Административная ответственность несовершеннолетних. 6


 


Введение

Человечество, вступив в XXI век, особенно озабочено решением проблем правовой и социальной защиты подрастающего поколения, поиском подходов, стратегий противодействия беспризорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних. Проблемы эти актуальны для всего мирового сообщества, ищущего гуманно-эффективные меры по воздействию и профилактике правонарушений несовершеннолетних и воздействию на правонарушителей.

В России в числе наиболее острых стоят те же проблемы, наличие которых негативно влияет на перспективы страны и будущее нации. В нашей стране ежегодно правонарушения совершают до 40% несовершеннолетнего населения, а примерно – 500-600 тыс. несовершеннолетних совершают не менее 1 млн. преступлений, большая часть из которых не выявляется1. Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день криминогенная обстановка, требует скорейшего решения проблем профилактики неправомерного поведения, в том числе путем реализации защитных механизмов как основных профилактических средств недопущения (прекращения) девиантного поведения.

В нашей стране до сих пор не выработаны механизмы обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних, не создана эффективная взаимосвязанная и взаимообусловленная система государственных органов, осуществляющих деятельность в отношении несовершеннолетних граждан. В настоящее время существуют лишь отдельные разрозненные органы в основном карательной направленности. Они как органы, призванные отвечать за реализацию защитных механизмов соблюдения прав детей, не могут на должном уровне реализовать свои полномочия. Поэтому необходимо совершенствование системы государственного управления в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.

К основным причинам невысокой эффективности деятельности государственных органов, учреждений, работающих в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан, относятся:

а) ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность;

б) отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров;

в) слабость профилактической и воспитательной направленности в работе с детским населением и семьей; основные силы брошены на те или иные формы коррекции - медицинской, социальной и т. д., что малопродуктивно и экономически нецелесообразно;

г) неэффективность существующей в настоящее время реабилитационной системы, поскольку многие учреждения, декларирующие свою реабилитационную направленность, в действительности таковыми не являются2.

В целом защита прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь известно, что «защита прав человека начинается с защиты прав ребенка». Она требуется детям во всех сферах жизнедеятельности, а ее отсутствие неблагоприятно сказывается на развитии  личности несовершеннолетнего.

Несовершеннолетним требуется  защита как от внутрисемейных конфликтов, так и от незаконных действий иных лиц, в том числе и должностных. Ведь несовершеннолетние являются самым социально незащищенным, зависимым слоем населения, который в силу психологических и возрастных особенностей не знает своих прав либо не может самостоятельно защитить их.

На современном этапе формирования правового механизма обеспечения и защиты прав ребенка ведущее место в нем должны занять административно-правовые средства. Это требуется для эффективной реализации задач защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Административно-правовыми  средствами регулирования защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации являются:

1)совершенствование контрольных функций государственного управления в данной сфере путем введения института уполномоченного по правам ребенка на всей территории России;

2) расширение административно-правовой практики использование примирительных процедур по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних;

3) усиление воспитательных и реабилитационных функций в деятельности органов, осуществляющих работу с несовершеннолетними, в том числе в работе социальных служб.

Таким образом, необходимо отметить, что залогом решения имеющихся проблем, а также нейтрализации девиантного поведения несовершеннолетних, недопущения совершения ими правонарушений является проведение в стране эффективной государственной политики, направленной на защиту прав и интересов несовершеннолетних граждан.

Наличие целого ряда проблем в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан, связанных с отсутствием эффективного механизма обеспечения и защиты их прав, обусловил выбор темы данного дипломного исследования.

 Объектом исследования являются отношения, связанные с государственной политикой в области защиты прав несовершеннолетних и административно-правовым способам предотвращения совершения ими правонарушений.   

Предметом данного дипломного исследования выступают содержание, виды механизмов реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних, формы, методы деятельности органов власти по защите прав несовершеннолетних, связанных с реализацией направлений государственной политики в данной сфере, а также применение мер административной ответственности и профилактики их совершения.

Целью дипломного исследования является изучение механизмов реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан в современных условиях.

Задачами исследования выступают:

- исследование системы прав и свобод несовершеннолетних граждан;

- выявление  целей, принципов, направлений государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан и классификации механизмов ее реализации;

- определение  видов и функций органов власти и учреждений, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан;

- характеристика программно – организационного и ресурсного обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан;

- определение  основных направлений совершенствования реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан.

Теоретические и методологические основы дипломного исследования. Научные подходы строятся с учетом тенденций в области познания социальных проблем, а не только на основе отечественной практики. В настоящее время проблемами профилактики прав несовершеннолетних занимаются такие ученые, как Л.В. Бадя, М.В. Фирсов,  В.В.Беляков, В.И. Иващенко. Их научные исследования помогли изучить, объяснить особенности защиты прав несовершеннолетних, преимущества и недостатки, спрогнозировать направления совершенствования регулирования указанного явления.

В ходе изучения проблемы автором обобщено и проанализировано федеральное законодательство, законодательство Воронежской области по вопросам профилактики и защиты прав несовершеннолетних граждан.

 При подготовке дипломного исследования использовались следующие методы научного познания: диалектический, системный, логический, а также специальных методов – социологического, методов статистического наблюдения.

Практическая значимость дипломной работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о практической значимости того или иного направления в деле защиты  прав несовершеннолетних граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования государственной

политики в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан

и механизмов ее реализации

 

§ 1. Система прав и свобод несовершеннолетних граждан

Российской  Федерации

 

В настоящее  время, когда идут масштабные и быстрые  процессы социально - экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно  приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, пугающие своими негативными последствиями формы. Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в Конституции РФ3. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить  Конституции Российской Федерации (статья 15), но, к сожалению, это не всегда применяется в реальной жизни.

Особой защитой  государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние  в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации4 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Система прав и  свобод несовершеннолетних граждан  отдельно не закреплена в Конституции РФ, а устанавливается исходя из положений основных прав и свобод гражданина.

Таким образом, система защиты прав и свобод несовершеннолетних  - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная законодательством, а именно: Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый»5. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Как уже было отмечено, статус несовершеннолетнего основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями. Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность нашла свое отражение в ст. 15 Конституции РФ. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Необходимо  подчеркнуть, что в систему прав и свобод несовершеннолетнего включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»6. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Традиционно права и свободы человека и гражданина делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные7.

В первую очередь  следует рассмотреть личные права  и свободы ребенка, поскольку  они принадлежат каждому с  момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.

Рассмотрим  основные права и свободы ребенка, закрепленные в Конституции РФ. Так право ребенка на жизнь закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией. Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности, уголовного.

В специальных  законах субъектов РФ, устанавливающих  правовой статус ребенка, также закрепляется право на жизнь, в том числе  и право на обеспечение нормального внутриутробного развития, под которым понимается установление правовых и социальных гарантий беременным женщинам, проведение межведомственных программ по снижению уровня абортов, материнской и детской смертности, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем.

Следующим конституционным  правом является право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции). Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. За посягательство на честь и достоинство ребенка, виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

При осуществлении  деятельности в области образования  и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

В случаях, когда  ребенок оценивает обращение  с ним как унижающее честь  и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста - в суд. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства по причине малолетнего возраста, это право предоставляется родителям (законным представителям), близким родственникам.

Следующим правом ребенка, закрепленным в Конституции РФ, является право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Неприкосновенность  личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Право на частную  жизнь выражается в свободе общения  между людьми. Вся сфера семейной жизни, родственные и дружеские отношения, интимные и другие личные связи, привязанности, симпатии и антипатии охватываются понятием неприкосновенности частной жизни.

Фактически  право на неприкосновенность частной  жизни и тайну корреспонденции ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей). Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. Представляется, что степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно.

Право ребенка  на свободу мысли, слова, свободу  массовой информации (ст. 29 Конституции). Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка»8 устанавливает необходимость принятия мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий..., а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»9 реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости. Также статьей 6 данного закона предусмотрено, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация  родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение  несовершеннолетних к тому, чтобы  они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у  несовершеннолетних искаженного  представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у  несовершеннолетних впечатления  о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование  комплекса неполноценности у  несовершеннолетних, не обладающих  рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних  в опасных ситуациях;

7) преуменьшение  уровня необходимых для использования  рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование  у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Также Конституцией РФ предусмотрено право ребенка на свободу совести и вероисповедания (ст. 28). Современное законодательство исходит из того, что каждый вправе самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.

Данное право ребенка защищается от препятствия к его осуществлению, равно как и от принуждения к приобщению к религии. Родителям (лицам, их заменяющим) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов. Образовательные учреждения не вправе обязывать учащихся посещать занятия или факультативы религиозного содержания. Религиозные образовательные учреждения не имеют права оказывать психологическое, физическое, моральное воздействие на своих учеников, изъявивших желание оставить учебу и (или) препятствовать осуществлению данного права.

Еще одной из гарантий соблюдения права ребенка  на свободу вероисповедания является установление запрета вовлечения несовершеннолетних в религиозные организации без учета мнения ребенка и письменного согласия родителей (лиц, их заменяющих).

Наряду с  личными правами ребенок, как  и любой другой гражданин РФ, обладает следующими политическими правами  и свободами.

Ребенок имеет  право на участие в детских  и юношеских общественных организациях (объединениях). Государственные органы, органы местного самоуправления должны оказывать помощь деятельности общественных организаций (объединений), которые содействуют развитию личности детей, их творческих задатков, социальной активности, приобщению к участию в культурной, спортивной жизни, организации досуга.

Субъектами  РФ предусматривается проведение следующих  мер по поддержке деятельности детских и молодежных общественных организаций:

- предоставление субсидий за счет внебюджетных средств;

- предоставление права пользования зданиями, помещениями, оборудованием, находящимися в муниципальной собственности, на бесплатных или льготных условиях;

- льготная налоговая политика;

- поощрение спонсорской и благотворительной деятельности юридических и физических лиц, направленной на укрепление материальной базы таких организаций.

Реализация  права на объединение не имеет  формальных возрастных ограничений. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»10 администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше 8 лет общественных объединений, за исключением учреждаемых или создаваемых политическими партиями и детских религиозных организаций.

Группа социальных, экономических и культурных  прав и свобод ребенка касается таких важных сфер жизнедеятельности, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество. Социально - экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества11.

Несовершеннолетний  может заниматься предпринимательской деятельностью в случае приобретения им полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак до достижения возраста 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Конституции каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с этим положением ребенок также с момента рождения может обладать имуществом на праве собственности. Однако в силу своих возрастных особенностей распоряжаться им несовершеннолетний может только при приобретении достаточного объема дееспособности. Конституционной гарантией данного права является установление запрета на лишение имущества кроме как по решению суда.

Право ребенка  на жилище (ст. 40 Конституции) гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ. Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды12.

В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних. Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей). Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранением жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение  жилого помещения, в котором проживают  несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Специальным нормативным  правовым актом, регулирующим отношения  в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-113, которые в качестве одной из гарантий реализации данного права гражданами, в том числе несовершеннолетними, устанавливают бесплатное оказание медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения. В развитие этого положения ст. 22 и 24 Основ закрепляют право детей на определенные льготы в области охраны здоровья.

В целях обеспечения  прав детей на охрану здоровья, в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно - оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей - инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

В статье 39 Конституции  РФ установлено, что социальное обеспечение  гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях. В России обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38 Конституции).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»14 предусмотрены следующие виды пособий:

Административная ответственность несовершеннолетних. 6