Творчество Винсента Ван Гога

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...2

Глава 1. Постимпрессионизм, как одно из направлений искусства XIX века…………………………………………………………………………4

    1. История развития импрессионизма и постимпрессионизма ……...4
    2. Основные характерные черты постимпрессионизма………………6
    3. Творчество художников – постимпрессионистов …........................7

Глава 2. Творчество Винсента Ван Гога ………………………...........13

    1. Начало творческого пути……………………………........................13
    2. Голландский период(1881-1886)………………………….………...14
    3. Парижский период (1886-1890)……………..........…………………15
    4. Поздний период творчества (1888-189)…………………………….17

Заключение………………………………………………………………20

Список источников………………………………………………………21

Приложения……………………………………………………………...22

 

Введение

   В XIX веке помимо  французской революции, так же революционные преобразования произошли во французской живописи. Возникала тяга к природе, ко всему естественному, стремление противопоставить академическому направлению чувства простые и непритязательные.

    В начале 70-х годов во Франции начала работать группа молодых художников, которые разработали законченную систему пленэра. Они вышли писать на открытый воздух и получили возможность запечатлевать, как будничный мотив преображается в лучах сверкающего солнца. В искусство вошла сиюминутность, мимолетность восприятия.

    Почти сразу после импрессионистов появляются постимпрессионисты. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные.

 

    Цель работы - исследовать творчество Винсента Ван Гога как одного из представителей постимпрессионизма.

 В соответствии с  этим были поставлены задачи:

- рассмотреть историю  развития импрессионизма и постимпрессионизма;

- изучить творчество основных  представителей постимпрессионизма;

- исследовать творчество  Ван Гога

Объектом исследования данной работы является – творчество Ван Гога.

    Предметом исследования выступает - постимпрессионистские течения.

 

 

 

Исследование темы - «Творчество Ван Гога как пример постимпрессионистской живописи конца XIX - начала XX вв» осуществлялось при помощи следующих методов:

- диалектический метод  - осуществление всестороннего познания  объекта и предмета исследования  данной работы;

- метод анализа и синтеза  - обособленный анализ составных  частей (творчество, полотна, картины  художников данного направления);

- аналитический метод  - проведение анализа творчества  художников данного направления;

- метод обобщения всех  полученных знаний по теме.

 

Основные источники:

1. Андреев Л.А. Импрессионизм.- М., 1998.

2. Ильина Т.В. История искусств.- М., 1999.

3. Стоун И. - Жажда жизни. - М., 1992.

 

Глава 1. Постимпрессионизм, как одно из направлений искусства XIX века

    1. История развития импрессионизма и постимпрессионизма

    На гребне идей  Французской революции во французском  искусстве происходят серьезные  изменения. Для многих деятелей  искусства реалистическое направление  перестает быть эталоном, и в  принципе отрицается само реалистическое  видение мира. Художники устали  от требований объективности  и типизации. Рождается новая,  субъективная художественная реальность. Теперь, важно не то, как все  видят мир, а то, как его видит определенный человек. На этой волне формируется одно из направлений искусства - импрессионизм.

 В начале 70-х гг. XIX в. во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске, которые заменили старые краски, готовившиеся вручную из масла и порошковых пигментов, художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. Работали они очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. В 1870-х гг. многие из этих художников потянулись в Париж. Это и были будущие «импрессионисты»

   Большое количество  разнообразных художников объединены  этим названием и у каждого  из них была своя манера  рисования. Так, в группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х - 1880-х годах. В своих работах художники передавали своё непосредственное впечатление от увиденного. Они по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе.

    Путь художников-импрессионистов  был лёгок. Сначала их не  признавали, пресса либо игнорировала  художников, либо издевалась над  ними; их живопись казалась слишком  смелой и необычной, над ними  смеялись. Никто не хотел покупать  их картин. Но они упорно шли  своим путём.

Художники не сразу приняли  название "импрессионисты", их стали  называть так после выставки в 1874 году, которая была открыта в Париже на бульваре Капуцинов. Это название родилось благодаря критику Луи Леруа[1]. Так называлась картина Клода Моне[2], показанная на выставке - «Впечатление. Восходящее солнце» (“Impression. Levant soleil”) (см. прилож. 1).

    Художники нового  направления не смешивали различные  краски на палитре, а писали  чистыми цветами. Кладя мазок  одной краски рядом с другой, они часто оставляли поверхность  картин шероховатой. Было подмечено,  что многие цвета становятся  более яркими по соседству  друг с другом. Этот прием получил  название эффекта контраста дополнительных  цветов.

