Творчество и политические идеи Сократа

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА…….6

1.1. Краткая биография Сократа……………………………………………..6

1.2. Теоретические позиции Сократа………………………………………...8

1.3. Политические и этические идеи Сократа……………………………...10

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА…………..14     

2.1. Общая характеристика личности и творчества Платона…………...14

2.2. Политические взгляды Платона………………………………………...17

2.3. Государство и право у Платона………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений. Одними из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории политических и правовых учений и философии является Сократ и Платон. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Его творчество  волнует умы людей уже не одно тысячелетие. Интерес к его творчеству не только не ослабевает, но даже усиливается в наше время, потому что мнение и взгляды  столь великого  человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересны сами по себе.

Сократ  не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и государства, требует участия в государственной  деятельности; он требует исполнения обязанностей по отношению к отеческим  богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества  и т.д.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного  мировоззрения, открыто враждебного  материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой  задачу обоснования идеализма и  выступил против античного материалистического  миропонимания, естественнонаучного  знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.

Роль   Платона в истории настолько значительна, что исследованию и изучению его творчества посвящаются научные работы и по сей день. В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о нём, то непомерно его восхваляя, то недооценивая в каком-либо отношении. Что же привлекает людей двадцать первого века, наших современников, в деятельности этого философа Древней Греции?

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) является родоначальником  такого направления, как философия  объективного идеализма. Его взгляды  сложились под влиянием знаменитого  мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях, -  Сократа, его учителя. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, называемых «сократическими» диалогами. Собственно платоновское учение об идеях устройства общества и идеального государства появляется в более поздних диалогах.

Платон  создал теорию общего как закона для  единичного, теорию необходимых и  вечных закономерностей природы  и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

Проблема  общественного,  государственного  устройства  перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и  свободы  личности. Этим вопросам и посвящены диалоги Платона «Государство» и «Законы», в которых  наиболее ярко проявляются его воззрения по политико-правовым вопросам.  Многие положения, представленные в них  остаются  актуальными и современными  и  в  наши дни.

Беседа  Сократа, изображенная Платоном в первой книге «Государство», посвящена понятию о «справедливости». Теория выдвинутая Платоном состоит в том, что следует признать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и разумом человеческим не должно быть разногласий. Божественный мировой закон лежит в основе государства и человеческих законов, которые, однако, могут отклоняться от своего назначения в силу людского несовершенства.

Объект исследования: политические идеи мыслителей Древней Греции – Сократа и Платона.

Предмет исследования: политико-правовые доктрины Сократа и Платона.

Цель исследования: изучить политико-правовые взгляды мыслителей Древней Греции – Сократа и Платона.

Задачи исследования:

- ознакомиться  с биографией Сократа;

- раскрыть теоретические позиции Сократа;

- выявить  политические и этические идеи Сократа;

- исследовать личность и творчество Платона;

- раскрыть политические взгляды Платона;

- рассмотреть  государство и право у Платона.

Методологической и теоретической  базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись теоретические методы.

Теоретико - источниковую базу исследования составляют труды исследователей: А.А. Акмалова, В.М. Капицын, В.Ф. Асмус, С.А. Дробышевский, В.С. Нерсесянц,  М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин,  Р.Т. Мухаев и т.д.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (основной части), заключение и списка использованной литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА

1.1. Краткая биография Сократа

Принципиальным  критиком софистов был Сократ (469—399 до н. э.) — одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества.

Великий древнегреческий мыслитель Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры. Отец Сократа, Софроникс, был каменотесом и вероятно, зажиточным человеком. Об этом свидетельствует тот факт, что спустя сорок лет его сын отправляется на войну как тяжеловооруженный воин (гоплит). Мать Сократа, Фенарета, была повитухой. Сын-философ сравнивает ее искусство с философским методом майевтики – Сократ, как и мать, принимает роды, но не у жен, а у мужей, и роды души, а не тела1.

Обучает Сократа Анаксагор из Клазомен, друг семьи, один из самых знаменитых в  то время философов, обучавший также  Перикла.

Примерно 440 год до нашей эры – в Афинах эпидемия чумы. Перикл приглашает в  город жрицу храма Аполлона Диотиму  из Мантинеи для свершения церемонии  очищения столицы Эллады. Сократ также  присутствует при церемонии. Диотима  посвящает его в мистерии Эроса. Подробно об этом написано у Платона  в диалоге «Пир».

