Теоретико-прикладные аспекты формирования профессионально-педагогической культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины»

 

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

 

Факультет по переподготовке кадров

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Теоретико-прикладные аспекты формирования

профессионально-педагогической культуры

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Слушатель группы М –2

«Менеджмент учреждений дошкольного,

общего среднего образования,

внешкольного воспитания и обучения» ___________ЛУКЬЯНОВА Л.А.

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент                              ___________ЕРМАКОВА Л.Д.

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3

1 Разработанность проблемы профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольного образования в науке………………………….5

2 Уровни проявления профессионально-педагогической культуры…….16

3 Трудности формирования профессионально-педагогической культуры в условиях учреждения дошкольного образования…………………………23

Заключение…………………………………………………………………...29

Список использованных источников……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная система дошкольного  образования развивается как  открытая, вариативная, ориентированная  на предоставление качественных образовательных  услуг семьям, имеющим детей дошкольного  возраста. На первый план выдвигаются  проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности дошкольного учреждения, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов  социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с  этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических  условий, общей ситуации в системе  образования самостоятельно принимать  ответственные решения, прогнозируя  их возможные последствия, способному к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающим развитым чувством ответственности  за судьбу страны. Интенсивное обновление, модернизация образовательного процесса системы дошкольного образования  в последние десятилетия объективно подняли планку профессиональных требований к педагогическим работникам.

В современных условиях конкурентоспособным  ресурсом деятельности воспитателя  являются не столько специальные  знания, владение информацией, освоенные  технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной  деятельности, способность создавать  и передавать ценности.

В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме  общественной деятельности, неизменно  связано с культурой. Высокий  уровень культуры является необходимым  условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного  учреждения в значительной степени  определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию  в условиях профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая культура является условием педагогической деятельности, которое способствует дальнейшему  становлению и саморазвитию профессиональных и личностных качеств воспитателя  дошкольного учреждения. Данный вид  культуры дает возможность увидеть  не только проблемы, но и пути их решения, перспективы развития, помогает овладеть достижениями науки, передовым педагогическим опытом, но главное - активное качественное преобразование личности воспитателя  своего внутреннего мира, приводящее к качественному новому его строю  и способу жизнедеятельности, творческой самореализации личности в профессии.

Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного  учреждения не может завершаться  с получением специальной подготовки в педагогическом колледже или вузе, а проходит путь длительного профессионального развития в процессе практической деятельности.

Проблема развития профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольного  учреждения вытекает из реальных потребностей обновления системы дошкольного  воспитания. Необходимость развития профессионально-педагогической культуры обусловлена также потребностью в организации специальной профессиональной подготовки и повышении квалификации воспитателей дошкольных учреждений.

Система повышения квалификации является наиболее мобильной, гибкой, способной  к качественным изменениям структурой образования взрослых, быстро реагирующей  на динамично меняющуюся социально-экономическую  и образовательную ситуацию.

В педагогической науке активно  разрабатывается проблема развития профессионально-педагогической культуры и ее видов: психологической (Н.И. Исаева, Н.И. Лифинцева, Ф.М. Мухометзянова), технологической (М.М. Левина, А.К. Уман), культура учебного труда (Т.М. Давыденко, И.И.Зарецкая, Т.И. Шамова), коммуникативной (B.C. Грехнев, В.А. Кан - Калик, А.В. Мудрик), нравственной (Э.П. Баева), историко-педагогической (А.К. Колесова), индивидуально-творческой (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский), нравственно-эстетической (Е.Н.Богданов, Э.А.Гришин, Н.Б.Крылова), духовной Б.З. Вульфов, М.М. Мукам-баева), этической (Э.А. Гришин, Е.Г. Силяева), валеологической (И.Г. Бердников). Формированию дидактической  культуры учителя многопрофильной  гимназии посвящено исследование Н.М.Фатьяновой, развитию дидактической культуры преподавателя  технического колледжа - работа О.А.Игумнова.

