Японо-китайские отношения на современном этапе



68

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

 

Кафедра востоковедения

 

 

Специальность: Регионоведение

 

Курсовая работа

 

Японо-китайские отношения на современном этапе

 

 

Подготовлена:

Саниной Ю.Г.,

студенткой факультета

востоковедения

 

Руководитель:

к.,п.,н., доцент 

__________ Дубинина О.Ю.

 

                                                                    

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

востоковедения

к.п.н., доцент

­­­­__________ Медведева Т.И.

«____» ______________  2011 г.

 

 

 

 

 

Новосибирск
2011

Содержание

Введение

I. Японо-китайские отношения в сфере политики

1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики

1.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере

II. Японо-китайские экономические отношения

2.1. Основные направления и формы японо-китайских экономических отношений

2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 


Введение

Актуальность темы исследования. Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути, Япония продвинулась в сторону модернизации (Реставрация Мэйдзи), и рассматривала Китай, как старомодную цивилизацию, неспособную защитить себя от западных сил (Опиумные войны и англо-французские экспедиции 1840-1860-х годов). Длинная цепочка японских вторжений и военные преступления в Китае между 1894 и 1945 годами, так же, как и современное отношение Японии к своему прошлому, стали основным источником, повлиявшим на нынешние и будущие японо-китайские отношения.

В XXI веке отношения между двумя странами стали более жесткими, участились торговые трения.  Япония поставила вопрос о прекращении экономической помощи Китаю, которая ему предоставлялась с начала экономических реформ. Между Японией и КНР все более усиливалась конкуренция на мировом и  региональном рынках, соперничество за влияние в странах Юго-Восточной Азии. Япония стала  утрачивать прежде лидирующие позиции в процессе региональной интеграции, и теперь Китай стремился играть решающую роль в установлении нового регионального порядка.

Усилившаяся тенденция всестороннего укрепления позиций Китая, воспринятая Японией и США как угроза их интересам, послужила сигналом к  дальнейшему углублению и расширению японо-американского альянса. Особенно активно в период деятельности правительства во главе  с  Дз. Коидзуми принимались меры по увеличению военного потенциала Японии, постепенному снятию всех политических, юридических, идеологических и иных препятствий по  использованию сил самообороны Японии в совместных военных операциях с  вооруженными силами США.

Подъем Китая, по мнению ряда экспертов, окажет огромное воздействие на геополитические процессы в Восточной Азии, где сталкиваются жизненно важные интересы Японии и КНР. На многоплановые последствия динамичного развития Китая указывают, в частности, американские геополитики Р. Эллинг и Э. Олсен: «Китай рассматривает себя в качестве естественным образом доминирующей державы Восточной Азии, что бы китайцы ни говорили. Китай следует этой политике шаг за шагом и, в отличие от Японии, оказывающей преимущественно экономическое влияние, он, по мере того как становится сильнее, стремится осуществить, помимо  экономического, влияние политическое». [1]

Авторитетный региональный политик бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю в конце 1990-х годов дал весьма впечатляющий прогноз того, что может произойти в результате усиления позиций Китая: «Масштабы изменения Китаем расстановки сил в мире таковы, что миру потребуется 30-40 лет, чтобы восстановить утраченный баланс. На международную арену выходит не просто еще один игрок – выходит величайший игрок в истории человечества ».[2]

Тема курсовой работы  является  актуальной, поскольку состояние японо-китайских отношений, тенденции их дальнейшего развития оказывают существенное воздействие на военно-политическую обстановку, прежде всего, в Восточной Азии, а также в мире в целом. В курсовой  анализируются  содержание и характер, динамика и тенденции  развития  двусторонних связей, наиболее актуальные в них  проблемы, влияние на японо-китайские отношения политики США, изменений геополитической ситуации в Восточной Азии.

В результате исследования мы приходим к заключению, что происходящее возвышение Китая на международной арене – один из важнейших факторов, могущих  привести к возникновению новой структуры мироустройства,  к  серьезным сдвигам в развитии обстановки в Восточной Азии, важным переменам в японо-китайских отношениях. Резкий экономический взлет Китая уже вызвал  серьезную подвижку в содержании японо-китайского экономического партнерства, поставил вопрос о смене регионального лидера. Укрепление экономических и политических позиций Китая вызывает  настороженную реакцию в правящих кругах стран-союзников  -  Японии и США, воспринимается ими в качестве потенциальной угрозы их интересам. Вместе с тем,  изменение соотношения сил США – Китай может в перспективе поставить Японию перед выбором, кого в дальнейшем иметь в качестве союзника: США или Китай.

Необходимость дальнейшего исследования отношений основных участников геополитического процесса  в Восточной Азии – Японии, Китая, США -  диктуется тем обстоятельством, что с этим регионом связаны существенные  интересы  России. Она заинтересована в  стабильности военно-политической обстановки  в этом регионе, в  сохранении нормальных отношений с указанными странами,  в создании  благоприятных предпосылок  для участия российской стороны  в проектах регионального сотрудничества. Вовлеченность России в процессы, происходящие  в Восточной Азии, дополнительно повышает актуальность темы курсовой работы.

Степень изученности проблемы. Тема японо-китайских отношений привлекает внимание не одного поколения отечественных исследователей. В современной науке в области изучения японо-китайских отношений накоплено большое количество опыта российскими и зарубежными авторами.

Теоретическую основу  курсовой обеспечило критическое осмысление  трудов отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся и продолжающих заниматься изучением Китая, Японии, историей японо-китайских связей. Хотя региональный аспект японо-китайских отношений для отечественного востоковедения  до сих пор остается  малоизученным, в этом поле взаимодействия Японии и Китая в последние годы наметились изменения.  Ориентиром в подходе к теме отношений Японии с Китаем  служили  работы  таких отечественных востоковедов как А.Д. Богатуров[3], А.В. Семин[4], М.Г. Носов[5], А. Душебаев[6], благодаря которым удалось подробно проследить динамику политического переговорного процесса Япония - Китай в 1991-2011 годах, выявить и охарактеризовать наиболее актуальные проблемы отношений Японии с КНР, оцененить перспективы их урегулирования.

При  анализе отдельных вопросов  темы существенно помогло обращение  к  работам и  методическому  опыту отечественных и зарубежных ученых, таких как И.Н. Наумов[7], А.Д. Богатуров[8],  О.А. Арин[9], Х. Иосида[10], М. Сэки[11] , Ё. Хидака[12]. Благодаря работам данных авторов были выявлены тенденции в развитии геополитической ситуации в Восточной Азии под влиянием наметившегося изменения соотношения сил между США и КНР, с перспективой усиления позиций Китая в мировом и региональном сообществе, очерчены возможные последствия этих перемен для курса Японии в отношении Китая. Также были исследованы изменения, выявлены противоречия  интересов двух стран в процессе интеграции в Восточной Азии.

Научная новизна исследования заключается в исследовании и анализе экономической и политической сфер японо-китайских отношений, их форм, направлений, проблем и перспектив. Изучение исторических и аналитических материалов позволило определить рядом новых моментов в изучении данной темы:

  1. Проанализировав положение дел  некоторых секторах торгово-экономического сотрудничества (торговля, инвестиционная деятельность, экономическая помощь), было выявлено изменение  характера партнерства Японии и Китая под влиянием  быстрого подъема китайской экономики.  Одновременно с ростом масштабов партнерства, экономической взаимозависимости, отношения стали более жесткими. В них сотрудничество сочетается с соперничеством. Усилилась конкуренция между двумя странами на региональном и мировом рынках промышленных товаров,  капитала и сырья. Вместе с тем, по мере роста масштабов торгово-экономического сотрудничества усилилась взаимозависимость двух стран, что Японии и Китаю приходится учитывать при выстраивании отношений в политической и других областях. 
  2. В ходе изучения политического сотрудничества Японии и Китая так же был проведен тщательный анализ в отношении  его нестабильности и влияния США на дальнейшее его развитие.

Объектом исследования данной работы является внешняя политика Японии и Китая на современном этапе.

Предметом исследования настоящей работы служат японо-китайские отношения на современном этапе.

Целью работы настоящей работы является анализ японо-китайских отношений в сфере политики и экономики на современном этапе.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

  1. Изучить основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики.
  2. Выявить основные проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере.
  3. Проанализировать основные направления и формы японо-китайских экономических отношений .
  4. Определить основные проблемы и перспективы японо-китайских отношения в сфере экономики.

Методология исследования. Теоретико-методологической основой работы являются понятия и определения, положения и выводы, сделанные на основе фактической информации, содержащейся в соответствующих источниках (новостных лентах, официальных документах международных организаций, трудах отечественных и зарубежных ученых-политологов) и аналитических исследований.

Методика исследования. В работе активное применение получили методы междисциплинарного исследования, что позволило рассмотреть и  изучить  проблему,  в политической и экономической сферах. Также широко использовался метод системного анализа. Использованная методика исследования основана на принципах историзма, системности и объективности. В ходе исследования проблем и перспектив развития отношений между Японией и Китаем, придерживаясь принципа обязательности использования достоверной и возможно полной информации, мы применили методы наблюдения и прогнозирования.

Практическая значимость данной работы определяется вкладом, который сделан при анализе содержания и характера современных отношений Японии с Китаем. Полученные результаты могут стать основой для дальнейшего изучения всего комплекса этих отношений. Результаты исследования могут также  использоваться  при написании научных работ по японо-китайским отношениям, при подготовке лекций и спецкурсов по истории Японии или Китая.

Структура работы. Для наиболее эффективного достижения поставленной цели исследования материал структурирован следующим образом: работа состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из двух параграфов, вторая – из двух, заключения и списка использованных источников и литературы.

 


I. Японо-китайские отношения в сфере политики

1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики

 

Китай и Япония - ближайшие соседи, отделенные друг от друга лишь водной преградой, дружественные контакты между двумя странами насчитывают двухтысячелетнюю историю. В 1972 году обе страны выступили с совместным китайско-японским заявлением, ознаменовавшим нормализацию межгосударственных отношений, после чего двусторонние отношения дружбы и сотрудничества постепенно продвигались[13]. В 1978 и 1998 годах Китай и Япония подписали, соответственно, Договор о мире и дружбе и китайско-японскую совместную декларацию.[14]

В начале нынешнего десятилетия отношения между Японией и Китаем не отличались стабильностью и сбалансированностью, развиваясь по сценарию: «в экономике – горячо, в политике - холодно». Более того, в 2001 году прервался политический диалог Япония-Китай который в 90-е годы носил регулярный характер. Разногласия вокруг целого ряда политических проблем обострились до такой степени, что стали угрожать развитию торгово-экономических и других связей. Возвращение отношений в нормальное русло произошло только после смены японского руководства, когда в 2006 году в отставку ушел кабинет министров во главе с Дз.Коидзуми[15].

Начало оттепели в двусторонних отношениях положил официальный визит в Пекин в октябре 2006 года нового премьер-министра Синдзо Абэ[16]. В Совместном китайско-японском заявлении было подчеркнуто стремление сторон вернуться к диалогу без предварительных условий и развивать всестороннее сотрудничество. На самом деле произошло нечто большее, чем возвращение к диалогу. Впервые была достигнута договоренность о выстраивании между двумя странами «стратегических взаимовыгодных отношений». В апреле 2007 года Токио с официальным визитом посетил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао[17]. Он провел переговоры с премьер-министром С. Абэ, был принят императором Акихито, выступил с речью перед депутатами парламента. В местной прессе визит был оценен как «растопивший лед» в двусторонних отношениях. В Совместном японо-китайском заявлении были уточнены положения, которые содержались в Совместном заявлении 2006 года, раскрывалось содержание нового важного понятия - «стратегические взаимовыгодные отношения». Сменивший через год С. Абэ на посту премьер-министра Я. Фукуда сохранил курс на улучшение отношений с Китаем. В ходе его официального визита в КНР в декабре 2007 года стороны подтвердили стремление следовать договоренностям, достигнутым на саммитах в 2006 и 2007 годах  [18].

Представители различных кругов Китая и Японии, стремящиеся к развитию долгосрочных и стабильных отношений дружбы и сотрудничества между двумя странами, прилагали неустанные усилия к преодолению временных осложнений в китайско-японских отношениях.

В мае 2008 года в ходе официального визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Японию было подписано японо-китайское Совместное заявление о «Всестороннем развитии взаимовыгодных отношений, основанных на общих стратегических интересах». Обе стороны по значимости отнесли это заявление к категории важнейших дипломатических документов, содержащиеся в которых договоренности квалифицируются как «политический фундамент» развития отношений двух стран. Япония подчеркивает, что «всеобъемлющая стратегия стимулирования взаимовыгодных отношений, основанных на общих стратегических интересах», должна стать теперь приоритетной целью политики двух стран в отношении друг друга[19].

Появлению новой тенденции в отношениях Япония-Китай, получившей развитие в период 2006-2009 годы, очевидно, способствовали перемены глобального масштаба. Заколебались устои однополярного миропорядка как результат относительного ослабления позиций единственной сверхдержавы – США, вызревают предпосылки для перестройки системы международных отношений при активном участии Китая[20].

В этих условиях подход Японии к Китаю претерпевает изменение. Наметившаяся тенденция постепенного изменения соотношения сил между США и Китаем в пользу последнего ставит перед Японией задачу просчитывать на перспективу, как в дальнейшем строить свои отношения с каждой из этих стран. В неблизком будущем Япония может, по-видимому, решиться на отход от солидарной с США позиции по отношению к Китаю.

Еще недавно в Японии такая перспектива становилась темой наиболее смелых исследований. Пример подобного исследования – вышедшая в Японии в 2007 году книга известного эксперта Харуки Ёсида «Америка или Китай?» Х. Иосида считает, что для Японии предпочтительнее иметь сильного союзника. Сегодня, очевидно, сильными являются США, в ближайшей перспективе в союзе с Японией они станут еще сильней. Однако в дальнейшем более сильным будет Китай. Сегодня очевидно, что эти взгляды разделяются представителями японской политической элиты.

Они нашли, например, отражение в работе Юкио Хатояма «Моя политическая философия», опубликованной накануне его избрания на пост премьер-министра. Автор указал на глобальную тенденцию: «Мы движемся от однополярного мира под эгидой США к многополярности», и подчеркнул, что важнейшей характеристикой современного миропорядка является превращение Китая «в одну из ведущих экономических держав, продолжающих наращивать свою военную мощь». Хатояма выразил откровенную обеспокоенность ситуацией, которая складывается для его страны: «Как должна Япония сохранять свою политическую и экономическую независимость и защищать свои национальные интересы, находясь между Соединенными Штатами, которые борются за сохранение положения доминантной державы, и Китаем, добивающимся стать ею?»[21].

Как признак возможных «перемен» в отношениях между Японией и США при правительстве Японии, которое возглавлял до июня 2010 года Ю. Хатояма, возникли разногласия по поводу согласованного двумя правительствами в 2006 году плана передислокации американских военных баз на японской территории[22]. Наиболее острые споры разгорелись вокруг проблемы перевода авиабазы подразделения вертолетов морской пехоты ВМС США Футенма (город Гинован) на Окинаве. Футенма, по сути, стала индикатором состояния японо-американских отношений. В ходе избирательной кампании Ю.Хатояма заявлял о намерении убрать базу Футенма с острова. Но США настаивали на выполнении договоренностей 2006 года. В конечном счете, под давлением США Хатояма отказался от выполнения своего обещания соотечественникам – и это стало одной из причин его ухода в отставку, всего через 9 месяцев после избрания премьер-министром новое руководство Японии проявило готовность подчеркивать важность укрепления военно-политического союза с США. Выступая с речью на параде Сил самообороны в октябре 2010 года в пригороде Токио, премьер-министр Н. Кан заявил о возросшей угрозе безопасности Японии. Особую тревогу, по словам премьера, вызывает ядерная программа КНДР и рост военной мощи Китая[23].

Подтверждением актуальности проблемы национальной безопасности, а, значит, и японо-американского договора безопасности для Японии стали события, связанные с инцидентом в Восточно-Китайском море. В сентябре 2010 года силами охраны морского побережья Японии было задержано в прибрежных водах островов Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао) китайское рыболовное судно[24]. Ход разрешения конфликта, наиболее серьезного с момента «потепления» японо-китайских отношений, показал, что Китай готов вести себя весьма жестко, отстаивая свои интересы, что в отношениях сохраняется значительный конфликтный потенциал. Он, в частности, включает спор о суверенитете на указанные острова, разногласия вокруг морской границы и несовпадение подходов к совместному освоению нефтегазовых ресурсов в Восточно-Китайском море. Отметим, что США с готовностью поддержали Японию в этом конфликте. Так, госсекретарь Х. Клинтон заявила, что действие американо-японского договора безопасности распространяется на острова Сенкаку[25].