    Во второй половине 1980-х годов возникают новые направления в искусстве, как реакция на импрессионизм, которые были названы термином постимпрессионизм  (фр. postimpressionisme, от лат. после импрессионизма). Этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай[3]. Художники - импрессионисты не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.

   Началом постимпрессионизма  принято считать середину 1880-х,  когда состоялась последняя выставка  импрессионистов, и был опубликован  Манифест символизма поэта Жана  Мореаса[4]. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма.

 

 

 

 

[1] Луи Леура (1812 — 1885) — французский журналист, драматург и гравер, известен тем, что ввёл в оборот термин «импрессионизм».

 [2] Оскар Клод Моне ( 1840 — 1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

[3] Роджер Элиот Фрай ( 1866 —1934) — английский художник и художественный критик, введший в обиход такое понятие, как постимпрессионизм.

[4]Жан Мориас (1856—1910) — французский поэт. Ему принадлежит и сам термин "символизм", получивший теоретическое обоснование в его "Манифесте символизма"

 

    1. Основные характерные черты постимпрессионизма

    С конца XIX - начала XX вв. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства. Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность, а стремились показать ее основные, закономерные элементы. Широкий спектр постимпрессионизма содержит зарождение взглядов на объективные закономерности живописи, изображение воображаемых процессов, примитивные источники нашего общества или поэтичность действительности.

   Художники, которых  в истории искусства именуют  постимпрессионистами, не были объединены  ни общей программой, ни общим  методом. Но их объединяла готовность  передавать в картинах не сиюминутные,  но длительные, сущностные состояния  жизни, как материальные, так и  духовные. Поиски шли различными  путями: это и пуантилизм[5], и символизм[6], и создание линейно-живописного строя стиля модерн, и проникновение в конструктивную основу предмета, и даже живопись, предвещавшая опыты экспрессионизма[7].

 

 

 

 

 

 

[5] Пуантилизм (франц. pointillisme, от point — "точка") — живописная манера, основанная на технике письма мелкими точечными мазками почти чистых красок.

 [6] Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х 

[7] Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905—1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов  или эмоционального состояния самого художника. 

    1. Творчество художников – постимпрессионистов

   В конце столетия  четыре художника громко заявили  о себе, подводя итог искусству  XIX столетия и прокладывая путь  в будущее. Это были Поль  Сезанн (1839—1906), Поль Гоген (1848-1903), Эдвард Мунк (1863–1944) и Винсент Ван Гог (1853—1890). Яркие индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели — познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью.

   Они начали работать  параллельно с импрессионистами  и испытали их влияние. В  действительности же каждый из  них представляет собой яркую  творческую индивидуальность, каждый  оставил свой собственный след  в искусстве. 

 

     Поль Сезанн (1839—1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа, чему немало способствовали рассказы единственного покупателя его картин коллекционера Ива Танги. В 1894 г. Танги умер, и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем, 1895 г. торговец картинами Воллар предложил Сезанну прислать свои произведения на выставку, и художник, не выставлявшийся до этого 20 лет, отправил в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская художественная интеллигенция приветствовала Сезанна как великого художника. Молодое поколение видело в Сезанне единственного импрессиониста, который отказался от импрессионизма, сохранив его технику, чтобы исследовать пространство и восстановить формы в картине, т. е. пластическую материальность живописи и устойчивую композицию. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.

    До конца жизни  Сезанн подписывал свои произведения, добавляя к своему имени «ученик Писсарро[8]», отдавая этим дань уважения знаменитому импрессионисту и подчеркивая свои связи с художниками этого направления. С ними он начал свою жизнь в искусстве, с ними он делил трудные годы непризнания и нищеты. Но Сезанн не был импрессионистом, он являлся скорее реакцией на импрессионизм, на импрессионистический метод видеть и писать. Прежде всего, Сезанн не дематериализует форму. Мир, природа, человек утверждаются им во всей цельности и крепости (по терминологии самого художника это  «реализация натуры»).

    У Сезанна нет  картин сложного содержания: портреты близких людей, друзей и множество автопортретов, пейзажи, натюрморты, портреты-типы, редко сюжетные изображения  — мир, полный созерцательности, задумчивости и сосредоточенности. Но во всех случаях это не этюд, а законченное произведение, картина.

