Языковая личность Джорджа Буша
Р Е Ф
Е Р А Т
Курсовая работа содержит 34 с., 18 источников.
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВОЙ ПАСПОРТ, ЯЗЫКОВОЙ ИДИОСТИЛЬ, ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
В данной работе рассматривается языковая личность бывшего президента США Джорджа У. Буша на основе 9 текстов его политических выступлений.
Целью работы является выявление характерных черт языковой личности политика, путем изучения и описания ключевых лексических единиц, используемых им в речи.
На основе данного анализа можно заключить, что языковая личность Джорджа Буша уникальна и легко узнаваема. В его речи отражаются особенности характера, социальный статус, а также политические взгляды.
Методами, используемыми при анализе, являются метод индуктивного анализа и метод верификации.
Данная работа актуальна, благодаря возможности получения определенной лингвистической характеристики политического деятеля.
Этот
анализ может использоваться при
дальнейшем рассмотрении языковой личности
Джорджа Буша и его влиянии на общественное
сознание.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1 Языковая личность
- Языковая личность как объект лингвокультурологического
исследования
- Понятие языковой
личности
8 - Трехуровневая модель языковой личности Ю. Н. Караулова 12
- Компоненты языковой личности 13
- Анализ языковой
личности
15 - Аспекты изучения языковой личности 16
2 Языковая личность политического лидера 20
- Анализ языковой личности Дж. Буша 20
Заключение
Библиографический
список
В В Е Д Е Н И Е
Сравнительно недавно интерес к проблеме изучения личности как таковой значительно вырос. Данное явление обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях глобальной коммуникации и свободного доступа к информации, возможности человека резко расширились. Стал очевидным эволюционный рост личности, начала меняться её значимость как объекта исследования, в зависимости от той или иной научной дисциплины. В качестве приоритетного объекта исследования, понятие «личность» можно встретить в психологии, философии, культурологии, языкознании, литературе и ряде других наук.
Во 2-й половине XX века ученые-языковеды стали активнее исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы как язык и мышление, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира, языковая личность и др.
Являясь
одной из активных форм познания действительности,
язык дает нам реальный образ мира,
постичь который человек
Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительнее лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Анализ языковой личности неизбежно ведет исследование к изучению ключевого понятия – личности. «Введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям видения дискурса, творчески используя их в своих предметных и речевых действиях»1. Речевые акты-шаги, речевые ходы для личностно ориентированной прагмалингвистики представляют собой не просто компоненты дискурса, а выступают в качестве сознательных и целенаправленных актов определения личности2.
В современном обществе возрастает значимость политической коммуникации, поскольку в условиях демократического социального устройства вопросы власти открыто обсуждаются, и решение целого ряда политических проблем зависит от того, насколько адекватно эти проблемы будут интерпретированы языком.
В последние годы отдельные проблемы в политической сфере стали объектом активного обсуждения, как в научной, так и в публицистической литературе, поэтому особый интерес и некоторое наглядное проявление понятия языковой личности получает в политике, поскольку она активно влияет на общественное сознание и широко распространена в средствах массовой коммуникации.
Актуальность настоящего исследования заключается в возможности получения наиболее полной характеристики политического деятеля на основе изучения особенностей языковой личности, отраженной в его политических речах посредством выявления и анализа ключевых языковых единиц, используемых данным оратором.
Теоретической базой для данной работы послужили труды Ю. Н. Караулова, В. В. Красных и В. И. Карасика в области изучения языка и языковой личности.
Объектом исследования является языковая личность Джорджа Буша-младшего, отраженная в его политической речи.
Предметом исследования являются ключевые лексические единицы в риторике бывшего президента США, Джорджа Буша-младшего, отражающие характерные черты языковой личности данного политика.
Цель работы – выявить и описать ключевые лексические единицы, отражающие особенности языковой личности Джорджа Уокера Буша, проявляющиеся в его политических выступлениях.
Методы исследования – метод индуктивного анализа, метод верификации.
Материалом
для исследования послужили тексты 9 речей
Джорджа Буша-младшего, опубликованные
на интернет-сайте http://www.
1
Языковая личность
1.1 Языковая личность как объект лингвокультурологического исследования
Лингвокультурология - на сегодняшний день самое молодое ответвление этнолингвистики. В задачи этой научной дисциплины входит изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета, она создана на основе триады - язык, культура, человеческая личность, и представляет лингвокультуру как линзу, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса.
Основу категориального аппарата лингвокультурологии составляют понятия языковой личности и концепта, гносеологическое становление которых еще полностью не завершено.
Представления о личности в языковом сознании, отраженные в толковых словарях, в значительной мере шире и неопределеннее соответствующих научных понятий и сводятся к представлениям об индивиде как «совокупности свойств, присущих данному человеку» и «человеке как носителе каких-нибудь свойств». В них отсутствует, прежде всего, указание на социально значимый характер этих свойств, на то, что личность - это человек, взятый в его отношении к обществу, член общества.
Язык самым непосредственным образом связан с выражением личностных качеств человека, а в грамматической системе многих естественных языков (славянских, армянском, испанском, румынском, старофранцузском) закреплено отношение к личности в той или иной её ипостаси. Тем не менее, понятие «языковой личности» возникает лишь в последние десятилетия в лоне антропологической лингвистики, где оно, естественно, занимает центральное место и даже дает имя новой научной дисциплине – «лингвистической персоналогии».
1.2 Понятие языковой личности
Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого И. Вейсгербера. В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал В. В. Виноградов, который выработал два пути изучения языковой личности — личность автора и личность персонажа. О говорящей личности писал А. А. Леонтьев. Само понятие языковой личности начал разрабатывать Г. И. Богин, он создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». Ввел же это понятие в широкий научный обиход Ю. Н. Караулов, который считает, что языковая личность — это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»3.
Языковая личность — социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов; но при этом языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций. Каждая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками. Язык конкретной личности состоит в большей степени из общего языка и в меньшей — из индивидуальных языковых особенностей.
Личность вообще, по образному определению Н. Ф. Алефиренко, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между членами конкретного этнокультурного сообщества в процессе их совместной деятельности. Иными словами, основным средством превращения индивида в языковую личность выступает его социализация, предполагающая три аспекта:
а) процесс включения человека в определенные социальные отношения, в результате которого языковая личность оказывается своего рода реализацией культурно-исторического знания всего общества;
б) активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам, заданным той или иной этноязыковой культурой;
в) процесс усвоения законов социальной психологии народа.
Для становления языковой личности особая роль принадлежит второму и третьему аспектам, поскольку процесс присвоения той или иной национальной культуры и формирование социальной психологии возможны только посредством языка, являющегося для культуры, по выражению С. Лема, тем же, что центральная нервная система для жизнедеятельности человека. Лингвокультурная личность — закрепленный в языке базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, составляющий вневременную и инвариантную часть структуры личности.
Языковая личность является носителем языкового сознания, а также является человеком, существующим в языковом пространстве — в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов. Рассматриваемое понятие допускает двойственную интерпретацию: статическую и динамическую. «В первом случае мы принимаем индивида в качестве личности, т.е. субъекта социальных отношений, обладающего своим неповторимым набором личностных качеств. Для определенных ситуаций важны только некоторые характеристики личности, связанные, например, с выполнением определенной социальной роли. Во втором случае на определенном этапе индивид еще не является личностью, т.е. не обладает отличительными социально обусловленными характеристиками»4.
Довольно авторитетная французская школа психологов и психоаналитиков, связывающая себя с именем Лакана и получившая наименование «лаканизма», интересна, прежде всего, тем, что видит в языке (а точнее - в текстах, которые могут быть порождаемы определенной личностью) полное и безостаточное выражение всех без исключения особенностей ее сознательной и бессознательной жизни.
В
таком понимании понятие
Факторами, формирующими языковую личность, являются:
- Определяющие черты различия
- Внешние черты (мать, отец, школа, круг, общение, средства массовой информации, общая речевая ситуация, массовая культура).
- Внутренние черты (возраст, пол, психологические характеристики).
- Степень восприимчивости.
- Коммуникативные потребности
- Языковая компетенция – соблюдение норм литературной грамотной речи.
- Коммуникативная компетенция – это умение воспринимать в разных жанрах, разных ситуациях речи.
- Особенности коммуникативного поведения.
Языковая личность обладает высоким уровнем языковой компетенции, если ежедневно повышает уровень речевой культуры, формирует коммуникативность, расширяет культурный уровень, формирует умение оценивать речевое поведение, обращена к современной языковой ситуации, к языку сегодняшнего дня, с большим вниманием относится к чистоте, правильности своей речи, ощущает себя творческой языковой личностью.
В
современной
Речевая личность акцентирует функциональный аспект, это элемент парадигмы. Коммуникативная личность – это личность принимающая участие в коммуникации. Такая рубрикация соотносится с разграничением системных, функциональных и коммуникативных параметров высказывания.
Говоря о языковой личности, нельзя не упомянуть о речевом «паспорте» говорящего и о языковом идиостиле человека. Речевой паспорт — это совокупность тех коммуникативных особенностей личности, которые и делают эту личность уникальной. Идиостиль человека можно было бы трактовать как выбор говорящим тех или иных средств общения, поскольку стиль предполагает выбор. Речевой паспорт — это аспект коммуникативного поведения, а идиостиль — аспект коммуникативной компетенции. Компетенция также включает языковое чутье, т.е. систему бессознательных оценок, отображающих системность языка в речи и общественные языковые идеалы, и языковой вкус — систему установок человека в отношении языка и речи на этом языке.
Таким образом, под языковой личностью в рамках данного исследования понимается носитель языка, характеризующийся использованием системных средств этого языка для отражения своего мировоззрения.
1.3 Трехуровневая модель языковой личности Ю.Н.Караулова
Ю. Н. Караулов разработал уровневую модель языковой личности с опорой на художественный текст. Языковая личность, по его мнению, имеет три структурных уровня. Первый уровень — вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком. Второй уровень — когнитивный, на котором происходит актуализация и идентификация релевантных знаний и представлений, присущих социуму (языковой личности) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. И третий — высший уровень — прагматический. Он включает в себя выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием языковой личности.
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами коммуникативных потребностей — контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения — коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Уровневая модель языковой личности отражает обобщенный тип личности. Конкретных же языковых личностей в данной культуре может быть множество, они отличаются вариациями значимости каждого уровня в составе личности. Таким образом, языковая личность — это многослойная и многокомпонентная парадигма речевых личностей. При этом речевая личность — это языковая личность в парадигме реального общения, в деятельности. Именно на уровне речевой личности проявляются как национально-культурная специфика языковой личности, так и национально-культурная специфика самого общения.
1.4 Компоненты языковой личности
В содержание языковой личности В. А. Маслова включает такие компоненты:
1)
ценностный, мировоззренческий, компонент
содержания воспитания, т.е. система
ценностей, или жизненных
2)
культурологический компонент,
3) личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке.
Параметры
языковой личности только начинают разрабатываться.
Она характеризуется
Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры и т.д. Определяющая роль в культуре принадлежит ценностям нации, которые являются концептами смыслов.
Культурные ценности представляют собой систему, в которой можно выделить универсальные и индивидуальные, доминантные и дополнительные смыслы. Они находят отражение в языке, точнее, в значениях слов и синтаксических единиц, во фразеологизмах, в паремиологическом фонде и прецедентных текстах (по Ю. Н. Караулову). Например, во всех культурах осуждаются такие человеческие пороки, как жадность, трусость, неуважение к старшим, лень и др., но в каждой культуре эти пороки имеют разную комбинаторику признаков.
Для
каждой культуры можно разработать
параметры, которые будут своеобразными
ее координатами. Такие параметры
будут считаться исходными
В. В. Красных выделяет в языковой личности следующие компоненты:
1)
человек говорящий — личность,
одним из видов деятельности
которой является речевая
2) собственно языковая личность — личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая совокупностью знаний и представлений;
3)
речевая личность — это
4)
коммуникативная личность —
1.5 Анализ языковой личности
Языковая личность, будучи аспектом целостной личности человека, обладает всеми структурными характеристиками личности, включая наличие особой ценностной системы. Можно говорить об аксиологии языковой личности как о совокупности всех элементов общей ценностной иерархии индивидуального или коллективного сознания, связанных с лингвистическими явлениями. «Существует два типа подобных взаимосвязей:
1.
лингвистические единицы и
2.
лингвистические единицы и
Именно в личности, творящей культуру и живущей в ней, на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни.
Американский психолог А. Маслоу видит человека как бытие внутренней природы, которая почти независима от внешнего мира и которая есть исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья. Становление личности, с точки зрения А. Маслоу, — это движение к идеалу, в качестве которого выступает личность, всесторонне реализовавшая себя. Он пишет: «Человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь»6.
Личность
должна рассматриваться в перспективе
культурной традиции народа, этноса, так
как для рождения человека в человеке
необходим культурно-
Категории культуры — это пространство, время, судьба, право, богатство, труд, совесть, смерть и т. д. Они отражают специфику существующей системы ценностей и задают образцы социального поведения и восприятия мира. Это своеобразная система координат, которая формирует языковую личность.
1.6 Аспекты изучения языковой личности
Языковая
личность в условиях общения может
рассматриваться как
Ценностный план коммуникативной личности содержит этические и утилитарные нормы поведения, свойственные определенному этносу в определенный период. Эти нормы закреплены в нравственном кодексе народа, отражают историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком.
Нравственный
кодекс народа в языке выражается
лишь частично. К числу языковых
(и шире — коммуникативных) индексов
такого кодекса относятся
Существуют общечеловеческие ценности (как этические, так и утилитарные); ценности, свойственные определенному типу цивилизации (например, нормы поведения согласно тому или иному вероучению); ценности, характеризующие определенный этнос, а также подгруппы внутри этноса (такие этногрупповые ценности лингвистически выявляются в региолектах и социолектах). Наконец, выделяются ценности, свойственные малым группам, и индивидуальные ценности личности. Соответственно коммуникативную личность можно охарактеризовать в ценностном аспекте по соотношению доминантных ценностей, по степени их дифференциации и т.д.
Познавательный
(когнитивный) план коммуникативной
личности выявляется путем анализа картины
мира, свойственной ей. На уровне культурно-этнического
рассмотрения (именно применительно к
данному уровню обычно говорят о языковой
личности) выделяются предметно-содержательные
и категориально-формальные способы интерпретации
действительности, свойственные носителю
определенных знаний о мире и языке. Языковая
категоризация мира проявляется, например,
в корреляциях между эргативной конструкцией,
сложной системой видовых различий, наличием
категории определенности/