Я- концепция

                                                     Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Изменения уклада общественной жизни, смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания обостряют проблему на развитие Я-концепции детей. Развитие Я-концепции как регулятора поведения и деятельности в значительной степени зависит от микросоциального окружения, влияющего на социальную адаптацию личности подростка, а дефицит эмоциональных контактов с матерью ограничивает возможность усвоения социального опыта и самореализации. Таким образом, требуется пристальное внимание к взаимосвязи феномена Я-концепции, и особенно в дошкольном возрасте, являющимся одним из важнейших периодов становления самосознания личности.

Для отечественной и зарубежной психологии, в целом, проблематика на развитие Я-концепции  детей, не является новой. Отдельные  вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее не только психологами, но и психиатрами, социологами, философами. Можно утверждать, что в науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Так, исследования влияния депривационных условий на развитие Я-концепции осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить многочисленные работы по психиатрии (В.И. Гарбузов, В.А. Гурьева, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), социальной психологии (Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон), психологии развития (А.Я. Варга, Б.В. Кайгородов, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская), педагогической психологии (Б.Н. Алмазов, А.Е. Личко), педагогике (З. Баерюнас, П.Ф. Лесгафт). Влияние роли родительских установок на формирование различных сторон личности ребенка и подростка изучается в медицинской (Д.Д. Исаев, В.Л. Юлдашев), социологической (К.Ю. Добрин, З.А. Янкова), педагогической (Л.С. Алексеева, М.А. Дмитриева) литературе.

В исследованиях  отечественных психологов рассматриваются  депривационные искажения в личности детей, в результате негативного влияния родителей, и впоследствии реализующиеся в поведении. (А.И. Алексеев, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Ю.Г. Пилипийченко). Активно исследуется психологический климат внутри семьи, родительская система воспитания в качестве вида депривационных воздействий на детей (Л.А. Алексеева, Б.Н. Алмазов, Т.П. Гаврилова, В.А. Гурьева, Н.И. Гуткина, В.Н. Дружинин, В.Г. Казанская, Б.С. Круглов, Т.М.Мишина, Т.В. Поздеева, А.С. Спиваковская, О.Н. Усанова, О.Н. Шаховская, Т.В. Шевченко). Исследуются и другие аспекты развития Я-концепции подростков под влиянием депривационных условий.

Однако, несмотря на непреходящий интерес к проблеме развития Я-концепции детей в  условиях депривации и большого количества работ по этой теме, недостаточно разработаны теоретические аспекты проблемы

Таким образом, пдошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития личности, а успешность развития позитивной Я-концепции, во многом определяется особенностями микросоциального окружения, влияющего на адаптацию личности. В связи с этим, в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей Я-концепции детей дошкольного возраста, позволяющем выявить новые резервы эффективного укрепления социальной позиции личности. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Необходимость разрешения указанного противоречия определила выбор темы исследования: «Развитие Я-концепции детей дошкольного возраста».

Объект  исследования: развитие Я-концепции дошкольного возрасте.

Предмет – взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

Гипотеза – существует связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

2. раскрыть особенности  развития личности дошкольника;

3. изучить методы  исследования направленные на  изучение личности дошкольника.

Методы  исследования: анализ, наблюдение, беседа.

База: ГУО Ясли – сад №24.

Методологическую  основу исследования составили: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); Б.Ф. Ломов); подходы к вопросам личностного и социального становления (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, В.Г. Казанской, А.М. Прихожан, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др); теоретико-методологическая традиция изучения самосознания, заложенная В.В. Столиным, и представления Б.В. Кайгородова о самопонимании, С.Р. Пантилеева о самоотношении, А.А. Бодалева о самопознании; теоретические исследования феномена Я-концепции, развиваемые в отечественной и зарубежной психологии (Б.Г. Ананьев, А.В. Визгин, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, У. Джеймс и др.); теоретические исследования нарушения эмоциональной привязанности, как следствие депривации (Н.В. Вострокнутов, А.Д. Кошелева. М.В. Римашевская, Д. Боулби, Й. Лангемейер, З. Матейчек, М.Д. Эйнсворт и др).

 

 

 

 

 

 

I. Формирование «Я-концепции»  в психологии

1.1 Теория развития личности в психологии

Реализация идеи развития личности ребенка в теории и практике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положения философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оптимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие за¬кономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом единстве во взаимосвязи, не исключая, а дополняя друг друга.

Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые  определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них. 
Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, в культуре (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека).

Личность - это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С. Психология).

В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Личность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию.

Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира (Кузин В.С. Психология). В данном определении личности ярче представлен психологический аспект. Личность - не просто представитель общества, но и уникальный, са¬мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста¬вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоятельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

При всем множестве теорий личности в них есть общие положения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н. Леонтьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. История приводит множество примеров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями.

Итак, личностью человек  становится в обществе, вступая в  общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности, признаваемая всеми.

Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно поэтому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г. Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект  деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека). Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.).

Таким образом, субъектность как целостное психологическое  образование - одна из составляющих личности. Личность рассматривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной): субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание человеком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования личности ребенка в деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности.

Таким образом, без освоения ребенком деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение  крайне важно, так как в теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отрицающая так называемый «нормативный», «формирующий» подход к воспитанию человека. Тем не менее, доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях.

Теория «свободы» и  «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношении к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей деятельности - непременное условие развития личности.

Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г. Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характеризует не только совокупность деятельностей и мера их продуктивности, но и совокупность общественных отношений (экономических, политических, нравственных и т.д.), которые и определяют положение человека в обществе (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды). Причем механизмом, посредством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др.

Существует тесная связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъектности) и социального аспектов в личности. Субъектность как психологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возникающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность - это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть психологическая и социальная сущность личности неразделимы.

 

1.2. Особенности развития самосознания дошкольника

 

Возникновение и развитие самосознания ребенка  на протяжении первых 7 лет жизни  неразрывно связаны с развитием  межличностных отношений с другими. Попытаемся проследить основные этапы этого развития.

Осознание себя как постоянного источника разнообразных  желаний и действий, отделенного  от других людей, происходит к концу  третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности  ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания). Заканчивается этот период поистине эпохальным событием ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей. [5]

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам  факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о  своих качествах. Стремясь быть как  взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в кризис тех лет.

Скоро ребенок  начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Нет  еще сколько-нибудь обоснованного и правильного  мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка утверждающего что он аккуратный спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю». [5]

Для того чтобы  научиться правильно оценивать  себя, ребенок должен сначала научиться  оценивать других людей, на которых  он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке.

Половая идентификация, отождествление себя с представителями  своего пола, развивается где-то к  трем годам, в процессе того, как  ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я - мальчик» или «Я - девочка»  становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте. [5]

В соответствии с восприятием самого себя как  мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В младшем и  среднем дошкольном возрасте обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.

В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников. [5]

В 4 – 5 лет, самостоятельная  оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. По мере усвоения нормы  и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.

К старшему дошкольному  возрасту (к 6-7 годам) отношение к  себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом ( Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Собственное Я ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно по этому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. [5]

Такова общая  логика нормального возрастного  развития межличностных отношений  ребенка с другими людьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность). Специальный анализ психологических особенностей таких проблемных дошкольников показал, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.

Несмотря на очевидные различия поведенческих  проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение. Демонстрацию своих достоинств и пр.

Так, агрессивные  дети отличаются повышенным стремлением  к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам соей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.

Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно  активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых, выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости, это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности – в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психическое основание – фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка, как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя. Другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства. Но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

1.3 Влияние семьи на формирование «Я-концепции» дошкольника

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.

Психиатры утверждают, что  воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов – предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний и психостении. Белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1 класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении. Речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует. [6]

В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные отношения, и в то же время в них можно найти что – то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).

Для «демократической»  формы семейного воздействия  на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющих их любознательность. [6]

«Авторитарная»  атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей – «диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума. [6]

Дети из «демократических»  семей чаще проявляют стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму, обнаруживают больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.

Установлено, что  чем меньше ласки, заботы и тепла  получает ребенок, тем медленнее  он созревает как личность, тем  более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Психологический климат в семье, т.е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или не проявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семье складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождало чувство «полной защищенности».

В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной, была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив. В меньшей мере владеет организаторскими качествами. [6]

Роль, влияние  каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Семейные условия жизни детей с низкой самооценкой характеризуются тем, что взрослые постоянно подчеркивают лишь недостатки и неумения ребенка, не умеют или не хотят оценить его достоинства, взрослые не участвуют в совместной с дошкольниками деятельности. Дети в такой семье мало привязаны к родителям и не стремятся к общению с ними. [7]

У детей с  высокой самооценкой отношения  в семье наполнены взаимоуважением и любовью, ребенок рассматривается как полноправный ее член. В такой семье родители уважают ребенка и оценивают его с превышением реальных возможностей и достижений. [7]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что неразвитость отношений между матерью и  ребенком приводит не только к низкой самооценке, но в дальнейшем и к  стабильному отвержению ребенком собственного «Я», что может вызвать отвержение мира вообще.

Взрослым членам семьи следует способствовать созданию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка.

Таким образом, семья является важнейшим условием формирования личности ребенка, т.к. это первая микросреда куда попадает ребенок и где он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается любовью и бескорыстной заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Экспериментальное исследование в «Я-концепции» дошкольного возраста

2.1. Методы исследования

Для исследования были использованы следующие методики:

1. «Лесенка». Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с  одним ребенком занимает примерно 20-30 мин.

Дети считают, что близкие взрослые по-разному  относятся к ним.

Формирование  общей самооценки у дошкольника  непосредственно зависит от оценок окружающих его людей, отмечу ее тесную зависимость от отношений родителей и других близких взрослых к ребенку. Каждому уровню самооценки, и в частности представлений дошкольника о себе, соответствует специфическая картина семейных взаимоотношений.

2.«Рисунок семьи». Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.