Наиболее сильная сторона  таланта Сезанна — колорит. Он все видит как проявление живописной стихии. Сущность сезанновских исканий — в передаче цветом неизменной вечной реальности, выявлении геометрической структуры природных форм. Питая всю жизнь отвращение ко всяким теориям, он тем не менее сформулировал свои поиски: «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты». Взамен кажущейся случайности импрессионистов                  Сезанн принес материальную крепость, чувство массы, пластическую ясность форм, устойчивость, чеканную выразительность своих простых и суровых образов. Но отвоевав у импрессионистов объемность и материальность предметов, Сезанн утратил некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры.

   На натюрмортах  Сезанна трудно определить, какие  фрукты изображены, на портретах  — в какие ткани облачены  фигуры. В портретах, в изображениях  людей, кроме того, есть некоторая  бездушность, ибо художника не  столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями. Эти элементы абстрагирования, несомненно заложенные в искусстве Сезанна, привели его многочисленных последователей, существующих и поныне,— к живописной отвлеченности, ибо они сумели усвоить только его формальные достижения.

 

 

 

 

[8]  Камиль Писсарро (1830, — 1903) — французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.  
    Не менее своеобразным, самостоятельным путем шел и еще один художник, которого также называют постимпрессионистом,— Поль Гоген (1848—1903). Он довольно поздно стал заниматься живописью систематически. Ему было более 30 лет, когда, оставив службу в банке, он целиком посвятил себя искусству

    Первые его  произведения несут на себе  определенную печать импрессионизма. Но вскоре Гоген вырабатывает  свою манеру. В 1886 г. вместе  с учениками и последователями  он поселяется на некоторое  время в Бретани, деревушке  Понт-Авен, поэтому за ними закрепляется  название «Понт-Авенская школа». Но Гоген не удовлетворен ни темами, которые предоставляет ему европейский цивилизованный мир, ни самой буржуазной цивилизацией, сковывающей творчество. Он бежит от нее в экзотические страны, пленяясь примитивной жизнью полинезийских племен, сохранивших, по его мнению, безмятежный покой, первозданную чистоту и цельность, присущие детству человечества. В 1887 г. он ненадолго возвращается в Париж и и после устройства «Выставки импрессионистов и синтетистов», которая не имела успеха, Гоген в 1891 г. уезжает на Таити. С его отъездом перестает существовать и Понт-Авенская школа.

    На «Выставке импрессионистов и синтетистов» в 1889 г. Гоген и художники его круга продемонстрировали, что их главная задача — передавать не видимость предметов, максимально приближенно к оптическому восприятию человеческого глаза, а их сущность, идею, используя образ как знак, символ. В этом уже было принципиальное отличие постимпрессионистов от их предшественников импрессионистов. В 1893 г. Гоген еще раз появляется в Париже для устройства выставки, привлекшей к нему внимание поэтов-символистов. В 1895 г. он снова на Таити.

    Первые впечатления от островов Полинезии Гоген передал в талантливо и поэтично написанном дневнике. Жизнь художника в этом краю не была столь безмятежной. Он жил там в непрерывной нужде, часто болел, как-то по-своему пытался защитить интересы туземцев. Туземцы же его не понимали, считали чудаком и чужаком.

    Гогена в истории искусства обычно связывают с направлением символизма и того распространившегося в конце XIX — начале XX в. течения, которое получило название примитивизма[9]. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства. Гоген намеренно пришел к примитивизации формы.

    Он пользуется предельно упрощенным рисунком, формы изображаемых им предметов плоскостны, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментальный характер. Так, в одной из первых таитянских вещей «Женщина, держащая плод» (см. прилож. 2) смуглое тело гаитянки передано намеренно плоскостно, силуэт очерчен простым и цельным контуром, поза неподвижна, черты лица застыли. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над ее головой, и сама она —лишь неотъемлемая часть этой вечной природы. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет не так, как видит человеческий глаз, сообразуясь с воздействием световоздушной среды, что гак важно было для импрессионистов, а как он хочет это увидеть в природе. Реальную природу он преображает в декоративный красочный узор. Он усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет определенной травы в определенном освещении времени суток, а цвет травы вообще; трава — зеленая, земля — черная, песок — желтый, небо — синее. Цвет —как символ, знак: земли, или неба, или травы. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении. Он понимает цвет символически. Гоген стилизует форму предметов, подчеркивает нужный ему линейный ритм совсем не в соответствии с тем, как они выглядят в натуре. Плоскостность, орнаментальность, яркость красочных пятен—декоративность искусства Гогена позволили назвать его стиль ковровым. Многие полотна его действительно напоминают восточные декоративные ткани.

