ТГП: механизм действия права

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Механизм  действия права в российском обществе – важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели механизма действия права преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Мы живём  в стране, где право является особым и главным государственным регулятором  общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие механизма  действия права просто необходимо для  обеспечения и гарантирования в  нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в области экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма действия права порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что  именно механизм действия права является двигателем права, справедливости и  законности.

Данная работа состоит из введения, семи разделов, заключения и списка используемой литературы.

Цели и  задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме действия права. 

 

  1. Механизм действия права: понятие и основные компоненты.

Изучение механизма действия права (правового регулирования) занимает учёных длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С.С. Алексеева. Понятие «Механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования.

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  как осуществляемое при помощи системы  правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно - организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.1 Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие.

Отличие правового воздействия  от правового регулирования состоит  в том, что правовое воздействие  является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление  человеческой деятельности, вводит её в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Особенность правового регулирования  заключается в осуществлении  государством посредством издания  общеобязательных норм поведения. Здесь  проявляется искусство правотворческих  органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие  последствия.

В механизме правового регулирования  С.С. Алексеев выделяет структуру правового  регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами  регулирования. Каждой отрасли права  присущ свой метод или сочетание  методов правового регулирования, в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

  1. Метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера;
  2. Метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично – правовых отраслях.

Способы правового регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С. Алексеев выделяет следующие способы правового регулирования:

а) Дозволение – предоставление лицам  права на свои собственные активные действия;

б) Запрещение – возложение на лиц  обязанности воздерживаться от совершения действий определённого рода;

в) Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного  поведения( что – то передать, сделать, уплатить и т.п.).2

Своё развёрнутое  обоснование по поводу звеньев механизма  правового регулирования С.С. Алексеев предложил свою конструкцию, которая  в последующем не претерпела значительных изменений. В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:

  1. Юридические нормы;
  2. Правовые отношения;
  3. Акты реализации прав и обязанностей.3

Такое представление  о структуре механизма правового  регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Так        А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы правового регулирования:

  1. Норма права – формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания.
  2. Юридический факт (или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно – исполнительный правоприменительный акт) – происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.
  3. Правоотношение – установление конкретной юридической связи с весьма определённым разделением субъектов на управомоченных и обязанных.
  4. Акты реализации прав и обязанностей – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при котором правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться.
  5. Охранительный правоприменительный акт – вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удаётся и когда на помощь неудовлетворённому интересу должна придти соответствующая правоприменительная деятельность.4

 

  1. Правоотношение: общая характеристика.
  2. Понятие правоотношения. Объект и предмет правоотношений.

Процесс действия права выражается в различных, определённых правом, формах правореализующего поведения  субъектов права, действия и взаимоотношения  которых согласованы в виде нормативно – правовой корреспонденции, их взаимных прав и обязанностей. Трактовка всего  этого процесса действия права в целом как отношения субъектов права и представлена в отдельной юридико – доктринальной категории «правовое отношение».

Правовое  отношение – это требуемая реализуемой нормой права форма взаимоотношений субъектов права в процессе приобретения и использования ими конкретно – определённого субъективного права либо создания или исполнения конкретно – определённой юридической обязанности.

Объект  правоотношения – это абстрактное содержание реализуемой нормы действующего объективного права, т.е. соответствующие абстрактные положения её гипотезы, диспозиции и санкции.

Предмет правоотношения – это те конкретные субъективные права и конкретные юридические обязанности, для приобретения, осуществления и исполнения которых конкретные субъекты права при наличии необходимых правовых условий вступают в конкретные правоотношения и в соответствии с требованиями реализуемой нормы права совершают надлежащие правомерные действия.

Понятие предмета правоотношения выражает правовой смысл, предназначение и цель правоотношения – конкретизацию абстрактного содержания реализуемой нормы права. Предмет правоотношения – это реализованное, индивидуально – конкретизированное выражение объекта правоотношения.

Объект правоотношения представляет собой абстрактно –  правовые положения абстрактной  нормы права. Представленные в объекте  правоотношения абстрактные права  и абстрактные обязанности являются лишь составными моментами диспозиции регулируемой нормы и выражают лишь абстрактные правовые возможности  субъектов права.

