Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

КАФЕДРА «Государственно-общеправовых и государственно-правовых дисциплин»

 

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Попова О.В.

«____» мая 2011 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

на тему:

«АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

    1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
    2. Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
    3. Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
    4. Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

2.1 Формы административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности 

2.2 Создание и ликвидация  юридических лиц, их государственная  регистрация, лицензирование предпринимательской  деятельности

2.3 Государственный контроль  над предпринимательской деятельностью

2.4 Меры административного  принуждения, применяемые субъектам  предпринимательской деятельности

Заключение

Глоссарий

Библиография

Приложения

 

Введение

 

В результате постоянной реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в Российской Федерации в течение последних двадцати лет появились основания говорить о том, что имеет место перераспределение государственно-управленческих функций, т.е происходит переход от непосредственного государственного управления с усилением тенденции государственного регулирования.

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики. В настоящее время Конституция РФ исключает возможность прямого использования метода прямого администрирования в экономической сфере (прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления), но в то же время не отрицает возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области, а также с помощью иных методов.

Таким образом, на законодательном уровне произошел переход в области управления экономикой – от прямого администрирования – к государственному административному регулированию.

Итак, в настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, оставаясь политической организацией, оно только по необходимости организует в лице соответствующих органов эти процессы: издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).

Комплекс таких свойств управляемых объектов, как целенаправленность, активность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть менее явным и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.

С момента принятия Части 1 Гражданского кодекса РФ1, особую важность приобрела необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, причем не только граждан, но и таких образований, как юридические лица. В праве советского периода в рамках института юридического лица, в основном, существовали организации, учреждавшиеся государством. Соответственно, государство в лице своих органов осуществляло управление данными юридическими лицами как в области определения основных направлений их деятельности, так и в области распоряжения имуществом этих организаций. Это было естественно, так как это имущество находилось в государственной собственности, а самому лицу предоставлялось на праве, отличном от права собственности (ограниченном).

В связи с появлением предоставленной на законодательном уровне возможности создавать юридические лица иным субъектам права (гражданам - физическим лицам), а также предоставления им права осуществлять предпринимательскую деятельность, изменилась как сама направленность, так и реальное выражение государственного регулирования в области предпринимательской.

Таким образом, нельзя не отметить актуальность темы, в связи с нижеследующим:

1. Существует необходимость  исследования меняющегося содержания  государственного регулирования  предпринимательской деятельности, в связи с изменением самих объектов управления.

2. Необходимо определиться, насколько существующий уровень  государственного регулирования  предпринимательской деятельности  достаточен в современных условиях  для достижения целей, установленных  государством в рамках такого  регулирования, в каком объеме  государство должно осуществлять  свое регулирующее воздействие  в сфере предпринимательской  деятельности для достижения  вышеуказанных целей.

3. Кроме того, в рамках  настоящего научного исследования  необходимо выяснить, насколько  развиты сами юридические лица  и индивидуальные предприниматели  как объекты и субъекты административного  права, каким образом проявляются  их свойства и насколько их  деятельность нуждается в государственном  регулировании.

Различные аспекты проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности всегда вызывали интерес у представителей различных отраслей науки - экономической, гражданско-правовой, административно-правовой и т.п. Множество научных исследований в этой области было проведено еще в советский период; они посвящены, преимущественно, разработке содержания понятия статуса субъектов предпринимательской деятельности в административном и гражданском праве, а также в исследовании сущности функций государственных органов при осуществлении государственного управления организационно подчиненными им юридическими лицами (например, труды Алехина А.П.2, Козлова Ю.М.3 и других).

Что касается настоящего времени, то для него характерно отсутствие комплексных исследований по проблемам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. В основном, преобладают научные публикации, которые посвящены анализу отдельных аспектов административно-правового регулирования экономики в целом или же проблема государственного регулирования предпринимательской деятельности рассматривается с точки зрения предпринимательского и гражданского права.

Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения и совокупность правовых норм, которые связаны с реализацией функций исполнительной власти в сфере предпринимательской деятельности.

Предметом исследования соответственно являются общественные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти, а также их должностными лицами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и индивидуальными предпринимателями в связи с административно-правовым регулированием в данной области.

Целью настоящей работы является исследование теоретических междисциплинарных и организационно-правовых основ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, в том числе административно-правового статуса юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализации ими в рамках своего статуса прав и обязанностей в отношениях с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование их предпринимательской деятельности в современных условиях рыночной экономики и свободы предпринимательства.

Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:

1. Исследование понятия  «административно-правовое регулирование  предпринимательской деятельности», выявление его видов, методов, средств  и форм осуществления.

2. Проведение исследования  административно-правового статуса  юридического лица и индивидуального предпринимателя как участников административных правоотношений.

3. Проведение исследования  соотношения норм административного, гражданского, а также ряда других  отраслей права в правовом  регулировании предпринимательской  деятельности.

4. Исследование компетенции  органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление  административно-правового регулирования  предпринимательской деятельности.

5. Изучение общих принципов  административно-правового регулирования  предпринимательской деятельности  в РФ.

6. Выявление пробелов  в сфере административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности юридических лиц.

При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, такие как исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения. В связи с особенностями исследуемых вопросов, многие положения рассматриваются на междисциплинарном уровне. Поэтому в настоящей работе используется ряд разработок общей теории государства и права, экономической теории, теории государственного управления, предпринимательского, гражданского и налогового права. При этом границы исследования определяются его общей административно-правовой направленностью. Работа выполнена на основе действующего административного и гражданского законодательства, а также иных нормативных правовых актов, как федеральных, так и субъектов РФ.

Несмотря на относительную разработанность темы, научная новизна данного исследования определяется тем, что оно является всесторонним, в нем на современном уровне подвергнут главным образом административно-правовому анализу комплекс общих и конкретных проблем, выражающих сущность, формы и содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изложенные в ней теоретические положения и выводы обобщают сформированный в этой области научный материал, посвященный административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности, а также осуществлен анализ действующего законодательства и даны определения многих понятий, используемых в этой области.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в обосновании положений, позволяющих сделать вывод о том, что в области правового регулирования предпринимательской деятельности как института гражданского права большое значение и вес имеет административное право, а, следовательно, и государственное управление в исследуемой сфере. Выводы, сделанные в настоящем исследовании могут быть использованы, в дальнейших научных разработках.

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами осуществленного научного исследования. Работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, перечень использованных нормативных актов и научной литературы, глоссарий и приложение.

 

Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

 

1.1 Юридическое лицо и  индивидуальный предприниматель  как субъекты предпринимательской  деятельности

 

Предпринимательская деятельность – по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.4

При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК5, то договоры займа, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счёта, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя.

Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический – постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (т.е. в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).

Третий признак – самостоятельность деятельности. В выборе средств предприниматель ограничен лишь своей фантазией и своими возможностями, а также, разумеется, законодательством.

Четвертый признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.

Предпринимательская деятельность в России регулируется Налоговым и Гражданским кодексом, а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. Например, ФЗ от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»6 регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день предпринимательство в РФ может осуществляться в одном из следующих видов7:

1. Индивидуальный предприниматель (осуществляющий свою деятельность  без образования юридического  лица)

2. Юридические лица, подразделяющиеся, в свою очередь, на:

1) Коммерческие организации:

а) Хозяйственные товарищества, существующие в формах

- Полного товарищества

- Товарищества на вере

б) Хозяйственные общества, а именно:

- Общества с ограниченной  ответственностью

- Общества с дополнительной  ответственностью

- Акционерные общества, а  именно:

~ Открытые акционерные  общества

~ Закрытые акционерные  общества

в) Производственные кооперативы

г) Унитарные предприятия, подразделяющиеся на:

- Государственные унитарные  предприятия

- Муниципальные унитарные  предприятия

2) Некоммерческие организации

Рассмотрим подробнее каждый из видов предпринимательства в РФ.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Физические лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 5 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" индивидуальные предприниматели в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, касающихся их персональных данных (фамилии, имени, отчества, гражданства, места жительства, паспортных данных и ряда других сведений) обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно жительства. При нарушении данного требования индивидуальный предприниматель привлекается к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ8.

Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, на свой счет и свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. Индивидуальный предприниматель несет личную полную ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае образования долга предприниматель расплачивается всем своим имуществом. При этом предприниматель может трудиться сам, а может привлекать дополнительную рабочую силу. Индивидуальный предприниматель может использовать в предпринимательской деятельности собственное имущество и по договору имущество других лиц. Он может взять деньги в займы, получить кредит у банков, других организаций или частных лиц.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно распределяет прибыль от своей деятельности, оставшуюся после уплаты налогов. В случае смерти предпринимателя его права и обязанности переходят к его наследникам-правопреемникам.

