Творчество в деятельности преподавателя психологии
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ЕНД
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По дисциплине «Методика преподавания психологии»
Творчество
в деятельности преподавателя
психологии
Старый Оскол - 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
- Личностные качества педагога в структуре
педагогической
деятельности…………………………………….………
- Исследование творческого потенциала преподавателя психологии
в научной
литературе………………………………………….…….
Заключение……...………………………………………
Источники
и литература…………………………...……………
Введение
Профессия учителя, педагога, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те ил другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Прежде всего, отмечаются «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы – учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности,
педагог в то же время представляет собой общественный субъект – носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всём многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
Для того, чтобы внутренне
Актуальность исследования творческого
потенциала, креативности преподавателя
высшей школы очевидна по целому ряду
причин:
1. Недостаточная теоретическая разработка
вопросов, касающихся самого понятия «креативность»,
процесса формирования креативности,
а также структуры творческого потенциала
педагога;
2. Острая
необходимость формирования
Важность проблемы
- социальным,
так как формируется не просто
новый человек с особым
- научным,
так как служит средством
- практическим, так как возможно применение
новых технологий для непосредственного
развития креативности.
С учетом вышесказанного была определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии».
Цель исследования: выявить и раскрыть условия и пути развития профессионального творчества преподавателей психологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: профессиональная деятельность преподавателей психологии.
Обозначенные тема и цель исследования обусловили решение следующих задач:
- Рассмотреть творчество как предмет научного знания;
- Осуществить историко-педагогический анализ проблемы.
Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что на развитие профессионального творчества преподавателя психологии существенное влияние оказывает структура, содержание, место преподаваемой им науки в системе учебных дисциплин. Эффективность данного процесса в значительной степени предопределяется условиями, учитывающими взгляд современной науки на творчество, как на сложный процесс, который не исчерпывается какой-либо одной стороной, а существует как синтез различных сфер человеческого сознания, тесно связанный со свойствами личности.
Для решения поставленной проблемы был использован комплекс методов:
- Анализ философской и психолого-педагогической литературы;
- Изучение официальных документальных источников, концепций, программ;
- Обобщение передового опыта;
- Педагогическое наблюдение и самонаблюдение.
Структура курсовой работы: курсовая работа
состоит из оглавления, введения, двух
теоретических глав, заключения и списка
использованной литературы.
- Личностные качества педагога в структуре педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, то есть пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет [1, 45].
Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека».
Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входят: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются:
а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности;
б) эмоциональный аспект.
Согласно К.К. Платонову, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур: «4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности включает темперамент, возрастные, половые... свойства, которые формируются путем повторения (тренировки); 3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я, высшая, в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания» [4, 123].
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами
воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам.
Ещё Сократ называл
переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог.
Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождаю становление человека.
Первая функция педагога – целеполагание. Цель это ключевой фактор
педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет
движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по лини совпадения цель – результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития учащихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства её достижения.
В неразрывной связи с
Проективная функция учителя
предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.
Диагностика, прогнозирование
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет
информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная деятельность
Сущность информационной
Контрольная, оценочная и
На завершающем этапе любого
педагогического проекта
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве и на развитие в дальнейшем личностного языкового тезауруса, интеллекта и статуса.
При разработке данного принципа представляется необходимым обращение к вопросам педагогического творчества как к источнику обогащения и развития разрабатываемой нами концепции языкового образовательного пространства.
В психологии педагогическая деятельность рассматривается как длительно существующий комплекс профессиональных требований, которые предъявляются к тому, кто выбирает данный вид деятельности. Совокупность взаимосвязанных заданий, типичных для него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную структуру.
Сущность педагогического творчества
чаще всего видят в сочетании умения действовать
самостоятельно и при этом адекватно в
неповторимых учебных ситуациях со способностью
осмысливать свою деятельность в свете
научно-теоретических педагогических
знаний, а также в определении правильной
меры соотношения автоматизированных
и неавтоматизированных компонентов.
Специфику педагогического творчества
видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный
характер: способствует взаимообогащению,
творческому сотрудничеству обучающего
и обучаемого. С одной стороны, непосредственное
участие педагога ведет к развертыванию,
протеканию и завершению познания обучаемого.
