Творческий проект “летний сарафан”

МИНИСТЕРСТВО  НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УР

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

ТЕМА: “ЛЕТНИЙ САРАФАН”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:

                Шайдуллина  Резеда Фаридовна

                9 «А» класса

                Проверил(а): 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Ижевск, 2001 г.

 

Содержание

      стр.

  1. Выбор и обоснование проблемы 3
  2. История и традиции сарафана 4
  3. Выбор своего изделия 5
  4. Используемые материалы 6
  5. Технологическая карта изготовления изделия 7
  6. Испытание и оценка 8
  7. Экономические расчеты 9
  8. Литература 10
 

 

1. Выбор и обоснование  проблемы

       В жаркий день хочется подставить солнечным лучам плечи и спину, лицо и руки, чтобы «напитаться» солнцем на хмурую осень, долгую зиму.

       Мне очень захотелось обновить на лето свой гардероб чем-то простым и, в  то же время, изысканным. И потому-то я выбрала сшить летний сарафан. В этом сарафане мне будет легко и прохладно даже в самый жаркий полдень. Его можно будет одеть легко и быстро, он будет мне незаменим для отдыха и работы, как говорят «с утра до вечера».

        Итак, начинаю  шить летний сарафан!

Звездочка обдумывания

 

2. История и традиции  сарафана

       Перед нами пример влияния Востока: персидского  сарапа  означало «с головы до ног», «всецело», а также род длинной  одежды. К нам пришло, вероятнее  всего, через тюркские языки, а возможно и через греческий. Пути трактования этого слова в русский язык до сих пор неясны.

       Трудно  поверить, что сарафан – национальная русская женская одежда – назван заимствованным словом. Заметим, что  до XVII века, так предполагают языковеды, сарафаном у нас называли только мужскую(!) одежду, особенно боярскую: нечто вроде длиннополого кафтана, а с XVII века слово упоминается уже и в значении одежды женской, а ещё позже – только женской.

 

3. Выбор своего изделия.

       Модель 1. С рельефами по переду и спинке, расширенными книзу. Лиф и подол сарафана отделаны контрастной бейкой. По талии  отдельный пояс.

       Этот  сарафан, хотя и летний, но он мне  не очень подходит, т.к. он не прямой и с отдельными бретелями, а мне  хотелось бы по-другому. 
 

        Модель 2. Перед и спинка сшиваются только на плечах, по пройме, бокам и низу, как и по горловине обрабатывается обтачкой. Петли пришиваются вместе с обтачкой – полоску материала 8´2,5 см сложить вдоль, стачать, вывернуть, сложить и отстрочить, готовую петлю приметать к детали спинки лицом к лицу и затем пришить обтачку. Карман двойной, пришивается поверху.

       Этот  сарафан хотя и прямой и летний, но я хочу без петелек по докам  и без кармана. 

       

       Модель 3. Цельнокроеный сарафан с небольшими разрезами и с забавной аппликацией посередине горловины. А шить так: сшить боковые и плечевые срезы, обработать остальные края, разрезы и пришить аппликацию спереди по середине горловины.

       Это – как раз, что мне нужно! В  этом сарафане есть все, что я хотела!

 

4. Используемые материалы. 
 

Техника безопасности

При работе с иглами, булавками и ножницами

       Иглы  и булавки хранить в подушечке  или в игольнице.

       Шить  с наперстком.

       Ножницы хранить в определенном месте  – поставке или рабочей коробке.

       Класть  ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, держать их за сомкнутые лезвия.

При работе с утюгом

       Перед работой утюгом следует проверить исправность шнура.

       Утюг  включают и выключают сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур. Его во время работы ставят на подставку  с бортами.

       По  окончании влажно-тепловой обработки  ткани утюг следует включить.

  При работе на швейной машине

       Сидеть  за машиной надо прямо, на всей поверхности  тула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Стул должен стоять против иглы. Ноги должны опираться всей ступней  на пол или подставку. На машине не должны лежать посторонние предметы.

 

5. Технологическая  карта изготовляемого  изделия

№ п/п Последовательность  работ Графическое изображение Инструменты и приспособления
1 2 3 4
1 Перечертить выкройку из «Приложения» на миллиметровую бумагу с помощью масштабной линейки.   Карандаш, миллиметровая бумага, линейка «Закройщица»
2 Вырезать выкройку, чтобы получились передеяя и задняя половинка. 
  Ножницы
3 Две выкройки опложить на мтериал рядом друг с другом на изнаночную сторону и обвести  мелом, вырезать, оставив место на припуски.   Мел, ткань, ножницы
4 Сметать плечевые (на шов 1,5 см) и боковые (на шов 2 см) срезы. Стачать их, а затем обметать на зигзаге.   Игла ручная, нитки л/л №35, машина швейная, ножницы
5 Обработать  горловину швом вподгибку с закрытым срезом (на  см) и также обработать низ сарафана швом вподгибку с закрытым срезом (на 3-4 см).   Игла ручная, нитки л/л №35, машина швейная, ножницы
6 Вывернуть сарафан  на лицевую сторну, пришить забавную аппликацию на перед горловины и  проутюжить готовое изделие.   Игла ручная, нитки л/л №35, апплкация, утюг
Примечание: желательно после п/п №3 обметаль отдельно все края, т.к. тонкая ткань при шитье может стягиваться.

 

6. Испытание и оценка.

       Я рада, что теперь в моем гардеробе  появилась ещё одна новенькая  вещь. Её не увидишь ни на одном рынке, ни в одном магазине – та, что у меня. Всем моим друзьям, а особенно мне, нравится этот летний сарафан. И я этому рада! 

 

7. Экономические расчеты.

С1 = плательная ткань креп (1 м) = 50 руб.

С2 = нитки  л/л №35 (0,5 шпульки) = 2 руб. 10 коп.

С3 = аппликация (1 шт.) = 2 руб. 50 коп.

С1 + С2 + С3 = 54 руб. 60 коп.

       На  рынке примерно такой летний сарафан  стоит около 200 рублей, но мой стоит  примерно на 140 рублей дешевле.

 

8. Литература. 

  1. Журнал  «Крестьянка» №6 – М., 1991
  2. Журнал «Работница» №12 – М., 1989
  3. Кобякова Н.Н., Шитье для девочек – М., 2000
  4. Волина В.В., Откуда пришли слова – М., 1996