Индивидуальная предпринимательская деятельность прекращается по решению самого предпринимателя или суда. Суд вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя банкротом или нарушителем действующего законодательства. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О банкротстве»9 гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Согласно положениям статьи 214 Закона «О банкротстве» основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Из указанных норм следует, что для определения критериев платежеспособности индивидуальных предпринимателей суд должен сопоставить размер обязательств со стоимостью принадлежащего должнику имущества.

Например, Решением суда от 22.09.2010 по делу №А39-6831/200910 индивидуальный предприниматель (должник) признан несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Суд, принимая указанное решение, исходил из следующего.

Из отчёта временного управляющего о результатах проведения процедуры наблюдения и анализа финансового состояния должника установлено, что в составе имущества индивидуального предпринимателя имеются внеоборотные активы в виде основных средств: трех объектов недвижимости и земельного участка, оборотные активы отсутствуют, в том числе не имеется транспортных средств. В ходе процедуры наблюдения временным управляющим проведена оценка рыночной стоимости имущества должника.

Согласно отчету независимого оценщика об оценке рыночной стоимости недвижимости, принадлежащей должнику, рыночная стоимость имущества должника составляет 3880039 рублей, в том числе: задания администрации - 1334524 рублей, здания мебельного цеха (после пожара) - 37348 рублей, земельного участка - 743520 рублей, находящихся в залоге у Банка, а также здания сборочного цеха - 1764647 рублей. Согласно реестру требований кредиторская задолженность составляет 7323906 рублей. Из имеющихся материалов дела и отчета временного управляющего арбитражным судом также установлено отсутствие у должника возможности для восстановления платежеспособности.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о невозможности восстановления должником своей платёжеспособности. В связи с тем, что долги должника не были погашены, имелись признаки банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности не усматривалось, суд признал должника банкротом.

Вместе с тем, анализ судебной практики выявил отсутствие единообразия применения норм статьи 214 Закона «О банкротстве»11.

Так, в ряде судебных округов при вынесении судом решения о признании должника - индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) превышение задолженности над стоимостью имущества должника не имел значения при установлении наличия оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом. То есть индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным, если выявлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Превышение размера обязательств над стоимостью имущества не требуется.12'13

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица невозможно, т.к. конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

- юридическое лицо имеет  или может иметь имущество, обособленное  от имущества его участников;

- юридическое лицо обладает  самостоятельной волей, которая  может не совпадать с волей его отдельных участников;

- юридическое лицо вправе  совершать от своего имени  сделки, т.е. участвовать в имущественном  обороте;

- юридическое лицо несёт  самостоятельную ответственность  по своим обязательствам;

- юридическое лицо может  быть истцом и ответчиком в  суде;

- существование юридического  лица является, в принципе, бессрочным  и не зависит от состава  его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации14 содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества (товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного.

Наиболее значимым признаком юридического лица является возможность иметь гражданские права (т.е. права собственности и другие вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также другие имущественные права и связанные с ними личные неимущественные права) и нести обязанности (правоспособность).

Правоспособность юридического лица - коммерческой организации согласно Гражданскому кодексу не является специальной – за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом. Правоспособность юридического лица - коммерческой организации возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Юридическое лицо осуществляет правоспособность, т.е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами, иными правовыми актами и учредительными документами юридического лица.

Основными целями создания юридических лиц являются:

- обособление определенной  имущественной массы и включение  ее в

гражданский оборот (позволяет сконцентрировать в одних руках разрозненные капиталы, дающие в хозяйственной деятельности каждый в отдельности небольшой эффект; в результате централизации капиталов создается возможность решения крупных хозяйственных задач);

- ограничение предпринимательского  риска;

- оформление, осуществление  и защита коллективных законных  интересов различного рода как в имущественной, так и в нематериальной сфере.

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.

Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки.

Местом нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение:

- при налогообложении  данного юридического лица;

- при решении вопроса  о его резидентстве в целях валютно-экспортного регулирования;

- при разрешении судебных  споров и определении подсудности.

Так, например, ФАС Уральского округа отказал в удовлетворении требования о признании недействительным отказа в государственной регистрации. Как разъяснил суд, указание в заявлении о регистрации юридического лица при его создании и уставе общества заявителем произвольного адреса без достаточных оснований полагать, что данный адрес будет использоваться в качестве юридического адреса и адреса местонахождения исполнительного органа, не является достаточным основанием для признания таких сведений достоверными. Таким образом, данные сведения могут быть основанием для отказа в государственной регистрации (подп. "в" п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").15

Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности