Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

       Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева 

       Факультет информационных технологий

       Кафедра «Информационные системы» 
 
 
 
 
 

       курсовой  проект

       на  тему

       «ТВОРЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ»

       по  дисциплине

       «Теория и методика обучения информатики»

       050111.DO.Ин-07-2 
 
 

       АВТОР:   Ширина Е.В.    ___________

                 (фамилия,  инициалы)   (подпись, дата) 

       РУКОВОДИТЕЛЬ: преподаватель Кольева Н. С.  ___________

                 (фамилия,  инициалы)   (подпись, дата) 
           
           
           

       Петропавловск, 2009

 

       

       СОДЕРЖАНИЕ

 

       СОДЕРЖАНИЕ 2

       ВВЕДЕНИЕ 3

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

         1.1 Проблемы творчества 5

         1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческого самоопределения 8

         1.3 Творчество и информатика 14

       2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18

         2.1 Обоснование необходимости изучения курса «Компьютерная графика» 18

         2.2 Методы и формы обучения в курсе «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop» 19

         2.3 Тематическое планирование курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop» 21

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

       ПРИЛОЖЕНИЕ 33

       Приложение А 33

       Приложение А 34

       Приложение Б 39

 

        ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность  темы исследования. Одной из основных и самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.

       Раннее  изучение графических редакторов позволит более глубоко раскрыть творческий потенциал школьников. Процесс компьютерного  моделирования, основанный на современных  графических инструментах, повысит  мотивацию учащихся, создаст атмосферу  творчества и позволит взглянуть  на мир глазами созидателя.

         Использование графических редакторов Corel Draw и Adobe Photoshop для развития  творческих способностей на современных  уроках информатики и информационно  коммуникативных технологий обосновывает  выбор актуальной темы  исследования.

       Цель  исследования: разработка курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop», чтобы в дальнейшем экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.

       Задачи  исследования:

  1. Определить и сформировать, что мы понимаем под творческим самоопределением;
  2. психолого-педагогическои обосновать творческое самоопределение;
  3. проанализировать и систематизировать  методические пособия наполнения курсов по компьютерной графике;
  4. выделить методические аспекты накопления данного курса;
  5. выбрать рациональные методы обучения в данном курсе;
  6. изучить программу Adobe Photoshop.

       Объектом  исследования является процесс творчески ориентированного обучения учащихся на уроках компьютерной графики в школе.

       Предмет исследования: психолого-педагогические условия творческого самоопределения школьников на уроках по компьютерной графике.

       Метод с помощью, которого было проведено исследование: анализ методической и научной литературы по компьютерной графике, изучение программы Adobe Photoshop.

       Гипотеза  исследования: при помощи внедрения курса «Компьютерная графика» в школьную программу, появится возможность выявления психолого-педагогических условий обеспечивающих творческое самоопределение школьников.

       Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании тех психолого-педагогических условий, которые будут обеспечивать эффективное творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике.

       Практическая  значимость представляется, как возможность в дальнейшем апробировать курс «Компьютерная графика» и экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.

       Новизна: теоретически обосновать влияние курса на творческое самоопределение школьников.

       Основные  положения, которые  выносятся на защиту:

    1. Определение творческое самоопределение;
    2. тематическое планирование курса «Компьютерная графика»;
    3. методы обучения, используемые в данном курсе;
    4. этапы развития творческих способностей;
    5. методические указания учителю
    6. фрагмент задания урока.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Проблемы  творчества
 

       Воспитание  и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В  каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению  и самореализации. В число важнейших  задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и  труда в завтрашнем высокотехнологическом  обществе.

       Влияние творческой деятельности, организуемой учителем в процессе обучения на развитие личности старшеклассника, представляет собой сложную научно-практическую проблему, в решение которой необходимо опираться на исследования философов, социологов, психологов и педагогов.

       В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые  создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и  др.). Исследователи (Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают  сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через  процессы, имеющие место в творческой деятельности. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и  социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание  творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением [1]. Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности".

