Творчество И.И.Шишкина

Федеральное агенство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Дизайн, реклама  и технология полиграфического производства»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История культуры и искусства»

на тему:

«Творчество И.И.Шишкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2010

ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

Кафедра «Дизайн, реклама  и технология полиграфического производства»

 

 

ЗАДАНИЕ

по курсовой работе

 

Студенту:

1. Тема работы: «Творчество И.И.Шишкина»

2. Срок сдачи студентом  законченной работы

3. Содержание пояснительной  записки (перечень подлежащих  разработке вопросов)

- Проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи 19 века.

- Изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи.

-. Оценить роль развития пейзажной живописи 19 века

 

4. Перечень графического  материала 

- курсовая работа

- зрительный ряд

 

Дата выдачи задания

Руководитель 

Задание принял к исполнению

 

Подпись студента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

 

Курсовая работа посвящена  изучению и исследованию основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей романтической и реалистической пейзажной живописи.

 В работе рассматриваются  теоретические аспекты русской пейзажной живописи 19 века, основные этапы его развития. Исследования романтического направления в русской пейзажной живописи и новое теченье- маньеризм. В курсовой работе рассматривается более подробно один из представителей  реалистической пейзажной живописи, творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......5

ГЛАВА 1. . Направление русской пейзажной живописи……………….…....6

1.1. Анализ литературы по истории вопроса………………………………….6

1.2. Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века…...8

1.3. . Реалистический пейзаж 19 века……………………………………….....16

ГЛАВА 2 Творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....39

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..40

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В высоком расцвете русской  живописи 19 века пейзажу принадлежит  выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Замечательные достижения русской пейзажной живописи 19 века, естественно, вызывают интерес к  изучению ее истории, в том числе  ее истоков и этапов развития.

Целью данной работы является изучение основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.

Для наиболее полного  раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи: 
1. Проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи 19 века передовых общественных и культурных деятелей, а также познакомиться с изображением природы в русской литературе 19 века; 
2. Изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи, а также познакомиться с творчеством пейзажистов

Данного направления; реалистического пейзажа;

3. Рассмотреть истоки  возникновения, основные этапы  развития реалистического пейзажа  19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода, дать краткий анализ творчества выдающихся представителей реалистического пейзажа;            

4. Оценить роль развития  пейзажной живописи 19 века

Исходя из поставленных задач, хронологические рамки работы охватывают 19 век начиная с его первого десятилетия и заканчивая 80- серединой 90-х годов, так как именно на это время приходится становление и развитие романтического и реалистического направлений русской пейзажной живописи

ГЛАВА 1. Направление русской пейзажной живописи.

1.1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературу, использованную при подготовке работы, условно можно разделить на несколько групп: 
1. К первой из них относятся большие научно-популярные работы, рассматривающие именно проблемы русской пейзажной живописи на определенных этапах. Хорошо и подробно освещены история и проблематика русского пейзажа 19 века в работах А. Федорова – Давыдова1. На страницах своего труда он отводит большое внимание истории сложения и развития пейзажной русской живописи 19 века, что является очень ценным и полезным материалом при изучении темы данной работы. В этих главах содержится краткая характеристика творчества живописцев но, по моему мнению, очень много внимания автор уделяет непринципиальным вопросам, касающимся биографических фактов. В целом, историко-теоретические исследования Федорова-Давыдова отличаются последовательностью, обстоятельностью изложения.

2. Наиболее обширную группу представляют научно-популярные издания4 по всеобщей истории искусства, отдельные главы которых посвящены специфике данного жанра. Содержанием этих глав является анализ общих проблем пейзажа, история развития данного жанра, краткая характеристика творчества отдельных его представителей, подчеркивается идейный, демократический характер живописи 2-ой половины 19 столетия. В общих разделах раскрывается тесная связь русской живописи с литературой.

Данные книги несут много полезной информации и активно использовались мною при подготовке работы. Учитывая то, что книги имеют общетеоретический характер, в них в краткой форме, поверхностно и не детально рассматриваются явления, имеющие непосредственное отношение к тематике моей работы. Также очень трудно проследить по ним эволюцию такого жанра, как пейзаж.

