Творческий портрет Валентины Неверовой

КУРСОВАЯ РАБОТА

Творческий  портрет Валентины Неверовой

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ          3

 

ГЛАВА 1. Жизненный путь Валентины Неверовой    5

    1. Краткая биография        5
    2. Жанры творчества и методы работы     9

 

ГЛАВА 2. Журналист – рассказчик удивительных историй  11

2.1. Статьи, очерки, заметки Валентины Неверовой    11

2.2. Позиция автора в жизни и творчестве     19

 

ГЛАВА 3. Комментарии        25

 

Заключение          27

Список литературы         29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования обуславливается современной ситуацией в мире и положением, в которое попадают журналисты, во время выполнения своих профессиональных обязанностей. Профессия эта никогда не была простой или безопасной: то за неловкую фразу подадут на него в суд, то за неудобные публикации поймают хулиганы на улице, то окажешься вдруг в центре разъяренной толпы или в месте происшествия, бедствия, что небезопасно уже само по себе (если забыть тут о пресловутом «человеческом факторе»).

Не раз и не два журналисты оказывались в ходе работы вовлечены в события опасные, получали травмы, даже теряли жизнь. Если поискать в просторах сети Интернет, можно отыскать массу мемориальных досок, на которых указаны все те, кто погиб в ходе выполнения профессиональных обязанностей. Тут и предумышленные убийства с заведенными уголовными делами, и якобы несчастные случаи, и действительные несчастные случаи. Огромное множество пострадавших и погибших журналистов.

Любой начинающий специалист должен понимать и степень своей ответственности  перед читателями за создаваемые материалы, за выражаемое мнение. Кроме того, тут же не следует забывать про собственную безопасность. Особенно актуально это для тех журналистов, которые работают в России и странах бывшего СССР, и актуально вдвойне для журналистов, трудящихся на периферии, в глубинке, в отдаленных районах, в маленьких населенных пунктах. Там, где выше уровень преступности, там где ниже уровень образованности, там где «руки длиннее» у тех, кому нужно что-то скрыть – нет фактической свободы слова, нет возможности открыто говорить о важном. За это страдают люди. И простые жители, и в еще большей степени те, кто отваживается громко говорить об актуальных проблемах.

Изучать жизнь и работу журналистов, погибших на редакционном задании полезно  молодым специалистам. Важно не совершать ошибок, важно понимать, как избежать опасности, важно знать, как избежать сложной ситуации и иметь возможность подстраховаться.

Данный вопрос представляется чрезвычайно  важным в свете того обстоятельства, что сегодняшние издательства в большинстве своем не несут фактической ответственности за журналиста, не защищают его. Пока заинтересовано издательство – оно будет защищать в судебных процессах (при официальных обращениях в суд) своего сотрудника (да и то исключительно штатного), но вмешиваться в хулиганские действия обидчиков не станет. Причин тому может быть множество – от банальной «продажности» руководства издания до элементарной неспособности привлечь необходимые ресурсы.

По этой причине журналист должен быть «сам за себя». Это накладывает отпечаток и на его работу, и на его поведение, и даже на частную жизнь.

Цель работы: составить творческий портрет журналиста Валентины Неверовой.

Задачи работы:

  • изучить биографию Валентины Львовны Неверовой;
  • проанализировать работы журналистки;
  • дать представление о жанре, стиле и методах работы, которыми пользовалась в журналистской деятельности Неверова.

Эмпирической  базой исследования служит книга В.Каркарьяна «Старая Самара: история, дома и люди», а также архивные номера газеты «Право» и других изданий.

Методологической  базой исследования служат публикации В.Л.Неверовой в областной прессе (сохраненные в архивах изданий).

 

ГЛАВА 1. Жизненный путь Валентины  Неверовой

1.1. Краткая биография


Неверова Валентина Львовна  родилась в 1947 году в Китае. Отец девочки – Лев Петрович Неверов был военным журналистом и писателем, мать Галина Николаевна – домохозяйкой. Девочка росла необычайно развитой, уже с детства увлекаясь литературой поэзией, закончив школу экстерном.