В последнее время проблемы дошкольного  воспитания получили новое теоретическое  осмысление и дальнейшее развитие. Определенный вклад в этот процесс  внесли работы А.Г. Арушановой, К.Ю. Белой, Е.В.Бунеевой, А.А.Вахрушева, М.А. Васильевой, Е.Н. Герасимовой, А.Н. Давидчук, Л.М. Денякиной, Н.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, З.И. Курцевой, А.И. Максаковой, В.П. Новиковой, С.Н. Николаевой, Э.Г. Пилюгиной, Л.Г. Петерсон, С.Н. Теплюк, З.В. Ходаковской, Е.А. Янушко. Проблема формирования личности педагога-воспитателя  дошкольного учреждения и основы ее развития разрабатывались в исследованиях  Р.С. Буре, Р.А. Исламовой, И.Б. Бичевой, В.Я. Лыковой, Л.Н. Малютенко, Л.А. Пеньковой, В.И. Ядэшко и других. Вопросы формирования личности педагога- профессионала в  вузах и педагогических колледжах  нашли отражение в работах  Е.П. Белозерцева, И.Ф. Исаева, В.П. Кузовлева, В.Я. Лыковой, Н.Л. Шеховской и других. Данные исследования позволили глубже осознать значимость проблемы формирования профессиональной культуры педагога в  течение всей его педагогической деятельности.

Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблеме развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного  учреждения уделяется недостаточное  внимание.

 

Отсутствуют сущностные характеристики, структура, компонентный состав профессионально-педагогической культуры данной категории педагогов, не разработана технология развития данного вида культуры воспитателей дошкольных учреждений, хотя потребность  в этом становится все более очевидной. Таким образом, возникают противоречия:

между потребностью общества в воспитателях дошкольных учреждений с высоким  уровнем профессионально-педагогической культуры и неразработанностью научно-технологических  основ ее развития;

между осознанием воспитателем необходимости  и значимости своей профессионально-педагогической культуры и недостаточным опытом и уровнем его теоретических  и практических знаний по данному  вопросу.

Целью данной работы является определить основные теоретико-прикладные аспекты формирования профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных учреждений.

Объект исследования - профессионально-педагогическая культура воспитателей дошкольных учреждений.

Предмет исследования - процесс формирования профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных учреждений.

В связи с чем были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «профессионально-педагогическая культура» в педагогической литературе;
  2. определить уровни профессионально-педагогической культуры;
  3. выявить основные трудности формирования профессионально-педагогической культуры в условиях учреждения дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработанность проблемы профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольного образования в науке

 

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

 В научной философской, культурологической, педагогической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет недостатка в различных подходах к феномену культуры. Отечественная культурология, традиционно выделяет три таких подхода к понятию «культура» - аксиологическая, этносоциологическая и духовная [1].

Аксиологическая концепция рассматривает  культуру как совокупность накопленных  людьми материальных и духовных ценностей. Ее сторонники в любом элементе культуры усматривают не столько сам предмет, сколько его значение для человека, которым данный предмет обладает за пределами своего природного бытия. Культура, таким образом, рассматривается  как предметный мир, наполненный  значимыми для человека ценностями. (Г.Г.Карпов, А.А.Зварыкин, Г.П.Францев  и др.).

Этносоциологическая концепция рассматривает  культуру как творение человека в  противоположность тому, что порождено  природой. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. Представители этой концепции —  Н.С.Злобин и В.М. Межуев вкладывают в основу понимания культуры исторически  активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности. Развитие культуры при таком подходе  совпадает с развитием личности в любой области общественной жизнедеятельности.

Духовная концепция ограничивает культуру исключительно сферой духовной жизни общества. Эта позиция отчетливо  сформулирована М.П.Кимом, для которого содержание культурной жизни заключается  «в производстве и потреблении духовных ценностей, в процессе которых изменяется и совершенствуется и сам человек  как субъект и как объект культуры».

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат  профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического  развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные  формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень  профессиональной культуры характеризуется  развитой способностью к решению  профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда  оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность  и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач [2].

Термин  «педагогическая культура»  впервые появился в публикации Л.Е. Раскина в 1940 году. В 50—60-е годы он активно используется в работах  В.А. Сухомлинского. В конце 70-х — 80-е годы его применяют в научно-педагогических изданиях, появляется он и в диссертационных  исследованиях. Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.

 С началом активной разработки  культурологического направления  в философии, социологии, педагогике  и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам  педагогической культуры: изучаются  вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической,  духовной, физической культуры личности  учителя. В этих исследованиях  педагогическая культура рассматривается  как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности [3].

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

    • профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
    • профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
    • профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
    • единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
    • особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности [4].

 Учет указанных методологических  оснований дает возможность обосновать  модель профессионально-педагогической  культуры, составляющими компонентами  которой являются аксиологический,  технологический и личностно-творческий.

 Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

 Педагог становится мастером  своего дела, профессионалом по  мере того, как он осваивает  и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. История школы и педагогической  мысли - это процесс постоянной  оценки, переосмысления, установления  ценностей, переноса известных  идей и педагогических технологий  в новые условия. Умение в  старом, давно известном, увидеть  новое, по достоинству его оценить  и составляет непреложный компонент  педагогической культуры учителя. 

 Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т.е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.

 Педагогическая деятельность  по своей природе технологична. В этой связи требуется операциональный  анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее  как решение многообразных педагогических  задач. К их числу мы относим  совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих  задач, приемы и способы решения  которых и составляют технологию  профессионально-педагогической культуры  учителя. 

 Педагогическая технология  помогает понять суть педагогической  культуры, она раскрывает исторически  меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности  в зависимости от складывающихся  в обществе отношений. Именно  в таком случае педагогическая  культура выполняет функции регулирования, сохранения и воспроизведения, развития педагогической реальности.

 Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество - это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

 Становится очевидным, что  педагогическая культура является  сферой творческого приложения  и реализации педагогических  способностей учителя. В педагогических  ценностях личность опредмечивает  свои индивидуальные силы и  опосредует процесс присвоения  нравственных, эстетических, правовых  и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит  себя, определяет свое собственное  развитие, реализуя себя в деятельности [5].

 Анализ философской, историко-педагогической  и психолого-педагогической литературы, изучение опыта деятельности  учителей школ, воспитателей учреждений дошкольного образования, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.

 Изложенное представление о  профессионально-педагогической культуре  дает возможность вписать данное  понятие в категориальный ряд:  культура педагогической деятельности, культура педагогического общения,  культура личности учителя. Профессионально-педагогическая  культура предстает в качестве  всеобщей характеристики разнообразных  видов деятельности учителя и  педагогического общения, раскрывая  и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности относительно  педагогической деятельности и  педагогического общения. Профессионально-педагогическая  культура - это понятие более высокого  уровня абстракции, конкретизирующееся в понятиях «культура педагогической деятельности», «культура педагогического общения» и «культура личности учителя».

В специальной литературе последних  лет обозначено несколько подходов к определению сущности «педагогическая  культура». Различные источники  трактуют  ее  следующим образом: 

– интеграция,  синтез  природных  и  приобретенных  личных  свойств,  обеспечивающих  высокий уровень  деятельности учителя [6];

– совокупность  высокого  уровня  развития  и совершенствование  всех  компонентов  педагогической деятельности и такого же уровня развития и  реализации  сущностных  сил  педагога,  его  способностей и  возможностей [7];

– сложная  социальная  характеристика  личности педагога, отражающая его педагогическую позицию; показатель уровня  его духовного, нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений  и  навыков,  высокого  профессионализма, профессионально-значимых  качеств  личности,

необходимых  для  успешного  решения  педагогических задач [8];

– часть общечеловеческой культуры, в которой с  наибольшей  полнотой  запечатлелись  духовные и материальные ценности образования и воспитания, а  также способы творческой педагогической деятельности,  необходимые  для  обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации  личности,  осуществления  образовательно-воспитательных процессов [9];

– интегральное  качество  личности  педагога, проектирующее его общую культуру  в сферу профессии,  синтез высокого профессионализма и внутренних  свойств  педагога,  владение  методикой  преподавания,  наличие  культуротворческих способностей [10].

Вариативность  трактовок, приведенных  выше, вполне может быть обусловлена  фактом выбора в качестве  методологической  платформы,  естественнонаучной или гуманитарной парадигмальной концепции.  Еще  более  широкое  многообразие смыслов  порождает  идея  диалогичности  парадигм, когда рациональное отчужденное объективное  знание  дополняется  объект-субъектным  диалогом смыслов, способов понимания, целью которого  является  создание  общего  смысла  и  достижение взаимопонимания.

Анализ  этих  определений,  с  точки  зрения  выявления их принадлежности к той или иной парадигмальной концепции,  позволяет  отметить  общее: педагогическая  культура  представляет  собой,  с одной стороны, часть общей культуры педагога, с другой,  высокий уровень развития  его профессионально важных качеств. Таким образом, педагогическая  культура  неразрывно  связывает 2  общественные  системы –  педагогику  и  культуру  и требует  определения  ее  сущности  как  с  позиций педагогики, так и в контексте культуры. 