Попытку составить общую  биографию жанра взял на себя В.Н. Стасевич. В его работе можно найти краткий обзор эволюции пейзажной живописи от древнейших времен до наших дней, также обширно представлен опыт теоретического размышления над возможностями изобразительного воплощения облика природы, над значением пейзажа-картины в нашей жизни.

Однако, данная информация не является принципиально необходимой  в изучении пейзажной живописи 19 века. Необходимо также сделать ряд  критических замечаний к данной работе. Не все произведения, предложенные вниманию читателя в иллюстрациях, упомянуты в тексте и , наоборот, не все пейзажи, о которых идет речь на страницах книги, воспроизведены. Лишь отдельные пейзажи, которые, вероятно, больше всего пришлись по вкусу автору, подвергнуты подробному разбору. Однако, это соответствует цели работы, которой являлось выявление особенностей стилей, направлений и школ.

Таким образом, проанализировав  всю, использованную мною при подготовке данной работы литературу, можно сделать  вывод о том, что глубокое и  детальное изучение данной темы, а именно развития русской пейзажной живописи 19 века представляется актуальным. Так как пейзажная живопись, активно развиваясь в 19 веке, перестала быть вспомогательным жанром и заняла одну из главенствующих ролей в русской живописи, обогатив тем самым, всю мировую художественную культуру. И проследить данный уникальный процесс невозможно, используя материал только из одной-двух книг.

 

 

 

 

 

1.2.Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века.

Развитие русской пейзажной  живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов.

В первой четверти 19 столетия русская пейзажная живопись освобождается  от рационалистических начал классицизма 18 века. Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму.

Романтизму в русской  пейзажной живописи чужды настроение протеста и горечь разочарования, которые  были свойственны этому направлению, например, во французском искусстве. Исторические условия в России были иными. Буржуазные элементы в ее культуре были развиты слабо, и противоречия, свойственные буржуазному обществу, еще не обнаружили себя. Передовой русский человек образованный и гуманный русский дворянин, одушевленный политическими и социальными иллюзиями первых лет царствования Александра I, вдохновленный борьбой за национальную борьбу народов Европы, - во всем видел залог грядущего торжества социальной справедливости, которого можно было достигнуть путем обуздания “самовластия” и уничтожения крепостничества. Поэтому романтизму в русской пейзажной живописи был свойственен в основном светлый характер -в нем часты мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды, того, что Пушкин называл “томленьем упования”. Русский романтический пейзаж был неразрывно связан с тем великим подъемом национальной культуры, вершиной которого была поэзия Пушкина. Однако, в отличие от русской литературы, где романтизм как стиль принял более развитые формы, в живописи его стилистические черты менее отчетливы - большую роль играет здесь интерес к реальному, объективному облику мира, непосредственное наблюдение натуры. Именно стремление к непосредственному отражению действительности отчетливо ощутимо в романтической пейзажной живописи.

Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С.Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма. Сохраняя обобщенность восприятия мира, он создает тот “совершенно похожий на природу” пейзаж, который жаждала видеть на выставках передовая русская пресса уже в 1810-х годах.

Романтическую линию  итальянских видов в русском  пейзаже продолжал проживший  очень короткую жизнь Михаил Лебедев, ученик Воробьева. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима. Лебедев писал в особой манере зеленые массы деревьев, умело делал акцентуацию на определенные цвета. Драматург Н. Кукольник писал об этом художнике: “он дерзает подметить и передать зрителю жизнь дуба, платана, точно так же, как напряженный духовным созерцанием Шекспир-зной души смятенного бурною страстию...”. Лебедев, как отмечают критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Художник часто писал виды дорог и аллей, не уводящие далеко взгляд зрителя, а сворачивающие, романтические, затененные кустами. Пространство, в которое он вводит зрителя, невелико, но в нем человек оказывается с глазу на глаз с простым, но глубоко прочувствованным мотивом. Таким образом, художники этого направления романтической пейзажной живописи основывались на непосредственном восприятии и воспроизведении природы с натуры.