Подобные  абстрактные права и обязанности  диспозиции нормы не следует, конечно, смешивать с конкретно - определённым субъективным правом и конкретно  – определённой юридической обязанностью конкретного субъекта права. Между  ними существует громадная разница: одно дело – когда абстрактное  лицо имеет абстрактное право  приобрести абстрактный дом, абстрактную обязанность нести абстрактную военную службу либо абстрактную служебную обязанность в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, совсем другое дело – когда индивидуально – определённое лицо реально имеет уже приобретённое им правомерным путём в результате конкретного правоотношения конкретное субъективное право собственности на конкретно – определённый дом, конкретную юридическую обязанность нести конкретно – определённую военную службу либо конкретное субъективное правомочие возбудить конкретное  уголовное дело против конкретного индивида в конкретном случае обнаружения конкретных признаков преступления.

Объективное право – это абстрактно – всеобщие нормы позитивного права. Предусматривающие  для фактически различных субъектов  права формально равные юридические  условия и возможности для  реализации в конкретных правоотношениях  их правомерных целей и интересов  – приобретения и осуществления  ими своих конкретных, индивидуально  – определённых юридических обязанностей.

Эти приобретаемые  в результате конкретных правоотношений разными конкретными субъектами различные индивидуальные, только им принадлежащие конкретно – определённые субъективные права и субъективные юридические обязанности не следует  смешивать с абстрактными правами  и обязанностями абстрактного субъекта, т.е. с абстрактно – общими правовыми  свойствами и характеристиками абстрактного субъекта объективного права и абстрактного субъекта абстрактного правоотношения.

О смешении этих разных юридических явлений  и категорий свидетельствует  распространённая в юридической  литературе трактовка содержащихся в нормах объективного права общих  положений об абстрактных правах и обязанностях абстрактного субъекта права, как субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.

Аналогичная путаница присутствует и в утверждениях, будто правоотношение состоит из субъективных прав и юридических  обязанностей. Чтобы избежать такой  терминологической путаницы и смешения абстрактно – правовой возможности  абстрактного субъекта с уже приобретённым  конкретным правом конкретного субъекта, необходимо по крайней мере соответствующие  абстрактные права и обязанности  обозначить как абстрактные субъективные права и обязанности – в  их отличии от уже действительно  приобретённых конкретными субъектами и принадлежащих только им различных конкретных субъективных прав и конкретных юридических обязанностей.5

 

  1. Виды правоотношений.

Классификация правоотношений в основном совпадает  с делением норм права на различные  виды, но имеются и некоторые особенности, обусловленные характером взаимоотношений  между субъектами правоотношений.

Правоотношение  – это взаимоотношения, как минимум, двух разных субъектов (сторон) правоотношения, которые олицетворяют предусмотренную  реализуемой нормой корреспонденцию между правами и обязанностями, например, покупателя и продавца, заказчика и исполнителя, ссудодателя и ссудополучателя, работодателя и работника и т.д.

В этом смысле любое правоотношение носит двусторонний характер – в соответствии с двусторонним характером реализуемой нормы права и права в целом. Однако в одном правоотношении может быть и более двух субъектов (сторон) правоотношения. Например, субъектами правоотношения по договору в пользу третьего лица (см. ст. 430 ГК РФ) 6 являются не только кредитор и должник, но третье лицо с его самостоятельным правовым интересом, с его правами и обязанностями. Более двух субъектов (сторон) участвуют в различных правоотношениях по обмену жилья, особенно когда имеет место сложный (многосторонний) обмен и т.д.

С учётом сказанного представляется необоснованным выделение  так называемых односторонних правоотношений. В качестве примера при этом ссылаются  на договор дарения как образец  элементарного правоотношения двух субъектов, где якобы есть только одна обязанность (дарителя) и одно право (одаряемого). Но дело обстоит  иначе, поскольку все субъекты права  вообще и правоотношений в особенности, включая даритель и одаряемого, обладают одновременно и правами, и обязанностями: правам и обязанностям одной стороны  соответствуют (корреспондируют) обязанности  и права другой стороны.

В литературе принято также деление правоотношений на относительные и абсолютные. При  этом под относительными имеются  ввиду правоотношения, в которых  определены обе стороны, а под абсолютными – правоотношения, в которых определена только одна правомочная сторона. В качестве обоснования (и соответствующих примеров) наличия особых абсолютных правоотношений обычно ссылаются на право собственности и право авторства в гражданском праве, на право государственного органа пресекать нарушения общественного порядка в административном праве.

Сторонники  подобного подхода явно смешивают: во-первых абстрактные права и обязанности с конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями, а во-вторых, конкретные субъективные права (конкретное право собственности, конкретное право авторства), конкретные юридические обязанности (права-обязанности) конкретного государственного органа, (должностного) лица пресечь конкретное правонарушение – с соответствующими правоотношениями, в рамках которых эти конкретные субъективные права и юридические обязанности либо уже приобретены и созданы, либо будут осуществлены и исполнены. Так что тут смешиваются и совершенно разные конкретные правоотношения, в одних из которых конкретные субъективные права и конкретные юридические обязанности приобретаются и создаются, а в других – осуществляются и исполняются.

Вне конкретных правоотношений ни абстрактные правовые возможности субъектов права  не могут быть превращены в соответствующие  конкретные субъективные права и  конкретные юридические обязанности, ни эти конкретные субъективные права  и конкретные юридические обязанности не могут быть осуществлены и исполнены. А во всех правоотношениях, как и в праве в целом, правам и обязанностям одного субъекта соответствуют (корреспондируют) обязанности и права другого субъекта, так что так называемых абсолютных правоотношений нет и определённо быть не может. 7

 

  1. Юридические факты

Для возникновения , изменения или  прекращения конкретных правоотношений необходимы наличные конкретные правовые основания, в абстрактно – общем  виде установленные в гипотезе реализуемой  нормы права. Такие правовые основания, определяющие условия реализации абстрактной  нормы права, называются юридическими фактами.

Юридические факты – это факты (фактические обстоятельства), имеющие, согласно закону, юридическое значение в качестве правового основания (условия), необходимого для реализации нормы права.

Юридические факты делятся на события и деяния.

Деяния (действия и бездействие) - это осознано – волевые акты поведения людей.

По  своему правовому характеру деяния делятся на правомерные и неправомерные (правонарушающие). Неправомерный (правонарушающий) характер, согласно закону, носят и некоторые виды бездействия соответствующих субъектов права в условиях, когда они должны были совершить определённые правомерные действия (например, неоказание врачом помощи больному, пассивное поведение работника милиции в ситуации совершения преступления и т.д.).

По форме своего осуществления  и выражения деяния делятся на юридические акты и юридические  поступки.

Под юридическими актами имеются ввиду различные юридически определённые формы действия субъектов права (например, заключение договора, вступление в брак, подача искового заявления в суд, принятие судом решения по делу и т.д.), направленные на достижение определённых правовых последствий и результатов.

Юридические поступки – это различные фактические деяния субъектов права (например спасение утопающего, выход на работу в нетрезвом состоянии и т. д.), которые независимо от воли совершающих их субъектов влекут правовые последствия в силу их юридической значимости.

Как правило, согласно гипотезе нормы, реализуемой в правоотношении, требуется  наличие не одного, а нескольких юридически значимых фактов, которые  в своей совокупности образуют фактический  состав, точнее говоря, - юридико-фактический  состав данной конкретной правореализуемой ситуации (правового случая, дела).

Надлежащее, требуемое процессуальным правом, доказательство наличия или отсутствия соответствующих юридических фактов (всего юридико–фактического состава) образует юридико-процессуальную сторону (и составную часть) любого конкретного правоотношения. При этом наличие некоторых юридических фактов презюмируется (например презумпция знания действующего закона, презумпция невиновности, презумпция гражданско – правовой дееспособности взрослого физического лица, презумпция объективности субъекта правоприменения и т.д.),пока не будет в установленном порядке доказано обратное.8

 

 

 

  1. Реализация права: общая характеристика
  2. Понятие и формы реализации права.

С того момента, как закон, иной нормативно правовой акт вступил в силу, начинается новая стадия правового регулирования  – стадия реализации норм права  в конкретных отношениях. Следует  чётко различать процессы действия нормы права и реализации нормы  права, которые характеризуют качественно  различные этапы правового регулирования.

Термин «действие норм права» означает, что процесс правотворчества  полностью завершен. Закон, иной нормативный  правовой акт опубликован, и дата, с которой граждане, юридические  и иные лица могут руководствоваться  в своей деятельности нормами  права, закреплёнными вновь принятыми  источниками права, наступила. Однако нередки случаи, когда заинтересованные лица не спешат действовать в соответствии с вновь принятыми нормами  права. Известно немало так называемых мертвых норм, которые действуют, но не воплощаются в конкретных отношениях, в действиях граждан и иных лиц.