В общении с первобытной природой, с людьми, стоящими на низших ступенях цивилизации, Гоген хотел обрести иллюзорный покой. Он вносит в свои экзотические, овеянные романтикой и легендой произведения элементы символики. Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов.

 

 

 

 

 

 

[9] Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными

    Эдвард Мунк (1863–1944), норвежский живописец, график, театральный художник, один из основоположников экспрессионизма. Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком. Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и старшая сестра умерли от чахотки. Болезнь, страдание, смерть – темы, к которым Мунк постоянно возвращался на протяжении своего творческого пути, – были знакомы ему с раннего детства.

    В возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования; за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги, которые шокировали общество откровенными изображениями жизни богемы. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии «Фриз жизни». По замыслу автора, каждая картина этого цикла должна была изображать беспомощность человека перед равнодушными силами жизни, любви и смерти.

    В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом. Его первым серьезным творческим прорывом стала картина "Больной ребенок" (см. прилож. 3). Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок. 

    В 1892 художник участвовал в большой выставке в Берлине, но его картины были встречены враждебно. В Германии Мунк овладел техникой офорта[10], в Париже экспериментировал с литографией[11] и гравюрой[12] на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.

    Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать-смерть.

 

[10] Офорт — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати.

[11] Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

[12] Гравюра — вид графического искусства, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм.

Ван Гог Винсент  (1853-1890), голландский художник и график, наряду с Сезанном и Гогеном крупнейший представитель постимпрессионизма. При жизни была продана лишь одна его картина. Хотя творческая жизнь Ван Гога была коротка, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин. Его ранние работы, изображающие главным образом жизнь крестьян, довольно мрачны по цвету, и по настроению. Однако после переезда в 1886 г. в Париж, его работы становятся светлее по колориту и разнообразнее по тематике - пейзажи, портреты и натюрморты. Если импрессионистов цвет интересовал главным образом как средство передачи натуры, то для писавшего широкими вихреобразными мазками Ван Гога он был символом, выразительным средством.

 

Глава 2. Творчество Винсента  Ван Гога

    1. Начало творческого пути

 В детстве Винсент  не обнаруживал никакой особой  мятежности духа: был послушен, благочестив,  почитал родителей. От других  детей отличался большей замкнутостью. Самой заметной чертой его  характера было раннее пристрастие  к природе - любовь к далёким  прогулкам. Известно так же, что  Ван Гог всю жизнь любил  свой родной край и первый  дом в Зюндерте.

Особой склонности к рисованию  Ван Гог в детстве не имел, а  пристрастился к искусству, лишь поступив служащим на фирму «Гупиль» и переехав в Гаагу. Только тогда он сделал какие-то первые попытки рисовать. Но, ни до этого времени, ни ещё долгое время после он не был художником, хотя его замыслы, тематика, особенности творческой деятельности начали свое развитие задолго до того, как он им стал.

За отличную работу он был  переведён в лондонский филиал фирмы. В эти годы Ван Гог уже довольно много рисовал, но эти рисунки не выглядели настолько многообещающе, чтобы кто-либо заметили его одарённость. Подсознательное желание делать что-то подобное появилось у Винсента само собой. И это желание, с тех пор осталось с ним навсегда.

 

    1. Голландский период(1881-1886)

    Винсент Ван  Гог предпочел остаться в Голландии,  приехав к своей семье на  Рождество. В начале 1877 года, Ван Гог решил обучаться теологии в Амстердаме. Ван Гог достиг договоренности с Церковью о прохождении испытательного срока в одном из самых бедных регионов в Восточной Европе: шахтерском районе по добыче угля в Боринаже, Бельгия.

    Винсент испытывал душевную привязанность к шахтерам. Он сочувствовал тяжелым рабочим условиям их работы и, как духовный наставник, старался изо всех сил облегчить их тяжелую жизнь. Но представители Церкви сняли его с должности. Ван Гог переехал в ближайшую деревню, Кузмес, и остался там жить в полной нищете.

    Это было то самое время, когда Винсент начал рисовать шахтеров и их семьи, запечатлевая ужасные условия, в которых они жили. Тогда Винсент Ван Гог наконец понял свое призвание - призвание быть художником.

