Творчество Левитана

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..  3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ……………………...6

      1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания …………...6

      1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ    

И.ЛЕВИТАНА …………………………………………………………   12

       2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12

       2.2. Отражение социальной действительности в творчестве

 И.Левитана …………………………………………………………….    16

       2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. .   19

       2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ………………    21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..    24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….     26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) является продолжателем традиций А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева в русском пейзаже конца XIX в. «Огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как о нем отзывался А.П.Чехов. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники» (1879), где женскую фигуру писал его товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено критикой и куплено П.Третьяковым. Расцвет творчества И.Левитана падает на рубеж 80–90-х годов XIX в. Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885–1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892), «Март» (1895), «Золотая осень» (1895).

И.Левитан не относится к числу тех мастеров прошлого, которые не были признаны при жизни. Напротив, его творчество было высоко оценено. Но узок был тогда круг людей, которые могли видеть его произведения; односторонней и во многом ошибочной была оценка, которая давалась его творчеству.

Во всей дореволюционной  искусствоведческой литературе об И.Левитане писалось, как о создателе «пейзажа настроений», как о представителе «интимного пейзажа», как о художнике «мечтательных элегий». Так, например, С.Глаголь в последних словах монографии о Левитане, подводя итоги, определял его как главу «маленькой школы реалистов, тонко и чутко раскрывавшей интимную поэзию русской природы».

Л. Бенуа в своей  «Истории русской живописи в ХIХ века» шел дальше. Он полагал, что «такие слова, как реализм, даже как-то оскорбляют в характеристике творчества Левитана». Он провозглашал, что якобы «Левитан своими картинами показал всю тщетность «содержательных картин... все очарование чисто живописной красоты». По словам Л.Бенуа, сущность искусства Левитана, содержание его произведений составляет «сфера неуловимых, пожалуй и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных ощущений». Кроме того, А. Бенуа относил Левитана к числу «искателей красоты», при этом к числу тех художников, которые «и в видимом мире ищут ее невидимое, мистическое начало». Также в дореволюционной литературе обычно подчеркивалось субъективное начало в творчестве И.Левитана. Наконец, характеристики художника неизменно включали в себя определение его как представителя «тоскующей поэзии», как автора «грустных сонетов».

Подобные трактовки творчества И.Левитана имели хождение и в послереволюционные годы.

Большим событием в художественной жизни, которое помогло по-настоящему узнать Левитана, была выставка его работ, организованная в 1938 году Государственной Третьяковской галереей. На выставке было показано около пятисот произведений художника, собранных из многих музеев нашей страны и из коллекций любителей искусства. Творчество И.Левитана было впервые продемонстрировано с такой исключительной полнотой.

Выставка помогла пересмотреть характеристику И.Левитана и приблизиться к справедливой оценке оставленного им художественного наследия. Появились статьи, по-новому осветившие его творчество. Ценители его искусства прежде всего решительно отказались от характеристики И.Левитана как художника, передающего лишь свои субъективные ощущения. Они подчеркнули огромную объективную ценность его творчества, признав, что художник поразительно многогранно запечатлел на своих полотнах природу своей родины, что его произведения являются могучим источником познания русской природы, ее своеобразия, ее красоты.

 В советский период  вышло наибольшее количество  искусствоведческих работ о жизни  и творчестве И.Левитана – исследования И.Гинзбург (1937), М.Алпатова (1945); монографии, изданные к 100-летию художника - С.Н.Дружинина (1960), В.Прыткова (1960), Федорова-Давыдова А.А. (1960), Пророковой С.А. (1960), а также вышедшие в последующие годы работы А.М.Туркова (1974), В.А.Петрова (1992) и др. К сожалению, в постсоветский период серьезных искусствоведческих монографий о творчестве И.Левитана не издавалось, кроме работ общего характера о русских художниках.

 Тем не менее,  творческое наследие и сама  жизнь великого художника до  сих пор вызывает разноречивые  точки зрения и интерес. Поэтому  выбор темы исследования является актуальным.

 Цель работы –  изучить жизнь и творчество  И.И.Левитана.

 В соответствии  с поставленной целью решались  следующие задачи:

1. Изучить искусствоведческую  литературу по проблеме исследования.

2. Выделить основные  этапы жизненного пути И.Левитана.

3. Описать особенности  творческого наследия И.Левитана.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА

1.1. Детство  и юность: первые трудности и  испытания

Исаак Левитан родился 18 (30) августа 1860 года, в глухом местечке Кибарты при станции Вержболово бывшей Ковенской губернии. Отец его, окончивший в свое время раввинское училище, самостоятельно изучил французский и немецкий языки. Некоторое время, живя в Ковно, он давал частные уроки, а затем поступил переводчиком в администрацию французской компании, осуществлявшей строительство железной дороги и моста через реку Неман. Позднее он работал кассиром на станции Вержболово и, переменив несколько мест в поисках лучшего заработка, уехал в Москву. Вскоре он перевез в Москву и всю семью. Жили очень бедно: грошовых заработков отца не хватало даже для мало-мальски сносного существования. Зато отцу удалось устроить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества старшего сына Адольфа, а в 1873 году поступил туда же и Исаак Левитан. В 1975 году скончалась мать Левитана, а через два года умер от брюшного тифа и отец. Четверо сирот (два брата и две сестры) остались буквально без куска хлеба.

Художник учился тогда  в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года  две работы И.Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

            По мнению С.Н.Дружинина все  творчество И.Левитана было подготовлено предшествующим ему развитием русской пейзажной живописи. В полотнах Левитана нашли свое полное выражение те черты, которые наметились в поэтических пейзажных фонах картин А.Г.Венецианова, посвященных русской деревне («Весна. На пашне», «Лето. Жатва»); те черты, которые мы находим в изображении русской природы в работах крупнейшего демократического художника 60-х годов В. Г. Перова («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»); те черты, которые проявились в русском демократическом реалистическом искусстве 70-х годов, е творчестве старшего поколения художников-передвижников.

Раскрыть своеобразие русской природы Левитану помогли непосредственные учителя по Московскому   училищу живописи — А.К.Саврасов и В.Д.Поленов.

Первым руководителем  Левитана в области пейзажной  живописи был художник-передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов. Левитан указывал на «простоту» саврасовских пейзажей и вместе с тем на то, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу», что «в этой простоте целый мир высокой поэзии».

Вот что ценил Левитан  прежде всего в работах и устремлениях своего первого наставника и что он сам развил и приумножил в своем художественном творчестве.

Вторым учителем Левитана был Василий Дмитриевич Поленов. Человек высокой культуры, широко образованный, многогранный художник и деятель искусств, Поленов многое дал своим ученикам. Особенно значительную роль сыграл Поленов в деле развития русского пейзажа. Поленов не переставал заботиться о своем ученике и способствовать его росту и после того, как Левитан окончил Московское училище живописи.

О жизни Левитана в  годы ученичества рассказывал его  товарищ по Московскому училищу, живописи (или, как тогда еще продолжали называть, Московской школе живописи) художник Михаил Васильевич Нестеров: «Левитан сильно нуждался. Про него ходило в школе много полуфантастических рассказов. Говорили о его большом даровании и о великой его нужде. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома... Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход опустелого училища солдатом. Землянкиным, прозванным «Нечистая сила», оставался один коротать ночь в тепле, оставался на долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром натощак начать день мечтами о нежно любимой природе... Талант в самом деликатном возрасте своем встретился с жестокой нуждой… Завязалась борьба на долгие годы: победителем вышел талант - нужда, зависть, недоброжелательство отступили, но, увы, враг более сильный, мрачный (болезнь сердца. — С. Д.) подстерег и убил его».

Нужда отступила не сразу. Уже после окончания училища (из которого он вышел в 1885 году лишь со званием «неклассного художника») Левитан писал одному из своих родственников: «Извини, что я так долго не присылаю денег, тому причиной страшное безденежье, безденежье до того, что я как-то не обедал кряду три дня...».

