Творчество и жизнь Гоголя

                                             ВВЕДЕНИЕ      

При     первых     же     шагах    своей     самостоятельной    жизни    Гоголь    сталкивается     с    родительным    противоречием     -   противоречием    не    частным,   а    таким,    которое, - как   он   начинает    догадываться      со    страхом    перед    этой      своей     догадкой,   затрагивает   нечто    коренное,   относящееся   ко   всей    жизни.      Противоречие   между   мечтой    о патриотическом       служении     отечеству   и    грубой    департаментской    действительностью     было     неожиданным      для     Гоголя.    Даже     самые    передовые    из   его    наставников   укрепляли    его   в   надежде    на    возможность    приносить    пользу    отечеству    государственной    службой.  И   вот    эта    служба    предстала    перед   ним.    Департаментские   << кувшинные   рыла >>,  забитые    Акакии    Акакиевичи,  чванные    и   подобострастные    господа   столоначальники, <<значительные   лица >> ,  любящие    рычать    на   подчиненных    и    угодничать   перед   вышестоящими,  пустота, никчемность,  невоодушевленность   тех   дел,   которыми   заняты   были   все   эти   департаменты,   призванные   отнюдь   не   к служению  <<  счастью    сограждан >>,-  все   это   настолько  странно,  фантастично   противоречию   юношеским   идеалам,  что   вызывало   даже   улыбку,-  ту   улыбку,  в   которой     больше   муки, чем   веселья.   Горечь   у   гоголя   переплавлялась    в   тот  особый, гоголевский   высокий   комизм,   который   был   выражением    трагизма.

Разочарования    подобного    рода   способны    были    и   сломить    много    пылкого    мечтателя ,  сталкивавшегося   в   самом начале  жизненного  пути    с   грубым    противоречием    между    мечтой    и    действительностью  ;  такие    разочарования     доводили     людей   о   до    безумия.

Что    спасло    молодого   Гоголя   от    подобной    участи?  Его    художественный    гений.    И - его   знакомство    с Пушкиным,  быстро   превратившееся   в    дружбу.  Дружба    Пушкина    с   Гоголем - одна   из   самых   счастливых   и   гордых   страниц   истории   русской   литературы.   Пушкин – это   было   самое   лучшее  во   всей   жизни    Гоголя.  Недаром     он  воскликнет   впоследствии: <<Пушкин!   Какой    прекрасный     сон    видел    я    в   жизни!>> знакомство   с  Пушкиным    имело  спасительное,  переломное  значение   в   судьбе   Гоголя.

Вот    Петербург   1830-1831   годов    и   в   нем -  совсем   молодой    человек   двадцати  одного -  двадцати   двух   лет,   недавно    прибывший   в столицу из далекого   сельского   угла,   провинциал,  упорно  и   мучительно    занятый поисками    места    службы;  юноша,    все еще    не  могущий      распроститься    со  своими мечтаниями,  способный    совершать фантастические , судорожные  поступки ,  вроде    его странного   заграничного   путешествия с   мыслью  каким – то    образом   приноси,    живя  за    границей,  пользу   своему  отечеству ,-быстрое  возвращение    в  Петербург;  затем   он   станет  маленьким  чиновником  в   одном   из    департаментов,   непривыкшим    к   петербургским    морозам    и    петербургским    ветрам,    дующим    <<с четырех    сторон >>,   как   потом    скажет   он   в   <<Шинели  >>. Вот    он    занят   поисками   хоть    какой - нибудь  выхода   из   духоты    канцелярского  рабства: он  становится преподавателем женского  << Патриотического института>>, домашними  учителем.  Это  юноша   невысокого  роста,  с довольно  длинными    волосами,  со   своим   длинным    <<гоголевским>> носом,    с   вдруг    прорывающимся    удивительным    светлым   блистанием  зорких,   несколько  недоверчивых    глаз ,- чем – то     близок    по   своему  облику     тем    начинающим  художникам,  обитателям  Петербурга.