    Осенью 1880 года, Винсент направляется в Брюссель, для того, чтобы начать обучаться живописи и поступил на обучение в студию Эколь де Биукс в Брюсселе, но обучение в школе было коротким и неплодотворным. Винсент стал самостоятельно обучаться живописи.

  В начале 1885 года Ван  Гог продолжает серию портретов  крестьян. Он рассматривает это,  как «уроки» работы, которые продолжают  совершенствовать его умение  в подготовке к наиболее важной  работе того времени. Все годы  усердной работы, постоянное оттачивание  техники и попытки работать  маслом - все это послужило ступенями  к созданию первого шедевра  Винсента Ван Гога: «Едоки картофеля» (см. прилож. 4).

  Над «Едоками картофеля» Винсент работал весь апрель 1885 года. Он делал очень много набросков для окончательной, большой версии, писанной маслом на холсте. «Едоки картофеля» признаны первым величайшим произведением художника, да и он сам был вдохновлен результатом.

  В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян -- тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах

    1. Парижский период (1886-1890)

В начале 1886 Винсент приезжает к своему брату Тео в Париж. Парижский период для Ван Гога, как художника, был очень удачным. Винсент знакомится с начинающими парижскими художниками. Два года пребывания в Париже Винсент провел, посещая ранние выставки Импрессионистов, где выставлялись работы Дега, Моне, Ренуара, Писсарро, Сёра и Сислея. На творчество Ван Гога оказали методы импрессионистов, но он всегда оставался верен своему неповторимому стилю. В течение двух лет Ван Гог использовал некоторые элементы техники импрессионистов. В 1886 году Винсент с большим удовольствием рисует окрестности Парижа. Его палитра стала отходить от темных, традиционных цветов голландской родины, и он стал использовать трепещущие краски импрессионистов. Кроме того в Париже он стал проявлять интерес к искусству Японии. Ван Гог стал приобретать значительное количество японских гравюр. Его работы в этот период отражают и вибрирующее использование цвета, почитаемое импрессионистами, а также четко прослеживается японское влияние. Ван Гог сделал всего три копии с Японских гравюр, но японское влияние прослеживаться в его творчестве на протяжении всей жизни.

    Для этого периода характерно резкое изменение манеры художника. Интерес к проблемам колорита, выразительной экспрессии мазка усиливается у Ван Гога под влиянием знакомства с живописью импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов. Полотна "Бульвар Клиши" и "Сады Монмартра" написанные легкими раздельными импрессионистическими мазками, насыщенными переливчатыми сочетаниями красок, передают яркие краски парижской весны. Энергичные мелкие пуантилистские мазки в натюрморте "Фритилярии в медной вазе" образуют подвижное цветовое марево. В этот период художника начинает увлекать яркая красочность и непосредственность изображения природы и человека в японской гравюре. Увлечение ею проявляется в живописной манере портрета парижского торговца гравюрами "Папаша Танги" и пейзажа "Поле пшеницы с жаворонком"

     В это время в портретном творчестве Ван Гога преобладают автопортреты. Они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, череду самопознания. В "Автопортрете в серой фетровой шляпе", исполненном в темной гамме, характерной для голландского периода, "Автопортрете в галстуке и сюртуке" и "Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом" художник изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Выразительная мимика лица, тонкая нюансировка аксессуаров в сочетании с вариациями немногих ярких контрастных цветов создают образ человека открытой и легко ранимой души.

    Динамическая манера Ван Гога еще нагляднее в его изумительных рисунках, сделанных пером из тростника. Он обладал уверенностью линии, лаконизмом рисунка. Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, является колорит. Он выявляет характер в человеке не только рисунком, но и символикой красок. Краски фона были для Ван Гога не случайным украшением, а таким же фактором выразительности, как и рисунок. Он не только любил многокрасочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка.

Но из всех красок он больше всего предпочитал две: желтая и синяя. Желтая мажорная гамма, от нежно-лимонной и до, звонко-оранжевой, была для него символом солнца и ржаного колоса.

 

    1. Поздний период творчества (1888-189)

    В начале 1888 года  Винсент Ван Гог поехал в  Арль. Утомленный бурной энергией Парижа и долгими зимними месяцами, Ван Гог отправился искать теплого солнца в Провансе. Винсент мечтал создать своего рода коммуну художников в Арле, где бы его товарищи из Парижа могли бы найти убежище, вместе работать и поддерживать друг друга в достижении общей цели.