Административно-правовые средства охраны общественного порядка

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
    НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

    КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 
 
Дипломная работа

     
    Тема: Административно-правовые средства охраны общественного

порядка

                 
                 
                 
                Выполнил: Кривенков  Руслан Владимирович, начальник отделения ОРЭД УГИБДД ГУВД по Нижегородской области слушатель 6 курса ФЗО гр. № 603.

                Научный руководитель:

                начальник кафедры

                административного права и

                административно-служебной

                деятельности  ОВД

                к.ю.н., подполковник милиции

                Фролов  Сергей Владимирович

 
Начальник кафедры общеправовых дисциплин

Н.В. Макарейко

Дата защиты « » 2010 г.

Оценка

                Подписи членов ГАК

 
Нижний Новгород 2010 г.

 

Содержание 

       Введение …………………………….……………………..………………3

       Глава 1. «Административно-правовые средства охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности»….....7

       1.Понятие общественного порядка и общественной безопасности, способы их охраны…………………………………………………………………7

       2. Правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности стимулирующего характера………..………..…..18

       3. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения правонарушений как средства ограничительного характера…………...…….23

       4. Меры административно-процессуального обеспечения как средство административного принуждения…………………………………..……………44

       5. Меры административной ответственности как средство охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности..…….…52

       Глава 2. «Правовые и  организационные  аспекты деятельности органов внутренних дел по охране общественного  порядка и обеспечению  общественной безопасности»………………………………………………….59

     1. Задачи, основы правового положения органов внутренних дел…….59

     2. Система, структура и задачи аппаратов и подразделений службы ООП.64

       Заключение ………………………………………………………..……..79

       Список  используемой литературы.……………………………………82 
 

Введение 

     Актуальность  данной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в России сегодня осуществляются радикальные перемены в социально-политической и экономической жизни государства, демократия всех сторон общества, возрастает активность граждан, во многом меняется представление о взаимоотношении между личностью и государством, о гарантиях обеспечения прав и свобод граждан, ставятся проблемные вопросы, требующие поиска путей их решения.

     Сейчас  на смену традиционному приоритету интересов общества и государства приходит концепция приоритета личности. В ст. 2 Конституции Российской Федерации1 закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

     В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»2 органы внутренних дел являются силами обеспечения безопасности в Российской Федерации, которые используются в своей деятельности специальные силы и средства и действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

     Одним из наиболее важных направлений деятельности органов внутренних дел России в  сфере обеспечения прав и свобод личности является охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности.

     При осуществлении охранительной функции  государством в условиях формирования в России гражданского общества необходимо создать благоприятные условия  для реализации личностью своих  прав, свобод и законных интересов.

     В системе мер по защите конституционных  прав граждан важное место принадлежит  органам внутренних дел, прежде всего  подразделениям милиции общественной безопасности, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан  от преступных и иных противоправных посягательств, осуществлять охрану общественного порядка в стране.

     Актуальность  проблемы охраны общественного порядка  и общественной безопасности обусловлена  также все большей распространенностью  административно наказуемых нарушений  общественного порядка. Например, на территории Городецкого района за 2008 год было совершено 53276 административных правонарушений из них 15369 административных правонарушений направленных против общественного порядка и общественной безопасности. Складывающаяся неблагоприятная обстановка, с охраной общественного порядка в стране настоятельно требует значительно укрепить взаимодействие органов внутренних дел с населением, обеспечить физическую защищенность граждан.

     Необходимым условием обеспечения общественного  порядка и безопасности является их четкое правовое регулирование, а также действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на предупреждение, пресечение нарушений данного порядка, привлечение к ответственности виновных лиц.

     Функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности действующее законодательство традиционно возлагает на органы внутренних дел, но определенными функциями и полномочиями в этой области наделяются также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В связи с этим представляется необходимым уточнение и четкое разграничение компетенции всех организующих субъектов в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, определение регламента их взаимодействия. Необходимо совершенствование законодательного разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также перечня вопросов местного значения и государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления в рассматриваемой сфере.

