Творчество И.Е.Репина

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Технологии  и Дизайна.

Институт Бизнес – Коммуникаций.

 

 

Курсовая работа.

«Творчество И.Е.Репина»

 

 

 

Курсовая работа по курсу

Русское и зарубежное искусство

Студентки 1ого курса

Дневного отделения

Группы 1 – СД – 2

Илтубаевой Екатерины.

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Алферова Н.В.

Кандидат культурологии,

доцент.

 

 

 

 

Санкт – Петербург.

2009.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение_________________________________________________________3 
Глава I . Тема народа в творчестве И.Е.Репина__________________________5

Глава II. Историческая тема________________________________________15

Глава III. Портретное творчество____________________________________19

Заключение______________________________________________________24

Список использованной литературы_________________________________27 
Введение.

История русского изобразительного искусства второй половины XIX столетия ознаменована высоким  развитием демократического реализма.  Уже в жанровых произведениях  В.Г. Перова 60-х годов ярко проявились новые тенденции, а со временем организации Товарищества художников-передвижников (1871) новое направление в искусстве получило широкое развитие. Передвижники ставили себе цели и задачи в искусстве, прямо противоположные господствовавшим в то время академическим эстетическим понятиям, законодателем которых была императорская Академия художеств.

С 70-х годов  до конца века русское общество неустанно  волновали художественные образы, создаваемые  передвижниками. Они добились того что новое искусство стало  близко и дорого народу.  Его сюжетное многообразие, острое видение жизни, раскрытие её правды, новая оценка человека, глубокий психологизм образов, темы национальной истории – все это возбуждало интерес и находило горячий отклик в широких слоях населения. Передвижников любили и уважали, интерес их творчеству не остывает и в наши дни. Их искусство учит тому, что жизнь никогда неиссякаемый животворный источник вдохновения. Рожденный мыслью лучших представителей народа, демократический реализм дал высочайший творческий взлет искусства второй половины XIX века, породил блестящую плеяду талантов. Одним из них был Илья Ефремович Репин – наиболее яркий и характерный представитель передвижников1.

Илья Ефремович Репин – один из самых крупных мастеров реализма ХIХ века и едва ли не самый известный русский художник. Известность Репина объясняется не только блестящим, порой потрясающим мастерством, но и той страстностью и горячестью, тем искренним и глубоким чувством любви к народу и ненавистью к его угнетателям, которыми проникнуты полотна художника. Остро и ярко показал художник современную ему жизнь, тяжелую действительность царской капиталистической России2.  

С творчеством  Репина связаны высшие достижения русской  реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, он достоин, занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени. Так, в его искусстве нашли воплощение события, связанные с действиями революционеров-народников, борьбой народовольцев с царским правительством. "Арест пропагандиста", "Сходка", "Перед исповедью" – произведения трагического пафоса, попытка понять психологию революционеров, ответить на вопрос – кто они, герои или жертвы идеи. Среди них картина "Не ждали" занимает центральное место.

Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилось с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством - таковы легендарные портреты композитора Мусоргского, писателя Писемского, Льва Толстого, портрет Пелагеи Стрепетовой, портрет Мясоедова, «Мужичок из робких», «Портрет Леонида Андреева» и др. .  И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то,  все же, по своему колоссальному таланту Репин достоин, занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе. Число же всевозможных психологических конфликтов и человеческих взаимоотношений, затронутых художником в своих картинах, вообще, не поддается учету. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в знании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правдивость и жизненность характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности - вот залог непреходящей ценности искусства Репина.

Репин прожил жизнь  человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Раньше других этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В.В. Стасов, и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениями впоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. Стасов оказался совершенно прав в главном и основном: творчество Репина было социально в том прямом смысле, в каком употребляла это понятие демократическая эстетика XIX века. Оно стремилось не только выразить глубокие умонастроения эпохи подобное желание было свойственно всякому большому искусству и до Репина и после, но и показать причины, рождающие такие умонастроения, иными словами, - показать социальную действительность своего времени, показать самые разные стороны жизни пореформенной России. Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов, в первую очередь - эстетическим взглядам Н.Г. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века.………………………… 

Глава I .

 Тема  народа в творчестве И.Е.Репина.

В своих картинах, посвященных изображению народа («Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца», «Вечорницi», «Крестный ход», «Запорожцы»), И.Е.Репин отобразил положение  народа в современном ему обществе, раскрыл его значение и роль в историческом процессе, показал отношение народа к революционному движению, то есть попытался ответить на важнейшие вопросы современности. Постановка этих больших социальных проблем вызвала обращение к формам Grand Art, привела к созданию монументальных полотен. “Сила и грандиозность составляют всегда отличительную черту созданий Репина, - писал в 1882 году Стасов. – Мелкие события сцены, мелкие личности и мелкие сюжеты лежат совершенно вне его натуры. Ни к кому так не идет, как к нему, название: Самсон русской живописи. Ему нужны такие задачи, где бы он выразил широкие, далеко простирающиеся горизонты ”3.

Художник больших  задач и «далеко простирающихся горизонтов» Репин предстает  перед нами уже в первом своем  произведении на народную тему, созданном  в стенах Академии художеств в 1870-1873 годах, в картине «Бурлаки на Волге».

Бурлачество,  как   одно   из   возмутительных   явлений   российской действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в  те годы  многих  писателей  и  художников,  чьи  сердца  чутко  отзывались   на страдания и горе  народное.  О  великой  скорби,  выливающейся  в  тоскливой бурлацкой  песне-стоне,  поведал  в  своем  стихотворении   «Размышления   у парадного  подъезда»  Некрасов  (1858).  Бурлакам  посвятили  свои   картины художники П. О. Ковалевский,  А. К.  Саврасов,  В.  В.  Верещагин. 

Репин пошел  дальше всех этих художников. Значение его картины «Бурлаки на Волге», обеспечившую ей огромную популярность среди передовых слоев русского общества, заключается в том, что  художник в жанровой, по сути дела, сцене и в жизненно конкретных образах сумел воплотить большие идеи современности, сумел подняться до такой степени художественного обобщения, что картина переросла рамки жанрового произведения, став одним из первых подлинно исторических полотен на современную тему.

 

        Идея картины зародилась у  Репина, когда он во время прогулки  по Неве летом 1869 года вдруг  увидел ватагу бурлаков, тянущих  баржу, и невдалеке  от них  группу нарядных веселящихся  господ. Отправившись вместе с  художниками Ф. А. Васильевым и Е. К.  Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся  в  самую  гущу  народной жизни. Бурлаки  перестали  для  него  быть  отвлеченным  понятием,  а  стали живыми, близкими людьми,  со  своим  внутренним  миром,  своими  заботами  и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью  ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца  дней  своих  он  не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах  своих воспоминаний в  книге  «Далекое  близкое». 

По песчаной отмели  волжского  берега  на  фоне  необозримых  голубых просторов  реки  прямо  на  зрителя  медленно  и  тяжело   движется   ватага оборванных и изнуренных людей.

    Во  главе  бурлацкой  ватаги  шествует  Канин  —  невысокого   роста, широкоплечий, коренастый богатырь  с тряпицей  на  голове,  которая,  пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя,  много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах  — выражение простодушия, доброты,  печали.  По  правую  руку  от  Канина,  добродушно  посмеиваясь  и ворчливо  подбадривая  соседей,  с  огромной  медвежьей  силой  тянет  лямку нижегородский  боец,  богатырь-коренник;  по  левую  руку  —  в  исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк,  ожесточенно  и иронически  смотрящий  исподлобья  в  упор  на  зрителя.  Следом  за   ними, меланхолично покуривая трубку  и  не  утруждая  себя  чрезмерными  усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в  шляпе.  Несколько  отступя  от него еле бредет истощенный и больной старик,  жестом  мучительного  отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на  короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька,  пытаясь  поправить  лямку,  к которой он никак  не  может  приноровиться.  Сзади  него  опытный  спокойный старик-бурлак на  ходу,  не  ослабляя  лямки,  достает  кисет  с  табаком  и деловито набивает им трубку.  За  стариком  как-то  егозливо  и  неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе.  А  рядом  «грек»,  который гордо и угрюмо  выполняет  свою  работу,  устремляя  вдаль  тоскующий  взор. Шествие  замыкает  понуро  и   удрученно   плетущийся   бурлак,   с   трудом передвигающий непослушные ноги.

        Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих  «службу  скотинную» (по  выражению  Стасова),  Репин   основное   внимание   уделяет   раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков  ясно  читаются,  не загораживая друг друга.  Уже здесь, задолго до  появления  первых  портретов людей из народной среды, проявилась замечательная способность Репина  воспроизводить  людей  с почти осязательной конкретностью,  остро  схватывая  всю  неповторимость  их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.

       Изображая бурлаков, Репин не  ограничивается показом  их  страданий  и того отпечатка,  который наложили на внутренний  мир людей  тягостные  условия  их  существования.  В  среде   бурлаков  Репин  сумел   раскрыть   настроения глубокого  недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать  в этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто  значительное.  Прав  был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают  не  только угнетенными и несчастными, но и «могучими,  бодрыми,  несокрушимыми  людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку».

       Значительность идей и образов   «Бурлаков»  потребовала  от  художника обращения к формам  монументального искусства. Поражает  простота  и  лаконизм изображения,  почти полное отсутствие каких-либо деталей,  которые  могли  бы сообщить картине оттенок жанровости. Возвышающаяся над  безбрежными  речными далями  ватага   бурлаков   производит   очень   внушительное   впечатление. Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно  приковывает  к  себе внимание зрителя. Эта центричность  построения  группы  сообщает  композиции большую завершенность, ясность и  уравновешенность,  без  которых  немыслимо подлинно монументальное искусство.  Ватага  бурлаков  четко  организована  и внутри. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает  своим смысловым центром. Канин с его «вселенской грезой»  о  иной,  лучшей  жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, — вот три  главные фигуры композиции.  Такая  разбивка  ватаги  делает  ее  легко  обозримой  и помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла.

 Не менее  существенную роль играет  и   колорит.  Стремясь  удержать  в колористическом  решении   картины  свое  первое  зрительное  впечатление  от бурлаков, Репин пишет их  в  гораздо  более  темной,  сумрачной  гамме,  чем пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие  и  тревожные тона группы людей.  Это  то  самое  «темное,  сальное,  какое-то  коричневое пятно»,  которое  надвинулось  на  солнце  и  омрачило   все   вокруг,   тот разительный  контраст,  который  потряс  художника  при  первой  встрече   с бурлаками.  Исключение  составляет  Ларька  в  своей  ярко-розовой   рубахе. Выражающий с наибольшей  интенсивностью  чувства бурлаков,  он  и в своем колорите как бы  концентрирует,  доводит до  накала  пронизанные солнечным зноем краски картины4.

     Огромное  уважение и любовь к народу  не оставляли места для сочувственной  жалости к нему и требовали от художника изображения народа в его настоящем виде. В этом изображении народа таким, какой он есть, Репин достиг замечательных результатов, глубоко и многогранно раскрыв все богатство и самобытность народных характеров. При многообразии характеров бурлаков всех их объединяло недовольство судьбой, ненависть к существующему порядку вещей, тоска по лучшей жизни. От этих настроений всего один шаг до открытого протеста и борьбы, всего один шаг до вмешательства в дела истории. Репинские бурлаки не делают этого шага, зато его делают «Запорожцы»5.

Картина  «Запорожцы»  создавалась  на  протяжении  80-х  годов   XIX   века. Сокровищница  русской  демократической  живописи  пополнилась  в  эти   годы монументальными  полотнами  Сурикова,  Репина,  Васнецова,  в  которых  народ впервые в истории русской живописи предстал в своем  величии,  непобедимости и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».

       Запорожская вольница, которой посвятил  свое полотно Репин, была в  его представлении той  народной  республикой,  где  нашли  осуществление  лучшие демократические идеалы  человечества.  Тот  факт,  что  Репин  идеализировал Запорожскую Сечь, не имеет в данном случае большого значения. Важно то,  что художник утверждал в своей  картине  эти  высокие  демократические  принципы всеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту  и  величие  народа, защищающего свою независимость, свое боевое товарищество.

       Картина  написана на сюжет  знаменитого   письма  запорожцев  турецкому  султану. Народные предания донесли до нас этот  эпизод  в  следующем  виде: разгневанный на казаков  за  истребление  ими  15-тысячного  войска  султан Махмуд IV прислал  им  грозное  письмо,  повелевая  добровольно  сдаться  и угрожая в случае отказа поголовным уничтожением; запорожцы ответили султану насмешливым письмом, бросив ему открытый  вызов.  История  написания  этого письма и легла в основу картины.

       На переднем  плане Репин изобразил запорожцев,  которые  собрались  за наспех  сколоченным дощатым столом,  чтобы дать  отповедь  заклятому врагу. Дружно трудятся они над составлением  издевательской  грамоты и широко  по степи разносится  их  гомерический  хохот.  Тут и кошевой атаман  Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых,  умных глаз; и разразившийся громоподобным хохотом  могучий,  грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба»;  и  лукавый  писарь,  с  ехидной  старательностью нанизывающий  на  бумагу  забористые  выражения,  которые  подсказывает  ему полуобнаженный казак-острослов; и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей»;  и  дюжий  рубака- воин, серьезный и простодушный, как дитя; и  заливающийся  тонким  визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие.  В  безудержном  смехе запорожцев над  жестоким  врагом  накануне  боев  с  ним  обнаруживается  их героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

       Репин  показывает крепкую  боевую  сплоченность  запорожских  рыцарей,  великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том,  как тесно сгрудились запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том,  как они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как  дружно реагируют на происходящее.

       Запорожцы  изображены на фоне  широкой   степи.  За  их  спинами царит обычная лагерная  жизнь:  поднимается к небу  дым костров,  снуют люди, колышутся пики,  гарцуют конники.  Этот  фон повышает  героический пафос звучания полотна. Да и сами  запорожцы представлены  во  всем  их  боевом вооружении, великолепно написанном Репиным.

       В картине  нет главных и второстепенных  персонажей, нет разделения  на  героев и толпу, как это было  принято в академической живописи.  Все  образы обладают яркой  выразительностью, все являются  героями произведения. В этом решении исторической  темы  сказался  подлинный демократизм Репина,  его представление о народе как о движущей силе истории.

       Изображая  эпизод из истории Запорожской  Сечи,  Репин  поднял  его   до высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся  Репин в процессе создания картины.  Представленные  больше  натуральной величины  и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за  эту «тесноту».  Но  это   был   сознательный   художественный   прием,   который способствовал впечатлению мощи изображенных людей.

       Вся   сцена  очень   естественно   скомпонована   Репиным,   наполнена внутренней динамикой, кипением страстей. И вместе с этим  композиция полотна подчинена требованиям монументального   искусства.   Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь нарушить  внешнее правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как  бы веерообразно  распластывая  группу  на  плоскости  холста.  Это   дает   ему возможность   сосредоточить   внимание   на   лицах   запорожцев,   обыграть выразительность их  типов  и  характеров.  Благодаря  своей  центричности  и подчеркнутой фронтальности  крайних,  фланкирующих  сцену  фигур  композиция обладает  устойчивостью.  При  этом  она  уравновешена  в   основных   своих компонентах — многие персонажи  в  правой  и левой части картины даны  в соответствии друг с другом. Замыкающие с двух  сторон  изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью  своих фигур упорядочивают сложное переплетение  поз и ракурсов  запорожцев,  увлеченных  сочинением  письма. Строгие   вертикали   пик   и   фигур   поддерживают   торжественный    ритм монументального  полотна.  Мажорные  яркие  краски  картины  чуть   погашены сумеречным освещением предвечернего часа и потому  не  нарушают  возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой6.

       «Запорожцы»  для Репина были не просто  одной из картин, написанных  па  исторический сюжет, а имели  гораздо большее значение. Они  являлись для  него неиссякаемым  источником  веры  в  силу   народную,   живым   свидетельством богатства народной души, заветной мечтой  о  великом  и  прекрасном  будущем народа. И недаром  художник  относился  к  ним  не  как  к  героям  далекого прошлого, а как к живым и дорогим  для  него  людям.  «Чертовский  народ!  — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете  не  чувствовал  так  глубоко «свободы, равенства и братства»7.

       Картина   «Запорожцы»,   рассказывающая   о   героических    подвигах  свободолюбивого и  мужественного   народа,  принесла  Репину  славу   подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше  не  удалось создать в области исторической живописи.

 Расцвет творчества  Репина падает на конец 70-х  — начало  90-х  годов, совпадая  со временем  расцвета  русской   демократической  живописи.  Центральным произведением этого времени, да  и  всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в  Курской  губернии». Народная тема, начатая «Бурлаками»,  получила  в  этой  картине многостороннее и широкое истолкование.

        Замысел произведения возник  в  1877  году  в  Чугуеве,  где  Репину довелось  наблюдать  красочную  процессию  сельского  крестного   хода,   но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую  губернию, в  знаменитую  Коренную   Пустынь,   славившуюся   своими   многолюдными   и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась  несколько  лет и была завершена только в 1883 году.

          Репин изобразил в  картине   несение  «чудотворной»  иконы   к  тому месту, где, по  преданию, в свое время якобы свершилось ее  чудесное  явление верующим. Но не следует сводить  замысел  художника  к  критике  религиозных обрядов  и  предрассудков.  Сюжет  крестного   хода   увлек   Репина   своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, развернуть  перед зрителем  великое множество человеческих  характеров  и социальных типов.

      В жаркий  полдень по широкой  пыльной   дороге  на  фоне  холмов  с  пеньками от хищнически  вырубленного  леса  торжественно  и  чинно  движется многолюдная процессия. Репин с замечательной  конкретностью  сумел  передать всю атмосферу происходящего: томящий  зной,  иссушивший  все  вокруг;  клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск  солнечных  лучей,  как  бы  концентрирующихся  в сверкающей  на  солнце  золотой  ризе  дьякона  и  отражающихся  в  радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами  и  лентами  выносного фонаря; мерный рокот толпы,  одержимой  сознанием  серьезности  совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами.  Все  это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет  буквально  ощутить

колыхание людского моря в  мареве пыльного накаленного воздуха.

       Но Репин  не ограничился этой  внешней  фиксацией  события.  Изображая толпу, он  создал  целую  галерею  ярких  образов  представителей  различных сословий и классов  пореформенной  России,  вскрыл  существо  их  социальных отношений,  царящее  в  обществе  неравенство,  показал   обездоленность   и бесправие народа  и  наряду  с  этим  дал  почувствовать,  что  народ  живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на  земле,  мечтает  о лучшей  доле.  В  центре  толпы,   бесцеремонно   прижав   к   себе   икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с  чванливым высокомерием взирающая на окружающую  чернь.  При  ней  надменный  и  грубый сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от  напора  толпы. Вслед за ними, прямо как на  параде,  марширует  важный  и  тупой  отставной военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный,  хитрый  и прижимистый  кулак-подрядчик  с  красной  лоснящейся  физиономией.  Все  эти «хозяева жизни»  окружены  сзади  полукольцом  заискивающего  перед  ними  и занятого  своим   разговором   духовенства,   которому   и   дела   нет   до «чудотворной». Шествие с иконой  открывает  рыжеволосый  дородный  дьякон  в великолепной золотой  ризе,  щеголевато  помахивающий  кадилом  и  кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри8.

       Развивая  традиции Перова-обличителя,  Репин   трактует  эти  образы  в  острогротесковом плане и в  то же  время  очень  самостоятельно,  по-репински увлекаясь яркой характерностью  своих персонажей, словно выхваченных из  гущи жизни.

       Толпу  народа на переднем плане возглавляют  мужики, несущие фонарь,  в праздничных   кафтанах,  подпоясанные  кушаками,   степенные,   серьезные   и  истовые.  Вослед  семенят  две   мещанки   с   пустым   киотом   от   иконы, противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве. Далее  следуют  регент со своим разноголосым хором, крестьянка,  с  любопытством  поглядывающая  на дьякона, и многие, многие лица, постепенно  смешивающиеся  с  общим  потоком богомольцев.  Общественный  порядок  поддерживают   гарцующие   на   лошадях урядники, без всякого  стеснения  пускающие  в  ход  кулаки  и  нагайки.  Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих,  калек,  странников.  Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и  симпатией  охарактеризованы Репиным.  Особенно  удался  художнику  образ  хромого  горбуна.   Окрыленный надеждой на исцеление, исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный  к месту  «чуда»,  куда  направляется  крестный  ход.   Ему   пытается   палкой преградить дорогу десятник, но тот не обращает на  него  никакого  внимания. Охвативший горбуна душевный подъем преображает  его  некрасивое  болезненное лицо. Противопоставляя чистоту, искренность  верований  бедняков  ханжеству, лицемерию, спекуляции  религией  господствующих  классов,  Репин  утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.

        При создании «Крестного  хода»   Репину  пришлось  разрешить   трудную композиционную задачу: необходимо было  вписать  в   картину  огромную  толпу народа,  пеструю,  многоликую,  добиться  впечатления  единой  массы  людей, движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить  шествие,  представить его  во  всем  многообразии  составляющих  его  типов  и  характеров.  Репин изобразил основное скопище  людей  на  заднем  плане.  Толпа  там  буквально запрудила все свободное пространство между холмами и валом  валит,  поднимая тучи пыли. На переднем плане она растекается на  два  потока  и,  следуя  за поворотом  дороги,  поворачивает  влево,  рядами   проходя   мимо   зрителя. Значительно  растянутый  передний  план  позволяет  при  этом  разносторонне охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы  отдельных персонажей способствует  и  колористическое  решение.  Полотно  выдержано  в строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много,  но они  играют  большую  роль.  Вкрапленные  в   общий   черно-коричневый   фон процессии, они  создают  впечатление  пестроты  и  красочности,  не  нарушая единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание  зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы: помещицы,  дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других9.

       Картина  «Крестный  ход   в   Курской   губернии»   была   воспринята прогрессивной общественностью как  «одно  из  лучших  торжеств  современного искусства». В  полотне «Крестный ход в Курской губернии»  художник  создал  настоящую  энциклопедию русской  жизни  пореформенной  эпохи.  Впервые  в  русской   демократической живописи при изображении современной действительности была достигнута  такая глубина художественного обобщения10.

 

Глава II.

Историческая  тема.

Репин работал  и в области собственно исторической живописи. Но   история   для   художника существовала лишь постольку, поскольку она была  связана  с  современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в  истории, прежде  всего,  интересовали  сильные  человеческие  характеры,  столкновения страстей, патетика чувств, находящая  выражение  в  яркой  экспрессии  лица, драматические конфликты. И здесь, как и  в  картинах  на темы  современной  жизни,  Репин  создает  широкие   эпические   полотна   с множеством  ярко   типических   образов,   взятых   в   своей   неповторимой характерности,  ищет   остродраматические   ситуации,   чтобы представить человека в момент  наивысшего  напряжения  его  страстей.

 В конце  70-х годов, вероятно по аналогии  с современными событиями, его  особенно привлекает трагедия  сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимой воли. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» . По словам Крамского, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Картина  «Царевна  Софья  Алексеевна» была   первым   произведением художника на историческую тему; полотно было написано в  1879  году,  вскоре после возвращения  из пенсионерской командировки. Это, по существу,  портрет-картина.

 Софья   интересовала  Репина  как   человек  сильного,   неукротимого  характера. В ней сочетались  властолюбие,  государственный   ум,  культура  и вместе с  тем «мужицкая» грубость.

  Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком  мятеже, направленных  против  Петра  I.  Петр  сам  раскрывал  все  нити   заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее  приверженцами, в первую очередь — со стрельцами.

   На картине  Софья представлена стоящей у  стола, скрестив на  груди руки; она еле сдерживает  бессильный  гнев  и  негодование.  Художник  сумел ярко охарактеризовать  незаурядную  натуру  царевны,  выразительно  передать историческую обстановку и существо  происходящего,  подчеркнув  обреченность Софьи изображением в окне головы повешенного  стрельца.