Японская кухня в культуре Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Культуры и Искусств

Факультет Мировой Культуры

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

ТРАДИЦИИ ЯПОНСКОЙ КУХНИ В КУЛЬТУРЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст-ка 4-го курса

Жежа Е.А., гр. 428

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2013 г.

 

 

Оглавление.

 

  1. Введение……………………………………………….3-5стр.
  2. Статус еды в культуре. Понятие гастрономической культуры…6-10стр.
  3. Становление японской кулинарной традиции…………………11-12стр.
  4. Времена года и гармония на японском столе…………………..13-14стр.
  5. Популярность японской кухни в России………………………..15-16стр.
  6. Становление культа японской кухни в России (Санкт-Петербурге)….17-21стр.
  7. «Российские» мифы о японской кухне…………………………..22-24стр.
  8. Заключение………………………………………………………25-26стр.
  9. Список использованной литературы……………………………27стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В современной культуре наблюдается активный рост интереса к сфере повседневного питания. Практически во всех областях массовой культуры присутствует тема еды. Интерес представляет как приготовление пищи, так и ее употребление. Из чего можно сделать вывод, что процессы приготовления и потребления пищи перестают быть просто способами удовлетворения биологической потребности и становятся одной из важнейших частей повседневной жизни современного человека, несущими за собой и эстетическое удовлетворение. А эти вопросы сегодня представляются актуальными с позиции культурологического знания, чем заслуживают тщательного теоретического изучения.

 

Однако по-прежнему сохраняется многозначность понятия «гастрономическая культура». Не существует ни одного труда, посвященного осмыслению данного термина.

Иная проблема заключается в  отсутствии теоретического осмысления понятия гастрономической культуры. Оно изучается главным образом на эмпирическом уровне, вследствие чего представляет из себя набор неорганизованных правил и феноменов.

К тому же не изучены механизмы и способы функционирования гастрономической культуры. Потому как в данной сфере имеют место быть  определенные нормативы и понятия о престижности и уместности блюд. Однако методы формирования и трансляции этих норм и представлений представляются неосвещенными. 1

К тому же фактически не получила исследование взаимосвязь социокультурного контекста и гастрономической культуры.

 

 

Поэтому объектом данного исследования служит рассмотрение повседневного питания с точки зрения культурологического знания.

 

Предметом данной работы является японская кулинария, рассматриваемая  в контексте культурных традиций Японии и России.

 

Целью представленной курсовой работы является исследование статуса еды в культуре на примере кулинарной культуры Японии и ее места в культуре повседневности России.

 

Задачи исследования:

- Изучение понятия «гастрономическая  культура».

- Рассмотрение культуры Японии  с точки зрения кулинарных  традиций.

- Выявление причин популярности японской кухни среди россиян.

- Анализ сложившихся в России  мифов о японской гастрономии.

 

Исследования культуры повседневности, охватывающие буквально все сферы повседневного существования человека, представляют из себя одно из наиболее активно развивающихся направлений современной гуманитарной науки. Именно понятие гастрономической культуры на сегодняшний день чаще всего применяется для осмысления повседневного питания.

Тем не менее, гастрономическая культура по-прежнему представляет интерес для науки. В границах этнографических исследований рассматривается обрядовая и ритуальная кулинария, пища с точки зрения символики. Тем не менее питание в повседневности пребывает на периферии гуманитарного знания.

Впервые взаимосвязь питания повседневности с системой культуры предстают в работах ученых школы «Анналов», к примеру Ф. Броделя, который предпринял попытку изчать гастрономическую культуру именно в рамках эпохи, учитывая экономические, политические и социальные факторы. В последнее время в науке зарубежной появился ряд работ, полностью посвященных этому феномену. В этих рядах наиболее яркие представители - Ж.-Ф. Ревель, Д. Мишель... В российском гуманитарном знании это работы В. Похлебкина. Как в нашем государстве, так и за границей основное внимание уделяется именно эволюции технологии приготовления еды и  анализу нюансов, определивших эту эволюцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТУС ЕДЫ В КУЛЬТУРЕ. ПОНЯТИЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Еда представляет из себя не только биологическую потребность человека, но и культурный феномен. Мера воспитания, морального уровня и культурного сознания человека максимально получает проявление в том, каким образом человечество удовлетворяет свои нужды. В первых рядах главенствующих естественных потребностей человека стоит потребность в пище. Со временем пища в сознании человечества уже перестала являться лишь методом поддержания биологической жизни.

Принятие пищи — процесс, связанный с социальными и культурными формами человеческого поведения (ритуалами, обрядами и т. п.). Этот процесс сопровождает разнообразные события человеческой жизни – и праздничные, и печальные. В совместном принятии пищи имеет место быть и общение людей, а сама еда здесь предстает в качестве знака, символа.

Поэтому гастрономическая культура представляет из себя систему правил и предписаний, которые определяют метод приготовления еды, ритуал принятия пищи.

 

Существует перечень понятий, которые чаще всего используются в характеристике сферы питания, и соотнесенных с понятием культуры гастрономии.

В первую очередь это культура питания. Этот понятие несет за собой давнюю историю и дает характеристику системе пищевых привычек определенной культурного общества. Тем не менее, очевидно, что такие привычки имеют различную природу происхождения. Выделяется ряд подсистем в зависимости от критерия, лежащего в основе их формирования. К примеру, религиозная система питания - основана на религиозных требованиях и подкреплена развитой системой практик и догматов.

Рядом с культурой питания и понятием системы питания этноса, которое ввел С. А. Арутюнов. Система питания этноса имеет в себе набор основополагающих продуктов и блюд, те или иные дополнительные компоненты, методы приготовления пищи, гастрономические ограничения и предпочтения, правила этикета в сфере приема пищи.2

.

Следующее понятие, дающее характеристику сфере питания, - это кулинарная культура. Оно характеризует приготовление пищи и является аналогом культуры приготовления еды. В культуру кулинарии включаются понятия о приемлемых в употребление продуктах, ключевые методы обработки продуктов, каноны их сочетания.

 

Другое понятие, тесно связанное с понятием кулинарной культуры, - культура принятия пищи. Она включает в себя каноны столового этикета, понимание методов организации трапезы. Это набор моделей, правил поведения за столом.

 

 

 

Гастрономическая культура несет за собой в обществе множество функций — регулятивную, нормативную, ценностно-ориентационную и др. При этом разной исторической эпохе соответствовала различная функция гастрономической культуры. Но исконными предстают пара функций: регуляция системы питания и маркирование социокультурного статуса индивида.

Регулятивная функция является первостепенной функцией гастрономической культуры. Регулятивный элемент имеет место быть в различной системе питания, но уровень строгости контроля несет за собой различный характер. Так, запрет на употребление мяса тотемного живого существа конкретно очерчивал нормы дозволенного, но позволял абсолютную и хаотичную свободу действий в пределах разрешенного списка. Подобная ситуация образуется и в системе религиозных запретов.

 

Другая важная функция гастрономической культуры - маркирование статуса индивида. Истоки этого найдены еще в традиционном обществе, где была четкая грань между едой высокого сословия и крестьянским застольем. В этом случае говорится о предначертанности человеку определенной пищевой стратегии. Происходит усвоение нормы, исключая ее использование.

 

В данном отношении гастрономическая культура взаимосвязана с практиками престижного потребления. Престижное потребление в разной степени присутствовало во всех культурных периодах. Самые древнейшие из привычек, которые управляют жизнедеятельностью каждого человека, — привычки, затрагивающие его существование в качестве биологического организма, наиболее живучи и властны. В данном контексте представляется возможным выстроить индивидуальное потребление пищи как символическое представление своего экономического и социального статуса. 3

 

Именно с момента покорения Азии кулинария переходит в ранг искусства, а гастрономия становится модной. Отныне важным стало не просто приготовление блюда, но и способность удивить исходными продуктами.4

 

Здесь впервые пища выступает символом особенного положения индивида. Ярче всего это проявилось в эпоху империи, когда стали актуальны показные трапезы.

 

Более усложненная структура питания имеет отношение к эпохе Средневековья. Соблюдение постов и прочих религиозных табу служило символом принадлежности к христианскому миру. Богатство и усложненность пищи утверждало положение индивида в сословной структуре. Ранжирование проявлений роскоши, по данным Н. Элиаса, являлось одним из главнейших методов поддержания иерархии в обществе средневековья.