С другой стороны, он сам неизбежно осваивает
исторические этапы науки о мышлении,
познании, основные закономерности его
развития. При этом педагогическое самосознание
— ключ к решению многих задач, связанных
с наличием у педагога потребности в постоянном
самосовершенствовании.
- Формирование креативности преподавателя психологии
Формирование креативности
преподавателя психологии высшей школы
в системе непрерывного образовании определяется
социальной и практической значимостью
проблемы самосовершенствования творческой
личности педагога и его самоактуализации
в профессиональной деятельности.
На современном этапе развития общества
в условиях структурной перестройки и
совершенствования содержания системы
высшего педагогического образования
в Российской Федерации возникает необходимость
активного поиска новых резервов качественной
подготовки специалистов, в том числе
преподавателей, их профессиональной
компетентности и личностной зрелости.
Социальный заказ современного общества
- развитие творческой личности - практически
не выполняется, а если и предпринимаются
отдельные попытки в этом направлении,
то они, как правило, наталкиваются на
«глухую стену» непонимания или недопонимания
всей важности и актуальности обозначенной
проблемы. Обострились старые противоречия,
появились новые, обусловленные потребностью
сделать инновационную школу более гуманной
и привлекательной, в то время как массовая
школа остается преимущественно авторитарной,
формирующей конформистски ориентированную
личность, не создающей условия для творческого
проявления личности и обучаемого, и педагога
[7, 49].
Современные социально-экономические
условия и указанные противоречия убеждают
в необходимости реформирования сложившейся
концепции массово-репродуктивного педагогического
образования в концепцию индивидуально-творческого
подхода к подготовке студента - будущего
учителя, способного к творческому саморазвитию.
Переход к педагогической ценности саморазвития
студента и преподавателя - вот формула
новой, зарождающейся сегодня педагогики
высшей школы. Именно в студенческом возрасте
проявляется способность к рефлексии
- знанию о границе собственных знаний
и умению выходить за эти границы.
Все это предполагает поиск нового содержания
и организационных форм образования педагога
в системе непрерывного образования, придавая
особое значение его методологической
составляющей, важнейшими компонентами
которой являются развитое творческое
воображение и способность к его саморазвитию.
Требования, которые предъявляются
личностью и обществом к результатам образования,
определили необходимость кардинальных
перемен, как в содержании образования,
так и в педагогических технологиях.
Эти требования и цели реализуются в креативном
подходе, осуществляемом в высшем профессиональном
образовании, - в системе непрерывного
формирования творческого мышления и
развития творческих способностей как
у студентов, так и у педагогов. Основная
цель креативной системы образования
- пробудить в человеке творца и развить
в нем заложенный творческий потенциал.
Вполне понятно, что выполнить подобную
задачу, несомненно, - государственной
важности - под силу лишь креативным педагогам
с достаточно развитым собственным творческим
потенциалом. Проведенные же исследования
со всей очевидностью подтверждают, что
далеко не каждый современный преподаватель
готов, на сегодняшний день, к выполнению
такой задачи. Новая ситуация в обществе
и системе образования требует подготовки
преподавателя нового типа, способного
эффективно и продуктивно работать в постоянно
изменяющихся условиях. Педагогу сегодня
необходимо не только обладать высоким
уровнем общей культуры, психолого-педагогической
компетентностью, но и нетрадиционно подходить
к решению различных психолого-педагогических
ситуаций, организовывать свою деятельность
на творческой основе [7, 52].
Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций; формировать цели обучения и воспитания студентов (слушателей) с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений обучаемых в изучении отдельных вопросов и дисциплин, а также в других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса; реализовывать личностно-ориентированный подход к обучаемому на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведения; планировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности педагога способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения закономерностей формирования креативности в период творческой зрелости специалиста обусловлена тем, что, во-первых, она определяет продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовой детерминантой профессионального творчества, в-третьих, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере и, в-четвертых, обусловливает адаптивные возможности организма, как физиологической системы, к специфическим особенностям педагогической деятельности [3, 297].
В настоящее время креативность, в значительной
мере, выступает своеобразным механизмом
адаптации личности педагога к происходящим
социальным переменам. Динамизм развития
нашей страны в экономической и политической
сферах вызвал существенные изменения
в духовной жизни
людей.
