Творчество И.Е.Репина
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Технологии и Дизайна.
Институт Бизнес – Коммуникаций.
Курсовая работа.
«Творчество И.Е.Репина»
Курсовая работа по курсу
Русское и зарубежное искусство
Студентки 1ого курса
Дневного отделения
Группы 1 – СД – 2
Илтубаевой Екатерины.
Проверил:
Алферова Н.В.
Кандидат культурологии,
доцент.
Санкт – Петербург.
2009.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение______________________
Глава I . Тема народа в творчестве И.Е.Репина____________________
Глава II. Историческая тема__________________________
Глава III. Портретное творчество____________________
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение.
История русского изобразительного искусства второй половины XIX столетия ознаменована высоким развитием демократического реализма. Уже в жанровых произведениях В.Г. Перова 60-х годов ярко проявились новые тенденции, а со временем организации Товарищества художников-передвижников (1871) новое направление в искусстве получило широкое развитие. Передвижники ставили себе цели и задачи в искусстве, прямо противоположные господствовавшим в то время академическим эстетическим понятиям, законодателем которых была императорская Академия художеств.
С 70-х годов до конца века русское общество неустанно волновали художественные образы, создаваемые передвижниками. Они добились того что новое искусство стало близко и дорого народу. Его сюжетное многообразие, острое видение жизни, раскрытие её правды, новая оценка человека, глубокий психологизм образов, темы национальной истории – все это возбуждало интерес и находило горячий отклик в широких слоях населения. Передвижников любили и уважали, интерес их творчеству не остывает и в наши дни. Их искусство учит тому, что жизнь никогда неиссякаемый животворный источник вдохновения. Рожденный мыслью лучших представителей народа, демократический реализм дал высочайший творческий взлет искусства второй половины XIX века, породил блестящую плеяду талантов. Одним из них был Илья Ефремович Репин – наиболее яркий и характерный представитель передвижников1.
Илья Ефремович Репин – один из самых крупных мастеров реализма ХIХ века и едва ли не самый известный русский художник. Известность Репина объясняется не только блестящим, порой потрясающим мастерством, но и той страстностью и горячестью, тем искренним и глубоким чувством любви к народу и ненавистью к его угнетателям, которыми проникнуты полотна художника. Остро и ярко показал художник современную ему жизнь, тяжелую действительность царской капиталистической России2.
С творчеством Репина связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, он достоин, занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени. Так, в его искусстве нашли воплощение события, связанные с действиями революционеров-народников, борьбой народовольцев с царским правительством. "Арест пропагандиста", "Сходка", "Перед исповедью" – произведения трагического пафоса, попытка понять психологию революционеров, ответить на вопрос – кто они, герои или жертвы идеи. Среди них картина "Не ждали" занимает центральное место.
Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилось с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством - таковы легендарные портреты композитора Мусоргского, писателя Писемского, Льва Толстого, портрет Пелагеи Стрепетовой, портрет Мясоедова, «Мужичок из робких», «Портрет Леонида Андреева» и др. . И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то, все же, по своему колоссальному таланту Репин достоин, занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе. Число же всевозможных психологических конфликтов и человеческих взаимоотношений, затронутых художником в своих картинах, вообще, не поддается учету. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в знании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правдивость и жизненность характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности - вот залог непреходящей ценности искусства Репина.
Репин прожил жизнь
человека, полностью преданного своему
делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли
в полную меру оценить исторический, общественный
смысл его искусства. Раньше других этот
смысл почувствовал выдающийся репинский
современник В.В. Стасов, и «стасовский»
облик Репина с незначительными изменениями
впоследствии многократно оживал в статьях
и книгах о нем. Стасов оказался совершенно
прав в главном и основном: творчество
Репина было социально в том прямом смысле,
в каком употребляла это понятие демократическая
эстетика XIX века. Оно стремилось не только
выразить глубокие умонастроения эпохи
подобное желание было свойственно всякому
большому искусству и до Репина и после,
но и показать причины, рождающие такие
умонастроения, иными словами, - показать
социальную действительность своего времени,
показать самые разные стороны жизни пореформенной
России. Не раз заявляя о своей верности
заветам революционных демократов, в первую
очередь - эстетическим взглядам Н.Г. Чернышевского,
художник постоянно жил тревогами и надеждами
передовой русской интеллигенции, ее желанием
связать свое дело с борьбой против социального
гнета и неравенства. Все это и определило
важное место репинских произведений
в мировом наследии реалистической живописи
XIX века.…………………………
Глава I .
Тема
народа в творчестве И.Е.
В своих картинах, посвященных изображению народа («Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца», «Вечорницi», «Крестный ход», «Запорожцы»), И.Е.Репин отобразил положение народа в современном ему обществе, раскрыл его значение и роль в историческом процессе, показал отношение народа к революционному движению, то есть попытался ответить на важнейшие вопросы современности. Постановка этих больших социальных проблем вызвала обращение к формам Grand Art, привела к созданию монументальных полотен. “Сила и грандиозность составляют всегда отличительную черту созданий Репина, - писал в 1882 году Стасов. – Мелкие события сцены, мелкие личности и мелкие сюжеты лежат совершенно вне его натуры. Ни к кому так не идет, как к нему, название: Самсон русской живописи. Ему нужны такие задачи, где бы он выразил широкие, далеко простирающиеся горизонты ”3.
Художник больших задач и «далеко простирающихся горизонтов» Репин предстает перед нами уже в первом своем произведении на народную тему, созданном в стенах Академии художеств в 1870-1873 годах, в картине «Бурлаки на Волге».
Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное. О великой скорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858). Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин.
Репин пошел дальше всех этих художников. Значение его картины «Бурлаки на Волге», обеспечившую ей огромную популярность среди передовых слоев русского общества, заключается в том, что художник в жанровой, по сути дела, сцене и в жизненно конкретных образах сумел воплотить большие идеи современности, сумел подняться до такой степени художественного обобщения, что картина переросла рамки жанрового произведения, став одним из первых подлинно исторических полотен на современную тему.
Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве летом 1869 года вдруг увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от них группу нарядных веселящихся господ. Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое».
По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей.
Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин — невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия, доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги.
Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды, проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
Изображая бурлаков, Репин не
ограничивается показом их
страданий и того отпечатка,
который наложили на
Значительность идей и образов
Не менее существенную роль играет и колорит. Стремясь удержать в колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, Репин пишет их в гораздо более темной, сумрачной гамме, чем пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины4.
Огромное
уважение и любовь к народу
не оставляли места для
Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».
Запорожская вольница, которой посвятил
свое полотно Репин, была в
его представлении той народно
Картина
написана на сюжет
На переднем
плане Репин изобразил
Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей, великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том, как тесно сгрудились запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том, как они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно реагируют на происходящее.
Запорожцы изображены на фоне широкой степи. За их спинами царит обычная лагерная жизнь: поднимается к небу дым костров, снуют люди, колышутся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический пафос звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом вооружении, великолепно написанном Репиным.
В картине
нет главных и второстепенных
персонажей, нет разделения на
героев и толпу, как это было
принято в академической
Изображая
эпизод из истории Запорожской
Сечи, Репин поднял его
до высокого героического
Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь нарушить внешнее правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Это дает ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть выразительность их типов и характеров. Благодаря своей центричности и подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью. При этом она уравновешена в основных своих компонентах — многие персонажи в правой и левой части картины даны в соответствии друг с другом. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой6.
«Запорожцы»
для Репина были не просто
одной из картин, написанных па
исторический сюжет, а имели
гораздо большее значение. Они
являлись для него
Картина
«Запорожцы», рассказывающая
о героических подвигах
свободолюбивого и
Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов, совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. Центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии». Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование.
Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году.
Репин изобразил в картине
несение «чудотворной» иконы
В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется многолюдная процессия. Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Все это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить
колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. В центре толпы, бесцеремонно прижав к себе икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с чванливым высокомерием взирающая на окружающую чернь. При ней надменный и грубый сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри8.
Развивая
традиции Перова-обличителя, Репин
трактует эти образы в
острогротесковом плане и в
то же время очень самостоятельно,
по-репински увлекаясь яркой
Толпу
народа на переднем плане
При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. Толпа там буквально запрудила все свободное пространство между холмами и валом валит, поднимая тучи пыли. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя. Значительно растянутый передний план позволяет при этом разносторонне охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы: помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других9.
Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства». В полотне «Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформенной эпохи. Впервые в русской демократической живописи при изображении современной действительности была достигнута такая глубина художественного обобщения10.
Глава II.
Историческая тема.
Репин работал и в области собственно исторической живописи. Но история для художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в истории, прежде всего, интересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности, ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей.
В конце
70-х годов, вероятно по
Картина «Царевна Софья Алексеевна» была первым произведением художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году, вскоре после возвращения из пенсионерской командировки. Это, по существу, портрет-картина.
Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и вместе с тем «мужицкая» грубость.
Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первую очередь — со стрельцами.
На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. Художник сумел ярко охарактеризовать незаурядную натуру царевны, выразительно передать историческую обстановку и существо происходящего, подчеркнув обреченность Софьи изображением в окне головы повешенного стрельца.