       Подчеркивая различие между развитием природы  и продуктивной деятельностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития". Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

       Предметом спора между исследователями  творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать  в качестве главного. Одни считают, что творчество следует определять "в терминах продукта", другие полагают, что главное в творчестве - сам процесс.

       Творчество  есть "полное развертывание знаний, действий и желаний". Новизна, как  критерий творчества, входит почти  во все определения и является ключевым словом. Однако, представление  о новизне у различных авторов  сильно различается. Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество. Другой подход отмечает, что новизна  может характеризовать лишь отдельные  моменты деятельности, например, творческую разработку уже известной идеи. Третьи акцентируют внимание на социальной значимости новизны. Но в любом случае, именно термин "новизна" является системообразующим по отношению  к представлению о творчестве. Невозможно создать новое безотносительно  к чему-то, вообще. Новое может  быть новым только в сравнении  со старым, со стереотипом. Новизна, как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.

       Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов[1]. Идея преодоления стереотипов относится  не только к определениям, но и практически  ко всем методам выявления креативности.

       Человеческая  уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой  творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый  подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов  поведения, восприятия и мышления - готовность к самоизменению. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности - это появление чего-то нового; реализация этой неповторимости, уникальности - это и есть творческий акт[15]. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческих способностей, и в первую очередь творческого воображения как основу творческой личности. Владение способами создания творческого продукта повышает возможность творческой ориентации и самоопределения в пространстве социума.

       Обращение к проблеме формирования творческого  самоопределения старшеклассников как ценностной категории человека не случайно. Важно на теоретико-практическом уровне разработать педагогические условия творческого самоопределения  старшеклассников в процессе поиска учащимися личностных смыслов жизнедеятельности.

       Современная школа призвана готовить выпускника, способного к личностному, профессиональному, жизненному, социальному, культурному  и творческому самоопределению, к успешной реализации себя в непрерывно меняющихся социальных условиях. Анализ научно-методической литературы, изучение практики работы со школьниками убеждают, что в настоящее время на передний план выдвигаются задачи, связанные с эффектным самоопределение растущей личности в различных видах творчески ориентированной деятельности.

       Проблема  творческого самоопределения –  это проблема, которую личность должна решать по мере приобретения опыта  творческой деятельности [14]. Однако творческое самоопределение специфическим  образом реализуется на разных этапах онтогенеза личности.

    1. Психолого-педагогическое обоснование творческого  самоопределения

       Психическое состояние подростков в процессе творчества характеризуется как  высокой сосредоточенностью, с одной  стороны, так и огромным напряжением  эмоциональной и волевой сфер личности, с другой.

       Взгляд  на творчество, как на полностью  бессознательный, по своему характеру, процесс, не подтвердился. Творчество не является бессознательным процессом. Тот факт, что подросток не может  охарактеризовать сам процесс творчества, как процесс формирования образа воображения еще не говорит о  том, что он не осознает, на что направлены его творческие усилия. Неосознаваемым является только протекание самого процесса в силу полной концентрации внимания подростка на объекте творчества. При этом, в связи с тем, что  практического жизненного опыта  за свои годы подростками накоплено  недостаточно, образное воображение  у них работает гораздо слабее, чем у взрослого человека, однако они больше доверяют результатам  своего воображения и меньше их контролируют.

       У подростков способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько  стадий развития. Эти стадии протекают  последовательно: прежде чем быть готовым  к следующей стадии, ребёнок обязательно  должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования творчества позволяют выделить как минимум  три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

       Особо существенными моментами, отражающими  своеобразие психической деятельности подростка в процессе творчества, являются интерес и чувство удовлетворения, которые усиливаются, если результаты творческой деятельности получают признание  среди сверстников или значимых близких взрослых.

       Можно выделить  две категории подростков, отличающихся по степени воздействия  процесса творчества на их психику. Представители  первой категории получают от процесса творческой деятельности исключительно  эстетическое удовольствие. Дети снисходительно оценивают результаты своего труда  и с откровенным интересом  ожидают реакцию окружающих. В  данном случае у подростков отмечаются высокая эмоциональная уравновешенность, общительность и практичность, а  так же зафиксировано наличие  многочисленных дружественных связей.

       Психика представителей второй категории менее  устойчива. Дети проявляют себя как  склонные к крайностям в поведении, непоследовательные в суждениях  и поступках. Для этих подростков, процесс творческой деятельности сам  по себе содержит целый спектр эмоций и ощущений. Представители данной категории более нуждаются в  отсутствии помощи «творческого» характера  со стороны окружающих, чем в ее наличии. Подростки второй категории  нуждаются в периодическом мягком подбадривании, выражающемся в позитивных невербальных контактах (улыбке, доверчивом взгляде взрослого и т.д.) или  допустимых телесных контактах (шутливом касании в области рук, головы подростка, дружеском похлопывании по плечу), в связи с чем можно  отметить, перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы  потребность этих детей в тесной эмоциональной привязанности к  партнеру по общению. Анализ процесса творческой деятельности у подростков, позволяет делать вывод о том, что представители первой категории  воспринимают творческое задание психолога  как еще одно яркое и приятное событие в своей жизни, в то время, как для подростков второй категории творчество является своего рода способом реадаптации к новой обстановке или процессом компенсации имеющихся тревожных ощущений. Слабость внутреннего контроля у этих детей означает незрелость всей потребностно-мотивационной сферы, а так же доминирование в личности неосознаваемых потребностей и влечений, что естественно порождает высокий уровень субъективной тревожности. В связи с этим, снижение нормативного контроля проявляется в импульсивности, даже вопреки принятым правилам поведения, что делает подростков второй категории «конфликтными» в общении.

       Творчество, как процесс моделирования чувственного «Я», но не обязательно с акцентом на качество «продукта» творческой деятельности. Последнее, с нашей точки зрения, есть лишь частный случай смысла творчества и наиболее отчетливо прослеживается у подростков первой категории, для которых значительный процент от общего чувства удовольствия во многом состоит из ожидания положительной реакции окружающих. Представители второй категории могут, и зачастую предпочитают, работать индивидуально «без свидетелей», которые вызывают у них чувства раздражения и досады. Различия в ощущениях от процесса творческой деятельности, как правило, связаны с тем, делается ли акцент на эмоциональный, познавательный или поведенческий аспект личности подростка; зависят они и от характера образа, который передает ребенок.

       Таким образом, изучение эмоциональных и  поведенческих стереотипов у  детей, а так же анализ процесса их творческой деятельности, позволяют  знакомиться с творчеством по тем его параметрам, которые отвечают требованию возможности своего совершенствования, а именно:

  • творческое самоопределение;
  • формирование индивидуального творческого стиля;
  • барьеры в творческой деятельности подростков.

       Рассмотрим  каждый из параметров в соответствии по схеме: краткая характеристика, основные проблемы.

       Творческоекое самоопределение.

       Под творческим самоопределением мы понимаем выбор подростками сферы творческой деятельности на основании анализа  и оценки своих внутренних физиологических  и психологических ресурсов и  соотнесения их с необходимостью решения тех или иных проблем  дезадаптационного характера.

       Индивидуальная  ситуация выбора сферы творческого  самовыражения, при всем многообразии, у каждого подростка имеет  некоторую общую структуру, которая  включает: позиции по отношению к  этому вопросу старших членов семьи, сверстников, учителей, близких  друзей; личные творческие планы; уровень  притязаний на общественное признание; общую эмоциональную активность; уровень саморегуляции, имеющийся  запас теоретических знаний, практических умений и навыков.

       Творческое  самоопределение предполагает добросовестную работу в определенных направлениях, осуществляемую, заинтересованными  в этом, родственниками и самими подростками, и направленную на развитие и усовершенствование необходимых  творческих способностей детей.

       К таким направлениям относятся:

  • профессиональное воспитание – развитие интересов, склонностей, личностных качеств и способностей подростка в выбранной им сфере творческой деятельности;
  • информационно-просветительская деятельность, осуществляемая в кружках, студиях, на открытых уроках, творческих вечерах и т.д.;
  • медико-физиологический контроль – включает в себя выявление у подростка ограничений в состоянии здоровья, препятствующих полноценному творческому труду, и коррекцию творческих планов в соответствии с физиологическими возможностями детского организма.