Деятельность членов гражданского общества и государства, его органов  по переводу действующих норм права  в конкретные правоотношения понимается как реализация норм права.

Реализация права – это воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных лиц предписаний действующих норм права. Реализация права образует особую стадию правового регулирования. На этой стадии участники конкретных правоотношений действуют в строгом соответствии с действующим законодательством, выполняют его требования и в конечном итоге создают порядки, которые, по мнению государства, наилучшим образом отвечают интересам общества и личности и обеспечивают дальнейшее прогрессивное развитие общества.

Многообразие отраслей права и  способов правового регулирования, закрепления правовых требований в  нормативных актах обуславливают  и различие в формах реализации права. Реализация норм права в правомерном поведении лиц осуществляется в четырёх формах:

  1. Соблюдение;
  2. Использование;
  3. Исполнение;
  4. Правоприменение.

  Соблюдение – это такая форма реализации норм права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно – правовые и иные запреты не нарушаются.

Граждане  и иные лица сообразуют свои поступки с нормами права: не совершают  краж, разбойных нападений, не нарушают экологического законодательства, не охотятся в запрещённое законом  время и т.д. Их поведение по  отношению к запретам является пассивным. Однако это не означает того, что в области правового регулирования, где действуют запреты, правомерное поведение в форме активных действий вообще является невозможным. Наоборот, граждане и иные лица действуют весьма активно, но своими действиями они реализуют иные нормы.

Важнейшей формой реализации права активными действиями граждан и иных лиц является использование, т.е. осуществление предоставленных им субъективных прав в виде дозволений или правомочий. Дозволения субъект реализует по своему желанию и собственными действиями – например, сочиняет литературные или музыкальные произведения, участвует в митингах, шествиях, выборах в Государственную Думу и др.

Реализуя  правомочие, лицо вступает в конкретные правоотношения с другими лицами, которые обязываются в силу закона или договора, иного соглашения совершить в его пользу определённые действия. Реализация права в данном случае осуществляется не собственными действиями управомоченного лица, а действиями других лиц. Чтобы приобрести определённое имущество, гражданин заключает договор купли – продажи с торговыми представителями. Для доставки купленных товаров он заключает договор перевозки с транспортными организациями. Словом, правомочие реализуется постольку, поскольку находится иное лицо, способное своими действиями удовлетворить интерес управрмоченного лица.

Совершение  действий в пользу управомоченного  лица понимается как исполнение. Исполнение составляет самостоятельную форму  реализации права. Её специфика состоит  в том, что лицо совершает действия, прямо предусмотренные нормой права  либо вытекающие из какого – либо договора, заключённого  этим участником с  другими лицами. Например, молодой  человек призывается на срочную  военную службу. Тем самым он исполняет обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции РФ.9 Уплата федеральных налогов представляет собой исполнение обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ. Гражданин, покупая товары согласно заключённому договору купли – продажи, обязан оплатить их стоимость.

 Обязанность  признается исполненной при условии, что она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и её надлежащее исполнение признаются правонарушением и влекут за собой применение юридической ответственности.

Особой формой реализации права выступает правоприменение. Данная форма реализации права осуществляется компетентными органами государства и должностными лицами и выражается в виде специального решения, которым на основе действующих норм права устанавливаются права и обязанности участников конкретных отношений. Реализация же закреплённых прав и обязанностей участниками конкретного отношения осуществляется в форме использования правомочия и исполнения обязанности. Необходимость такой формы реализации обусловлена тем, что государство не остается безучастным к процессам реализации права, а играет ведущую роль и на этой стадии правового регулирования.

  1. Стадии реализации права

Реализация  права представляет собой процесс, состоящий из трёх стадий:

  1. Уяснения (толкования) права;
  2. Формирования воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право;
  3. Вступление в конкретное правоотношение.

Процесс реализации норм права начинается со стадии получения  заинтересованным лицом информации о действующих нормах права и  источниках, в которых эти нормы  содержаться. Прежде чем выбрать  тот или иной вариант правомерного пути, способа использования субъективного  права, гражданин, иное лицо должны весьма обстоятельно выяснить, какие нормы  права действуют в соответствующей  сфере правового регулирования, какие субъективные права предоставляют эти нормы, в каком порядке следует действовать, чтобы обеспечить исполнение субъективного права законными путями, какие правовые средства защищают соответствующие субъективные права и насколько они являются действенными.

Процесс уяснения (толкования) содержания норм права  гражданином или должностным  лицом понимается как толкование права. Благодаря этой процедуре  нормы права становятся знаемыми гражданами, иными лицами. С учётом наличных знаний о действующем праве заинтересованные лица формируют свою волю и принимают решение о вступлении в конкретное правоотношение.

Дальнейший  процесс реализации права осуществляется с учётом специфики регулирования  в сферах частного и публично права.

В области  частного права, где граждане и юридические  лица самостоятельно, по своему усмотрению вступают в конкретные правоотношения, стадия формирования их воли сводится к таким процессам, как:

  1. Осознание потребности в материальном или в духовном благе, которую хотел бы удовлетворить субъект, вступив в конкретное правоотношение;
  2. Определение объекта правоотношения;
  3. Поиск лица, способного удовлетворить потребность в соответствующем материальном или в духовном благе.

Субъективное  право, закреплённое нормативными правовыми  предписаниями, разрешает гражданину, юридическому лицу удовлетворять свои потребности в соответствующем  материальном или духовном благе  собственными действиями либо посредством  выступления в конкретное правоотношение. В силу общественного разделения труда потребность в значительной части материальных и духовных благ не может быть удовлетворена собственными действиями заинтересованного лица. В этих целях он должен вступить в конкретные правоотношения. Например, чтобы получить профессиональное образование, гражданин вступает в образовательное правоотношение с соответствующим учебным заведением; чтобы иметь надлежащие материальные средства, заключает трудовой договор с организацией, учреждением.

Процесс формирования потребностей личности, как и всякий психологический процесс, лежит  за пределами права. Юридическую  значимость этот процесс получает тогда, когда заинтересованное лицо осознаёт соответствующее материальное и  духовное благо как жизненно необходимое  для себя и в целях овладения  этим благом принимает решение вступить в конкретное правоотношение. Подобное решение является важным этапом на пути реализации норм права. Ибо значительная часть материальных и духовных благ, представляющих интерес для личности, юридического лица, остаётся в области  их несбыточных желаний. Субъект  осознает нереальность своих потребностей и не предпринимает никаких попыток с целью их удовлетворения.10

 

5. Правореализация при  пробелах в законодательстве.

В процессе правоприменения может оказаться, что в действующем позитивном праве отсутствует конкретная правовая норма, прямо регулирующая обстоятельства рассматриваемого дела. Такая ситуация может означать: 1) либо сознательное нежелание законодателя (и в целом всех субъектов правоустановительной деятельности) регулировать эти обстоятельства; 2) либо наличие пробела в действующем позитивном праве.

В первом случае (при отказе законодателя от правовой регуляции данных обстоятельств) соответствующие  фактические обстоятельства не имеют  юридического значения. По таким обстоятельствам  не следует возбуждать юридическое (правоприменительное) дело, а по уже возбужденному делу необходимо вынести соответствующее решение с учётом выявленной их юридической незначимости («юридической ничтожности»).

Под пробелом в праве имеется ввиду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу действующего права и характеру  регулируемых им общественных отношений  необходима для регулирования данных конкретных фактических обстоятельств (фактических отношений), находящихся в сфере сложившейся правовой регуляции.

Пробелы в  праве могут быть либо следствием неизбежного отставания законодательства от более динамично развивающихся  общественных отношений, либо результатом  ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законотворческой культуры и т.д.

Выявленные  пробелы в праве могут быть восполнены лишь самим законодателем, соответствующим компетентным правоустановительным органом.

Ноправоприменительный орган или должностное лицо не вправе ввиду пробела в праве  отказаться от рассмотрения и решения  соответствующего правового дела (вопроса). Такой отказ означал бы «отказ в правосудии», что противоречит общему смыслу права как реально  действующего регулятора.

В процессе правоприменения для преодоления  пробелов в действующем праве  используются такие специальные  правоприменительные приёмы, как аналогия закона и аналогия права.

Аналогия  закона – это применение к неурегулированному отношению нормы закона (действующего позитивного права), регулирующие сходные (аналогичные отношения).

Применение  аналогии закона с сфере гражданских  предпринимательских отношений, защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ предусмотрено Гражданским кодексом (п. 1 ст. 6) и Гражданско Процессуальным Кодексом (ст. 10). Согласно  Гражданского Кодекса (п. 1 ст. 6), если такие отношения «прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».11