Административная правонарушения: понятие и виды



86

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

введение

ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав

§ 1. Понятие административного правонарушения

§ 2. Характеристика состава административного правонарушения

глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела

§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство

§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности

§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству

§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ

§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ

§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации

заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

введение

Дипломная работа выполнена на тему «Административная правонарушения: понятие и виды». Определим актуальность выбранной темы.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.[1] (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях[2]. Таким образом, административная ответственность может быть установлена только в КоАП РФ и законах субъектов.

В КоАП РФ акцент сделан на защите прав и законных интересов граждан, в связи с чем детально разработана процессуальная часть Кодекса (норм по этому вопросу стало в два раза больше, чем в КоАП РСФСР). Закреплена презумпция невиновности.

С учетом социально-экономических изменений в стране субъектами административной ответственности по КоАП РФ стали не только граждане, но и юридические лица. Расширены функции суда. Существенные изменения претерпели санкции (как правило, они стали более жесткими). Четко определен предмет ведения Федерации. В КоАП РФ много и других новаций.

Вместе с тем и КоАП РФ не лишен недостатков.

В частности, согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне должно состоять только из этого Кодекса, то есть все новые нормы этой отрасли права должны (по аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации) включаться в этот Кодекс. Но правоотношения (правонарушения), регулируемые административным кодексом содержатся и в Налоговом и в Таможенном Кодексах РФ.

Имеются и другие проблемы. В КоАП имеется статья 14.1, предусматривающая административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Это - общий состав. Но в КоАП включено большое количество норм, предусматривающих административную ответственность за те же самые правонарушения в отдельных видах деятельности (статьи 7.3, 7.6, 7.11, 7.14, 7.15, 7.18 и др.). При этом санкции в специальных нормах зачастую ниже, чем в статье 14.1.

КоАП перегружен и другими специальными нормами, дублирующими основные составы административных правонарушений.

В КоАП нарушен паритет прав защитника и прокурора (статьи 15.5 и 25.11).Не предусмотрено возмещение издержек потерпевшим, их законным представителям (статья 24.7).

В настоящее время уже в ходе применения КоАП РФ возникла и еще одна проблема. В связи с проведением административной реформы целый ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), объединены. Прошла их реорганизация, изменилась структура этих органов. В результате, чтобы КоАП РФ работал, необходимо срочно внести соответствующие коррективы.

Несколько слов о стабильности законодательства, призванной обеспечить его эффективность. Можно ли о ней говорить, если в сравнительно недавно принятый КоАП РФ уже внесено огромное количество изменений и дополнений, причем нередко необоснованных. Эти изменения содержатся в 33 федеральных законах. Такая нестабильность говорит о том, что сами законодатели не уважают ранее принятые ими же законы. Поэтому и граждане относятся к законам без уважения.

Есть случаи, когда принимаются нормы законов, которые не имеют механизма исполнения.

Например, Федеральный закон "О вреде курения табака" гласит, что за отсутствие специальных помещений для курения руководители несут административную ответственность. Проблема очень важная. По опубликованным данным (АиФ N 22, 2005 г.) в России курят почти 40% школьников, а о взрослых и говорить нечего. Курение является причиной смертности. По этому показателю Россия занимает первое место. Но кто же будет осуществлять контроль за соблюдением организациями этой нормы и составлять протоколы об этих нарушениях? Пожарники, милиция, санэпидслужба, инспекторы по охране труда? У них свои задачи. В Японии на некоторых предприятиях и в учреждениях курящим платят меньше, чем некурящим. Закон позволяет. И это гораздо эффективнее. У нас даже агитационных материалов, плакатов о вреде курения не видно. На телеэкранах, несмотря на рекомендации закона, герои непрерывно курят. Телепередач о вреде курения нет.

Представляется также, что в правовом государстве эффективность законодательства (в том числе административного) в значительной мере определяется необходимостью обеспечения прав и законных интересов граждан. А это возможно только в случае, когда имеется обратная связь граждан с властью, когда обращения граждан разрешаются властью оперативно, и заявители получают от должностных лиц или иных руководителей своевременные и мотивированные ответы на свои обращения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что назрела необходимость:

обязать органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, наладить учет соответствующих правонарушений;

перед принятием законов об изменении норм КоАП, усилении ответственности за те или иные правонарушения всесторонне изучать фактические причины неэффективности борьбы с ними, результаты отражать в пояснительных записках к законопроектам;

решить вопрос о едином органе, который бы вел обобщенный статистический учет по все делам об административных правонарушениях;

организовать хотя бы выборочные вневедомственные проверки практики применения мер административного воздействия (прокуратура из-за загруженности с этим явно не справляется);

определить орган, который осуществлял бы методическое руководство практикой применения этих мер;

усилить роль средств массовой информации в повышении правовой культуры населения.

Принятие и постоянное осуществление комплекса перечисленных мер, организация мониторинга способствовали бы повышению эффективности действующего законодательства, создали бы условия для принятия обоснованных законов, необходимых для совершенствования деятельности по предупреждению и пресечению административных правонарушений.

Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института, в связи с этим перед автором поставлены следующие задачи:

      Собрать и проанализировать нормативный материал по выбранной проблеме;

      Проанализировать специальную литературу по административным правонарушениям и их видам;

      Определить отраслевые особенности административной ответственности и провести соотношение с иными видами правовой ответственности;

      Рассмотреть конкретные виды административных правонарушений, судебную практику;

      Выработать предложения по улучшению правового состояния административного законодательства.

В дипломной работе использован широкий круг источников как нормативных, так и специальных. В частности, в работе использованы труды  ведущих юристов – административистов: Астахова Д.В., Борисова А.Н., Махрова И.Е., Ю.А. Азарова, Баландиной Г.В., Козыриной А.Н., Липинского Д.А., Семеновой О., Трошкиной Т.Н., Чермянинова Д.В. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав

§ 1. Понятие административного правонарушения

Административная ответственность наступает, если совершено административное правонарушение. Юридически более точно следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения — отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5, исключающие ответственность.

Понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1. По закону им «признается про­тивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов в Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния, статья 14 УК РФ в понятие преступления включила материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вред-аи последствиями. Противоправность — это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения. Антиобщественный характер преступлений надо велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не кажется общественно опасными. Это можно сравнить с простудой, она всегда вредна, но не всегда опасна для здоровья.

Итак, первый признак административного право­нарушения — общественная вредность.

Второй признак — административная противо­правность. Такое деяние прямо запрещено статьей Особенной части КоАП РФ или соответствующего за­кона субъекта РФ.

Многие юристы говорят, что административные правонарушения — это нарушения норм админист­ративного права. Это неправильно.

Следует вспомнить, что существуют регулятив­ные нормы, закрепляющие правила должного пове­дения, и охранительные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение этих правил.

Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида кара­тельных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все от­расли права. Административная ответственность, на­пример, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, зе­мельного, гражданского и иных отраслей права. В то же время, в зависимости от обстоятельств наруше­ния, например прав собственника (хищения), виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Кроме того, следует учесть, что некоторые адми­нистративно-правовые обязанности не обеспечены ни административными, ни какими-либо иными санк­циями. Например, обязанность лица, достигшего 14 лет, получить паспорт; обязанность правонаруши­теля, уплатившего административный штраф, на­править копию документа об уплате судье, органу, должностному лицу, вынесшему постановление (ч. 4 ст. 32.2).

Третий признак административного правонару­шения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физиче­ским или юридическим лицом. Его не может совер­шить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юриди­ческого лица.

Пятый признак административного правонару­шения — виновность, т.е. это деяние сознательное, волевое, совершено умышленно или неосторожно.

Необходимо различать понятия «административ­ные нарушения» и «административные правонару­шения». Первые отражают только то, что не соблю­дена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. это невиновное деяние.

А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние[3]. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но финансовым, земельным и т. д. нарушением. Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного[4] привлекают к административной ответственности, в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т.д.). Применение административных санкций не обязательно сопутствует административному проступку, возможность их применения — обязательный знак правонарушения.

Ч. 2 ст. 10 КоАП РСФСР, озаглавленной «Понятие административного проступка», было сказано:

«Административная ответственность за правонару­шения... наступает, если эти нарушения... не вле­кут... уголовной ответственности». В КоАП РФ пря­мо такой признак не назван. Но косвенно он закреп­лен в п. 7 ст. 24.5; в соответствии с ним производство по делу об административном правонарушении нель­зя осуществлять, если по этому факту в отноше­нии данного физического лица возбуждено уголовное дело.

