Ювелирные товары

Введение

 

Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного  искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных  металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям. Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.

Цель данной работы: подробно изучить  заявленную тему и сделать вывод о значимости ювелирного дела в жизни людей и экономике нашей страны. В соответствии с обозначенной целью перед автором ставятся следующие задачи:

  1. Изучить различные источники по данной теме.
  2. Наиболее полно освятить специфику и тонкости ювелирного    искусства.
  3. Сделать вывод о значимости данного вида декоративно – прикладного искусства.

Ювелирное искусство возникло еще  в глубокой древности. В 7 веке до нашей  эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики – резьбы по камню (геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями. Золото и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особенно славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра) Великий Новгород, откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская область).

По указу Петра 1 в  январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано - Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.

Во второй половине 19 и  начале 20 в особенно выделялось ювелирное  дело фирмы Фаберже, основанной в  Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. С большим мастерство и различными способами обрабатывались оправы из золота и серебра, изготавливались изделия из камня без оправ и др. За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком. Шедевры, созданные гениальными мастерами – ювелирами всех времен, - изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Основные материалы  для изготовления ювелирных изделий

 

К ювелирным товарам (от голл. juweell – драгоценный камень) относят  изделия, изготовляемые из драгоценных металлов и камней, а также из некоторых других материалов высокохудожественной обработки. Материалы являются одним из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств (функциональных, эргономических, гигиенических, а главное - эстетических) и качества ювелирных товаров.

Основными материалами для изготовления ювелирных товаров являются благородные и цветные металлы и их сплавы, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, янтарь, перламутр, синтетические камни, а также стекло, эмаль, кость, рог, папье-маше и пластические массы.

Благородные металлы отличаются особой химической стойкостью, тягучестью и красивым внешним видом. Они имеют плотную кристаллическую решетку, обладают хорошим блеском, высокой плотностью, устойчивостью к атмосферным влияниям, а также пластичностью и сплавляемостью с другими металлами. Все это значительно «усиливает» эстетические свойства ювелирных товаров. Для изготовления изделий в чистом виде эти металлы не применяют, так как они сравнительно мягки и обладают малой механической прочностью. 
Поэтому используют сплавы благородных металлов с другими металлами. По сравнению с чистым металлом сплавы обладают лучшими механическими свойствами, более низкой температурой плавления и определенным оттенком. Металлы, входящие в состав таких сплавов, называют лигатурными. Состав сплавов строго регламентируется государственными стандартами и называется лигатурой. К благородным металлам относят золото, серебро, платину, а также металлы платиновой группы (палладий, родий, рутений, иридий и осмий).

Золото. В земной коре оно находится в самородном состоянии (в виде отдельных мельчайших вкраплений или блесток и прожилок). Самородки золота по 10-20 г и более встречаются значительно редко. Самородное золото содержит различные примеси – серебро, медь, железо и др. элементы. В чистом виде золото обладает приятным ярко-желтым цветом. Это тяжелый, блестящий, мягкий металл. Из золота в России изготавливают ювелирные изделия более 2000 наименований.

Серебро. Этот красивый блестящий, белый, мягкий, тягучий металл стоек к окислению, обладает исключительной отражательной способностью. Серебро значительно легче золота. Сейчас в России из сплавов серебра изготавливают ювелирные изделия свыше 1500 наименований.

Платина. В самородном состоянии платина встречается главным образом в виде мелких блесток в глубинных горных породах. Платина – серебристо-белый, тяжелый, тугоплавкий металл. Это очень стойкий металл, не окисляющийся при самых высоких температурах. Сплавы платины применяют в основном для изготовления оправ для колец, серег, брошей и других изделий при креплении бриллиантов, жемчуга и светлоокрашенных камней. Такая оправа способствует усилению блеска и игры закрепленных в ней камней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Особенности производства ювелирных изделий

 

2.1 Основные процессы

Производство является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование потребительских свойств и качество ювелирных изделий. Одна из особенностей производства ювелирных изделий состоит в том, что при их изготовлении мастер-ювелир стремится максимально выявить и показать своеобразную красоту и декоративные свойства используемых материалов. Так, золото значительно проигрывает в толстых массивных деталях и, наоборот, красиво выглядит в тонких ажурных работах. Изделия из серебра обычно оксидируют, чтобы подчеркнуть рисунок и придать красоту закрепленному в оправе камню.

