Творческие задачи в обучении курса «Черчение и графика»



Оглавление

Введение             

Глава 1. Творческие задачи в обучении курса «Черчение и графика»             

1.1. Сущность понятия «творческие задачи»             

1.2. Виды творческих задач в черчении             

1.3. Методические особенности обучения учащихся решению творческих задач             

Глава 2. Разработка и применение электронного ресурса «Творческие задачи по черчению»             

2.1. Анализ раздела «Черчение и графика» программы «Технология»             

2.2. Этапы разработки электронного ресурса «Творческие задачи по черчению»             

2.3. Особенности применения электронного ресурса «Творческие задачи по черчению» в графической подготовке учащихся             

Заключение             

Литература             


Введение

 

«…Творчество – мощный, малоразработанный пласт методики черчения, ее огромный резерв, к которому будут обращаться исследователи и практики, желающие сделать обучение более содержательным и интересным для учащихся. На уроках черчения звучат непривычные слова – «придумай», «разработай», «изобрети». Творчество входит в процесс обучения, перестает быть загадкой и постепенно раскрывает свои тайны».

В.А. Гервер.

 

Введение творческих заданий в школьную практику обучения черчению с использованием компьютера является одним из современных подходов в переориентации процесса обучения от «делай так» к развитию творческих способностей учащихся, непременно связанных с формообразованием более устойчивых графических знаний и умений, повышения интереса к предмету, самостоятельного поиска решения, проявляющегося в стремлении к рационализации и усовершенствованию окружающей действительности [1].

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи [12].

Для успешного развития творческих способностей учащихся нужно:

1. Развивать способности, склонности;

2. Интересы каждого учащего с учетом их возможностей;

3. Овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач;

4. Направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность [12].

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [7].

Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию позволяет избавиться от рутинного и отнимающего много времени (поэтому малоэффективного!) труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным использование электронных учебников, ресурсов, словарей, дистанционных учебных курсов, электронных телеконференций, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации позволяют ученикам получать знания.

Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры и др.

Бурное развитие электронных и оптических методов хранения, передачи, обработки и предъявления информации дает возможность широко и эффективно использовать компьютерные методы обучения на уроках физики, химии, биологии. Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения геометрии на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного заведения, которые могут быть использованы при изучении отдельных разделов школьного курса геометрии. Эти программные средства позволяют конструировать и исследовать геометрические объекты в режиме диалога. Вычислительная техника, фундаментальным базисом которой служат эти предметные дисциплины, находит широкое применение в преподавании последней не только как средство, моделирующее физические процессы и явления, но и как современное средство наглядности, математической обработки результатов лабораторных работ, контроля и самоконтроля знаний учащихся.

Применение информационных технологий не только улучшает качество обучения, но помогает решать и другие важные задачи, например, по повышению конкурентоспособности и привлекательности учебы, улучшению качества анализа учебной деятельности и эффективности принимаемых управленческих решений, более рациональному использованию рабочего времени учителя.

На сегодняшний день, современный руководитель школы осуществляет эффективно свою деятельность в том случае, если применяет информационные технологии и обладает информационной культурой [5].

Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения.

Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс идёт медленно. На невысоком уровне осуществляется обучение педагогов. Не все преподаватели обладают навыками пользователя ПК и поэтому испытывают трудности в организации своей педагогической деятельности, не могут в полноценно использовать компьютерные технологии, что требует постоянной их подготовки и методической поддержки со стороны администрации школы [6].

Цель работы: разработка электронного ресурса «Творческие задачи по черчению».

Задачи:

      анализ содержания раздела «Черчение и графика» программы «Технология»;

      отбор соответствующих задач для создания ресурса;

      проектирование структуры и содержания электронного ресурса;

      разработка методических рекомендаций по использованию электронного ресурса.

При исследовании использовались методы:

- теоретические (классификация, сравнение, анализ литературы).


Глава 1. Творческие задачи в обучении курса «Черчение и графика»

1.1. Сущность понятия «творческие задачи»

 

Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). Следует различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным продуктом - научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи [2].