Деяние не может быть одновременно преступлени­ем и проступком. И старый, и новый законы закреп­ляют приоритет уголовной ответственности; если деяние содержит признаки и преступления, и адми­нистративного правонарушения, то виновного следу­ет привлечь к уголовной ответственности. Это обстоя­тельство не может быть признано одним из важней­ших признаков административного правонарушения. Но помнить о нем юрист должен всегда.

В статье 10 КоАП РСФСР было сказано: «Адми­нистративным правонарушением (проступком) при­знается...» Раньше законодатель допускал, что такое деяние может называться и правонарушением, и проступком. Теперь дуализм в названии исключен. Законодатель вправе поступить так. Но с точки зре­ния теории права этот подход к названию не бесспо­рен. Теория нрава подразделяет все правонарушения на преступления и проступки. Среди последних при­нято выделять административные, дисциплинарные. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) использует такое на­звание: «административный проступок» (ст. 243). Слово «проступок» более соответствует положениям теории права[5].

После принятия нового Кодекса в других правовых актах можно использовать только название «админи­стративное правонарушение». Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название — «административный проступок»[6].

 

§ 2. Характеристика состава административного правонарушения

Рассмотрим понятие состава административного правонару­шения. Под составом административных правона­рушений понимается установленная правом сово­купность признаков, при наличии которых антиоб­щественное деяние считается административным правонарушением.

Как явление реальной действительности наруше­ние обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие юридическое значение и его не имеющие. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) адми­нистративных правонарушений и не входящие в со­став (обстоятельства, смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.)-

Проступок — факт реальной действительности. Состав проступка — логическая конструкция, правового понятие о нем, отражающее существенные свой­ства реальных явлений, т. е. определенных антиобщественных действий[7].

Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Состав органичен: реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

В ст. 24.5 КоАП РФ четко сказано, что отсутствие состава административного правонарушения являет­ся обстоятельством, исключающим производство по такому делу.

Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили в разд. I КоАП РФ (например, ст. 2.3 закрепляет возраст наступления ответственности). Поэтому в тексте любой; нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков со­става. Для правильного уяснения содержания кон­кретного состава, помимо конкретной статьи норма­тивного акта, необходимо рассматривать ее связи с нормами разд. I КоАП РФ и иными частями норма­тивной основы.

Как законодательная модель административного правонарушения состав проступка является важной частью его нормативного, юридического основания. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей адми­нистративную ответственность. Совершение деяния, содержащего все признаки состава, — фактическое основание наступления ответственности, юридиче­ский факт, влекущий возникновение правоотноше­ний ответственности. Иными словами, если лицо со­вершило нарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть фактическое основание для при­менения административных наказаний.

Совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, — это юридический факт, способный вызвать административные правоотноше­ния.

Всякое целесообразное деяние выступает как ор­ганичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных момен­тов. В нем различают объект деятельности, ее внеш­ние проявления, субъекта и его психическое отноше­ние к деянию. В проступке также имеются четыре части (стороны): объект, объективная сторона, субъ­ект, субъективная сторона. Отражая это реальное яв­ление, состав проступка конструируют как совокуп­ность четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.

Каждый элемент состава, в свою очередь, пред­ставляет собой систему признаков. Соответственно последние принято делить на четыре группы, харак­теризующие объект и субъект проступка, его объек­тивную и субъективную стороны.

Признаки выступают как наипростейшие части состава, их группы образуют его элементы (сторо­ны), а органичное единство четырех сторон — это состав проступка. Взаимосвязь, взаимодействие всех признаков образуют целостные (системные) свойства права: общественную вредность и противоправность, которые, будучи интегративными признаками, сами не входят ни в одну из его сторон. Общест­венная вредность и противоправность — вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.

Состав правонарушения можно рассматривать к трехуровневую систему: первичные признаки «место, субъект и др. интегративные, системные признаки (именно их включают законодатель и ученые в определение административного правонарушения), состав в целом.

Виды составов административных правонарушений следует различать две группы признаков состава: конструктивные признаки состава и призна­ки юридической техники, использованные законодателем при конструировании составов. Все эти признаки можно использовать при делении составов виды.

Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, следует отметить, что прежде его сам законодатель группирует составы по признакам родового объекта, разделяя их в КоАП РФ по славам. Составы принято делить по наличию в них признака вреда на материальные и формальные.

Можно при группировке составов использовать и другие признаки объективной стороны. Например, месту совершения (общественное место и т. д.), по составам (наркотические, транспортные и т. д.), действию (действие, бездействие). В КоАП РФ много статей, которые устанавливают ответственность за действие.

Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), формам вины и др.

По признакам юридической техники нужно раз­личать составы общие (общая норма) и специальные (специальная норма). Если одно и то же деяние под­падает под признаки общей и специальной нормы (например, ст. 14.1 и 20.16), то действует специаль­ная.

Составы могут быть поделены по нормативной ос­нове: кодексам, нормативным актам (включены в Налоговый, Бюджетный кодексы, в КоАП РФ и за­коны субъектов РФ).

Для глубокого изучения полезно различать со­ставы с определенными и неопределенными призна­ками. Неопределенные признаки делятся на блан­кетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие: нарушение санитарных правил, законода­тельства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприме­нителем из конкретной ситуации (например, ненад­лежащее управление, грубое нарушение, оскорби­тельное приставание, злостное неповиновение, преднамеренное банкротство).

Составы можно поделить и по признакам, связан­ным с их социальной значимостью. Полезно раз­личать составы широко распространенных правонарушений (например, мелкое хищение, мелкое ху­лиганство) и составы правонарушений, которые встречаются крайне редко. Есть составы новые, свя­занные с современным развитием общества, а есть традиционные, существующие многие годы. Как правило, состав способствует развитию обществен­ных отношений. Но бывает и наоборот, потому что состав устарел, а его не отменили вовремя, или пото­му, что законодатель допустил ошибку, принимая соответствующую норму.

Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и (запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку они причиняют вред чествующим общественным отношениям. Объект административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое наказывается административным взысканием.

Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными взысканиями. Родовым актом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть ста отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Соответственно южно различать такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в таможенном деле, на транспорте и т. д. Распространенный критерий выделения родовых групп — содержание охраняемых об­щественных отношений. По этому критерию различают такие родовые объекты, как собственность, об­щественный порядок, права и здоровье населения, порядок государственного управления. В Особенной части КоАП РФ при создании родовых общностей законодатель использовал одновременно оба названных признака родового объекта: отрасль и объект обязательства.

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, для ряда проступков одного рода. Видовой объект широко используется законодателем, который становил административную ответственность, например, за нарушение правил паспортной системы, рынка ценных бумаг, оборота оружия.

Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией, непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного об­щественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное, запорное устройство и т. д.).

Объективная сторона проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявле­ния. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищение, торговля, хранение, уклоне­ние и т. п.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие[8].

Деяния бывают неоднократными, систематиче­скими, длящимися и др. Большое значение для ад­министративной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжае­мых проступках.

Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нару­шать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него харак­терно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом проступка является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета, или длительное невыполнение обязанности (сокрытие прибыли, неявка в военкомат, проживание без регистрации и т. д.). Оно оканчивается фактически — прекращением нарушения или юридически — привлечением виновного к ответственности.

Продолжаемые проступки состоят из ряда тождественных неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности (единый проступок (нарушение порядка объявления выходных данных, грубое нарушение правил учета расходов и расходов и др.). Продолжаемый проступок это несколько действий, каждое из которых называется проступком, но, как правило, все они объе­динены единым умыслом, а зачастую и совершаются одном месте, с использованием одних и тех же средств. Продолжаемое деяние начинается с момента довершения первого неправомерного акта, а оканчивается фактически — прекращением неправомерной деятельности, поэтому несколько таких нарушений тоже рассматриваются как единый проступок, или юридически — привлечением лица к администра­тивной ответственности.

Деяние — стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны (способ, I время, место и др.). Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, грузовой двор, пригородный поезд, крыша и др.) и времени (ночное, запрещенное и т. п.). Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем (скрытая от досмот­ра передача, хищение путем кражи и т. п.).

Очень часто в числе признаков объекта называ­ются средства совершения проступков (транспортные средства, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки[9].

Административная правонарушения: понятие и виды