Эти    черты – иногда    несвязные,   невпопад   ответы, эта    застенчивать - были   свойственны самому  Гоголю.  Средою,   с которой общался Гоголь  в Петербурге, и были    молодые   художники да  небольшой кружок    таких   же,   как   он,   провинциалов   в столице –  нижинских   приятелей.  

И   вот   в  эти - то    годы, в   этом  одиночестве    начинающего    писателя,   вовсе   не   уверенного   в    своем  призвании,- в   эти   годы    происходит    в   его    жизни    необычайный    праздник.  По    волшебству   попадаяющему   из    деревенской    глуши    в    сказочное    блистание   столицы  ,   он    оказывается   вознесенным на  высоту  самой    сказочной   и    самой    заветной    своей    мечты :  он   знакомится с  Пушкиным !    Гоголь   представлен   Пушкину…Какое   торжество    для    безвестного    юноши    и   для    великого    Пушкина   с   его    светлой   отзывчивостью    на    все    талантливое    и   народное     в    родной    литературе!

Дружба     Пушкина с Гоголем    была   вполне   естественной: Пушкин был   главою  русской литературы,   без его   благословения  не  происходило в  ней  ничего   значительного.  И    все   же   эта    дружба была   чудом - и потому, что    она   сразу   так    высоко       подняла    жизнь    Гоголя, и    потому  ,   что    это    была    дружба   двух   гениев, двух   столь    различных    и    столь    родных    по   духу   художников. 

Как    личность    гениальная,  то    есть     особенно    глубоко   связанная с   устремлениями,  интересами,  волнениями   своего времени, Гоголь    обращением к народу,  к народной жизни, к народной  поэзии  оказывался в центре интересов, дум,  забот своего  времени. 

Народ    показал    свою    богатырскую       силу    в     победоносной   Отечественной    войне.   Народ    со   времен    эпического    пугачевского   восстания   не   переставал   напоминать    о   себе     мощными проявлениями   гнева    и    возмущения. Пушкин думал   о   том,  что    одинок   и   обречен       на    гибель    всякий,   кто  не   опирается    на    народ,   каковы    бы   ни     были    его   замыслы, хотя   бы   они   и    были    так умны   и    благородны,  как   замысли    декабристов.

И    юный    Гоголь    и    бросился   из   своей    департаментской    тюрьмы,   от  горечи и   тяжести    своих    разочарований    в   океан    народной, неистощимо    богатой    фантазии,    свидетельствующей    о    неисчерпаемой    творческой   силе    народа,   его   сказочных  творческих    возможностях.

На  этом  пути    Гоголь  и был  замечен,   выведен   из  своего   одиночества,   одобрен,   укреплен ,   вдохновлен    Пушкиным.

Роль   Пушкина    в    жизни  и   творчестве    Гоголя  настолько    значительна, что  можно     назвать  ее   решающей.

<<…Пушкин     первый   понял и  оценил    талант    Гоголя>>,-  подчеркивал Белинский.

Особенно    значительно    следующее   указание    Белинского:

<<Главное    влияние  Пушкина   на    Гоголя    заключалось   в  той     народности,  которая,   по    словам    самого    Гоголя,   <<состоит   не    в описании   сарафана,  но   в   самом духе    народа>>.

Гоголь    открыл    целый    новый   мир,   увлекательно    яркий,   блистающий    всеми    красками     жизни,    мир   народной     поэзии,    которая      утверждает    со    всей   силой     правду    жизни – победу   добра   над    злом,    света     над    тьмой,   красоты     над    безобразием,-  мир богатырской     фантазии,   излучающей   добрый   и    могучий,   и    лукавый    юмор. 

Народность    была   главным,   что    сближало    Пушкина    с   Гоголем.   Вступление    в    литературу, первые    шаги    творческого    пути    обоих    писателей    были    схожи  по    своему   характеру,   смыслу    и    значению.

И   вступление  Пушкина,  и   вступление    Гоголя   в    литературу    были,   в   сущности,   боевыми   демонстрациями    народности.

Гоголь    начал    свой    творческий    путь     так    же,   как   и    его    великий    предшественник    и    учитель, -  задорно,  победоносно. Новый   писатель     прямо    заявил, что    народность    литературы -  его    программа.

Пушкин    положил    дорогу    Гоголю    в  том    направлении,  которое    Белинский   называл   самобытностью,- в   направлении    народности   и    патриотизма.

Невозможно    переоценить    значение    Пушкина    в    жизни   Гоголя.  Пушкин    не   гнал  <<мужика>>  из   литературы,  а помогал    упрочиться    в  ней  всему   действительно   связанному    с   народом,   с подлинно    народным    духом.

В   жизни    Гоголя    не  было    ничего    более    светлого,    чем     близость     с    Пушкиным,  а    затем,   до    конца     дней, - всегда    живое    воспоминание   об    этой    близости.   Отношение    юного   Гоголя    к    своему    великому    другу    нельзя     назвать    иначе,   чем    обожанием.

Ряд    важнейших    теми   и     мотивов    гоголевского     творчества     связан    с    пушкинскими     темами     и   мотивами.   Разоблачение  << барства  дикого>>,  исторической    отсталости, бесчеловечности     феодально – крепостнического     строя     сочеталось       у    обоих      писателей   с    протестом    и   против    нарождавшегося    буржуазного    хищничества.    Денежный    человек   был    ненавистен     и   Пушкину,  и   Гоголю;   у обоих     писателей    представление    о    циничном     дельце – авантюристе     своеобразно     связывалось   с   представлением    об   иноземном    захватчике,  хищнике,  игроке    человеческими    жизнями   и    судьбами   народов -  Наполеоне   Бонапарте.       Важнейшая    для   русской    литературы   гуманистическая    традиция,   защита    маленького    человека,    блистательно   утверждения   в   << Шинели>>,   восходит    к   <<Станционному   смотрителю>>.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Белинский - ,,Сочинения   Гоголя”

Пушкин   восхищался    Петербургом,   как    символом    могущества,  столицей    великого    русского    государства: <<Люблю    тебя,   Петра    творенье….>>¹   В   этом    своем     значении    Петербург     был     дорог    и    Гоголю. Но    и  Пушкину    и    Гоголю    был    чужд    и    враждебен    Петербург    как     столица   <<высшего  лакейства  >>.  

В   1830   году    в   Болдине    Пушкин    написал    <<Повести    Белкина>>.В   одной    из    них -<<Станционном    смотрителе>>-  некоторые    важные   события    из    жизни     Самсона   Вырина    проходят    в   Петербурге.    Остановился     он    в    Измайловском    полку,  в  доме    своего    старого    сослуживца,   отставного    унтер – офицера.   Вырин    начал    поиски    Минского.   Наконец    он    узнал,   что    ротмистр    живет    в    гостинице    Демута – близ    Невского    проспекта.

Так    Петербург    представал   в   социальном    и    нравственном    контрасте :  на   окраине  ,   в    Измайловском    полку,    жил    бедный   и    обиженный   Выри,   в   центре,  в   дорогой    гостинице,   жил  богатый   офицер  Минский,   укравший    дочь   Вырина.   Социальные   различия   обусловливали   и    размещение    героев    в    разных    районах   столицы. Топография   обретала    социально- нравственную   содержательность. 

Придя    к    Минскому, Самсон   Вырин   униженно  просит:<<Ваше   высокоблагородие!... сделайте    такую    божескую   милость!...

Отдайте    мне… бедную    мою   Дуню.   Ведь    вы   натешились    его;  не   погубить   ж    ее    понапрасну>>.¹   Минский,  сунув   старику   деньги   за   рукав,  выпроводил   его   на    улицу.

Пушкин   создает   ситуацию,   когда   оскорбленный    человек,  маленький   беззащитный   чиновник,   остается   один   на    один   с    городом - человек    на    улице.  Скорее   всего,   Вырин,  выйдя    из   Демутовой    гостиницы,   попал   на    Невский   проспект.   Во   всяком   случае,   чтобы   вернуться   в   Измайловский   полк,   надо    было   пересечь    Невский.   Увидя   за    обшлагом    сверток,   Вырин   развернул    его – там   было  <<несколько    пяти     и    десятирублевых    смятых    ассигнаций>>.   Так    благородный    Минский    расплатился за   Дуню… << Слезы  опять навернулись    на    глазах    его,   слезы    негодования! Он    сжал    бумажки    в    комок,   бросил    их    наземь,   притоптал    каблукам   и    пошел…  Отошед    несколько   шагов,   он    остановился,   подумал…  и    воротился…   но    ассигнаций     уже   не    было.   Хорошо    одетый    молодой    человек,   увидя    его,   побежал    к    извозчику,  сел    поспешно   и   закричал: ,,пошел!..”>>. 

Действие   не    случайно    перенесено   на    улицу    центральной части    Петербурга -  теперь   уже     город   выступал  обидчиков,  проживающих    в    центре  столицы   и    определяющих  ее   лицо.    Реноме  Минского,  песпекта-бельного,  богатого,  благородного   дворянина,    оказалось   фальшивым.   На    самом   деле    это    себялюбивый, эгоистичный      человек, способный    обманывать     и   лгать   (притворился    больным    в   доме   приютившего    его    Вырина,   чтобы    соблазнить    и    увезти    Дуню),   равнодушный    к     чужому горю    человек – обидчик. Так    же    обманчива ,   фальшива    наружность   <<хорошо    одетого    молодого    человека >>,   который     украл     деньги    старика. 

Всемерность    Пушкина-   это    его    высокое,  глубоко    гуманное    поэтическое   искусство,  которое,    открывая    тайны    буржуазного   общества,  уберегало  русскую    литературу    от   влияния    бесчеловечных    идеалов    этого    общества. 

1.А.С.Пушкин -  Полное   собрание    сочинений   5-ый т. Ленинград1978г.  ,, Станционный   смотритель” стр.97

Но    ни    история ,   ни   современность    не    давали    ответы    на    вопрос,   каковы    же    пути    завоевания    свободы    в    России.   В    этих    условиях    решающим    становился   не    политический,   а    нравственный    вопрос :  каким должно   быть    индивидуальное    поведение     человека    перед    лицом    угнетающих    его    обстоятельств?  Ответ    на    нее    рождался    в    процессе    исследования    современности    и    истории.  И    результаты    этого    исследования    отразились   в ,,Повестях    Белкина.”   Пушкин   в    сферу    своего    творческого    внимания    стал    вводить    всю   огромную    Россию,   ее    просторы ,   жизнь    деревень,   мир    бедных     чиновников  (,,Станционный    смотритель”),   плебеев- офицеров  (,,Выстрел”),    провинциальных   помещиков.  Петербург    и    Москва    открывались    уже    не    только    с    роскошного    народного    подъезда,   но    и    через    узкие    двери   чиновничьих    каморок,   маленьких    домиков    мастеровых. 

Пушкин    чутко    слушал    свое    время   и    понимал,   что    наступает (еще    не    наступила!)    новая   эра,   когда     на     исторической    сцене    все    большую    роль    будет    играть    не    дворянское    сословие ,   а    демократический    люд.