433 год  до нашей эры – начало Пелопонесской  войны (воюют Афины и Спарта, позже в конфликт втягиваются  все греческие государства). Сократ  уходит на войну. 

432 год  до нашей эры – Сократ участвует  в битве при Потидеи, где  геройски спасает жизнь своему  другу Алкивиаду.

422 год  до нашей эры – Сократ участвует  в битве при Амфиполе. Афиняне  проигрывают эту битву, и им  приходится отступать. По легенде,  воин Сократ уходил назад, обратившись  лицом к врагу.

О своем  призвании быть философом Сократ узнает уже в зрелом возрасте от Дельфийского оракула. Один из друзей Сократа спросил: «Кто из эллинов  самый мудрый?», на что оракул ответил: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». Сократ ответил на это: «Я знаю лишь, что ничего не знаю».

Сократ  не оставил после себя никаких  письменных работ. Он не записывает свои мысли, поскольку считает, что единственная сфера существования мудрости –  живой диалог. О философских взглядах Сократа известно лишь благодаря  его ученикам, в первую очередь  Платону и Ксенофонту. Последние  прославляют своего учителя уже  после смерти. Сократ упоминается  в комедиях Аристофана – эти упоминания были прижизненными, пародийными и  саркастическими.

Уже пожилым  человеком Сократ (возможно, второй раз в жизни) вступает в брак с  Ксантиппой, женщиной, до сих пор  известной благодаря своему сварливому характеру. Несмотря на это, в браке  рождается трое детей.

406 –  405 годы до нашей эры – Сократ, до этого старавшийся не принимать  участия в политической жизни  Афин, становится членом афинского  Совета пятисот. Судят полководцев,  одержавших победу в битве  у Аргинусских островов. Здесь  Сократ отличается тем, что  сначала с группой единомышленников, а потом и один, выступает против  несправедливо вынесенного смертного  приговора2. 

404 год  до нашей эры – Сократ снова  проявляет свою нетерпимость  к произволу властей и несправедливости. Он отказывается подчиниться  приказу Тридцати тиранов, только  что пришедших к власти в  Афинах, арестовать невиновного  человека, которого правители посчитали  своим врагом. Согласно собственным  философским суждениям, Сократ  безбоязненно критиковал всех  властителей, кто был сторонником  насилия и несправедливости. 

399 год  – суд Афин выносит Сократу  смертный приговор. Его обвиняют  в том, что он «придумывает  новых богов» (Сократ считал, что  существует лишь единый бог)  и «развращает молодежь» (передает  собственные суждения ученикам). Сократ не признает своей вины. По закону в течение 30 дней  после вынесения приговора он  должен находиться в тюрьме. Ученики  пытаются вызволить его оттуда, готовят побег. Сократ отказывается  бежать. По истечении положенного  срока он выпивает чашу с  ядом цикуты и тут же умирает  в окружении своих учеников.

Таким образом, Великий древнегреческий мыслитель Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры. Принципиальным критиком софистов был Сократ - это одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества.

 

1.2. Теоретические позиции Сократа

Отвергая  нравственный и гносеологический релятивизм и субъективизм ряда софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий и дефиниций. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в названной области. Как и софисты, Сократ различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного3.

Сократ  был принципиальным сторонником законности. Положение Сократа о совпадении законного и справедливого и восхваление законности имели в виду скорее разумное, желательное состояние дел, нежели реально существовавшее. Правильные представления о законном и справедливом, добродетелях и благе можно составить лишь на основе знаний, а подлинное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Различные взгляды на нравственность, право и политику, а также государственно-правовую практику (и не только демократическую, но также олигархическую, тираническую, аристократическую) Сократ критикует как ошибочные отступления от истинных (т. е.своих теоретико-понятийных) представлений.

Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практически существовавшим в его времена политическим порядкам. Это, однако, не означает, что у Сократа не было определенных социально-политических симпатий или антипатий. Так, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары. Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Если, говорил Сократ, невозможно исполнять «установления предков», то по крайней мере следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т. е. Спарте. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.

Править должны знающие — таково, по существу, требование, которое по смыслу сократовского учения относится ко всем политическим формам: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править». Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал Сократ тиранию.

В плане  практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом — попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Последовательно придерживаясь своих представлений  о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ неоднократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати тиранов), которые, естественно, стремились пресечь его влиятельную оппозицию и довольно популярную критику. Но ему все же пришлось испить свою чашу яда. В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся к власти демократии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остался верен своим принципам — не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость — и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.

