Язычество Беларусі

   Введение

   Язы́чество (верование) (от церк.-слав.ıảзы́цы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «традиции народов» или «народная традиция». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистическиерелигии, а также любое идолопоклонничество, предшествующие христианству. В исламе язычниками называют последователей всех политеистических культов - Ширк. Термин "мушрафик".

   Обычно  употребляется в одном из следующих  значений:

  1. Политеистические религии вообще.
  2. Религиозные верования, обряды и праздники первобытных народов (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы культурных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрок, славян и т. д.
  3. Общее обозначение всех религий, кроме монотеистических: христианства, ислама и иудаизма. В этом смысле языческими считаются и такие современные религии, как индуизм, брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и др.
  4. Новое религиозное движение, неоязычество, возрождающее дохристианские обряды и верования различных народов (родноверие, асатру, викка)
  5. Иноверие, в том числе «монотеистическое».
  6. Религия некого народа, племени, этноса, в противоположность мировой религии, адепты которой принадлежат к разным народам.
  7. В христианском понимании — поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога, так как с точки зрения христиан всё было Им создано. В этом значении термин «язычество» предстает как синоним термина «идолопоклонство».

   Цель  нашего исследования – изучить язычество на Беларуси. Для этого потребуется решить следующие задачи:

   - Дать определение язычеству. Изучить такие явления как фетишизм, анимизм и магия на Беларуси.

   - Исследовать религиозную ситуацию на территории Беларуси до принятия христианства.

   -Рассмотреть  причины принятия христианства.

   - Ознакомиться с появлением на Беларуси первых епархий.

   - Проанализировать  особенности такого явления как двоеверие.

   Методы  исследования:

   - историко-генетический (изучение какого-либо  исторического явления от его  зарождения, становления, расцвета  и до упадка).

   - историко-сравнительный (изучение  исторических фактов, явлений и  процессов через сравнение со  схожими или аналогичными фактами,  явлениями или процессами во  времени и пространстве).

   - историко-системный (исследование  исторического явления либо феномена  путем анализа его структуры,  принципов и примеров его функционирования, включая деятельность подсистем  и их взаимодействие). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Источники и историография

   1.1. Письменные источники

   Письменные  источники, безусловно, являются одним из точнейших видов источников. Главная проблема складывается в тем, что ученые ни имеют ни одного памятника, который отображал бы даследуемыя явления с точке зрения дохристианской славянской культурной традиции.

   Средь источников, что касаются собственно языческой традиции Беларуси, можно  отметить только "Слово в первое воскресенье после Пасхи", "Поучение внеделю 5-юпо Посте" и "Слово о злых дусех" К. Туровского. Остальные письменные памятники будут рассмотренный на основании метода аналогий.

   Первым  известным документам, что удерживает информацию по разглядаемай тематике, является "Война с готами" Прокопия Кесарийского. Сведения эти в особенности ценны тем, что относятся к середине VI в. - времени, когда славяне окончательно обособились в этническом смысле. С этого источника мы можем разузнать, что "… почитают они и реки, и нимф, и некоторые другие божества и приносят жертвы тоже им всем, и при которых-нибудь жертвах свершают гадания".

   После достаточно долгого перерыва, информация о славянах снова является на страницах византийских источников. Вчастности, мы находим ее в анонимном "Житии ГригорияАмастридскога", что относиться к IX в. и рассказывает о нашествии россов на византийский город в Малой Азии: "Храмы уничтожаются, святыни оскверняются: на их места алтари, незаконные совокупления и жертвы…".

   К середины X в. относятся интересные сведения, помещенные в трактате "О управлении империей" византийского императора К. Багрянародного: "На этом острове они свершают свои жетвоприношения, так как там стоит преогромный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы кругом [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что может каждый, как приказывает их традиция".

