Административное принуждение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения1. Как справедливо указывал В.А. Юсупов, «в современный период развитие административного права требует коренного переосмысления многих его положений. На первый план должны быть выдвинуты такие его проблемы, как механизм обеспечения прав, свобод и достоинств личности»2.
Открывшиеся возможности развития правовой системы демократического общества, свободного от идеологических догм тоталитарного государства, позволяют сделать вывод о необходимости кардинального реформирования административного права в целом и его института административного принуждения в частности3.
Важность мер
Обновление российского
Поэтому не приходится сомневаться в том, что институт применения мер административного принуждения сотрудниками органов внутренних дел (и – прежде всего – полиции) крайне важен в современном административном праве, а работы, посвященные его исследованию, несомненно актуальны.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения должностными лицами органов внутренних дел (полиции) мер административного принуждения.
В рамках исследования будут рассмотрены
административно-
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия органов внутренних дел по применению мер административного принуждения, и практика их применения уполномоченными должностными лицами.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – анализ и раскрытие правовых, организационных аспектов применения органами внутренних дел (полицией) мер административного принуждения.
Для достижения названной цели предполагается решение следующих основных задач:
- уточнение понятия и
- определение места и роли административного принуждения в системе мер государственного принуждения;
- анализ законодательства, устанавливающего
правила применения сотрудникам
- разработка рекомендаций по
совершенствованию
Теоретическая основа исследования представлена как трудами ученых-административистов – Д.Н. Бахраха, А.А. Белова, А.И. Каплунова, Н.В. Макарейко, В.А. Мельникова и др., так и трудами ученых в сфере общей теории права и государства – С.С. Алексеева, С.Н. Кожевникова и др.
Методологическая база исследования. При написании работы использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, в том числе диалектический, системный, комплексный, целевой подходы к изучаемой проблеме, логические и другие методы. При подготовке были использованы концептуальные положения общей теории права и государства, исследования в области административного права и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Характеристика института
административно-правового принуждения
1.1. Понятие и сущность административного
принуждения.
В системе методов государственного управления особое место занимают средства административного принуждения. Это обусловлено их потенциалом, способностью эффективно обеспечивать правопорядок и общественную безопасность, что связано не только с карательным потенциалом, но и возможностью позитивного стимулирования управленческих отношений.
Среди ученых-правоведов до настоящего времени не сложилось единого мнения по вопросам понятия, объема и классификации мер административного принуждения, невзирая на пристальное внимание исследователей.
Д.Н. Бахрах, указывая
на неразрывную связь администрати
М.И. Еропкин полагает, что административное принуждение представляет собой «применение органами государственного управления, судами (судьями), а в случаях делегирования соответствующих государственно-властных полномочий — общественными организациями установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей в целях прекращения противоправных действий, привлечения к ответственности за административные проступки или обеспечения общественной безопасности»7.
В.Г. Розенфельд и Ю.И. Старилов административное принуждение определяют как «вид государственного принуждения, психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью принудить их путем угрозы применения предусмотренных законодательством административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий), либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными лицами, представителями общественных организаций мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного, организационного, материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан, общественного порядка, охраны различных видов собственности, создания режима законности, государственной дисциплины, восстановления нарушенных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан»8.
Подобной позиции придерживается и Л.В. Иванова, полагающая, что «понятия государственное и государственно-правовое принуждение являются родовыми для понятия «административное принуждение», находятся с ним в соотношении как общее с частным и служит методологической основой для разработки отраслевых (в частности, административных) его признаков»9.
Рассматривая административное принуждение как разновидность государственного, Е.И. Сидоров отождествляет его с административно-правовым принуждением и отмечает, что «в настоящее время в российском законодательстве нет единого понятия административного принуждения в виде дефиниции…» и предлагает определить его «как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами публичной власти установленных нормами административного права принудительных мер в отношении нарушителей в связи с их неправомерными действиями и поведением»10.
Таким образом, среди ученых до настоящего времени не выработано единого мнения на понятие и сущность административного принуждения.
Если идти с истоков понятия, а именно с ключевого слова «принуждение», то можно отметить, что в русском языке данный термин понимается чаще всего как действие, направленное на человека с целью заставить его что-либо делать или не делать помимо его воли. Так, в Словаре современного русского литературного языка термин «принуждать» объясняется, как «силою побуждать к чему-либо; заставлять»11. По мнению В.И. Даля, «принуждать» означает также «принудить кого, приневолить, силовать, заставлять»12, в свою очередь слово принудить объясняется как «Заставить что-нибудь сделать»13. Таким образом, по мнению специалистов-языковедов, синонимом глагола «принуждать» является глагол «заставлять».
