Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Введение

 

 

В современном  Казахстане налоги - одно из основных противоречий между обществом и государственной  властью.  Мировой и собственный  опыт в решении налоговых проблем  в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики способствует экономическому развитию и повышению благосостояния общества. Поэтому проблемы налогообложения  во все времена были актуальными, а его изучение особенно интересно  и ценно для исследования современной  политической и экономической ситуации в Казахстан.

Основным  источником финансирования государственного бюджета являются налоги, сборы и  пошлины - из этих средств финансируются  республиканские и местные государственные  программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государственного аппарата. При  этом значение налогов в государственном  бюджете Республики Казахстан с  каждым годом возрастает, поскольку  в связи с прохождением этапа  приватизации государственной собственности  и снижением доходов бюджета  от продажи государственной собственности  главным источником бюджета становятся налоговые поступления.

В Республике Казахстан сформирована налоговая  система суверенного государства, способная оказывать воздействие  не только на передачу части дохода государству, но и на развитие предпринимательства  и социально-общественных институтов. Вместе с тем назрела необходимость  выработки нового подхода к определению  роли и значения налоговой системы  в условиях развития рыночных отношений. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно  влиять на экономические процессы. Построение целостностной справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Республики Казахстан на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования национальной экономики в мировую. Уже давно и много говорилось о том, что действующая налоговая система нуждается в реформировании, но споры возникали в отношении характера и направления этого реформирования.

Как полагает налоговые преступления для государства  с развитой рыночной экономикой - явление  типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в Казахстане идет процесс  становления современной налоговой  системы, налаживания работы органов, призванных контролировать поступления  налоговых средств в бюджет. Огромный вклад в рост налоговой преступности на заре становления суверенного Казахстана внесла общая нестабильность и разбалансированность экономических процессов, в первую очередь, кризис потребительского рынка, спад производства, прогрессирующий рост цен, усиление дифференциации доходов населения, падение жизненного уровня большинства граждан, сокращение расходов государства на социальные программы, увеличение уровня безработицы.

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в  виде умышленного либо не умышленного  действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного  вида общественных отношений, за которое  законодательством установлена  определенная ответственность, административного  либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния. Налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений. Существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений.Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача - объяснить человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение. В связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь,  в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением. Появляются новые формы экономических преступлений, которые затрагивают так или иначе налоговые отношения. Правонарушения в сфере экономики совершаются все более ухищренными, и сложными способами, усиливается развитие теневого, в том числе криминального, сектора экономики.

 Основной  причиной теневой экономической  активности являются недостатки  действующего правового режима. В стране пока не сложилась  должная налоговая культура. Налоги  подавляющим числом налогоплательщиков  рассматриваются не как долг  гражданина, а как досадная навязанная  обязанность. Однако исполнение  государством возложенных функций  по большому счету - это благо  для каждого. Следовательно, содержание  обществом государства - это долг  каждого налогоплательщика, и  задача общества добиться того, чтобы любой из них проникся  пониманием этого. До тех пор  пока не будет сформирована  и эффективно функционировать налоговая культура населения, борьба с налоговыми преступлениями должна вестись посредством всей мощи государственной власти. Последовательное совершенствование форм и методов борьбы с преступными посягательствами на охраняемую уголовным законом систему налогообложения, необходимость повышения эффективности использования уголовно-правовых средств определяет важность исследования широкого круга вопросов предупреждения, пресечения налоговых злоупотреблений и привлечения к уголовной ответственности за указанные преступления. Потребность в проведении исследования по данной проблематике обусловлена естественной диалектикой развития общества во всем своем многообразии, в том числе в области налоговых отношений, существенно изменившего регламентацию ответственности за налоговые преступления.

Актуальность  темы обусловлена понятием налогообложением, теоретической и практической значимостью  вопросов, связанных с применением  мер ответственности за налоговое  нарушение. И она подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве административной и уголовной ответственности.

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. сущность и принципы налогообложения;
  2. элементы, виды и функции налога;
  3. система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
  4. понятие налоговой структуры государства и ее система;
  5. административное и уголовное правонарушение.

Объектом  исследования являются административное и уголовное правонарушение в  области налогообложения.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются такие  философские методы исследования, как  общенаучный метод познания, а  также систематический, исторический и иные методы исследования.

Теоретическую основу исследования составили правовое учения о налогообложении, налоговой  структуры, административные правонарушение и налоговое преступление. 