Торгово-экономическое сотрудничество в японо-китайских отношениях всегда играло стержневую роль. Наиболее продвинутым направлением в этом сотрудничестве оставалась, как и в прежние годы, торговля. Япония являлась одним из ведущих торговых партнеров КНР.

К концу 90-х годов в структуре двусторонней торговли произошли изменения принципиального порядка. Так, в японском импорте из КНР топливно-сырьевые материалы переместились с первого места, которое они раньше занимали, на одно из последних. Одновременно в импорте из Китая быстро росла доля машиностроительной продукции, что было результатом реформирования китайской экономики.

В начале XXI века в отношениях двух стран произошел, по сути, перелом. Япония, прежде известная как «планетарное предприятие», уступила эту роль Китаю. Для Японии это сопровождалось рядом издержек. Ее внутренний рынок наводнился товарами, произведенными в Китае. Росло число разорившихся предприятий, а также безработица. Активная инвестиционная деятельность японских компаний в КНР, с одной стороны, оказывала дефляционное воздействие на японскую экономику, с другой – приводила  к «опустошению» промышленности страны.

В новом веке отношения между двумя торговыми партнерами становились сложнее и жестче. Рубежом перемен стал 2001-й год, когда между ними вспыхнула первая торговая война. К тому же в связи с резким увеличением в Китае потребления сырья он превращался в серьезного конкурента для Японии на мировом сырьевом рынке. С 2001 году японское правительство начала существенно сокращать экономическую помощь Китаю, не желая больше способствовать росту экономического и военного могущества своего конкурента[26].

Вместе с тем, начиная с 2001 года ускоренными темпами растет японо-китайский товарооборот. В 2000 году была преодолена 100-миллардная (доллар США)  отметка, а в 2004 году Китай опередил США по масштабам товарооборота с Японией, став ее главным торговым партнером. После вступления КНР в 2001 году в ВТО быстро росли объемы прямых инвестиций японского крупного бизнеса в китайскую экономику[27].

При всей подверженности влияниям, в том числе политическим, торгово-экономические отношения Японии и Китая в рассматриваемый период сохраняли устойчивость в системе двусторонних связей. Торгово-экономическое партнерство составляло основу взаимозависимости двух стран. Масштабы ее в XXI веке стали столь значительны, что руководство двух стран вынуждено было это учитывать в случаях принятия важных политических решений.

Основным каналом японо-китайского политического диалога явились встречи руководителей двух стран. Ход и содержание этих встреч в существенной мере отражали состояние двусторонних отношений, некоторые из саммитов сыграли определенную роль в развитии японо-китайских связей. Так, историческое значение имел первый в истории отношений Японии и Китая визит в КНР японского императора Акихито, когда возник повод говорить об «особом», доверительном характере отношений Японии с Китаем. Однако, в целом, политический диалог в первой половине 90-х годов не принес весомых результатов. Не только не были разрешены давние проблемы в двусторонних отношениях – возникали новые.

Начиная с 1997 года наметилось оживление в контактах политических руководителей двух стран.[28] Инициатива была проявлена японской стороной: она пыталась активизировать дипломатическую деятельность на китайском направлении. Выдвинутой премьер-министром Р. Хасимото внешнеполитической программой  «Евразийская дипломатия» предусматривалось  в отношениях с Китаем добиваться: «взаимопонимания, активизации диалога, расширения сотрудничества и совместной деятельности по строительству нового мирового порядка».

Япония вела свое «дипломатическое наступление» по «трехступенчатой» программе. Всего в 1997-1998 годах состоялись три саммита[29]. «Трехступенчатый» диалог стал впечатляющим свидетельством того, что переговоры топчутся на месте, что разногласия возникают вновь и вновь. К  2000 году диалог затормозился, а затем вообще прервался. В 2001-2006 годах между Японие и Китаем происходила «война нервов». Болевой точкой в отношениях стала проблема токийского храма Ясукуни, который для китайской стороны является символом японского милитаризма и реваншизма. Пекин добивался от главы японского правительства прекращения ритуальных посещений храма –  и безуспешно[30].

В 2006-2009 годах отношения между Японией и Китаем были возвращены в нормальное русло. Более того,  на государственном уровне были зафиксированы договоренности о развитии между двумя странами «стратегических взаимовыгодных отношений». Китайская сторона проявила активное стремление вовлечь Японию в более глубокое и широкое сотрудничество на двустороннем и региональном уровнях. В США с настороженностью была воспринята угроза отхода Японии от союзнических обязательств по японо-американскому договору безопасности, имеющему задачу «сдерживания Китая».  США сохраняли действенный ресурс для оказания воздействия на политику Японии – и им воспользовались.  Не без американского влияния в июне 2010 года досрочно ушел в отставку премьер-министр Ю.Хатояма, намеревавшийся проводить «сбалансированный курс в отношении США и Китая», строить «более равноправные союзнические отношения с США».       

Новый глава японского правительства Н.Кан проявил готовность «скорректировать» внешнеполитический курс, сделав упор на улучшение японо-американских отношений. Добиться этого без одновременного ухудшения отношений с Китаем он не смог. Роковую роль в этом сыграл инцидент в японо-китайских отношениях,  который возник в сентябре 2010 года в районе островов Сэнкаку (Дяоюйдао), суверенитет на которые две страны оспаривают[31]. Преодолеть возникшую в ходе инцидента напряженность в  отношениях Токио и Пекина не удалось. Это устраивало США. Способствуя ее сохранению, они выступили в поддержку японской стороны.

Инцидентом у островов Сэнкаку был обозначен очередной разворот японской дипломатии: маятник качнулся от Китая к  США. И американская сторона воспользовалась ситуацией  в целях дальнейшего вовлечения Японии в стратегию «сдерживания»  Китая. Выразительным знаком начала очередного этапа японо-американского сближения  стало принятие японским правительством в декабре  2010 года новой программы строительства сил самообороны на очередное десятилетие.  В документе подчеркнуто стремление Японии к «дальнейшему усилению и развитию своего неразделенного союза с США». Одновременно сделан акцент на «недостаточную  транспарентность Китая в военной области, вызывающую обеспокоенность у регионального и мирового сообщества, не только у Токио»[32].

Следующим  шагом в углублении японо-американского военно-политического сотрудничества стало согласование планов формирования под эгидой США трехстороннего альянса США-Япония-Республика Корея, целью которого, по оценке специалистов, ставится, прежде всего, «сдерживать» Китай. В январе 2011 года в Сеуле министры обороны Японии и Южной Кореи  подписали два документа о сотрудничестве в военной области. Один из них - cоглашение о порядке  обмена разведывательной информацией, о мерах  ее  защиты от разглашения[33].

Второй документ  узаконивает  порядок  обмена  предметами снабжения (продукты питания, вода, топливо, транспорт и другое), а также услугами в ходе  совместных  операций. Комментируя  этот факт,  американская газета «Старс  энд  Страйпс»  писала: «Два главных союзника Соединенных Штатов в Азии постепенно продвигаются в направлении тесного военного сотрудничества».  И Соединенные Штаты проявляют активную заинтересованность  способствовать  этому. В   южнокорейских СМИ  были опубликованы откровенные признания того, что  «США настойчиво требуют от двух соседних стран выстраивать прочные отношения в военной сфере».

За  подписанием Японией и Республикой Кореей указанных  соглашений должно последовать заключение полноформатного пакта о военном сотрудничестве. Это планировалось (заметим, до масштабного стихийного бедствия в Японии) осуществить  весной этого года в ходе  официального  визита  в Сеул премьер-министра Японии.  О причинах  готовности к этому правящих кругов  двух стран  без обиняков говорилось  в  упомянутой газете  «Старс энд Страйпс», поместившей  статью под названием «Китай - реальная причина для подписания военного пакта между Японией и Южной Кореей». В статье приведено высказывание известного аналитика Центра «Восток-Запад» Дэнни Роя: «Японо-южнокорейское военное  сотрудничество имеет большее отношение  к  Китаю, чем к Корейскому полуострову. Северная Корея создает политический предлог, используемый другими для осуществления стратегических шагов против Китая. Это - фиговый лист»[34].