В ,,Станционном    смотрителе”    рассказана    трагическая    история    маленького   чиновника    Самсона    Вырина,   которого    смертельно    обидел    дворянин – офицер    Минский : он   увез    его    дочку   Дуню,  лишив    Вырина    единственного    счастья – счастья   отцовства .   Обида,    нанесенная    ему    богатым   дворянином,   взывала    к    протесту,   к   борьбе   с    обидчиком.   Даже    в   России,   где   царило    беззаконие,   все   права в   этом    случае   были   на    стороне    Вырина.   Но   он   не    осмелился    бороться   за    счастье.   Он   смирился.   Смирение    окончательно   унизило    Вырина,   превратило   в   жертву,   покорную      ударом    судьбы,  довело    его    до    гибели.  Всем    строем    повести    Пушкин   спрашивал  читателя:  каким   же    должно    быть    поведение    человека   в    подобных    обстоятельствах – смирение   или   протест?  Должно   ли    спускать    обиду    обидчику?  И   можно    ли    покоряться   злу    и    несправедливости,    если    эта    покорность    нравственно    и    физически    губит    человека?    

Этот    вопрос    задавал    Пушкин   и   себе - писателю.  Важнейшим   принципом  реализма   как   нового    искусства    являлось   раскрытие  обусловленности    человека   социальной    средой.   Но    если    среда   всемогуща,  то   человек    обречен,   лишен   воли,   его   уделом    становится покорность    и  смирение.   Так   произошло   с  Выриным.   Пушкин,  веривший    в   человека,  но    человек - разве   он   только   жертва?    История    тоже   свидетельствовала, что  рабства    ведет   не только   к   нищете  и  разорению.  Тяжесть   порабощения неминуемо    порождает    бунт    и   протест.       
 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Друг    Гоголя, писатель    и    критик   Т. В.  Анненков, вспоминает:  <<Однажды   при  Гоголе    рассказан был    канцелярский  анекдот  о    каком- то   бедном чиновнике,   страстном    охотнике    за птицей, который   необычайной   экономией   и   неутомимыми,   усиленными    трудами    сверх   должности   накопил сумму. В первый раз,  как на маленькой    своей     лодочке    пустился     он   по  Финскому заливу    за   добычей,   положив    драгоценное    ружье     перед    собою    на   нос,   он    находился,    по    его     собственному    уверенно,  в    каком-то    самозабвении   и   пришел     в    себя  только    тогда,  как,  взглянув    на  нос,  не увидел   своей    обновки.  Ружье    было  стянуто  в воду    густым тростником,  через  который     он где-то     проезжал,   и    все     усилия    отыскать   его  были   тщетны.   Чиновник    возвратился   домой,  лег   в   постель    и    уже   не    вставал:  он   схватил    горячку.   Только    общей  подпиской   его    товарищей ,   узнавших    о    происшествии  и    купивших    ему    новое   ружье, возвращен   был    к    жизни…  Все  смеялись  анекдоту,  имевшему   в    основании    истинное   происшествие,   исключая Гоголя,   который    выслушал   его    задумчиво    и    опустил     голову.  Анекдот    был    первой   мыслию   чудной повести    его   <<Шинель>>.   

Услышал   Гоголь   этот   анекдот   еще   до   отъезда   за    границы,   в   1833-1836  годах,   в Петербурге.

К    этому    времени    Гоголь    был    уже    знаменитым    писателем.   Первая    книга    повестей     Гоголя, <<Вечера   на   хуторе   близ    Диканьки>>,   со    страниц    которой    вставал   пленительный    и    чудесный    образ    Украины,  поразила  читателей    силой    и   оригинальностью   юмора. <<Вот  настоящая    веселость,   искренняя,  непринужденная,  без    жеманства,  без   чопорности>>,-  писал Пушкин,    прочитав   ее.   Позднее   Пушкин  вспоминал:   <<Как    изумились мы    русской    книге,  которая    заставляла нас    смеяться,  мы,  не смеявшиеся    со   времен   Фонвизина!>>  В   1841  году    повесть   <<Шинель>> была  в   основном    написана.

Акакий    Акакиевич   всецело   жил  << в  своей    должности>>.  Переписыванию посвящались    часы    его      департаментских    занятий    и часы после   работы, предназначенные   для    отдыха    и      развлечения.  <<Вне    этого     переписыванье,   казалось, для   него   ничего не  существовало>>.  Кажется, никогда   дружеское   участие   или   улыбка    не  одаряли    его    жизнь;  ему  были    незнакомы   женская  ласка и забота.  Повествование сразу  же   от    рождения Акакия  Акакиевича    переносит  нас    к    годам    его    службы: создается впечатление,  что он   так и родился  титулярным  советником  и  переписчиком. Переписыванье  канцелярских    бумаг – это  простейшее   дело,   примитивно,  нетворческое,  достойное  скорее   автомата,  чем человека.   И   этим    делом  А.  Акакиевич  занимался  всю   свою   жизнь!    Собственно,   к    другому   делу    он   и  не    способен, другого он  и   не  хочет,   вполне  примирившись   со    своею   участью. 

Младший   современник   Гоголя    критик   Аполлон  Григорьев   называл    это  <<обмеленьем>>   человека,   <<обмеленьем    божьего    создания>>  и  прибавлял,   что  <<волос становится   дыбом>>   от   юмора, << с    которым  слезится  это    обмеление>>.

Финал <<Шинели>>в  корне  противоположен <<канцелярскому анекдоту>>. Учителем    товарищей,  возместивших  <<общей  подпиской>> потерю   ружья, пострадавший    чиновник  <<возвращен  был>>к  жизни>>. В   гоголевской повести  и есть  строки, словно  подсказанные этим  эпизодом:  чиновники тоже  решили     сделать  складчину в пользы  Акакия Акакиевича,  все сложилось    тяжелее и    трагичнее – никто    не  заступился    и   не  помог    ему. Ни  сослуживцы  по   департаменту ,  ни    блюстители порядка – полицейские,   не <<значительное    лицо>>,  к    которому    вынужден    был    обратиться   Акакий  Акакиевич.  Повесть лицом    к    лицу    сталкивает маленького    человека  с  жестокой    бюрократической   машиной   старой  России.   И эта   машина  безжалостно давит    и  уничтожает    его. Гоголь  взял  героя, занимавшего   одно  из  самых  последних  мест  в   иерархической   системе   царской  России, тишайшее   и   безобиднейшее   существо, никогда  не  причинявшее    никому    никакого    зла,    покорно    сносившее     всяческие    лишения    и    насмешки,   не    обнаруживавшее    никогда    никаких    притязаний,    разве    что    притязаний    на  самое     необходимое – на   <<шинель>>,   и    то    лишь    тогда,   когда    без    нее    уже    никак    нельзя    было    обойтись.  И   вот   этого – то     человека    жизнь беспощадно наказывает    и    уничтожает,   как    какого – то    злодея   преступника! 

Гуманный    смысл    повести    создается    не    только    выбором    персонажей    и    окружающих    его    обстоятельств,   но   и   самой    манерой    повествования.   Это    общее    правило : в   художественном    произведении   важно    не   только    то,   что    рассказывается ,   но    и   как    рассказывается – каким    образом,   каким   тоном. Рассказ    ведется    в    основном    в   шутливом   тоне,   в   тоне    непритязательной,  свободной <<болтовни>>.  Герой   жалок,   несчастен,   а   рассказчик,   словно    не    замечая   этого,   смеется    над   ним.