С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом независимо от значимости продукта (психическими процессами, характерными для творчества).

Современная психология выделяет ряд сторон творческого процесса: постановка вопроса, требующего творческого ответа (т.е. умение увидеть проблему), мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки предварительной гипотезы, для определения путей и способов решения задачи; специальные наблюдения и эксперименты и их обобщение в виде выводов и гипотез; оформление возникших мыслей (образов) в виде логических, образных, математических, графических, предметных структур (создание художественного произведения, конструирование приборов) и т.п. [3].

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

1. Не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

2. Является практическим и полезным для учащихся;

3. Связано с жизнью учащихся;

4. Вызывает интерес у учащихся;

5. Максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания [10].

Преподаватель развивающий, воспитывающий в своих подопечных черты творческой личности, сталкивается с целым рядом вопросов и проблем, многие из которых носят противоречивый, парадоксальный характер. Ответы на них необходимы для правильного выбора оснований и направлений формирования креативности. Некоторые из таких вопросов рассмотрены ниже [12].

Почему стандартное (логическое) мышление является столь распространенным и, часто, предпочтительным? Каково его отношение к творческому стилю мышления? Повседневная жизнь требует постоянного "наведения порядка", поиска устойчивых закономерностей, выявления наиболее закономерных событий. Только осознанная, наиболее вероятная ситуация может быть основой эффективного действия. Поэтому человек стремится к осуществлению "трафаретных, штатных" мыслительных операций и их реализации. Творческое мышление - это обращение к маловероятным явлениям, открывающим свою природу при необычной точке зрения на них. Мысля только творчески, мы окружаем себя, может быть, замечательными, но не апробированными идеями, которые еще предстоит рационализировать. Таким образом, творческий этап находит свое завершение в последующем этапе -логическом, стандартном, шаблонном.

Интересно, что при нестандартном достижении решения задачи, как правило, удается указать логический путь его получения. Это маскирует наличие творческой фазы мышления, а также ее определяющую роль в рождении новой идеи.

Умение мыслить творчески доставляет много хлопот и беспокойств. Э. Де Боне ("Рождение новой идеи". - М., 1972) образно сравнивает шаблонное мышление с процессом углубления одной и той же ямы, а творческое - с попыткой копать в новом месте. Старую яму бросить очень трудно: жаль затраченных усилий, проще, надежнее продолжать начатое, на старом месте легче повышать свою квалификацию. становиться специалистом. Новая яма - рискованное дело для практической человеческой натуры, ведь вознаграждаются только ощутимые, наглядные результаты. Но, несмотря на это, наиболее важные идеи и открытия делают те ученые, которые имеют мужество "копать на новом месте" (Н. Коперник, А. Эйнштейн, Н. Бор и другие).

Отметим, что с точки зрения синергетики процесс эволюции любой природной или социальной нелинейной системы сводится к возникновению все более сложных, а значит, все менее вероятных структур. В этом же направлении функционирует и творческое мышление.

Можно ли научиться творческому мышлению? Творческое мышление, скорее есть проявление таланта, склада ума, своеобразного видения мира. На такие наклонности можно развивать, тренировать, используя некоторые приемы, создавая определенные условия, способствующие творчеству:

1. Самостоятельность;

2. Ответственность;

3. Постановка конкретных проблем;

4. Необходимость получения нового результата;

5. Создание обстановки "никто кроме меня";

6. Значительная доля неопределенности;

7. Поиск других подходов к явлению, вплоть до "сделаем наоборот", вопреки здравому смыслу, на грани абсурда (вращаем не пропеллер, а сами крылья - получаем вертолет);

8. Высвобождение из-под жесткого контроля известных закономерностей, стандартного мышления, логики;

9. Использование случая, когда можно "поймать" то, что никогда не удалось увидеть, действуя намерено;

10. Переключение внимания с основных явлений, предметов, соотношений на другие, кажущиеся второстепенными, маловероятными;

11. "Не доверять словам", научиться мыслить образами;

