Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет журналистики

Кафедра теории и  практики журналистики

 

 

 

Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике

(курсовая работа)

 

Выполнила студентка

2 курса, группа 1591

А.И. Воробьёва

_________________

 

Научный руководитель

доцент, кандидат исторических наук

В.Т. Плахин

______________ 

Работа защищена

______________2011г.

Оценка____________

 

 

 

 

 

Барнаул 2011 

Содержание

Введение_____________________________________________стр. 3

1.Функция эпатажа в  СМИ______________________________стр. 6

1.1. Эпатаж как явление  в современном обществе_______стр. 6

1.2. Функция эпатажа_______________________________стр. 11

1.3. Эпатаж по Бахтину_____________________________стр. 16

2. Эпатаж в журнале Esquire_____________________________стр. 22

2.1 Эпатирующие приёмы в журнале Esquire___________стр. 22

2.1.1. Нарочитая деэстетизация___________________стр. 22

2.1.2. Нарушение табу___________________________стр. 23

2.1.3. Едкая сатира______________________________стр. 24

2.1.4. Герои «нонконформисты»___________________стр. 24

2.1.5.Игра на понижение_________________________стр. 25

2.1.6. Необычная рубрика ________________________стр. 26

2.2 Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire_стр. 28

Заключение __________________________________________стр. 30

Список литературы____________________________________стр. 31

Приложение 1________________________________________стр. 33

1.1 Список участников фокус-группы________________стр. 33

1.2 Вопросы, заданные фокус-группе________________стр. 34

1.3 Ответы фокус-группы__________________________стр. 35

Таблица 1. Мнение девушек________________________стр.41

Таблица 2. Мнение парней_________________________стр. 42

Приложение 2________________________________________стр. 43

Таблица 3.Колличественный  анализ эпатажных приёмов в журнале  Esquire______________________________________________стр. 43

 

Введение

Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего  необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти  каждый. Поэтому в СМИ стали использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков СМИ.

Я считаю, что моя тема актуальна, так как:

1. На сегодняшний день средства массовой информации борются за читателя и поэтому, чтобы заполучить внимание потенциального потребителя информации, для издания необходима какая-то своя «фишка». Зачастую этой фишкой и является эпатаж.

2. Сегодняшняя общественная  жизнь пропитана эпатажем, соответственно  и в журналистику, как в явление  общественное, проникает эпатаж, становясь для многих СМИ частью имиджа.

Вопрос об эпатаже в журналистике в научной литературе освещается не часто, однако эпатаж как инструмент PR рассматривается во многих учебных пособиях, научных материалах связей с общественностью[16]. Для написания данной курсовой работы я использовала различные словари, например «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой, где узнала точное определение слова «эпатаж»: «Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка»[21. С. 911]. Об эпатаже как явлении в современном обществе писала Рогалева Е.А. в своей работе «Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа». Там она раскрывает об этапах закрепления эпатажа в культуре XX века, показывает принципы эпатажа, и выдвигает собственное мнение о его функциях и способах достижения, на основании философских учений. Поэтому я изучила несколько философских работ, где освещается эпатаж как явление. Изучив работу русского философа Бахтина М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса», я нашла определенную связь между философией карнавала и основными принципами эпатажа, которые используются в исследуемом мной журнале Esquire. Для того чтобы сформировать основные принципы редакционной политики журнала Esquire , я прочла несколько интервью с главным редактором этого издания [8, 10, 14, 18, 19], изучила историю русского журнала Esquire на его официальном сайте [11].

Объектом исследования является эпатаж как явление в журналистской деятельности, иными словами эпатажная журналистика. Эмпирический объект исследования результаты количественного и качественного анализа журнал Esquire № 36, 38, 39, 40, 42, 43, 47, 51, 53, 57, 58, 59, 60, 62, 63.

Предметом моего исследования были формы проявления эпатажа в журнале Esquire, а именно:

1) Нарочитая деэстетизация;

2) Нарушение табу;

3) Едкая сатира;

4) Герои «нонконформисты»;

5) Игра на понижение;

6) Необычная рубрика.

