Японский театр Кабуки

 

Институт экономики, права и гуманитарных специальностей

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Японский театр Кабуки»

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

факультета востоковедения,

Пак В.Э

 

 

 

Научный руководитель-консультант: доктор исторических наук, профессор, Смертин Ю.Г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                  3

 

Введение

Актуальность данной работы выражена тем, что интерес к Японии растет в наши дни. Многие, кто интересуются современной Японией, также интересуются её историей и культурой. Следовательно, растет интерес и к театрам, в том числе и к театру Кабуки, который покоряет зрителей своей красочностью и доступностью для не просвещенных в отличие от театра Ноо.

Целью работы является максимально полное рассмотрение зарождения театра Кабуки, изучение его истоков, специфики и роли в культуре Японии.

Исходя из цели работы, автор поставил следующие задачи:

    • Рассмотреть возникновение театра Кабуки
    • Изучить театр Кабуки в эпохи Токугава и Мэйдзи;
    • Исследовать все элементы, составляющие театр Кабуки;

Хронологические рамки

Нижняя хронологическая граница работы определена эпохой Токугава (1603-1868), временем начала зарождения театра Кабуки. Верхняя граница датируется нашим временем, так как театр Кабуки существует до сих пор и имеет некоторые современные изменения.

Литература:

Очень важным трудом явилась книга Гришелевой Л. Д. «Театр современной Японии». В этой книге дана общая картина театрального мира современной Японии. В данной книге очень подробно рассказано о формировании и развитии Кабуки. Также очень детально разобраны различные элементы, составляющие важную часть для театра Кабуки.1

При написании курсовой активно использовалась книга Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. «История Японии». Авторы излагают историю Японии с древнейших времен до наших дней: древняя история, становление и развитие феодальных отношений, история нового и новейшего времени. В каждом из разделов специальные главы посвящены истории развития культуры.2

В общих чертах о истории театра Кабуки и о его драматургии было написано в  Театральной Энциклопедии, том 2 и Театральной Энциклопедии, том 5.

Также основой для данной работы послужила книга Н.И.Конрад «Избранные труды. Литература и театр». Эта книга помогла для написания второй главы данной курсовой. Настоящая книга завершает посмертное издание избранных трудов академика Н. И. Конрада.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История развития театра Кабуки

 

Кабуки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.4

Словом Кабуки в XVI веке обозначали всякую экстравагантность в манерах, одежде, поведении; оно же применялось к скоморохам, народным бродячим актерам. Истоки искусства Кабуки восхотят к представлениям комедиантов – исполнителей небольших сценок, фарсов, в которые входили пляска и пение.

 Социально-экономическое развитие страны и рост капиталистических отношений определяли особенности культуры Японии периода позднего феодализма. Дворянская культура все больше теряла свои позиции, в то время как самобытная, полнокровная культура экономически укреплявшейся буржуазии стремительно набирала силы и завоевывала новые области культуры. Она стала базой, на которой развернулось наиболее активное условие иноземного влияния после революции 1868 г. И сформировалась японская буржуазная культура.5

Для культуры XVII - XIX вв. характерно интенсивное расширение ареала: ее центрами становятся наряду с Киото и Нара новая столица Эдо (современный Токио), Осака, портовые города Сакаи, Нагасаки и др. Расцвет специфической городской культуры стал самой главной особенностью завершающего этапа японского зрелого средневековья. Естественно, что при этом менялись формы бытования искусства и его роль в обществе. Формировавшееся третье сословие, которое постепенно вырабатывало свои собственные нормы этики и эстетики, выходило на авансцену художественной жизни как главный герой и наследник культурных традиций прошлого.

Появляются спектакли из жизни горожан с их повседневными проблемами, жизнью «кварталов увеселения» и т. п. Театр Кабуки становится образцом торжественного барочного стиля, сохранив свои особенности вплоть до начала XX века, когда с приходом Мэйдзи наступает господство реалистического искусства, требованиям которого будут вынуждены подчиниться и актеры Кабуки.6

Театр Кабуки родился в недрах третьего сословия в эпоху феодальной империи Токугава (XVI-XIX). Богатые купцы и зажиточные ремесленники городов создавали в это время свою культуру. Их сильнейшая культурная активность вызвала к жизни и новый театральный жанр, целиком сливавшийся с их интересами, вкусами и потребностями.

Во время праздников по всей Японии исполнялись народные танцы. Некоторые из них в прошлом носили религиозный характер, другие были частью ритуальных церемоний. Все традиционное театральное  искусство Японии в значительной части происходит от этих танцев и ритуалов.

В конце средних веков было много бродячих трупп танцовщиц и танцоров. Одной из таких танцовщиц была Окуни, которая была жрицей синтоистского храма в Идзумо и отличалась особенно искусным исполнением религиозных танцев.

Возникновение Кабуки в начале XVII в. принято связывать с выступлениями бывшей храмовой танцовщицы Окуни, ставшей основательницей нового популярного зрелища бытового характера -  она исполняла песни, танцевала, разыгрывала небольшие сценки.7

Ее приезд в Киото в 1603 году и показ религиозных и народных танцев для широкой публики считаются первым представлением Кабуки.

Слово “Кабуки” означало в то время склонность к оригинальному, к чему-то необычному. Когда Окуни в ярком, удивительно нарядном и красочном костюме стала исполнять перед публикой танец нэмбуцу-одори, полный неожиданных, подчас нескромных движений, его назвали танцем Кабуки. Позднее для написания слова  “Кабуки” были подобраны китайские иероглифы в произвольном фонетическом чтении.8

Главным номером в программе Окуни был танец Нэмбуцу-одори – молитвенная буддийская пляска. Одета она была в одежду из черного шелка. А на шее был подвешен на двух красных тесьмах барабанчик. С превращением в профессиональную танцовщицу она разнообразила свой репертуар исполнением двух новых плясок: танца Яякко-одори и Охараги-одори. Первый был несколько видоизмененным народным танцем, второй представлял собой переработку одного танца из фарсов Кегэн. Чтобы сделать свои выступления более интересными, Окуни наряжалась мужчиной и сопровождала свой танец разыгрыванием сцены. Вскоре Окуни нашла себе покровителя и помощника, которого звали Нагоя Сандзабуро.

Нагоя Сандзабуро происходил из самураев, отличался красотой и имел огромный успех у женщин. Благодаря ему Окуни еще больше разнообразила свой репертуар, усложняя его и вводя все больше и больше драматического элемента. Скоро к ней стали стекаться ученицы. Таким образом сформировалась целая труппа, исполнявшая целые сценки. Так получило свое первое оформление театральное искусство Кабуки.

Успех нового жанра был настолько велик, что у Окуни скоро появились подражатели. В Киото одна за другой стали возникать труппы онна-кабуки (женский Кабуки).

Театр Кабуки в отличие от театра Ноо, созданный народом и для народа, был полон красок и движения. Интересно отметить, что с момента своего основания театр находился в оппозиции к феодальному правительству Японии. Правительство, напуганное популярностью Кабуки и его влиянием, постоянно предпринимало шаги для установления контроля над этим театром. Рядом ограничивающих законов правительство наносило ему удар за ударом. Театр Кабуки отражал эти удары с помощью хитроумных уверток. Эта дуэль, продолжавшаяся все двести пятьдесят лет периода Токугава, оказала существенное влияние на развитие драматической формы кабуки.9

Первый период развития Кабуки закончился в 1629 году. Многочисленные женские труппы были распущены, а формирование новых трупп или смешанные были запрещены. Некоторые историки считают, что правительство также было обеспокоено популярностью постановок, освещающих жизнь обычных людей, а не героев древности, и скандалами, связанными с кабуки, в которые были вовлечены некоторые государственные чиновники. С этих пор Кабуки стал исключительно мужским театром, где все роли, в том числе и женские, исполнялись мужчинами. Этот запрет сохранялся вплоть до революции Мэйдзи. Но за двести с лишним  лет в театре очень укрепилась традиция обходиться без женщин, поэтому сейчас можно редко увидеть женщину в театре Кабуки.

Если рассматривать репертуар возникшего театра, то стоит подчеркнуть, что в основной своей массе, это были безнравственные и даже пошлые постановки, отображающие обыденность жизни. В результате чего правительство, в виду сильного разлагающего влияния Кабуки на общественность, наложило запрет на участие женщин в театральных постановках.10

С запрещением женских трупп их место заняли труппы, составленные из мальчиков-подростков. Началась эра так называемого вакасю-кабуки – “Кабуки мальчиков”11

Нравившиеся зрителям танцы могли исполняться и красивыми юношами, одетыми в женские  платья. В труппы подбирались красивые подростки, носившие длинные волосы.

Эффект представлений трупп вакасю-кабуки был таким же эротическим, как и труппы онна-кабуки. Не смотря на то, что характер постановок изменился, больше внимания уделялось драматическому искусству, нежели танцу. Однако это мало повлияло на нравственную сторону представлений, к тому же юноши-актёры были не менее доступны для публики, чем их предшественницы. Это дало толчок широкому  распространению гомосексуализма, так как красивые мальчики быстро обрели покровителей. Но правительство снова вмешалось и труппы вакасю-кабуки были запрещены. В конце концов, труппы стали формироваться только из взрослых мужчин. Таким образом, с 1653 года в театре Кабуки начался “мужской” период. В труппах кабуки могли выступать только зрелые мужчины, что привело к развитию утончённого, глубоко стилизованного вида кабуки - яро-кабуки. И теперь театр Кабуки принял тот вид, в котором мы видим его в настоящее время.12

Центр тяжести в искусстве Кабуки был перенесен с чувственности и физической привлекательности исполнителей на актерское мастерство. Больше внимания стало уделяться сюжетной драме. Это привело к появлению специального амплуа оннагата – исполнение мужчиной женских ролей, которое является одной их характерных особенностей Кабуки и в наши дни.

Со временем в Японии появилось два театральных центра – это район Киото-Осака и Эдо. В зависимости от характера областей этих центров сложились и различные формы искусства Кабуки. Купцы и ремесленники района Киото-Осака были ближе к рациональности. В этих местах сложился чувственный стиль представителей Кабуки – вагато. А вот в Эдо, где преобладало воинское сословие, развился мужественный стиль – арагото. В основном это были сценки с воинскими подвигами.

Правительство Токугава рассматривало театр Кабуки как источник разлагающего влияния на общество, но на полное запрещение его не решалось, считая его злом, но злом необходимым, призванным отвлекать низшие классы от более серьезных социальных проблем. Поэтому в основном проводило ограничительные мероприятия.13

Актерская профессия стала относиться к разряду презренных. Правительство стремилось сосредоточить театры горожан в одном, по возможности отдаленном квартале города. В XVII и XVIII веках территориальная  изоляция соблюдалась строго. Актером запрещалось выходить за предела театральных кварталов. Они не имели права посещать дома вне своего квартала, в частности поместья крупных феодалов, дома самураев и  богатых купцов.

Правительство строго следило за соблюдением всевозможных сословных разграничений. Таким образом, театр Ноо был предназначен для развлечения высших слоев классов, а Кабуки для горожан. Но не смотря на всевозможные запреты, самураи низкого ранга ходили туда совершенно открыто. Представителям же более высших рангов приходилось посещать театр тайком. Аресты, тюремные заключения и изгнание не останавливали их.

Развитие Кабуки в то время тормозила система законов в отношении одежды. Актерам театра Кабуки не разрешалось появляться на сцене в костюмах из парчи, шелка и других дорогих тканей, так как актеры были горожанами.

Богатые костюмы из парчи и шелка, являются существенной частью театра, Ноо в значительной мере определяли эффектность ее представлений. Этим театр Ноо очень выигрывал от театра Кабуки, и поэтому запрещение этих костюмов было для театра чувствительным ограничением.

Существовали запретительные законы, касающиеся содержания пьес, которое могло оказать на зрителей нежелательное моральное или политическое влияние. Драматургам запрещалось затрагивать современные события, действующими лицами которых являлись представители правящего класса. Поэтому драматурги часто смешивали факты и вымысел, путали хронологию, изменяли имена героев, место действие ит.д.

В первой половине XVIII века начался культурный обмен между районом Киото-Осака и Эдо. Именно после этого Кабуки взял многое в кукольном театре Дзерури, центром которого был город Осака. Из этого театра в Кабуки пришла драма, представляющая интерес и в литературном плане. Так же были заимствованы и наиболее выразительные сценические приемы.

Перенося на свою сцену пьесы Дзерури, труппы Кабуки приспособляли их к условиям своего искусства. В спектаклях сохранился обязательный для Дзерури сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент трехструнного сямисэна вел рассказ, актеры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так, в драматургическую ткань пьес Кабуки вошла пантомима14

Революция Мэйдзи резко изменила ход исторического развития страны. Япония встала на путь капиталистического развития, началась широкая полоса заимствований опыта европейских стран, перестройки и обновления всех областей жизни японского общества. После революции Мэйдзи японское общество было полно новыми идеями. Новое театральное искусство грозило разрушить искусство Кабуки, и возможно так бы оно и было, но благодаря усилиям выдающихся актеров и театральных деятелей кабуки смог выжить и добиться новых успехов в новую эпоху.

Делая вывод, можно сказать, что если бы не те препятствия, с которыми столкнулся театр Кабуки в эпоху феодальной Японии, мы бы не видели его таким, каким он является сейчас.

 

 

 

2.Элементы театра Кабуки

 

Кабуки – ведущий жанр японского традиционного искусства, вобравший в себя все лучшее из богатой сокровищницы многовековой театральной культуры. Это театр синтетический.

Его искусство – органическое соединение музыки, слова, актерской игры, традиционного японского танца, пантомимы и необыкновенной декоративности постановки15

 

Организация. С организационной точки зрения театральное объединение, культивирующее жанр Кабуки, возглавляется директором. Этим последним может быть и какой-нибудь театральный предприниматель-коммерсант, и главный, основной актер труппы, и автор-писатель. Очень часто в одном лице соединяется и главный актер, и коммерсант, иногда же, а в прежнее время почти как правило – актер, и автор, и коммерсант16

Во главе всего театрального дела всегда стоит одно лицо – когёси или когёсю. Все подчиненные главного руководителя делятся на: хозяйственное и художественное.

Во главе хозяйственного управления стоит – тёмото, главный администратор театра, которому подчинены:

    1. офуда – ближайший помощник администратора по всем отраслям хозяйственного управления театра, т.е. универсальный работник по административно-хозяйственной линии.
    2. нака-тёба – заведующий финансовой частью.
    3. уриба – заведующий зрительным залом, регулирующий распространение билетов.
    4. оириба – заведующий фойе, т.е. впуском и выпуском публики.
    5. кококу-гакари – заведующий рекламой.
    6. яку-гари – заведующий внешними делами театра.

Во главе художественного управления стоит руководитель всей зрелищной стороной предприятия – окуяку. Он ответственный руководитель всей постановочной частью. Главными подчиненными ему элементами в театре являются:

    1. тодори – помощник заведующего, главный исполнитель всех его распоряжений и указаний, руководящий всеми деталями постановочной части.
    2. хайю – актеры, которые делятся на два разряда: главных – надай и вторых – надай-сита.
    3. сакуся – авторы-драматургии.

Эта структура является только основой, которая допускает различные модификации и частичные отклонения.17

 

Сцена и декорации. Одна из уникальных характеристик Кабуки это живописное оборудование сцены. Например, типичный японский замок периода Эдо может быть сконструирован на сцене, или двухэтажная «Чайная» (Тяя), или даже храм могут присутствовать на сцене, не считая «Нагая» (ряд домов) и города с главной улицей, и даже океанов и рек, которые могут быть воспроизведены так, как их видели в давние времена.18

Основываясь на «Догутё» (книга оборудования или схемы конструкций сцены) и добавлениях современной технологии сцены, новые приспособления были изобретены на текущей основе, создавая для зрителей атмосферу, которая уносит их далеко в прошлое.

Спектакли Кабуки происходят в больших, специально оборудованных театральных помещениях, на широкой, но неглубокой сцене. Сначала труппы использовали сцену, заимствованную в театре Ноо. По мере развития и усложнения искусства Кабуки внесли изменения и в устройство сцены. Появился задергивающийся занавес – хикимару. Этот занавес стал постоянной и обязательной принадлежностью театра, когда на сцене появились многоактные пьесы. Хикимару – это полотнище, подвешенное на кольцах на тросе, протянутом над сценой. Открывается он с лева направо, задергивается справа налево специальным рабочим сцены, который одет во все черное.

Сцена в театре Кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити (яп. 花道, букв. «цветочная тропа» или «путь цветка»), по которой актеры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале.19

Ханамити – это деревянный помост шириной примерно в два метра, идущий на уровне сцены от  левого ее края через весь зрительный зал. Сначала ханамити располагали наискосок, но постепенно она приобрела современный вид и идет перпендикулярно сцене. В конце ханамити находится небольшая комната с зеркалом, где актер ждет свой выход. Ханамити служит не только для входа и ухода актеров. Это еще и очень удобная дополнительная сценическая площадка, на которой разыгрываются многие важные сцены.

Наличие ханамити обусловливает и ряд чисто постановочных эффектов. Некоторые эпизоды полностью переносятся на эту тропу. Часто дается соединенная игра сцены и тропы совместно. Иногда действие планомерно перебрасывается со сцены на тропу и обратно. Бывают случаи, когда надстраивается и вторая тропа – с правой стороны. Тогда мы можем наблюдать интереснейший образец параллельной игры: актер на левой тропе и актер на правой играют в строгом ритмическом и пластическом соответствии. Когда же сюда включается еще и сценическая площадка, перед зрителем предстает исключительное по сложности композиции зрелище.20

Помимо ханамити в оборудование сцены кабуки было внесено еще одно усовершенствование. Известный драматург и изобретатель сценических эффектов Намики Сёдзо (1730-1773) впервые в мире создал вращающуюся сцену. Его еще одним серьезным усовершенствованием сцены было сооружение поднимающихся и опускающихся площадок.

Оркестровой ямы в Кабуки нет. Музыканты располагаются слева за сценой.

В спектаклях Кабуки широко применяются различные световые эффекты. Огромные сцены Кабуки бывают буквально залиты светом.

В эпоху Эдо в Японии не было электричества. По этой причине представления Кабуки проходили в течение дня с рассвета до сумерек, использовав солнечное освещение как главную осветительную систему.

Во время сумерек для освещения сцены использовались свечи. Благодаря развитию современной системы освещения в целях искусства Кабуки смог создать зрелищную яркую осветительную систему, которой никогда не было в мире театральных представлений. Например, тени совершенно исчезли со сцены. Этот вид технологий уникален для Кабуки. Более того, световая система Кабуки создает специальное освещение для подчеркивания красоты актера в ночных сценах. Чтобы тронуть зрителей, осветительная система Кабуки вносит жизнь и пикантность в искусственную сцену.

Одним из самых важных элементов сцены кабуки являются декорации. Декорации носят общее название – одогу. Один и тот же помост с тремя ступеньками посредине или сбоку может обозначать ставку военачальника, лавку купца или комнату куртизанки – все зависит от того, какие детали к нему добавлены. Чтобы актеры казались крупнее, дома и обстановка на сцене делаются меньше обычного. Условность искусства Кабуки выражается и в присутствии на сцене курого – одетых в черное рабочих сцены.  Так же большое внимание уделяется реквизиту – кодогу. Он делится на дэгогу – это домашняя утварь, украшения и другие предметы и мотидоку – это головные уборы, оружие, зонты ит.д. Искусство изготовления реквизита, как и искусство актерской игры в Кабуки, передается от отца к сыну.

 

 

Амплуа. Театр кабуки - это прежде всего театр формы, представления, это мир позы, жеста, но не активного действия, - хотя там много и движения и действие не прерывается для того, чтобы дать зрителю возможность восхищаться какой-либо мизансценой. Едва ли будет преувеличением утверждать, что пьесы театра кабуки - это театрализованная живопись, в сюжете которой физическое напряжение персонажа должно вызывать восхищение, подчеркивать и продлевать эффект текста. Словно ожившие статуи в красочной феерии декораций и костюмах, актеры позволяют вовлекать себя в ритм музыки, проговаривая хотя и вторичный здесь, но необходимый текст, также подчиненный ритму21

Качество игры актеров, - которая иногда кажется немного монотонной,- основано на выдающемся исполнении, именно характер исполнения и породил типичные для театра амплуа. Первоначально их было всего несколько, позднее их становится больше, вследствие того что возникла определенная монополия на роли из-за привычки актеров в целом не затруднять себя, приспосабливая к себе образ персонажа, уже разработанный товарищем. Мимика, голосовые модуляции, жесты все более оттачивались, образовались традиционные канонические приемы для каждого амплуа. Таким образом, различия в манере исполнения той или иной роли увеличили традиционный набор персонажей, их оказалось около сорока, и в результате репертуар театра кабуки стал более разнообразным.

 

Деление актеров:

актеры на мужские роли

Актеры на женские роли

Актеры на детские роли

Актеры на роли животных

Герой (татияку)

Злодей (катакияку)

Комик (докэяку)

Молодой человек (вакасюяку)

Старик (родзиньяку)

Героиня (химэяку)

Молодая девушка (мусумэяку)

Старуха (родаиньяку)

Дифференциации не имеют

Лошадиные ноги

обезьяна




        В театре Кабуки существуют такие амплуа:

  • Татияку – положительный герой, умный, сильный, красивый. Подразделяется на три вида: арагото – воин, богатырь, обладающий сверхъестественной силой; вагато – изнеженный красавец, молодой любовник; дзицугото – рассудительный, терпеливый, мудрый и справедливый муж.
  • Катакияку – враг главного героя татияку. Этот персонаж играет важную роль в развитии интриги пьесы. Его амплуа подразделяются на несколько видов: дзицуаку – откровенный негодяй, преступник; кугэаку – благородный негодяй, аристократ, силой обстоятельств вынужденный действовать как негодяй; ироаку – злодей с внешностью изнеженного красавца; хандокатаки – полукомический мелкий враг и др.
  • Докэката – комический персонаж. Он может быть рассеянным простофилей, вертопрахом или совмещающим сразу два амплуа.
  • Кояку - роль ребенка, обычно исполняемая детьми актеров. С таких ролей начинается сценическая жизнь актеров Кабуки. Зрители любят детей на сцене, поэтому во многих пьесах Кабуки фигурируют персонажи Кояку. Для них выработана особая манера движения на сцене, специфические интонации, рассчитанные на то, чтобы растрогать аудиторию. Эти юные актеры нередко вызывают слезы у зрителей во время трагических моментов. Кабуки использует детский труд и не оплачивает его, считая все выступления детей на сцене как один из элементов обучения их актерскому мастерству.
  • Оннагата – женская роль, исполняемая мужчиной. Как и другие амплуа, оннагата подразделяется на несколько видов. Главный из них – молодая красивая героиня. Среди этих героинь различаются: мусмэката – юная девушка со скромной девичьей прической и в кимоно с длинными рукавами; акахимэ – обольстительная красавица из высших слоев аристократии в самом роскошном парике и в богатых одеждах красного цвета; кэйсэй – куртизанка высокого ранга; сэванёбо – послушная, преданная жена из купеческого сословия; онна будо – женщина, владеющая воинским искусством и выступающая как воин; акуба, или докуфу, - злая женщина, женщина – вамп, способная на убийство и любое злодейство. Так же существует амплуа немолодых женщин: касягата – старая женщина и фукэояма – женщина средних лет.22

В Кабуки детально разработана особая исполнительская техника актеров оннагата, требующая долгой и тщательной тренировки, а также особой способности к перевоплощению.

Стилизованная красота спектаклей Кабуки во многом зависит от, возможно, несколько преувеличенной и подчеркнутой красоты оннагата. Считают, что искусство кабуки перестанет существовать, если оннагата заменить актрисами.

Со временем появились смешанные амплуа и роли, относительно которых трудно сказать, к какому амплуа они принадлежат. А начиная с XIX века деление актеров по амплуа стало менее строгим. Правда теперь актеры Кабуки специализируются в определенном амплуа, но не строго, тем более что в новых пьесах для театра Кабуки классически четкого деления ролей по амплуа обычно не наблюдается.

 

Гримм и одежда. Грим в Кабуки немного отличается в зависимости от представления. Для образа миловидного юноши или молодой девушки используется белая основа для макияжа, но для других ролей используют другие цвета, такие как коричневый, которые добавляются к белой основе, чтобы показать разный возраст персонажа. Для изображения силы на лице рисуют разными красками с помощью одного пальца только вдоль вен. Для представителей справедливости используется красный, а для приведений - голубой. Также используется черный цвет. Белый цвет начали использовать как основной с развитием технологий освещения сцены. В то время, когда специального освещения не было, сцена освещалась солнечными лучами или светом свечей, и не было необходимости в таком интенсивном белом гриме. Естественного света было достаточно для достижения нужного эффекта.

Каждому амплуа в Кабуки соответствует определённый грим кумадори, который за минувшие века тоже превратился в настоящее искусство. Кумадори даёт ключ к сути персонажа, ибо накладывается не произвольно, а по канону.

Самым оригинальным и интересным в гриме Кабуки являются кумадори. Это метод нанесения на лицо различных по форме и по цвету резких линий. Они наносятся для усиления и подчеркивания естественных линий лица, а также чтобы придать характерное выражение лица изображаемому персонажу Кумадори производят очень сильное впечатление и создают театральный эффект, присущий только Кабуки.23

Особенность мужского грима – это нанесение на лицо цветных линий, каждая из которых имеет особый смысл. Например, красный цвет свидетельствует о храбрости, доброте и страстности натуры, а синий – о злобности и трусливости, иногда о сверхъестественном происхождении. Оннагата забеляют лицо и руки, после чего используют грим, мало отличающегося от обычного театрального, разве что по западным меркам несколько утрированный. В целом женские персонажи, несмотря на то что их играют мужчины, выглядят на сцене гораздо реалистичнее, чем мужские.