Творческий подход в обучении иностранному язык

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  БАШКИРСТКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. М.АКМУЛЛЫ 
 

Институт  филологического образования и  межкультурной коммуникации

кафедра педагогики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема:

Творческий  подход в обучении иностранному языку 
 

                                                                       Выполнила: студентка

                                                                       3 курса, 305 группы,

                                                                       Исламкулова Ш.Д.

              

                                                                       Проверил: к. п. н.

                                                                       доцент Калимуллин Р. Х 
 
 

Уфа

2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава1

Творческая  деятельность в обучении иностранному языку……………….. 5

    1. Роль творчества в обучении иностранному языку………………………7
    2. Нетрадиционные формы урока……………………………………………8

      Особенности нетрадиционных форм урока.

    1. Виды нетрадиционных уроков и их структура………………………… 12
 

Глава 2

  Практическое применение методов и приемов развития

творческой  деятельности учащихся на уроках в  средней 

общеобразовательной школе…………………………………………………16

2.1 Применение  нетрадиционных форм урока на  практике………………. 17 

Заключение……………………………………………………………………23 

Используемая  литература…………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

         Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

     Обучение  иностранному языку связано с  развитием, как мышления, так и  с эмоциями и другими сферами  личности. В методической литературе последних лет по обучению иностранным языкам подчеркивается важность и необходимость включения мотивационной и эмоциональной сфер личности учащегося при изучении им иностранного языка.

В настоящее  время большое внимание уделяется  преподаванию иностранного языка в школе, так как изменения в характере образования все более явно ориентируют его на  самостоятельность обучаемых, творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Изучение языка направлено не только на достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и на вызов и дальнейшее поддержание мотивации обучаемых. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.

Изучением поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, занимались Т.М.Давыденко, И.Б.Котова, А.И.Савенков. Ученые акцентировали внимание на такие аспекты проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения разработаны Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, И.Я.Лернером.

В данной работе рассматривается специфика  урока иностранного языка и достоинства  нетрадиционных форм урока. 
 

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что для организации благоприятного климата, ориентирующего на познавательную деятельность, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулом школьников к работе, а также необходимостью проведения занятий нетрадиционной формы для повышения эффективности деятельности учащихся.

Гипотеза  исследования: Процесс обучения иностранному языку будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях повышения мотивации и эффективности познавательной активности учащихся, языковому и речевому развитию учащихся, а также развитию индивидуальных особенностей учащихся.

Цель  исследования: Изучение творческого подхода в обучении иностранному языку.

Задачи  исследования:

1.Определить  роль творческой деятельности  в обучении иностранному языку.

2. Изучить  суть, типологию и структуру нетрадиционного урока.

3. Определить  значение творческого подхода  в обучении школьников иностранному  языку.

Объектом исследования является нетрадиционная форма урока как средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся.

Предметом исследования выступают особенности нетрадиционных форм урока при обучения иностранному языку. 
 
 

        
 
 
 

Глава 1. Творческая деятельность в обучении иностранному языку

1.1 Роль творчества  в обучении иностранному  языку

Творчество - в прямом смысле есть созидание  нового. Это понятие предполагает личное начало - и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.

Творческая  деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных  школ широкие возможности для  проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты английского языка, школьники знакомятся с внутренним миром западного человека, с его мировоззрением и т. д.

     Именно  формирование творческих способностей как на занятиях по математике, литературе, трудового обучения и т. д., так  и на занятиях по английскому языку, часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшая в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

     Творческий  уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков  и умений осуществлять поиск при  решении более сложных коммуникативных  задач, как в устной речи, так и  при чтении, например, действовать  в соответствии с предлагаемыми  обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и выразить своё отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

         Мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни.

     Мы  солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают  в нем способности любить или  быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

     Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд, необходимо развивать  в комплексе. Под этими качествами мы понимаем: 1) творческое мышление; 2) инициативность; 3) способность к  обоснованному риску; 4) уверенность  в себе; 5) адекватную самооценку; 6) умение сотрудничать с партнерами; 7) мотивацию достижения; 8) высокую работоспособность. 

Вывод:

     Исходя  из сказанного выше, подчеркнем тот  факт, что формирование творческой активности – высшая цель активизации, но нельзя игнорировать более низкие ее ступени. К содержательной стороне относятся составление и предъявление заданий, активизирующих учебно-познавательный, а главное творческий процесс на уроках иностранного языка. Другой ее стороной является организация активизированной учебной работы. Значение этого метода достаточно велико, но для повышения эффективности обучения необходимо комбинировать его с другими формами. Задания для фронтальной работы могут быть направлены на активизацию:

     1) процесса памяти;

     2) процесса логического мышления  на базе имеющихся навыков и знаний;

     3) творческой деятельности и поиска  новых знаний.