Цель моей работы выяснить, какие функции эпатаж выполняет в современной журналистике на примере журнала «Esquire»

Задачи:

1. Выявить приёмы эпатажа в журнале « Esquire»

а) Нарочитая деэстетизация;

б) Нарушение табу;

в) Едкая сатира;

г) Герои «нонконформисты»;

д) Игра на понижение;

е) Необычная рубрика.

2. Выявить отношение аудитории  к использованию приёмов эпатажа  в журнале «Esquire»:

а) Собрать фокус-группу;

б) Провести количественный и качественный анализ материалов с  эпатажными приёмами.

Новизна моей работы заключается в том, что я открыла для себя то, что аудитория активно «ловится» на удочку эпатажа, даже ярко выраженного и направленного на увеличение покупателей эпатирующего издания. Также я узнала то, что эпатаж, позиционируемый как неосознанный, эпатаж «для себя, какой есть», эпатирует еще больше, и привлекает большую аудиторию.

Методы исследования: элементы контент-анализа, создание фокус-группы, количественный и качественный анализ текста.

Гипотезы:

1. Наиболее часто для проявления эпатажа в «Esquire» используется подбор героев «нонконформистов»

2. Аудитория воспринимает журнал «Esquire» как эпатажный благодаря вышеназванным приёмам.

 

1. Функция эпатажа  в СМИ

1.1 Эпатаж как  явление в современном обществе

ХХ век – эпоха становления  новой системы парадигм в культуре, эпоха колосальных перемен во всех областях жизни. В культуре ХХ века человек вступает во взаимодействие с различными культурами прошлого и настоящего. В этом «диалоге культур» происходит постоянное столкновение культурных норм [1. С.289]. Сегодня не существует и не может существовать единой “культурной матрицы” для принятия решений. Кризисные явления в культуре, о которых не раз писали философы ХХ века – М.Хайдеггер [2. С.104], Э.Гуссерль [3. С.64], А.Камю [4], проявляют не только гибель старого опыта мировосприятия, но и рождение нового. Уходит эпоха модернизма, на смену ей приходит постмодернизм. В этих условиях мятеж против нормы, кризис идентификации выступают как поиск путей обновления ценностного фонда эпохи, менталитета и образа жизни социума. Одной из форм этого поиска является эпатаж, превратившийся в культуре ХХ века из индивидуального способа поведения в широко распространенное явление.

Эпатаж – скандальное  поведение, нарушающее общепринятые нормы  и правила, обретает в этих условиях особую роль. В отличие от асоциального, деструктивного девиантного поведения, направленного на разрушение жизни социума, эпатаж становится средством выхода из неопределенного и неустойчивого положения, обретения нового опыта идентификации (усвоения поведенческого кода и символики одежды, выработки лингвистической компетенции, освоения пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы) [5. С.216-217].

Эпатаж возникает в  европейской культуре еще в античную эпоху, но первоначально появляется как сугубо индивидуальный акт поведения. Традиционно эпатаж рассматривался гуманитариями в контексте изучения личной жизни индивида, в жанре исторической биографии, когда анализу подвергался сам факт выхода за пределы нормы, исследовалась сама норма, подчас с позиций либо психологического, либо юридического подходов. В качестве феномена социальной жизни конца ХХ века, явления, имеющего глубокие социокультурные основания, эпатаж до сих пор не изучался.

Своеобразие современного этапа  существования эпатажа заключается  в его массовом распространении, в превращении эпатажа в устойчивую характеристику социальной жизни. Данные изменения выявляют необходимость  перейти от анализа эпатажа в  контексте жанра исторической биографии  к широкомасштабному социологическому изучению социокультурных корней и динамики эпатажа в обществе.

Изучать такое сложное и многогранное явление, как эпатаж, можно на основании принципа взаимодополнения (Н.Бор). Такими взаимодополнительными подходами являются теория девиантного поведения, концепция кризиса идентификации и теория игры. Шокирование публики, намеренная скандализация, отклонение от нормы позволяют рассматривать эпатаж как проявление девиантного поведения. Со структурной точки зрения, эпатаж является следствием утраты идентификаций и проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям социальной среды, эпатаж – это поиск идентификации.