Первые строки написала Валя в 9 лет. А позже, будучи студенткой театрального института, она дала отцу прочитать свое второе произведение: «Читай, а я поехала учиться лицедейству!». Позже, в телевизионных интервью она говорила: «Главное понять суть, смысл жизни, найти в ней свое место, считала она. Я стану, непременно стану не только настоящим журналистом, но я буду писать рассказы, повести, может быть, романы…»1.

В старших классах Валентина влюбилась, быстро вышла замуж, родила ребенка и так же быстро развелась. Поступила учиться в ГИТИС и ни о чем другом не думала.

Переезд в Самару сопровождался  целым ворохом сплетен. Валентина, например, якобы, сбежала от богатого и известного мужа в одной только ночной рубашке… сплетничали о том, как удалось молодому журналисту, быстро сделать приличную карьеру… обсуждали, что во времена построения коммунизма Валя боролась за демократию и в годы рождения демократии постсоветской вдруг стала ярой коммунисткой.

Валентина несколько раз бросала  карьеру журналиста. В интервью она  объясняла это достаточно просто: «Когда во всем состоишься, то и помирать пора. Не знаю в чем-то я, наверное, состоялась. В чем-то – нет. Наверное, я состоялась в главном: я живу в согласии с собой, в гармонии…»2.

Вторым мужем Валентины стал сын Ольги Ивинской, любимой женщины  Бориса Пастернака (которая стала прототипом Лары из романа «Доктор Живаго», кстати). Однако и этот брак прожил очень недолго.

Неверова очень много путешествует. Еще в начале пути она постоянно  летаем в Москву, Свердловск, Самару, посещает Среднюю Азию, снова возвращается в Самару и Москву. Однажды она даже бросает все дела рабочие и личные, отправляется к отцу в Свердловск. Именно там она впервые серьезно погружается в журналистику, прямиком отправившись в редакцию газеты «Волжский комсомолец» в поисках места.

Взгляды и слова Валентины Неверовой  всегда отличались прямотой и где-то даже излишней резкостью. Если ей что-то не нравилось, она сообщала об этом в лоб, иногда даже с чрезмерным усердием.

Очередной раз, вернувшись в Самару, Валентина выходит замуж за Льва Витченко. Инженер и боксер был весьма ревнив и не раз буквально спускал с лестницы, бил, слишком ретивых поклонников супруги.

С 1986 года Неверова трудится в редакции «Волжской Коммуны». Ее коллега Татьяна  Воскобойникова помогает писать о коммунальном хозяйстве, советском строительстве… и просто обо всем интересном, что только может происходить в городе. Случается событие – звонят именно Валентине.

Уйдя из «Волжской коммуны» Валентина  начинает работу в бульварной газете «Будни». Жизнь круто изменилась и все политические, идеологические, экономические хаотичные изменения Неверова стареется отразить в своих статьях. Не обходится и без критики – новоявленную российскую демократию журналистка считает невыносимой хамской вседозволенностью.

Пришлось Неверовой хоронить третьего мужа. После его смерти она пристрастилась к спиртному, не находя иного решения своих проблем.

В октябре 1998 года Валентина Неверова возглавляет редакцию газеты «Право». Она стремилась сделать издание совсем особенным, превратив из узковедомственной газеты в газету, интересную массовому читателю.

9 февраля 1999 года журналистка  собирает друзей у себя дома  – устраивает день памяти мужа. Это был последний день, когда  ее видели живой. «Человека должны помнить», - сказала за день до гибели 
редактор самарской газеты «Право»3.

10 февраля Неверова отправляется  на выполнение редакционного  задания в областное УВД. В здании вспыхивает страшный пожар, разрушающий его до основания. Погибает по различным сведениям от 120 до 350 человек. О том, что Валентина была в здании, узнают по брошенному у входа в УВД «утюгу» (старенькому «Москвичу» журналистки) и медальону, найденному на теле4.