     С учетом существующих угроз общественному  порядку и общественной безопасности нуждаются в совершенствовании  правовые основы и практика применения административно-правовых средств  охраны и обеспечения этих общественных отношений.

     Общественный  порядок и общественная безопасность представляют собой важнейшие элементы системы национальной безопасности. Данные группы общественных отношений  наиболее уязвимы в условиях проведения массовых мероприятий, характеризующихся наличием объективно существующих угроз указанным отношениям, что обуславливает необходимость применения комплекса административно-правовых средств их обеспечения и охраны.

     Целью данной квалификационной работы является исследование административно-правовых средств охраны общественного порядка и общественной безопасности.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

       – рассмотреть понятие общественного порядка и общественной безопасности и их охраны;

       – раскрыть понятие и систему административно-правовых средств охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

       – описать меры административной ответственности как средство охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

       – рассмотреть основы правового положения органов внутренних дел;

       – охарактеризовать положение милиции общественной безопасности в системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

       – служба охраны общественного порядка;

       – другие подразделения милиции общественной безопасности;

       – силы служб охраны общественного порядка.

      Объектом  данного исследования являются общественные отношения в сфере общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а предметом – охрана общественного порядка и общественной безопасности.

      Теоретическую базу данного исследования составили: положения Конституции РФ, КоАП РФ, федерального законодательства, нормативно-правовые акты Правительства РФ и МВД РФ, регулирующие охрану общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности, литература по административному праву и административной деятельности органов внутренних дел, публикации периодических изданий по данной проблематике, а также статистические материалы административной деятельность ОВД в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

      Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и общественной безопасности 

  1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности, способы их охраны
 

     Проблема  охраны общественного порядка и  общественной безопасности имеет важное правовое значение. Выяснение содержания этого понятия позволяет правильно ответить на ряд других теоретических и практических вопросов (конструкция состава нарушений общественного порядка, объем и содержание объективных и субъективных сторон данных правонарушений).

     Правовую  основу российского законодательства, регламентирующего деятельность государства  по охране общественного порядка  и обеспечения общественной безопасности, составляют как внутригосударственное  нормативно правовые акты, так и  международно-правовые акты. К числу последних относятся: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г1.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. 2.

     Правовое  регулирование в сфере охраны общественного порядка осуществляется посредством внутригосударственных  законодательных и иных нормативных  актов, регулирующих общественный порядок, определяющих организацию и устанавливающих  обязанности, права органов внутренних дел, формы и методы их деятельности. То есть действующие правовые нормы в сфере общественного порядка, в зависимости от круга регулируемых ими отношений, можно разделить на две группы:

     1. Регулирующие поведение граждан, их прав и обязанности в сфере общественного порядка, устанавливающие ответственность за их нарушение (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1, Закон РФ «Об оружии»2, и др.)

     2. Определяющие задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц и общественных формирований по охране общественного порядка (Закон РФ «О милиции»3, Устав ППС4)

     Специфическими  особенностями правового регулирования  охраны общественного порядка является высокая степень нормативного опосредования компетенции органов внутренних дел процедуры реализации представленных полномочий, а также сложная структура нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность.

     Сущность общественного порядка составляют необходимые, присущие общественному порядку, объединенные воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций.

     Общественный  порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием.

     Под материальным содержанием понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

     Общественный  порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений – волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека и общественной воли. Волевые действия и поступки участников общественного порядка, в конечном счете, определены материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития.

     Правовое  содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное поведение людей в сфере общественного порядка. Правомерное поведение субъектов общественного порядка, реализация норм права в отношениях, складывающихся в сфере общественного порядка, и составляют его юридическое содержание.

     Правовые  нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

     В науке административного права  принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок. В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым).

     Общеюридическое определение общественного порядка  было предложено И.Н. Даньшиным: «Общественный порядок – это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».1

     Две основные концепции общественного  порядка в узком смысле в шестидесятые годы были представлены М.И. Еропкиным  и А.В. Серегиным.