 

Новая веха в развитии регламентации питания связано с приходом Нового времени. Данный период отличен возрастанием индивидуального начала в культуре и ростом социальной мобильности индивида. В итоге статус личности определялся не столько рождением, сколько собственными достижениями, требующими личной символической формы.

 

Одним из методов символической репрезентации успешности явилась именно гастрономическая культура. Хоть и гастрономическая история — это, в первую очередь, история ученой гастрономии, но в Новое время главенствующим стал именно обыденная часть гастрономии, обусловленная ее применением в различных социальных слоях. 5

 

Иным фактором завершающего оформления системы гастрономической культуры стало сложение национальных государств. Наиболее активно данный процесс прошел в XVIII—XIX вв.

С. Арутюнов, анализируя процесс возникновения представлений о национальном единстве, обращает внимание на ряд форм конституирования национального единства. К таким формам он относит государственный язык, печать, систему образования. Однако самостоятельность государства потребовала не только национальных ученых-гениев и национальных героев, но и «родной» кулинарной особенности, выливающейся в понятие национальной кухни. Такая фиксация национальной идентичности на планке повседневной жизни позволила укрепить представления об единстве нации и общности ее начал.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛИНАРНОЙ ТРАДИЦИИ.

 

 Прежде всего, японская  кулинарная традиция проявляет глубокое уважение к первозданной «внешности» продуктов исключительно самого высокого качества. Подобное требовательное отношение японцев к еде берет свое начало именно в национальной традиции понимания окружающей природы, преклонения перед ней, что отразилось в их религии синто.

Японская кухня проявляет тончайшее уважение к подаркам природы. Национальные повара стремятся к сохранению первоначального вкуса и внешнего вида продуктов. Изысканная кухня и утонченные соусы и сейчас не свойственны характерному японскому вкусу.7

Это принципиальное различие японской кухни от кухни других государств очень точно подметил знаток Японии, посвятивший ей не один десяток лет итальянец Фоско Мараини. По его словам, японская пища является приобщением к природе; а порция отмерена таким образом, чтобы избежать переедания и возможного ощущения отвращения".8

Японская кухня зарождается примерно 2500 лет назад, с момента начала возделывания риса,  который играл главную роль на протяжении веков. Ведь одним из старинных названий Японии является "Земля рисовых колосьев".

 

 

 

 

 

В последние десятилетия  японцы начали проявлять интерес к европейским продуктам. Тем не менее, традиционным блюдам национальной кухни на основе риса, овощей, рыбы и других морепродуктов, по-прежнему отдается первое место по популярности.

На сегодняшний день, вопреки значительным переменам, японская пища разительно отличается от западной по калорийности и по своей сущности, сохраняя свои специфические особенности.

В настоящее время, когда активно пропагандируется здоровый образ жизни, японская кулинария приобретает все больше поклонников в различных странах, поскольку ассоциируется именно с правильным питанием. В большинстве цивилизованных стран рекомендуется употреблять как можно меньше в пищу животных жиров, продуктов с содержанием холестерина, сахара и соли, а больше с содержанием клетчатки. И лишь японская кулинария абсолютно отвечает этим рекомендациям. Поэтому повседневная японская еда все больше популярна за рубежом, в частности, в России. Подогревая заинтересованность в японской кухне последователи японских кулинаров в различных странах открывают многочисленные специальные школы, издают много тематических книг. Ресторанный бизнес японской тематики все больше расширяется и в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

Времена года и гармония на японском столе

 

 

Ключевые моменты японской кухни - соответствие блюд каждому сезону. Это так же важно, как и само приготовление. Понятие сезонности в японской кулинарии – это использование продуктов в то время года, когда они имеют особый вкус. К примеру, ростки бамбука, в принципе играющие важнейшую роль в национальной кулинарной традиции - символ блюд весеннего сезона. Корень лотоса считается пищей весны и осени.

Сезонность имеет место  быть и в украшении блюд символами определенного времени года.

К тому же каждый сезон ассоциируется с определенным специфичным видом продуктов: зима - с мандаринами, осень - с хурмой, лето - с форелью. Акцентируется сезонность и в ритуале сервировки стола, который не мог не проявиться в рамках строго регламентированной на протяжении веков жизнедеятельности японского народа. Множество блюд, тщательно продуманных и подобранных, удивительно располагаются на разного диаметра тарелочках, предназначенных непосредственно для конкретного блюда. Отсюда и появилось популярное утверждение, что японские блюда приготовлены больше для глаз, чем для употребления.

В сервировке японского  стола широко популярна лакированная посуда темных тонов. О впечатление, которое она производит писал Танидзаки Дзюнъитиро: "Однажды меня пригласили на чайную церемонию, где подавали суп мисо. До того времени я ел данный суп, не обращая на него высокого внимания, но, поданный при слабом свечении свечей в лакированных темных чашах, этот суп окраски красной глины приобрел  особенную глубину и аппетитный вид ". 

Примечательно, что большинство блюд употребляют при комнатной температуре (только суп и рис обязательно горячими), поэтому их подают на стол совместно. В японской сервировке, безусловно, есть свой определенный свод правил и канонов. Например, рис располагается слева, суп справа, основное блюдо в центральной части. Слева, справа и сзади основного блюда располагают различные маринады и соленья. Соусы и приправы помещают справа от предназначенного под них блюда. Хаси (палочки для еды) обращены влево тем концом, которым прикасаются к  пище; десерт и чай заключают всю трапезу.

 Приступая к трапезе, японцы произносят стандартное "итадакимас" (досл.: приступаем), а завершают словами благодарности за пищу "готисо сама дэсита" (было очень вкусно). Эти слова говорят автоматически.

Существует совершенно особый вид сервировки японского слова - бэнто - набор классической пищи в специальной коробочке. 9

Японцы любят именовать блюда экзотическими названиями. К примеру, жареные каракатицы называются "сосновые шишки", потому как на них похожи глянцевитые жареные куски; мясное блюдо в фольге именуется "серебряные лодочки".

Тякин - специфичная хлопчатобумажная ткань, которая используется во время чайной церемонии, дала имя самому популярному виду кондитерских изделий, изготовленных из сладкого картофеля, поскольку как раз в ней отжимают картофельные колобки.

 

 

 

 

 

 

Популярность японской кухни в России.

 

 

Привлекает россиян в японской кухне не только сама пища, но и процесс ее употребления.

Использование палочек, прямоугольная форма посуды и горячие влажные полотенца для рук — эти и подобные, свойственные для японской кулинарии детали привлекают российских потребителей своей оригинальностью.

Традиционно в состав японской кухни входят разнообразные морепродукты: рыбы, креветки, мидии. Особенную популярность получил и известный острый соус васаби, также многие другие соуса: соевый, устричный, лимонный.

 

В Японии огромное значение имеют мелочи, что отобразилось и на кулинарии данной страны, где принято утонченное сочетание ингредиентов с целью получения идеального рецепта. Для разделения вкусового понимания разных по составу блюд используют маринованный имбирь. Этот вкус также служит одним из важнейших факторов популяризации японской кулинарии в России.

 

Очередным фактором распространения  японской кулинарии в России стало становление культа здорового образа жизни. Принято считать японскую кулинарию диетической и полезной для организма, что не всегда соответствует действительности. Потому как средняя порция в российских японских ресторанах гораздо больше, нежели в самой Японии. Поэтому в большинстве ресторанов предусмотрены специализированные таблицы с показаниями калорийности блюд, что прибавляет к ним немалой популярности среди женской половины.

Но в общем, при правильном подходе к выбору пищи, японская кухня является хорошим и вкусным методом похудеть.

 

Высокая степень популярности японской кулинарии вносит лепту в тематические рестораны довольно интересной инвестицией, а с учетом невысокой себестоимости готовых блюд и средней наценки на них в объеме 500–700 %, открывая японское заведение, можно рассчитывать на его быструю прибыльность. И то, что на сегодняшний день японская

кулинария перешла из разряда эксклюзивных в разряд повседневных, ничуть не уменьшает ее популярности в глазах клиентов, а напротив — открытие бюджетных японских баров привлекает в них все большее количество представителей юного поколения в качестве самых больших поклонников японской кулинарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЯПОНСКОЙ КУХНИ В РОССИИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ).

 

 

В России японская кулинария сначала выступала на арене высокой кухни. Первые рестораны были довольно дорогими для среднего класса и экзотическими. У такой особенности были две первопричины: низкая известность, следовательно, низкая популярность у большинства населения и неимение поставщиков.

Со временем стали появляться и поставщики  японских продуктов, утвари и предметов интерьера. Одновременно рост доходов населения и выезды за границу россиян поспособствовали возрастанию спроса на национальную кулинарию различных стран. 

 

Доступность, уникальность и интерактивность – залог успеха японской кулинарии в России.

На сегодняшний день японская кулинария буквально «въелась» в российскую повседневность.

Суси, сасими, роллы оказались распространены не только в специализированных заведениях общественного питания, но и на привычной домашней кухне.

Общедоступность японской кулинарии характеризуется не только возможностью приготовления в домашних условиях, но и множеством недорогих ресторанов.

Тем не менее, доступность японской кухни не была бы причиной ее тотальной популярности, если бы не сочеталась с оригинальностью, эксклюзивностью. Так как остались рестораны, культивирующие «высокую» кухню.

К тому же японские традиции по-прежнему хранят большое количество особенных символов причастности к таинству традиционного приготовления пищи. Существует большое количество сложных умений и навыков, которые необходимы для приготовления и для употребления.

Кроме того, заведения японского профиля стали первооткрывателями своей кухни для любопытства посетителей, то есть интерактивной. Нередко повара готовят непосредственно на глазах у публики. Особенно эффектное зрелище - приготовление разнообразных «яки» (жареных блюд) и их представление.

Умение готовить блюда из продуктов ядовитого происхождения – еще одна изюминка японской кухни. Так, для приготовления ядовитой рыбы фугу, необходимо пройти сложнейшее специальное профильное обучение.

Тем не менее, все эти сложности и особенности не уменьшают шансы для приготовления большинства японских блюд любому начинающему кулинару, что в очередной раз акцентирует внимание на многогранности японской кулинарной традиции.10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Кампай» – осушим чаши!

 

 

Популярность алкогольных  напитков в Японии берет свое начало с  традиционных саке и сётю.

 Сегодня японская  нация находится на финишной прямой на пути глобализации. Все нынешние тенденции Япония впитывает в себя, придавая им своеобразные национальные краски. К примеру, шотландский виски имеет свой японский клон. Примерно 100 лет назад японский предприниматель начал производство этого напитка в Японии, основав компанию Suntory Group. За первооснову была взята шотландская технология, однако вкус получился абсолютно отличный – по-японски мягкий и совершенный. Известно, что японцы не принимают резких запахов, поэтому и японский виски не такой «торфянистый» как его шотландский предок. 11

В целом, разнообразие алкогольной продукции одним лишь саке не ограничено. 

 

Говоря о напитках, стоит упомянуть и о наиболее востребованном в России пиве. Активное распространение японской кухни требует и от бизнеса определенных новшеств. В связи с чем, «брачный союз» пива и суси вскоре стал крайне востребованным. Самые популярные японские блюда в миниатюрных порциях оказались крайне востребованной пищей.

В итоге на просторах российских городов, особенно таких крупных как Санкт-Петербург, начали очень активно разрастаться малобюджетные пивные заведения, располагающие всем спектром японской кухни в качестве закуски.

Первое пиво в Японии было выпущено в 1873 году. Как и в ситуации с виски, главной целью японских предпринимателей было максимальное снижение цен на этот напиток, достигший высокой точки популярности среди населения, до этого импортируемого из Европы.

Каких-либо инноваций в процесс приготовления пива японцы не привнесли. Добавление составляющей из риса уже практиковалась в Европе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Kaiseki.

 

В настоящее время во всем мире, как и в самой Японии, только набирает свое оборот по популярности направление – kaiseki-ryori (кайзеки-риори). Это в своем роде попытка возрождения древней сложной японской кухни.

Kaiseki переводится как «камень в желудке». Если верить легенде, буддистские монахи Дзен клали подогретые камни в специальный кармашек кимоно, располагающийся на животе, для максимально легкой переносимости голода. 12

Блюда kaiseki презентовались именно в процессе чайных церемоний, поскольку считалось, что истинный вкус чая можно прочувствовать, только если человек не голоден.

На сегодняшний день под kaiseki имеют в виду серию блюд-закусок, подаваемых в особенно красивой посуде, подчеркивающей уникальность и элегантность самой пищи.

Сегодня эта самая древняя из кулинарных школ крайне заинтересовала знаменитых поваров-новаторов. Следовательно, японская кухня и дальше будет поражать своих поклонников и доставлять им вкусовое довольствие, получая свое развитие во все новых направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Российские» мифы о японской кухне.

 

Кто в Санкт-Петербурге не знает, что есть японская еда? Блюда этой кулинарии уже превратились в русские национальные кулинарные хиты – такое множество в Санкт-Петербурге японских заведений. Но в России и понятия не имеют, что широко известные и распространенные стереотипы о японской кулинарной традиции в большинстве своем ошибочны.

 

В первую очередь, стоит развенчать самый главный миф о японской кухне, существующий в российском обществе. Миф, согласно которому, японцы употребляют в пищу исключительно морепродукты. На самом же деле дары моря на столе этой нации занимают не первое место. Суси для японцев – это лишь обычный маринованный рис. О существовании такого замечательного японского блюда, как ролл, японцы осведомлены, но равнодушны к этому. 
 
Чем же питаются в Японии в действительности? Первоочередно - овощи, потом – мясо. Конечно, большой популярностью пользуется именно лапша во всех ее разновидностях.

Естественно, в рацион японцев рис играет не последнюю роль. Но абсолютно не тот, что подают в петербургских «японских» заведениях. В Санкт-Петербурге в частности он сухой, а в Японии – липкий, мелкозернистый и мокрый.  
 
У японцев существует традиция преподносить друг другу в качестве презента продукты питания. Если прибывает человек из одной части страны в другую, то он непременно привозит в качестве комплимента сладости, морепродукты – некую местную кулинарную изысканность.13 
 
Также в Японии бытует мнение, что лучшая пища имеется на Хоккайдо, в силу оптимальных погодных условий для взращивания риса и производства молочной продукции. Порой местная кулинария бывает крайне экзотичной даже на вкус самих японцев. К примеру, в префектурах Яманаси и Нагано крайне любят употреблять в пищу печеных кузнечиков под сладким соусом. А вот жители других префектур кузнечиков на дух не переносят.14 
 
Главная же трапеза проходит именно на ужин, который среднестатистический житель Японии чаще всего, как правило, проводит в заведениях общественного питания. Из видов мяса японцы в первю очередь отдают предпочтение говядине в силу неизвестных причин. Есть в Японии специализированные заведения якинику. В них можно своими руками приготовить себе стейк. Это крайне либеральные заведения, обладающие у японцев немалой популярностью.

 

Вопреки очередному стереотипу, в кулинарной традиции современного японца имеют место быть колбасные изделия. Правда, ее качество крайне низкое. С этими изделиями японцы ознакомились сравнительно давно, но их качественному производству так и не научились.

В России незаменимым атрибутом ресторана «японской кухни» является мокрое полотенце («осибори») для рук, предлагаемое, как правило, перед приемом пищи. В Японии же в заведении вместо него приносят обычные мокрые салфетки. Зато независимо от заказа обязательно подается стакан холодной воды. 
 
 
Выпивать в Японии любят. Причем японский застольный этикет очень сильно отличается от российского. В отличие от России совместный прием алкоголя в Японии не стирает различий в социальных статусах. 
 
 
Огромный вопрос заключается в том, что у японцев пользуется большей популярностью: своя национальная кухня или иностранная. К примеру, куда чаще, нежели сасими и суси, в Японии употребляют в пищу элементарные спагетти с различными добавками. А вот богатейшая кухня Китая в Японии особенным почетом не пользуется. Скорее всего, это взаимосвязано с не восприятием японцами  острой пищи, характерной для китайской кулинарной традиции.

Также сомнительной популярностью пользуется пища из Кореи. К ней у жителей Японии неоднозначное отношение – как и к самой Корее.