В рамках данной работы необходимо рассмотреть и творчество еще  одного круга романтических живописцев, разрабатывавших в своем творчестве тему русской провинции и деревни.

Романтизму был свойственен  интерес к частному миру человека, к его художественному самопроявлению вне правил и законов школы. Для пейзажного жанра это означало обращение к нему любителей, среди которых были писатели и поэты-романтики. И иначе, более непосредственно, понималась и пейзажная среда, включавшая в себя многие жанро- бытовые мотивы. Художник Алексей Гаврилович Венецианов создал свою, независимую от Академии, школу, где живописи учились крестьяне, разночинцы. Этот круг художников внес свой вклад в развитие пейзажа в России. Однако, именно исследователю Бенуа принадлежит честь своеобразного "открытия" красоты и поэзии живописи А.Г. Венецианова и его школы. Новейшие исследователи искусства Венецианова напоминают, что до Бенуа его нередко рассматривали чуть ли не как "альбомного художника", подражателя Брюллова. Бенуа увидел в нем замечательного мастера, смело повернувшего в своем "горячем стремлении к правде" на новые пути, посеявшего "первые семена народной живописи". Противопоставив академическому течению свою школу работы с натуры, отвергнув принятую "манеру", Венецианов сумел создать произведения, от которых "веет теплотой и настроением". То, что было им сказано о "простой и задушевной природе" искусства художника, умевшего вносить сердечное чувство в изображение "родных мест, родной обстановки, родных типов", навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России.

Венецианов учил писать фигуры и пейзаж, минуя длительный этап работы с гипсов и копирования  картин, обязательной в Академии. Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной- природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества. Но при всем демократизме венециановских крестьянских угодий сами фигуры девушек в его картинах классически идеализированы.

Пейзажи для своих  картин Венецианов находил в окрестностях принадлежавшей ему деревни Сафонково. В тех же местах работали и художники  его школы. Часто они вносили в свои произведения наивность и простодушие народной картинки. Далекое пространство в их пейзажах кажется порой беспредельным. В нем теряются населяющие его маленькие фигурки людей. Эти люди у венециановцев представляют характерные типажи деревни или провинциального города. Парень с косой, баба с коромыслом и ведрами, охотники, губернские чины и торговцы на городской площади- вот мир людей, которых они изображали и чьими глазами смотрели на окружающую жизнь.

С простодушным реализмом  они писали то, что знали и видели, опираясь на ограниченный арсенал живописных приемов, почерпнутых во время обучения.

Ученику Венецианова  А. Крылову принадлежит едва ли не самый первый зимний пейзаж в русской  живописи. В этой картине изображен  покрытый снегом пологий берег под серо-голубоватым снегом, с темной полосой леса вдали и голыми черными деревьями на первом плане. Ту же реку с крутыми глиняными откосами писал в летнее время другой ученик Венецианова- А. Тыранов.

Один из самых одаренных  художников этого круга Г. Сорока писал виды в окрестностях усадеб, расположенных в Тверской губернии. Светлые, умиротворенные пейзажи Сороки рождены наивным и цельным восприятием окружающего мира. Анализируя композиции его пейзажей, можно заметить, что они построены на простом равновесии горизонтальных и вертикальных линий. Художник обобщенно передает купы деревьев, очертания берегов реки, он постоянно подчеркивает плавный ритм горизонталей - линии берега, плотины, длинной лодки, скользящей по воде, вытянутых облачков, идущих по небу. И в каждой картине есть несколько строгих вертикалей-столбиков, отдельно стоящих фигур первого плана, обелисков и т. п.

Еще один мастер венециановского  кругам Е. Крендовский много работал  на Украине. Одно из наиболее известных  его произведений-“Площадь провинциального города”. Критики отмечают “наивность построения композиции” в сочетании с “тщательностью характеристики всех персонажей, подобной описанию внешности человека устами провинциала”.

Городской романтический  пейзаж, родившись в русском искусстве как образ двух столиц- старой и новой, стал затем достоянием многих провинциальных, неизвестных художников. Провинциальный романтический пейзаж, так же, как и другие виды живописного жанра, развивается в 19 столетии независимо от того, что происходит в “верхах” искусства. Вместе с другими жанрами он- область приложения сил крепостных мастеров, бывших иконописцев, дилетантов из дворянской и разночинной среды. Пейзажные произведения венециановского круга- лучшая и наиболее известная часть той обширной художественной продукции, которая рождалась на свет вдалеке от главной сцены художественной жизни- в усадьбах и провинциальных городах.

Авторы этих работ  в большинстве своем оставались анонимными, художественные результаты их отражали отсутствие профессиональной выучки или ее недостаточность, но в целом их творчество обладает обаянием искреннего самовыражения, непосредственного взгляда на мир. Сами условия жизни в тогдашней России не позволяли талантливым людям из народа раскрыться во всей полноте; даже художники, получившие образование, с трудом завоевывали право творить без диктата заказчиков.

Искусство середины прошлого века вступило на путь реалистического  развития. В связи с этим и в  пейзаже мастера искали правдивого изображения действительности. Даже художники, которые, подобно Венецианову, остаются в пределах старой живописной системы романтизма, идут к той же цели, что и их современники - первооткрыватели. Смелый шаг в этом направлении сделал один из величайших художников первой половины 19 века Александр Иванов.

Для передачи света, воздуха, пространства ему понадобилась вся  сложность красочных сочетаний. Не удовлетворившись старой академической  системой живописи, он создал новый  способ цветового решения, обогативший  палитру и давший широкие возможности более жизненного и правдивого изображения окружающего мира.

Главным произведением  Иванова была большая картина  “Явление Христа народу” и этюды  к ней, в которых он очень тщательно  изображал ветки, ручьи, камни у  дороги. Как отмечают исследователи, в них сказалась “такая большая правда о природе и людях, такое глубокое знание внутренних законов жизни и человеческой психологии, какие не могли вместить все его мифологические и исторические картины вместе взятые”.

Творчество Александра Иванова принадлежало к тем крупнейшим явлениям русского искусства, мимо которых не прошли ни современники, ни последующие поколения. О нем было немало написано исследователями, чьими усилиями постепенно складывалась история русской живописи XIX века. Тем не менее именно Бенуа впервые стал обосновывать значение библейских эскизов и открытий Иванова в пейзаже как проявлений высочайшего художественного значения в его искусстве. Он даже сравнивал пейзажи Иванова с работами импрессионистов, верно отмечая в то же время и различия их путей подхода к природе.

Искусству Иванова свойственна  удивительная полнота и емкость  многогранного и глубокого содержания . Главным же качеством, определившим значение работ этого выдающегося  живописца, является новое знание жизни  природы, которое сделало искусство Иванова по-новому правдивым.

Таким образом, к 40-50 годам 19 столетия из всех течений русской  романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться  русский национальный романтический  пейзаж.

Однако, в рамках данной главы необходимо осветить и еще  одно течение русского романтического пейзажа- маринизм. Основоположником данного  жанра в русской живописи был  Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к  себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже  к 40-м годам 19 века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, умело использует опыт Максима  Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в которых умело переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья.

В нескольких крупных  картинах- “Девятый вал”, “Черное  море”, “Среди волн”, - созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения.

Айвазовский оказал влияние  на русских пейзажистов, прежде всего, на Алексея Петровича Боголюбова. Но Боголюбов, когда-то начинавший как  подражатель Айвазовского, в конце 60-х годов уже критический относится к прославленному мэтру. В своих записках, выдержки из которых приведены в труде Ягодовской, он писал: “Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист -я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу”.

Боголюбов слыл “русским французом”, он овладел приемами пленэрной  живописи. Его живопись, в которой был как бы перекинут мост между русским и французским пейзажем, осталась малоизвестной, а более отвечающее народной потребности в эффектных впечатляющих картинах природы искусство Айвазовского до сих пор пользуется огромной популярностью.