К угнетающей нужде присоединилась тяжесть и оскорбительность бесправного  положения Левитана, как еврея. Дважды с особенной силой испытал И.Левитан жестокий национальный гнет и дикий произвол царского правительства. Первый раз девятнадцатилетним юношей во время очередного гонения на евреев, когда ему временно запретили жить в Москве. Во второй раз та же участь грозила ему в 1892 году, когда он был уже признанным, более того, знаменитым русским живописцем. Лишь благодаря долгим и упорным хлопотам друзей и почитателей его таланта Исааку вновь удалось вернуться в Москву и получить право проживать в сельских местностях.

  Итак, молодой Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома и практически без денег. В апреле 1885 года он поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселевых гостило семейство Чеховых. Познакомившись в эти годы с Антоном Павловичем Чеховым, Левитан стал его другом на всю жизнь. Правда, был период, когда они не встречались, — Левитан обиделся на Чехова за его рассказ «Попрыгунья», в котором писатель использовал некоторые черты биографии Левитана и близкой ему женщины — художницы С.П. Кувшинниковой. Но эта размолвка прошла, словно ее и не было, ибо в основе отношений Левитана и Чехова лежало глубокое искреннее чувство и взаимное уважение.

 

1.2. Зрелые годы  жизни

            В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Савва Мамонтов создавал частную оперу и пригласил И.Левитана в театр для оформления декораций.

            Работа над декорациями принесла  Левитану большую пользу. Он постепенно  отрешался от своей ученической  любви к деталям, тренируя глаз и кисть на более обобщенном изображении сюжетов. Писать декорации надо было широко, размашисто, следя за тем общим впечатлением, какое они производили бы на большом расстоянии.

            За большую работу И.Левитан  впервые получил довольно много денег и уехал в дальнее путешествие в Крым, куда давно влекло его щедрое солнце. Левитан поселился в Ялте. Здесь в изобилии красок, вечнозеленых деревьев художник увидел суровую красоту Крыма, его морские дали, величественные горные кряжи, которые перенес на свои холсты. В целом поездка на юг оказалась очень плодотворной, она высветила его палитру и научила изображать солнце.

           Спустя семь лет после приобретения  П.Третьяковым первой картины  Левитана в галереи появилось еще крымские этюды 1886 года. Всего художник привез из Крыма 50 замечательных этюдов, имевших, по свидетельству современников, исключительный успех на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

  В 1887 году И.Левитан наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…».

На следующий год  он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 г. И.Левитан вместе с друзьями-художниками А.Степановым и С.Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плес. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге И.Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона с 1888 по 1890 год. Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Ранней весной 1890 года И.Левитан впервые поехал за границу. В Париже он застал Всемирную выставку, которая оставила у него массу  впечатлений.

Выставки и музеи Парижа Левитан сменил на Италию: хотелось отдохнуть. Была ранняя весна, и художник бродил со своим маленьким альбомчиком, занося в него наброски. Итогом поездки стало множество этюдов.

В марте 1891 г. И.Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат С.Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трехсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан  закончил картину «Осень» (начатую  ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 г.  Левитан как «некрещеный еврей» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях.

Лето 1893 г. он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там же на следующий год Левитан вместе с  С.Кувшинниковой вновь поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В середине марта 1895 г. Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых знаменитую картину «Март».

В  1896 г. после вторично перенесенного тифа у Левитана усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В 1897 году И.Левитану было присвоено звание академика живописи.

В последние два года жизни он решил поделиться своим  творческим опытом, своими знаниями, своими раздумьями об искусстве, с молодым  поколением художников. С сентября 1898 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, возглавив в нем пейзажную мастерскую.

Он работал с увлечением, любил своих учеников, заботился  о них, волновался, когда их работы должны были появиться на выставках. Ученики также любили и уважали его. В своем преподавании Левитан всегда руководствовался желанием сохранить творческую индивидуальность каждого ученика.

Однако, болезнь художника  все усугублялась, и 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер прожив неполные сорок лет.

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И.ЛЕВИТАНА

2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана

Русская природа, в частности природа средней полосы России, была основной и по существу единственной глубоко разработанной темой в творчестве И.Левитана.