Однако такой подход не может выделить столь важную характеристику эпатажа, как его игровой характер. Теория игры заняла сегодня прочное  место среди множества исследовательских  подходов к изучению социокультурной реальности ХХ века. Игра предстает как особая форма культуры, имеющая глубокий смысл и важнейшие социальные функции [6. С.9]. Основная функция игры состоит в переключении с повседневного на неповседневное, в становлении проблемы границ повседневности. Именно эти характеристики игры и присущи эпатирующему поведению, игровой аспект которого столь часто был описан в жанре исторической биографии, посвященной тому или иному частному случаю эпатажа.

Эпатирующее поведение всегда включает момент игры, посредством  которой осуществляется выход за пределы нормы. Следует подчеркнуть, что, в отличие от девиантного поведения, ломающего норму, игра позволяет эпатирующему субъекту не разрушать, а созидать, потомучто она творит порядок за пределами пространства обыденной жизни. Так, карнавал безумен с точки зрения законов официальной культуры, но сам карнавал как культурная форма имеет свой строгий порядок, творится по определенным законам и потому открывает новое ценностно-смысловое пространство (М. Бахтин) [17].

Эпатирующий субъект, играя, обнаруживает и обнажает «безумство» мира, в котором ему случилось жить. Открыть глаза своим современникам, полагающим эти безумства нормальными, ибо они закреплены традицией можно только скандальной выходкой, привлекающей внимание к устаревшей или несправедливо забытой норме. Когда-то в XVIII веке Вольтер, эпатируя и играя в либертинаж, освобождал себя от сковывающих разум феодальных догматов. В XIX веке Оскар Уайльд, помещая зеленую гвоздику на лацкан фрака или создавая из дорогих тканей усеянный заплатами костюм для нищего музыканта, сопоставлял несопоставимое и в игровой форме демонстрировал светской публике ее собственную ограниченность. Игровой компонент европейской культуры ХХ века проникает во все сферы общественной жизни.

Широкие возможности для  анализа эпатажа открывает концепция  игры Й.Хейзинги:

1. Игра – это всегда  «понарошку». И в этом ее отличие от реальной, настоящей жизни. Игра – это отрешение от обыденной реальности, и эпатаж – это тоже не «обыденная», не реальная жизнь, эпатирующий всегда играет, а, играя, он выходит за рамки повседневной жизни в некую «временную сферу деятельности». Но это как будто «взаправду», абсолютно не исключает, что «...это “ради игры” может протекать с величайшей серьезностью, даже с самозабвением, переходящим в восторг…».

Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Иными словами, нельзя использовать категорию «пользы» для характеристики игры. Она «становится сопровождением, приложением, частью жизни вообще. Она украшает жизнь, она дополняет ее и вследствие этого является необходимой». Это всё относится и к эпатажу. Эпатаж, как и игра, необходим обществу в силу заключенного в нем смысла, «в силу своего значения, своей выразительной ценности «как культурная функция».

2. Внутри игрового пространства  царит собственный, безусловный  порядок. И тут открывается новая черта эпатажа: эпатаж как игра творит порядок. В безумном мире поиск выхода из хаоса к порядку осуществляется через эпатаж и протекает в форме своеобразной игры. «Каждый из нас имеет право на свое собственное безумие», – так скажет о себе Сальвадор Дали. Эпатаж для Дали стал игровой формой жизни, способом поведения, способом самовыражения в искусстве, где сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы.

3. Изолированность составляет  третий отличительный признак игры и «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. «Она может быть повторена. Эта повторяемость есть одно из существеннейших свойств игры». Все это относится и к эпатажу. Как и игра, каждый эпатирующий поступок может быть повторен.

4. Есть еще один, не менее важный признак игры, выделяемый И.Хейзингой, – это инобытие и тайна, наглядно выражающиеся в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо». Эпатируя, человек играет, создавая новый образ, как бы надевает на себя маску другого и отличного от всех существа.

Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, теперь можно назвать игру, а значит и эпатаж как игру, свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, целиком овладевающее играющим и не преследующее при этом никакого прямого материального интереса. Иначе говоря, эпатаж – это свободная деятельность, протекающая упорядоченно, по определенным правилам, и имеющая своей целью выход за пределы нормы, создание нового (имидж, маска) [7].

 

1.2.Функция эпатажа

Эпатаж, как инструмент связей с общественностью, чрезвычайно  важен и востребован в области  культуры и искусства. Так как, по сути, эпатаж также является способом управления, который нацелен на установление контакта между субъектом эпатажа  и общественностью и исполняет  роль «системы раннего оповещения»  о назревающих тенденциях и переменах  в общественном сознании, эпатаж использует открытые формы деятельности и информирования целевой аудитории.

1. Информационная функция:

Информация, которую несет  тот или иной эпатажный элемент, оповещает публику о следующих  вещах:

• мир застоялся и требует  обновления в одной из сфер;

• субъект эпатажа располагает  информацией о способе разрешения сложившейся ситуации;

• субъект эпатажа показывает, как это можно делать;

• субъект меняется внутренне  и не требует, а предлагает окружению  обратить внимание на проблему.

Для усиления этой функции  в эпатаже используются: привязка информации к определенному событию, сочетание с общественно важной проблемой, присутствие и привлечение  влиятельных людей, интрига.

2. Аналитическая функция:

Она заключается в гигантской предварительной мозговой работе эпатирующего элемента по переосмыслению и новому видению проблемы. Господствующие догмы  здесь не действуют и сразу  отбрасываются — требуется концептуально  новый подход, отличительный, знаковый, узнаваемый. Олег прокомментировал это  следующим образом: «Первоначально мне важно реализовать образ, метафору. И это тоже определенная жертва, мучение... Христос проводил свою идею, потребовавшую определенной жертвы, он не воспринимал свое распятие как пиар...» Эпатирующий элемент аналитически рассматривает важность идеи и сопоставляет ее с теми жертвами, на которые он готов пойти. Это серьезная внутренняя работа, которая заставляет отказаться иногда от традиционной карьеры, признания старых друзей.

Кроме того, аналитическая  функция просматривается и в  воздействии на публику. На последней  стадии эпатажа зритель проглатывает шок и начинает думать о сути увиденного или испытанного явления: анализ собственных установок и перерождение их в новые формы — свидетельство  эффективности эпатажа.

3. Мобилизирующая функция:

Поскольку эпатаж — дорогое  явление, оно требует мобилизации  многих ресурсов: человеческих, договориться с организаторами о возможности  эпатажа, найти единомышленников, подобрать  помощников и сопровождающих; финансовых; информационных (большое внимание уделяется  работе с прессой, так как на перформанс придут все, а вот концептуально осмыслить это и описать то, ради чего все это затевалось, дано не каждому); материальных (используемые материалы также должны быть новы и демонстративны).

4. Функция раскрепощения:

Готовность к эпатажу  подвигает человека искать подтверждение  правильности или хотя бы оправданности  своих действий. И оно всегда находится. Человеку необходима поддержка, чтобы  он не чувствовал себя одиноким в эпатажном  порыве. Иногда достаточно просто знать  о том или ином факте, чтобы  сделать его «последней каплей»  для претворения своих действий в жизнь. Эпатаж предлагает открыться  полностью, воспринимать только настоящий момент акции, быть полностью доступным в объяснении своих возражений в отношении постулатов и догм. Раскрепощение предполагает найти точку опоры, которая позволит непринужденно и совершенно свободно осуществлять эпатажные поступки. После проведения акции эпатажа наступает второй виток раскрепощения, потому что назад дороги уже нет: вы заявили о себе как об эпатажном субъекте, и дальнейший «возврат» будет воспринят как позор и отказ от своей позиции. Будьте внимательны! Эпатаж потребует от вас раскрепоститься на всю жизнь! Он втягивает и поглощает, отступить от него впоследствии невозможно!

5. Функция актуализации.

Под этой функцией понимается процесс «раскручивания» темы, популяризация  проблемы, доказательство того, что  вопрос действительно назрел и сейчас же требует решения. Эпатирующий «делает» проблему актуальной, насущной, горячей, острой, обсуждаемой.

Состав эпатажа:

Этап 1 - Формулирование проблемы и представление её социально значимой. На данном этапе субъект четко выделяет область, существование в которой его не устраивает.

Этап 2 - Обращение к образу. Самое важное на этом этапе — выбрать имидж, внешний вид и стиль поведения, которые смогут длительный срок обуславливать основу эпатажных поступков.

Этап 3 - Перевоплощение. Самый  важный этап: на нем определяется концепция  выступлений, главные идеи формулируются  и детализируются, готовится костюм, происходит моральная подготовка к  действию: внутренне преодоление, внутренне  осознание и приятие, одобрение, начало действий — решительный шаг.

Этап 4 - Перфоманс. Представляет собой непосредственно акцию эпатажа, действо, законченное представление. Здесь нет четкого сценария — есть лишь заготовленные идеи, воплощение же их в жизнь — спонтанно, через экспромт. Здесь важно не отступить и «накручивать» ситуацию, получая удовлетворение.

Этап 5 - Реакция аудитории. НЕ «Вот до чего его жизнь довела», а удивление, внимание, отвращение, переосмысление, обсуждение. Аудитория  должна быть очень представительной: люди, принимающие решения или  способные влиять через СМИ. Любая  сильная реакция заставит людей  говорить о субъекте эпатажа и  запомнить его имя — а это  уже большая часть дела.

Этап 6 - Формирование «бэкграунда». Происходит оценка и переосмысление проблемы и своего поведения. Решается вопрос, продолжать эту линию или найти другой способ. В багаж кладутся наработки и ощущения, отношение к себе после акции и к проблеме.

Этап 7 - Изменение сознания аудитории. На этой стадии происходит сдвиг общественного сознания, хотя он не является целью. Главная задача — привлечь внимание людей на то, что существует другая точка зрения, а не обратить их в свою веру. Если это все-таки произошло, и аудитория  переняла мысли, начала действовать  в соответствии с эпатажным замыслом, это значит, что она всего лишь созрела для того, чтобы самостоятельно менять положение и информационные потоки, решая эту проблему. Таким образом, эпатаж «переналаживает» связи с общественностью, формирует новые потоки сознания и устанавливает новые контакты между субъектами общественной жизни.

Связи с общественностью  налаживают контакты с целевой аудиторией, позволяя двум и более субъектам  беспрепятственно общаться и договариваться между собой. Эпатаж, как инструмент PR, добивается привлечения внимания к тому или иному источнику информации и налаживает поток информации, радикально отличающийся от всех остальных потоков. С помощью демонстративности, одноразовости, необычности и ломки стандартов происходит фиксация иного рода связей, отличных от тех, которые существовали до сих пор между субъектом и его публикой. Поэтому мы определяем эпатаж как запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания к продукту или услуге и развитие восприятия продукта или услуги с точки зрения новаторства и уверенного превосходства над конкурирующими продуктами и услугами.

Плюс ко всему он обладает такими качествами, как контрастность  с окружающей средой, дороговизна  и шик, недоступность для других, опережение или соответствие времени, неожиданность и чувство меры, наличие игрового момента, особую роль здесь играет эпатирующий элемент.

Среди таких аттрактивных методов, как китч, провокация, сенсация или скандал, эпатаж выгодно выделяется формированием позитивных потоков информации, не навязывая свою программу, а предлагая ее, как талантливый пиарщик предлагает журналистам и другим членам целевой аудитории воспользоваться предоставленной информацией [17].

 

1.3. Эпатаж по Бахтину

Философия эпатажа сродни карнавальному сценарию - «перевернуть всё с ног на голову», поэтому обратимся к размышлениям Михаила Бахтина о принципах карнавалов средневековья, которые так близки к типажу эпатажа в журнале Esquire.

Празднества карнавального  типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в  жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном  смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами  и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» («festa stultorum») и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех» («risus paschalis»). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые «храмовые праздники», обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей), - в Esquire зачастую можно встретить изображение или описание карнавальных персонажей, приведённых Бахтиным.

Карнавальная атмосфера  господствовала в дни постановок мистерий и соти. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда (vendange), проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, - например, избрания на время пира королев и королей «для смеха» («roi pour rire»), - Esquire так же находится в карнавальной обстановке – выбирается свой «король», который рассказывает о своих правилах жизни в довольно высокомерной манере, иногда это делается для достижения смехового эффекта и король приравнивается к шуту.

Все эти обрядово-зрелищные  формы, как организованные на начале смеха, чрезвычайно резко, можно  сказать принципиально, отличались от серьезных официальных - церковных  и феодально-государственных - культовых  форм и церемониалов. Они давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны, в которых они в определенные сроки жили. Это - особого рода двумирность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура Возрождения не могут быть правильно понятыми. Игнорирование или недооценка смеющегося народного средневековья искажает картину и всего последующего исторического развития европейской культуры. Проводя параллели с редакционной политикой Esquire, вспоминается об оппозиции журнала к правящей партии нашей страны. Также журналисты исследуемого издания создают свой мир, интересный для людей, таких же, как они сами.

Двойной аспект восприятия мира и человеческой жизни существовал  уже на самых ранних стадиях развития культуры. В фольклоре первобытных  народов рядом с серьезными (по организации и тону) культами существовали и смеховые культы, высмеивавшие и  срамословившие божество («ритуальный смех»), рядом с серьезными мифами - мифы смеховые и бранные, рядом с героями - их пародийные двойники-дублеры. В последнее время эти смеховые обряды и мифы начинают привлекать внимание фольклористов, - ненормативная лексика, использующаяся в журнале Esquire, употребляется наряду с высокой и интеллектуально насыщенной (на первый взгляд) речью.

Но на ранних этапах, в  условиях доклассового и догосударственного общественного строя, серьезный и смеховой аспекты божества, мира и человека были, по-видимому, одинаково священными, одинаково, так сказать, "официальными". Это сохраняется иногда в отношении отдельных обрядов и в более поздние периоды. Так, например, в Риме и на государственном этапе церемониал триумфа почти на равных правах включал в себя и прославление и осмеяние победителя, а похоронный чин - и оплакивание (прославляющее) и осмеяние покойника. Но в условиях сложившегося классового и государственного строя полное равноправие двух аспектов становится невозможным и все смеховые формы - одни раньше, другие позже - переходят на положение неофициального аспекта, подвергаются известному переосмыслению, осложнению, углублению и становятся основными формами выражения народного мироощущения, народной культуры. Таковы празднества карнавального типа античного мира, в особенности римские сатурналии, таковы и средневековые карнавалы. Они, конечно, уже очень далеки от ритуального смеха первобытной общины.

Каковы же специфические особенности смеховых обрядово-зрелищных форм средневековья и - прежде всего - какова их природа, то есть каков род их бытия? Это, конечно, не религиозные обряды вроде, например, христианской литургии, с которой они связаны отдаленным генетическим родством. Организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от всякого религиозно-церковного догматизма, от мистики и от благоговения, они полностью лишены и магического и молитвенного характера (они ничего не вынуждают и ничего не просят). Более того, некоторые карнавальные формы прямо являются пародией на церковный культ. Все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они принадлежат к совершенно иной сфере бытия.

По своему наглядному, конкретно-чувственному характеру и по наличию сильного игрового элемента они близки к художественно-образным формам, именно к театрально-зрелищным. И действительно - театрально-зрелищные формы средневековья в значительной своей части тяготели к народно-площадной карнавальной культуре и в известной мере входили в ее состав. Но основное карнавальное ядро этой культуры вовсе не является чисто художественной театрально-зрелищной формой и вообще не входит в область искусства. Оно находится на границах искусства и самой жизни. В сущности, это - сама жизнь, но оформленная особым игровым образом.

Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике