Теоретико-прикладные аспекты формирования профессионально-педагогической культуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Институт повышения
Факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Теоретико-прикладные аспекты формирования
профессионально-педагогической культуры
Курсовая работа
Исполнитель:
Слушатель группы М –2
«Менеджмент учреждений дошкольного,
общего среднего образования,
внешкольного воспитания и обучения» ___________ЛУКЬЯНОВА Л.А.
Научный руководитель:
к. п. н., доцент ___________ЕРМАКОВА Л.Д.
Гомель 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Разработанность проблемы профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольного образования в науке………………………….5
2 Уровни проявления профессионально-педагогической культуры…….16
3 Трудности формирования профессионально-педагогической культуры в условиях учреждения дошкольного образования…………………………23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….31
Введение
Современная система дошкольного
образования развивается как
открытая, вариативная, ориентированная
на предоставление качественных образовательных
услуг семьям, имеющим детей дошкольного
возраста. На первый план выдвигаются
проблемы обеспечения новых подходов
к организации педагогической деятельности
дошкольного учреждения, его взаимодействия
с семьей и начальной школой, делается
акцент на эффективность процессов
социализации, индивидуализации развития
личности дошкольника. В связи с
этим все более острой становится
потребность в воспитателе-
В современных условиях конкурентоспособным
ресурсом деятельности воспитателя
являются не столько специальные
знания, владение информацией, освоенные
технологии обучения и воспитания,
сколько общая и
В период развития общества требования,
предъявляемые к любой форме
общественной деятельности, неизменно
связано с культурой. Высокий
уровень культуры является необходимым
условием эффективности любого труда,
а особенно педагогического. Профессионально-педагогическая
культура воспитателя дошкольного
учреждения в значительной степени
определяется уровнем его педагогической
подготовки, стремлением к
Профессионально-педагогическая культура является условием педагогической деятельности, которое способствует дальнейшему становлению и саморазвитию профессиональных и личностных качеств воспитателя дошкольного учреждения. Данный вид культуры дает возможность увидеть не только проблемы, но и пути их решения, перспективы развития, помогает овладеть достижениями науки, передовым педагогическим опытом, но главное - активное качественное преобразование личности воспитателя своего внутреннего мира, приводящее к качественному новому его строю и способу жизнедеятельности, творческой самореализации личности в профессии.
Развитие профессионально-
Проблема развития профессионально-педагогической
культуры воспитателей дошкольного
учреждения вытекает из реальных потребностей
обновления системы дошкольного
воспитания. Необходимость развития
профессионально-педагогической культуры
обусловлена также потребностью
в организации специальной
Система повышения квалификации является наиболее мобильной, гибкой, способной к качественным изменениям структурой образования взрослых, быстро реагирующей на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию.
В педагогической науке активно разрабатывается проблема развития профессионально-педагогической культуры и ее видов: психологической (Н.И. Исаева, Н.И. Лифинцева, Ф.М. Мухометзянова), технологической (М.М. Левина, А.К. Уман), культура учебного труда (Т.М. Давыденко, И.И.Зарецкая, Т.И. Шамова), коммуникативной (B.C. Грехнев, В.А. Кан - Калик, А.В. Мудрик), нравственной (Э.П. Баева), историко-педагогической (А.К. Колесова), индивидуально-творческой (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский), нравственно-эстетической (Е.Н.Богданов, Э.А.Гришин, Н.Б.Крылова), духовной Б.З. Вульфов, М.М. Мукам-баева), этической (Э.А. Гришин, Е.Г. Силяева), валеологической (И.Г. Бердников). Формированию дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии посвящено исследование Н.М.Фатьяновой, развитию дидактической культуры преподавателя технического колледжа - работа О.А.Игумнова.
В последнее время проблемы дошкольного
воспитания получили новое теоретическое
осмысление и дальнейшее развитие.
Определенный вклад в этот процесс
внесли работы А.Г. Арушановой, К.Ю. Белой,
Е.В.Бунеевой, А.А.Вахрушева, М.А. Васильевой,
Е.Н. Герасимовой, А.Н. Давидчук, Л.М. Денякиной,
Н.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, З.И. Курцевой,
А.И. Максаковой, В.П. Новиковой, С.Н. Николаевой,
Э.Г. Пилюгиной, Л.Г. Петерсон, С.Н. Теплюк,
З.В. Ходаковской, Е.А. Янушко. Проблема
формирования личности педагога-воспитателя
дошкольного учреждения и основы
ее развития разрабатывались в
Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблеме развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного учреждения уделяется недостаточное внимание.
Отсутствуют сущностные характеристики, структура, компонентный состав профессионально-педагогической культуры данной категории педагогов, не разработана технология развития данного вида культуры воспитателей дошкольных учреждений, хотя потребность в этом становится все более очевидной. Таким образом, возникают противоречия:
между потребностью общества в воспитателях
дошкольных учреждений с высоким
уровнем профессионально-
между осознанием воспитателем необходимости
и значимости своей профессионально-
Целью данной работы является определить основные теоретико-прикладные аспекты формирования профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных учреждений.
Объект исследования - профессионально-педагогическая культура воспитателей дошкольных учреждений.
Предмет исследования - процесс формирования профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных учреждений.
В связи с чем были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «профессионально-педагогическа
я культура» в педагогической литературе; - определить уровни профессионально-педагогической культуры;
- выявить основные трудности формирования профессионально-педагогической культуры в условиях учреждения дошкольного образования.
- Разработанность проблемы профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольного образования в наук
е
Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».
В научной философской, культурологической, педагогической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет недостатка в различных подходах к феномену культуры. Отечественная культурология, традиционно выделяет три таких подхода к понятию «культура» - аксиологическая, этносоциологическая и духовная [1].
Аксиологическая концепция рассматривает культуру как совокупность накопленных людьми материальных и духовных ценностей. Ее сторонники в любом элементе культуры усматривают не столько сам предмет, сколько его значение для человека, которым данный предмет обладает за пределами своего природного бытия. Культура, таким образом, рассматривается как предметный мир, наполненный значимыми для человека ценностями. (Г.Г.Карпов, А.А.Зварыкин, Г.П.Францев и др.).
Этносоциологическая концепция рассматривает
культуру как творение человека в
противоположность тому, что порождено
природой. Это мир, от начала и до
конца создаваемый самим
Духовная концепция
Профессия как сложившееся социально-
Термин «педагогическая культура»
впервые появился в публикации Л.Е.
Раскина в 1940 году. В 50—60-е годы он
активно используется в работах
В.А. Сухомлинского. В конце 70-х —
80-е годы его применяют в научно-
С началом активной
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
- профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
- профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
- профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности [4].
Учет указанных
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.
Педагог становится мастером
своего дела, профессионалом по
мере того, как он осваивает
и развивает педагогическую
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т.е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.
Педагогическая деятельность
по своей природе технологична.
В этой связи требуется
Педагогическая технология
помогает понять суть
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество - это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.
Становится очевидным, что
педагогическая культура
Анализ философской, историко-
Изложенное представление о
профессионально-
В специальной литературе последних лет обозначено несколько подходов к определению сущности «педагогическая культура». Различные источники трактуют ее следующим образом:
– интеграция, синтез природных и приобретенных личных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя [6];
– совокупность высокого уровня развития и совершенствование всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей и возможностей [7];
– сложная социальная характеристика личности педагога, отражающая его педагогическую позицию; показатель уровня его духовного, нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений и навыков, высокого профессионализма, профессионально-значимых качеств личности,
необходимых для успешного решения педагогических задач [8];
– часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов [9];
– интегральное качество личности педагога, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания, наличие культуротворческих способностей [10].
Вариативность трактовок, приведенных выше, вполне может быть обусловлена фактом выбора в качестве методологической платформы, естественнонаучной или гуманитарной парадигмальной концепции. Еще более широкое многообразие смыслов порождает идея диалогичности парадигм, когда рациональное отчужденное объективное знание дополняется объект-субъектным диалогом смыслов, способов понимания, целью которого является создание общего смысла и достижение взаимопонимания.
Анализ этих определений, с точки зрения выявления их принадлежности к той или иной парадигмальной концепции, позволяет отметить общее: педагогическая культура представляет собой, с одной стороны, часть общей культуры педагога, с другой, высокий уровень развития его профессионально важных качеств. Таким образом, педагогическая культура неразрывно связывает 2 общественные системы – педагогику и культуру и требует определения ее сущности как с позиций педагогики, так и в контексте культуры.
Такое положение дел требует
не только серьезного научного
анализа, но и поиска наиболее
объективных методологических
оснований. В этом случае идея
диалога парадигмальных концепций
представляется наиболее продуктивной,
так как сложившиеся в отечественной науке
способы исследования в большинстве
своем носят гносеологический характер.
Однако профессионально-
Культурологический подход представляет собою совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад, образ жизни, культурная деятельность и т. д. Он в корне изменяет представление
об основополагающих
ценностях образования как
Чрезвычайно значимо, что культурологический подход позволяет рассмотреть проблему становления и состояния профессиональной педагогической культуры с учетом социокультурных факторов. Это обусловлено тем, что система профессиональных педагогических установок, норм, ценностей, символов является отражением определенных значений, ведущих понятий, системы символов, ценностей и норм, из которых состоит
социокультурное пространство того или иного индивида, сообщества, народа, поколения – как некий обособленный жизненный мир. Именно в этом пространстве происходит самоопределение как социального субъекта и как
субъекта педагогической и профессиональной культуры. На этой основе, основе субъектного опыта формируется представление, отражающее профессиональные педагогические взгляды и позицию, способные в дальнейшем оказывать определенное влияние на состояние социокультурного
пространства.
Педагог-воспитатель никогда не реализует внеличностные профессиональные установки, транслирует детям свои собственные ценности, всегда реализует свои собственные профессиональные цели, не заданные кем-то, а именно свои! [12]. Это влияние может выражаться как в виде прямого следствия, так и в виде противоречий, возникающих между педагогической мыслью и педагогической практикой того или иного периода развития образования. Если, по мнению И. Ф. Исаева, стратегической целью подготовки педагога-профессионала является формирование профессионально-педагогической культуры, то исследовать проблемы педагогического образования следует с учетом требований культурологического подхода [8].
Культурологический подход обеспечивает совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на исследование проблем педагогического образования и создания условий освоения и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности.
При культурологическом подходе под
проблемами педагогического образования
понимается, прежде всего, постижение
педагогом общей и профессионально-
Поэтому в основу разработки
содержания, технологии, организационных
форм педагогического образования
должна быть положена концепция
формирования профессионально-