Гибкость и оригинальность
мышления можно с полным основанием
рассматривать в качестве факторов выживания
личности в условиях современного развития
общества, как необходимые качества при
решении жизненно важных проблем и, прежде
всего, в оценке собственного места в реальной
жизни. Неустойчивость и отсутствие гарантий
истинности сегодняшних социальных ценностей
требуют от личности самобытной оценки
происходящих событий. Важное педагогическое
требование к креативному образовательному
процессу - непрерывность, преемственность
и включение студентов (слушателей) в активную
образовательную среду, в самостоятельное
управление творческим процессом. Ведь
именно им - сегодняшним студентам и аспирантам
- завтра предстоит не только двигать вперед
отечественную науку, но и самостоятельно
осуществлять на практике руководство
образовательным процессом в государстве
российском. А как говорил еще В.О. Ключевский:
«настоящий преподаватель - это тот, который
любит то, что преподает, и тех, кому преподает»
[5, 307]. На сегодня же, особую актуальность
приобретает вопрос: как преподает? Креативный
образовательный процесс предоставляет
возможность каждому студенту (слушателю)
на любом образовательном уровне не только
развить исходный творческий потенциал,
но и сформировать потребность в дальнейшем
самопознании, творческом саморазвитии,
сформировать объективную самооценку.
С точки зрения гуманистических позиций
развития системы образования, как части
социальной системы общества, главным
является ориентация на развитие личности
и освоение базовой гуманитарной культуры.
Необходимость изучения проблемы креативности
и её формирования в профессиональном
образовании объясняется, прежде всего,
возникшим противоречием между социальным
заказом общества на творческую личность
во всех сферах производства и недостаточной
разработанностью теоретико-методологических
основ формирования и развития креативности
в системе непрерывного образования.
Современный образовательный процесс
должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного
опыта, обеспечение относительной адаптированности
личности к социальной и природной сфере,
а также способствовать самореализации
и раскрытию духовных потенций личности.
Это, в свою очередь, требует пересмотра
содержания и технологий обучения.
Помимо комплексного структурно-функционального
анализа творческого потенциала изучались
следующие аспекты проблем:
- психолого-педагогические основы творчества, развития;
- субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное;
- личностные корреляты креативности;
- развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры;
- диагностика креативности.
Главной целью формирования креативности преподавателя психологии является обеспечение соответствия уровня креативности современного педагога потребностям личности и динамически изменяющейся профессиональной педагогической деятельности; подготовка специалиста-профессионала с высоким уровнем общей культуры, развитыми способностями к коммуникации, эмпатии и интуиции, стержневой характеристикой профессиональной компетентности которого является креативная направленность личности.
Основными
методологическими подходами
- системно-функциональный подход, в соответствии с которым формирование креативности преподавателя высшей школы рассматривается как гибкая педагогическая подсистема системы подготовки специалистов социокультурной сферы, учитывающая динамику, тенденции и перспективу её развития;
- интегративный подход, позволяющий, на уровне целевого компонента - согласовать достижение различных целей в рамках единого учебного процесса; на уровне содержательного и процессуального компонента - сформировать систему междисциплинарных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной компетентности и креативности преподавателя высшей школы;
- личностно-ориентированный подход, направленный на развитие профессионально-значимых личностных качеств преподавателя высшей школы, определяющей эффективность его творческой деятельности [2, 19].
Креативность, как особая многоуровневая
личностная категория андрагогики, характеризующаяся
диалектической трехмерностью её составляющих:
процессуальной, результативной и личностной,
является созидательным источником творческой
педагогической деятельности преподавателя
высшей школы и основой эффективной профессиональной
адаптации. Развитие креативности способствует
достижению преподавателем высшей школы
высокого профессионализма, способствуя
самоактуализации
личности педагога. При этом, высокий уровень
креативности обеспечивает более эффективную,
успешную, продуктивную и продолжительную
педагогическую творческую деятельность;
кроме того, преподаватель не только адекватнее
приспосабливается к системе непрерывного
образования, но и сам активно участвует
в её формировании, разработке и внедрении
в практику.
Проектирование и реализация
процесса формирования креативности в
системе профессиональной подготовки
преподавателя высшей школы опираются
на совокупность общепедагогических и
специфических принципов (гуманизации,
преемственности, насыщенности, модульности).