12. Почувствовать границу "знание-незнание", ощутить знание о незнании;

13. Не стесняться высказывать предложения, способы реализации которых не известны автору;

14. Не выдвигать альтернативы, отказаться от попытки их немедленного поэтапного логического анализа и доказательства правильности последовательных шагов;

15. Вопреки законам логики менять содержание понятия в ходе рассуждений;

16. Доверять чувству интуиции, озарению, не пытаться их сразу рационализировать;

17. Помнить, что зачастую новые идеи сначала кажутся нелепыми, абсурдными и противоречащими "здравому смыслу";

18. Чередовать периоды творческой активности с периодами детерминированных рассуждений;

19. Помнить о парадоксе: многие знания мешают увидеть новые связи и толкают на объяснение явлений с прежних позиций;

20. Шаблонное мышление часто статично, всегда классифицирует вещи, боится неясности;

21. Лучше иметь идеи, даже если они неверные, чем быть всегда правым, не имея никаких новых идей;

22. Учитесь удивляться;

23. Используйте метод мозгового штурма (свободную игру), как способ ускорения межпредметных случайных взаимодействий, генерирующих новое видение, новые идеи;

24. Чувство юмора (малая вероятность, нестандартность взгляда, сопоставление несопоставимого) - неотъемлемая часть творческого мышления;

25. Порождение новых идей доступно и не связано с уровнем образования;

26. Развивать вкус к обнаружению несоответствий, нестыковок, проблемных ситуаций;

27. Творчество сугубо индивидуально и, в известной мере, субъективно;

28. В учебном процессе для развития начал творческого мышления следует создавать ситуации:

      неожиданности;

      конфликта;

      предложения;

      опровержения;

      несоответствия;

      неопределенности.

Эти предложения (1-28) могут быть дополнены другими и использованы преподавателями для решения проблем развития черт творческой личности с учетом уровня подготовки учащихся, их отношения к изучаемому материалу, степени сложности этого материала, ближайших и перспективных задач обучения.

Каково значение творческого мышления в наше время? Творчество, как способ решения проблем, когда к ним нет известных подходов и алгоритмов описания, является важнейшим фактором, определяющим развитие цивилизации. Оно присуще людям всех профессий. Творчество не доступно самым мощным компьютерам и, видимо, никогда не будет "машинизировано". Поддаются машинному решению только логические задачи, которые можно алгоритмизировать. Эту рутинную работу человек поручает компьютеру , оставляя себе чисто человеческую роль - роль Творца. Все открытия были сделаны самыми высокими актами творчества.

Между творчеством и не творчеством нет резкой и непреодолимой границы. Путь решения задачи начинается с ее постановки (логик - профессионал), затем идет акт собственно творчества, появление новой, эффективной, простой идеи (человек-творец). После этого следует ее проверка, апробация, внедрение (логик-исполнитель). Творческое мышление - высшее проявление профессионализма, то есть совершенно стандартного мышления. Озарение не приходит на пустое место.

Таким образом, в учебном процессе необходимы как элементы "натаскивания", так и прививания навыков свободного творческого полета. Без этих последних наиболее способные, творчески мыслящие ученики могут терять интерес к такому рационализированному и стандартизированному образованию [11].

 


1.2. Виды творческих задач в черчении

 

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования [8].

Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве), прежде всего чертежи, поэтому в курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности.

Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения, алгоритм которого неизвестен школьнику.

В современном производстве существует три основных направления в работе с чертежом.

1 .Чтение чертежей при выполнении по ним различных работ;

2. Выполнение чертежей с натуры, то есть предметов уже кем-то изготовленных;

3. Создание чертежей еще не существующих изделий - передача с помощью чертежа своей собственной творческой технической мысли на основе имеющегося опыта и мысленных пространственных представлений, то есть конструирование.

Большинство заданий в учебном процессе выполняется по первым двум направлениям работы с чертежом и не прививаются хотя бы элементарные навыки конструирования.

Необходимой особенностью творческих задач является вариативность их решения, так как только в этом случае возникает индивидуальный поиск, логическим завершением которого и является субъективно новый результат. Творческие задачи соответствуют высшей степени усвоения знаний и поэтому должны завершать того или иного раздела курса [12].

Творческие задачи по черчению можно разделить на два категории:

1. Развивающие готовность учащихся к выполнению работ с графическим содержанием;

2. Задачи с элементами проектной деятельности: доконструирование, переконструирование, создание по аналогии, по техническому заданию.

Какие же это задачи, которые можно использовать практике?

Практически все предполагаемые задачи с неполными данными, что создает условия комбинаторного перебора. Это задачи:

1. По техническому рисунку с недостающими линиями;

2. По чертежу с недостающими на нем линиями;

3. «Круглой» детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости;

4. «Круглой детали» по элементам ее внешнего и внутреннего контура и положения оси;

5. По видам и габаритам других изображений;

6. По виду с последующим добавлением элементов и габаритам другого вида;

7. По разрезу и габаритам видов;

8. По сечению и габаритам главного вида;

9. По описанию;

10. На развертки;

11. «Найди и исправь ошибку»;

12. Занимательные и т.д.

Также целесообразно использовать ряд различных творческих заданий:

1. Выполнение национальных орнаментов с использованием чертежных линий при помощи чертежных инструментов;

2. Использование сопряжений (плавных переходов одной линии в другую) в выполнении узоров, при написании художественных букв и т.д.;

3. Составление детали из отдельных элементов;

4. Изменение формы детали путем добавления элементов;

5. Изменение формы детали путем удаления частей деталей;

6 .Изменение формы детали путем изменения количества осей симметрии;

7. Перекомбинирование частей детали (преобразование) и др.

Задачи более высокого уровня - это задачи с элементами проектной деятельности, где наряду с графической ставится техническая или иная цель [11].

Для творческой графической деятельности нужно создать такие условия, которые обеспечивали бы максимально возможную эффективность решения задач образования, обеспечить достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня обучения, воспитанности и развития, создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения.

Творческая графическая деятельность учащихся требует [12]:

      планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;

      разработки приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;

      выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы;

      выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;

      учета индивидуальных особенностей школьников;

      создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника.


1.3. Методические особенности обучения учащихся решению творческих задач

 

Обращаясь к методике развития творческой графической деятельности школьников, можно считать, что творческий процесс не есть проявление каких-то подсознательных сил, а является закономерным звеном развития мышления, воображения и деятельности человека. Творчество не только акт озарения и интуиции, но результат знания о способах действия, поэтому правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им. Для разработки соответствующей методики необходимо знакомство с механизмами детского творчества и особенностями графической деятельности, сопровождающей его, с характерными затруднениями и ошибками школьников.

Одним из важных моментов в творческом процессе является поиск решения задачи, перебор всевозможных вариантов, умение конструктивно мыслить. Для оптимального решения задач нужно овладеть различными приемами решения творческих задач, которые описаны в различной литературе [12].

В зависимости от типа задачи, ее сложности и степени подготовки школьников можно принять простую схему решения задач. Практически для всех предлагаемых задач схему творческого процесса может быть представлена в следующем виде:

1. Ознакомление с условием задачи;

2. Анализ графической информации;

3. Осознание проблемной ситуации;

4. Определение учеником конкретной цели работы;

5. Комбинаторный перебор вариантов геометрической основы объекта, выполняя соответствующие изображения;

6. Выбор правильного решения;

7. Оформление изображений с учетом графического условия;

8. Самоконтроль.

Для творческой графической деятельности нужно создать такие условия, которые обеспечивали бы максимально возможную эффективность решения задач образования, обеспечить достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня обучения, воспитанности и развития, создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения.

Творческая графическая деятельность учащихся требует [12]:

      планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;

      разработки приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;

      выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы;

      выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;

      учета индивидуальных особенностей школьников;

создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника


Глава 2. Разработка и применение электронного ресурса «Творческие задачи по черчению»

2.1. Анализ раздела «Черчение и графика» программы «Технология»

 

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.