Большое значение имеет сочетание оправы с камнем. Аметист и жемчуг, например, хорошо сочетаются с золотой оправой, а для бирюзы лучше серебряная оксидированная оправа. Бриллиант выигрывает в оправе из белого золота и платины. По способу производства ювелирные изделия бывают индивидуального и массового (серийного) производства. При индивидуальном изготовлении мастер-ювелир выполняет все работы от начала до конца вручную, используя оборудование только для получения первоначальной заготовки или необходимого профиля металла. Этот способ применяется при создании отдельных образцов или дорогостоящих ювелирных изделий со сложной и тонкой художественной отделкой, а также при использовании нестандартных по размерам и формам драгоценных и полудрагоценных камней. При массовом изготовлении изделия создаются механической обработкой и точным литьем по выплавляемым моделям. Лучшие ювелирные изделия изготавливают малыми сериями.

Основными процессами производства ювелирных  изделий являются следующие: заготовка  материалов, создание форм изделий, филигранные и отделочные работы, декорирование и закрепление камней. Заготовку материалов осуществляют путем составления лигатуры и ее плавки, вальцовки, волочения, ковки и резания. Плавку драгоценных металлов производят в графитовых тиглях в электропечах (более совершенный способ), а также в газовых, нефтяных и коксовых печах. Сначала плавят тугоплавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих заготовок (в виде полос или проволоки) расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугунные изложницы.

 Вальцовку производят на специальном стане, при этом получают листы, полосы или прутки металла желаемой толщины и формы. Полученные в результате вальцовки полосы или листы металла размечают и раскраивают на заготовки нужных размеров для использования в последующих операциях по изготовлению изделий.

Волочение производят путем протягивания слитка круглого сечения до определенного  размера через проволочные вальцы. Затем полученную проволоку протягивают  через отверстия волочильных досок до желаемого диаметра.

Ковка – это изменение поперечного  сечения заготовки в горячем  или холодном состоянии без снятия стружки.

Формы изделий создают путем  штамповки, сборки деталей и пайки, литьем по выплавляемым моделям. Штамповка на прессах деталей или целых изделий – это один из основных процессов. Для штамповки применяют стальные штампы, состоящие из двух рабочих частей (нижняя часть называется матрицей, верхняя – пуансоном).

Пайку производят специальными припоями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий, но менее термостойкими. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия. Литье по выплавляемым моделям является наиболее прогрессивным способом изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий. Характерной особенностью является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудительное заполнение литейной полости форм жидким металлом под действием центробежных сил или вакуумного всасывания. Этот метод дает возможность значительно расширить ассортимент, увеличить выпуск изделий и повысить их качество.

После сборки и пайки изделия  подвергают дальнейшей обработке –  опиловки, очистке, шлифовке, полировке, при необходимости отжигу и др.

К отделочным операциям относят операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную обработку, крацовку, шлифовку и полировку. Галтовка – это очистка поверхности изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками, песком и другими абразивными материалами. Пескоструйную обработку ведут сухим песком, который под давлением из сопла направляют на изделие. В результате такой обработки изделия приобретают шероховатую поверхность. Крацовку производят круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необходимую матированную поверхность. Шлифовку изделий применяют для создания ровной поверхности с помощью вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков – пемзы, наждака. Полировка придает изделиям глянец и зеркальный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематида (минерал – окись железа). Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на полировальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением порошков – крокуса, трепела. 
Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.

 

2.2 Отделка и художественная обработка ювелирных изделий

 Ювелирные изделия декорируют различными способами: золочением и серебрением, оксидированием, анодированием, гравировкой, чернением. А также нанесением художественной эмали, инкрустированием, чеканкой.

Чеканка - вид художественной обработки металлов, при котором на заготовке создаются различные рельефные изображения. Этот процесс представляет собой удары молотка по чекану или штампу. Сущность этого процесса заключается в следующем: под давлением на чекан или штамп на заготовке остаётся отпечаток рисунка. Различают два вида чеканки: ручная и механизированная. Последняя является одним из видов штамповки и выполняется на специальных прессах.

Гравирование – один из самых древних способов декоративной обработки ювелирных украшений. Сущность этого процесса сводится к вырезанию штихелем на заготовке определённых рисунков, орнаментов, надписей и монограмм. Гравирование разделяется на ручное и механизированное. Также существуют различные виды гравирования: под глянец, под чернение или под эмаль. Для каждого способа используется определённый набор инструментов.

Эмалирование – сущность данного процесса заключается в покрытии участков изделия легкоплавкой стекловидной массой. Это искусство известно ещё со времён Древнего Египта. Существующие в наши дни эмали позволяют существенно разнообразить внешний вид ювелирных изделий, придать им дополнительную красоту и изысканность. Сложный состав эмали обеспечивает прочное сплавление с металлом изделия. Цвет эмалей может быть самым разнообразным. Кроме декоративных свойств, эмаль обладает ещё и прекрасными защитными качествами.

Чернение – вид декоративной отделки, который применяется уже тысячи лет. Этим способом украшают изделия из золота, серебра и различных сплавов меди. Сама по себе чернь является сплавом сульфидов, серебра, меди, свинца и серы. Её накладывают на изделие заранее для этого подготовленное, т. е. с углублённым гравированным рисунком. После обработки изделие подвергается полировке, после которой чернь и приобретает свойственные ей блеск и оттенок.

Оксидирование – эта операция проводится для того, чтобы защитить ювелирные изделия от потускнения. Само оксидирование сводится к нанесению на изделия химически стойкой защитной плёнки, которая предназначена для повышения декоративных свойств и антикоррозийных качеств. Оксидная плёнка на долгое время способна сохранить декоративную привлекательность изделия.

Гальваническое покрытие – под этим понятием подразумеваются процессы, которые связаны с осаждением одного металла на другой в виде электролитов. В ювелирной промышленности гальванизация используется для покрытия изделий из недрагоценных металлов золотом или серебром. Золочение и серебрение ювелирных изделий применяется как в декоративных целях, так и для придания им износостойкости и химической стойкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Классификация и ассортимент ювелирных товаров

 

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:

> Предметы личных украшений.

> Предметы  туалета.

> Принадлежности  для курения.

> Предметы  для сервировки стола.

> Письменные  принадлежности.

> Предметы для украшения интерьера.

> Принадлежности  для часов.

> Сувениры.

По используемому  материалу ювелирные изделия  могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня и др.

 

1. Предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений, выпускают так называемые гарнитуры – наборы, выполненные в одной композиции.

Кольца изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875- й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия. Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными. Кольца бывают самых разных форм и фасонов с шинками (ободками) разного сечения – круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др. Для колец установлены размеры, которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером – 0,5 мм.

Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей. Бывают серьги гладкие, с гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др. Серьги для проколотых ушей прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой. Серьги для непроколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.

Броши бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра 800-й пробы. Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком. Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами.

Браслеты. Различают браслеты для украшения и для закрепления часов на руке. Материалами для изготовления браслетов служат золото, платина или золото в комбинации с платиной, палладий, серебро, латунь, томпак, мельхиор, алюминий, янтарь, кость, пластмассы и др. Художественная отделка браслетов бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др. Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др. Браслеты для украшения подразделяют на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты делают в виде обруча, подковки, витка в несколько оборотов или из двух половинок, соединенных шарнирами и замыкающихся особыми замочками. Мягкие браслеты состоят из отдельных соединенных между собой звеньев различных форм и размеров ( в виде пластин, колец, цепочек, бусин и др.) их закрепляют на руке с помощью замочков разнообразных конструкций. Браслеты для часов вырабатывают в основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде цепочки, плетеные и в оплете.

Бусы изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические пустотелые – из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки. Бусы из полудрагоценных камней обычно изготавливают гранеными, из поделочных – шлифованными, преимущественно круглой формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря – круглыми и овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде орнаментной резьбы и др. Наиболее распространены круглые (шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут быть одинакового размера или разного – в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с удлиненной ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без замка.

Колье от бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в зависимости от фасона колье. Изготавливают колье из золота, платины, серебра, сплавов различных цветных металлов с различного рода вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней, янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.

Кулоны представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте. Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком. В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.

Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки. Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью. Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.

Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов 
(позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др. На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.

 

 

2. Предметы туалета.

К группе предметов туалета относят  пудреницы, зеркала, флаконы для  духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

Пудреницы бывают для женских сумок и настольные. Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая – для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из металла, перламутра, янтаря и др. Пудреница настольная представляет собой коробочку или баночку разной емкости с крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют настольные пудреницы из металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и других материалов с различной художественной отделкой поверхности.

Зеркала. Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета, одинарные и двойные. Ручные зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др. Оправы для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.

Флаконы для духов бывают для женских сумок и настольные. Флаконы для женских сумок изготавливают из серебра или стекла в металлической ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с корпусом флакона. Настольные флаконы изготавливают из стекла хрустального или обыкновенного бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием, травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит, мрамор.

Булавки для шляп. Они состоят из металлического заостренного стержня длиной до 10 см, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из серебряной, латунной или стальной проволоки, головку и предохранитель – из металла, янтаря, пластмассы, кости, дерева, стекла. Бывают головки, украшенные вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней различных форм и огранки или эмалью, штампованным, гравированным рисунком и др. Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой, заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.

Запонки для манжет изготавливают с одной или двумя розетками разных фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок – с одной розеткой. Розетка соединяется с челночком посредством стойки или цепочки. Запонка из двух розеток обычно скрепляется цепочкой или проволочкой, изогнутой в виде восьмерки, либо шарнирной стойкой. Запонки делают из золота, серебра и сплавов цветных металлов, с позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др. гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.

Зажимы для галстуков. Такие зажимы бывают проволочными и пластинчатыми, с замком или без замка. Их изготавливают из золота, серебра, латуни, мельхиора, томпака, со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, янтаря, стекла и других материалов, а также гладкими со штампованным, гравированным рисунком или эмалью. Зажимы могут быть с цепочкой или подвешенным к ней брелоком и без него. Для скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и запирают замочком - шпрингелем или пластинчатым зажимом. Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых золотом или серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота или серебра.

 

3. Принадлежности для курения.

Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки  составляют группу принадлежностей  для курения.

Портсигары изготавливают из золота (редко), серебра с позолотой или без неё; из медных сплавов – посеребренными; из анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота, и других материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня – яшмы, лазурита, малахита, агата и др. Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: с чеканным, гравированным или рельефным штампованным рисунком; оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.

Сигаретницы от портсигаров отличаются в основном только размером. На сигаретницы идут те же материалы и с такими же видами художественной отделки, что и на портсигары, но изделия меньше по размеру.

Порттабаки служат для хранения табака и представляют собой коробочки прямоугольной формы. Внешне порттабак сходен с портсигаром, но отличается от него тем, что имеет глубокий корпус, закрывающийся плоской крышкой на шарнире. Порттабаки изготавливают в основном из золота и серебра. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рифованными или с художественной эмалью.

Ювелирные товары