Творчество Юшина в контексте поэзии Есенина

Введение

Поэзия Есенина  давно уже является неотъемлемой частью национального сознания. Есенинское творчество, изученное ещё не в  полной мере, по сей день волнует  умы многих деятелей науки и искусства.

 Истоки поэтического творчества Есенина – это крестьянский уклад, религиозность русского человека, фольклор. Поэтическая традиция, зачинателем которой явился Есенин и которая по сей день является для многих современных поэтов актуальной, самобытна по своей сути. Именно эта традиция и ставит поэта практически вне всяких литературных школ. Лейтмотивом в творчестве Есенина является тема Родины. Русь у него не страна, а в первую очередь земля, на которой живёт русский человек. Тема Руси, Родины проникает во все аспекты творчества поэта, является основой его поэзии. Чувство к Родине у Есенина переплетается с чувством к женщине, природе и жизни.

Уникальность  мироощущения Есенина заключается  в неразрывной связи между  человеком и природой, в их единстве. Природа в лирике поэта очеловечена, ей присущи разум, эмоции:

  Отговорила роща золотая,

  Березовым, веселым языком,

  И журавли, печально пролетая,

  Уж не жалеют больше ни о ком. 

Человечность  у Есенина зачастую передаётся через  образы деревьев (берёза, клён, осина, рябина). Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова». 

Эти и другие образы и метафоры формируют своеобразный мир Есенина – мир природы, духовно наполненной. 

Вот уже несколько  поколений поэтов следуют творческой традиции Сергея Есенина. Одним из таких поэтов является Евгений Юрьевич Юшин, наш современник, автор ряда поэтических сборников, главный редактор журнала «Молодая гвардия».

Теоретической базой данной работы являются исследования П.Ф. Юшина, А. Н.Захарова, А.Марченко

Объектом исследования данной работы является творчество Юшина

Предметом исследования данной работы являются  есенинские традиции в творчестве Юшина.

Цель  данной работы: выявление поэтической традиции Есенина в творчестве Евгения Юшина, нахождение общих черт творчества обоих поэтов.

Для достижения данной цели следует решить ряд поставленных задач:

  1. Изучить художественный мир Есенина, своеобразие лирического героя.
  2. Дать определение литературной традиции.
  3. Изучить особенности творчества Юшина, своеобразие лирического героя.
  4. Сравнить поэзию Есенина и поэзию Юшина.

В объёмной проблематике творчества Есенина современные  литературоведы особенно тщательно  рассматривают вопрос о влиянии  феномена личности и творчества С. Есенина  на последующие поколения поэтов. В связи с этим данная курсовая работа приобретает свою актуальность.

Глава 1

П. №1. Исследование творчества Есенина на разных этапах.

 

Ещё при жизни  Есенина его творчество привлекло  внимание современников. Уже 1915-1916 годах  появились статьи З.Гиппиус, С.Городецкого и др.

В 20-е годы, после  смерти поэта изучение его творчества активизируется

С 1930-х годов  начинается период борьбы с «есенинщиной» как с кулацкой поэзией. Не публикуются ни работы о творчестве Есенина, ни его стихи. В народе же популярность поэта растёт, его стихи расходятся в списках, их заучивают наизусть, распевают как песни.

К 50-м годам  Есенин признан и разрешён официально. Идёт интенсивное накопление фактического материала, закладывается фундамент  научной биографии Есенина.

До середины 80-х годов в большинстве работ  о Есенине преобладает идеологический подход. Но с середины 80-х появляется целый ряд научно-критических исследований, актуализирующих новые подходы к есенинскому творчеству.

80-90-е годы  внесли много нового в отечественную есениниану, главным образом благодаря открывшейся свободе научного общения между учёными разных стран.

Интерес к жизни  и творчеству С.Есенина не иссякает и по сей день.

Учёные говорят  о есенинской традиции и в последующей  литературе: в поэзии Б.Корнилова, С.Клычкова, П.Васильева, в творчестве А.Прокофьева, Н.Рыленкова, Н.Рубцова и др. 

На рубеже  ХХ и ХХI веков благодаря деятельности многих учёных,             за простотой, открытостью, откровенностью поэзии Есенина всё чётче становится видна глубина, многогранность художественного мира поэта.

Первым признаком современного взгляда на наследие Есенина является признание некоторыми есениноведами полифонизма как главного принципа и, более того, основы есенинского творчества». Наиболее подробно историю и сущность этого принципа у Есенина исследовала Н.И. Шубникова-Гусева: «Главной заслугой поэта является создание нового типа лирической и эпической поэзии, построенной на полемическом диалоге».

Образный мир  Есенина действительно характеризуют, с одной стороны, полифонизм, многогранность и многообразие точек зрения, противоречивость поведения самого поэта и персонажей его произведений.

С другой стороны, поэт стремился к гармонии, к диалектическому  единству противоположных начал:

   Розу белую с черною жабой

   Я хотел на земле повенчать. 

Большой заслугой исследователей именно последних лет  явилось обоснование важного  положения: все творчество Есенина  представляет собой сложное, но единое целое — художественно-философский  мир. Не поэтический или художественный, а именно художественно-философский. Важнейшим законом этого мира является всеобщий метаморфизм: не только люди, животные и растения – дети Единой Матери – Природы, но и планеты, стихии, предметы. Признание этой особенности всех есенинских произведении и других текстов писателя в совокупности служит вторым признаком современного этапа есениноведения. 

Образный мир  Есенина отличается сложностью мышления и противоречивостью поведения  самого поэта и героев его произведений. Зачастую наблюдается противостояние совершенно разных начал: вечного и преходящего, небесного и земного. На эти особенности есенинского мировидения обращает внимание А.Марченко. Исследователь указывает на предметность «нереального мира» и одухотворённость «мира земного, чувственного, конкретного», на традиции  в есенинской поэзии народной живописи, на стройную, цельную поэтическую систему, утверждающую,   во–первых, «перезвон природы с сущностью человека», а во-вторых, «растительную, древесную природу человеческой – животной плоти». «Прообраз человеческого мира, - отмечает К.А.Кедров, - Есенин чувствует в каждом дереве, в каждой травинке». 

 Есениноведы  отмечают языческое начало как  главную особенность индивидуального  художественного мировосприятия  поэта. Однако поэзия Есенина также несёт в себе черты русского религиозного фольклора, духовной поэзии и прозы, религиозно-философской мысли. Эти особенности идиостиля делают уникальной картину мира, созданную Есениным.

П.№2. Понятие литературной традиции

 

Понятие традиции определяется не исторической изменчивостью литературных фактов, а постоянством художественного опыта.

Материалом литературной традиции могут служить все элементы поэтики: тематика, композиция, стилистика, ритмика... Но большею частью элементы эти передаются традицией не порознь, а в некотором друг с другом сочетании, в соответствии с той постоянной связью, которая существует между ними в искусстве слова вообще. Впрочем, по отношению к отдельным элементам поэтики, в традиции можно установить некоторую градацию: так, в пределах литературы данного народа наибольшей устойчивостью обладает язык, идеи — наименьшей.

Областью литературной традиции может быть как творчество одного народа, так и творчество международное: можно говорить о  гоголевской традиции в русской  литературе, о классической традиции в литературе мировой. Интенсивность литературной традиции бывает неравномерна: традиция то ослабевает, то усиливается, как например, традиция пушкинская, то, наконец, прекращается. Во всяком литературном процессе — сочетание 2-х начал: традиции и личного творчества. Там, где личное творчество углубляет традицию, мы можем говорить о литературной эволюции, там же, где личное творчество восстает против традиции, оно создает литературную революцию; на практике эти два явления никогда не встречаются порознь.

