ТГП в системе юридических наук, соотношение ТГП с другими гуманитарными науками

                                                               План 
 

 

                                                        Введение  

  Один из коренных вопросов общественной жизни - вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.  
    Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного естественнонаучного знания.

      На развитие отраслей обществоведения, будь то философия, экономика или право, бесспорно, самое прямое воздействие оказывают открытия в познании природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. Настоятельное требование времени - отход от технократических подходов, самоизоляции естественнонаучного знания. К разработке крупных естественнонаучных проблем следует привлекать экономистов и социологов, философов и юристов, психологов и историков, представителей других отраслей обществоведения.  
        Актуальность данной темы состоит в том, что теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обуславливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений.   

  Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса (политического, экономического). Без их кооперации невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития.

  Цель данной курсовой работы - определение места и роли теории государства и права среди других наук.

  В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  1. определить  взаимосвязь теории государства  и права с гуманитарными науками;

  2. обозначить  место и роль теории государства  и права в системе юридических  наук.

  Методологическую  базу и методы исследования определили современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания (сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный, логический и др.).

  При написании  курсовой работы, были использованы различные источники, такие, как учебные пособия по данной теме, монографии, журнальные статьи. К числу учёных, посвятивших свои работы данной теме, относятся Брызгалов А.И., Бойцова В.В., Бойцова Л.В., Раянов М.Г.

      Структура курсовой работы обуславливается  целями и задачами исследования. Состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 

  Глава 1. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук

                        1.1 Соотношение ТГП с философией и политологией 

  Теория  государства и права, как было уже отмечено, является далеко не единственной наукой и учебной дисциплиной, имеющей  объектом исследования государство и право. Изучением последних занимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

  В процессе исследования государства и права  вполне естественно и неизбежно  возникает вопрос о соотношении  их друг с другом, а также с  теорией государства и права.

         «Философия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по разным направлениям. Теория государства и права широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки»1. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества. «Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «отношение», «функция», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др»1. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методологическое значение. Большое значение для развития теории государства и права имеет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философский, мировоззренческий аспект. Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества. Материалистические основы мировоззрения в отличие от идеалистических чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

  Материалистические  философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

  Говоря  о роли философского мировоззрения  в разработке государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о  том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого в курсе теории государства и права материала.

         Наряду с философией теория  государства и права имеет  тесные связи и с политологией. Политология – это наука, занимающаяся  изучением всего многообразия  политологического мира, именуемого политикой. В поле зрения исследователей-политологов находятся общие законы развития политических явлений, институтов и учреждений, вопросы политической власти, политической системы, политической идеологии, политического режима, политических отношений и др.

  Используя политологические данные, теория государства, и права рассматривает государственно-правовые явления с точки зрения не только их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и их места и  роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать не только их самих, но и в контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата и «изнутри», и «извне» – со стороны его связей с политической системой общества или же с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, союзы и пр. Между теорией государства и права и политологией существуют прямые и обратные связи. Это означает, что не только политология оказывает влияние своими знаниями на развитие теории государства и права, но и наоборот. Так, в частности, в процессе проведения политологических исследований и изучения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понятия государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций государства, соотношения государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права. 
 

  1.2 Взаимосвязь ТГП с экономическими науками. Соотношение

  ТГП с социологией и социальной психологией 

        Неразрывная связь существует  также между теорией государства  и права и экономическими науками.  Последние, выступая в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают в себя политическую экономию, историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу экономической науки составляет политэкономия. Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы и т.п., решают не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы. Ведь от того, например, как, на какой основе решаются проблемы производства, накопления и распределения материальных и иных благ, вопросы соотношения производственных и распределительных отношений, во многом зависит состояние не только экономики, но и самого общества, а вместе с ним и государства. Опираясь на основные выводы и положения, сформулированные экономическими науками, теория государства и права исходит из предпосылки, что экономика – материальный базис общества – оказывает, в конечном счете, решающее воздействие на процесс формирования и развития соответствующей ему надстройки, одной из составных частей которой является государство и право. Многовековой опыт существования общества показывает, что каждому типу или разновидности экономики (рабовладельческого, феодального или иного общества) должен соответствовать вполне определенный тип государственной и правовой системы. В этом смысле допустимо говорить, с известными оговорками о несовпадении в мелочах, деталях, об экономической обусловленности и даже об экономической заданности государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

  Однако  не следует ни преувеличивать, а  тем более абсолютизировать характер прямой связи и обусловленности государственно-правовой материи экономической материей, ни преуменьшать его. Опыт России и многих других стран со всей убедительностью показал, что даже в рамках одного и того же типа экономики и государственно-правовой системы учет характера этой связи и обусловленности имеет огромное не только теоретическое, но и практической значение. Это означает, помимо всего прочего, что успешное проведение радикальных политических или государственно-правовых преобразований в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и соответствующих экономических преобразований, и наоборот. Теория государства и права исходит также из того, что не только экономика и вместе с ней экономические науки влияют на государство и право, а следовательно, и на юридические науки, но, в свою очередь, последние оказывают значительное влияние на первые. В юридической литературе правильно указывалось, что стихийное, не опосредованное государственно-правовое регулирование развития экономических процессов может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства. Мировой опыт показывает, что политическая власть, не принимающая необходимых мер для целенаправленного развития экономики, может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический потенциал страны.

  Большое академическое и политико-практическое значение имеют постоянные связи  теории государства и права с  социологией. Согласно сложившемуся в  научном мире представлению, социология является гуманитарной дисциплиной, занимающейся изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп. В центре внимания социологов неизменно находятся вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных социальных систем. «Понятие социологии – это «обобщенное», точнее, общеродовое, понятие, которым охватывается целый ряд ее отраслей, включая такие, например, как социология политики, социология отдельных составных частей экономики (промышленности, сельского хозяйства и т.п.), социология образования, социология права и др»2. Теория государства и права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества. С теоретической точки зрения весьма важное значение имеет использование в процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений выводов и обобщений, сделанных в рамках социологии политики и социологии права. Особую значимость при этом приобретают даже те весьма спорные и противоречивые суждения и понятия, которым за пределами социологии, вне социологического контекста и фона уделялось бы гораздо меньше внимания. В качестве примера можно сослаться на довольно спорное и одностороннее рассмотрение (в социологическом плане) государства и права как исключительно силовых, принудительных институтов. Подход к государству, а соответственно и к исходящему от него позитивному праву как к институтам (средствам) господства и подчинения, насилия и принуждения в определенной мере адекватно отражает реальную действительность. Однако при этом не учитываются другие стороны государства и права. В частности, вне поля зрения исследователей остаются охранительные, протекционистские, защитительные, воспитательные и иные функции государства и права. Не учитывается, в частности, тот факт, что государство в повседневной жизни и многообразных отношениях может выступать не только в качестве суверена, устанавливающего общеобязательные для всех «своих» граждан и организаций – физических и юридических лиц – правила поведения. Во многих отношениях с ними оно может выступать также в качестве равноправного партнера. «Это относится в первую очередь к гражданско-правовым отношениям. Согласно, например, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ, «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами»3. К государству в целом, равно как и к другим связанным с ним субъектам гражданско-правовых отношений, согласно действующему законодательству, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Рассмотрение государства и права с социологических позиций помогает глубже и разностороннее понять его и с других позиций, в частности с точки зрения теории государства и права. Этому же способствует и широкое использование теоретиками государства и права конкретных социологических исследований жизнедеятельности государственно-правовых институтов. Помимо академической важности они имеют определенную практическую значимость. Данные социологических исследований позволяют успешно решать, например, проблемы совершенствования государственного аппарата, дальнейшего развития форм и содержания (функций) государства, повышения эффективности права. Постоянная и последовательная связь теории государства и права прослеживается с социальной психологией. Сформировавшись как самостоятельная отрасль знаний (отрасль психологии) и самостоятельная дисциплина в начале XX в., социальная психология представляет собой науку, занимающуюся выявлением и изучением закономерностей поведения людей, обусловленных фактом их принадлежности к определенным социальным слоям и группам, а также изучением психологических характеристик отдельных человеческих сообществ и групп. Имея предметом своего изучения общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, теория государства и права не может решать свои задачи без учета достижений социальной психологии, без знания социально-психологических особенностей отдельных социальных групп (властных и прочих структур) и всего общества в целом. Попытки определения уровня правового сознания общества, степени развития правовой культуры населения, эффективности правотворчества и правоприменения в той или иной стране можно успешно осуществить лишь при условии широкого использования достижений социальной психологии. При рассмотрении проблем возникновения, становления и развития государства и права весьма важно иметь в виду также, что это не формальные, социально индифферентные или социально выхолощенные процессы, протекающие сами собой, вне поля зрения и участия в них отдельных слоев или всего общества. Это социально обусловленные, общественные процессы, протекающие в рамках как отдельно взятых стран, так и всего мирового сообщества. «От состояния социальной психологии, выражающегося в социально-политической активности или, наоборот, в перманентной пассивности населения, в душевной приподнятости и целенаправленности народа и нации или, наоборот, их психологической подавленности, социальной апатии и безразличии к судьбе общества и государства, в историческом оптимизме народа и нации или же в их неверии в будущее существующей общественной и государственно-правовой системы, историческом пессимизме, в уверенности перед грядущим будущим или в страхе за будущее своей страны, государства и общества, в полном доверии и уважении к властям предержащим или же, наоборот, в полном неверии в их способности управлять страной и их общественном презрении и от многого другого в значительной степени зависят не только стабильность и эффективность существующего государства и права, но и реальные перспективы их существования и развития»4. От этого же зависит их жизнеспособность и конкурентоспособность на мировой арене. «Современный опыт России так же, как и многих других стран, со всей очевидностью доказывает, что наряду с системой иных факторов именно психологическое состояние общества оказывает весьма важное воздействие на процесс становления и развития, а также на характер (демократический, псевдодемократический, олигархический и т.п.) вновь возникающего государственно-правового и общественного строя»5.

 

   Глава 2. Соотношение  теория государства  и права с юридическими науками

                                          2.1 Виды юридических наук 

        Теория государства и права  занимает важное место не только  среди гуманитарных неюридических,  но и в системе юридических  наук. «В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки и дисциплины. К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, теория государства и права, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение»6. К этой же группе юридических наук следует отнести также все более проявляющуюся в качестве самостоятельной отрасли знаний и дисциплины юридическую конфликтологию. К отраслевым юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся конституционное право, административное право, коммунальное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процёссуальное право, трудовое право, земельное право, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права. К специальным (прикладным) юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др. Особое место в системе юридических наук занимает международное право. Для того чтобы понять, какое место отводится теории государства и права в системе юридических наук и какую роль она при этом играет, необходимо соотнести ее с каждой из названных групп наук. Обратимся вначале к историко - и теоретико-правовым наукам и дисциплинам. В данной группе наук и дисциплин объективно существуют две подгруппы – историко-правовые и теоретико-правовые дисциплины. Относясь ко второй подгруппе, теория государства и права с каждой из них соотносится по-разному. 

  2.2 Взаимосвязь и взаимодействие  теории государства и права  с историко-  правовыми науками и теоретико-правовыми дисциплинами 

  Взаимосвязь и взаимодействие теории государства  и права с историко-правовыми  науками проявляются, с одной  стороны, в том, что при выявлении  общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма, равно как и при проведении других теоретических исследований, представители теории государства и права не могут обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обойтись также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) углом зрения и в хронологическом порядке. С другой стороны, эта взаимосвязь и взаимодействие заключаются в том, что история государства и права в процессе познания тех или иных глобальных по своему характеру исторических явлений и событий не может зачастую обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках теории государства и права. «Речь идет, в частности, о выводах и обобщениях, касающихся форм правления и форм государственного устройства, государственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права и др. «Затрагивая проблему соотношения теории государства и права, с одной стороны, и истории государства и права – с другой, многие авторы вполне резонно замечают, что если теория государства и права, имея дело с общими закономерностями развития государственно-правовой материи, отражает исторический процесс лишь в абстрактной форме, «освобожденной от всех исторических случайностей», и только с помощью логического метода, то в отношении истории государства и права дело обстоит иным образом»7. Имея предметом своего изучения «исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений», история государства и права исследует их не «вообще», в абстрактной форме, а в строго «определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности», на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, проявляющихся в пределах тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных общественных систем». При всем объективно существующем различии в подходах и приемах (методах) изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений у теории и истории государства и права довольно много общего. Общность их проявляется, во-первых, в том, что они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права, не упускают из поля зрения и их настоящее. Во-вторых, уделяя значительное внимание причинам и условиям зарождения государства и права, они в то же время центральное место в своих исследованиях отводят закономерностям их развития. И в-третьих, рассматривая процесс возникновения, становления и развития государства и права в целом, они одновременно держат в поле зрения и процесс развития государства и права отдельных стран. При этом исследователи всегда исходят из тезиса, что конкретная история не только многообразна, но и сугубо индивидуализирована. Реальная история отдельных стран, народов и государств уникальна. События, происходящие в той или иной стране, нигде и никогда потом в точности не повторяются.