Существует множество  версий о происшествии, начиная с  несчастного случая, возгорания проводки, замыкания в компьютере, и заканчивая терактом. В документах о смерти Неверовой указан несчастный случай на пожаре в качестве причины. Однако были и такие версии как: «Еще не скоро время стянет эти раны. И трудно сказать, когда узнаем мы, что же произошло в УВД в тот роковой день - 10 февраля. Вот одна из версий.

…В тот вечер в  кабинете N 75, как обычно, пили чай, курили, обсуждали растущие цены, «помолодевшую» Л.Долину, на концерт которой отбыло начальство, домашние дела... Это понятно - в кабинете собрались три женщины. Посудачили, покурили – и разошлись. Непотушенная сигарета расплавила полиэтиленовую корзину для мусора и провалилась в трещину между досками пола... Обронившая сигарету дама вернулась в кабинет и, увидев дым, выскочила оттуда опрометью. Потому и осталась в живых.

А многие, кто находился  в тот вечер в здании, не сразу  оценили серьезность опасности  и продолжали заниматься своими делами. Это был последний день операции «Февраль-99», когда вся самарская  милиция работала в усиленном  режиме до 21.00. Даже услышав крики «Пожар!», люди попытались спасти не собственные жизни, а документацию и «вещдоки».

Кстати - в кабинете N 75 (отдел по борьбе с экономическими преступлениями, кстати) не было никаких важных документов, лишь копии. А хлопки, которые слышали многие, не что иное, как взрывы баллончиков с лаком для волос и дезодорантом. Это к версии о теракте, которая пока не находит подтверждения…

Отовсюду поступают  телеграммы, выражающие глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью  людей в пожаре. В том огне погибла  и бывший «коммунар» Валентина Неверова»5.

Посмертно друзья и родные выпускают книгу-двухтомник. Это  повести и рассказы, а также  несколько стихов Неверовой, написанные в последние годы жизни.

В Самаре Союзом журналистов и Самарским региональным отделением Общероссийской политической организации «Отечество» учреждена ежегодная журналистская премия ее имени за лучший материал по освещению в СМИ деятельности правоохранительных органов.

Премия имени Валентины Неверовой «Личность в журналистике» - это памятный диплом и денежное вознаграждение в размере 10 тысяч рублей. Присуждается она решением членов жюри6.

Актриса, журналист, поэт и писатель. Просто красивая женщина. Честный человек. Непредсказуемый  талант… 

1.2. Жанры творчества  и методы работы

 

Емко характеризует работу Валентины Неверовой в журналистике отзыв известного самарского губернатора Владимира Артякова, который он произнес на XIII церемонии вручения журналистской премии в Самаре: «Сколько талантливых, цепляющих за душу материалов было опубликовано в губернских газетах и журналах. Сколько ярких, содержательных передач о нашем крае и его выдающихся людях мы увидели благодаря блестящей работе журналистов. Победа в конкурсе - это не только признание журналистского мастерства лауреатов, но и, прежде всего, свидетельство их активной гражданской позиции, ответственного отношения к делу»7. Неверова в ходе своей работы получила не одну почетную награду.

Героями повестей и рассказов  у Валентины Неверовой всегда были простые люди. Она писала о  посудомойках и шоферах, врачах и инженерах, учителях. В истории каждого журналистка отыскивала радости и горести, старалась отразить в рассказе собственную жизненную правду. Истории получались простые и ясные – как бывает, когда вам открывает душу добрый друг.

Работая в «Волжской Коммуне» в середине 1980-х Неверова получает задание от редактора, по которому занимается серией статей совместно с Ваганом Каркарьяном. Статьи посвящены старой Самаре, и выход цикла приурочен к юбилею города. Законченная книга издается под названием «По улицам старой Самары». Совместное произведение Каркарьяна и Неверовой интересно тем, что каждое старинное здание на его страницах «говорит», живо и увлекательно рассказывая собственную историю.

Книга Неверовой «Человек – душа живая» может служить лучшей иллюстрацией стиля работы журналистки. Опубликована работа посмертно, однако на ее страницах открывается совершенно новый образ журналистки. Резковатая и излишне прямолинейная в общении, в душе и творчестве Валентина мягкая, тонко чувствующая, ее материалы содержат искрометный юмор, но в то же время слегка «отдают» грустью.

