Вопросы к государственному экзамену профиль: Гражданско-правовой (Решение → 10)

Описание

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) М. В. Ломоносов стал первым учёным, который стал читать лекции на русском языке, а не на латыни.

2) Основное значение лингвистического труда М. В. Ломоносова для истории русского литературного языка заключается в том, что он создал первую систему языковых средств.

3) В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов.

4) В «среднем стиле», по мнению Ломоносова, должны употребляться слова, общая эмоциональная окраска которых нейтральна.

5) Первым учёным в России, создавшим терминологическую систему для различных отраслей научного знания, был М. В. Ломоносов.а

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Но

Сюда

Поэтому

Потому что

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАКТИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРАКТИКА, -и; ж. [греч. praktikos - деятельный, активный] 1) Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности; люди, на которых она распространяется. Адвокатская п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). Частная п.

(деятельность врача или адвоката на дому).

2) Часть учебного процесса по применению и закреплению теоретических знаний. Студенческая, преддипломная, педагогическая, производственная п.

3) Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чём-л. Чтобы стать профессионалом, нужна постоянная п.

4) Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений. Реализовать предложение на практике. Сочетать теорию с практикой.

5) Накопленный опыт, совокупность приёмов и навыков в какой-л. области деятельности. Как показывает п. Изучать практику работы издательств.

6) Филос.

Оглавление

Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. П. выступает как целостная система действий.

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный звонИт нЕдуг каталОг

отогналА

5 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

квартАл сОгнутый прибылА договОр бАловаться

6 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Почва на этом участке КАМЕНИСТАЯ и с трудом поддаётся обработке.

Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.

7 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.

Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.

В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.

Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.

Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.

8 В одном из выделенных ниже слов (сочетаниях слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (сочетания слов) правильно. около ПЯТИСТА экспонатов НАИБОЛЕЕ ПРОДУМАННЫЙ

на ОБОИХ берегах череда ЗАМОРОЗКОВ БОЛЕЕ ДЛИННЫЙ

9 В одном из выделенных ниже слов (сочетаниях слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (сочетание слов) правильно.

свыше СЕМИСОТ тысяч пять КИЛОГРАММОВ овощей

ИХ встречи СИЛЬНЕЕ ВСЕГО

ПРОЗРАЧНАЯ ТЮЛЬ

10 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Согласно приказа руководства сроки 1) Неправильное построение предложения аттестации персонала переносятся с с косвенной речью. января на март.

Б) Устанавливая родство древних и 2) Нарушение в построении предложения с современных языков, выясняется причастным оборотом.

картина древнейших переселений народов.

В) Те, кто с детства стремится к мечте, 3) Неправильное построение предложения часто реализует свои жизненные планы. с однородными членами. Г) В книге К. И. Чуковского 4) Нарушение в построении предложения с «Мойдодыре», написанной в 20-е годы деепричастным оборотом. XX века, заложено много нравственных наблюдений.

Д) Французские слова и выражения, 5) Нарушение в построении предложения с проникающих в русский язык, называют несогласованным приложением. галлицизмами.

6) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Запишите в бланк выбранную последовательность цифр.

11 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) По окончанию обучения в 1) Неправильное построение медицинском институте часть предложения с однородными выпускников продолжили обучение членами. в интернатуре.

Б) Разрабатывая теорию 2) Нарушение в построении ораторского искусства, смешение предложения с деепричастным разных стилей в речи считалось оборотом. крупным недостатком.

В) Все, кто изучал процесс 3) Неправильное построение развития языка, знает о различных предложения с косвенной речью.

исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

Г) В романе Булгакова «Мастере и 4) Нарушение в построении Маргарите» проблема любви предложения с причастным раскрыта во всём блеске таланта оборотом. автора.

Д) В лесу мы нашли много 5) Нарушение в построении ландышей, пробивающиеся из-под предложения с несогласованным земли. приложением.

6) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Запишите в бланк выбранную последовательность цифр.

12 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разн..мать кр..терий прогр..меть

к..ммерсант экв..валентный

разнимать

13 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

утр..мбовать к..ммерсант увл..кательный вин..грет с..туация

14 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..вредный, ди..баланс о..жать, на..треснутый пр..града, пр..вокзальный и..подтишка, и..пить по..пустить, о..бросить

15 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успеть, пр..злой

и..мельчить, и..пить бе..злобный, бе..страшие пр..сесть, пр..образить

о..бросить, на..треснутый

16 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е назойл..вый перекра..вать претерп..вая уживч..вый привередл..вый

17 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е застра..вать проста..вающий недогадл..во затейл..вый

щавел..вый

18 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

покрыва..мый обид..ться гарантиру..мый затейл..вый

оконч..нный

19 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

плутони..вый фланел..вый овлад..вать насмешл..вый

продл..вающий

20 Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сазонов утверждает, что он (ни) (в) чём не виноват: вчера у него был выходной.

Знаменитый Лоренцо (не) раз служил моделью многим живописцам.

Странные звуки походили (не) то на вой, (не) то на ворчанье. (Не) смотря на молодость, Писарев уже был серьёзным и глубоким критиком. (Не) удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

21 Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком. Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

Вводное слово грамматически (не) связано с другими словами в предложении.

Режиссёр (не) перестаёт удивлять своими работами.

22 Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В России (не)было того среднего класса, который в Европе «соединял» аристократию и простонародье.

(Не)спеша карета подъехала к усадьбе.

На лугах стояла ещё (не)кошенная трава.

(Ни)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.

Больше не(от)кого ждать помощи.

23 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Нельзя было (НИ)ЧЕГО изменить в этом голосе, (НЕ)ИСПОРТИВ его.

(НА)ВСТРЕЧУ им (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены.

И Касьян приходил в смятение, (ПО)ЧЕМУ ему так (НЕ)ПРИЯТНО и тягостно.

Крестьянские избы совсем легли (НА)БОК (ТАК)ЖЕ, как и владельцы их.

Николаю всё (НЕ)УДАВАЛОСЬ успокоиться, и (НЕ)ЛОВКО было приступить к разговору.

24 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВСЁ(ТАКИ) (НЕ)ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома. Путешественник (НЕ)СУМЕЛ обратиться к (НЕ)ЗНАКОМЦУ. (В) СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ) ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал.

Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной.

Я благодарю вас, а ТАК(ЖЕ) вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность побеседовать с вами.

25 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

26 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В творчестве Сальвадор Дали был неутомимым искателем, ненавидевшим обыде(1)ость и создававшим обновлё(2)ые образы и неожида(3)ые композиции.

27 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Довольно быстро он обжился в этом городе да подружился с соседями.

2) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

3) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

4) По поведению некоторых животных люди могут определять как приближение гроз и бурь так и наступление ясной погоды как надвигающийся дождь так и близость знойного дня.

5)

Превыше всего Репин ценил как живописную красоту так и «правду жизни» в ней.

28 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) На песчаных отмелях океана при желании можно найти как двустворчатые раковины моллюсков так и винтовые раковины как лунки-норки мелких крабов так и бусины жемчуга.

3) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

4) И скорбь и боль и все желания свои ты перельёшь в слова.

5) В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.

29 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ажурные нити паутины блестели как на зеленой траве так и на ветках как на кустах так и на листве.

2) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

3) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

4) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие.

5) Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально.

30 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

31 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Счастлив писатель, который от (1) поражающих печальной своею действительностью (2) характеров приближается к характерам (3) являющим (4) высокое достоинство человека.

32 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Кислая и (1) весьма (2) очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая «сладкая» (3) как в народе говорят (4) клюква бывает, когда она перележит зиму под снегом.

33 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В русских лесах (1) наверняка (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5) чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось теперь очень мало.

34 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.

35 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям. 36 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

37 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

Прочитайте текст и выполните задания 38–41.

(1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара

овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

(8)Вдруг старый пастух прервал молчание: – (9)Санька, спишь, что ли?

– (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.

– (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.

(13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15)Он напряжённо слушал.

– (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.

– (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.

– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.

(24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.

(27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:

– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа!

– (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его? – (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.

(40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

(44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.

(По А. П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.

38 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) О существовании клада написано в старых книгах. 2) Клад невозможно найти, так как он спрятан в неприступных горах.

3) Старик и Санька были пастухами.

4) Про клад старик узнал от моряка.

5) Старик не рассказал Саньке о точном месте нахождения клада.

39 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 16–19 содержат описание.

2) Предложения 3–5 содержат повествование.

3) Предложение 30 разъясняет суждение, высказанное в предложении 29.

4) В предложениях 44–45 перечислены последовательные действия. 5) В предложениях 29–32 содержится рассуждение.

40 Из предложений 29-39 выпишите фразеологизм.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

41 «Приведённый фрагмент рассказа А. П. Чехова «Счастье» отличается традиционной для писателя лаконичностью и живой образностью речи. Синтаксис отрывка достаточно прост, но в то же время необыкновенно разнообразен. Автором широко применяются синтаксические средства выразительности, например, (А) _______ (предложения 17, 30, 31, 32) и (Б) _______ («дедушка», в предложении 10, «брат» в предложении 12, «парень» в предложении 31). Яркая образность произведения создаётся за счёт использования таких художественных средств, как (В) _______ («громадное багровое солнце» в предложении 40, «младенческое выражение», «молодого, грубого лица» в предложении 14) и (Г) _______

(«как будто изливал свою душу» в предложении 24, «как столбы» в предложении 45)».

Список терминов:

1) метафора(-ы)

2) контекстные синонимы

3) сравнение(-я)

4) антитеза

5) эпитет(-ы)

6) вводные слова

7) обращения

8) парцелляция

9) восклицательные предложения

     
          Описание
          1	Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) 	М. В. Ломоносов стал первым учёным, который стал читать лекции на русском языке, а не на латыни. 2)	Основное значение лингвистического труда М. В. Ломоносова для истории русского литературного языка заключается в том, что он создал первую систему языковых средств. 3)	В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. 4)	В «среднем стиле», по мнению Ломоносова, должны употребляться слова, общая эмоциональная окраска которых нейтральна. 5)	Первым учёным в России, создавшим терминологическую систему для различных отраслей научного знания, был М. В. Ломоносов.а 2	Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Например, Но Сюда Поэтому Потому что  3	Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАКТИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.   ПРАКТИКА, -и; ж. [греч. praktikos - деятельный, активный] 1) Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности; люди, на которых она распространяется. Адвокатская п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). Частная п. (деятельность врача или адвоката на дому). 2)	Часть учебного процесса по применению и закреплению теоретических знаний. Студенческая, преддипломная, педагогическая, производственная п. 3)	Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чём-л. Чтобы стать профессионалом, нужна постоянная п.  4)	Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений. Реализовать предложение на практике. Сочетать теорию с практикой.  5)	Накопленный опыт, совокупность приёмов и навыков в какой-л. области деятельности. Как показывает п. Изучать практику работы издательств.   6)	Филос.  
          Оглавление
          Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. П. выступает как целостная система действий.    4	В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. кУхонный звонИт нЕдуг каталОг отогналА  5	В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. квартАл сОгнутый прибылА договОр бАловаться 6	В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Почва на этом участке КАМЕНИСТАЯ и с трудом поддаётся обработке. Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия. Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве. Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита. 7	В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы. Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа. В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ. Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы. Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием. 8	В одном из выделенных ниже слов (сочетаниях слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (сочетания слов) правильно. около ПЯТИСТА экспонатов НАИБОЛЕЕ ПРОДУМАННЫЙ на ОБОИХ берегах череда ЗАМОРОЗКОВ БОЛЕЕ ДЛИННЫЙ 9	В одном из выделенных ниже слов (сочетаниях слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (сочетание слов) правильно. свыше СЕМИСОТ тысяч пять КИЛОГРАММОВ овощей ИХ встречи СИЛЬНЕЕ ВСЕГО ПРОЗРАЧНАЯ ТЮЛЬ  10	Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   	 	ПРЕДЛОЖЕНИЯ 	 	ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Согласно приказа руководства сроки 	1) Неправильное построение предложения аттестации персонала переносятся с 	с косвенной речью. января на март. Б) Устанавливая родство древних и 2) Нарушение в построении предложения с современных языков, выясняется причастным оборотом.  картина 	древнейших 	переселений народов. В) Те, кто с детства стремится к мечте, 	3) Неправильное построение предложения часто реализует свои жизненные планы. 	с однородными членами. Г) 	В 	книге 	К. 	И. 	Чуковского 	4) Нарушение в построении предложения с «Мойдодыре», написанной в 20-е годы 	деепричастным оборотом. XX века, заложено много нравственных наблюдений. Д) Французские слова и выражения, 5) Нарушение в построении предложения с проникающих в русский язык, называют несогласованным приложением. галлицизмами. 6)	Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 7)	Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Запишите в бланк выбранную последовательность цифр.    11  Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   	 	ПРЕДЛОЖЕНИЯ 	 	ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) По окончанию обучения в 1) Неправильное построение медицинском институте часть предложения с однородными выпускников продолжили обучение членами. в интернатуре. Б) Разрабатывая теорию 2) Нарушение в построении ораторского искусства, смешение предложения с деепричастным разных стилей в речи считалось оборотом. крупным недостатком. В) Все, кто изучал процесс 3) Неправильное построение развития языка, знает о различных предложения с косвенной речью. исторических 	изменениях 	на уровне фонетики, грамматики. Г) В романе Булгакова «Мастере и 4) Нарушение в построении Маргарите» проблема любви предложения с причастным раскрыта во всём блеске таланта оборотом. автора. Д) В лесу мы нашли много 5) Нарушение в построении ландышей, пробивающиеся из-под предложения с несогласованным земли. 	приложением.  	6) 	Нарушение 	связи 	между подлежащим и сказуемым. 7) 	Неправильное 	употребление падежной формы существительного с предлогом. Запишите в бланк выбранную последовательность цифр.  12	Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.   разн..мать кр..терий прогр..меть к..ммерсант экв..валентный разнимать  13	Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.   утр..мбовать к..ммерсант увл..кательный вин..грет с..туация  14	Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. бе..вредный, ди..баланс о..жать, на..треснутый пр..града, пр..вокзальный и..подтишка, и..пить по..пустить, о..бросить  15	Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..успеть, пр..злой и..мельчить, и..пить бе..злобный, бе..страшие пр..сесть, пр..образить о..бросить, на..треснутый  16	Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е назойл..вый перекра..вать претерп..вая уживч..вый привередл..вый  17	Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е застра..вать проста..вающий недогадл..во затейл..вый щавел..вый  18	Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. покрыва..мый обид..ться гарантиру..мый затейл..вый оконч..нный  19	Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. плутони..вый фланел..вый овлад..вать насмешл..вый продл..вающий  20	Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Сазонов утверждает, что он (ни) (в) чём не виноват: вчера у него был выходной. Знаменитый Лоренцо (не) раз служил моделью многим живописцам. Странные звуки походили (не) то на вой, (не) то на ворчанье. (Не) смотря на молодость, Писарев уже был серьёзным и глубоким критиком. (Не) удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.  21	Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком. Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма. В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака. Вводное слово грамматически (не) связано с другими словами в предложении. Режиссёр (не) перестаёт удивлять своими работами.  22	Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. В России (не)было того среднего класса, который в Европе «соединял» аристократию и простонародье. (Не)спеша карета подъехала к усадьбе. На лугах стояла ещё (не)кошенная трава. (Ни)кто в доме не знал о предполагаемом побеге. Больше не(от)кого ждать помощи. 23	Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.   Нельзя было (НИ)ЧЕГО изменить в этом голосе, (НЕ)ИСПОРТИВ его. (НА)ВСТРЕЧУ им (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены. И Касьян приходил в смятение, (ПО)ЧЕМУ ему так (НЕ)ПРИЯТНО и тягостно. Крестьянские избы совсем легли (НА)БОК (ТАК)ЖЕ, как и владельцы их. Николаю всё (НЕ)УДАВАЛОСЬ успокоиться, и (НЕ)ЛОВКО было приступить к разговору.  24	Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.   ВСЁ(ТАКИ) (НЕ)ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома. Путешественник (НЕ)СУМЕЛ обратиться к (НЕ)ЗНАКОМЦУ. (В) СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ) ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал. Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной. Я благодарю вас, а ТАК(ЖЕ) вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность побеседовать с вами.  25	Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.  Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.  26	Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.  В творчестве Сальвадор Дали был неутомимым искателем, ненавидевшим обыде(1)ость и создававшим обновлё(2)ые образы и неожида(3)ые композиции.   27	Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1)	Довольно быстро он обжился в этом городе да подружился с соседями. 2)	Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка. 3)	Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах. 4)	По поведению некоторых животных люди могут определять как приближение гроз и бурь так и наступление ясной погоды как надвигающийся дождь так и близость знойного дня. 5) Превыше всего Репин ценил как живописную красоту так и «правду жизни» в ней.   28	Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1)	Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2)	На песчаных отмелях океана при желании можно найти как двустворчатые раковины моллюсков так и винтовые раковины как лунки-норки мелких крабов так и бусины жемчуга. 3)	В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 4)	И скорбь и боль и все желания свои ты перельёшь в слова. 5)	В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.   29	Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1)	Ажурные нити паутины блестели как на зеленой траве так и на ветках как на кустах так и на листве. 2)	Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное. 3)	Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине. 4)	Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие. 5)	Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально. 30	Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.  31	Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Счастлив писатель, который от (1) поражающих печальной своею действительностью (2) характеров приближается к характерам (3) являющим (4) высокое достоинство человека.  32	Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Кислая и (1) весьма (2) очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая «сладкая» (3) как в народе говорят (4) клюква бывает, когда она перележит зиму под снегом.  33	Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В русских лесах (1) наверняка (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5) чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось теперь очень мало.  34	Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.  35	Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.  36 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.  37	Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.   Прочитайте текст и выполните задания 38–41. 	(1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. (8)Вдруг старый пастух прервал молчание:    – (9)Санька, спишь, что ли? –	(10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой. –	(11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.    (13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15)Он напряжённо слушал. –	(16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься. –	(20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой. –	(21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.    (24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину. (27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью: –	(29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа! –	(33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?   – (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.    (40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.    (44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья. (По А. П. Чехову*) * Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.     38	Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1)	О существовании клада написано в старых книгах. 2) 	Клад невозможно найти, так как он спрятан в неприступных горах. 3)	Старик и Санька были пастухами. 4)	Про клад старик узнал от моряка. 5)	Старик не рассказал Саньке о точном месте нахождения клада.   39	Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1)	Предложения 16–19 содержат описание. 2)	Предложения 3–5 содержат повествование. 3)	Предложение 30 разъясняет суждение, высказанное в предложении 29. 4)	В предложениях 44–45 перечислены последовательные действия. 5) 	В предложениях 29–32 содержится рассуждение.  40	Из предложений 29-39 выпишите фразеологизм.  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.   41	«Приведённый фрагмент рассказа А. П. Чехова «Счастье» отличается традиционной для писателя лаконичностью и живой образностью речи. Синтаксис отрывка достаточно прост, но в то же время необыкновенно разнообразен. Автором широко применяются синтаксические средства выразительности, например, (А) _______ (предложения 17, 30, 31, 32) и (Б) _______ («дедушка», в предложении 10, «брат» в предложении 12, «парень» в предложении 31). Яркая образность произведения создаётся за счёт использования таких художественных средств, как (В) _______ («громадное багровое солнце» в предложении 40, «младенческое выражение», «молодого, грубого лица» в предложении 14) и (Г) _______ («как будто изливал свою душу» в предложении 24, «как столбы» в предложении 45)».  Список терминов: 1)	метафора(-ы) 2)	контекстные синонимы 3)	сравнение(-я) 4)	антитеза 5)	эпитет(-ы) 6)	вводные слова 7)	обращения 8)	парцелляция 9)	восклицательные предложения  
            
            
            Вопросы к экзамену «Инженерно-техническая защита информационных систем (ИТЗИС)»Вступительный Экзамен МФЮА Русский языкГеосоциальное пространство севера . одготовить ответы на вопросы по семинарамГОСы (гражданское право+процесс)ГОСы юриспруденция (ответы на 90 вопросов)Гос. экзамен по специальности Городской кадастрГотовые экзаменационные билеты по Линейной алгебре. 1 курс. МЭИ.PR в рекламной деятельностиАвтоматизированные системы управления качествомАнтикризисное управление. Ответы на экзаменационные вопросы.асу ответы на вопросыАудит Синергия (ответы на тесты) БНГС _ билетВопросы геодезия