  «Глубокие связи теории государства и права прослеживаются также и с теоретико-правовыми науками – философией права, социологией права, сравнительным правоведением, юридической конфликтологией. И это вполне понятно, имея в виду не только общность объектов и близость предметов их изучения, но и сходство методов их исследования»8. Следует, однако, заметить, что далеко не все ученые разделяют данную точку зрения в отношении философии права и социологии права, относя их к системе юридических наук. Многие философы и социологи издавна были склонны рассматривать их не иначе как в качестве составных частей философии и социологии. Это тоже вполне понятно, имея в виду цеховые, корпоративные научные интересы. В настоящее время острота спора о принадлежности философии права, так же, как и социологии права, уменьшилась. Этими науками и дисциплинами занимаются в основном юристы. Однако для ряда философов и социологов вопрос все еще остается открытым. «Говоря о соотношении теории государства и права и философии права, следует заметить, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. Ибо если теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, то философия права, согласно сложившемуся о ней представлению, имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия»9. Теория государства и права находится в тесной связи со сравнительным правоведением. В отечественной юриспруденции сравнительное правоведение длительное время находилось, да и сейчас еще находится на далекой периферии научных исследований и юридического образования. В западноевропейских университетах эта дисциплина изучается и преподается уже более 150 лет. Объектом исследования сравнительного права (правоведения) являются правовые системы разных стран и народов. Предметом изучения данной отрасли знаний и учебной дисциплины является «общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их динамичного соотношения между собой.

  Появление и развитие сравнительного права  – явление такое же естественное и неизбежное на определенной стадии развития общества и государства, как и зарождение национального права. Оно обусловлено многими факторами, но наиболее важными из них являются те, которые ассоциируются с расширением и углублением между различными странами и народами экономических, торговых и иных связей, требующих профессионального знания правовой системы не только своей страны, но и других стран, а также унификации механизмов правового регулирования. «В процессе такого общения и обмена информацией возникает реальная возможность не только оценить преимущества и недостатки правовых систем других стран, но и сквозь призму этих систем по-новому взглянуть на свою собственную правовую систему, увидеть все ее плюсы и минусы, перенять все лучшее, что есть в правовых системах других стран. В настоящее время потребность в кооперировании усилий юристов разных стран, необходимость в интеграции и унификации законодательства, а следовательно, и в развитии сравнительного правоведения не только не уменьшается, а, наоборот, еще больше возрастает»10. Это связано как с порождаемыми самой жизнью теоретическими проблемами, так и с практическими потребностями в развитии сравнительного государствоведения и правоведения. Наряду с традиционными теоретико-правовыми дисциплинами теория государства и права имеет тесные связи и с нетрадиционными, вновь формирующимися дисциплинами, такими, например, как юридическая конфликтология. Под этой дисциплиной понимается раздел или направление общей конфликтологии, предметом которого является изучение конфликтов, которые возникают, развиваются и разрешаются в рамках как внутригосударственного (национального), так и международного права.

  «Юридическая конфликтология, будучи смежной, «стыковой» отраслью знаний, имеет непосредственные связи с такими дисциплинами, как социология, психология, социальная психология, отраслевые юридические науки. Тесные обоюдные связи прослеживаются у нее и с теорией государства и права. Конкретное выражение эти связи находят, с одной стороны, в том, что юридическая конфликтология использует весь необходимый для ее нормального функционирования арсенал теоретических и методологических средств, вырабатываемых в рамках теории государства и права»11. «Это касается, в частности, определения понятия интереса в праве и механизмов его реализации, определения принципа разделения властей и выработки согласительных процедур для разрешения конфликтов между различными ветвями власти, установления наиболее оптимальных условий гармонизации и унификации законодательства и устранения возникающих при этом конфликтов и др»12. С другой стороны, теория государства и права, в свою очередь, может активно использовать положения и выводы, вырабатываемые в рамках конфликтологии. Это относится, в частности, к разработке проблем, касающихся толкования норм права, правотворчества и правоприменения, усиления эффективности права, совершенствования форм правления и государственного устройства и др. Наиболее оптимальное, бесконфликтное решение этих и многих других проблем имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Наряду с теоретико- и историко-правовыми дисциплинами теория государства и права имеет глубокие и многосторонние связи с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами. По отношению к каждой из них теория государства и права выступает в качестве своеобразной синтезирующей конкретный юридический материал и обобщающей науки. Она способствует приведению в некую логическую систему накопившихся в течение веков знаний о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно-правовой информации, содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. Теория государства и права имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что теория государства и права не только оказывает влияние на эти отрасли знаний, но и в свою очередь подвергается определенному влиянию с их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала, который используется теорией государства и права при определении ею общих категорий и понятий, а также при выработке общей методологии. Без использования этого материала и без опоры на отраслевые юридические науки теория государства и права неизбежно утратила бы свои академические и методологические позиции, выделилась бы как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина и, в конечном счете, ее существование и функционирование потеряли бы всякий смысл. Теория государства и права имеет определенные связи со специальными (прикладными) юридическими науками и учебными дисциплинами. Однако по сравнению с отраслевыми юридическими науками эти связи, как правило, являются менее интенсивными и преимущественно не прямыми, а косвенными. Объясняется это, прежде всего тем, что специальные науки, хотя и относятся к разряду юридических, но в своем содержании имеют весьма широкий спектр естественных, технических и других наук. 
 