     Специфика иностранного языка состоит в  том, что с одной стороны, овладение  иноязычной речевой деятельностью  представляет собой весьма трудоемкий умственный процесс, требующий от учащихся мобилизации их внимания, памяти, целеустремленности, воли, а с другой – сам процесс овладения иностранным языком стимулирует дальнейшее познание мира и духовных ценностей народов других стран, их психологии, образа жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                  
 

  Нетрадиционные формы  урока

1.2 Особенности нетрадиционных форм урока

Урок  был и остается основным звеном учебно-воспитательного  процесса. Важнейшей проблемой, волнующей  всех учителей средних общеобразовательных  школ, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Падение уровня знаний школьников в области иностранного языка находится, без сомнения, в несовершенстве проведения урока, значительную часть которого почти в каждой школе характеризует однообразное проведение уроков: ученик является лишь пассивным созерцателем урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Так называемый опрос некоторых более подготовленных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса, хотя известно, что урок иностранного языка предусматривает общение на уроке.

Здесь речь идет об умении учителя общаться со своими учениками на иностранном языке таким образом, чтобы сделать каждый урок интересным и познавательным. От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависят морально-психологический климат в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития.

Центральный и наиболее трудный момент в общении - установление психологического контакта, взаимопонимания с партнерами по общению. Чтобы научиться этому, надо периодически менять формы работы на уроке с учащимися, чтобы учитель успел изучить их особенности, найти взаимопонимание с ними и постоянно закреплять, развивать это умение. Главным содержанием общения педагога со своими воспитанниками является духовная деятельность, что позволяет вносить и в предметно-практическую деятельность учащихся одухотворенность.

Ученик  в современном образовательном  процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, добиваться, чтобы они не только понимали, чего от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, останавливать свое мнение и выступать полноправными партнерами по общению.

Эффективное педагогическое общение невозможно без умения учителя занимать разную позицию в зависимости от образовательных и воспитательных задач, задач совместной деятельности на уроке: консультанта, информатора, духовного наставника, предводителя, помощника, сотрудника, судьи в спорте и т.д.

В процессе общения происходит обмен мыслями, идеями, чувствами и переживаниями. Особенностью педагогического общения  является то, что этот обмен нацелен  на преимущественное развитие одного из партнеров по общению - ученика, на формирование субъективного опыта познания, творчества, отношения к миру. Для учителя общение с учеником выступает в качестве средства его развития и специфической целенаправленной деятельности. Для ученика общения с учителем является необходимостью, вытекающей из специфики учебной деятельности. В тоже время процесс обучения между педагогом и учеником как неформальный обмен чувствами, переживаниями, идеями может состояться лишь при наличии духовного родства между ними, доверия друг другу, взаимной потребности в общении. Свободное общение создает необычайно благоприятные возможности для изучения особенностей каждого ученика. Важно только создавать в общении такие условия, которые бы позволяли ученикам в наибольшей степени раскрыться, проявить свою индивидуальность.

Делая вывод из вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в  отношении учащихся к учению может  творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Причем творческий подход характерен для каждого учителя, если он проявляет выдумку и изобретательность, вовлекает каждого учащегося в организацию и проведение урока, делает учеников своими соавторами в конструировании уроков. В этом случае есть уверенность, что учитель добьется значительных успехов в повышении эффективности урока.

В методике известны различные типы уроков. Они  используются в зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены замыслом учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, а это дает возможность более тесного общения учителя с учеником.

На таких  уроках воплощается в общем деле творчество учащихся и творчество учителя. Уроки такого типа дают учителю достаточно полное представление об уровне речевых  умений учащихся, однако оценки на таких  уроках не выставляются, что дает положительные результаты, т.к. учащиеся не чувствуют боязни за сделанные ошибки и не ждут получения какой-то оценки. Ученик, который по какой-то причине не хочет говорить в данный момент или затрудняется высказать свои мысли, не будет наказан плохой отметкой. Это раскрепощает учащихся и дает возможность каждому выразить себя через устную речь.

Такие уроки не требуют изменения программы, они являются логическим завершением  той или иной темы. Но положительный  результат достигается только лишь в том случае, если есть система в работе учителя, если есть желание побуждать учащихся готовиться к этим урокам так, чтобы это приносило им радость и удовлетворение. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой не подвести, не отстать от одноклассников.