       В процессе творческого самоопределения у подростков возникают проблемы, хотелось бы подчеркнуть пять наиболее часто встречающихся: 

    1. Разногласия по вопросу творческого самоопределения между подростками и их родителями, в результате которых, ребенок не только не развивает свои способности, но и испытывает разного рода психические деформации и состояния, снижающие общие творческие успехи.
    2. Отсутствие необходимых образовательных и развивающих учреждений по месту жительства детей.
    3. Неудовлетворительное здоровье, часто сопровождающееся аффективными переживаниями и провоцирующее у подростков развитие синдрома навязчивых состояний.
    4. Отсутствие достаточной материальной базы в семьях, что препятствует своевременному обучению детей в специализированных образовательных учреждениях.
    5. Расстройство интеллектуальной сферы деятельности (нарушение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей), что, прежде всего, связано с нестабильностью процесса формирования мотивов творческой деятельности и нарушением трудовой активности подростка.
    6. Рассматриваемые выше проблемы носят затяжной характер, так как часто утаиваются взрослыми членами семьи.

       Формирование  индивидуального  творческого стиля.

       Формирование  индивидуального творческого стиля  проводится подростками с целью  осуществления своего полноценного включения в систему межличностных  отношений (чаще со сверстниками). Иными словами, на каждом из этапов совершенствования своих творческих способностей, ребенок действует в зависимости от изменения своей мотивации в данный момент времени. Можно выделить два варианта мотивов творческой деятельности. В первом случае, ребенку доставляет удовлетворение и радость сам процесс творческой деятельности. Во втором случае, в качестве мотивов выступают социальное признание среди сверстников, ожидание похвалы со стороны родителей, учителей и т.д[17]. Однако, не смотря на разные мотивы, подростки обеих групп ставят перед собой одинаковые цели: снять психологическое напряжение и ускорить процесс реадаптации в той или иной психотравмирующей ситуации.

       Проблемы, которые вызывают наибольшее число  неврозоподобных состояний у  подростков:

  • состояние психологической изоляции;
  • нарушения содержательной стороны мышления (навязчивые идеи и состояния); при которых именно определенный стиль творческой деятельности погашает у подростков чувство страха или неуверенности в себе;
  • эмоциональные нарушения: часто сопровождаются у подростков
  • интенсивными аффективными реакциями ярости и агрессии;
  • инфантилизм - в виде отставания в физическом развитии и
  • психосоциальном созревании;
  • нарушение саморегуляции поведения (прослеживается тенденция к чрезмерно быстрой смене реакций, расторможенности поведения и т.д.);

    Барьеры в творческой деятельности подростков.

       Существует  немало причин, препятствующих подросткам в осуществлении своих творческих замыслов:

  • неадекватное прогнозирование подростком проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
  • заторможенность психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и нарушение психомоторных функций (координации движений рук и ног и т.д.), обеспечивающих эффективность деятельности подростков в определенных видах творчества;
  • отсутствие поэтапности в формировании творческих навыков, в
  • результате чего, поставленная подростком, цель не достигается, и наблюдается синдром «психического выгорания», включающий в себя эмоциональное истощение и редукцию творческих достижений;
  • собственная инерция (лень);
  • отсутствие поддержки и помощи в вопросе творческого самоопределения со стороны родителей;
  • неудовлетворительное состояние здоровья;
  • неадекватная обратная связь со сверстниками и как следствие - отсутствие объективной информации у подростка о самом себе [10].

       Все перечисленные проблемы у детей  школьного возраста связаны не только с личными особенностями характера  ребенка, но и с окружающим его  миром, людьми с которыми школьнику  приходиться общаться, с обстановкой  в семье, с нестабильным экономическим  состоянием, все это вызывает трудности  в формировании творческого самоопределения  личности, в развитие творческого  потенциала у детей.