Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Являясь
важнейшим средством
Познание, осуществляемое с помощью языка, способствует созданию картины мира, которая представляет собой целостную, содержательную интерпретацию окружающей действительности. Иными словами, это процесс построения особой концептуально-информационной модели действительности в человеческом сознании.
Процесс познания есть процесс расширения физической и духовной ориентации человека в мире, базирующийся на «обычных» способах восприятия (имеются в виду зрение, слух, обоняние, вкус, которые поставляют информацию о соответствующих объектах).
С точки зрения известного отечественного психолога А.Р. Лурия, информация, получаемая человеком из внешнего мира, проходит длительный путь, который, «наряду с активной деятельностью органов чувств, включает и активные действия человека, и его прежний опыт, и решающе важное участие языка, хранящего опыт поколений и позволяющего выходить за пределы непосредственно получаемой информации». 1
Познание с помощью языка осуществляется через языковой знак, в значении которого фиксируются выделенные совокупной общественной практикой существенные свойства объекта. Конкретный язык, таким образом, служит для выражения накопленного знания, представляя его в особой знаковой форме. Познавательная функция языка неотделима от его репрезентативной функции, в чем состоит основное отличие языка от прочих семиотических систем. Фиксация, или кодирование, в форме языкового знака воспринятого и по-своему «осмысленного» человеком опыта делает возможной передачу информации от одного носителя к другому и сохранение ее во времени и пространстве.
Однако
человеческий язык – не просто средство
для обмена информацией. Извлекать
информацию из окружающей действительности,
используя ее в определенных целях
при взаимодействии со средой, могут
и должны все живые организмы.
Существует в животном мире и биологически
детерминированная сигнальная коммуникация,
которая действует в строго ограниченном
пространственно-временном
Диапазон действия человеческого языка, напротив, практически неограничен. Значение слов, отражающее познавательный опыт конкретного сообщества людей, говорящих на одном языке, обеспечивает человеку возможность конвенциональной ориентации в мире. В этом прежде всего состоит опосредующая роль слова как знака.
Конкретные
языки представляют собой своеобразную
информационную запись, которая выражается
в определенной знаковой системе, отличается
спецификой культурно-исторического
отражения и является одной из
основных форм познавательной активности
человека. Значение в этом смысле приобретает
исторически фиксированную
С
точки зрения современных исследований,
знанием принято считать
Знание хранится в человеческой памяти в форме понятий. Классифицирующая и систематизирующая роль понятий является исключительно важной. Именно благодаря понятиям осуществляется обобщение (и мысленное выделение) определенного класса предметов или явлений по их отличительным признакам, что позволяет человеку ориентироваться в окружающей действительности.2
Если общественный опыт или общественное сознание оценивать как «социальную память», то понятия являются базовыми единицами, аккумулирующими в этой памяти социальное или общественное знание, свойственное конкретному языку.
Цель исследовательской работы изучить язык как основное средство воздействия на массовое сознание.
Объектом
исследования является язык средств
массовой информации.
- Язык как социальная система
Когда
говорят, что без языка нет
общества, а без общества нет языка,
прежде всего, имеют в виду язык как
форму существования
Идея
связи сознания с языком глубоко
разработана Гегелем. Согласно его
трактовке, сознание представляет собой
особую форму выделения субъекта
из природной среды через
В
этом плане конкретный язык является
автономной самоориентирующейся и
самоорганизующейся социальной системой,
обладающей собственной динамикой
развития. Благодаря общему социально-историческому
прошлому все члены данной социальной
системы «наследуют» общую
Закрепляя свои представления об окружающей действительности в особой системе знаков, человек тем самым превращает язык в основное средство конвенциональной и концептуальной ориентации в обществе. Следовательно, конкретный язык – не только знаковая система, но и инструмент, по-своему координирующий социальное развитие человека – носителя данного языка.
На базе национального языка образуются концепты культуры, запечатленные в ментальном мире человека .
Важнейшую роль при этом играет человеческое общение, языковая коммуникация. Коммуникация в данном контексте определяется, прежде всего, как акт общения, т.е. связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, а также как передача информации одним лицом другому или ряду лиц.
Современная трактовка сущности коммуникации подчеркивает еще одну ее функцию: в качестве базисного элемента социальных систем коммуникация представляет собой особую форму взаимодействия людей. Это центральный механизм социального поведения человека в обществе, проводник его социальных установок, посредник в манифестации человеческих отношений.
Процессы
социального взаимодействия неотделимы
от процесса коммуникации. Принято
считать, что всякое (а значит, и
социальное) взаимодействие – это,
прежде всего обмен информацией.
Согласно концепции известного немецкого
исследователя Никласа Лумана, само
общество представляет собой транслируемую
информацию в диапазоне непрерывных
актов «сообщения» и «
- Понятие «посредник-медиатор» в отечественной лингвофилософской традиции
Особенно важным в данном контексте представляется отношение к значению слова как к хранимому в памяти фрагменту информации, т.е. преобразованному в человеческой голове отражению реального мира, которое получает воплощение в том или ином понятии или системе понятий. Значение – это «квант опыта, фрагмент информации, подведенной под крышу языкового знака».
Следовательно,
слова (или языковые знаки) – это
приобретение, хранение и репродуцирование
информации об окружающей действительности.
Всякий языковой знак трактуется как
акт понимания предметной информации,
обусловленный восприятием
При этом необходимо помнить о двойственном характере процессов, связанных с производством, хранением и передачей информации. С одной стороны, эти процессы зависят от человека, деятельность которого их определяет, а с другой – они в известной степени свободны от него, поскольку вызваны к жизни развитием социальных отношений, которые формируются независимо от сознания отдельного индивида, принимающего в них непосредственное участие и способного осознать их объективность.
Очень похоже складываются взаимоотношения между «чисто вещественным или материальным» бытием и бытием «языковым или словесным». «Однажды возникнув из отражения действительности... языковые знаки начинают жить своей собственной жизнью, создают свои собственные законы... и становятся условно свободными...». 4
Принципиальное
значение в этой связи приобретает
определение понятия посредник-
В соответствии с основными положениями данной философской концепции, создателем и носителем медиаторов является сам человек. Эвристическая функция медиаторов заключается в том, что это не только «инструменты» или «орудия» духовной деятельности, но и «аккумуляторы живой энергии, своего рода энергетические сгустки».
Именно
в русской философии символ был
определен как «самостоятельный
тип мышления, синтезирующий
Согласно А.Ф. Лосеву, миф – не просто фантазия, выдумка, а способ существования мысли, которая непосредственно вплетена в бытие, в поступок человека. Миф приобщает человека к коллективу. Масса и миф, принадлежат друг другу.
Деятельная природа медиаторов, их мощные энергетические свойства служат объяснением тому, что и слово, и символ, и миф могут обладать как созидательной, так и огромной разрушительной силой – достаточно вспомнить фашизм с его мифологией и символикой.
Важнейшее
условие существования
Весьма поучительной в этом смысле представляется притча об изобретении письменности, ставшей «первым техническим посредником» в распространении человеческих знаний. Выслушав горячую похвалу искусству писцов, египетский фараон дал ему уничтожающую оценку. По мнению фараона, новое искусство начнет порождать в душах людей забывчивость и неуважение к собственной памяти. Люди станут доверять знакам, больше полагаясь на чужие записи, чем на свои собственные сознание и память...
Тем не менее, без изобретения письменности и книгопечатания человечество не смогло бы развиваться дальше. Благодаря опосредующей роли печатной книги расширился и диапазон человеческого сознания.
Весь
период развития после изобретения
печатного станка называют теперь «галактикой
Гутенберга» ( Gutenberg galaxy ).
- Информационная картина мира, информационное общество, инфосфера.
Выполняя
функции источника и хранителя
информации, язык одновременно является
способом выражения накопленного знания
и базой для формирования нового.
Как «носитель информации»
Если под информационной картиной мира понимать всю совокупность знаковых систем, сигналов и проявлений информационных связей, то язык можно рассматривать как особый вид социальных информационных связей. Благодаря языку информационная картина мира получает возможность социального репродуцирования, связанного с активным отношением к прошлому опыту, когда отбирается, сохраняется и создается то, что способствует дальнейшему развитию общества, следствием чего становится создание особого информационно-языкового видения мира.
Вильгельм
фон Гумбольдт определял «
Идею
опережающего развития человечества продолжил
В.И. Вернадский. Он разработал модель
постепенного превращения биосферы,
преобразованной разумом и
Сегодня,
в самом начале XXI века, все мы
являемся свидетелями невиданной информационной
мощи, достигнутой человечеством
благодаря стремительному развитию
информационных технологий. Научно-техническую
революцию сменила революция
информационная, в ходе которой создается
новое «информационное
Наряду
с традиционными средствами информационной
связи (телеграф, телефон, радио и
телевидение) сегодня очень широко
применяются такие системы
Интеграция
средств связи, объединение их с
компьютерными сетями позволяет
создавать мощнейшие системы
для хранения огромных объемов данных
и их скоростной обработки. Подключение
к международной сети ИНТЕРНЕТ дает
возможность вхождения в
Степень
овладения пространством и
«Информационное общество» породило особый пространственно-временной феномен, который являет собой невиданную прежде информационную инфраструктуру, называемую «киберпространством» или «инфосферой». Понятие «информационной сферы» непосредственно связано с представлением о многомерности и многоплановости информации, форм и методов ее производства, кодирования, хранения, переработки и передачи, а также с определением роли и места человека в данной инфраструктуре.
Сущность
«инфосферы» раскрывается через
совокупность информационных процессов
как результат конкретной деятельности
человека, его способности активно,
целенаправленно реагировать на
поступающую информацию, постоянно
расширяя зону ее восприятия, производства
и передачи.
- Социальная информация и интеллектуальная коммуникация.
Согласно Дж. Маккарти , «информация – предмет потребления столь же неосязаемый, как и энергия, однако едва ли не самый распространенный во всех сферах человеческой деятельности». Здесь и далее имеется в виду социальная, семантическая информация, которая циркулирует в человеческом обществе, считается высшим видом информации и (в отличие от биологической) характеризуется смыслом, ценностью и другими свойствами.
Из множества определений понятия информации наиболее приемлемыми в данном контексте нам представляются следующие:
Информация – это «осмысленное сообщение, выраженное в языковой форме в логически последовательном непротиворечивом виде»;
«Информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования».
Наряду с концепцией, рассматривающей информацию как сырье, ресурс или товар, существует принимаемая нами концепция, в соответствии с которой информация – основное содержание интеллектуальной коммуникации. При этом интеллектуальная коммуникация понимается как обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы.7
Как известно, информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знание и информация по сути своей неразрывны, хотя между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью его передачи другим людям, т.е. с возможностью коммуникации. Поэтому информация нередко рассматривается как знание, отчужденное от его индивидуального носителя и обобществленное в системе коммуникации.
Одной из важнейших функций социальной информации является ее коммуникативная функция, заключающаяся в том, что благодаря информационным процессам происходит общение, связь между людьми и их коллективами.
Наиболее известная модель системы связи включает пять составных частей:
1. источник информации, или создающее сообщение;
2.
передатчик, преобразующий (кодирующий)
сообщения в сигналы,
3.
сам канал связи, т.е. среда,
соединяющая приемник и
4.
приемник, воспринимающий сигналы
и восстанавливающий (
5.
адресат, получатель
А.Д. Урсул приводит наглядный пример социальной системы связи, где источником информации является ученый, выступающий с лекцией по телевидению, передатчиком – телепередатчик, каналом связи – полоса частот, выделенная для данной телестанции, приемником – телевизор, а адресатом – зрители (слушатели) телепередачи.8
Широкое распространение имеет другая схема системы связи, в которой число основных «участников, задействованных» в процессе интеллектуальной коммуникации, сокращается до четырех:
1) коммуникант;
2) высказывание;
3) средство связи;
4) реципиент.
В этом случае коммуникантом может быть отдельное лицо (которое говорит, пишет, рисует, жестикулирует) или конкретная организация связи (например, телестудия), высказывание отражает содержание и форму сообщаемого, средство связи передает сигналы от коммуниканта к реципиенту, а реципиентом является отдельное лицо (которое соответственно слушает, читает, смотрит) или группа лиц (зрителей/слушателей).
Причем сигнал в процессе коммуникации уподобляется объективному знаку, который становится носителем информации (высказывания) и может быть передан с помощью соответствующего средства связи.
Принципиально значимым является тот факт, что в процессе передачи информации выделяются три уровня – синтаксический, семантический и прагматический, обусловленные внутренней структурой передаваемых знаков, а также их содержанием и ценностью.
Важным аспектом исследования коммуникативных связей в обществе является их содержательный социологический анализ, включающий характеристику интересов и мотивов деятельности отдельной личности или общественной группы, поставляющих соответствующую информацию.
Существуют разные определения типа коммуникации. Кроме устной и письменной, прежде всего, различают «межличностную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно-временного фактора выделяются следующие подвиды:
1)
прямая и непрямая
2) двусторонняя и односторонняя коммуникация,
3)
личная и общественная
- Массовая коммуникация и массовая информация
Массовая
коммуникация – система социального
взаимодействия особого рода. Общезначимость
данной коммуникативной сферы
Еще в 1946 г. американский исследователь Харольд Лассвэлл предложил схему массовой коммуникации, которая считается по-своему классической: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом». Очень кратко и достаточно наглядно здесь показаны основные аспекты, принципиально важные для характеристики процесса массовой коммуникации.
Затем
Лассвэлл несколько модифицировал
эту схему, которая теперь выглядит
следующим образом: «участники коммуникации
– перспективы – ситуация –
основные ценности – стратегии –
реакции реципиентов – эффекты»
«Массовая
коммуникация – это систематическое
распространение сообщений
Социальная информация, передаваемая с помощью этих средств, рассчитана на массового потребителя. Массовая информация имеет всеобъемлющий и одновременно избирательный характер. Она избирательна по отношению к передаваемому содержанию, которое диктуется задачами и целями инициатора текста.
Текст
массовой информации создается на основе
перевода коммуникативного намерения
(интенции) в коммуникативную
Текст массовой информации обладает целым рядом особенностей, которые еще недостаточно изучены. Сложность изучения текста массовой информации связана со многими разнородными факторами: жанровой неопределенностью, «привязанностью» к каналу передачи, смешением устной и письменной речи, «коллективностью» создания и получения текста и др. Все это стимулирует не только анализ отдельных «языков СМИ» – прессы, радиовещания, кино, телевидения и т.д., но и поиск некоторой общей теории, которая позволила бы дать трактовку массовой информации как единого текста .