     М.И. Еропкин определял общественный порядок как «обусловленную интересами всего ... народа ..., регулируемую нормами права, морали, правилами ... общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций».2

     А.В. Серегин характеризует общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».1

     Как видим, одно из основных различий в  понятии общественного порядка у этих исследователей состоит в том, что М.И. Еропкин, определяя круг отношений в данной сфере, выделяет в качестве основного критерия место их возникновения и развития (общественные места), а А.В. Серегин – содержание отношения. Следует также обратить внимание на тесную связь общественного порядка и общественной нравственности, подчеркнутую А.В. Серегиным.

     Некоторые исследователи считали, что в  понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова». 2 Аналогичной точки зрения придерживается и И.И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни». 3

     Наряду  с административистами и некоторые  представители науки уголовного права в общественный порядок в узком смысле включают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П.Ф. Гришаев считает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества.1

     Однако  если до принятия Уголовного кодекса 1996 г. высказывалась точка зрения, согласно которой общественный порядок имеет  своей составной частью общественную безопасность, то в настоящее время предлагается считать, что общественная безопасность охватывает общественный порядок. К примеру, А.В. Готовцев пишет, что если «общественный порядок – это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность – это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка».2

     Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.3 Мы абсолютно не согласны с таким подходом к пониманию общественного порядка, поскольку он противоречит общей теории права. По нашему мнению, под общественным порядком следует понимать урегулированные нормами права и морали общественные отношения в своей совокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.

     Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение, должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций и т.д.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (правил дорожного движения) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.

     Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает различную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности.

     Можно согласиться с С.С. Яценко, что  если общественный порядок воплощается  в создании обстановки общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, что обеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности.1 По мнению А.Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность – только с использованием правовых и технических норм.1 Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений.

     Под охраной общественного порядка  понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными  формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

     Общественный  порядок тесно связан с общественной безопасностью. Общественная безопасность является составной частью безопасности в целом, которая, в соответствии с Законом РФ «О безопасности», представляет состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Общественная безопасность представляет собой систему общественных отношений, возникновение, изменение, прекращение которых обусловлено источниками повышенной опасности, урегулированных специальными организационно-техническими правилами, в целях предотвращения и устранения угрозы для жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей среды и других объектов правовой охраны2.

     Общественная  безопасность связана с проявлением  негативных свойств источников повышенной опасности, которые могут наступить  при их неправильном использовании. Она включает в себя отношения  людей, связанные с соблюдением  правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, правил приобретения, хранения, транспортировки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов и др.).

     Не  смотря на широкое использование  указанных понятий в отечественном законодательстве и правовой доктрине, в юридической литературе до сих пор не выработано единого подхода к их определению. Анализ норм права и существующих точек зрения позволяет сделать вывод, что в наибольшей степени отвечает потребностям науки и практики рассмотрение общественного порядка как урегулированной нормами права и иными социальными нормами системы общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Общественная безопасность целесообразно рассматривать как урегулированную нормами права совокупность общественных отношений, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, их сообществ, общества в целом от угроз, создаваемых противоправными деяниями, эксплуатацией источников повышенной опасности, стихийными силами природы.

     Общественный  порядок и общественная безопасность представляют собой различные виды общественных отношений, между которыми существует тесная взаимосвязь: каждая из этих групп отношений является условием существования другой. Кроме того, содержание общественного порядка и общественной безопасности совпадает в той части, в которой соответствующие общественные отношения обеспечивают уважение чести и достоинства личности, общественное и личное спокойствие, относящиеся к числу жизненно важных интересов личности и общества. Это позволяет утверждать, что общественный порядок, как и общественная безопасность следует отнести к числу элементов, составляющих национальную безопасность Российской Федерации.

     Охрана  общественного порядка, обеспечение  личной безопасности граждан и общественной безопасности – это обусловленная  закономерностями развития демократического общества и правового государства, осуществляемая органами внутренних дел, другими государственными и общественными организациями при содействии граждан система организационных и правоохранительных мер, состоящих в организации правомерного поведения людей в общественных местах, дорожном движении и других сферах социальной жизни общества, в предупреждении и пресечении правонарушений, привлечении к ответственности за их совершение и направленных на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Административно-правовые средства охраны общественного порядка