Нормативно-правовые аспекты учета доходов и расходов
Введение
Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что доходы и расходы, наряду с финансовыми результатами (прибыль и убыток) являются важнейшими показателями деятельности предприятия и основными элементами Отчета о финансовых результатах. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с Законом о бухучете, является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия определяются путем сопоставления доходов и соответствующих им расходов. Именно поэтому правильная постановка учета доходов и расходов является одним из главных элементов организации бухгалтерского учета предприятия. Таким образом, конечным объектом бухгалтерского учета являются финансовые результаты деятельности организации и факторы, влияющие на качество (прибыль или убыток) и размер финансовых результатов, а именно, доходы и расходы организации.
Исходя из актуальности определим цели и задачи курсовой работы.
Целью написания данной работы является изучение методики бухгалтерского учета и анализа доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо:
- раскрыть сущность и значение учета и анализа доходов и расходов;
- изучить классификацию доходов и расходов;
- изучить методологические нормы и правила учета доходов и расходов организации;
- изучить постановку учета доходов и расходов страховой компании и документальное оформление доходов и расходов.
1. Нормативно-правовые
аспекты учета доходов и расходов
- Понятие, классификация и оценка доходов и расходов
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказами Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, 30 марта 2001 г. N 27н), доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).[15]
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
- сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка;
- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 "Продажи";
б) прочие поступления (операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы).
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
К доходам по обычным видам деятельности можно отнести доходы, непосредственно связанные с основной уставной деятельностью предприятия; могут включать:
- выручку от продажи продукции, товаров, выполнения работ и услуг;
- выручку от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если этот вид деятельности считается основным (арендная плата);
- поступления от предоставления за плату во временное пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если этот вид деятельности считается основным (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности);
- поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если это является уставной деятельностью.
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Операционными доходами являются:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; прочие.[4]
В организациях, предметом деятельности которых являются предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
Внереализационными доходами являются:
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
поступления в возмещение причиненных организации убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
курсовые разницы;
сумма дооценки активов;
прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайные доходы - поступления, возникающие как последствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Порядок формирования доходов предприятия в целях расчета налога на прибыль приведен в ст. 248-251 гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Укрупнено, все возникающие доходы различают как:
- связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
- внереализационные, т.е. не связанные с основной деятельностью;
- не учитываемые в целях налогообложения.
Величина доходов определяется на основании первичных документов по реализации товаров (работ, услуг) и из них исключаются суммы косвенных налогов (НДС, акцизов), предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров и выделенные в счетах-фактурах.
Согласно налоговому законодательству, реализацией товаров, услуг признаются:
- передача права собственности на товары одного лица другому;
- выполнение работ одним лицом для другого;
- оказание услуг одним лицом другому, включая обмен товарами на возмездной или безвозмездной основе.
Если предприятие внутри организации товары, работы или услуги для собственного потребления, они также приравниваются к реализации, если не относятся на издержки производства и обращения.
Внереализационные доходы – те, которые не связанны непосредственно с основной деятельностью по производству и реализации продукции (работ, услуг).
Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, увеличивают активы организации без соответствующего увеличения налоговой базы. К ним относятся:
- имущество и имущественные права, полученные в форме задатка, залога в качестве обеспечения обязательств;
- имущество, полученное в качестве взносов в уставный капитал;
расходы по приобретению и созданию основных средств;
- возврат займов, залогов;
- безвозмездная передача имущества в виде безвозмездной помощи, в порядке, установленном ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) в РФ»;
- средства, поступившие комиссионеру в пользу комитента или иного доверителя;
- имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования;
- средства, полученные по договорам займа и кредита;
- некоторые другие поступления.
Перечень операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов с экономической точки зрения совпадает с перечнем этих доходов в ПБУ 9/99 «Доходы организации».
По признаку принадлежности к отчетным периодам доходы подразделяются на:
доходы данного отчетного периода;
отложенные доходы (доходы будущих отчетных периодов).
К первой группе относятся доходы, обусловленные ведением хозяйственной деятельности в данном отчетном периоде и признаваемые в расчетах прибылей и убытков этого периода.
Отложенные доходы – полученные в данном отчетном периоде, но участвующие в формировании прибыли следующих отчетных периодов. Например, арендная плата, полученная вперед, выручка от реализации пассажирам месячных и квартальных проездных билетов и т.п.[9]
Согласно Положению
по бухгалтерскому учету "Расходы организации"
(ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина РФ от 6
мая 1999 года N 33н (с изменениями и дополнениями,
внесенными Приказами Минфина РФ от 30
декабря 1999 года N 107н, 30 марта 2001 г. N 27н),
расходами организации признается уменьшение
экономических выгод в результате выбытия
активов (денежных средств, иного имущества)
и (или) возникновения обязательств,
приводящее к уменьшению капитала этой
организации, за исключением уменьшения
вкладов по решению участников.[16]
Не относятся к
расходам организации затраты, связанные
с осуществлением капитальных и финансовых
вложений, и непроизводственные затраты.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на следующие виды:
расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы, которые, в свою очередь, подразделяются на:
- операционные расходы,
- внереализационные расходы,
- чрезвычайные расходы.
Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счетах 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки" (более подробно в главе 3 «Учет прибылей и убытков»).
Расходы по обычным видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров:
· затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);
· затраты на подготовку к производству продукции;
· затраты по обслуживанию основного производственного процесса;
· затраты на управление производством;
· затраты на подготовку кадров и природоохранные мероприятия;
· затраты на отчисления в государственные внебюджетные фонды;
· затраты на восстановление основных средств и нематериальных активов в виде амортизационных отчислений;
· налоги, сборы и обязательные отчисления, производимые за счет себестоимости в соответствии с законодательством;
· коммерческие и управленческие расходы.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды и прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с указанными видами деятельности. Если указанные виды деятельности не являются предметом деятельности организаций, то расходы по осуществлению этих видов деятельности относятся к операционным расходам.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п.1 ст.252).[7]
1.2 Методы учета доходов и расходов
Чтобы правильно
рассчитать прибыль за отчетный (налоговый)
период, организации нужно точно знать,
какие доходы и расходы она может признать
в этом периоде, а какие нет.
Даты, на которые
расходы и доходы можно признать для целей
налогообложения, определяются двумя
различными методами. Один из них - это
метод начисления (ст. ст. 271, 272 НК РФ), а
другой - кассовый метод (ст. 273 НК РФ).
При этом вы выбираете
единый метод как для доходов, так и для
расходов. Нельзя применять один метод
для расходов, а другой - для доходов (см.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского
округа от 07.04.2004 N А33-6196/03-С3-Ф02-1029/04-С1)
Организация выбирает
тот или иной метод самостоятельно. Важно
помнить, что метод начисления могут применять
без исключения все организации. А вот
кассовый метод разрешено применять только
некоторым из них.
Выбранный метод
нужно отразить в учетной политике и применять
последовательно с начала налогового
периода и до его окончания (ст. 313 НК РФ).
Основным условием для применения кассового
метода служит величина выручки (без учета
НДС). Ее средний размер за предыдущие
четыре квартала не должен превышать 1
млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК
РФ). Это значит, что в целом за четыре квартала
ваша выручка не может быть больше 4 млн
руб. То есть вполне может получиться так,
что в I и II кварталах у организации будет
нулевая выручка, а основной доход будет
получен в III и IV кварталах. Например, в
III квартале - 1,7 млн руб. и в IV квартале
- 2 млн руб.
На практике средний
размер выручки определяется ежеквартально
путем суммирования выручки за предыдущие
четыре квартала и деления суммы на четыре.
При этом берутся четыре квартала, следующие
подряд.
Не могут определять доходы и расходы по кассовому методу:
- банки;
- компании с выручкой в среднем за каждый квартал;
- участники договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества (абз. 2 п. 4 ст. 273 НК РФ).
Как учесть доходы при кассовом методе:
Организации, применяющие кассовый метод,
датой получения дохода признают:
- день поступления средств на счета в
банках, в кассу организации;
- день поступления иного имущества (работ,
услуг) и (или) имущественных прав;
- день погашения задолженности перед
налогоплательщиком иным способом (п.
2 ст.273НКРФ).
Таким образом,
при кассовом методе доходы учитываются,
только если они фактически получены.
То есть если в распоряжение организации
поступили денежные средства, иное имущество,
работы, услуги, имущественные права. Кроме
того, доход нужно признать во всех случаях
погашения должником своего долга, т.е.
когда числящаяся в учете дебиторская
задолженность списывается.
Как учесть расходы при кассовом методе:
Если
организация применяет кассовый метод,
то расходы признаются после их фактической
оплаты. При этом оплатой товара, работ,
услуг и (или) имущественных прав признается
прекращение встречного обязательства
их приобретателя перед продавцом(п.3ст.273НКРФ).
Как видим, в норме
говорится о прекращении встречного обязательства.
Это значит, что авансы (предоплата), уплаченные
вами поставщикам, не признаются расходами.
Моментом признания расходов при перечислении
авансов будет являться дата отгрузки
товара, оказания услуги, выполнения работы
или передачи имущественного права.
Кроме того, в отношении отдельных видов расходов ст. 273 НК РФ устанавливает особенности их признания.
Вид расхода:
- Материальные расходы (кроме расходов по приобретению сырья и материалов).
- Расходы на оплату труда.
- Оплата процентов по займам (кредитам).
- Оплата услуг третьих лиц (пп.1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Расходы по приобретению сырья и материалов (пп.1 п. 3ст. 273 НК РФ)
- Амортизационные отчисления по оплаченному амортизируемому имуществу.
- Расходы на освоение природных ресурсов.
- Расходы на НИОКР (пп. 2 п. 3 ст.273 НК РФ)
Расходы на уплату налогов и сборов (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ)[10]
Как учесть доходы при методе начисления:
Если
организация применяет метод начисления,
то доходы она должна признать в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они возникли.
При этом доходы признаются независимо
от фактического поступления денежных
средств, имущества или имущественных
прав (п. 1 ст. 271 НК РФ).
Конституционный Суд
РФ в Определении от 06.06.2003 N 278-О указал,
что установление даты получения доходов
безотносительно фактического поступления
денежных средств или иного имущества
не нарушает права собственности организаций.
Как учесть расходы при методе начисления:
Общие
принципы признания расходов при методе
начисления следующие.
Принцип 1. Расходы признаются в том отчетном
(налоговом) периоде, к которому они относятся,
независимо от времени фактической выплаты
денежных средств и (или) иной формы их
оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Принцип 2. Расходы признаются
в том отчетном (налоговом) периоде, в котором
эти расходы возникают, исходя из условий
сделок. В случае если сделка не содержит
таких условий и связь между доходами
и расходами не может быть определена
четко или определяется косвенным путем,
расходы распределяются налогоплательщиком
самостоятельно (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ).
Таким образом,
период учета расходов нужно определять
из документов, в соответствии с которыми
осуществляется сделка. Если по документам
расход относится к нескольким отчетным
(налоговым) периодам, то его нужно распределить
по этим периодам.[17]
- Международные стандарты финансовой отчетности
В МСФО те или иные доходы и расходы могут быть признаны и без документального подтверждения. Главное, кто фактически владеет активом и может получать выгоду от его использования. Есть и другие различия в учете, которые прежде всего касаются момента признания выручки.
Чем регламентировано:
В российском учете (РСБУ) критерии признания доходов и расходов регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Причем отличительной особенностью российских стандартов бухгалтерского учета от МСФО является их детализация и обязательность к исполнению.
В МСФО доходы и расходы рассматриваются как элементы, непосредственно связанные с прибылью организации. Ведь разница между доходами и расходами представляет собой не что иное, как финансовый результат деятельности компании. Поэтому в МСФО надо руководствоваться Принципами подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) (далее по тексту - Принципы) и МСФО 18 «Выручка» (IAS 18 - Revenue).
Отметим, что в МСФО нет ни одного специального стандарта, регламентирующего учет и порядок отражения в отчетности расходов. Все это прописано в отдельных стандартах. Скажем, МСФО 2 «Запасы» (IAS 2 - Inventories) регулируют оценку расходов по материалам, МСФО 16 «Основные средства» (IAS 16 - Property, Plant and Equipment) - затраты по амортизации, МСФО 19 «Вознаграждения работникам»(IAS 19 - Employee Benefits) - расходы по оплате труда. Эти стандарты в том числе регулируют порядок включения затрат в первоначальную стоимость продукции (материалов, товаров), основных средств и нематериальных активов (их капитализацию), а также порядок их списания в виде амортизации (декапитализацию) или выбытия. Кроме того, МСФО 23 «Затраты по займам» (IAS 23 - Borrowing costs) определяет, как учитывать расходы по займам.
Доходы
Доходы по ПБУ 9/99 в целом определяются так же, как и в МСФО, - исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 в ПБУ 9/99 отмечается, что одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и т. п.)
Во многом схожи и критерии признания дохода в ПБУ 9/99 и по МСФО, однако есть некоторые отличия. Рассмотрим их.
Когда выручка в МСФО не признается. РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное - произошел переход права собственности или нет. А МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собственности покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.
Вот еще несколько примеров,
когда согласно МСФО выручка не может
быть признана:
- получение выручки от конкретной продажи
возможно только после перепродажи товаров
покупателем;
- проданные объекты подлежат установке, а она составляет значительную часть стоимости контракта, который еще не выполнен компанией. Выручка по этой сделке не признается до завершения установки;
- покупатель имеет право расторгнуть сделку. Например, если условиями контракта предусмотрен возврат товаров, но невозможно оценить его вероятность.
Когда выручка признается постепенно. Если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, согласно МСФО выручка признается в течение всего периода обслуживания.
История появления МСФО
Для того чтобы пользователи финансовой отчетности из разных стран говорили на одном языке, были разработаны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Отечественные организации все увереннее выходят на международные рынки капитала, берут займы за рубежом, сотрудничают с иностранными инвесторами, покупателями, поставщиками. Поэтому таким компаниям приходится применять МСФО.
Сами международные стандарты разрабатываются с 1973 года. Именно тогда был создан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета - КМСБУ (International Accounting Standards Committee - IASC).
В 2000 году комитет был реформирован. В результате в составе КМСБУ был создан совет (у нас его еще часто называют правлением) по международным стандартам бухгалтерского учета - СМСБУ (International Accounting Standards Board - IASB). К нему и перешли функции по разработке стандартов. Строго говоря, именно разрабатываемые им стандарты являются международными стандартами финансовой отчетности - МСФО (International Financial Reporting Standards - IFRS). В то же время прежние правила, разработанные комитетом, являются международными стандартами бухгалтерского учета - МСБУ (International Accounting Standards - IAS). Сейчас постепенно идет разработка новых МСФО взамен устаревших МСБУ.[14]
Принципы МСФО
Переход на МСФО изменяет как принципы подготовки самой финансовой отчетности, так и принципы контроля ее качества и аудита. Так, порядок подготовки отчетности по РСБУ основан на исполнении инструктивных положений и требований регулирующих органов. В то же время международные правила предоставляют бухгалтеру гораздо большую свободу действий.

- Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе
- Нормативно-правовые документы по предоставлению бюджетных средств на развитие АПК
- Нормативно-правовые и организационные аспекты противодействия наркобизнесу
- Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального (регионального) развития
- Нормативно-правовые основы государственной сертификации качества продукции животного происхождения
- Нормативно-правовые основы размещения государственного заказа путем проведения конкурса
- Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Нормативно-правовые акты: понятия, признаки, виды
- Нормативно правовые акты, регулирующие авторское право
- Нормативно-правовые акты регулирующие аудиторскую деятельность в Казахстане
- Нормативно-правовые акты, регулирующие делопроизводство по обращениям граждан
- Нормативно-правовые акты РФ
- Нормативно-правовые аспекты гостиничного бизнеса
- Нормативно-правовые аспекты таможенного декларирования