Владимир Цыбин  писал: «Традиция в литературе –  это ещё и талисман, охранное силовое  поле. Его цель - не цель, а направление, и важно, что именно это направление  сохранилось и продвинулось дальше». 

Наследие Есенина  огромно. Юшин, являясь восприемником есенинской традиции, продолжает её, согласно своему современному видению.

П.№3. Жизнь и творчество Евгения Юшина.

П.№3.1. Биография.

Юшин Евгений  Юрьевич родился в 1955 году в Московской области. Детские и юношеские годы связаны с Поречьем: Рязанщина, Коломна, Озёры. Места, овеянные драгоценным есенинским талантом. Школу и пединститут (историко-филологический факультет) Юшин закончил в Улан-Удэ. В 1976–1977 годах служил в рядах Советской Армии на Северном Кавказе.

С 1978 года работал редактором в Центральном Доме культуры железнодорожников г. Москвы. Здесь же несколько лет руководил литературным объединением «Магистраль».

В 1986 году перешел  на работу в литературно-художественный и общественно-политический журнал «Молодая гвардия», где сначала руководил отделом поэзии, затем стал заместителем главного редактора, а с ноября 1999 года – главным редактором.

Стихи Е. Юшина  широко публиковались в центральных  журналах, альманахах и газетах, транслировались  по радио и телевидению, переведены на болгарский, немецкий, французский языки.

Евгений Юшин –  член Союза писателей России с 1987 года. Автор девяти поэтических книг: «На расстоянии дыхания» (1980), «На весь далекий путь» (1983), «Душа ведет» (1987), «Ржаная кровь» (1993), «Домотканая провинция» (1993), «Поэтический Олимп» (1999), «Родина–смородина» (2002), «Мещёрские броды» (2005), «За околицей рая» (2006).

Е. Юшин лауреат  ряда литературных премий, в том  числе Всероссийской премии Союза  писателей России имени Александра Твардовского (1998 г.), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2002 г.), Международной литературной премии им. Андрея Платонова (2005 г.), Большой литературной премии России (2008 г.).

П.№3. Творчество Евгения Юшина

О творчестве Евгения  Юшина хорошо сказал Владимир Цыбин в статье «Искушение прошлым и будущим» 1999 года: «Непобеждённым осталось генеральное направление русской поэзии от Пушкина до Есенина… Поэмы и стихи Юшина написаны крупно, скреплены густым раствором не самоцельных метафор в подробной правде вселюдной искренности, и здесь слышится отзвучье есенинского письма. Юшин наследует у него (Есенина) даже не само письмо, а есенинскую любовь к Руси, ту любовь, что полнокровней правды»:

     Я  родился, как всякий русский,

     За  рекою, за лесом - там

     Облака  голубой капустой

     Плавно катятся по волнам. 
 

Человек живёт  на Родине, привязан к ней. Родина велика и священна не как страна, а как земля, родная с детства:

     Я люблю этот край подсвешный,

     Где  на взгорок через луга

     На  молебен рядком неспешным,

     Как монахи, идут стога. 
 

     Не  позабыть, не выстрадать, не уберечь  в горсти

     Эту  в хвоинках, серую, лёгкую, словно пух,

     Эту  с цветами, с птицами, реками  сквозь мосты

     Землю  мою весёлую, брошенную под  плуг. 

О любви, о женщине в юшинских стихах, Цыбин пишет так: «Словно он, влюбившись, тут же и оставил свою любовь в прошлом. Оттого, может быть, женщина у него то «одна, как воля», то «одна, как память», а то и вовсе «одна, как даль»:

  И женщина  как даль, одна 

  Всё ждёт чего-то неустанно.

  Как на  Руси печаль желанна,

  И как  не каждому дана! 

Эти образы зароняются в душу. Чтобы рассмотреть женский  образ, нужно отдалиться и замереть.

Красота у Юшина  – чувство преходящее, мгновенное:

   И женщина  –

   В глазах  не грусть,

   Не радость

   И не  осужденье, 

   И не  прощенье

   И не  мщенье.

   Смотри!

   Ты видишь?!

   Это – Русь!  

Юшинская любовь к провинции, к деревне, к природе  – это любовь через боль, через  сострадание. Русскость Юшина в  этом: любить, значит жалеть.

  Рыщут стрелы, стонут соловьи,

  На стене  рыдает Ярославна,

  Травы дозревают  на крови – 

  Вот как  жить нам горестно и славно! 
 

  Молодёжь  за дали закатилась,

  Тихая, заплаканная  Русь.

  Эта церковь  обо мне молилась

  Я ль о  ней теперь не помолюсь? 

В поэзии Юшина человек растворяется в природе, вживается в ход её жизни и оттуда, изнутри мы слышим диалог человека с тем, что принято считать неживым. Леса, растения, стихии обретают душу:

   Исцели, родимая дорога,

   От пустых печалей исцели.

   Мимо неба, кладбища и стога

   Пусть летят родные журавли. 

Писатель Виктор Мельников отмечает: «Вся поэзия Юшина - как песнь жаворонка. Вроде бы и высоко поднялся человек, вознёсся над всем этим патриархальным бытом - в век двадцать первый, компьютерный. Однако жива в русской душе причастность к своим корням, к истокам. Потому-то и замирает сердце при чтении строк о неяркой рябинке, о раздольном поле, о тихой сельской тропе, близ которой взрастил дождь да ветер высокие травы...» 

Юшин перенял  традиции русской классической литературы. В своей поэзии он сохранил традиции многих наших классических поэтов: от Пушкина до Рубцова.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 

Сравнительный анализ поэзии Сергея Есенина и Евгения  Юшина. 

Практически каждый поэт рано или поздно в своём творчестве обращается к вечным темам. Родина, природа родного края, любовь, значение поэта в мире. Почти каждый лирик на определённом этапе начинает осмысливать жизнь, равно как и смерть.

Поэт создаёт  свою философию, лирическую, поэтическую. Он всю жизнь проводит в поиске предмета своего назначения и находит его в форме выражения своего творчества, в основе которого лежит мотив гармонии между человеком и природой. 

К такой поэзии и относится творчество Юшина, имеющее  черты поэзии Есенина. Эту приверженность к есенинской традиции в первую очередь мы видим в стихах о Родине, о любви, о природе. В своём творчестве Юшин, взяв традицию на вооружение, выражает искреннюю любовь к родному краю. Эти стихи проникнуты патриотическим гуманизмом. В юшинской поэзии Родина всеобъемлюща: любимая природа отражена в людях, образы родной природы сродни человеческой душе:

     Белые  грузди. Чёрные грузди.

     Что  ж это грусти – через края?

     Где-то  высоко небесною Русью

     Мамочка,  мама проходит моя. 

     То пожурит меня дождиком синим,

     То  приголубит певучей волной,

     Выйдет  лучами над полем озимым,

     Светом  незримым взойдёт надо мной. 

Как и в поэзии Есенина, важнейшей темой поэзии Юшина является деревенская тема. И у Есенина, и у Юшина деревня  является колыбелью патриотизма. Сельская, провинциальная часть страны хранит в себе истинные черты национального характера. Это мы отчётливо видим в стихотворении «Я родился, как всякий русский»:

      Разойдись, расступись столица!

      В мире каждому ведом рай.

      Дайте родиной насладиться,

      Накружиться средь птичьих стай!

Эти чувственные  восклицания, упоминания о родине и  рае отсылают нас к известным  строкам из стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная», написанного Есениным в 1914 году

        Если крикнет рать святая:

      «Кинь ты Русь, живи в раю!»

        Я скажу: «Не надо рая,

        Дайте родину мою». 

Однако, если у  Есенина рай и родина – понятия  дистанцированые, чётко отделённые друг от друга, то юшинскую строку «В мире каждому ведом рай» можно понимать двояко:

во-первых, всем известно, какой он – столичный  рай;

во-вторых, на самом  деле рай может познать каждый, кто столкнётся с естественной красотой.

 

Оба поэта философски осмысливают значение Родины.  Поэты  показывают нам, что любовь к Родине – это не просто проявление уважения, но величайшая из ценностей, сохраняющей личность, нравственный облик. 

              

 

Юшин благодарит Бога за возможность видеть родные просторы, родные лица:

   Но и в зиму, где зори в дрожи

  Глухариную алят бровь

   Повторяю: спасибо, Боже

   За дарованную любовь.

Эта любовь подпитывает творчество. Данное четверостишье – своеобразное признанье  в любви к Родине. 

В есенинских стихах любовь к Родине также сильна:

      Но и тогда,

      Когда во всей планете

      Пройдет вражда племен,

      Исчезнет ложь и грусть, -

      Я буду воспевать

      Всем существом в поэте

      Шестую часть земли

      С названьем кратким "Русь".

В этих строках  Есенин не просто признаётся в любви  к Родине. Ставится жизненная задача лирика – воспевать, навсегда остаться приверженцем любимой Родины. 

Родина в поэзии Юшина – это своеобразное лекарство  для души, снимающее нагрузки  от повседневной жизни. Поэт пишет также  и о сохранении обыкновенной, земной красоты:

   Ещё я  чую в травах скошенных

   Дыханье  пчёл и молока. 
 

Есенин тоже пишет о близкой  ему красоте  и гармонии мира:

   Край  любимый! Сердцу снятся

   Скирды  солнца в водах лонных.

   Я хотел  бы затеряться

   В зеленях  твоих стозвонных. 

Рассматривая  особенности поэтического творчества Есенина, можно отметить языческое начало творчества поэта. При изображении природы в поэзии Есенина и Юшина появляются образы, приобретающие человеческие качества, одухотворённость. Это говорит об одушевлённости природы, ярковыраженной в стихах при помощи олицетворений.

Есенин постоянно  проводил параллель между жизнью природы и жизнью человека, переносит  внутренний мир лирического героя  на мир природы (и наоборот):

    И,  как пьяный сторож, выйдя на  дорогу,

    Утонул  в сугробе, приморозил ногу. 

    Сам  себе казался я таким же  клёном,

    Только  не опавшим, а вовсю зелёным. 

Поэзия Юшина  характеризуется такой же особенностью: оживление, очеловечивание природы:

     И  месяц ржёт, уткнувшись мордой  в сено.

     Горчит  лугов сентябрьский посол.

     Сосна сидит – колено на колено,

     Отряхивая  медный свой камзол. 
 
 

 В образной системе поэзии Есенина очень распространён образ берёзы:

Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась  снегом,

Точно серебром. 

Берёза у Есенина  – образ очень ёмкий. Он включает в себя всё родное для лирического героя.

Берёза –  это девушка, вечная возлюбленная, к  которой лирический герой стремится  всю жизнь:

   Зелёная  причёска,

   Девическая  грудь.

   О, тонкая  берёзка,

   Что загляделась  в пруд. 

У Юшина образ  берёзы тоже встречается довольно часто. Это образ малой родины, где остались воспоминания о детстве, частичка души поэта:

   По –  мальчишьи радоваться росам,

   А потом  подняться и бежать

   К тем  стогам, туманам и берёзам,

   Где души, коснётся благодать.

Через образ  берёзы  передаётся исконно русская любовь к природе:

    Хотя  бы горсть тепла моим берёзам!

    Хотя  бы луч на золотом стогу! 

Как и у Есенина, в юшинском стихотворении берёза сравнивается с девушкой:

И берёза выбегает босиком,

Омывается вечерним молоком.

  И Танюша выбегает босиком,

  Омывается вечерним молоком.

Как видно, берёза сравнивается с конкретной  девушкой, в которую влюблён лирический герой.