В    повести    есть    и    другой    стиль    повествования  .   Здесь    говорится   об  <<одном   молодом    человеке>>,   которого   потрясли    издевательства   чиновников    над    Акакием    Акакиевичем.   <<И   долго    потом,   среди    самых   веселых    минут,   представлялся    ему    низенький    чиновник  с   лысинкою     на    лбу… И  закрывал    себя    рукою    бедный    молодой    человек,   и    много    раз    содрогался    он    потом     на    веку   своем,   видя    как    много     в   человеке    бесчеловечья,   как    много    скрыто   свирепой    грубости    в    утонченной,    образованной   светлости, и,  боже!   Даже    в    том    человеке,   которого    свет    признает    благородным   и    честным>>.¹  Это   уже    другой    тон,   другая    речь.  Ни    капли    насмешки.     Стиль    печальный,  торжественный,   возвышенный.   Фраза   ритмически    организованная, с так  называемой  анафорой – нарочитым    единоначатием.   Мы   слышим   необычайное,   сокровенное    слово,  имеющее   высокий    философский    смысл.   Это   слово    не    безличное:   оно   как   бы   привязано   к    определенному    персонажу,   сказано    от  его    имени.   Персонаж   этот    хотя    и   эпизодический,   но   очень   важный   для    повести -  некий    молодой    чиновник,   недавно  определившийся   в   канцелярию    и   открытый    голосу    совести    и    сострадания.  Эпизодическому    персонажу   в   <<Шинели>>   придается    еще    большая    роль.  Встреча   с    Акакием  Акакиевичем    не    только     потрясла     молодого   чиновника,   она    оказала  решающее    воздействие   на    всю его    жизнь,   перевернула   все    его    понятия   и   представления. <<Какая-то  неестественная    сила  оттолкнула   его от   товарищей,  с   которыми   он   познакомился,  приняв  их    за    приличных,  светских   людей>>.¹ Встреча с Акакием   Акакиевичем    стала    для    молодого    человека    открытием   касалось  самой    сути    людских    отношений.   Ведь   для  окружавших    Акакия   Акакиевича   людей – светских    и    не    светских – он  был  не    человеком, а каким –то    низшим существом,  чуть   ли  не   насекомым  (<<сторожа  не    только не    вставали   с    мест,    когда   он проходил,  но даже  не    глядели  на   него,  как  будто   бы    через  приемную   пролетала   простая   муха>>).

  Молодой   же чиновник    впервые    увидел  в гонимом и всеми презираемом существе – человека,  и в   проникающих словах <<оставьте меня,   зачем вы    меня    обижаете>>  он    услышал   другие    слова: <<я   брат    твой>>.

1.Гоголь  – Избр. Соч.т. 1-ый  ,,Худ. лит”1978г.стр.58 -59

Возвышенная , <<проникающая>>   речь    звучит    в   повести    не    только   в  этом эпизоде.  Не однажды   повествователь откладывает  в сторону    шутливый   тон,  чтобы    сказать    обо   всем    происходящем    очень   серьезно    и    проникновенно ,  как     в    заключение    жизнеописания  Акакия  Акакиевича: << Исчезло    и  скрылось    существо  никем  не    защищенное,   никому  не    дорогое,  ни    для    кого    не    интересное,    даже    не    обратившее    на    себе     внимание    и    естествонаблюдателя,    не пропускающего    посадить    на    булавку    обыкновенную    муку…>>.    Вновь  звучит  открытое  горькое  негодования   по    поводу   негуманного    отношения    к человеческому    существу,   низведенному    в    общественном    мнении    старой    России    на    уровень      насекомого – и  даже    ниже   уровня  насекомого.

Какое  значение  имеет    шутливый    тон   некоторых   отношений   в   <<Шинели>>?  Гоголь    не    скрывает    смешных    сторон  в   облике    своего  героя -  того ,   что   Аполлон   Григорьев    называл    <<обмеленьем>>   души. Больше того, временами повествователь    словно   заставляет     нас    стать     на точку    зрения    тех,  кто видит    в    Акакии   Акакиевиче     только   забавное,  смешное. 

Но  смешное    смешному     рознь.     Бывает    смех,  который     обличает,     несет  в  себе    лишь     осуждение.   Смех,   вызываемый    гоголевским персонажем,   не таков: осуждение  неуловимо  связано  здесь   с сочувствием,   с   состраданием.  Нам,  конечно, смешна    ограниченность  Акакия   Акакиевича,   но    мы   в   то  же     время   видим    его незлобивость,  видим, что   он    вообще    находится   вне   эгоистических    расчетов,   корыстных   побуждений, волнующих   других    людей.