Творческая работа в технике пэчворк

Введение 

       Пэчворк (от английского patch – лоскут, заплатка и work – работа) – это лоскутная техника аппликации или шитье из лоскутов (кусочков) ткани.

       Данная  тема довольно актуальна, потому что  на сегодняшний день пэчворк самый распространенный вид рукоделия. На тему лоскутной техники есть очень много литературы, многие мировые модельеры создают шедевры пэчворка. А также образованно множество клубов любителей лоскутного шитья, регулярно проводятся выставки работ, конкурсы, фестивали.

       Искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование.

       Изделия из лоскутков украшают дом, делают его уютнее. С их помощью интерьер обретает индивидуальность, ведь во всем мире невозможно найти два одинаковых изделия, сшитых из кусочков ткани. Лоскутная техника – многогранна и неповторима. И как бы вы ни старались повторить классический вариант пэчворка, все равно ваше изделие получится индивидуальным и неповторимым.

       К пэчворку стали относиться как к прикладному искусству, стали коллекционировать. Для многих женщин это искусство стало большим, чем хобби. Ведь это не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна. В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов.

       Ремесло продолжает жить и привлекать все  большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но и  профессиональные художники создают  в этой технике панно, ковры, модели одежды. Творчество не имеет границ, и современный пэчворк с характерной символикой отражает новое восприятие в новых линиях и создает новые сюжеты.

           Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает такие качества, как терпение и аккуратность.

       Цель  курсовой работы: разработать и выполнить  творческую работу в технике пэчворк.

       Задачи:

       - изучит возрастные психологические  характеристики учащихся;

       - выбрать объект деятельности  в соответствии с возрастными  характеристиками учащихся;

       - изучит и проанализировать имеющийся  теоретический материал по проблеме  исследования;

       - проанализировать существующие  аналоги, выбрать технологию, инструменты  и материалы для изготовления  творческой работы;

       - изготовить салфетку в технике  пэчворк.

       Объект: лоскутная техника пэчворк.

       Предмет: салфетка в лоскутной технике.

       Новизна проекта в разработке орнамента  и цветового решения.

       Практическая  значимость проекта заключается  в первую очередь в том, что  его может использовать учитель  как наглядное методическое пособие  для объяснения учащимся темы, также  может использоваться и самими учащимися. Во-вторых, сама салфетка может являться декоративным элементом в интерьере  кухни, или же служить скатертью  на столике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психолого-педагогические основы организации  творческо-конструкторской  деятельности
    1. Психологическая характеристика обучаемого

       Объект  курсовой работы ориентирован на обучаемого подросткового возраста.

       Подростковый  возраст охватывает период от 10-11 лет  до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных  в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны  развития и жизни. Кризис подросткового  возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

       Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

       Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

       Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве.

       Длительность  подросткового периода зависит, в частности, от конкретных условий  воспитания детей, от того, насколько  велик разрыв в нормах и требования, предъявляемых к ребенку и  взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения  мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и  зрелости, между которыми он "находится", затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних  и внутренних конфликтов.

       Подростковый  возраст - это возраст жадного  стремления к познанию, возраст кипучей  энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые  черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие  от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым  действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед  собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется  известной импульсивностью. Порой  подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

       Существенные  сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая  с каждым годом способность к  абстрактному мышлению, изменение соотношения  между конкретно-образным и абстрактным  мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого  мышления.

       Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают  большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства  патриотизма, интернационализма, ответственности  и др. Этот возраст характеризуется  и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения  к окружающей действительности. При  значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе также черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

       Развитие  интеллекта тесно связано с развитием  творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.                         Существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».

       Первый  подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соответствующих продуктов  деятельности.  
           Второй подход можно назвать личностным: сравнивая свойства людей, известных творческими достижениями, со свойствами менее продуктивных людей, психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности. Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и - одновременно - уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Возрастных различий по этим качествам ученые не нашли.  
         Наконец, третий подход в исследовании творческих способностей ставит во главу угла изучение самих мыслительных процессов, которые предположительно отличают творческую мысль от нетворческой. Такое представление ближе всего к изучению собственно интеллекта.

       Подростковый  возраст занимает важную фазу в общем  процессе становления человека как  личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

 
1.2. Выбор объекта  деятельности 
 

       Объектом  проектирования была выбрана салфетка. На уроке девочкам предлагается выполнить  салфетку в технике пэчворк двухцветную квадратной формы. С одной стороны, она не является предметом первой необходимости, а с другой, она настолько плотно вписывается в интерьер и быт дома.

       Такой урок помогает развить у девочек  творческие способности и аккуратность. Салфетка или любое другое изделие, выполненное в лоскутной технике послужит отличным подарком или украшением интерьера.

       Основным  видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной  деятельности в этом возрасте существенно  изменяется. Подросток приступает к  систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив  педагогов. К подростку предъявляются  более высокие требования. Это  приводит к изменению отношения  к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали  привычным делом. Учащиеся, порой  склонны не утруждать себя лишними  упражнениями, выполняют уроки в  пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости.

       Изготовление  салфетки предлагается девочкам 7-го класса на уроках технологии. На эту работу выделяется четыре школьных урока и  на ее завершение - домашняя работа.

       В седьмом классе учащиеся по разделу  материаловедение и рукоделие должны знать:

       -  свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологические);

       -  традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

       - виды тканей и возможности  их применения;

       - виды рукоделия;

       -   роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов.

       Учащиеся  должны уметь:

       - рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

       -  выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

       -  читать схемы, чертежи, эскизы деталей;

       -  составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

       -  выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

       -  собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

       -  изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами.