Такое  положение  дел требует не  только  серьезного  научного  анализа,  но  и  поиска  наиболее объективных  методологических  оснований.  В этом  случае  идея  диалога  парадигмальных  концепций  представляется  наиболее  продуктивной, так как сложившиеся в отечественной науке способы  исследования  в  большинстве  своем  носят гносеологический  характер.  Однако  профессионально-педагогическая  культура  как  объект  исследования, имеет непосредственное отношение к гуманитарным  областям  знания:  педагогике, культурологи  и  т.  д.  Вполне  уместно  предположить, что это как раз тот случай, который требует преодоления ограниченности рационализма, учета всего богатства оттенков человеческого познания, гармоничного и разумного соотнесения гносеологии и гуманистической этики. В качестве  таковой  обобщенной  методологической  основы  при  исследовании  проблем  профессиональной  педагогической  культуры  может быть  избран  культурологический  подход.  В  какой-то мере  это обусловлено  тем, что педагогика по  своей  сути  культуросообразна,  она,  с  одной стороны, отражает актуальный уровень культуры общества, а с другой, оказывает непосредственное влияние на ее потенциальный уровень. В современной педагогической теории и практике сформировались вполне определенные представления  о  культурологическом  подходе,  далекие  от  упрощенного  понимания,  распространенного в прежние времена.

Культурологический  подход  представляет  собою  совокупность  методологических  приемов, обеспечивающих  анализ  любой сферы социальной и психологической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих  культурологических  понятий,  таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности,  уклад,  образ  жизни,  культурная  деятельность и  т. д. Он  в  корне изменяет представление

об основополагающих ценностях образования как исключительно  информационно-знаниевых  и  познавательных,  снимает  узкую  научную  ориентированность  его содержания. В зависимости  от исследовательских  целей,  культурологический  подход может применяться в контексте  философской, культурной,  психологической,  педагогической антропологии, а также  истории культуры и искусствознания. С  одной  стороны,  он может  основываться на философии, антропологии, психологии, с  другой,  непосредственно  реализоваться  в  педагогике (что стало ощутимо значимо только в конце ХХ в.) [11]. 

Чрезвычайно  значимо,  что культурологический  подход  позволяет  рассмотреть  проблему становления и состояния профессиональной педагогической  культуры  с  учетом  социокультурных факторов. Это обусловлено тем, что система профессиональных  педагогических  установок,  норм, ценностей,  символов  является  отражением  определенных  значений,  ведущих  понятий,  системы символов, ценностей и норм, из которых состоит

социокультурное  пространство  того  или  иного  индивида,  сообщества,  народа,  поколения –  как некий обособленный жизненный мир. Именно в этом пространстве происходит самоопределение  как  социального  субъекта  и  как 

субъекта  педагогической  и  профессиональной культуры.  На  этой  основе,  основе  субъектного опыта  формируется  представление,  отражающее профессиональные педагогические  взгляды  и  позицию, способные в дальнейшем оказывать  определенное влияние на состояние  социокультурного

пространства. 

Педагог-воспитатель  никогда  не  реализует внеличностные  профессиональные  установки, транслирует  детям  свои  собственные  ценности, всегда  реализует  свои  собственные  профессиональные цели, не заданные кем-то, а именно свои! [12]. Это влияние может выражаться как в виде прямого следствия,  так и  в виде противоречий,  возникающих  между  педагогической  мыслью  и  педагогической  практикой  того  или  иного периода развития образования. Если, по мнению И. Ф. Исаева, стратегической целью  подготовки  педагога-профессионала  является  формирование  профессионально-педагогической культуры, то исследовать проблемы педагогического образования следует с учетом требований культурологического подхода [8]. 

Культурологический  подход  обеспечивает  совокупность  теоретико-методологических  положений  и  организационно-педагогических  мер,  направленных  на  исследование  проблем  педагогического образования и создания условий освоения и трансляции педагогических ценностей и технологий,  обеспечивающих  творческую  самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности. 

При культурологическом подходе под проблемами  педагогического  образования  понимается, прежде  всего,  постижение  педагогом  общей  и профессионально-педагогической  культуры,  активное  освоение  педагогических  теорий,  ценностей, технологий. Овладевая общей и профессионально-педагогической культурой как «внебиологическим  механизмом»  передачи  социальной  наследственности,  педагог  реализует  в  своей  практике  культуротворческие функции образования и педагогики.

Поэтому  в  основу  разработки  содержания, технологии,  организационных  форм  педагогического  образования  должна  быть  положена  концепция  формирования  профессионально-педагогической  культуры [13].  Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным  ресурсом  деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, освоенные технологии обучения и  воспитания,  сколько общая и педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности,  способность  создавать  новые  и  передавать традиционные ценности.