   В конце X в. Львом Диаконом была создана "История", что описывала сражения армии Святослава с византийцами. Среди рассказов о военных  действиях, автор оставил также  и сведения о похоронных традициях  древнерусских воинов, называя их согласна античной традиции скифами: "когда  наступила ночь и засиял полный круг месяца, скифы вышли на равнину  и начали подбирать мертвецов. Они  нагромоздили их перед стеной, разложили  много костров и сожгли, заколов  при этом, по обычаю предков, множество  пленников, мужчин и женщин. Совершив этой кровавой жертву, они задавили несколько гадавалых младенцев, а тоже петухов, топя их в воде Истра".

   Одними  с наиболее информативных, является блок западноевропейских источников: "Хроника" ТитмараМерзебургского, "Деяния священников гамбургской церкви" Адама Бременского, биографии Оттона Бамбергского и "Славянская хроника" Гельмольда . Из этих источников мы можем разузнать как проходили жертвоприношения, гадание, как выглядела святилище, какие функции исполнял жрец и так далее. Главный недостаток предоставленных сведений то, что касаются они, прежде всего, полабских и поморскіх славян - представителей более развитой языческой культуры, по крайней мере материальной.

   Основной, для изучения ранней истории Руси, летописным источником, является, "Повесть  прошедших годов". Полезной остается информация про клятвы славян Перуном  и Велесом при соглашениях  с Византией, о языческой реформе  Владимира Святославича, его пантеоне, о том, как происходило крещение в Киеве, Новгороде и т.д.

   Не  меньше внимания стоит уделить поучениям  против язычества. Источники этого  жанра имеют положительную особенность. В силу своей главной цели - раскрыть суть политеизма, как религии ненастоящей, варварской, они содержат много сведений о языческой культовой традиции. Разумеется, что церковные иерархи были склонны к искажению информации. Тем не менее, преувеличить значимость этих документов тяжело, они помогают освятить вопросы хронологии, характера обожествления, поклонения и т.п.

   Одним из более богатых, в этом смысле, источников является "Словосвятого Григория изобретено втолцех о томе, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и нынетворят, которое от части вошло в "Слово о идолах", чье авторство окончательно не выяснено. По разным пометкам исследователей написано оно была в XI - XIV вв. Составителю документа были известные ритуалы, связанные с культом воды, к того источник знакомит нас с божествами, которым поклонялись в разные времена.

   На  данный момент, исторической науке известны только три источника, которые освещают традиции політэізма, созданные на Полесье. Все они созданный Кириллам Туровским и относятся к XII в. В "Слове в первое воскресенье после Пасхи" автор говорит про начало эпохи господства христианской веры, но из произведения видно, что он не понаслышке знаком с ритуальной системой язычников. Помимо этого, автор перечисляет "многочисленные объекты глубокого почитания славян" Исследователи совсем ни обращают внимания на " Поучение внеделю 5-юпо Пасте" и "Слово о злых дусех" этого же автора. "Поучение" же в некоторой степени противоречить первому сообщению и рисует принципиально другую картину религиозной ситуации: "Въпрошьшю же вы и отвещаете ми: аще злато или среброповся дни раздавалбых, или медлюбо си пиво - ни бысте ли приходили сами и непризываеми и другдругабесте варили? Нынежесловеса Божия раздаваю, лучьшапаче злата и каменьядрагаго и слажьшапачемеду и ста - и лишаетеся их, ни приходяче к церкви!" . Когда в этом документе автор порочить ни прочной веры населения Турова и, по-видимому, других городов, то "Слово о злых дусех" касаться уже собственно языческих культов: "оставив Бога… ищут проклятых баб чародейц, наузов и словпрелесныхслушают… Баба наснет на дети наузы класти, смеривати, плююще на землю, рекъше беса проклинает".

   Из  вышесказанного стоит сделать вывод, что во второй половине XII ст., христианская церковь, несомненно, имела влияние на общественную жизнь населения городов, однако не всегда поддерживалась и не могла окончательно искоренить "идолопоклонство", тем более, что многочисленные центры христианизации, даже в непосредственной близости от Турова, тем подчас только начинали свою миссионерскую деятельность и имели небольшой радиус прихода, около 20 - 25 км .

   Еще одним немаловажным источником является "Хождение Богородицы по страданиям", которое было пераведено и адаптировано в XI - XII в. Мы находим перечисление объектов природы, что само по себе не удивительно, но перечисление построенно, во-первых, согласно их места в космологической модели мировоззрения славян, что само по себе распределяет объекты культа относительно важности, широты воздействия и, возможно, хронологии появления. Во-вторых объекты припоминаются попарно, образовывая своеобразные противоположности: "… богыпрозваша: солнце и месяц, землю и воду, и звери и гади…"

   Некоторую информацию, о религиозной ситуации в ВКЛ содержит Хроника Литовская  и Жамойтская, а также . Белорусско-Литовские летописи. Тут, мы находим сведения о крещении и отречения от веры Миндовга  крещения Ягайло  "костели ставити и люд в веру свою крестити" .

   Попытка осмыслить духовный анклав, в котором  находилось ВКЛ в XIV ст., сделал М. Гусовский, обратив внимание на ряд пережитков традиционных верований.

   Таким образом, рассмотренные источники позволяют реконструировать памятники славянского язычества только в общем, с внешней их стороны, который был замеченный странниками, летописцами, иерархами церкви и т.д 

   1.2. Период дворянской  историографии

   Наиболее  отличительные памятники языческой  культуры: культовые валуны, источники, деревья, курганы - с давних времен притягивали  к себя внимание. В концы XVIII в. сведения о этих объектах начинают попадать в письма, дневники , статьи  и документы путешественников, служивых людей, священников и учителей. Но сбор этой информации был стихийный и часто случайный. Вместе с этим, власти обычно ни проявляли интереса к местной истории. Традиционно, вкратце записанные легенды и предоставления оседали в местных или частных архивах и с течением времени терялись. Ситуация начинает изменяться с появлением интереса Российской Империи к приобретенным, под время разделов Речи Посполитой, территорий. Ряд комиссий и экспедиций целенаправленно фиксировали памятники старины разного пошиба. Сведения о местных древностях начинают собирать учителя, приобретенная информация попадает в газеты, пореже журналы.

   В 1853 - 1855 гг. было написано и вышла  в мир "Путешествие поПолесью и белорусскому краю" П. М.Шпилевского. Это, почти, первая работа, в которой вместе с фактическими сведениями летописей, хроник и других источников появляются сведения о культуре и быте белорусов а тоже памятниках древности. Несмотря на то, что сам автор оценивал свою работу достаточно скромно, "Путешествие…", как совокупность краеведческих очерков основывалась на широком информационным поле разнообразных источников. В границах данного исследования интерес представляют описанные Шпилевским археологические объекты языческой культуры и связанные с ними предоставления: предоставление о основании на места будущего Бреста капища, предоставление о святилище, посвященным багінеМажане в Кобринском предместье и информация о его тогдашнем виде и т.д.

   Следующий отличный памятник дворянской историографии  по изучению язычества был издан  в трех томах  с 1865 по 1869 гг. и принадлежит  перу А. М. Афанасьева. "Поэтические воззрения славян на природу" явились теоретическим обоснованием  мифологического подхода. Данная работа была построено на внушительной базе этнографических, лингвистических и исторических источников. Последнее двадцатилетие XIX в. подарили общественности многотомное издание "Живописная Россия", которое замыслов и осуществил П. П. Семенов-Тян-Шанский. Третий том названной работы был посвященный описанию истории и культуры литовских и беларуских земель. Этою задачу выполнил ученый, блестяще знающий особенности прошлого и тогдашней жизни населения стороны - А. К. Киркор, которому принадлежит большинство очерков публикации. Достаточное внимание посвящено вопросам религии, мировоззрения и пр. аспектов духовной жизни белорусов. В нашем случае особенный интерес представляет рассказ о культовых камнях, которые помещались в те времена на территории Беларуси.