       Важный  аспект трудового обучения - соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно - прикладного  характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные  формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскутное шитье  приобщает детей к художественному  творчеству, способствует эстетическому  развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно - теоретическими основами декоративно - прикладного  творчества.

       В учебном плане на изучение темы «Лоскутная пластика» отводится недостаточное  количество часов, чтобы наиболее полно  ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного  искусства.

       Занятия лоскутной пластикой в общеобразовательной  школе могут проводиться в  урочное и внеурочное время со школьниками любого возраста.

       Раздел  «Лоскутная пластика», рассчитанный на 14 часов в год, предусматривает  изучение и освоение нескольких тем  и разделов и хорошо вписывается  во вторую четверть учебного года.

       На  занятиях лоскутной пластикой у  учащихся есть возможность закрепить  полученные ранее умения, отработать навыки, подготовиться к выполнению и выполнить практические и творческие задания.

       Для реализации изготовлений подобных изделий, в классе необходимо создать психологически комфортную атмосферу, проявите уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в  посильности даваемых ему заданий.  

    1. Формы и методы организации  ТКД

Методы  организации ТКД

       Методы  обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических целей.

       Методы  обучения часто определяются как  способы деятельности преподавателя, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися  и обеспечивающие управление познавательной деятельностью школьников.

       Методы  обучения зависят от общих и конкретных целей обучения. Гармоническое, всестороннее развитие личности как цель гуманистического воспитания определяет поиск рациональных методов. Методы обучения зависят от содержания школьного образования. Взаимосвязь методов обучения обеспечивает взаимосвязь и единство всех сторон гармонического развития.

       Методы  обучения находятся в существенной зависимости от психологических, возрастных особенностей школьников. Методы обучения зависят от анатомо-физиологических  особенностей организма учащихся, учитывают  их работоспособность, утомляемость, особенность  нервной, сосудистой, костно-мышечной, половой систем организма.

       В современных условиях образования  предъявляются всё более глубокие требования к совершенствованию  традиционных и поиску новых методов:

       · Направленность метода обучения на выполнение задач гуманистического воспитания.

       · Научность метода.

       · Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

       · Результативность метода обучения, его  направленность на прочное овладение  учебным материалом.

       · Необходимость систематически изучать, заимствовать, использовать в своей  работе передовые методы.

       Словесные методы - ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.). Эти методы имеют направленность либо на процесс формирования и усвоение понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.

       При словесных методах обучения очень  трудно следить за процессом формирования мыслей у школьников, поскольку эти  методы преимущественно направлены на усвоение содержания материала, а  не на процесс формирования определённой структуры мысли.

       В словесных методах учащиеся повторяют, копируют ход рассуждений учителя. И чем ближе приближается ученик к логике объяснения учителя, тем  успешнее усваивает материал. Самостоятельность  ученика, его познавательная активность в основном ограничена прослушиванием объяснения учителя. Учащиеся мало проявляют  собственной инициативы, самостоятельности  рассуждений. У них, по существу, одна проблема: внимательно слушать учителя  и понимать его.

       Поэтому сразу после словесного объяснения на уроке обычно применяются различного вида упражнения, основанные на самостоятельной  и практической деятельности учащихся.

       Словесные методы используются преимущественно  при изучении нового материала и  дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами  овладения знаниями.

       Наглядные методы - формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

       При этих методах обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются или воспроизводятся  с помощью наглядных средств. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала. Вне наглядных пособий  словесные объяснения теряют смысл.

       Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят  иллюстративный характер. В других - облегчают процесс формирования абстракций.

       Наглядные методы обучения требуют глубокого  понимания соотношения образного  и логического, конкретного и  абстрактного, чувственного и рационального  в познавательной деятельности.

       Большие возможности для эффективного использования  наглядных методов обучения предоставляют  кино, радио, телевидение, магнитофоны, компьютерные учебные классы и кабинеты.

       Практические  методы обучения - формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ. Этими методами формируют практические умения и навыки. Процесс формирования навыка здесь является определяющим в учебной деятельности. Словесные объяснения и наглядные пособия подчинены задаче формирования умений или навыков.

       Репродуктивные - форма овладения учениками учебного материала преимущественного основывается на воспроизводящей функцией памяти. Поэтому эти методы используются обычно при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала. Обычно с помощью репродуктивного метода на уроке воспроизводятся знания из личного опыта ученика.

       Репродуктивные  методы повышают прочность знаний, так как обеспечивают систематическое  воспроизведение учебного материала.

       Объяснительно-иллюстративные - находят применение в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.).

       Структуру объяснительно-иллюстративных методов  можно разделить на две основные части: теоретическую и иллюстративную.

       Первая  заключается в системе теоретических  положений, сведений, доказательств, которые  сообщаются учащимся в соответствии с учебной программой.

       Вторая  сторона представляет собой систему  фактов, описаний, разъяснений, как  словесных, так и с помощью  наглядных пособий. Иллюстративный фактический материал позволяет  связать объяснение с личным опытом ученика, делает объяснение доступным.

       Правильное  соотношение теоретической и  иллюстративной частей сосредотачивает  внимание учащихся на теоретическом  аспекте как главном и на фактическом  материале как средстве усвоения главного.

       Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

       Выделяют  следующие активнее методы обучения:

  1. Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
  2. Анализ конкретных ситуаций (case-study) один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
  3. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие  задачи и проблемы и распределение  ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

•  ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.     

  1. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
  2. «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
  3. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
  4. Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

       К графическим методам относятся  работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических  карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при  проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические  упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения.