Environmental Education
Введение
Сравнительный анализ сфер жизнедеятельности
различных общественно-
Каждая новая ступень
развития общества характеризуется
усложнением процесса взаимодействия
человека с природой, усложнением
всей материально-производственной, научно-технической
(технологической), информационно-технологической
и социально-экономической
Основные направления
происходящих в России радикальных
социально-экономических
Происходит усложнение не только экономической, но и социальной сферы общества. Показателем усложнения социальной сферы являются, с одной стороны, рост и усложнение потребностей и интересов, рост их многообразия, с другой стороны, - дифференциация новых видов деятельности по их удовлетворению, выделение в особые социальные сферы образования, здравоохранения, досуга, спорта, природоохраны и т.д. Усложняется и сеть организаций и учреждений этой сферы. Критерий усложнения также применим и к духовной сфере. Для нее тоже характерны новые формы и виды деятельности духовного производства, все более сложной становится система ее институтов и организаций. Усложненным является и продукт этой деятельности - результаты развития науки и образования, культуры, искусства.
Усложнение форм и сфер
жизнедеятельности не безразлично
для самого человека. Оно является
продуктом творческих усилий людей,
показателем степени развития человека,
развития культуры. С другой стороны,
более сложная система
Достижение этой цели невозможно без участия такого социального института общества, как система профессионального образования. При этом неизбежны коренные изменения в системе образования, ибо существующая ныне классическая система высшего образования только частично способствует гармоничному развитию личности (ее потребностей и интересов), сохранению природы и взаимопониманию между людьми и народами.
Таковы основные факторы, определяющие актуальность данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности
проблемы. Отдельных работ, посвященных
изучению взаимосвязи современной
экологической ситуации, устойчивого
развития системы образования, в
отечественной науке нет. Однако
существует значительное число публикаций
отечественных и зарубежных ученых,
в которых рассматриваются
Сущность проблемы состояния
природопользования и защиты окружающей
среды в современной
Данилов-Данильян, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев, А.И. Субетто, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и И. Рандерс, 1999 и др.
Вторая - современная ситуация
представляет собой глобальный экологический
кризис - Г.С. Голицын, В.А. Красилов, Н.Н.
Моисеев, Н.Ф. Реймерс, а также зарубежные
экологи - Т. Бастиан, Ж. Дорст, Б. Коммонер,
лидеры Римского клуба А. Печчеи, А.
Кинг, В. Шнайдер, экономист Э. Вайцзеккер,
философ В. Хесле, вместе с тем, вводится
понятие глобального
Третьи считают, что существуют
лишь локальные экологические
Важное значение для раскрытия
темы диссертации имеют работы исследователей,
раскрывающие сущностное содержание устойчивого
развития вообще (Т.В. Адрианова, 1998; В.К.
Левашов, 2001; В.А. Лось и А.Д. Урсул, 2000;
В.Н. Турченко, 1994) и устойчивого развития
природопользования в частности: здесь
отметим, что, анализируя подобное развитие
(O.K. Дрейер и В.А. Лось, 1997), одни авторы
описывают не столько «устойчивое
развитие», сколько «ноосферную
революцию» или «эколого-революционный»
переворот в способе
Интересными представляются
работы философов и
Теоретические вопросы системы
образования, в том числе высшего,
не могут быть отнесены к числу
малоизученных. В философии и
социологии давно сложились особые
направления, именуемые философией
образования и социологией
Вместе с тем, еще мало
публикаций, посвященных социально-
На конференции ООН
по окружающей среде и развитию (1992г.)
было достигнуто осознание особой роли
системы образования как
В условиях современной экологической ситуации неизмеримо возросла общественная потребность в экологическом образовании, воспитании и обучении. Эта проблематика все больше привлекает внимание отечественных исследователей (Л.И. Андреева, 1995; Н.Г. Апухтина, 1996; И.Г. Гайсин, 1999, 2002; С.Н. Глазачев, Л.И. Грекова и Н.Н. Сотникова, 1999; Е.А. Когай, 2001; Л.Я. Лаврененко, 1998; Н.Г. Лосева, 1994; О. Мелехова, 1994; А. Платонов и А. Короткое, 1997; В.Попов и В. Токмаков, 2005; Б.Б. Родоман, 2004; Н.Г. Рыбалкин и Е.Д. Самотесов, 1995; Р. Сабекиа, 2006; Ю. Трофименко и Н. Евстигнеева, 2005; С. Файрушина, 2007; А. Хузиахметов и Р. Кадырова, 2008; Е.П. Шестакова, 2008; О.Н. Яницкий, 2006).
Признавая несомненный вклад этих ученых в разработку проблем экологической ситуации, устойчивого развития и системы образования (в том числе и экологического образования), следует отметить, что в целом комплексно и целенаправленно данная тема исследована пока явно недостаточно.
Степень изученности проблемы и ее социально-практическая актуальность (в условиях усложнения общества и его жизнедеятельности) обусловили выбор и формулировку темы, определение объекта, предмета, цели и основных задач настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования является
современная экологическая
Предмет исследования - сущность и социальная детерминация современной экологической ситуации и научно-образовательного потенциала высшей школы.
Цель исследования - концептуальный анализ феномена экологической ситуации в контексте идеи устойчивого развития и современной парадигмы высшего образования.
В соответствии с предметом и целью исследования автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть интеграцию
науки и образования в
фактора социально- экологической стабилизации
общества; установить взаимообусловленность
современной экологической ситуации и
модели устойчивого развития; проанализировать
специфику научно-образовательного потенциала
и его функции в экологизации образования;
обосновать стратегию модернизации высшей
школы и раскрыть причины оптимизации
окружающей среды;
- исследовать развитие
человека в контексте
высшего образования и экологической
альтернативы;
показать роль экологического образования в формировании мировоззрения;
- изучить уровни и
стабильного экологического развития
в аспекте образования.
Методологическая и теоретическая основа исследования задана объектом и предметом, целью и задачами темы диссертации. Методологическую основу работы составляют принципы социальной философии, объективности, историзма, единства системно-структурного и генетического подходов, метод междисциплинарного анализа понятийно-категориального аппарата.
Мы использовали сочетание системного, цивилизационного, эволюционного подходов, применяемых при анализе развития и функционирования общества, его взаимодействия с природой и отражение процесса этого взаимодействия в общественном сознании.
Теоретической базой исследования
являются работы отечественных и
зарубежных ученых в области философии,
экологии, социологии, психологии, экономики,
посвященные проблемам
В основе авторского подхода
лежит принцип
Достижению цели исследования
и выполнению задач способствовало
совмещение плоскостей социально-экологического
и эколого-социального
Научная новизна исследования
состоит в том, что оно вносит
определенный теоретический и социально-
установлено, что современная
экологическая ситуация - это состояние
специфической критической
доказано, что взаимообусловленность
интеграции науки и высшего образования
надо рассматривать с точки зрения
детерминации единства науки и образования
как внутренними
обоснована необходимость экологизации технического образования;
рассмотрено развитие человека,
его потребностей и интересов
в контексте современной
Современная экологическая ситуация и система образования: Cоциально- философские аспекты
- Особенностью современной экологической ситуации является ее человеческое измерение. «Человек - общество - биосфера» представляют собой единую систему, в которой главным элементом выступает человек, будучи субъектом, объектом и целью управления. Благосостояние человека, его здоровье, самочувствие являются наиболее уязвимыми и подверженными разрушению по причине неразумного использования природы, деструктивных последствий производственно-хозяйственной деятельности и загрязнения среды обитания, что превышает государственные нормативы.
- Экологическая обстановка и специфика проблем окружающей природной среды России определяются, с одной стороны, особенностями местных и региональных природно-климатических условий, а с другой, характером и масштабностью воздействия на окружающую среду предприятий промышленности, транспорта, коммунального хозяйства и т.д.
- Для оценки потенциальных возможностей научной системы создавать новое знание в целях удовлетворения потребностей и интересов общества в
диссертации введено понятие научного потенциала. Научный потенциал является исходным пунктом интенсификации и расширенного воспроизводства,
определяет возможные темпы движения к поставленной цели и уровень конечной эффективности инноваций. В зависимости оттого, насколько глубоко
и полно проведены исследования и разработки, каковы результаты научных исследований, будет складываться тот или иной потенциал для получения
социально-экономического и социально-экологического эффекта напоследующих стадиях воспроизводственного процесса.
В системе высшей школы
используется понятие «образовательный
потенциал» для оценки потенциальных
возможностей обеспечения образовательной
деятельности в высшей школе, в том
числе получения общих и
4. Оптимизирующая деятельность
человека есть совокупность
соответствующих (управляемых) акций и
мероприятий, направленных на
достижение оптимального соотношения
между социальным и природным,
оптимального функционирования и развития
социоприродных систем.
Оптимизация социально-экономических
процессов может быть достигнута в
результате компромисса сил, тенденций,
интересов, потребностей и целей всех
компонентов, входящих в эту систему ради
ее устойчивого развития и
функционирования. Важную роль в реализации
указанных процессов играет экологизация
образования.
5. Несомненно, большой интерес
представляет изучение
сознания и мировоззрения человека, его
отношения к окружающей среде, мотивов
экологического поведения. Социологические
исследования данной
проблемы показывают неоднозначное отношения
к природной среде. В этой связи возникла
необходимость целенаправленного обучающего
и
воспитательного воздействия на структуры
массового сознания с целью
формирования как проэкологических ценностей,
так и соответствующих форм поведения.
Не менее актуальной остается задача формирования
научного мировоззрения личности.
6. Современная концепция
образования рассматривает
саморазвивающуюся и открытую систему,
в которой высшее образование
должно помочь саморазвитию и самовоспитанию
человека, а также развивать экологическое
сознание, повышать уровень экологической
культуры и
экологического образования, воспитания
и обучения. Понятие нового человека как
всесторонне развитой личности имеет
конкретно-историческое содержание.
7. Управление личностным
природопользованием можно
- ER-метод логического проектирования баз данных и его реализации в среде СУБД Access
- ER-метод логического проектирования баз данных и его реализация в среде СУБД MS Access
- ER-метод логического проектирования баз данных и его реализация в среде СУБД MS Access
- Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике
- Essence and reasons of Inflation occurrence, its types
- Ethernet интерфейс
- Ethnic and geographical identity of British people
- Edgar Allen Poe and his detective tradition
- Educational significance of social nets
- Effectiveness and productivity of labor
- Ekologistyka w Polsce
- Electooculografia
- Electronic money
- English history