Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………… 3

     Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности

     1.1 Особенности психологических механизмов  защиты….………….…  6

     1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14

     Выводы  по главе І………………………………………………………..17

     Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)

     2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18

     2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20

     Выводы  по главе ІІ……………………………………………………….24

     Заключение……………………………………………………………….25

     Список  литературы……………………………….……………………..27

     Приложения……………………………………………………………….30 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Задачей любого общества является развитие всех его представителей. Далеко не каждый человек реализует полностью данные ему возможности. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. важнейшие составляющие социального фактора развитии [37]  Личные системы ценностей у подростков очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и критику. В подростковом возрасте возникает желание  слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, это психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией [9,12,22]. В этот период человек наиболее уязвим, раним, отсутствие коммуникативного опыта, вегетативная неустойчивость, обидчивость. И подростковый период – наиболее трудный из всех периодов жизни для личности. Не случайно, что подрастающие дети с полным на то, основанием входят в группу риска – наряду с малолетними преступниками, умственно отсталыми детьми, При всей, казалось бы, парадоксальности такого ряда реальность именно такова. [5;С.114]

     Важным  шагом в развитии психологии креативности явилось выделение двух типов мышления – конвергентного и дивергентного. [35] Креативность проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности. Творческое мышление – это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей  задачи уже  известными способами. Известный американский исследователь креативности Э.П.Торренс определяет её как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д. [25;С.155].

     Учение  о психологической защите  (или  эго – защитных механизмах) принадлежит  классическому психоанализу начала XX в., и теоретические взгляды современных исследователей в большинстве  своем опираются на идеи З. Фрейда, А. Фрейд и их последователей. Психологическая защита, как важнейший психический феномен, связывает сознательные и несознательные мотивации мышления, находит отражение в определении А.Фрейд, которая одна из первых указала, что защитные механизмы – это деятельность Я, начинающаяся тогда, когда Я находится в ситуации чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов представляющих для Я опасность.

     На сегодняшний день малоизученным является вопрос механизмов психологической защиты у подростков.

     Данный  вопрос нас заинтересовал, мы решили осуществить последующую работу в данном направлении.

     Таким образом, можно сформулировать тему: Творческое мышление и защитные механизмы подросткового возраста.

Объект  исследования – личные особенности подростка.

Предмет исследования – система психологических механизмов защиты.

Цель  исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.

     Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).

     Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.

2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.

3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.

4. Выявить уровень креативности.

5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.

     Методы  исследования, которые применялись для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы включили в себя комплекс взаимопроверяемых и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ научной литературы, сопоставление и обобщение научно–исследовательских работ по проблеме; наблюдение, опрос.

     Для эмпирического исследования применялись:

  1. Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса);
  2. Диагностика вербальной креативности (Адаптация теста С. Медника — подростковый  вариант);
  3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко;
  4. Опросник Келлермана-Плутчика;
  5. Тест Томаса — типы поведения в конфликте (адаптирован Гришиной).

     В исследованиях принимали участие 20 человек (10 девушек и 10 юношей) в возрасте 14 – 16 лет, учащиеся СОШ № 83  г. Уфы.

     Таким образом, поставленная нами цель является актуальной. Если проблема будет решена на теоретическом уровне, то это позволит раскрыть роль творческого мышления (креативности) в применении механизмов психологической защиты. На практическом уровне – это поможет разработать индивидуальные рекомендации по принципам изменения характера взаимодействия с окружающей средой и применением системы психологических защит. Результаты, полученные в данной работе, могут быть использованы в психодиагностике, психокоррекции. 

 

      Глава І

     Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения творческого мышления

     1.1 Особенности психологических механизмов защиты 

     Термин  «защита» впервые появился в 1894 г. в  работе Фрейда «Защитные нейропсихозы»  и был использован в ряде его  последующих работ («Этиология истерии», «Дальнейшие замечания о защитных нейропсихозах») для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже этот термин был оставлен и впоследствии заменен термином «вытеснение». Отношения между двумя понятиями, однако, остались неопределенными. В приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность» Фрейд возвращается к старому понятию защиты, утверждая что его применение имеет свои преимущества, «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово «вытеснение» для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований»[33; С.339].

     К девяти способам защиты, которое очень  хорошо знакомы на практике и исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу (регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба Я с самим собой и обращение), А.Фрейд  добавляет десятый, который относится, скорее, к изучению нормы, а не к неврозу: сублимацию, или смещение инстинктивных целей [33; С.340].

     Учение  о психологической защите (или  эго - защитных механизмах) принадлежит  классическому психоанализу начала XX в.. Теоретические взгляды современных исследователей в большинстве своем опираются на идеи З.Фрейда и его последователей Столетний опыт работы с психологической защиты как важнейшим психическим феноменом, связывающим сознательные и неосознаваемые процессы мотивации и мышления, находит отражение в ее определении. А. Фрейд одна из первых указала, что защитные механизмы - это деятельность Я, начинающаяся тогда, когда Я находится в ситуации чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов, представляющих для Я опасность. Согласно ее работам, эго - защитные механизмы представляют собой двигательные перцептивные автоматизмы, возникающие благодаря ранним межперсональным конфликтам [14;С.68].

     Следовательно, психологическая защита - это неосознаваемый опыт прежних эмоционально заряженных отношений. Кроме того, это опыт, содержанием которого являются автоматические реакции, плохо контролируемые сознанием. Можно предположить, что психологическая защита выступает в роли особого элемента саморегулирующейся системы, чья функция состоит в разрешении интрапсихических внутренних конфликтов [33;С.339].

     Становятся  очевидными конкретные проявления психологической  защиты, которая, в конечном счете, помогает адаптироваться, приспособиться к жизненным  ситуациям и «подогнать» каждого  человека с его особенностями, слабостями и способностями к требованиям ближнего и дальнего социального окружения [14;С.68].

     В настоящее время защитные механизмы  не столько классифицируются, сколько  попросту включаются в одну группу по одному основному критерию: все  они направлены, против фрустраторов.

     Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы, как мы уже знаем, бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов.

     Подростковый  возраст является особым, критическим  периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, которое может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных молодых людей выступает важным условием облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте [33;С.318].

     Вытеснение

     А) В узком смысле слова – действие, посредством которого субъект старается  устранить или удержать бессознательно представления связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечением само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований.

     Это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления  бессознательного как отдельной  области психики.

     Б) В более широком смысле слова «вытеснение» у Фрейда иногда близко «защите»: во-первых, потому что вытеснение в значение А присутствует, хотя бы временно, во многих сложных защитных процессах («часть вместо целого»), а во-вторых, потому что теоретическая модель вытеснения была для Фрейда прообразом других защитных механизмов [17; С.65].

     По  сути, вытесненное содержание ускользает от субъекта и в качестве «отдельной группы психических явлений» подчиняется  своим собственным законам. Вытесненное  представление отличается как патологическая форма защиты от такой обычной защиты, как, например, избегание, отстранение. Наконец, вытеснение сразу же характеризуется как действие, предполагающее сохранение противонагрузки, и всегда остается беззащитным перед силой бессознательного желания, стремящегося вернуться в сознание и в действие.

     Между 1911 и 1915 гг. Фрейд стремился построить  строгую теорию процесса вытеснения, разграничивая его этапы:

     1этап  – это «первовытеснение»: оно  относится не к влечению как  таковому, но лишь к представляющим  его знакам, которые недоступны сознанию и служат опорой влечений. Так создается первое бессознательное ядро, как полюс притяжения вытесненных элементов.

     Вытеснение  в собственном смысле слова, или, «вытеснение в последействии» - это, таким образом, двусторонний процесс, в котором тяготение связано с отталкиванием, осуществляемым вышестоящей инстанцией.

     Наконец, третья стадия - это «возврат вытесненного»  в форме симптомов, снов, ошибочных  действий [17;С.368].

     Изоляция

     Механизм  защиты распространенный при неврозе  навязчивости. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использования формул и ритуалов и - шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий. Изоляция проявляется в навязчивых симптомах различного рода, прежде всего в процессе психоаналитического лечения, где роль свободных ассоциаций, направленных против изоляции, как раз в том и заключается, чтобы сделать ее заметной [17;С.371].

     Интроекция

     Интроекция  – это невротический механизм, с помощью которого индивид принимает в себя, как бы «проглатывает», нормы, установки, способы мышления и действия, которые ему вовсе не присущи. При этом контактные границы сдвигаются так глубоко внутрь индивида, что от самого индивида почти ничего не остается. Такой интроектор идет на поводу у группы, даже если это противоречит его насущным интересам, и когда он говорит «я»,то имеет в виду «они».

     У здорового, не невротизированного человека интроекция служит полезным процессам  усвоения нового, но при этом контактная граница между индивидом и средой не нарущается, ибо этот новый материал перерабатывается и трансформирруется («переваривается») в соответствии с собственными установками индивиди, а не «проглатывается»[2;С. 82].

     Термин  «интроекция» был введен Ш.Ференци  по контрасту с «проекцией». Интроекция связана с (само)отождествлением.

     Фрейд использует понятие интроекции, четко  противопоставляя его проекции. Интроекция связана с оральной инкорпорацией. Фрейд считал, что противопоставление интроекция – проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение.

     Интроекция  была впервые обнаружена Фрейдом  при изучении меланхолии, а затем  приобрела более общий смысл. Это понятие приводит к обновлению фрейдовской теории (само)отождесгвления [ 17; С. 371].

     Подавление

     А) В широком смысле слова – психическая  операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного  содержания идеи, аффекта и т.д. В  этом смысле слова вытеснение выступает  как особый вид подавления.

     Б) В более узком смысле слова- некоторые операции в смысле А, отличные от вытеснения: а) либо осознанностью действия, в силу чего подавленное содержание становится лишь предсознательным, а не бессознательным; б) либо, в случае подавления аффекта, отсутствием переноса в бессознательное, но лишь его торможением, приостановкой.

     В) В некоторых текстах, переведенных с английского, по ошибке отождествляется  с вытеснением.

     Хотя  термин «подавление» часто используется в психоанализе, его значение четко  не определено [17; С. 373].  
 

     Регрессия

     Регрессия - это понятие, которое часто используется в психоанализе, в современной  психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения.

     Топическая  регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако ее можно обнаружить и в патологических процессах, где она распространяется не столь широко (галлюцинации), или в нормальных процессах, где она идет не столь далеко (память).

     Понятие формальная регрессия реже использовалась Фрейдом, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию сообразно с принципом тождества восприятия).

     В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидинальной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я.

     В результате мы видим, что понятие регрессии связано с понятием фиксации, вовсе не сводимым к закреплению поведенческих схем [17;С.385].

     Проекция

     Проекция - операция выделения и локализации  в другом лице или веши тех качеств, чувств, желаний – тех объектов, которые субъект не признает или  отвергает в самом себе.

     Проекцией называются следующие процессы:

     –субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждение сообразно со своими интересами, и прочее.

     –субъект  показывает самим своим отношением, что он уподобляет одного человека другому.

     –субъект отождествляет себя с другими людьми или, отождествляет других людей с самим собою.

     –субъект приписывает другим людям побуждения, желания и прочее, которых он не замечает в самом себе.

     Проекция  выступает, как первоначальное средство защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и потому неприятными, и тогда субъект проецирует их во вне, чтобы уклониться (Фобическое избегание), защититься от них.[17; С.375] .

     Образование реакции.