Таким образом, учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона.

 

 

 

1.3. Политические и этические идеи Сократа

Неудовлетворенный существующей демократией, Сократ предъявлял очень высокие требования к политическим деятелям. Ближе всего к этим требованиям  находилась аристократия. Сократ говорит  о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. Но и волеизъявление народа, его законы он считал священными. Выполнять законы - значит поступать справедливо.

По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми образованными государствами  и народами", потому что они "самые  набожные". Он даже " ...думает, что  ему не стыдно будет взять за образец  персидского царя", потому что  персидский царь считает земледелие и военное искусство благороднейшими  занятиями. Земля и военное искусство - исконная принадлежность "благородных  господ", родовой землевладельческой аристократии. Сократ воспевает земледелие. Он дает возможность сулить "хорошие  обещания рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица  всех искусств, источник жизненных  потребностей для "для благородного господина", лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту  и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных  общему благу граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским  занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу4.

Сократ  беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел  бы видеть в афинских гражданах людей  храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к  врагам. Гражданин должен верит в  богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и  не позволять себе "дерзости" изучать  мир, небо, планеты. Словом, гражданин  должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных  господ".

Сочинение Ксенофонта было написано как возражение несправедливому обвинению в  политической неблагонадежности, потому в нем автор излагает взгляды  Сократа именно таким образом.

Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил  так же классификацию государственных  форм, исходя из основных положений  своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые  Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным  значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и  моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.

Сократ  вел пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских  интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может быть человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократа отождествляет мораль с знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

Современному  человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз  за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы («космоса»). Но для Сократа и его современников  все было наоборот. Сократ служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению - познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить  образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его  судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.

Сократ  до конца жизни ставил мудрость неизмеримо выше богатства. Зимой и летом, в  тяжелых военных походах он ходил  в плохоньком хитоне, босиком. Уверенность  в правильности своего пути, в собственной  добродетели давали ему силы жить с женой Ксантиппой, обессмертившей свое имя беспримерной сварливостью, никогда не идти на поводу и толпы  и тиранов, хоть бы это и угрожало его жизни, как это и случилось  на суде. В подобных случаях перед  Сократом не вставала дилемма, не было никакого мучительного выбора. Оставаясь  абсолютно спокоен, Сократ поступал так, как велело его мировоззрение, его «демон».

Смерть  Сократа явилась последним и  самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и  могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Он сам осудил себя на смерть, и, уже  осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократ добровольно дал  распять себя на кресте "отеческих  законов", потому что считал, что  именно повиновение законам (пусть  и не таким хорошим, как следовало  бы) считал добродетелью и проповедовал5.

Таким образом, Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием. Исходит также из своего убеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА     

2.1. Общая характеристика личности и творчества Платона

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ  Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы  – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных  философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология  Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство  произведений Платона написано в  форме диалогов.

Платон  происходил из очень знатного афинского  рода. В молодости (407—399 до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетил Египет, Южную Италию и Сицилию6.

Вернувшись  в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.).

Воззрения Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими», в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализм; поиски общих понятий, обнимающих собой многообразие эмпирических явлений; углубленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство», «Политик», «Софист», «Парменид» и др.). Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона — «Законы»7.

Платон  – основоположник идеалистического направления философии. Является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие8:

-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

«Триада»  Платона – «единое», «ум», «душа».

Также Платон выдвигает философское учение о  триаде, согласно которому все сущее  состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

Смысл платоновского  учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.

Мир явлений  для Платона не абсолютно отделен и изолирован от мира идей, поскольку первый при всей своей мнимости и несамостоятельности все же представляет собой некую искаженную копию и слабую тень второго.

Мир идей — вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Истинное познание — это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» — философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом.

Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни — в полисе.

В «Государстве»  Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость  состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Таким образом, Платон происходил из очень знатного афинского рода. Был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Оставил после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

 

 

2.2. Политические взгляды Платона

Чтобы понять политические взгляды Платона, необходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей (прагм). Идеи представляют собой не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время, как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальности не истинны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечают своей сущности.

В своих  воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей9.

По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. А поскольку  между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников- серебра, а в души земледельцев и ремесленников- железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Для Платона  идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном, целостном, нерасчлененном понятии.