Административно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Допущено к защите в ГАК

Заведующий  кафедрой

государственного  и 

муниципального  управления

канд. истор. наук., доцент

_____________Н.Ф.  Шиляев

___________________2013


 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Выполнила

студентка 6 курса

заочной формы обучения      А.А. Володина

 

Научный руководитель

д-р.экон.наук.,                                                                 П.П.Фатеев

 

Рецензент                                                                                          А.П.Петрова

 

Тюмень 2013

 

Работа выполнена на кафедре  государственного и муниципального управления Института права, экономики  и управления ТюмГУ 

по специальности  «Государственное и муниципальное  управление»

специализация «Муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита в  ГАК

протокол от _________№___

оценка ________________

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и основные права ребенка и формы их правовой защиты в Российской Федерации……………………………………………………………………………………………

1.2. Основные документы о правах ребенка и их реализация в системе

российского общества……………………………………………………………………………..

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРА…………………………………………………………………………………………………

2.1. Соблюдение прав, защита законных интересов детей и подростков в ХМАО-Югре……………………………………………………………………………………………………………

2.2. Проблемы  в сфере защиты прав ребенка и пути их решения в ХМАО-Югре………………………………………………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В ходе проводимых в современной России социально-экономических  реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети - незащищенными.

По данным МВД  РФ в 2012 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.

Ситуация в  сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

На одном из совещаний, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, экс президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет».

В связи с  этим и поставлена актуальность проблемы данной дипломной работы: изучение формирования административно-правовой защиты прав ребенка в Российской Федерации, необходимость формирования развития международно-правовых документов в области прав детей, их реализация, и влияние на законодательство России.

Исследование  осуществлялось на основе анализа основных документов и нормативных актов РФ (Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, законы Ханты-Мансийского автономного округа в области прав ребенка). Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Ханты-Мансийского округа - Югра.

Целью работы является рассмотрение административно-правовой защиты прав ребенка в Российской Федерации.

Задачи:

- определить понятие и основные права ребенка и формы их правовой защиты в Российской Федерации;

- проанализировать основные документы о правах ребенка и их реализацию в системе российского общества;

- рассмотреть соблюдение прав, защита законных интересов детей и подростков в ХМАО-Югре;

- проанализировать проблемы в сфере защиты прав ребенка и пути их решения в ХМАО-Югре.

Объектом исследования являются права детей в нашей стране, а также международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция прав ребенка, и правовые нормы российского законодательства: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Объект исследования – административно-правовые нормы по защите прав ребенка в Российской Федерации и непосредственно связанных с ними правоотношений.

Предмет исследования – система правовой защиты, а также конкретные международные документы, нормативные правовые акты российского государства, практика их применения.

Методы исследования. В процессе дипломного исследования используется диалектический метод  научного познания, позволяющий рассматривать  явления и объекты комплексно, в движении, во взаимосвязи, так же общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.), частнонаучные (формально-юридический, сравнительного правоведения, правового прогнозирования) методы.

Теоретической основой исследования стали труды ученых в области защиты прав ребенка, конституционного права, семейного права, административного и гражданского права. Изучены монографические работы и статьи из научных периодических изданий, относящиеся к теме диплома, учебная литература.

Нормативная основа исследования: международные документы, содержащие права детей, Семейный кодекс, Гражданский кодекс и Административный кодекс Российской Федерации, и федеральные законы, регулирующие права детей.

Эмпирическую основу исследования составил анализ органов государственной власти по защите прав детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

Поставленные цели и  задачи решаются в двух главах работы. Первая глава посвящена теоретическому анализу защиты прав ребенка в Российской Федерации. Во второй главе анализируется практика органов государственной власти по защите прав детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 000 приложений. Общий объем работы составляет 000 страниц машинописного текста. Основной текст изложен на 00 страницах, включает 00 таблицы и 12 рисунков. Список литературы включает00 наименования использованных источников. Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цели, задачи, теоретико-методологическая и информационная база работы и его практическая значимость.

 

 

ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

    1. Понятие и основные права ребенка и формы их правовой защиты в Российской Федерации

 

 

 

Непрерывная связь и взаимопонимание  всех поколений имеют важнейшее значение для российского общества. Это - непременное условие стабильности России и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Более того, руководство, да и мы граждане России прекрасно понимаем, что дети и молодежь являются самым ценным капиталом российского общества.

«Именно от благополучия наших  детей зависит будущее и всего  российского общества, и в целом  нашего государства », - подчеркнул бывший министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.

Таким образом, в данном параграфе раскроем понятие  ребенок, его права и формы их правовой защиты в России.

Идея прав человека родилась в XVIII веке. Однако потребовалось два столетия, чтобы человек решился наделить правами своего ребенка1.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. («Конвенция о правах ребёнка» от 20 ноября 1989 г. ст. 1).

Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)2

Традиционно полагают, что человек остаётся ребёнком до 13-16 лет, но, в зависимости от контекста, можно использовать другие определения, например, легальный возраст, когда можно получить паспорт, покупать спиртные напитки, голосовать на выборах и т.д.

До наступления совершеннолетия человек не обладает всей полнотой юридических прав, ответственность за него несёт родитель, или иной законный представитель (например, опекун).

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения3.

В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством: ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь, на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам, иметь и выражать своё мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, право на защиту от дискриминации, право на образование, на отдых и досуг и т. д.

Права ребенка  были выделены в особую категорию вследствие развития концепции прав человека. В 1924 Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка, чтобы законодательно обеспечить охрану здоровья детей и защиту их прав:

  1. Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.
  2. Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.
  3. Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь.
  4. Ребёнок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.
  5. Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

Следующим важным событием стало принятие ООН в 1959 г. Декларации прав ребенка, в ней были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы4:

  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
  3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
  6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
  7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
  10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
  11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В целом, на международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. принятая в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Конвенция детализируют индивидуальные права детей.

В Конвенции  ребенок впервые рассматривается  как личность, имеющая права, которые  государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать".

Конвенцией  ребенок рассматривается как  независимая личность. Конвенция  характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст.7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Права ребенка  в России регулируются такими законодательными документами, как: Конституция РФ; Семейный, Гражданский, Административный кодексы РФ; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Законодательство РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон «Об образовании»; Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ; Федеральный закон об опеке и попечительстве (более подробный анализ законодательства будет дан в пункте 1.2. данной главы).

В целом, конституционное, гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Однако больше всего норм о защите прав ребенка содержится в Семейном кодексе РФ, который приведен в соответствие с международными обязательствами России.

Практически все  нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленны в гл. 11 СК РФ, которые, так или иначе, отражают требования вышеперечисленных Конвенций.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

Статья 54. Право  ребенка жить и воспитываться  в семье.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребенок  имеет право жить и воспитываться  в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением  случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет  права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право  ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ.

Статья 55. Право  ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ребенок имеет  право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного  проживания родителей ребенок имеет  право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся  в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право  ребенка на защиту.

Ребенок имеет  право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка  осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом  полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Ребенок имеет  право на защиту от злоупотреблений  со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении  прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право  ребенка выражать свое мнение.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении  в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 58. Право  ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ребенок имеет  право на имя, отчество и фамилию.

Имя ребенку  дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов  Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Фамилия ребенка  определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Если отцовство  не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается  по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 СК РФ), фамилия - по фамилии матери.

Статья 59. Изменение  имени и фамилии ребенка.

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет  орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости  от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Если ребенок  рожден от лиц, не состоящих в браке  между собой, и отцовство в  законном порядке не установлено, орган  опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить  изменить его фамилию на фамилию  матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

Изменение имени  и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено  только с его согласия.

Статья 60. Имущественные  права ребенка.

Ребенок имеет  право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ.

Суммы, причитающиеся  ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются  ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести  решение о перечислении не более  пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Ребенок имеет  право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар  или в порядке наследования, а  также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка  на распоряжение принадлежащим ему  на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении  родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским  законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ребенок не имеет  права собственности на имущество  родителей, родители не имеют права  собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

В случае возникновения  права общей собственности родителей  и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим  имуществом определяются гражданским законодательством.

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией о правах ребенка.

Исключение  составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение  с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Таким образом, ребенок в Российской Федерации  имеет:

Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых. Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Право на отсутствие рабства. Право на жилище. Право на свободу слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право создавать семью. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

Трехлетний  гражданин в праве посещать детский сад.

Шестилетний гражданин в праве: посещать школу; самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.

Десятилетний  гражданин: дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии; дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей; выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения брака, он хотел бы проживать; в праве быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; может вступать в детские общественные объединения.

Четырнадцатилетний гражданин: дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями; может выбирать место жительства (с согласия родителей); в праве с согласия родителей вступать в любые сделки; в праве самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой, стипендией; осуществлять свои авторские права, как результат своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; имеет право на получение паспорта; может быть разрешено вступать в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность); допускается поступление на работу с согласия родителей (на легкий труд не более 4 часов в день); имеет право требовать отмены усыновления; может обучаться вождению мотоцикла; имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам; подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления; подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причиненный имущественный вред; может быть исключен из школы за нарушения.

Пятнадцатилетний  гражданин имеет право поступить на работу (24 часовая рабочая неделя).

Шестнадцатилетний гражданин имеет право: вступать в брак при наличии уважительных причин; управлять мопедом при езде по дорогам; обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора; заключать трудовой договор, рабочая неделя не должна превышать 36 часов; подлежит административной и уголовной ответственности за правонарушения.

Семнадцатилетний  гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

В 18 лет наступает  полная дееспособность гражданина. Приобретает любые права и налагает на себя любые обязанности.

Формы защиты прав ребенка в Российской Федерации

Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу. Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Административно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации