Законы как источники экологического права

Содержание

Введение

Глава 1. Источники экологического права

Глава 2. Источники экологического права

Глава 3. Законы как источники экологического права

2.1 Понятие закона как  источника экологического права

2.2 Закон об охране окружающей  среды

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

В настоящее время в Российской Федерации механизм регулирования охраны окружающей среды реализуется недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в законодательстве принципы защиты экологии только декларируются. Для преодоления указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования.

Подобные законопроекты активно обсуждаются общественностью и специалистами, однако до сих пор не прошли трех чтений в Государственной Думе и не вступили в законную силу.

Одним из основных источников права в целом, и экологического права в частности, является закон.

В настоящее время экологические законодательные акты законодательным органом РФ практически не принимаются, а как правило вносятся изменения и уточнения в уже существующие законы и подзаконные акты.

 

 

 

Глава 1 Источники экологического права

Под источниками экологического права понимается совокупность нормативно-правовых акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения (отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы)1

К источникам любой отрасли права, в том числе и экологического, предъявляются следующие основные требования:

- они должны иметь установленную  законом документальную форму (Федеральный  закон, Указ Президента, Постановление  Правительства и т.д.);

- они должны быть приняты  уполномоченными на то органами  государства или иными органами  и организациями, которым полномочны  их принимать (Президент РФ, министерства  и ведомства, органы местного  самоуправления и др.);

- они должны быть приняты  в условиях установленной законом  процедуры (Конституция РФ, федеральный  конституционный закон, обычный  федеральный закон, регистрация  ведомственных актов в Минюсте  РФ и т.д.);

- они должны иметь нормативный  характер и распространяться  на неопределенный круг субъектов  правоотношений и др.

В то же время, источники экологического права имеют и свои особенности.2

Источники экологического права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права.

Вопрос об источниках экологического права представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе  все нормативные правовые акты  подразделяются на законы и  подзаконные акты.

Законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это - акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования  источники экологического права  можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные - Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Водный кодекс РФ и другие акты.

3. По характеру правового  регулирования нормативные правовые  акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной эколо ....... гической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера -- ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предус-матриваются в одних и тех же актах.

4. По характеру нормативные  правовые акты как источники  права можно условно подразделить  на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными считаются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты -- Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» и др.

Систему источников экологического права образуют:

- Конституция РФ,

- Федеративные договоры,

- международные договоры  РФ, общепризнанные принципы и  нормы международного права,

- федеральные законы,

- нормативные правовые  акты Президента РФ,

- нормативные правовые  акты Правительства РФ,

- нормативные правовые  акты федеральных министерств  и ведомств,

- конституции, законы, иные  нормативные правовые акты субъектов  РФ,

- нормативные правовые  акты органов местного самоуправления,

- локальные нормативные  правовые акты.

 

 

Глава 2 Законы как источники экологического права

Особое место в системе экологического законодательства занимают федеральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов природных ресурсов3. К числу первых можно отнести Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// Российская газета от 12 января 2002 г. № 6, Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4556 и др. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.

Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использования и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ// Российская газета от 8 декабря 2006 г. № 277, Водный кодекс РФ Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ// Российская газета от 8 июня 2006 г. № 121., Земельный кодекс РФ Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ// Российская газета от 30 октября 2001 г. № 211-212, Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»// Российская газета от 13 мая 1999 г. и др.

Указанные нормативные акты являются кодифицированными законами, регламентирующими основные вопросы правового положения отдельных видов природных ресурсов, их понятие как объектов правового регулирования, право собственности и право пользования ими, меры охраны и ответственность за нарушение установленных экологических требований.

Нормы указанных законодательных актов конкретизируются в ряде законов федерального уровня: Федеральных законах «О континентальном шельфе» Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., № 49, ст. 4694, «О радиационной безопасности населения» Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 141, «Об использовании атомной энергии» Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»// Российская газета от 28 ноября 1995 г. и др.

Важные нормы, устанавливающие ответственность за экологические правонарушения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.

Глава 3. Закон об охране окружающей среды

С принятием Закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» утратил силу прежний Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., № 10, ст. 457.

Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации4

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.5

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В Законе об охране окружающей среды закреплены основные принципы охраны окружающей среды, которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.

1. Приоритетным принципом, безусловно назван - принцип соблюдения  прав человека на благоприятную  окружающую среду.

«Право на благоприятную окружающую среду - это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Оно является "своеобразным ядром права на благоприятную окружающую среду - его необходимой и постоянной, наиболее защищенной законом и наиболее успешно реализуемой частью. Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда (ее качество), состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам».6

2. Принцип обеспечения  благоприятных условий жизнедеятельности  человека следует скорее воспринимать  в качестве цели, к которой  стремится Российское государство  и все мировое сообщество, чем  реально действующий.

3. Следующим принципом  охраны окружающей среды закреплен  принцип научного обоснованного  сочетания экологических, экономических  и социальных интересов человека, общества и государства в целях  обеспечения устойчивого развития  и благоприятной окружающей среды. Основные пути оптимального соотношения природы и общества заложены в концепции Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г., № 15, ст. 1572 устойчивого развития, предложенной как в международных, так и в российских правовых актах.

4. Охрана, воспроизводство  и рациональное использование  природных ресурсов как необходимые  условия обеспечения благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности. Как видно из содержания  следующего принципа, необходимыми  условиями обеспечения благоприятной  окружающей среды и экологической безопасности признаются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Под охраной природных ресурсов понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий, а также на их воспроизводство. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании.

5. Следующим принципом  охраны окружающей среды назван  принцип ответственности органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления за обеспечение  благоприятной окружающей среды  и экологической безопасности  на соответствующих территориях. Здесь, по-видимому, имеется ввиду  не юридическая ответственность  за правонарушение (негативная правовая  ответственность), а высказываемая  в настоящее время в литературе  правовая позитивная ответственность, которая определяется авторами  как осознание долга, обязанность  совершать действия, соответствующие  природе общественного строя См.: Липинский Д.А. Формы реализации юридической ответственности./Под ред. Хачатурова Р.Л. Тольятти - 1999 - С. 138.

6. Принцип платности природопользования  и возмещение вреда окружающей  среде направлен на осуществление  эффективного использования природных  ресурсов, снижение их недооценки. Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах - лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата.

Целью введения в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды является совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. 7

7. Принцип независимости  контроля в области охраны  окружающей среды. Контроль в  области охраны окружающей среды  осуществляется в целях обеспечения  исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования  природными ресурсами, проверки  выполнения мероприятий по их  охране органами государственной  власти, местного самоуправления, их  должностными лицами, юридическими  лицами, а также гражданами. В  своевременных условиях контроль за рациональным использованием природных ресурсов приобретает еще большее значение, чем раньше.

8. Принцип презумпции  экологической опасности планируемой  хозяйственной и иной деятельности  необходимо рассматривать совместно  с принципами обязательности  оценки воздействия на окружающую  среду при принятии решений  об осуществлении хозяйственной  и иной деятельности и 

обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку они являются взаимосвязанными.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Такого рода обязанности хозяйствующих субъектов - по проведению оценки воздействия, представлению материалов на государственную экологическую экспертизу - уже давно закреплены в законодательстве. С введением же данного принципа получает логическую завершенность важнейший сегмент экологического законодательства: обосновываются и одновременно наилучшим образом объясняются все те экологические требования, которые предъявляются к стадии размещения объектов, планирования, обоснования хозяйственной деятельности и которые порой вызывают критику с точки зрения их многочисленности либо затратности.8

9. Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности закреплен в Законе в качестве одного из принципов охраны окружающей среды, поскольку, Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входят 89 субъектов, неоднородных с точки зрения природно-географических особенностей, демографических, экологических, экономических и других признаков, наличия на их территориях природных ресурсов и объектов негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из этого, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо учитывать региональные особенности.

10. Приоритет сохранения  естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных  комплексов вытекает из содержания  целого ряда норм экологического  законодательства. Их охрана осуществляется путем установления либо ограничений, либо запрета на их изъятие. Например, не допускается изъятие или иное прекращение прав на земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению (п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ) и др.

11. Принцип обеспечения  интегрированного и индивидуального  подходов к установлению требований  в области охраны окружающей  среды к субъектам хозяйственной  и иной деятельности, осуществляющим  такую деятельность или планирующим  осуществление такой деятельности  заключается в том, что осуществляемая  и планируемая деятельность способна  оказывать различное воздействие  на природу, в связи с чем необходимо индивидуально подходить к установлению требований для ее осуществления.

12. Природа и ее богатства  являются национальным достоянием  народов России, естественной основой  их устойчивого социально-экономического  развития и благосостояния человека.

Согласно Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р// Российская газета от 18 сентября 2002 г. № 176 низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны относится к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Реализации цели повышения экологической культуры общества должна способствовать система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования. В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций и многих других объединений. Только таким путем, наряду с соответствующим нормативно-правовым обеспечением, можно побудить различные социальные группы к приобретению экологических знаний.

13. Обеспечение снижения  негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую  среду в соответствии с нормативами  в области охраны окружающей  среды, которого можно достигнуть  на основе использования наилучших  существующих технологий с учетом  экономических и социальных факторов.

14. Принцип охраны окружающей  среды как принцип сохранения  биологического разнообразия. Совокупность  всех видов живых организмов - от млекопитающих до микроскопических  вирусов и микробов, от насекомых  до цветов и деревьев, от рыб, птиц и обезьян до человека - все это составляет биологическое  разнообразие планеты, которое ученые  определяют одним словом - биота.

15. Принцип запрещения  хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

16. Принцип соблюдения  права каждого на получение  достоверной информации о состоянии  окружающей среды, а также участие  граждан в принятии решений, касающихся  их прав на благоприятную окружающую  среду, в соответствии с законодательством, является одним из основных  гарантов. Нормы о праве на  получение экологической информации  содержатся во многих действующих  российских законах.

17. Принцип ответственности  за нарушение законодательства  в области охраны окружающей  среды.

18. Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих  объединений в решении задач  охраны окружающей среды является  проявлением демократизации российского права окружающей среды и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений представляет собой их участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Экологически значимые решения - это правовые акты (нормативного и ненормативного характера) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов, комплексов, систем либо окружающей природной среды в целом.9 19. Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты. Принцип международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды также является основополагающим в нашем законодательстве.10

Вместе с тем, рассматриваемый нормативный акт имеет массу противоречий и пробелов.11 Не менее проблематичным представляется вопрос о возмещении вреда. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусматриваются обязанности полного возмещения вреда окружающей среде, порядок его компенсации и разрешения споров в области охраны окружающей среды, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст.76-78, 80), а также возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством (ст.79) Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды// Журнал российского права, № 11, ноябрь 2007 - С. 8.

Таким образом, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» является основным нормативным актом, регламентирующем вопросы экологической безопасности, однако в данном законе содержатся пробелы и неясности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Источниками права являются  такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение  потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых  норм и придают содержанию  этих норм определенную репрезентативность.

2. Закон обладает высшей  юридической силой, принимается  в особом порядке высшим представительным  органом государственной власти  или непосредственно народом  и регулирует наиболее важные  общественные отношения.

Характерной особенностью закона является невозможность отмены закона другим органом, кроме издавшего, а также то, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

3. Особенности источников  экологического права:

- значительный «вес» среди  них имеют законы по сравнению с другими формами права;

- наличие среди них  большого числа так называемых  «экологизированных» нормативных актов;

- значительная роль среди  них принадлежит международно-правовым  актам;

- эколого-правовые нормы  устанавливаются на обоих уровнях.

4. Ведущим нормативным  актом является Закон «Об охране  окружающей природной среды», который  определяет основные направления, принципы и задачи экологической  политики государства, правового  регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления  рациональ-ного природопользования и охраны окружающей природной среды.