Действительно, Левитан  немало путешествовал: он был на юге  России — в Крыму, побывал в Финляндии; он не раз, волей или неволей, по требованию врачей, ездил за границу. Но природа чужих краев, как правило, или оставалась для Левитана непонятной, или увлекала его лишь на короткий срок. Куда бы ни ездил Левитан, где бы он ни был, он не мог отрешиться от «самого себя», он продолжал жить жизнью твоей родины, жизнью многих современных ему русских людей, с их думами и скорбями, печалями и радостями, продолжал быть «чувствилищем» своего времени. В этом была его особенность и сила. Поэтому, и будучи за рубежом, Левитан думал о родине, мечтал о родной природе.

Таким образом, стремление к созданию поэтических образов русской природы, неразрывно связанной с жизнью русского человека, о жизнью его родины, проходит через все творчество Левитана.

Рукою семнадцатилетнего И.Левитана написала картина «Вечер» (1877), решенная и по форме и по содержанию еще в традициях его предшественников — демократических художников 60—70-х годов. Думы о родине связаны здесь с мыслями о русской деревне; тяжелое раздумье согрето глубоким чувством, болью от сознания бедности и убожества жизни русской деревни.

Размышления о жизни русского крестьянина, о его труде нашли свое выражение  в первом произведении Левитана, появившемся в 1884 году на выставке передвижников, в картине «Вечер на пашне» (1883). Картина построена на контрастном сопоставлении темной земли и светлого неба, на фоне которого четко выделяется согбенная фигура пахаря.

В первой половине 80-х годов Левитан, следуя своим учителям Саврасову и Поленову, любовно раскрывал очарование скромных маленьких уголков русской природы («Мостик», 1884 г., «Последний снег», 1884 г. и другие).

Но больше всего Левитан стремился к созданию образов, в которых он мог бы передать силу, величие и красоту своей родины.

В поисках этих образов он едет на Волгу.

Работа на Волге явилась  для Левитана, как в свое время для Репина, «школой художника и человека». Могучая русская река, воспетая в народных песнях, всегда была для русского человека неразрывно связана с образом родины. Взглянув на волжскую природу глазами народа, проникнувшись мыслями и чувствами, Левитан во время неоднократных поездок на Волгу создал ряд своих лучших картин.

Первым значительным волжским произведением Левитана стала картина «Вечер на Волге», которую он начал писать летом 1887 года и закончил в следующем, 1888 году. В ней художник показал Волгу с низкого песчаного берега в хмурый холодный вечер. Стальными и недвижными кажутся ее воды, отражая еще светлое послезакатное небо с тяжелыми серыми тучами. Тихо, медленно, лениво приплескивает Волга о темные лодки, о прибрежный песок.

Эта работа Левитана — в соответствии с общим характером художественного образа — сурова и строга, но не бедна по колориту. Она великолепно построена на сочетании темных и светлых тонов: от почти черных — через коричневатые и песочно-серые — к белым тонам и от белых — через серо-голубоватые, свинцово-серые и лиловатые тона — вновь к черным.

Левитан оживил и обогатил эту суровую красочную гамму, введя в нее немного зеленовато-желтых тонов — внизу картины, на полосе берега — и розовато-желтых — вверху, на небе.

Небольшая по размерам картина особенно интересна и значительна тем, как мастерски передано в ней огромное пространство, играющее существенную роль в создании образа.

Левитан так строит композицию, что  заставляет зрителя, отправляясь взором от правого нижнего угла картины, двигаться влево по низкому берегу, а затем повернуть вправо по песчаной косе, которая как бы продолжена отражением в воде светлой полосы неба, и, достигнув противоположного берега с маленькими-маленькими огоньками еле видных строений, идти по нему (вновь справа налево) далеко-далеко, туда, где небо сливается с землей... Так, повторяя глазом движение, возвращаясь, но уходя все дальше и дальше вглубь, зритель воспринимает ширь Волги, покоряющие волжские дали.

Суровую силу родной природы, необъятность ее просторов раскрывает здесь Левитан.

Величие и красоту  природы стремился передать художник в своей картине «Вечер. Золотой плес» (1889).

Эту картину Левитан  писал с высокого зеленого берега в тихий торжественный вечерний час, когда Волга, как и вся  природа, как бы отдыхала, подернутая янтарно-розовой закатной дымкой.

Прекрасным произведением  является написанная в том же году картина «После дождя. Плес». В ней замечательно переданы разреженные, как поднявшиеся хлопья тумана, низкие, быстро бегущие, серые дождевые облака, а в их прорывах — высокие, плотные, холодные и недвижные свинцовые тучи и еще выше — светлое, чуть желтоватое небо.

Не только мокрые блестящие  крыши и деревья говорят о  прошедшем дожде, но самый воздух полон, насыщен влагой так, как это  бывает у большой реки в дождливые  дни дождливого лета.

Последней работой Левитана, посвященной родной реке, явилась  картина «Свежий ветер. Волга» (1891 —1895). В ней Левитан показал Волгу в ясный погожий день, когда несется над нею, как вольная русская песня, свежий и звучный ветер, унося дымки и гудки пароходов, когда так сини ее воды с веселыми белыми набегающими барашками, когда так ярки на солнце красные и голубые пятна барж и расшив, краски ее зелено-желтых берегов.

Таковы образы русской  природы, рожденные Волгой.

Кроме волжских пейзажей, много картин с изображением русской природы было написано в Плесе. В одно лето, 1889 года, проведенное там, Левитан закончил изумительную по красоте живописи небольшую картину «Березовая роща», начатую им в 1885 году в Бабкине.

В этом произведении солнце заставляет сиять и переливаться сочную влажную зелень травы и деревьев. Только большой художник мог увидеть то цветовое богатство, которое показал Левитан в этом произведении. Бесчисленны оттенки изумрудной зелени, среди которой нежно розовеют стволы берез, белые на открытом солнце и жемчужные в полутени. Композиция этой картины поразительно естественна — нет и намека на «сочиненность», и вместе с тем она свободна от нарочитой «случайности», Точно так же прекрасно переданные солнце и воздух не лишают изображенное материальности и не нарушают объемности и ясности формы. Это — кусок жизни, воспринятый глазом художника, который пришел в эту рощу и остановился, пораженный музыкой красок, вдыхая особый запах молодых зеленых берез, омытых дождем и согретых солнцем. Полнота восприятия жизни природы — вот, что характеризует это замечательное произведение Левитана.

Светлым умиротворенным чувством проникнута картина Левитана «Вечерний звон», написанная в том  же 1892 году.

Тихий вечер, ясное нежно-голубое  небо с высокими легкими розоватыми облачками, все предвещает на завтра погожий, день позднего лета. Теплые лучи закатного солнца осветили и согрели краски противоположного берега; холодными и тусклыми кажутся рядом с ними тона переднего плана, ушедшего в тень.

Построив картину на гармоническом сочетании холодных и теплых тонов, Левитан и в самом колорите ее передал та чувства, которые испытывали в подобный вечер многие его современники, слушая тающий в воздухе вечерний звон; светло и спокойно вокруг, хорошо и на душе, но чуть грустно, то ли оттого, что жаль уходящего лета, то ли оттого, что и в этот вечерний час человек не может до конца забыть житейских невзгод и огорчений и, ощущая гармонию в природе, грустит о том, что нет ее в жизни.

 

2.2. Отражение  социальной действительности в творчестве И.Левитана

Новый, еще более значительный период творчества Левитана связан с  началом 1890-х годов. Развивая традиции русского реалистического пейзажа, он приходит в эти годы к созданию больших эпических полотен, к  выражению в пейзаже глубоких мыслей и чувств, своих философских раздумий о жизни. три наиболее значительные картины этого периода с особой полнотой выражают эти искаяния: «У омута» (1892), «Владимирка» (1982), «Над вечным покоем» (1894).

В картине «У омута» дано косвенное отражение социальной темы в форме драматического пейзажа. Большой полнотой, многогранностью воспроизведения жизни поражает это одно из самых больших по размеру полотен Левитана.

