Творческое мышление. 2

ТВОРЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ

Курсовая  работа

 

 
по  дисциплине «Общая психология»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Содержание

 

    Введение_________________________________________          _    3

  1. Понятие творческого мышления.

1.1 Что значит творческое мышление?

1.2 Особенности творческого мышления________________________   5

1.3 Сферы специализации правого полушария__________________     5

1.4 Как определить ведущие полушарие________________________    8

1.5 Слагаемые творчества____________________________________    9

  1. Личность и творчество:

2.1 Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом_____________________________________________      21

2.2 Специфика мышления творческий личности________________    27

2.3 Психоэмоциональных особенностях креативных личностей____   28

2.4 Креативность и интеллектуальность________________________   29

2.5 Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи_________________________________                                         31

 Заключение___________________________________ _                       32

      3.Обзор методик___________________________                               34

 

   Список литературы___________________________________            40

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

  

  Введение

    Понятием творчества охватывается все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

 Первый  круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и  бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека- в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся  по образу и подобию творчества человеческого разума.

  Второй  круг творчества направлен на  изменение, обновление, преобразования  и совершенствование существующего.  Это относится к человеку, который  реализует свои потенциальные,  безграничные возможности , по  мнению ученых, лишь на одну  десятую часть.

  И,  наконец, третий круг творчества  направлен на разрушение «старого  мира» и построение на его  месте нового. Это относится главным  образом к социальным перестройкам  и революциям, а также появлению  новых направлений в искусстве,  стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы. Проникнув в «тайны творчества», как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, протекания и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться, в первую очередь, общих законов творчества самой природы, создавших человеческий мозг и заставших его работать по своим принципам. Но эти знания законов не должны быть принятыми на веру, как говорил А.Эйнштейн, их надо продумать самому, пропустить через конкретный собственный опыт, проверить в действии, в творческих работах, и если они действительно общие, то они должны проявиться и у нас. Только в таком случае мы сможем открыть главные тайны творчества- природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых идей, замыслов и открытий.

 Подобных  взглядов придерживаются многие  ученые, занимающиеся наукой о  творчестве, а Д.Дейс наиболее  четко суммировал их в своей  модели творчества. На первом  месте в ней стоит знание  общих законов, на втором- понимание  того, что, какие качества необходимо развивать или корригировать у себя на основании этих законов, на третьем- тренировка этих способностей в разных видах деятельности. Ученый говорит, что творческого человека видно по тому, как он одевается, обставляет квартиру, готовит обед  и организует свой отдых и досуг.

 Общие  законы творчества являются теми  ключами, при помощи которых  можно открыть двери в подсознание  и впустить его в сознание и сверхсознание.[1, с9-10]

  

 

  1 Понятие "творческое мышление" охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно. 
Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для индивидуумов, группы, организации или общества. 
Творческое мышление - способность взглянуть на проблему со стороны. Творческая мысль - это проницательность, прозрение, миг вдохновения, который открывает верное решение. 
Творческое мышление - результат взаимодействия ума и стимулов окружающего мира. 
Творческое мышление - созидание нового, не существовавшего прежде. 
Творческое мышление - умение взглянуть на мир способом, отличным от того, как на мир смотрят другие. Умение выразить и передать этим другим свое восприятие окружающего мира. 
Творческое мышление - смотреть на то же, что находиться перед глазами

всех  остальных людей, но думать при этом несколько иначе. 
Творческое мышление - существенный компонент, способствующий преобразованию и прогрессу. 
Творческое мышление - познание чего-то нового. Составная часть интеллекта. 
Творческое мышление - способность находить принципиально новые, уникальные решения. Иногда творческое решение является результатом реорганизации давно известных фактов в новую схему, а иногда представляет собой совершенно новую мысль, которая до этого момента никому не приходила в голову.[8] 
  Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. [5, с. 287]

Часто приходится слышать: «Я склонен к  техническим наукам, рисовать и выдумывать я не умею?» Тогда напрашивается  вопрос- действительно ли не каждый человек может заниматься творчеством  и возможно ли со временем развитие в себе творческого потенциала?