   В конце XIX в. появляется отдельное исследование, которое было посвящено именно реликтам мировоззрения  беларусов. Изданная А. Я. Богдановичем книга "Пережитки древнего миросозерцания белорусов" рассматривает проблему места архаичных феноменов анимизма, фетишизма, магии и язычество в жизни беларуского населения.

   Своеобразным  итогом ученых поисков XIX - начала XX в.в. явилась фундаментальное двухтомноеиссследованиеМ. Гальковского "Борьба христіанства съ остатками язычества въ древней Руси". Первый том вышел на три годы позже второго (1916). Связано это было с тем, что содержание второго тома являлось дополнением к первого, в большинства сваей иен складывался с документов которыми пользовался исследователь [31, с. 64-75]. Потому, уже подготовленные и обработанные источники были сразу изданны авторам. Первый том представляет собой проблемную работу, в которой автор впервые ставит вопрос о религиозной разобщенности Руси. Гальковский проанализировал процессы адаптации мировоззрения населения Старинной Руси, под время сосуществования двух религиозных системам и выделил феномен дваяверства [60]. Позже выводы исследователя были подтверждены археологическими данными. Надо отметить, что в течение почти ста лет, работа Н. Гальковского является, почти, самым основательным исследованием в этом направлении.

   Таким образом, эпоха дворянской историографии  характеризовалась шеренгой отличительных  смен. В это время отбывается накопление информации, что свидетельствовать  о появлении определенного исторического интереса в обществе. Вместе с этим, первые ученые, помимо описания явлений традиционной культуры начинают обобщение материала, поиск аналогий, пытаютсяпояснить происхождение того или другого процесса.  

   1.3. Период советской  историографии.

   Смена власти ознаменавала новую эпоху в развития историографии, ради какой были адменты как положительные, да и отрицательные тенденции. С одного стороны советская власть способствовала повышению общего уровню грамотности населения: открывались новые учреждения образования, исключительную роль в развития науки отыграл Інбелкульт (с 1929 г.  - Национальная академия наук Беларуси), началась скорая подготовка кадров. Под время периода белорусизации возрастает интерес к былого родной стороны. С второй стороны, по политическим мотивам остановилась работа многих ученых. Сама по себе концепция развития истории строилась согласна формационного подхода и уклонялась в сторону исследования экономики, крестьянского и рабочего двигал. Другие темы ученого поиска считались второстепенными.

   Тем не менее, с течением времени, советская  историография сумела воспитать  ряд высококвалифицированных исследователей разных ветвей науки. Еще в довоенное время явились специализированные периодические издания, где авторы имели возможность мобильно апубліківаць материалы, сосредоточенные в экспедициях, итоги ученых работ и критику на счет уже опубликованных исследований. В целом, историография этого периода характеризовалась сменой любительского ученого поиска на профессиональный.

   На  начале 20-х гг. снова начинаются исследования на территории Беларуси: распространялись опросные листы, изучение археологических памятников проводились терминологической комиссией, Инбелкультом и местными краеведами.

   В 1923 г. выходить работа М. Мелешкі "Камень в верованиях и предоставлениях белоруса", где автор разместил систематизированные сведения о известных на то время культовых камнях, каменных статуях и крестах. Очерк содержит как самостоятельные наблюдения исследователя, так и сведения ряда предыдущих публикаций. Неглядя на объем работы, надо отметить ее высокий уровень выполнения: исследование основывается на широком круге источников, как следствие, выводы Мелешки выглядят достаточно обоснованными. Кроме того, очерк содержит значительное количество рисунков, фотоснимков и ссылок на литературу, что делает его еще более информативным.

   В 30-я гг. в связи с репрессиями  ученых, исследования древностей остановились. Как реакция на это явление, в обществе разворачивается широкое краеведческое движение. Журнал "Наша сторона" публикует статьи о историческом прошлом Мзыршчыны и Туровщины. Средневековые памятники археологии в этот период систематическо ни изучались. В отдельных работах польских исследователей, займаўшыхся изучением раннефеодальной эпохи, встречаются зветскі о археологических памятниках на территории Западной Беларуси.

   Послевоенный  период советской историографии  характеризовался воссозданием ученых школ и воспитанием нового поколения  исследователей, что было связано  с огромными потерями во время  Великой Отечественной войны. Это  обусловило определенную остановку  исследований как практического, так  и теоретического плана.

   Вместе  с этим запасенные материалы дали возможность значительно расширить  сферу актуальных вопросов,  которые  касались культуры Руси, "белым пятном" средь которых была  проблематика генезиса восточнославянского язычества. Своеобразным толчком стола открытие В. В. Седовым в 1951 г. капища в ур. Перынь на р. Волхов (4 км от Новгорода). Отныне исследователи начинают более пристально проводить изучение топографии мест своих раскопок что дает свои итоги, отраженные в шеренги публикаций. Существенным шагам вперед была краткая работа В. В. Седова "Языческие святилища смоленских кривичей" в какой он подымает вопрос о так называемых  городищах-святилищах.

   Следующее десятилетие еще более сосредоточила  внимание общества на проблемах языческой  культуры славян. Связано это было с выходом исследования Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси" в 1982 и 1987 гг. соответственно. Первая работа рассматривает генезис политеизма к времен праславянской общности. Помимо этого, автор обращает внимание на проблемные вопросы славянского язычества, наиболее острое с которых - хронология этого социально-культурного явления . Второе исследование представляет собою продолжение первого. Основное внимание "Язычество Древней Руси" сконцентрировано на собственно славянской религиозной системе. Рыбаков последовательно описывает основные этапы развития язычества. Данная работа содержит как крупный теоретическо-исследовательский слой, так и широкую источниковую базу. Это позволило проанализировать проблемы жреческого сословия, славянской "первоначальной" письменности, сосуществования язычества и христианства.

   Интересные  исследования в это время разворачиваются в философии. Наиболее яркой на фоне остальных работ, выглядит "Мировоззрение древних славян" М. В. Прокоповича. В работе рассматриваются глубокие вопросы языческого мировоззрения, относительно основных философских категорий: порядок и хаос, жизнь и смерть, время и вечность и т.д. Ради решения этих задач автор направляет свой взор на символику, календарь, метрологию, языковедение, антропологию и т.д.

   Стоит да сама обратить внимание на краткую  статью В. В. Седова о язычестве, помещенным в обобщающей работе "Восточные славяне в VI - XIII вв." где автор рассматривает исключительно "отдельные вопросы славянского язычества, решение каких непосредственно связано с изучением останков материальной культуры". Среди них автор выделяет святилища (без типологии), культовые деревья, валуны, идолы, амулеты, украшения и пр. культовые вещи.

   В конце 80-х гг. была издана работа источниеоведа А. Р. Кузьмина "Падение Перуна: становление христианства на Руси". Ни смотря на ее название, работа в основном касается аспектов истории церкви, но в этом и складывается ее ценность - в отличии от большинства аналогичных публикаций, рассматривает становление христианства на базе широкой источниковой базы, что дало возможность охватить достаточно широкую географию и хронологию проблемы.

   В это время на территории Беларуси выделяется ряд исследователей, которые  начинают вести целенаправленное иссследованние археологических объектов славянской языческой культуры. Среди их надо отметить Л. Д. Дучиц, Э. М. Зайковского, В. Ф. Винакурова, А. К. Карабанова, Э. А. Левкова. Их экспедиции были направленный и на территорию Полесья.

   Таким образом, в послевоенное время, советская  историография в изучения славянского  язычества сделала существенный шаг вперед во всех ветвях науки. Этоповлияло  на усиление междисциплинарных связей, совершенствование методов, комплексных анализов и т.д. Итогом этого стало издание фундаментальных работ разных направлений и целенаправленное исследование собственно языческих памятников. Вместе с тем, публикация сведений, что касались язычество в справочной литературы оставалась слабой. Как и раньше, существовала только несколько образцов материальной языческой культуры, которые и исползовали почти все издания.  
 

   1.4. Период современной  историографии

   Распад  СССР привел к смене историографической ситуации на территории стран СНГ. Во-первых, постепенно изменяется подход к сути исторического процесса, но вместе с этим были потеряны связи между учеными школами бывших социалистических стран. Отрицательным факторам была смена экономичной ситуации, что отобразилась на финансирования экспедиций, камеральных исследований и их публикаций. Многие издательства находились в состоянии кризиса, который ни позволял публикацию даже учебной литературы. Ученая деятельность была под влиянием процесса децентрализации, но это явление имела и свои положительные итоги: отозвались поднятые дискуссионные вопросы, проблематика которых, под время господства формационного подхода сдавалась решенной; в сферу ученых поисков попадают региональные особенности социально-культурных процессов и т.д. Итоги многочисленных экспедиций были обобщенные и проанализированные, что дало возможность авторам выдать ряд тематических работ, связанных с феноменом языческой культуры.

   В 1992 г. вышла работа Э. А. Левкова, которая помещала информацию, накопленную во время многочисленных экспедиций направленных на исследование культовых камней по всей Беларуси.  «Маўклівыя сведкі мінуўшчыны»  содерживали сведения о характере происхождения тех или других пород, их поведении во время прихода ледников и т.д.. Но ценнейшая информация касается особенностей культа валунов: их названия, характерные черты, фольклорная традиция связанная с памятником, особенности ритуала, а тоже фотоснимки и топографические планы.

   В след за этой работой выходят "Курганы  белорусского Побужья" (1992) Т. М. Каробушкиной  и "Дреговичи" (1993) П. Ф. Лысенко. Обе работы рассматривают похоронные комплексы древних славян в X - XIII вв. Помимо изучения самих конструкций насыпей, в работах основательно исследуется вещевой материал как индивидуального, да и массового характера. Это существенно дополняет не только информацию о системе расселения славян, но и рассказывает о языческих похоронных ритуалах и представления о загробном мире.

   Под время раскопок останков храма конца XII в. П. Ф. Лысенка в 1993 г.  открыл объект, который, достоверно являлся святилищем. О этом говорит его планировка, конструктивные особенности насыщенность культурного. Символично, что в этом же хватит выходить коллективная работа И. П. Русановой и Б. А. Тимащука "Языческие святилища древних славян" . Долгожданное, но ограниченное по тиражу издание, обобщало разрозненные сведения о славянских святилищах, идолах и т.д. Рассматриваемые вопросы позволяли частично реконструировать языческие обряды, связанные с чествованием богов. Помимо этого, авторы внесли ясность в некоторые аспекты исключительно археологических данных.

   Существенным  дополнением к опубликованных материалов явилась небольшая работа Л. В. Дучиц "Археологические памятники в названиях, верованиях и предоставлениях беларусов", где исследовательница показала ценность этнографической традиции, связанной с поселениями, могильниками и культовыми камнями.

   Специальные исследования были посвященный заговорам, народной прозе, поэзии, мифологическим духовным стихотворениям. Ценность освященных работ складывается в основательных исследованиях комплекса ранее известных фольклорных источников. Немалое внимание авторы уделили и лингвистическому анализу текстов.

   Систематическое исследование материальных памятников языческой культуры требовало изучения всего комплекса существующих памятников. Более сложные вопросы возникали в процессе интерпретации таких объектов как святые источники, культовые деревья и малые городища-святилища. Современный уровень беларуской науки не дает возможности решить наиболее острые вопросы, что касаются сих культовых мест, но нельзя не отметить работ, которые да или иначе пролили мир на эту проблематику. Найістотнейшыунесак в гэтэм плане сделали Л. В. Дучиц и Э. М. Зайковский, которые издали несколько тематических работ о вышеописанных памятниках: "Целебные источники Беларуси" [81], "Исследование культовых памятников беларуского язычества в 1993 - 1994 гг.", "Некоторые данные про культовые деревья на Беларуси".