     Во  многих случаях человек фрустрируется  вследствие того, что имеет социально-неприемлемые желания: они вызывают у него внутренние конфликты, чувство вины. Такое состояние фрустрированности возникает даже тогда, когда эти чувства подсознательны. Одним из психологических средств подавления таких чувств и разрешения внутренних конфликтов между желанием и интерналнзованными нормами является механизм формирования реакции: формируются такие осознаваемые установки и поведение, которые противоречат подсознательным неприемлемым желаниям и чувствам.

     Это защитный процесс реализуется двуступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный [29;С.131].

     Механизм  формирования реакции в процессе развития ребенка возникает, как  предполагала А.Фрейд, непосредственно в структуре Я, в то время как Я, могло даже не знать, что какому-либо влечению отказано в удовлетворении, не знать о конфликте. Процесс становления этой формы защиты не доступен для объективного наблюдения, даже для самонаблюдения Реактивное образование легче всего изучить при их распаде. Тогда влечение проникает в сознание, разгорается новый конфликт между влечением Оно и активностью Я. в процессе разрешения которого решается вопрос, который из них победит. Если победят защитные тенденции Я, тогда влечение подавляется, восстанавливается мир, неблагоприятный для психологического наблюдения [21;С.426].

     Сублимация

     Сублимация  – единственная адекватная защитная реакция, по Фрейду, позволяющая переключить  запрещенные импульсы Ид в социально  приемлемые мысли и действия, при  этом энергетический заряд Ид также  переключается на иные формы деятельности, что позволит избежать невротических проявлений в поведении, по Фрейду, именно сублимация сексуальных инстинктов способствует развитию творческого потенциала и в искусстве, и в науке [2;C.24].

     Сублимация  затрагивает прежде всего частичные  влечения, особенно те, которые не входят в окончательную форму генитальности: «силы необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения» [17;С.392].

     Рационализация

     Рационализация  – представляет собой логичную (но ложную) аргументацию, обьясняющую  неудачу и проигрышное положение  неблагоприятной ситуацией [2;С.24].

     Рационализация  является одним из самых распространенных и психоло гически интересных защитно-адаптивных механизмов. В психологии понятие «рационализация» ввел известный психоаналитик Э.Джонс в статье «Рационализация в повседневной жизни» в 1908г.

     Выбор аргументов для рационализации –  преимущественно подсознательный  процесс. От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением субъекта, что он говорит правду. В качестве самоправдывающихся аргументов используются различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели.

     Защитный  механизм рационализации наиболее активно  используется, тогда, когда человек  уже фрустрирован,  когда он уже переживает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс [17; С.501].

 

      1.2 Креативность ее механизмы 

     Проблема  развития творческого мышления стала объектом внимания ученых еще в XIX. Важным шагом в развитии представлений о психологии креативности явилось выделение двух типов мышления – конвергентного и дивергентного. Творческое мышление – это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей  задачи  уже  известными способами [35].

     Понятие «креативность» происходит от латинского create, что означает порождать, создавать, творить. Известный исследователь креативности П. Торренс определяет ее как «процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Креативность – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности» [16;С.22].

     Гуманистическая школа в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) выделяют творчество (креативность) как осуществление  возможности самоактуализации личности, а с психологической точки зрения креативность определяется как способность принимать материал из подсознания в сознание [36;С.102].

     Термин «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов, когда пионер в области креатвности Дж. Гилфорд в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству [12;С.185.]. В своем докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает в изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты [28]. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности.

     Как это ни удивительно, с 50-х годов  положение изменилось крайне незначительно. И многие психологи, в частности  Стенберг, считают креативность «золушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 50-е годы интерес к исследованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стенберга, всего лишь 0,5% статей. Как правило, лаборатории по исследованию креативности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для специалистов в области психологии творчества крайне мало.

     Главным идеологами «психометрического» подхода  к исследованию креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс [12;С.185].

     Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.

     1. О врожденности способностей  заключают также на основе  повторения их у потомков выдающихся  людей. Однако, подобные факты  не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

     2. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик [10;С.250].

     Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

     Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. На основе анализа условий  воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего[10;С.251].