Эти черты прослеживаются и в статьях для газет (в  том числе самых ранних), и в  повестях, рассказах, которые Неверова писала для себя, «в стол».

Все сюжеты статей Валентина  брала из жизни, соотносила их с классическими канонами. Она не покупалась на сенсации, не бросалась рассматривать дешевые блестяшки новостей-однодневок.

Политические взгляды  Неверовой сменялись со временем. В частности в поздних взглядах, и соответственно творчестве, Валентина Львовна держалась коммунистической точки зрения. За приверженность коммунистическим взглядам ее и прозвали «красная Валя».

Валентина Неверова как  журналист мастерски пишет очерки. Острее всего, выходят портретные очерки, затрагивающие проблемы социальные, экономически, экологические. Неверова готовит также публицистические статьи в номер на актуальную тему (скажем «Клещи начинают атаку», «Вальс цветов на городских улицах»). Последние, как правило, невелики по размеру, представляют собой расширенную новость.

Методы работы журналистки  все время оставались одинаковыми: тщательный многосторонний сбор информации, опрос нескольких источников, подбор и сверка цифр, изучение характера героя, его жизни, тщательная подготовка текста. Интервью и личные  - лучшие ее помощники.

 

ГЛАВА 2. Журналист – рассказчик удивительных историй

2.1. Редакционные  статьи

 

Как журналисту, Неверовой  постоянно приходилось освещать не только события «сегодняшнего  дня», но и поднимать вопросы, не отличающиеся особой остротой.

Скажем, то же сезонное нашествие  клещей на упомянутую область – ежегодное явление, наблюдающееся с приходом теплого времени года. И, тем не менее, мы видим детальную проработку материала. Так, дано количество обратившихся за помощью человек, прогноз на ближайший месяц, связь прогноза с погодными условиями: «Обратившихся этой весной за медицинской помощью из-за укусов представителей семейства кровососущих, уже 78. Увеличения числа пострадавших специалисты ждут в мае, когда столбик термометра поднимется до +15 С»8. В материале указаны учреждения куда обращаться за помощью, дано экспертное мнение, говорится о профилактике, дается даже стоимость анализов в случае укуса насекомого. Это материал о реально происходящем в городе – предупреждение, наставление, совет.

Еще один интересный текст «о происходящем» - «Вальс цветов на городских улицах». О том, как украшают город к  весне, кто этим занят, что ждет со всходами горожан – об этом статья. В ней, как всегда, заботливые люди, трудяги, специалисты, любящие свое дело. И тут даже дело не в живописании портрета, а в передаче цитат, в оформлении ответов собеседника: «В этом году хотим впервые попробовать посадить газанию, гостью из Южной Африки, - делится планами Светлана Петровна. – Это яркий цветок с рисунком, напоминающим павлиний глаз. Но это скорее экзотика, чем правило. Ошибаться в выборе растения нельзя: город должен быть красивым с начала мая до конца сентября. Отцветают одни – начинают благоухать другие»9.

Однако, поднятые малозначительные темы – не лучший выбор для анализа. Неверова, в первую очередь, выдающийся очеркист, на наш взгляд.

Еще работая в «Волжском комсомольце» Валентина Львовна охватывает важнейшие общественно-политические вопросы, вопросы бизнеса и финансов, даже политики. Ее глубокие выводы, емкие комментарии, меткий подбор героев публикации, заслуживают непременного уважения и могут служить примером для подражания.

Интерес представляют путевые очерки Неверовой. Как уже говорилось выше, Валентина Львовна подмечает  мелкие детали, «рисует» не только характер жителей местечка, но и самого города, поселка, местности. Не раз в комментариях к историческим описаниям памятников можно видеть упоминание: «Об этом еще в восьмидесятых годах писала самарская журналистка Валентина Неверова…». Особенно приятна, к примеру, статья о музеях «И на музейной улице я постою в тиши…». Здесь гармонично перемешаны описания улиц, дана их краткая история, тут же упомянуты законы и действия властей. Так, за словами: «Памятники архитектуры, - говорит Марина Дмитриева, начальник отдела по охране объектов культурного наследия министерства культуры области, - это не только отдельные здания, но и архитектурные ансамбли, улицы, площади, городские районы и даже целые города. Например, почти весь исторический центр Оренбурга, Орска, Бузулука и Бугуруслана – особо охраняемая территория. В областном центре улицы Советская, Пролетарская, Пушкинская, 8 Марта, Комсомольская – сплошь музейные экспонаты»10, упоминается принятое на  момент законодательство, регулирующее вопросы охраны памятников истории и культуры в области. И опять мы видим обращение к экспертному мнению, к мнению людей, неравнодушных к собственному делу, к людям вокруг: «Появление табличек «Памятник истории и культуры. Охраняется государством», - продолжает Марина Григорьевна, - во-первых, исполнение этого закона; во-вторых, часть патриотического воспитания молодёжи; а в-третьих, желание историков, архитекторов и просто неравнодушных людей, любящих свой город, обратить внимание на то, насколько уникальна культура прошлого, дошедшая до нас»11. Очевидными становятся проблемы города в области защиты и поддержания в порядке памятников. Например, недостаточное финансирование не позволяет размещать на зданиях информационные доски, не дает поддерживать в порядке фасады, сохранять лепнину и уникальную архитектуру. И тут же – еще немного об архитектуре, об истории города.

Удивляет, насколько гармонично перемешаны сухие факты и романтичный  взгляд на старые улицы города, насколько умело сочетаются цитаты чиновников или очевидцев с высказанным невзначай авторским взглядом на происходящее.

Весь текст составлен гармонично, между деталями качественно налажена взаимосвязь. Очерк читается легко, в нем четко видны структурные  детали, ясно, где факты, а где эмоциональный всплеск слишком увлекшихся героев или острая реакция на актуальную проблему самого автора.

Существенное место в работах  Неверовой занимают государственные  силовые структуры и люди внутри них. Так, очень полный, трогательный, яркий очерк «Куда ушли сыновья  полка?» может дать представление о событиях, разворачивающихся в рядах нашей доблестной армии. В частности информационным поводом к подготовке материала стало расформирование зенитно-ракетного училища. Да не просто так, а с упоминанием того, что на базе этого училища воспитывались 11 детей-сирот.

Перед глазами читателя разворачивается  судьба мальчишек, носивших когда-то военную  форму и мечтавших стать офицерами. Уже в первых строчках – статистика с указанием того, сколько ребят  осталось в войсках, сколько сменили  профессию. Там же начинается личная история героев очерка.

Воспитанники училища не успели далеко продвинуться в образовании: «Только двое из них станут профессиональными  военными, несколько ребят сейчас получают рабочую специальность, а  Володя Кудинов и Саша Востриков  в этом году заканчивают обучение в общеобразовательной школе №25 областного центра. Их будни теперь далеки от построений, стрельб и тактических учений»12.

Интересно наблюдать, как складывается жизнь ребят, которые за 8 совместных лет стали крепкой семьей, не смотря на разницу в возрасте, взгляды, воспитание. Группа сразу выбрала командира, стала сплоченной командой, планировала дальнейшую свою судьбу общую и каждый – собственную: «Нашей «зенитки» теперь нет, - сетует бывший командир. – А я был уверен, что стану офицером. В другой город в военное училище не поеду, буду поступать в Академию труда и социальных отношений»13. Всего лишь одно действие – закрытие училища – уже кардинально меняет молодые судьбы: «А я в автотранспортный колледж, - делится мыслями о будущем Саша Востриков. – Но всё, что узнали за восемь лет в зенитке, чему научились, думаю, пригодится нам и в гражданской жизни»14.

К слову, статья раскрывает один из важнейших  моментов в истории государства  – автор упоминает о том, что  введены указом государственного правления новые порядки, позволяющие каждой воинской части брать на воспитание детей-сирот (до 10 человек на одну воинскую часть).

Какой существенный вопрос вскрывает  этот материал? Во-первых, «наклевывается»  глобальной для России проблемы сирот, беспризорников, малолетних преступников. Новые стремления для детей, брошенных обществом – это новая судьба. Честные офицеры, твердые характером военные люди – это новое будущее для государства.

Фактически Валентина Неверова раскрывает обществу глаза на открытые возможности, на позитивные начинания, на качественные изменения в жизни общества. Начав с малого, можно перейти к делам крупным. Можно было бы… если бы новое постановление не начало убивать на корню хорошую инициативу: «Жаль, что мечте стать офицерами не суждено было сбыться, - рассуждает Саша Кудинов. - Если у взрослых будет возможность повторить наш опыт в других воинских частях, то, наверное, ещё не один десяток мальчишек с удовольствием вспомнит своё детство»15.

Живой язык повествования, разбавление фактов деталями буквально сказочными – располагает читателя к обстоятельному изучению материала. Неверова в полной мере овладела искусством «ладно петь» даже на темы политические. А ведь они априори сложны, многогранны, часто тупиковы. Журналисты и сегодня срываются на злословие, ёрничество, использование колкостей, искажение фактов, включение своего мнения в нейтральный материал. Другое дело очерки Валентины Неверовой.

Показательный материал в вышеописанном  свете на политическую тематику: «Сказ про то, как депутат яйцо разбил…». Неверова начинает со сказки: «…Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка пробежала, хвостиком вильнула – яйцо упало и разбилось. Думаете, такое только в сказке бывает?». А дальше – прямой резкий сказ о государственном чиновнике, недостаточно качественно выполняющий свои обязанности. Тон характерный для журналистки – одновременно ироничный, прямой, где-то даже насмешливый: «Смотрю и всё больше умиляюсь: есть такой депутат Законодательного Собрания области Катасонов, который и яйца бить умеет, и сказки делать былью! Например, 17 сентября он легко разобрался с такой важной городской проблемой, как «аварийный» дом №38 на пр-те Дзержинского областного центра. Не хвостиком, конечно, махал при этом Катасонов, но и усилий больших, как это вытекает из сообщений в прессе, не прикладывал»16. В ходе проведения расследований и комиссий по факту происшествий в аварийном доме, руководство обвинило жителей. Дескать, не пускали в аварийные квартиры строителей, мешали чиновникам, не желали содействовать всячески прогрессу, такие-сякие: «Только собственник жилья решает, пустить кого-то в квартиру или нет, — объясняет Людмила Закурдаева. — ТСЖ «Стимул» и администрация Северного округа уговаривали жильцов временно переехать в гостиницу или в муниципальный маневренный фонд, чтобы побыстрее начать ремонт, но тщетно.  
Полгода они не открывали дверей ни власти, ни подрядной организации, требуя переезда только в новые квартиры. Лишь решение суда открыло двери рабочим».

Ситуацию Неверова комментирует достаточно красноречиво: «Руководство округа расписывалось тогда в собственном бессилии. Спасение, как водится, пришло от депутата Катасонова, который во всём белом сидел себе геройски на коне в общественной приёмной Путина и ждал очередного случая, чтобы яйцо какое разбить или шашкой на кого замахнуться. Тут и пришли к нему жильцы вышеназванного дома…»17.

Проблема нерадивого руководства, отговорок, пострадавших от их действий жильцов, горожан, граждан – проблема старая и сегодня, кстати, до сих пор не решенная. Как не скатиться при ее освещении на низкие выпады, на откровенное глумление? Читайте и учитесь по материалам (почившей уже, к сожалению) журналистки. Это отличный пример.

Скажем, видится фееричным  комментарий Неверовой к поведению телеведущей, упоминающейся в материале. Понятно, что события освещало телевидение, даже ясно в каком ключе это делалось. Журналистка пишет: «После вмешательства депутата практически за неделю было сделано то, чего не было сделано за три месяца, — утирая слюни восторга, ворковала телеведущая. — Семьям, в квартирах которых необходимо было провести укрепительные работы, предоставили другое жильё. Понятно, что это значит для семей, где есть маленькие дети. Тем более что одной семье предоставили квартиру в новом доме, а другой — квартиру, по площади большую прежней»18. Неоригинальный подход СМИ к освещению действий властей, не так ли? Сколько подобных примеров мы найдем сегодня? Но здравомыслящему человеку, образованному специалисту, остается только подчеркнуть этот момент меткой фразой: «Практически нужно было немножко услышать жителей для того, чтобы решить те проблемы, которые возникли, — скромно вторил ей с телеэкрана депутат-волшебник. — Это элемент взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Я неоднократно говорил, что на каждой территории должен быть депутат, который услышит людей»19. Вот уж, действительно. Очевидны и позиции властей, и подхалимство СМИ, и специалистов. Последние, кстати, обязаны непосредственно следить за порядком на вверенных объектах, но на многое предпочитают закрывать глаза, поскольку это выгодно – там украл, тут прикрыл. Неверова и этот момент «вытаскивает на поверхность»: «Кто первым крикнул: «аварийный дом»? – возмущённо спрашивает телевизионных сказочников совсем не сказочный персонаж — заместитель главы Северного округа по Дзержинскому району Андрей Михеев. — Нет никакого аварийного дома. Официальные технические заключения говорят об аварийном участке. А это — лишь две квартиры из трёхсот!»20. начитавшись «ответственных мнений» по отдельности даже с позиции обычного читателя начинаешь верить в предложенную сказочку.

Крайними, как всегда в подобных ситуациях, остались жильцы злополучного дома. А чего же вы хотели? О них заботятся, им и законы в  помощь, и рабочие, и бесплатные грузчики, и гостиница… а они журналистов звать, да еще не «своих», а неясно откуда приглашенных. И им же хуже – дом теперь «аварийный» и квартиры нем ни продать, ни обменять. Одни потери.

Только с легкой руки автора возникает другой вопрос: а  не это ли было изначальной целью «дружной братии» из рассказанной сказочки? Кому выгоден дом? Его положение? Кому не соглашаются продать собственность жильцы квартир? Есть предложения по использованию территории уже где-нибудь на рассмотрении? То-то и оно… именно об этом следует задуматься.

Аналогичную ситуацию можно  наблюдать и в других публикациях  журналистки, посвященных политической тематике. Так, отличается жизненностью материал «Партия в роли Бабы-Яги» о пикете против принятия закона о  монетизации льгот на коммунальные услуги. Живой ум, глубокий анализ, свободное ориентирование в освещаемой теме – все это отличительная черта Неверовой как специалиста высокого класса. Все это вложено в ее публикации.

Своеобразие изложения  собственных мыслей – не помеха. Чистота слога, характерный стиль, прямота и искренность публикаций не только сделала Валентину Львовну одним из успешнейших журналистов области, но и любимейшим автором Самары. В отзывах современников часто встречается упоминание о том, что: «Случись что вдруг… произойди… или только собирается произойти – горожане всегда звонили Валентине. Хотели чтобы именно она о них писала. Хотели, чтобы именно в ее руки попало освещение вопроса».

Наиболее важным элементом  авторской позиции в работе представляется некоторый воспитательный момент. Материалы Неверовой заставляют интересоваться вопросом со многих сторон, затрагивают струны души, возбуждают мыслительный процесс читателя.

Все жанрово-тематическое своеобразие ее текстов делает публикации «живыми». Практически это диалог с читателем, интерактивное общение с его разумом, совестью, самомнением, гордостью, чувством гражданского долга.

Найти человека, описать  его судьбу, показать сложности его  жизни, отразить это в общей картине, которую каждый из нас наблюдает  ежедневно – это обязательная часть работы над текстом Валентины Неверовой. Именно этим ценны ее статьи и очерки, именно это делает ее вклад в отечественную журналистику (и не только нее) неоценимым.

2.2. Позиция автора  в жизни и творчестве

Интереснейшие очерки Валентина Львовна Неверова пишет уже с самого начала своей журналистской карьеры. Однако наиболее интересный этап, на наш взгляд, начался после совместной работой над книгой о Самаре, совместно с известным архитектором Каркарьяном В.Г..