Творческое мышление студентов

Введение. 

    Актуальность.

    Творческое  мышление – один из интереснейших  феноменов, выделяющий человека из мира животных. Уже в начале жизни  у человека появляется настоятельная  потребность самовыражения через  творчество, человек учится мыслить  творчески, хотя способность к таком мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человека в целом.

    В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи  доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его  жизни. Особенно значимым становится выявление  специфики творческого воображения, закономерностей его развития и  становления при изучении подросткового  возраста.

    Учеными затрачено много усилий на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор явного ответа на вопросы о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Часто приходится слышат: «Я склонен к техническим наукам, рисовать и выдумывать я не умею?» Тогда возникает вопрос – действительно ли не каждый человек может заниматься творчеством и возможно ли со временем развить в себе творческий потенциал?

    Цельность восприятия - этим термином обозначают способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее(в отличие от восприятия мелкими незначительным порциями). На эту способность указал И.П.Павлов, выделив два основных типа высшей кровяной деятельности -художественный и мыслительный. Сто лет спустя американский психолог С.Медник обратил внимание на важность «отдаленного ассоциирования» как составляющей творческого потенциала. По предположению украинских ученых Э.Голованя и В.Старинца были проведены опыты, в которых удалось показать, что между любыми двумя понятиями(словами) можно установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Одними из крупнейших исследователей творческого мышления являются Я.А.Пономарев и Д.П. Гилфорд.

    В наше время  наблюдается потребность общества в творчески мыслящих специалистах. Однако в  институтах нет специальных  программ, которые бы повышали уровень  творческого мышления студентов. Нет  специальных методик, преподаватели  не осведомлены о важности развития творческого мышления, для студентов  не проходят специальные занятия  и курсы для выявления их уровня творческого мышления и дальнейшей работы с ним.

    Однако  очень важно следить за уровнем  развития творческого мышления студентов, особенно на такой специальности, как психология. Необходимы всевозможные тесты, работы, на выявление степени творческого мышления в группе учащихся. Изучение психологической специальности тесно связано с творчеством. Ведь творческая личность – это особенная личность. Это индивидуальность, которой свойственна пытливость ума, любознательность, умение принимать важные правильные решения в непростых ситуациях. Именно креативная личность способна создавать и творить, находить решения противоречий. Что очень важно в работе психологов и является актуальным в наши дни.

    Противоречия:

    -между  потребностью общества в творчески  мыслящих специалистах и неразработанностью методик по развитию творческого мышления

    -между  необходимостью развития творческого  мышления группы студентов пл-211 и недостаточной сформированностью на практике(проведение всевозможных тестов и рекомендаций)

    Проблема: Заключается в том, каковы механизмы развития творческого мышления студентов психологов и в какой степени выражено их творческое мышление.

    Объект  исследования: творческое мышление

    Цель: Выявить психические аспекты и разработать рекомендации дря развития творческого мышления студентов группы пл-211.

    Предмет: развитие творческого мышления у  студентов пл-211

    Гипотеза:

    Можно осуществить  развитие творческого мышления группы студентов пл-211 если:

    -будет проведен анализ литературы по проблеме «творческое мышление»

-определено содержание понятия творческое мышление

- подобраны методики  на выявление степени творческого  мышления студентов группы пл-211.

-проведено исследование  на выявление степени творческого  мышления студентов группы пл-211.

-получены результаты

-выявлены особенности

-разработаны рекомендации, направленные на развитие творческого мышления студентов группы пл-211.

    Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы развития творческого мышления.
  2. Изучить особенности мышления студентов группы пл-211.
  3. Разработать рекомендации по развитию и формированию творческого мышления для студентов группы пл-211 и их преподавателей.

    Теоретико-методологическая основой исследования являются труды  зарубежных- и отечественных психологов по проблеме творческого мышления(Д.П. Гилфорд, Э. Голован, В. Старинцев), подходы к развитию личности(Л.С. Выгодсткий, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Р.С. Немов), фундаментальный подход о цельности восприятия И.Павлова, а так же труды по проблеме творчества и психологии личности(Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,  А. Маслоу,  А. Адлер)

    Анализ  практики показал, что данная тема является актуальна в наши дни, однако не рассмотрена в обширной и глубокой форме. По данной теме существует много вопросов, на которые нет ответов в наше время.

    Практическая  значимость исследования заключается  в подборке методик по проблеме творческого  мышления и разработке рекомендаций для студентов группы пл-211.

    На защиту выносится:

    -содержание  понятия творческое мышление

    -комплекс  методик, направленный на выявление  уровня творческого мышления  студентов группы пл-211

    -экспериментальная  часть и анализ ее результатов

    -разработанные  рекомендации