          2.3 Теория государства и права как обобщающая наука 

    Сложность  таких объектов, как право и  государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают ту или другую сторону, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранные, их структуры сложные. В зависимости от того, которые из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

  «Весь комплекс юридических наук, за довольно отстоявшейся в науке схемой, делится на три больших группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические науки. Действующая в данное время классификация юридических наук, предусматривает следующие разделы:

  1) теория  и история государства и права,  история политических и правовых  обучений; 2) государственное право  и управления, государственное строительство,  административное право, финансовое право; 3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право; 4) хозяйственное право, арбитражный процесс; 5) трудовое право, право социального обеспечения; 6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право; 7) криминальное право и криминология, исправительно-трудовое право; 8) криминальный процесс и криминалистика; 9) международное право; 10) судоустройство, прокурорское надзор, адвокатуры»13

  Существуют  и другие классификации, которые так или иначе имеют следы быстро непостоянного времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право, а в хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское право, семейное право и др.). Здесь нет особой необходимости приводить разные точки зрения. Ясно одно: никакие детальные подразделы юридических наук не смогут адекватно и  быстро отразить непостоянную, динамическую картину современной жизни, для которой характерно не только выделение научных направлений, но и становление областей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований и в тот же время отпадения и самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки. В самом деле, специализация научного знания, развитие тех или других процессов вызвали к жизни такие области, как космическое, атомное, компьютерное право. Неблагополучное положение с охраной окружающей среды заставило научное сообщество заняться разработкой экологического, природоохранного права. «Политическая линия, направленная на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым, биржевым правом и т.п. Появление новых или осложнение правовых явлений, которые существовали, (ипотека, залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.), новых субъектов права (банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.), расширение сферы гражданского оборота, увеличение прав граждан и т.п. привлекают внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют проведение научных выискиваний и появление на дереве юридического знания новых областей-направлений»14.

  Отраслевые  и специальные юридические науки  занимаются исследованием, как правило, какой-то одной области государственной или правовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. «Теория права и государства выступает своеобразным резервуаром, в который могут "погружаться" или снова "уплывать" некоторые юридические дисциплины общего или "стыкового" характера. Так, философские, политические и социологические аспекты познания общих закономерностей права и государства в советский период были интегрированы в единой науке - теории государства и права. Однако в последнее время появляются основания для выделения из этой общей основы самостоятельных дисциплин: политической науки, философии права, социологии права, энциклопедии права»15.

  Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-нибудь страны, или отдельного региона, или направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права и государства разных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и важные характерные особенности. «Сама логика дела выделяет общую теорию права и государства в системе юридических наук как самостоятельную научную область знания, так как в реальной жизни действуют объективные государственно-правовые закономерности, наиболее важные их связи и отношения, которые выступают общим, присущий всем явлениям данного рода. Без их познания невозможно глубокое усвоение всего того, что изучают отраслевые и специальные юридические науки»16. Так, без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, области и института права, системы и систематики правил, нормы права и правоотношения и т.п. ни одна область юридической науки не сможет эффективно развиваться, рассчитывая на социально значимые результаты. Без знания общих вопросов правомерного обращения, правонарушений и юридической ответственности и законности нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью, особенно с ее наиболее сложными и организованными формами. Без фундаментальных понятий о сущности и ее проявлениях, содержании и формах государства, его структуре, социальной роли и назначении невозможно выяснить особенности государств разных исторических типов, разных этапов его развития, сформулировать задачи и направления формирования основ демократического социального правового государства и т.д.