Таким образом, в первой четверти 19 столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного “героического пейзажа” классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Написанный с натуры, он выражает миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией, использованием мотивов и тем романтической направленности. Однако, учитывая то, что пейзажная живопись с самого момента своего возникновения была тесно связана с живой жизнью, именно эта связь с практикой и способствовала развитию реалистических тенденций, которые сформировали качественно новое, реалистическое направление русской пейзажной живописи, речь о котором пойдет в следующей главе данной работы.

 

1.3. Реалистический пейзаж 19 века.

Искусство всегда чутко  отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявляется в пору революционно-демократического движения второй половины 19 века в России.

Образ природы, как облик  человека, отражает в себе жизнь, чувства  и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для общеевропейской живописи содержанием.

Живопись художников-пейзажистов  реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем  интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту “униженного и оскорбленного” народа.

В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родного края.

Чтобы показать, как шло  сложение национальной школы реалистического  пейзажа, следует, в первую очередь, обратиться к произведениям молодых художников, так как ни в чем, пожалуй, не появились столь ярко и непосредственно новые и самобытные черты реализма, как в их, подчас еще незрелых и несовершенных опытах.

Естественно, что на первых порах молодые русские художники в переломный период формирования национальной пейзажной школы искали опоры в творческих завоеваниях своих предшественников. Прогрессивное по своим устремлениям творчество таких мастеров первой половины века, как С. Ф. Щедрин и М- И. Лебедев, могло служить для них поучительным примером в работе над живой натурой. Но глубокий интерес и внимание к произведениям этих художников значительно ослаблялись тем обстоятельством, что и С. Щедрин и М. Лебедев в лучшую пору своего творчества жили вдали от родины и работали над изображением. природы Италии. Между тем, пейзажисты 50-х годов, открывавшие новую страницу истории русского пейзажа, сосредоточивались на изображения родной природы. Но и на этом пути русские пейзажисты, вступавшие в жизнь искусства на рубеже 50-х годов, могли в какой-то степени опираться в своих исканиях на опыт ближайших предшественников.

Пейзажисты 50-х годов  создавали свои картины уже на иной идейной основе, и их пейзажам было свойственно новое эстетическое качество. И тем не менее, то, что было создано раньше в области изображения русской природы, до некоторой степени, помогло им.

Созвучно устремлениям молодежи могло быть в то время  творчество А. Г. Венецианова, представлявшее огромной важности прогрессивное явление  своего времени. В его картинах молодые художники 50-х годов находили правдиво переданные поэтические образы русской природы. Он же был первым художником, который обратился к изображению крестьянского труда на родных полях.

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, “не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства”. Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.

Творчество самого Венецианова было для пейзажистов 50-х годов настолько близким наследием, что даже в классных занятиях учителя Московского Училища Живописи широко применяли венециановскую систему, основанную на тщательном изучении предмета изображения. Но несмотря на все это, именно в 50-х годах, под влиянием широкой борьбы за демократизацию искусства, происходила переоценка всего наследия.

Первый период в развитии русского реалистического пейзажа, включающий в свой круг произведения 50-х годов, во многом отличается от того, что дало искусство 60-х годов. Как  отмечают исследователи, дело здесь не только в том, что художники к тому времени в большей мере овладели профессиональным мастерством живописи — само содержание их произведений глубже проникнутое дыханием жизни природы и идеями народности, приобретало большую внутреннюю цельность и теснее связывалось с общим движением идейного демократического искусства.

За начало первого  периода развития русской реалистической пейзажной живописи условно принимают  появление в 1851 году на ученической  выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния волжских пейзажей Солова, картин “Вид на Кремль в ненастную погоду и “Зимний пейзаж” Саврасова и пейзажей Аммона — трех пейзажистов, окончивших в том году Училище. В то же время начинают выступать с пейзажами и другие художники московской школы: Герц, Бочаров, Дубровин и др.

Среди немногих известных  пейзажей конца 50-х годов произведения Саврасова “Пейзаж с рыбаком” и “Уборка хлеба” представляют собою завоевания первого периода.