Творчество Марлена Хуциева

 
 
 

Санкт-Петербургский  Гуманитарный Университет Профсоюзов

Факультет конфликтологии 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

История отечественного кино

Тема: Марлен Мартынович Хуциев 

Кафедра Режиссуры мультимедиа

1 курс, группа №43

Турлакова Ксения Александровна 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 год 
 
 

Содержание

  1. Введение.
  2. Глава 1. «Непредсказуемая прелесть бытия»  в фильмах Марлена Хуциева конца 50х – начала 60 х годов.
  3. Глава 2. Диалектика человеческой души. Проблема поиска смысла жизни в картинах Марлена Хуциева..
  4. Глава 3.Ожившие классики.  Проблема сохранения русской культуры.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.
  7. Приложение.

 

Введение

 
« …настоящий кинематограф – это  глубочайшее философское раздумье над жизнью»1. Это высказывание может быть эпиграфом ко всему творчеству Марлена Мартыновича. Он  широко известен в России и за рубежом. Множество его фильмов являются призёрами и победителями международных и отечественных кинофестивалей. Но самое главное – его фильмы завоевали сердца зрителей по всему миру. 
Однажды в интервью Марлена Мартыновича спросили какие качества нужны режиссёру, он ответил, что «Два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. Если какое-то из этих качеств перевесит - плохо. Самоуверенный решит, что все, им сделанное, гениально. Нерешительность тоже ни к чему не приведет. Эти два качества необходимы режиссеру - одновременно!..».2

Сейчас  Мы с полной уверенностью можем сказать, что Марлен Хуциев в полной мере обладает этими качествами. 
Он один из немногих творцов, определяющих не только отечественное киноискусство, но и  развитие общественной мысли в стране.

Это тонкий, чувственный, изящный человек с  тихим, чуть глуховатым голосом нисколько  не похожий на знаменитых режиссеров. Все, кто знают его всегда отмечали его созерцательный характер – это самое первое характерное впечатление от встречи с ним. Ещё учась во ВГИКе, он поражал всех своей необычайной сосредоточенностью, и многие считали, что он будет заниматься научными исследованиями, что станет художником-ученым, но он очень тонкий человек. Это отразилось в его  дипломной работе - фильму "Градостроители". Уже в ней чувствовался его самобытный талант.

«Почему он считался в 60-е годы человеком, который наш советский шестидесятнический кинематограф... Он был его флагманом.. Потому что он то время точнее всех передал по ощущениям именно время. Складывается это, наверно, из массы всего. Но вот этот документализм – он из вкуса. Поэтому иногда ощущение, что это не игровое кино, а документальное, где люди говорят те фразы, которые ты должен услышать»3  - говорит о Марлене Хуциеве Дмитрий Месхиев.

«Обдумывая, что же я делаю, я вывел некую  теоретическую позицию своих  режиссерских пристрастий. Я это  назвал «пафос факта». Что такое  пафос факта? Если пафос такой  – на ходулях… А вот в сочетании с событием вытекает какое-то серьезный эмоциональный отклик»4. Так сформулировал свое творческое кредо Марлен Мартынович Хуциев.

Высокая лиричность, психологическая достоверность, внимание к внутреннему миру, внутренней жизни героев – отличают фильмы этого мастера. Каждая новая картина М. Хуциева становилась событием не только кинематографической, но часто и общественной жизни. Фильмы Хуциева – это особый мир, иное мировосприятие, другой взгляд на действительность. Мастер уникального дарования, создавший необычайные по выразительности образы, он дарит нам своих легких, органичных героев и  уже не один десяток лет киноведы и кинокритики занимаются анализом его фильмов, ищут секрет их обаяния и долголетия. А зрители воспринимают их так, словно они сделаны сегодня.

Основной  темой творчества М. Хуциева можно  назвать – это стремление людей  к взаимопониманию, даже в самых  драматических ситуациях он заставляет верить в жизнь, в доброту людей. Его творчество отражает замечательные  человеческие качества: доброту, терпимость, сочувствие к ближнему, любовь к Родине, тревогу за ее судьбу. Он отражает важнейшие черты окружающей жизни.

Марлен  Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в городе Тбилиси. Отец – Хуциев Мартын Леванович (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. Мать – Утенелишвили Нина Михайловна (1905-1957), актриса. Супруга – Соловьева Ирина Семеновна, закончила ВГИК, была членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Сын – Хуциев Игорь Марленович, окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова. Внучка – Хуциева Нина, окончила китайское отделение МГУ имени М.В.Ломоносова. Сестра – Хуциева Ирина, инженер-строитель.

После школы Марлен захотел поступить в Академию художеств, но не смог пройти конкурс. Но уже 1944 году стал работать на Тбилисской киностудии помощником художника комбинированных съемок.  
В 1945 году Марлен поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Его однокурсниками были
А.Алов, В.Наумов, Ю.Озеров, Ф.Миронер и другие. 1950 году, Хуциев дебютирует как режиссер. Его первый фильм – дипломная работа – «Градостроители». 
 
В 1955 году кинорежиссер Борис Барнет, у которого Хуциев проходил практику, еще будучи студентом, пригласил его вторым режиссером на фильм «Ляна».

В 1955-1958 годах Марлен Мартынович работал режиссером на Одесской киностудии, затем был ассистентом режиссера на киностудии им.Горького. С 1965 года Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм».

Вместе  Г. Климовым и Г. Лавровым Хуциев закончил фильм «И все-таки я верю» (1967), который  не успел завершить М.И. Ромм.

В картинах «Интервенция», «Гори, гори, моя звезда»  и др. Хуциев снимался как актер.

Свое  место среди других художников Хуциев считал несколько своеобразным. Он высказался так: «У меня ощущение, что  я остался позади, что другие меня опередили. И это лишает меня сна»5. Можно лишь строить предположения, насколько на это ощущение повлияла история с «Заставой Ильича», в какую сторону устремилась бы его творческая мысль, если бы не хрущевская критика на встрече в Кремле. Возможно, состоялся бы долго вынашиваемый им фильм о Пушкине, о котором он размышлял и во время пребывания в Праге, пояснив, что одна красота напомнила ему о другой красоте.

«Мой  способ существования в кино —  через окно достоверности выйти  на простор образа. Студентам повторяю: образ — главное. Но он не должен шибать в нос.» 6- говорит он.

Его любимые  иностранные режиссеры: Федерико Феллини, который был ему ближе, чем  Микеланджело Антониони, из чьих фильмов  он больше всего ценил «Затмение». Затем французы (прежде всего Трюффо), итальянцы (Джерми и Де Сику с «Похитителями велосипедов») и поляки (Вайда, Кавалерович). Среди республиканского кино он отметил успехи грузин, но любимыми авторами назвал Тарковского, Таланкина, Алова, Наумова, Савченко.

Кроме режиссуры Хуциев часто выступал как автор или соавтор сценариев, в том числе и многих своих  фильмов. Кроме того, он поставил спектакль  «Случай в Виши» в театре «Современник» (1967, возобновлен в 1986), а также  пьесу «Визит к больному палаты №16», написанную им совместно с сыном. Работал Хуциев и как актер, снявшись в нескольких фильмах.

Свою  творческую карьеру Марлен Мартынович успешно совмещает с педагогической деятельностью. С 1978 года он преподает во ВГИКе, выпустил пять режиссерских мастерских. Многие его ученики сегодня активно работают в кино и на телевидении. Профессор М. Хуциев заведует во ВГИКе кафедрой режиссуры художественного фильма. Среди его учеников очень много талантливых людей. У них по- разному складывается судьба: у одних более успешно, у другие - менее. Но их наставник, по его собственному признанию, пытается даже не учить, но ориентировать, внушать, что они не должны делать ничего гадкого и пошлого.

Когда Хуциев набрал свою мастерскую, это  было не просто событие, а ощущение какого-то значительного, решающего  шага. Мастер придет, и его ученики  не просто обновят, а создадут фактически новый кинематограф. Вероятно, с  этим связывалось ощущение от мастерских Ромма и Довженко, ученики которых действительно обновили наш кинематограф. Но Хуциев был из мастерской Савченко, и он, скорее, опирался на культуру и традицию, хотя конечно, он в свою очередь обновил кинематограф 60-х, он дал ему дыхание. Неясно было, какими станут его ученики. Они оказались абсолютно разными. Там был и Дмитрий Месхиев, и Василий Пичул, который спустя всего несколько лет гремел со своей картиной «Маленькая Вера», а тогда спорили о его дебютной ленте «Вы чье, старичье?».

Профессор Хуциев также является президентом  Гильдии кинорежиссеров России, президентом  Международного правозащитного кинофестиваля  «Сталкер», действительным членом Российской Академии гуманитарных наук, почетным членом Российской академии художеств и т.д. Он неоднократно избирался секретарем Союза кинематографистов СССР.  
 
Марлен Хуциев – Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и РФ, лауреат премий «Золотой Овен», «Триумф» и «Ника», обладатель приза города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», премии мэрии Москвы за уникальный вклад в развитие культуры, Национальной премии в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь». Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, «Знак Почета» и другими орденами и медалями.

О творчестве М. Хуциева широко писала отечественная  и зарубежная пресса. Кроме периодики, оно освещено и в многочисленных изданиях. Вот далеко не полных их перечень: "Молодые режиссеры советского кино" (М., 1962), В. Демин "Фильм без  интриги" (М., 1965), Н. Зоркая "Портреты" (М., 1965), В. Шукшин "Нравственность есть правда" (М., 1979), М. Черненко "Марлен Хуциев" (М., 1988), Л. Аннинский "Шестидесятники и мы" (М., 1991), "Киноведческий  записки" (№ 14, 1992), "Кинематограф оттепели" (М., 1995). 
 

 

Глава 1. «Непредсказуемая прелесть бытия»7  в фильмах Марлена Хуциева конца 50х–начала 60 х годов.

С самых  первых работ режиссёра стала  заметна его необычайная чуткость к настроению дня. Его фильмы отличает  неподдельный бытовизм, но бытовизм лирический и романтический. В своих картинах периода конца 50-х–начала 60 -х годов  ( «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Фёдора»( 1959), «Мне двадцать лет» (1964) он необыкновенно точно отобразил идеалистические настроения того периода.

Работой, которая принесла Хуциеву признание кинозрителей и мастеров отечественной режиссуры, стала "Весна на Заречной улице", которую он снял вместе с однокурсником Феликсом Миронером. Фильм отличает поэтичность, тонкое сопереживание героям. В картине  нет пафоса и морализаторства.

В 1954 году ВГИКовец Феликс Миронер написал одноактную пьесу о сталеварах. Во время практике на Одесской киностудии, он переделал рукопись в киносценарий. Он понравился и фильм тут же решились снимать. Режиссёрами «Весны на Заречной улице» были утверждены Феликс Миронер и ещё один выпускник ВГИКа Марлен Хуциев.

«Первый фильм – это всегда очень важно, – говорит Хуциев. – „Весна на Заречной улице“ – это, пожалуй, моя единственная картина, которая была сделана легко. Собралась очень дружная группа. Сценарий принадлежал Феликсу Миронеру, с которым мы жили в одной комнате в общежитии ВГИКа и вместе много писали. Снимали операторы Пётр Тодоровский и Радомир Василевский, – очень молодые, отчаянные, увлечённые. А время было замечательное – всё было как-то легко.

Мы собрались  этой командой, и в Одессу нас  позвал весьма своеобразный и, несмотря на сложный характер, замечательный  человек Александр Валентинович Горский, знавший нашу мастерскую, мастерскую Игоря Савченко, ещё по практике на Киевской киностудии, где он был  директором. Горский как-то повздорил  с Хрущёвым, тот снял его с этой должности и отправил в Одессу. В ссылку. Как Пушкина. А в Одессе в то время была даже не студия, а  кинофабрика, база. И возрождать студию Горский пригласил нас».8

Во многом удачный выбор актёров определяет успех всего фильма в целом.

Николая Рыбникова в роли Саши Савченко из-за неудачной пробы утвердили не сразу. Кинематографическое начальство настаивало на другом актёре, более высоком и плечистом. Хуциев стоял на своём.

В роли учительницы Татьяны Сергеевны  снялась Нина Иванова. В кино она  дебютировала в десятилетнем возрасте, сыграв в военной картине «Жила-была девочка» (1944).

Геннадий  Юхтин сыграл инженера Крушенкова, к которому Савченко приревновал «свою» Татьяну.

В фильме есть эпизод, где электровоз въезжает в мартеновский цех. Но это огромное помещение было не возможно осветить? Но съёмочной группе удалось убедить сталеваров и они согласились открыть все 10 печей для съёмок этого эпизода.

 «Весну на Заречной улице» снимали два года. Зритель увидел картину в 1956-м. «Весна…» цензура не увидела в картине ничего крамольного.

Как только фильм вышел на экраны реплики  героев тут же разошлись на цитаты. В 1957 году на фестивале молодёжи и студентов в Москве «Весна на Заречной улице» получила приз.

Причёску  учительницы Татьяны Сергеевны  – знаменитый завиток у виска  – нарекли «локоном страсти». Модницы  жгли волосы, чтобы только его повторить. Они не знали, что у актрисы  Нины Ивановой, сыгравшей эту роль, непослушные кудряшки от природы. «Татьяна Сергеевна в „Весне“ была так  красива потому, что камера смотрела на неё влюблёнными глазами оператора  Радомира Василевского», – говорили создатели картины.

Через много лет после выхода фильма на экраны была снята документальная лента «Возвращение в весну», рассказывающая о том, где и как в своё время зарождалась «Весна на Заречной улице».

Однажды Марлен Хуциев приезжал в Запорожье на творческий вечер. И когда в заводском Доме культуры зазвучали слова песни – «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя…» – все присутствующие поднялись и Марлен Мартынович не смог сдержать слёз…

Марлену Хуциеву всегда была близки и важны проблемы молодого поколения. После «Заречной улицы» ему захотелось снять фильм о трех друзьях, которые живут в районе Заставы Ильича. Появляется тема ответственности живых перед теми, кто погиб на фронтах Великой Отечественной.

Судьбы  трех друзей не изобилуют событиями. Взята повседневность, где все  житейски обыденно – встречи, разговоры, работа, первые проблески чувства.

«Все  три героя, каждый по-своему, выражали моё тогдашнее состояние, характер, отношение к жизни, – говорит Хуциев. – У меня в ту пору как раз родился сын, и я тоже бегал с молочными бутылками, как Иван. Я мечтал быть таким же, как Колька, раскованным, смелым, способным с ходу вмешаться в разговор, завязать знакомство. И я, подобно Сергею, тоже мучился вопросами, как жить…»9

Неожиданно  для Хуциева работа с Миронером не заладилась, и в сентябре 1960 года он привлёк к сотрудничеству Геннадия Шпаликова, студента сценарного факультета ВГИКа. Шпаликов являлся ровесником героев и за короткое время успел многое привнести в сценарий.

Первоначально планировалось, что «Заставу Ильича»  будет снимать Пётр Тодоровский. Но он в ту пору как раз занялся  режиссурой, готовился ставить «Верность». И тогда в группу пришла Маргарита  Пилихина, с которой Марлен был знаком ещё по институту.

Теперь  об актёрах. Валентина Попова Хуциев заприметил очень давно, когда работал  ассистентом режиссёра. Ехали в  пионерский лагерь искать ребят, и вдруг  в машину сел «потрясающе обаятельный  парень» – в ту пору артист народного  театра ЗиЛ Валя Попов. Хуциев пригласил его на роль Сергея Журавлёва.

Николая Губенко (Фокин) Хуциев также знал довольно давно, с той поры, когда начинающий артист очень темпераментно сыграл на студенческом экзамене сцену из «Разбойников» Шиллера.

Небольшая заминка была лишь с третьим героем – в сценарии его звали Иваном. Режиссёру приводили «типичных  Иванов» – медлительных, могучих, мускулистых. А нужен был худой  паренёк с тонкой шеей – юный папаша, которому ещё самому впору  гонять в футбол во дворе. И такого артиста Хуциев увидел в одном  из спектаклей «Современника» – он был худ, юн и одет в лыжные малиновые  штаны. Артиста звали Славой Любшиным. Попадание было настолько точным, что героя переименовали в Славу.

Исполнительницу роли Ани искали дольше других. Когда  уже начались съёмки, утвердили Марианну Вертинскую.

Итак, кто  же они, герои «Заставы Ильича»?

Отслуживший в армии Сергей Журавлёв работает на ТЭЦ, учится в вечернем институте, ведёт общественную работу. Приходит время, и он начинает задумываться о  смысле жизни. Как ни существенна  история Сергея, его любви к  Ане – девушке «другого круга», – ещё существеннее сам факт его начавшегося раздумья.

Колька  Фокин – острослов, покоритель сердец. В тройственном союзе ему принадлежит  жизнелюбивое, богемное начало. Социальное положение Кольки сильно изменилось на пути от сценария к фильму. В сценарии Фокин – шофёр, а в «Заставе Ильича» он работает в вычислительном центре.

Славка  Костиков, кажется, самый обыкновенный и самый определившийся из друзей. Строитель-экскаваторщик, он бомбит чугунным ядром отслужившие свой срок развалюхи. Славка женат, имеет ребёнка, получил жильё и вообще «врастает в быт со страшной силой». Рядом со Славой – его супруга Люся, маленькая и прозаичная. Слава – вечно угнетённый, всегда виноватый, постоянно в метаниях между протестом и покорностью.

«Застава  Ильича» – фильм столь же лирический, сколь и гражданственный. Как  точно замечает киновед Т. Хлоплянкина, «высокие слова о любви к Родине, об ответственности за её судьбу срываются с уст героев так же естественно и искренне, как любовные признания. По-видимому, Хуциев очень точно уловил момент гармонии между личностью и государством который наступил в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов. Из их разговоров, споров, размолвок, свиданий, маленьких и больших событий, составлявших сюжет фильма, складывался постепенно портрет поколения, которое хочется назвать проснувшимся».10

Съёмки  «Заставы Ильича» начались 1 мая 1961 года, когда ещё не все актёры были утверждены на роли. Уходила «натура» – та самая первомайская демонстрация, которая играет такую важную роль в сюжете фильма. В праздничном  потоке впервые встали перед кинокамерой  три главных героя «Заставы Ильича».

Марианны  Вертинской ещё не было. Нашли какую-то девочку – благо, костюм был уже  решён – и сняли несколько  кадров. Например, пробеги мимо «Детского  мира». По замыслу Сергей и Аня  должны были идти «в лицо». Но героини  не было, поэтому возникла идея, будто  они где-то на Красной площади  потеряли друг друга. Сергей шёл один, кричал, махал рукой. Так были сняты  отдельные кадры. То, чего не хватало досняли уже в августе на Новокировском проспекте, когда Москва встречала Германа Титова.

Днём  снимали, а по ночам Хуциев, Пилихина и её ассистент (Рита – за рулём) – колесили по Москве, чтобы определить улицы, по которым следующей ночью пойдёт Сергей и где будут мигать светофоры…

У фильма было множество друзей. На премьере в Доме кинематографистов Хуциев долго и увлечённо рассказывал про инспектора ГАИ Николая Степановича Захарченко, который помогал группе работать на улицах, заполненных транспортом. Однажды пришлось перекрыть на несколько минут Садовое кольцо, после чего автомобильная пробка рассасывалась часа три. Вклад инспектора в общее дело был настолько велик, что режиссёр вставил имя Захарченко в титры (в списке действующих лиц есть титр «Друг – Н. Захарченко»).

В своих  фильмах Хуциев часто использует случайные наблюдения, впечатления, всплывающие в памяти. Не стал исключением  и фильм «Застава Ильича». «Однажды, уже давно, мы украшали дома ёлку, а  на проигрывателе была „Аве Мария“ Шуберта, которую я тогда часто  слушал, – рассказывал режиссёр. – И вот я почему-то взял горящую свечу и поставил её на пластинку. Было темно, пластинка крутилась, свеча горела… А потом я это вспомнил – и воспроизвёл в „Заставе Ильича“, в той сцене, где танцуют».

Изначально  «Застава Ильича» создавалась в одной серии, но картина стала разрастаться. Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР, узаконила две серии. Она очень точно заметила, что второй серии не хватает кульминационного момента, который есть в первой (Первомайская демонстрация). Хуциев решил снять вечер поэтов в Политехническом музее.

Конец 50-х – начало 60-х годов –  это новый взрыв документальности в кино. Снимали реальные лица, то, как люди одеты, как они себя чувствуют, как они себя ощущают. Но у каждого  художника подход к этому был  свой. Хуциев снимал очень долго, у  него были долгие планы, он как бы дожидался  того момента, когда люди забывали о  том, что на них смотрит камера.

Зритель видит  свободное движение людей, которые общаются друг с другом. Он снимает состояние общения, а  не движущиеся ряды, не лозунги, плакаты, рисунки, шары. Хуциев показывает то, что  их привело на эту демонстрацию. Показывает не идеологический смысл, а  то, что люди встречаются, разговаривают, общаются.

О вечере поэзии Марлен Хуциев вспоминает так: «Я случайно попал на дискуссию о  современной молодежи. Шел мимо Политехнического (я жил на Покровке), увидел эту афишу. Как добросовестный художник я решил: пойду-ка я послушаю, что говорят о молодежи. Я попал в зал Политехнического на эту дискуссию, но дискуссия для меня не имела никакого значения: вот этот зал, исторический зал, где Маяковский… А в зале негде было спрятать ни приборы, ничего. Тогда мне пришла в голову мысль поставить приборы открыто и сделать вид, что этот вечер снимают документалисты.»

Но случилось  непредвиденное. «Массовка» желала слушать  стихи и гнала из проходов кинематографистов: мол, не мешайте читать поэтам! У  входа стояла толпа, через которую  трудно было пробиться режиссёру  и актёрам.

«Такой  ажиотаж был вокруг этой съемки, что меня в какой-то момент не пускали. Я иду на съемку служебным входом, говорю, я режиссер этой картины. Нет. Режиссер был тощ, худ, и абсолютно  невзрачен, ни капли солидности. Вот  я сейчас ее приобрел, а тогда  кроме профиля и большого носа – ничего. Они стоят, комсомольские  заслоны: "Нет, ничего не знаем"».11

«Вечер  поэтов» в фильме длится две или  три части, но смотрится на одном  дыхании. Со сцены вдохновенно читают стихи А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Г. Поженян, Р. Казакова, Б. Окуджава, М. Светлов, Б. Слуцкий… 

В другой сцене Хуциев собрал весь цвет тогдашнего ВГИКа, ту молодую элиту, которая  снимала или собиралась снимать  кино, которое должно было обновить наш кинематограф. Тарковский уже  снимает  "Иваново детство", Рязанцева создаёт своим первые сценарии. Кончаловский уже снял дипломную  работу «Мальчик и голубь».

Марлен  Хуциев: «Андрей Тарковский какое-то время был у меня на практике, ну и остальных вгиковцев я наблюдал. И на них была написана сцена. Когда я назвал, кто мне нужен, то мне сказали мои помощники, ну что Вы, они же не актеры, зачем. Пришли молодые артисты – из театральных училищ, их собрали, им дали тексты. Один сказал: "А я не пью". Или кто-то говорит: "Мне и так весело". И они стали играть каждую реплику, как самое главное. Потом мы начали такую же читку со всеми теми, кто предполагался. И все совершенно по-другому пошло, все заиграло».

Каждый  из героев ощущал себя причастным к происходящему. Может быть поэтому, была так важна эта сцена. Хуциев ищет это состояние. Ему дорога и спонтанность тех разговоров, которые идут в этой же сцене. Позднее, в «Июльском дожде», он покажет омертвение таких вечеринок, которые постепенно переходят в ритуал.

После первых просмотров «Заставу Ильича» хвалили не только сверстники Хуциева, но и старшие его товарищи. Писатель Виктор Некрасов отмечал: «Я не боюсь преувеличений: картина эта – большое событие в нашем искусстве, очень большое. Смотревший её одновременно со мной Анджей Вайда после просмотра сказал, что подобного фильма он ещё не видел (думаю, что Вайда на своём веку кое-что всё-таки посмотрел)».

Михаил  Ильич Ромм после просмотра вышел  в коридор, долго курил, молчал, потом  сказал: «Марлен, вы оправдали свою жизнь…» (Хуциев считает эту короткую фразу Ромма самой высокой оценкой своего труда.)

Ничто не предвещало беды, но тут на «Заставу Ильича» обрушился генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв. В марте 1963 года в Свердловском зале Кремля на встрече с деятелями литературы и искусства он, в частности, сказал: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма – трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательном молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!»

В мае 1963 года судьба «Заставы Ильича» висела на волоске. Из фильма потребовали убрать эпизод «Литературный вечер в  Политехническом музее». Сократить  сцену в музее Пушкина. Пересмотреть диалоги в двух эпизодах, где ведутся  беседы товарищей (сцена у больного Сергея и сцена около станции  метро), снять ноты скептицизма в  настроениях молодых людей…