Уроки подобного типа могут создаваться  коллективно, т.е. всеми учителями, работающими  в школе. Разрабатывается модель и сценарий каждого урока. Затем уроки проводятся одним из учителей. При проведении и подготовке урока проявляется искусство учителя. Нужно отметить, что провести нестандартный урок может не только опытный учитель, но и начинающий. Ведь главное в таком деле не опыт, а оригинальный подход и нестандартный образ мысли. Параллельно организуются семинары для желающих освоить эту форму работы, т.к. нестандартные уроки позволяют увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на их отношении к уроку и к изучению предмета вообще.

Проводить подобные уроки рекомендуется не чаще 1-2 раз в четверть. Таким образом, для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется:

1.  Начинать  работу с большой предварительной  подготовки: готовится оборудование  урока, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.

2.  Обязательно  нужно включать всех учащихся  в подготовку и проведения  урока.

3.   Учитывать фактический уровень  подготовленности  конкретного класса возможность успешного восприятия учащимися оригинальной формы урока, при этом заботясь, чтобы не потратить время впустую ради простой занимательности, а принять эту форму для лучшего усвоения учебного материала.

4.  При  анализе проведенного нестандартного  урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника. 
 
 
 

1.3 Виды нетрадиционных уроков и их структура

     Урок  иностранного языка рассматривается  как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, где учебный процесс  – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов.  На этих уроках  предлагаются  загадки,  скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо  видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Разгадывание  головоломок, ребусов, чайнвордов развивает  смекалку и укрепляет память. Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle - головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword - чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего. Слова, которые нужно вставить в чайнворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложениями. Crossword - кроссворд (пересечение слов). Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Rebus -ребус или рисованные загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, нот и других знаков.

Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

 Игры  занимают важное место в жизни ребенка. Большое значение для развития организма ребенка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии. Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.

   На уроках нужно использовать как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка, так и игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Следует иногда усложнять игры, в которые дети играют с детства на родном языке за счет увеличения и изменения текста, для того, чтобы закрепить знания нужных конструкций или определенного лексического материала. Для учащихся старших классов проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны старшеклассникам.

 Игра для формирования навыков. Учитель предоставляет ученикам схему, которая показывает, где спрятался мальчик. Кто точнее и быстрее доложит, где он находится. Потом можно заменить глагол «находиться» глаголом «прятаться» ( «Где он спрятался?»), глаголом « искать» («Где ты будешь его искать?).

        Для развития умений, после прохождения любой темы, допустим «Квартира», можно провести специальный урок с большой игрой. В нее можно включить такие этюды: а) Вот квартира ( дается макет, схема). Поможем ему расставить мебель. б) А как у тебя в квартире? Все по-другому?

     Для развития умений общаться, можно проводить конкурс на самого вежливого собеседника. Для запоминания речевого материала, учитель может предложить ученикам сопровождать произнесение слов мимикой и жестами («кислый»-сморщиться, «сильный»- сжать кулак и т.д.)

Урок-экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того, чтобы этот урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематически были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и может на следующей остановке отвечать на последующий вопрос. Побеждает тот, кто успешно отвечает на все вопросы.

Урок-аукцион  может проводиться в любом классе. Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке они могут «продавать» все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у «покупателей» есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже.

Урок-мечта  может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.

Вывод:

Нетрадиционные уроки позволяют:

1)  формировать  у учащихся целостное представление  об изучаемой теме;

2) объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;

3)  реализовать  межпредметные связи в соответствии  с требованиями времени;

4) активизировать  познавательную деятельность учащихся;

5) повышать  качество усвоения изучаемого  материала;

6) создавать  творческую обстановку в коллективе учащихся;

7) выявлять  способности каждого;

8) улучшать  контакт учителя с учащимися;

9)  формировать  навыки работы школьников с  дополнительной литературой;

10) учить  учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;

11)  повышать интерес учащихся к предмету «иностранный язык»;

12) обогащать  знания учащихся новыми сведениями.

В этой главе мы осветили, что такое «нетрадиционный урок» и его характеристики, увидели, что творческий подход в обучении школьников иностранному языку играет неотъемлемую роль. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое применение методов и приемов развития творческой деятельности учащихся на уроках в средней общеобразовательной школе.

     Работа  педагога – это всегда очень трудный  процесс. А в наше время, когда  престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Творчеству нельзя научить, но можно научить, творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного педагога. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться, не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе. Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор.