Творчество в деятельности преподавателя психологии

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЕНД 
 

К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

По дисциплине «Методика преподавания психологии»

Творчество  в деятельности преподавателя  психологии 

                                                        Выполнил: студент 6 курса

                                                       заочной формы обучения, 

                                    группы 602сПС

                                                           Козлова Надежда Викторовна

                                                                  Проверил: канд.псих.наук, доцент

                                                         Пронин Михаил Васильевич 
 
 

Старый  Оскол - 2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………….……………..3

  1. Личностные качества педагога в структуре

    педагогической деятельности…………………………………….……….6

  1. Исследование творческого потенциала преподавателя психологии

    в научной  литературе………………………………………….…….........12

Заключение……...……………………………………………………..................19

Источники и литература…………………………...……………..……………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Профессия учителя,  педагога,  как  и  профессия  врача,  -  одна  из древнейших.  В   ней   аккумулирован   тысячелетний   опыт   преемственности поколений.       Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те ил другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Прежде всего, отмечаются «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

     Педагог  –  это  связующее  звено  между  поколениями,  носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность  народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом  обусловлены  ролью школы – учителя. В  меняющемся  мире  профессий,  общее  количество  которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога)  остаётся неизменной,  хотя   её   содержание,   условия   труда,   количественный   и качественный состав меняются.

       Выступая  как  индивидуальный  субъект  педагогической  деятельности,

педагог в то же время представляет собой  общественный  субъект  –  носитель общественных знаний и ценностей. В  силу этого  в  субъектной  характеристике педагога  всегда  соединяются  аксиологическая  (ценностная)  и  когнитивная (знаниевая)  плоскости.  При  этом  вторая   включает   также   два   плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания.  Являясь  индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой  личность во  всём  многообразии индивидуально-психологических, поведенческих  и коммуникативных качеств.

     Для того, чтобы внутренне соответствовать  современной действительности, педагог  должен не просто адаптироваться  к новой ситуации, но и быть  способным изменить её, изменяясь  и развиваясь, при этом, сам. Поэтому особый интерес вызывают исследования, посвященные активной творческой личности, механизму творческого мышления.

     Актуальность исследования творческого потенциала, креативности преподавателя высшей школы очевидна по целому ряду причин:  
1. Недостаточная теоретическая разработка вопросов, касающихся самого понятия «креативность», процесса формирования креативности, а также структуры творческого потенциала педагога;

2. Острая  необходимость формирования креативности  новых педагогических кадров, свободных  и инициативных, так как только  творческий педагог может воспитать  творческого ученика. 

     Важность проблемы формирования  креативности преподавателя высшей  школы определяется рядом значений:

- социальным, так как формируется не просто  новый человек с особым складом  мышления, способный к радикальным  изменениям и преобразованиям,  а педагог новой формации  - педагог-новатор; 

- научным,  так как служит средством познания  творческих способностей в области  интеллектуальной и социальной  креативности;  
- практическим, так как возможно применение новых технологий для непосредственного развития креативности.

     С учетом вышесказанного была определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии».

     Цель исследования: выявить и раскрыть условия и пути развития профессионального творчества преподавателей психологии.

     Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

     Предмет исследования: профессиональная деятельность преподавателей психологии.

     Обозначенные тема и цель исследования обусловили решение следующих задач:

    1. Рассмотреть творчество как предмет научного знания;
    2. Осуществить историко-педагогический анализ проблемы.

     Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что на развитие профессионального творчества преподавателя психологии существенное влияние оказывает структура, содержание, место преподаваемой им науки в системе учебных дисциплин. Эффективность данного процесса в значительной степени предопределяется условиями, учитывающими взгляд современной науки на творчество, как на сложный процесс, который не исчерпывается какой-либо одной стороной, а существует как синтез различных сфер человеческого сознания, тесно связанный со свойствами личности.

Для решения  поставленной проблемы был использован комплекс методов:

    1. Анализ философской и психолого-педагогической литературы;
    2. Изучение официальных документальных источников, концепций, программ;
    3. Обобщение передового опыта;
    4. Педагогическое наблюдение и самонаблюдение.

     Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух теоретических глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 

  1. Личностные  качества педагога в структуре педагогической деятельности
 

     Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, то есть пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

     К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет [1, 45].

     Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека».

     Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входят: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются:

 а)  когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности;

б) эмоциональный  аспект.

     Согласно К.К. Платонову, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур: «4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности включает темперамент, возрастные, половые... свойства, которые формируются путем повторения (тренировки); 3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я, высшая, в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания» [4, 123].

     Педагогическая функция – предписанное педагогу  направление  применения профессиональных  знаний  и  умений.   Главными   направлениями   приложения педагогических усилий являются обучение, образование,  воспитание,  развитие и  воспитание  учащихся.  В  каждом  из  них  учитель  выполняет   множество конкретных действий,  так  что  функции  его  часто  спрятаны  и  не  всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление  процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

     Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить  процессами

воспитания  призван учитель. И чем он отчётливее понимает  эту  свою  главную функцию, тем больше  самостоятельности,  инициативы,  свободы  предоставляет своим ученикам.

    Ещё Сократ называл профессиональных  педагогов  «акушерами  мысли»,  его учение  о  педагогическом  мастерстве  носит  название  «майэвтика»,  что  в

переводе  означает «повивальное искусство». Не  сообщать  готовые  истины,  а помочь  родиться  мысли   в   голове   ученика   обязан   знающий   педагог.

Следовательно,  сердцевина педагогического труда  в  управлении  всеми  теми процессами, которые сопровождаю становление человека.

    Первая функция педагога  –   целеполагание.  Цель  это  ключевой  фактор

педагогической  деятельности,  она  идеально  предвосхищает   и   направляет

движение  общего труда учителя и его  учеников  к  их  общему  же  результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы  координировать действия по лини совпадения цель – результат, сводя  к  минимуму  неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности  и  непредсказуемости  поведения участников   педагогической   системы.   Управление    процессом    обучения основывается на знании учащихся: уровне их  подготовленности,  возможностей, воспитанности,  развития.  Это  достигается  диагностированием.  Без  знания особенностей  физического  и  психического  развития  учащихся,  уровня   их умственной и нравственной воспитанности  нельзя  осуществить  ни  правильной постановки цели, ни выбрать средства её достижения.

    В неразрывной связи с диагностированием  осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении педагога предвидеть результаты своей деятельности  в имеющихся конкретных условиях и  определить  стратегию  своей  деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного  количества и качества.

    Проективная  функция  учителя   заключается  в  конструировании   модели

предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в  заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении  конкретных  этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач,  определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.

    Диагностика, прогнозирование и  планирование –  педагогические  функции, выполняемые  преподавателями  на  подготовительном  этапе  каждого   проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

    На   следующем   этапе   реализации   намерений    учитель    выполняет

информационную, организационную,  оценочную,  контрольную  и  корректирующую функции.

    Организационная деятельность учителя  связана в основном  с  вовлечением учащихся  в  намеченную  работу,  сотрудничеством  с   ними   в   достижении намеченной цели.

    Сущность информационной функции   такова:  учитель  –  главный   источник информации для  обучаемых.  Он  знает  всё  обо  всём,  а  своим  предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

    Контрольная, оценочная и коррекционная  функции, объединяемые  иногда  в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания  действенных  стимулов, благодаря которым будет развиваться  процесс,  и  в  нём  будут  происходить намеченные изменения. При контроле, оценке качества протекания  процесса  не только выпукло  проявляются достижения учащихся, но и  становятся  понятными причины  неудач,  срывов,  недоработок.   Собранная   информация   позволяет скорректировать   протекание   процесса,   вводить   действенные    стимулы, использовать эффективные средства [6, 161].

    На завершающем этапе любого  педагогического проекта  учитель   выполняет аналитическую  функцию,  главным   содержанием   которой   является   анализ завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной,  где  и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и так далее.     Многообразие  функций,  выполняемых учителем,  привносит в его труд компоненты многих специальностей –  от  актёра,  режиссёра  и  менеджера  до аналитика, исследователя и селекционера.

     Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве и на развитие в дальнейшем личностного языкового тезауруса, интеллекта и статуса.

     При разработке данного принципа представляется необходимым обращение к вопросам педагогического творчества как к источнику обогащения и развития разрабатываемой нами концепции языкового образовательного пространства.

     В психологии педагогическая деятельность рассматривается как длительно существующий комплекс профессиональных требований, которые предъявляются к тому, кто выбирает данный вид деятельности. Совокупность взаимосвязанных заданий, типичных для него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную структуру.

     Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание — ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формирование  креативности преподавателя  психологии

 
     Формирование креативности преподавателя психологии высшей школы в системе непрерывного образовании определяется социальной и практической значимостью проблемы самосовершенствования творческой личности педагога и его самоактуализации в профессиональной деятельности.  
На современном этапе развития общества в условиях структурной перестройки и совершенствования содержания системы высшего педагогического образования в Российской Федерации возникает необходимость активного поиска новых резервов качественной подготовки специалистов, в том числе преподавателей, их профессиональной компетентности и личностной зрелости. Социальный заказ современного общества - развитие творческой личности - практически не выполняется, а если и предпринимаются отдельные попытки в этом направлении, то они, как правило, наталкиваются на «глухую стену» непонимания или недопонимания всей важности и актуальности обозначенной проблемы. Обострились старые противоречия, появились новые, обусловленные потребностью сделать инновационную школу более гуманной и привлекательной, в то время как массовая школа остается преимущественно авторитарной, формирующей конформистски ориентированную личность, не создающей условия для творческого проявления личности и обучаемого, и педагога [7, 49].

    Современные социально-экономические условия и указанные противоречия убеждают в необходимости реформирования сложившейся концепции массово-репродуктивного педагогического образования в концепцию индивидуально-творческого подхода к подготовке студента - будущего учителя, способного к творческому саморазвитию. Переход к педагогической ценности саморазвития студента и преподавателя - вот формула новой, зарождающейся сегодня педагогики высшей школы. Именно в студенческом возрасте проявляется способность к рефлексии - знанию о границе собственных знаний и умению выходить за эти границы.  
Все это предполагает поиск нового содержания и организационных форм образования педагога в системе непрерывного образования, придавая особое значение его методологической составляющей, важнейшими компонентами которой являются развитое творческое воображение и способность к его саморазвитию.  
     Требования, которые предъявляются личностью и обществом к результатам образования, определили необходимость кардинальных перемен, как в содержании образования, так и в педагогических технологиях.  
Эти требования и цели реализуются в креативном подходе, осуществляемом в высшем профессиональном образовании, - в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей как у студентов, так и у педагогов. Основная цель креативной системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Вполне понятно, что выполнить подобную задачу, несомненно, - государственной важности - под силу лишь креативным педагогам с достаточно развитым собственным творческим потенциалом. Проведенные же исследования со всей очевидностью подтверждают, что далеко не каждый современный преподаватель готов, на сегодняшний день, к выполнению такой задачи. Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки преподавателя нового типа, способного эффективно и продуктивно работать в постоянно изменяющихся условиях. Педагогу сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе [7, 52].

     Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций; формировать цели обучения и воспитания студентов (слушателей) с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений обучаемых в изучении отдельных вопросов и дисциплин, а также в других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса; реализовывать личностно-ориентированный подход к обучаемому на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведения; планировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности педагога способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения закономерностей формирования креативности в период творческой зрелости специалиста обусловлена тем, что, во-первых, она определяет продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовой детерминантой профессионального творчества, в-третьих, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере и, в-четвертых, обусловливает адаптивные возможности организма, как физиологической системы, к специфическим особенностям педагогической деятельности [3, 297].

     В настоящее время креативность, в значительной мере, выступает своеобразным механизмом адаптации личности педагога к происходящим социальным переменам. Динамизм развития нашей страны в экономической и политической сферах вызвал существенные изменения в духовной жизни  
людей.  
     Гибкость и оригинальность мышления можно с полным основанием  
рассматривать в качестве факторов выживания личности в условиях современного развития общества, как необходимые качества при решении жизненно важных проблем и, прежде всего, в оценке собственного места в реальной жизни. Неустойчивость и отсутствие гарантий истинности сегодняшних социальных ценностей требуют от личности самобытной оценки происходящих событий. Важное педагогическое требование к креативному образовательному процессу - непрерывность, преемственность и включение студентов (слушателей) в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. Ведь именно им - сегодняшним студентам и аспирантам - завтра предстоит не только двигать вперед отечественную науку, но и самостоятельно осуществлять на практике руководство образовательным процессом в государстве российском. А как говорил еще В.О. Ключевский: «настоящий преподаватель - это тот, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает» [5, 307]. На сегодня же, особую актуальность приобретает вопрос: как преподает? Креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому студенту (слушателю) на любом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку. С точки зрения гуманистических позиций развития системы образования, как части социальной системы общества, главным является ориентация на развитие личности и освоение базовой гуманитарной культуры. Необходимость изучения проблемы креативности и её формирования в профессиональном образовании объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность во всех сферах производства и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ формирования и развития креативности в системе непрерывного образования.  
Современный образовательный процесс должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию духовных потенций личности. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения.     Помимо комплексного структурно-функционального анализа творческого потенциала изучались следующие аспекты проблем:

    1. психолого-педагогические основы творчества, развития;
    2. субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное;
    3. личностные корреляты креативности;
    4. развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры;
    5. диагностика креативности.

    

     Главной целью формирования креативности преподавателя психологии является обеспечение соответствия уровня креативности современного педагога потребностям личности и динамически изменяющейся профессиональной педагогической деятельности; подготовка специалиста-профессионала с высоким уровнем общей культуры, развитыми способностями к коммуникации, эмпатии и интуиции, стержневой характеристикой профессиональной компетентности которого является креативная направленность личности.

Основными методологическими подходами при  проектировании формирования креативности преподавателя психологии являются:

  • системно-функциональный подход, в соответствии с которым формирование креативности преподавателя высшей школы рассматривается как гибкая педагогическая подсистема системы подготовки специалистов социокультурной сферы, учитывающая динамику, тенденции и перспективу её развития;
  • интегративный подход, позволяющий, на уровне целевого компонента - согласовать достижение различных целей в рамках единого учебного процесса; на уровне содержательного и процессуального компонента - сформировать систему междисциплинарных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной компетентности и креативности преподавателя высшей школы;
  • личностно-ориентированный подход, направленный на развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателя высшей школы, определяющей эффективность его творческой деятельности [2, 19].

     Креативность, как особая многоуровневая личностная категория андрагогики, характеризующаяся диалектической трехмерностью её составляющих: процессуальной, результативной и личностной, является созидательным источником творческой педагогической деятельности преподавателя высшей школы и основой эффективной профессиональной адаптации. Развитие креативности способствует достижению преподавателем высшей школы высокого профессионализма, способствуя самоактуализации  
личности педагога. При этом, высокий уровень креативности обеспечивает более эффективную, успешную, продуктивную и продолжительную педагогическую творческую деятельность; кроме того, преподаватель не только адекватнее приспосабливается к системе непрерывного образования, но и сам активно участвует в её формировании, разработке и внедрении в практику.  
     Проектирование и реализация процесса формирования креативности в системе профессиональной подготовки преподавателя высшей школы опираются на совокупность общепедагогических и специфических принципов (гуманизации, преемственности, насыщенности, модульности).