Принуждение как философскую категорию позволительно рассматривать в узком смысле как насильственный акт14. По мнению А.С. Пучнина, принуждение – это результат противоправного заставления, стесняющего внешнюю свободу человека, который закрепляет несправедливое применение силы и изменяет состояние формального равенства15.
С точки зрения психологии, принуждение - это внешнее воздействие на сознание (волю) и поведение принуждаемого лица вопреки его воле и желанию. Надобность в нем возникает при противоречивости стремлений двух субъектов, из которых один предписывает выполнение своего требования другому. Принуждение представляет собой метод воздействия, который обеспечивает совершение действий людьми вопреки их воле, в интересах принуждающего16.
В юридической литературе государственное принуждение традиционно рассматривается в сочетании с убеждением, прежде всего, в качестве одного из методов государственного руководства обществом, метода государственного управления, средства организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воли17. Под методами в данном случае понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы, с помощью которых достигается подчинение воли подвластных воле субъекта государственной власти. Аналогичным образом понятие метода трактуется в отраслевой юридической литературе. Так, в административном праве под «методом» предлагается понимать «систему способов воздействия».
Государственное принуждение рассматривается и как средство обеспечения законности18. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни. Обеспечивать законность - значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, обеспечивать неотвратимость ответственности. К специальным юридическим, организационно-правовым средствам обеспечения законности в учебной литературе относят «контроль и принуждение»19. Посредством контроля выявляются нарушения закона. С помощью принуждения поведение субъектов права возвращается в рамки правового поля. Вместе с тем, необходимой предпосылкой определения понятия государственного принуждения является рассмотрение его основных черт.
В структурном отношении
В научной литературе категории «правовое принуждение» и «государственное принуждение» нередко отождествляются21. Однако они, как представляется, имеют определенные различия. Так, по мнению А.И. Козулина, «государственное принуждение - это основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства»22. В свою очередь, правовое принуждение он определяет как нормативно определенное принуждение.
В предметном проявлении, с точки зрения деятельности государственных органов, правовое принуждение определяется, как процесс воздействия на управляемый объект с целью понудить его к должному поведению способами, приемами, указанными в законе23. Осуществление государственного принуждения - это применение в установленных законом случаях конкретных способов, приемов, действий, посредством которых оказывается принудительное воздействие.
Принуждение как системное образование, по справедливому мнению С.С. Алексеева, с фактической стороны «выражается в мерах, т.е. таких юридически реальных явлениях, образующих содержание правоохранительных и иных государственно-властных отношений, которые олицетворяют действия, реализацию правового принуждения в том или ином конкретном жизненном случае»24. Поэтому с точки зрения содержания государственное принуждение состоит из различного рода принудительных мер воздействия (мер правового принуждения), применяемых органами государства и их уполномоченными должностными лицами.
В общетеоретической литературе меры принуждения определяются как «первичные» структурные элементы государственного принуждения, как «юридические последствия несоблюдения правовых предписаний», суть которых сводится к правовым «лишениям, обременениям, правовому урону»25.
Меры принуждения различаются
в зависимости от способа воздействия
(по непосредственному объекту
По характеру правового
Непосредственным объектом принудительного воздействия, при применении мер правового принуждения могут быть: сознание человека, тело, одежда физического лица, имущество физического или юридического лица, организация их деятельности.
Представляется, что дефиниция государственного принуждения как социально-правового явления и метода государственного руководства обществом должна содержать характеристику его основных структурных элементов (субъекта, объекта и содержания воздействия). Причем содержание данного способа воздействия целесообразно раскрывать через применение установленных законом мер принуждения.
1.2. Теоретические вопросы классификации мер административного принуждения.
Существенное значение для настоящей
выпускной квалификационной работы
представляет проблема классификации
мер административного принужде
Отчасти данное обстоятельство обусловлено существованием объективных препятствий для полной и точной классификации мер административного принуждения. Сложная природа правоотношений по поводу применения мер административного принуждения, множественность самих мер, а также оснований, целей и способов охраны правопорядка – вот неполный перечень обстоятельств, определяющих классификацию мер административного принуждения в единую систему как одну из актуальнейших проблем современного административного права России.
Однако такая классификация жизненно необходима, поскольку она «способствует уяснению сущности различных по правовой природе мер административного принуждения, выработке оптимального варианта кодификации административно-правовых норм, что в свою очередь создает предпосылки для более эффективного и целенаправленного применения всех видов мер административного принуждения» - обоснованно утверждал И.И. Веремеенко28. Кроме того, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о разграничении уголовной и административной ответственности при привлечении граждан к одному из данных видов ответственности.
Вместе с тем, в юридической литературе было предпринято немало попыток классифицировать меры административного принуждения. Меры административного принуждения можно классифицировать по различным основаниям.
В юридической литературе следует
выделить две основные попытки классификации
мер административного
В связи с этим, заслуживает внимания
классификация мер
В соответствии с точкой зрения одной группы авторов (И.А. Галаган, А.П. Алехин и др.31), меры административного принуждения предлагалось классифицировать на три группы: меры взыскания, меры пресечения и меры предупреждения.
Д.Н. Бахрах, не усматривая принудительной
сущности административно-
Ю.М. Козлов отметил существование в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но счел их, не имеющими самостоятельного юридического значения, поскольку они поглощаются выше названными иными мерами административного принуждения34.
По мнению Н.В. Макарейко, основная задача принудительных актов - защита правопорядка. Таким образом, по способу его охраны следует различать пять видов принуждения: предупреждение, пресечение, процессуальное обеспечение, наказание, восстановление35.
Таким образом, в юридической литературе, различными авторами, назывались в общей сложности 5 групп мер административного принуждения. Признавая приведенные выше результаты классификации мер административного принуждения на три группы, отметим по поводу мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях, следующее.
Во-первых, действующее законодательство
непосредственно
Руководствуясь названными соображениями,
В.Р. Кисин предложил считать меры административно-
По поводу административно-
Во-вторых, действительно, следует
согласиться с тем аргументом,
что восстановление нарушенного
правонарушением субъективного
права субъекта не является задачей
административного права и находится
в плоскости деятельности судебных органов.
Однако необходимо и сознавать, что кардинальное
реформирование правовой системы общества
в одночасье не происходит, а действующее
сегодня законодательство позволяет выделять
административно-
Принимая во внимание все вышесказанное,
представляется наиболее полной и правильной
классификация мер
1. Административно-
2. Административно-
3. Меры, обеспечивающие производство по делу об административном правонарушении (процессуального обеспечения).
4. Административные взыскания.
5. Административно-
Следует признать, что классификация
мер административного принужде
Общепризнанным в
В этом смысле нельзя признать удачным действующее законодательство об административных правонарушениях. Так, ст. 27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наряду с необходимостью достижения цели применения доставления, в качестве его основания указывает еще и основное условие – невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте, если составление протокола является обязательным. Однако на приведенном примере названного условия очевидна его неопределенность. За рамками законодательного регулирования остается вопрос: какие обстоятельства можно считать приемлемыми для того, чтобы придти к выводу о невозможности составления протокола на месте совершения правонарушения? Отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня таких обстоятельств допускает свободное их толкование и практически свободное (т.е. необоснованное) применение указанной меры административного принуждения. В свою очередь, это является нарушением уже названного принципа нормативной обоснованности применения мер государственного принуждения.
Ст. 27.1 Кодекса РФ об административных
правонарушениях также
Показательно, что поскольку применение
административно-
Основания применения административно-
Подобную регламентацию
В приведенных нормативно-правовых
актах следует отметь те же недостатки,
которые присущи и Кодексу РФ об административных
правонарушениях. Так основания применения
административно-
Вместе с тем, в некоторых случаях, нормативно-правовые акты соответствуют принципам государственного принуждения и регламентируют основания применения мер административного принуждения абсолютно определенно. Так, в ст. 100 Устава Патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности дан исчерпывающий перечень оснований доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений:
«а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
- Административное принуждение: понятие, виды
- Административное расследование
- Административное управление в ОАО "Центртелеком"
- Административно-правовая деятельность ГИБДД
- Административно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации
- Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания
- Административно-правовое регулирование в области внутренних дел
- Административная ответственность: понятие, признаки, принципы
- Административная ответственность юридических лиц
- Административная правонарушения: понятие и виды
- Административное здание по ул. Воровского, 78
- Административное право
- Административное правонарушение
- Административное пресечение как мера административно-правового принуждения