиц  (представителей административной  власти), т. е. оно является результатом  реализации их государственно - властных  полномочий. Меры административного  принуждения применяются,  как  правило, только теми органами  управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями  представителей административной  власти, т. е. они осуществляют  в отношении неподчиненных им  должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти). Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система  мер административного принуждения  отличается разносторонним характером, включая возможное применение  физического воздействия;

 6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7)  административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок  применения административного принуждения  определен административно-процессуальными  нормами (рамками административного  процесса); однако процессуальный  порядок оформления факта применения  мер административного принуждения,  по общему правилу, связан с  производством меньшего круга  процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного  уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический  (упрощенный) порядок применения  мер административного принуждения  — это порядок оперативного  воздействия (реагирования). Процессуальные  формы здесь более простые,  чем судебные. Процессуальной формой  административного принуждения  является, например, производство по  делам об административном  правонарушении  и  одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры  административного принуждения  могут применяться как к лицам,  совершившим административный проступок,  так и к лицам, не совершившим  его (в целях превенции, предупреждения  наступле­ния общественно опасных  последствий при стихийных бедствиях,  эпидемиях, эпизоотиях);

11) при  применении мер административного  принуждения должна обеспечиваться  законность, которая гарантируется  установлением систематического  контроля за реализацией мер  административного воздействия,  осуществлением прокурорского надзора,  возможностью обжалования, другими  способами, закрепленными в законодательстве.

В современных  условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую  деятельность, но и как правоохранительного  органа. Таким образом, можно отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно  связана с институтом применения административно-правового принуждения.

 

 

§2. Компетенция таможенных органов  по применению мер административного  принуждения.

 

Административное  принуждение — с одной стороны, особый вид государственного принуждения, а с другой — совокупность способов воздействия органов государственного управления на управляемые объекты (например, введение запретов и ограничений, установление конкретных обязанностей и т.п.).

В системе  многочисленных мер управления центральное  место занимают меры административного  принуждения, с помощью которых  и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.

Особенности административного принуждения  в области таможенного дела:

1) основанием  для принудительного воздействия  на участников таможенных правоотношений  выступают нормы ТК РФ и  КоАП РФ;

2) меры  административного принуждения  в области регулирования таможенного  законодательства обеспечивают  соблюдение не всех видов административно-правовых  норм, а лишь тех которые содержат  общеобязательные правила поведения  в сфере таможенно-правовых отношений;

3) меры  административного принуждения  в таможенной сфере применяются,  как правило, таможенными органами  и их должностными лицами, наделенными  особыми полномочиями в сфере  правоохранительной деятельности;

4) административное  принуждение в таможенной сфере  имеет широкий диапазон: предупреждение, пресечение, право восстановление, меры процессуального обеспечения  производства и меры административной  ответственности;

5) в результате  применения большинства мер административного  принуждения должностное лицо  таможенного органа составляет  правовой акт управления индивидуального  характера. Так, например, в результате  применения таможенного досмотра  составляется акт, а в результате  применения мер, обеспечивающих  производство по делу, — протокол;

6) меры  административного принуждения  в таможенно-правовой сфере могут  применяться как в отношении  физических, так и юридических  лиц;

7) рассматриваемые  меры в таможенно-правовой сфере  носят более суровый характер, чем предусмотренные административным  законодательством в целом, что  проявляется, например, в высоких  штрафных санкциях, установленных  за совершение НТП;

8) большинство  мер административного принуждения  в таможенной сфере применяется  во внесудебном порядке.

Классификация мер административного принуждения  в зависимости от цели их применения приведена в приложении 1.

Таким образом, хотелось бы несколько слов сказать  о роли административно-правового  принуждения в системе таможенного  права. Думается, что в системе  таможенного  права институт административного  принуждения занимает центральное, стержневое положение. Все другие правовые институты таможенного права: субъекты таможенного права, обеспечение  законности таможенной деятельности и  т.д., являются производными от института  административного принуждения. Вообще само таможенное право, благодаря, прежде всего, необходимости регламентации  административного принуждения, возникает, формируется и дифференцируется на правовые институты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Виды мер административного принуждения  и порядок их применения таможенными  органами.

 

§1. Меры административной ответственности, применяемые таможенными органами.

 

Остановимся на особенностях административной ответственности в области таможенного дела. Эти особенности обусловлены дуализмом таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:

а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и  вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления  таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;

б) финансово-правовые, связанные с  взысканием таможенных налогов и сборов.

Особенностями административной ответственности  в области таможенного дела являются:

1) особое правовое регулирование;

2) порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ;

3) единственным фактическим основанием для привлечения к      административной ответственности в области таможенного дела является совершение таможенного правонарушения (гл.16 КоАП РФ);

4) субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;

Административная ответственность  в сфере таможенного дела - это  реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим  лицам, совершившим правонарушение в области таможенного дела.

Современная правовая наука признает три основания административной ответственности:

1) закон в качестве правового,  формально-нормативного основания; 

2) состав административного правонарушения  — фактическое основание;

3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание. 
         В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП РФ признает лишь состав административного правонарушения. 
          В КоАП РФ содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.

Субъектами административной ответственности  являются физические и юридические  лица. С точки зрения определения  мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены  за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие - гражданами.

Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил) могут выступать  лица любой вышеуказанной категории  в зависимости от формулировки конкретной санкции.

В КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Иностранные граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного  дела, подлежат административной ответственности  на общих основаниях. Причем ответственность  в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных  положений о дисциплине.

Физическое лицо признается субъектом  административной ответственности  по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати  лет и только в случае виновного  совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам  выделяются две формы вины - умысел и неосторожность).

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поэтому индивидуальные предприниматели, не являясь должностными лицами, при привлечении к административной ответственности по сути приравнены к ним.

Существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без  образования юридического лица несут  административную ответственность  как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым  повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов  санкций. Юридическим лицом в  соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц  необходимо учитывать, что при слиянии  нескольких юридических лиц к  административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к  административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое  лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава  юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного  правонарушения привлекается то юридическое  лицо, к которому согласно разделительному  балансу перешли права и обязанности  по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено  административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо.

Возможность привлечения юридических  лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением  виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно  отличается от понятия вины физического  лица, поскольку по своей природе  не может быть связана с психическим  отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена  административная ответственность, но им не были приняты все зависящие  меры по их соблюдению. Только наличие  данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие  наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;