Левитан помогает зрителю  «войти в картину». Он предлагает ему  пойти по той доске, которая лежит на песчаной насыпи, ведущей к плотине, перейти плотину по толстым суковатым бревнам, а затем вновь по насыпи сойти на берег и, следуя по топкой тропинке, прикрытой дощечками, обогнуть кусты и углубиться в лес. А лиственный лес, стоящий стеной, тянет поднять глаза к светлому золотистому небу с лиловато-серыми рваными дождевыми тучками. И лес и небо мы видим еще раз — они отражаются в воде, четко справа на ее гладкой поверхности, дрожа и переливаясь после водоспада.

Медленно приближается вода к плотине, затем бурно, стремительно падает, дробится на множество струй и, постепенно смиряясь, вновь становится спокойной в глубине тихой заводи.

Жизнь природы передана не только через движение, которым проникнута вся картина. Правдивость изображения такова, что не только видишь движение воды, но как бы начинаешь слышать ее мерный шум, слышать шелест ветерка в и деревьях; начинаешь ощущать прохладу и сырость, чувствовать запах реки и прибрежных трав.

Но это произведение замечательно не только богатством ощущений, которое оно вызывает. Картина пробуждает целый сложный мир различных переживаний, мыслей, чувств, воспоминаний и грустных, и светлых, и тревожных, и ясных.

Чувства художника-гражданина, думы о родине, о народе, о его  бесправии, протест против гнета нашли свое наиболее полное выражение в картине Левитана «Владимирка» (1892).

Картина была написана близ небольшого городка из Владимирской губернии и имения Болдино, куда И.Левитан приехал после еврейских гонений из Москвы.

На картине изображено хмурое, беспросветное небо. Среди неяркой, поблекшей зелени полей пролегла песчаная дорога; вьются по обеим сторонам ее узенькие тропинки. Дорога, то скрываясь в ложбинках, то появляясь вновь, уходит в синеющую даль. Безлюдны поля, безлюдна дорога; лишь одинокая странница остановилась у придорожного креста...

«Владимирка» по мнению многих исследователей, является одной из лучших картин Левитана. В ней он показал, какое большое социальное содержание может передать в своем произведении художник-пейзажист.

М.В.Нестеров назвал эту картину историческим пейзажем. Она говорит о долгом, томительном, тяжелом пути, по которому шли при царизме в Сибирь тысячи борцов за народное счастье. Все в ней сливается в единый образ дореволюционной России, с ее бескрайными вольными просторами и страданиями угнетенного, порабощенного народа.

Трагические переживания, обусловленные сознанием несовершенства тогдашней социальной действительности и незнанием путей ее изменения, легли в основу картины «Над вечным покоем».

Эта картина была начата Левитаном   летом   1893 года, проведенным под Вышним Волочком, близ озера Удомли. Он закончил эту картину к ХХII выставке передвижников, которая открылась в марте 1894 года,

...Словно с высоты  смотрит человек на развернувшуюся  перед ним суровую картину природы. Бесконечным кажется пространство, — непрерывна ничем не ограниченная, уходящая и вправо и влево, линия горизонта. Над синей его полосой как бы застыли тяжелые тучи, — лишь медленно-медленно близятся они к нам. На фоне темных туч — длинное светлое, чуть розоватое облачко. А под ним — островок с тонкой, протянувшейся вдоль горизонта косой, и острый мыс берега. Ветер, упорный и непрерывный, несущийся над самой землей, тянет за собой листву деревьев, заставляя гнуться их верхушки.

Вода, которая легла широкой светлой изогнутой полосой, — точно мертвая — матовая, тусклая, без блеска, без отражения, без движения... Вся картина решена в холодных свинцовых, синих и голубовато-серых тонах. Холодной кажется и неяркая, поблекшая, как бы притушенная зелень травы и деревьев. И среди этого моря холодных тонов лишь одно маленькое, теплое, красно-желтое пятнышко — огонек в окне старой деревянной церковки. Этот затерявшийся огонек говорит о жизни, о человеке, как бы стоящем перед лицом необъятной природы.