Творческий портрет Василия Уткина

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Спортивное телевидение в России: история и особенности развития

           1.1. История российского спортивного телевидения…………………6

1.2. Особенности российского спортивного телевещания…...............9

Глава 2. Характеристика творчества комментатора как спортивного журналиста.

    2.1. Кто же он, спортивный комментатор?.................................................13

    2.2. Особенности комментаторской деятельности……………................16

Глава 3. Творческий портрет спортивного телекомментатора Василия Уткина.

     3.1. Творческий путь В.Уткина…………………………………………...20

     3.2. В.Уткин в роли спортивного телекомментатора…………………....23

Заключение……………………………………………………………............27

Список использованной литературы………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность  исследования: начиная свой разговор о творчестве журналиста на спортивном телевидении и в спортивной журналистике в целом, я хочу отметить, что вопросы физической культуры и спорта занимают видное место в современной журналистике. Средства массовой информации всегда были и остаются надежными помощниками физкультуры и спорта. Помимо изданий, специализирующихся  исключительно в этой области («Советский спорт», «Спортивный экспресс» и т.д.), существуют спортивные отделы в редакциях газет и журналов «общего интереса», на комплексных телеканалах и радио созданы спортивные редакции. Иные каналы радио и телевидения и вовсе отдают все эфирное время только спортивному вещанию.

В данной ситуации журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в конкуренцию со своими коллегами из других редакций. Следует отметить, что, несмотря на высокий спрос, предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист обязан знать все, касающееся его тематики, уметь ярко и образно рассказать о событиях, явлениях и тенденциях спортивной жизни.1

Наиболее показательным в этом отношении является творчество спортивного  тележурналиста. В связи с этим, изучение особенностей творческого  портрета, творческой индивидуальности и профессионализма конкретного спортивного тележурналиста может быть весьма полезным для дальнейшего изучения как специфики работы спортивного журналиста на телевидении, так и всей спортивной журналистики.

Объект исследования: профессиональная деятельность спортивного журналиста, телекомментатора и обозревателя Василия Вячеславовича Уткина.

Предмет исследования: творческий портрет телекомментатора В.В.Уткина

Цель работы: охарактеризовать творческий портрет спортивного телекомментатора  В.В.Уткина.

Задачи: - проанализировать и обобщить систему существующих научных трудов по исследуемой проблеме;

- изучить историю спортивного  телевидения и тенденции в  его развитии;

- охарактеризовать творчество  спортивного журналиста на ТВ;

- проанализировать биографию и профессиональный путь В.В.Уткина.

Степень изученности: творческий портрет как одну из составляющих профессионализма изучали многие журналисты-теоретики. В основном многие научные труды по этому вопросу издавались в 90-е годы прошлого столетия. Такие видные ученые-исследователи журналистского творчества, как В.М.Горохов, П.С.Гуревич, Т.Д.Орлова и многие другие безусловно сделали огромный и бесценный вклад в изучение журналистского творчества. Однако, журналистика – явление крайне динамичное и прогрессивное, поэтому то, что говорилось год, месяц, а то и день назад теряет свою актуальность. Так же и перечень учебных пособий и монографий по спортивной журналистике оставляет желать большего. Я, к примеру, могу похвастаться лишь учебным пособием С.А.Михайлова и А.Г.Мостова «Спортивная журналистика», но в ней к моему огромному сожалению о спортивном журналисте, а тем более о его творчестве мало чего сказано.

Новизна: как я уже говорил, спортивная журналистика занимает видное место в современной журналистике. И если по изучению её особенностей учеными предпринимались хоть какие-то попытки, то творчество спортивного журналиста всё ещё остается плохо изученным. Мной же был сделан акцент на подробный анализ творческого портрета конкретного журналиста-практика. А вот то, что в качестве журналиста выступает спортивный телекомментатор действительно ново.

В качестве источниковой базы исследования были использованы видеотрансляции НТВ+Футбол, а так же материалы блога и конференции Василия Уткина на Sports.ru.

Теоретико-методологическая базой послужили труды российских ученых по изучению специфики творчества спортивных журналистов, данные интернет-опросов и рейтинги спортивных телекомментаторов, а также несколько эмпирических методов получения информации, основным из которых является контент-анализ. Выбор контент-анализа наиболее удачен, если учитывать, что в процессе исследования приходилось работать с материалами блога и конференции, а так же видеоматериалов с последующим выявлением особенностей творческой индивидуальности Василия Уткина.

Практическая  значимость: проведенная исследовательская работа объединяет и структурирует известные данные по вопросам творческой деятельности спортивного журналиста, а также, что наиболее важно, раскрывает творческий портрет известного российского телекомментатора Василия Уткина. В дальнейшем это может послужить теоретической базой для журналистов-практиков, решивших  освещать спортивную тематику на телевидении, в том числе и желающих стать успешными спортивными комментаторами.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрена история отечественного спортивного вещания и его особенности. Во второй главе затронута специфика профессии спортивного комментатора. Ну и наконец, в третей главе анализируется творческий портрет журналиста-практика.

 

 

ГЛАВА 1. СПОРТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.

1.1. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО  СПОРТИВНОГО 

ТЕЛЕВИДЕНИЯ.2

Телевидение и спорт  словно созданы друг для друга. В  безбрежном телевизионном мире спортивное телевидение – это "государство в государстве" со своими традициями, правилами, законами. Поэтому мне хочется восстановить его историю и рассказать о тех временах, когда оно привлекало к экранам миллионы зрителей, доставляя им огромную радость.

Хотя первые предпосылки  рождения спортивного телевидения  в России появились уже в начале 30-х годов прошлого столетия, говорить о спортивном телевидении как  о полноценной ячейке спортивных СМИ мы можем лишь сейчас, да и  то с опаской. Первый прямой эфирный репортаж о матче сборных команд РСФСР и Украины по футболу состоялся в 1929 году. Его вел Вадим Святославович Синявский. Вместе с ним у микрофона находились трое футбольных судей: Александр Богданов, Иван Севастьянов и Виктор Зискинд. Тогда для поддержания высокого темпа репортажа каждый говорил полторы-две минуты и уступал микрофон товарищу.

Уже в 1935 году состоялся первый зарубежный футбольный репортаж о матче СССР-Турция и репортажи о состязаниях борцов и фехтовальщиков из Анкары, Измира и Стамбула вел также Вадим Синявский.

После того, как в 1936 году проведение чемпионатов СССР стало  регулярным, прямые репортажи о футболе  тоже стали систематическими. Однако, все это представляло из себя лишь спортивный радиорепортаж.

Хотя уже в 1933 году режиссер А. Разумный с помощью известного советского спортсмена В. Гранаткина попытался осуществить телевизионный репортаж о футбольном матче, первая внестудийная телевизионная передача состоялась лишь 29 июня 1949. Тогда зрители увидели футбольный матч в то самое время, когда он происходил.

В 40-50 -е годы спортивных комментаторов можно было пересчитать  по пальцам: В. Синявский, В. Дубинин  в Москве, Ник. Шедов (Молдавия), В. Набутов (Ленинград), Э. Манджголадзе (Грузия).

29 августа 1950 года В  эфире впервые прозвучал голос Н. Озерова

В начале 60-х годов Центральная студия телевидения постоянно увеличивала количество спортивных трансляций. Практически все соревнования, проходившие в Москве, переносились на телеэкран. Из наиболее значительных спортивных событий, кроме матчей на первенство СССР по футболу и хоккею, следует отметить чемпионат мира по конькам с московского стадиона "Динамо" в 1950 году, трансляции чемпионата мира по хоккею в Москве в 1957 году с 24 по 5 марта из Дворца спорта в Лужниках.

В 1962 году появилась техническая возможность получать зарубежные спортивные телетрансляции по каналам Интервидения. Спортивной трансляцией из Праги о товарищеском матче сборных команд Чехословакии и СССР 18 января 1962 года в 21.20 минут была начата новая страница телевизионного спортивного обмена. В этом же году, в марте, впервые был запланирован эфир чемпионата мира по фигурному катанию из Праги. Но трансляция не состоялись, так как чемпионат мира был отменен из-за гибели в авиационной катастрофе фигуристов США.

Передачи с Олимпиады  в 1972 год из Саппоро отличались фантастическим звуковым оформлением картинки, микрофоны располагались в самых невероятных точках лыжной трассы, хоккейной площадки и т. д. Аппараты замедленного повтора, различные спецэффекты, информационное заполнение экрана дополняли панораму спортивных событий.

19 июля 1980 года трансляцией торжественного открытия Игр ХХ Олимпиады в Москве Советское телевидение и радио начали более чем двухнедельный спортивный рассказ об этом важнейшем спортивном событии. Олимпиада-80 не имела себе равных по использованию электронной аппаратуры. На спортивных аренах Москвы, Таллина, Ленинграда, Киева и Минска было установлено 280 телевизионных камер. К началу Олимпиады в Москве в Останкине вступил в строй новый телерадиокомплекс, решение о строительстве которого было принято Советом Министров СССР 8 декабря 1975 года. Было образовано 19 постоянно действующих телевизионных бригад, которые осуществляли трансляции закрепленного за ними вида спорта. Бригада монтажа и выпуска программы обеспечивала ее прохождение в эфир. Для проведения всей этой сложнейшей работы были собраны силы из многих союзных республик, ведущих телестудий Российской Федерации.

Руководители бригад: баскетбол - В. Фомичев, бокс - Г. Саркисьянц, борьба - М. Абдулхаков, велоспорт и стрельба из лука - В. Семенов, волейбол - А. Сайкин, гребля - Г. Сурков, гимнастика - Н. Дымарский, конный спорт и современное пятиборье - Е. Лепетухин, легкая атлетика - А. Курашов, водное поло и прыжки в воду - В. Рашмаджан, плавание - Г. Орлов, ручной мяч - И. Зорин, стрелковый спорт - В. Чудинов, тяжелая атлетика - Я. Спарре, фехтование - С. Покровский, футбол - В. Перетурин, хоккей на траве - Е. Майоров.

Телевизионное освещение  спортивных соревнований после 1991 года проходило уже в новых условиях существования отдельных самостоятельных компаний. РГТРК "Останкино" сумело в этот период сохранить высокий творческий потенциал. На высоком уровне были проведены передачи с Олипийских Игр в Альбервиле и в Барселоне (1992), в Лилле-хаммере (1994 г.), поскольку корреспонденты сумели выйти за пределы спортивных событий Олимпиады, во всей полноте рассказать о ее культурной программе, восприятии Олимпийских событий ее многочисленными гостями. Впервые Президент Международного Олимпийского Комитета Хуан Антонио Самаранч дал развернутое интервью во время Олимпийских Игр в Барселоне главному редактору С.Кононыхину.

Значительным достижением  стали трансляции в 1992-95 годах нового футбольного супертурнира "Лиги чемпионов". РГТРК "Останкино" вывело на экран трансляции и такого престижного события в мире мотоспорта, как ралли Париж - Дакар, на которых присутствовали наши корреспонденты О. Максименко и А. Малявин. В октябре 1992 года начала выходить новая информационная программа "Спортивный Уикэнд" (руководитель программы О. Максименко). Программа, отличавшаяся динамизмом, разнообразием тем и материалов, репортажами корреспондентов непосредственно с места событий, стала заметным явлением телевизионной спортивной журналистики. В этот период велся поиск молодых сотрудников. Путевку в телевизионный эфир получили К. Выборнов, В. Топильский, В. Гусев, А. Голованов, которые и сейчас успешно работают в эфире. 1996 год, в который была ликвидирована РГТРК "Останкино", стал во многом годом разрушения не только редакции спортивных программ, берущей свое начало с первых репортажей радио, но и школы профессионального мастерства, традиций и воспитания журналистских кадров. Начался новый этап в работе радио и телевидения.

1.2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СПОРТИВНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ

Влияние спорта на телевидение  – очевидная истина. Но даже самые прозорливые вряд ли могли предположить, сколь причудливы отношения спорта и телевидения, какие невероятные формы в советские времена они принимали.

Вернемся в начало 1970-х гг., когда спортивное телевидение страны переступило грань разумного. Футбольных и хоккейных репортажей стало так много, что даже заядлые болельщики выключали телевизоры.

Леонид Ильич Брежнев  беззаветно, по-стариковски обожал хоккей и хотел увидеть каждый матч любимого им ЦСКА. А чуть позже, когда началось возвышение Константина Устиновича Черненко, с повышенным вниманием стали относиться и к спартаковской команде. Руководил "доставкой на дом" любимого зрелища лично Сергей Георгиевич Лапин, председатель Гостелерадио СССР.

Но существовал и  футбольный чемпионат СССР. В нем  в отличие от хоккейного играли команды  почти всех союзных республик. И  за каждой из них - особенно за украинской - стоял могущественный партийный  покровитель. «Увидеть "своих" на первом канале считалось делом престижным. Конечно, матчи киевлян или тбилисцев показывали постоянно. Но иногда срабатывала интуиция. Без всяких указаний из Отдела пропаганды ЦК КПСС (специально это подчеркну) мы ставили в эфир команду другой республики, пусть и находилась она в нижней части турнирной таблицы. Подстраховывались, что там скрывать! Зато никто не мог упрекнуть нас в недооценке "национальной политики партии". В конце сезона всегда были готовы отчитаться: узбекскую, казахскую, азербайджанскую команды два-три раза транслировал главный государственный канал страны», - вспоминает спортивный обозреватель, а некогда один из руководителей спортивной редакции Гостелерадио, А.Ратнер.3

Конечно, Олимпийские  игры, чемпионаты мира по футболу и  хоккею, еще несколько крупных турниров показывать советскому зрителю не забывали. Но о большинстве популярных соревнований, для которых во всех цивилизованных странах времени в эфире не жалели, тогда просто запрещалось заводить разговоры (автогонки, теннисные турниры "Большого Шлема", финалы европейских футбольных кубков, ежегодная велогонка "Тур де Франс", игры баскетболистов НБА и хоккеистов НХЛ). Многие ли знали об этих состязаниях 35-40 лет назад в Советском Союзе? Лицензии стоили дорого, зритель о таких трансляциях и не мечтал, высоких руководителей, признававших только футбол и хоккей, все прочее мало интересовало. Так что простому болельщику, привычному к телевизионному спортивному рациону, вполне хватало и таких трансляций, как матчи ЦСКА - "Спартак" в хоккее, "Спартак" - "Динамо" (Киев) в футболе и других первоклассных поединков.

Своеобразие советского телевидения заключалось в том, что без строгого контроля не обходились в то время ни музыкальная, ни детская, ни литературно-драматическая, никакая иная редакция Гостелерадио СССР. Но что может сравниться со строжайшим контролем, постоянно витавшим над редакцией спорта?

Вы думаете, что этого  нет на современном российском телевидении? Вот яркий пример из новейшей истории. День выбора олимпийской столицы 2012 г. Среди претендентов - Москва. На Васильевском спуске доставленные на автобусах представители студенческих и трудовых коллективов с плакатами и лозунгами, призывающими Международный олимпийский комитет (МОК) принять решение в пользу Москвы. С эстрады развлекают публику комментатор канала "Спорт" Дмитрий Губерниев и разношерстные музыкальные ансамбли. Трансляцию происходящего показывают на втором государственном канале. Параллельно по "Евроспорту" идет прямой репортаж с заседания Международного олимпийского комитета. Но на большой телеэкран на Васильевском спуске эту "картинку" не выводят.

В первом же туре Москва из числа претендентов выбывает. Кроме "Евро-спорта", десятки других источников информации, такие как  радио, Интернет, и все, кого этот вопрос интересует, сообщают о поражении российской столицы. Конечно, знает об этом и Губерниев, но держит решение МОК в тайне. Более того, энергично "разогревает" аудиторию, и добросовестная публика продолжает самозабвенно скандировать лозунги в поддержку Москвы.

Минут через 50 перед последним туром, когда остаются два конкурента -Лондон и Париж - экран на эстраде наконец начинает показывать заседание МОК, и Губерниев оповещает собравшихся, что Москва из борьбы выбыла, как будто это произошло только что. Наконец избран Лондон, народ, оставляя на набережной выданные плакаты, начинает расходиться. Губерниев, почти час водивший всех за нос, кричит, что в следующий раз Москва обязательно победит.

Телевизионное политиканство  живет и процветает. Акция проведена  успешно, "истинный" патриотизм продемонстрирован, участники "представления" готовятся получать гонорар. Так что товарищ Лапин вернулся к нам в новом обличье молодого, энергичного Олега Добродеева, который в разгар перестройки считался одним из самых активных ее прорабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА КОММЕНТАТОРА КАК СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИСТА.

2.1. КТО ЖЕ ОН, СПОРТИВНЫЙ КОММЕНТАТОР?

 

Итак, мы переходим к  рассмотрению непосредственно профессии  комментатора, но для начала дадим  определение самому жанру комментария  в журналистике.

Комментарий —  это жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой. Транслируется в форме самостоятельной отдельной передачи или входит в состав сложной сценарной композиции, посвященной некоторой общественно–значимой проблеме. В настоящее время широко используется для перебивки новостной информации. Можно сказать, что новостные программы перенасыщены комментариями, смонтированными из различных и неожиданных сюжетов.4

Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий»  стало применяться во второй половине XX века. Публикации, подходящие под  это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) наиболее важные события. В общем ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также высказывает их оценку, формулирует прогноз дальнейшего развития и т.д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа.5

Современный комментарий  преследует, как правило, следующие  цели:

      • направить внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценить их;
      • поставить комментируемое событие в связь с другими, выявить причины этого события;
      • сформулировать прогноз развития комментируемого события;
      • обосновать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Первым шагом при  подготовке комментария, как и при  подготовке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому автор  должен четко ответить себе на вопросы:

      • какое явление я хочу осветить?
      • что я должен рассказать читателю, какое знание дать ему?
      • какие чувства у него пробудить?
      • какие знания, представления о предмете будущего выступления у меня уже есть?
      • какие могут возникнуть возражения у моего предполагаемого оппонента? Как их учесть, упредить в публикации?

Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов:

      • разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);
      • детализация комментируемых событий, восстановление подробностей, признаков, которые важны для постановки вопросов;
      • сравнение фактов, разработка аналогий, например с прецедентами; проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета), комментария;
      • противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий;
      • интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык).

Но вернемся к рассмотрению профессии телекомментатора. В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями:

1. Телерепортер (корреспондент);

2. Комментатор;

3. Обозреватель;

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»);

5. Ведущий (дискуссии или иной  диалогической передачи; за рубежом  именуется модератор);

6. Ведущий ток-шоу;

7. Ведущий информационной программы  .

Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.6

В роли комментатора обычно выступает  опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Однако и он должен стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике. Итак, комментатор появляется тогда, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

2.2. ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТАТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Экран – всегда зрелище, даже в журналистских передачах. Поэтому любому постоянному персонажу  экрана – поскольку он всегда обращается к массовой аудитории – надо сочетать в своем облике интеллект и демократичность, независимость суждений и следование общепринятым ценностям. Спортивный комментатор – один из таких персонажей и он постоянно на виду у публики. Это накладывает ряд особенностей не только на его профессиональную деятельность, но и на творчество.

Во-первых, комментатору жизненно необходимы актерские данные: ведь личность комментатора, весь его  облик на протяжении всего выступления служат важнейшим элементом аудиовизуального сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо, наоборот, перечеркнуть весь эффект. Журналист, сознающий, что ему надо выступать перед миллионной аудиторией и испытывающий при этом трепет, безусловно, произведет лучшее впечатление, чем тот, кто выступает с ощущением, что все только его и ждали. Тот журналист, который начинает переоценивать себя, делает первый шаг к профессиональной деградации.7

Впрочем, некоторые телекомментаторы в противовес этой рекомендации предпочитают думать в момент выступления не о «миллионной аудитории», а об одном человеке, сидящем у телевизора, о таком, чьим мнением комментатор дорожит, на кого рассчитывает свое выступление. Умение видеть вместо телекамеры живого реального человека и обращаться к нему, а не в пустоту – один из признаков профессионализма на телевидении.

Во-вторых, комментатор  обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь  стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация (опять-таки лишь в том случае, если перед нами телевизионный профессионал). Еще древние греки полагали, что искусство оратора состоит из трех частей: написание речи, разучивание ее и произнесение. В наше время предприняты серьезные попытки опровергнуть древних. Так, большой мастер экрана Ираклий Луарсабович Андроников утверждал, что всякая заранее написанная бумажка вредна для телевыступающего, что, вспоминая ее, он словно заглядывает к себе за лобную кость. Вместо текста Андроников предлагал проговаривать тему будущего выступления про себя или вслух. Сам он «обкатывал на слушателях» свои великолепные устные рассказы. Но следует учесть: метод Андроникова, как, впрочем, и древних греков, не универсален; все зависит от конкретной задачи, решаемой журналистом, от уровня его мастерства. Вероятно, текст не нужен, если есть уверенность, что в строго заданное время комментатор уложит все, что хотел сказать, не мучаясь над поиском формулировки, пользуясь яркими словесными образами, что найдется отточенная, захватывающая внимание первая фраза, будет обеспечена логика и четкость мысли и, наконец, эффектная запоминающаяся концовка.

В-третьих, комментатор  никогда не должен ограничивать себя лишь комментарием к футбольному матчу, к примеру.  Комментатор – одна из наиболее творческих профессий на телевидении, а творческим людям должно быть свойственно стремление расширить свой диапазон, полнее выявить свой потенциал на экране. Их уже не удовлетворяет сам факт «узнаваемости», присутствия на светских приемах и презентациях. «Известен тем, что известен...» Натуры послабее этим удовлетворяются. Сильный же творческий человек ищет другого. Таким был выпускник МГУ Владислав Листьев. Он ставил перед собой все новые задачи, придумывал себе передачи и амплуа, а потом щедро оставлял их, уходя дальше, вперед в постижении собственных возможностей. В «Поле чудес» он был элегантным шоуменом-затейником, в «Теме» нашел совсем иной стиль, созвучный поднимаемым социальным проблемам, а потом придумал «Час пик», взяв на себя роль интервьюера-аналитика (взяв у американцев вместе с подтяжками Ларри Кинга, как иронизировали критики). А Листьев и не скрывал: он хочет скорее освоить все наработанные мировым ТВ приемы, методы, роли.8

Специфика комментаторского творчества заключается в том, что  он ставит перед собой целью донести  до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки. Ведь комментарий – это  помимо прочего влияние на умы  и сердца людей. таким образом можно сказать, что комментатор существует на экране ради своих взглядов, суждений, эрудиции. Его личность знакома и интересна зрителю. Он, как правило, человек зрелого возраста, имеющий солидный жизненный опыт как основу для обобщений, сравнений, выводов. Комментатор блестяще владеет словом, и способен артистично произносить публицистические монологи.

Все чаще комментаторами становятся люди, не один год варившиеся в спортивном мире, или бывшие спортсмены. И не простые спортсмены, а те, кто оставили в своем виде спорта заметный след. И выступая в бассейне, на стадионе или в зале, имели склонность тщательно анализировать все, чем занимались они и их товарищи. К счастью, образование их и грамотность теперь ничуть не ниже, чем у инженеров, врачей, студентов, недавних школьников, стремящихся попробовать свои силы в тележурналистике.

О культуре и образовании  я заговорил не зря. Еще десятью  годами раньше многие закончившие выступления  спортсмены ничем подобным не блистали. Однако ж, профессия телекомментатора предъявляет соискателям весьма высокие требования.

Один из ветеранов  журналистики в разговоре с молодыми коллегами о профессионализме привел такое сравнение. Забить гвоздь в  доску может любой человек, раз  десять ударив молотком по гвоздю и  пару раз по пальцам. Профессиональный же плотник загоняет гвоздь с одного удара по самую шляпку, потому что он много лет занят этим. Так же и в журналистике. Когда человек сделает несколько сотен репортажей, тогда научится работать быстро, точно и красиво. Одним ударом – по шляпку. Только передачи, в отличие от гвоздей, не должны быть похожими друг на друга, штампованными.