   Объектом исследования  данной работы является творческое мышление, и рассмотрение творчества как процесса, предметом в свою очередь является особенности функционирования творческого мышления у человека, психические особенности людей склонных к креативности.

Целью данной работы является исследование творческого мышления, понимание его сущности, за что оно отвечает, протекание творчества как процесса и ответ на вопрос почему некоторые люди мыслят творчески, а другие нет. Моя гипотеза состоит в том, что творческой личностью не рождаются, скорее ее становятся, но становление творческой личности идет из детства, от воспитания.

                             

 

 1.2 Творческое мышление  

 

    Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая  гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B.  Образная  адаптивная гибкость, т.е. способность  изменить восприятие объекта  таким образом, чтобы видеть  его новые, скрытые от наблюдения  стороны.

Г. Семантическая  спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии  предпринимались и другие попытки  дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

   Чем обусловлено творческое мышление? Считается, что источником творческого мышления является правое полушарие, итак:

 1.3 Сферы специализации правого полушария:

   Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Параллельная  обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная  ориентация: правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки- головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: с помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто- то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что , если…» также задает правое полушарие.

Художественные  способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: за мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты и также контролирует движение левой  половины тела.[30,31 М.З.]

Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то. Что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.[2,с.30-31]

  • Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.
  • Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее все расчеты и измерения производит левое полушарие.
  • Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую  проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

    Наиболее  эффективная  творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.[2, с.33]

    Однако  ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически  любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по- разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

  Представьте,  что два человека, которым было  немногим больше  тридцати лет,  перенесли в больнице операцию  по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого- левое.

   До операции оба пациента были  правшами, и доминирующим у них  было левое полушарие. Никаких  отклонений от нормы не наблюдалось.  Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый  пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили  все правое полушарие головного  мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй  пациент находится в одной  палате с первым, он сидит на стуле  и смотрит в окно. У этого  пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

  Теперь  представьте, что вы учувствуйте  в обследовании и изучении  этих пациентов. Вы входите  в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Не забывайте, правое полушарие  контролирует движения левой  половины тела, а левое- правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела( правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос- ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он  просматривает заголовки. Если вы попросите его, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

 Но, продолжая беседовать с Лэрри,  вы начинаете замечать опустошительный  эффект, который произвела операция. По причине того, что у него  нет правого полушария, левая  половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать  беседу, его ответы иногда бывают странными. Он все понимает буквально. Вы спрашиваете его:»Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

  Вы  вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку- головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое- то отношению к его рукам.

 Неожиданно  два человека начинают спорить  и кричать друг на друга.  Лэрри понимает слова, но никак  не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло,  ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось  у него после операции.

  Когда  вы возвращаетесь в палату, вы  спрашиваете у него, не хочет  ли он послушать музыку. Вы  включаете радио и понимаете.  Что он совершенно равнодушен  к мелодиям. Близкий друг Лэрри  входит в палату, но Лэрри даже  не узнает его, потому что левому полушарию трудно распознавать лица.

  Спросите  у Лэрри, снится ли ему что-  либо, и вы услышите в ответ,  что ничего подобного не происходило.  Если же ему все же что-  то снится, то его сны обязательно  будут описывать что- либо из  происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел  на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу  замечаете, что у него работают только левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь  пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой  небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня  заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что- нибудь еще. Но правое  полушарие Рика помнит только  простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем ребенком.

 Для  того чтобы развлечь Рика, вы  приносите ему составную картинку- головоломку, и он без труда  правильно складывает ее. Когда  же вы вывозите его на инвалидной  коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

 Рик  никогда не сможет самостоятельно  читать или решать математические  задачи, но ему нравится слушать  стихи. А исследователь снов  свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы БДГ  , а это говорит о том, что ему наверняка что- то снится.[2, с. 38-41]

 На наглядном опыте мы рассмотрели то,  как меняется поведение человека, когда одно из полушарий перестает функционировать, и здесь же мы можем сделать вывод, что хотя работа полушарий тесно связана, тем не менее правое полушарие дает возможность анализировать и  чувствовать без чего , на мой взгляд невозможно творческое мышление. Разумеется, в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

                

   1.4  Как определить ведущее полушарие?

  Для выявления ведущего полушария регистрируют «содружественные движения глаз». Если задать человеку вопрос типа «какая ваша любимая книга?» или «сколько будет шестнадцатью двадцать?», то в 75% случаев в ту же секунду взор опрашиваемого отклоняется влево или вправо.

   Этот  механизм, возможно, заключается в  следую-'щем.     Известно,    что    раздражение    глазодвигательной зоны правого полушария отклоняет взор влево, а левого полушария-—вправо. Задан вопрос — человек ищет ответа с помощью речевых символов, т. е. «обращается в левое полушарие», главенствующее в отношении функции речи. Левое полушарие, следовательно, возбуждается. Возбуждение захватывает глазодвигательную зону, и взор отклоняется вправо («левополушарные люди»). Те, кто склонен к мышлению зрительно-пространственными образами, в поисках ответа на вопрос «обращаются в правое полушарие». Оно возбуждается, и взор отклоняется влево («правополушарные люди»). «Левополушарные» больше склонны к абстрактно-символическому, словесному, логическому мышлению. «Правополушарные» — к целостному, синтетическому, образному. Они лучше воспринимают музыку, для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Следующий важный вопрос, который перед нами стоит- это вопро из чего состоит творчество, его слагаемые.

                                 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Слагаемые творчества.

      Цельность восприятия. Этим термином обозначают способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми порциями), На эту способность указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей корковой деятельности — художественный и мыслительный: «Жизнь отчетливо указывает па две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

  И. П. Павлов пришел к делению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он впервые заметил художественный тип восприятия, без выделения деталей.[3, с.15-16]

  Сближение понятий. Следующее слагаемое творческой одаренности — легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Эта способность проявляется, например, в синтезе острот. Еще А. С. Пушкин отметил, что именно в остроумии отчетливо прослеживается «сближение понятий»: «Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».

  Сто лет спустя американский психолог С. Медник обратил внимание на важность «отдаленного ассоциирования» как составляющей творческого потенциала. Он предложил своеобразный психологический тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-раздражителя: например, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая соединила бы эти два понятия (в данном случае слово «зеленый»). Тест может быть и в другом варианте: даются три слова — «небо, кровь, Дунай». Нужно дать определение, которое подходило бы ко всем этим трем словам («голубой»).

  Медник  возлагал большие надежды на свой тест как показатель творческой одаренности. Однако надежды эти не оправдались. Медник упустил из виду то обстоятельство, что отдаленность ассоциирования — лишь один из многих компонентов одаренности. Ведь и остроумие включает в себя не только способность сближать понятия, но, как отметил А. С. Пушкин, также и способность «выводить новые и правильные заключения».

  Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одаренности и быть залогом продуктивности мышления. Связь между мыслительным процессом и процессом ассоциирования, несомненно, существует, но Медник слишком упростил ее, на самом деле она значительно сложнее. Именно поэтому изучение ассоциативного процесса может дать ценную информацию, имеющую прямое отношение к исследованию мышления.

  По  предложению украинских ученых Э. Голованя и В. Старинца были проведены опыты, в которых удалось показать, что между любыми двумя понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов.

  Возьмем, например, два таких отдаленных понятия, как «древесина» и «мяч». Достаточно четырех промежуточных ассоциаций, чтобы перейти от древесины к мячу. Каждая из ассоциаций вполне естественна:

  

                     Древесина- лес

                          Лес- поле

     

               поле — футбольное

               футбольный —  мяч

 
 
 

Возьмем два других слова: «небо» и «чай». Связь между ними устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций

                                небо - земля

                               земля- вода

                                                                вода- пить                                                                                                                    

                                                                  пить- чай

 
 

Слова были наугад взяты из словаря; всего  проделано несколько сот проб с такими случайно взятыми парами слов. Почти во всех случаях оказывалось достаточно четырех, реже пяти-шести ассоциативных шагов для перехода от одного понятия к другому. (Количество таких ша^ гов служит мерой «смыслового расстояния» между двумя понятиями.)