При написании  дипломной работы были использованы работы ученых и авторефератов по налоговому, административному и  уголовному праву в частности, Алибекова С.Т,  А.И.Худякова,  Есенбаева М. Брызгалина А. В. , Мусина К. А., Барулина С.В.,  Елимбекова С.К, Ибраева К.Т., Конрада Р., Сидоренко Т.В. ,  Джакишева Е.Е, Бейсенова Б.М., Логина О.И., Кирилина В.Е., Кадырбекова Б., Юткина Т. Ф., Бобоева М.Р., Мамбеталиева Н. Т.,и т. д.

Нормативную базу исследования составили, административное и  уголовное законодательство, а  также законодательство и подзаконные  акты иных отраслей права. В ходе исследования автором были использованы работы отечественных  и зарубежных ученых по теории права.

Научная новизна  дипломной работы заключается в том, что она представляет собой первое комплексное понятие налогообложение, раскрытие налоговой структуры, исследование административной, уголовной,  криминологических проблем налоговых преступлений на новом этапе развития казахстанского общества. Новизна исследования определяется сделанным автором выводом о том, что ныне действующий Налоговый кодекс Республики Казахстана, несмотря на его отдельные недостатки, в целом соответствует современному этапу развития экономики страны. Таким образом, нет глубинного противоречия между потребностями макроэкономики страны и действующей системой налогообложения, т.е. отсутствуют фундаментальные условия.

1 Понятия,  принципы, элементы, виды и функции  налогообложения

 

 

1.1 Сущность  и принципы налогообложения

 

 

Любому государству  для приобретения подлинной независимости  и самостоятельности необходима, прежде всего, крепкая и стабильная финансовая база. В условиях рыночной экономики, как показывает опыт развитых стран, главной финансовой основой  государства является налоговые  поступления в государственный  бюджет от населения и хозяйствующих  субъектов.

Налоги являются не только источником формирования финансовой базы государства, но и мощным инструментом государственного регулирования экономики. Налоги воздействуют на ход воспроизводственного процесса и выступают важным фактором обеспечения экономического роста. Налоги существуют столько, сколько  существует государства. Они возникают  с появлением государства и являются основной его существования. В современной  экономической литературе выделятся  четыре основных этапа развития налогообложения.

Первый этап развития налогообложения характеризуется  неорганизованностью и случайным  характером этого процесса. К данному  этапу можно отнести налогообложение, существующее в древнем мире и  в средние века. Наиболее наглядно развитие налогообложения в древнем  мире характеризуется процессом  налогообложения в Римской империи. Налоги на данном этапе развития имели  бессистемный характер и существовали в основном в натуральной форме. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений налоги начали принимать  денежную форму.

Второй этап охватывает период с конца XVII века до последней трети XVIII века. В этот период развития общества налоги превращаются уже в основной источник доходов государственных бюджетов многих стран. Налогообложение приобретает определенную системность: появляются системы прямых и косвенных налогов. Налоги в этот период становятся важным элементом существования многих европейских государств и система организации налогообложения требует необходимости научного осмысления ее дальнейшего развития.

На третьем  этапе развиваются различные  научные теории, касающиеся проблем  налогообложения. Основоположником теории налогообложения заслуженно считается  известный шотландский экономист  А. Смит (1723-1790г.), который в 1776 году выпускает  свою книгу «Исследование о природе  и причинах богатства народов». Именно он является автором известных ныне  финансовой науке четырех классических принципов: определенности, справедливости, удобства и дешевизны (экономии) налогообложения. На этом этапе развития налогообложения проводятся налоговые реформы в большинстве государств,   основные   положения которых имели научное обоснование.

По мнению Алибекова С. Т.,  современный этап развития налогообложения характеризуется болееконкретным теоретическим обоснованием его различных аспектов. Получают признание во многих государствах кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская теории налогообложения. Налоги становятся не только основным источником пополнения доходов бюджетов, но и превращаются в один из мощных регуляторов социально-экономических процессов [1; 7].

В своей научной  статьеЕсенбаев М. выделил, что после распада СССР в Республике Казахстан начинается процесс формирования собственной налоговой системы, учитывающей рыночный механизм развития экономики. Налогообложение в Казахстане претерпевает глубокие реформы. Первый закон «О налоговой системе Республики Казахстан» был принят 24 декабря 1991года. Период введения данного закона характеризуется разрывом прежних связей, обусловленным развалом СССР, образованием нового суверенного государства, глубоким кризисом экономики, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не имея, собственного опыта в создании законодательных  актов и ввиду недостаточности  исследований в области зарубежного  опыта налогообложения Казахстан  в основном, использовал в своей  налоговой политике опыт соседних государств и, прежде всего Российской Федерации. Между тем само государственное  устройство в наших странах предполагало определенную разницу в основах  построения налоговых систем. В результате слепого копирования чужого опыта  в Казахстане была построена трехзвенная  налоговая система, присущая федеративному  государству. Она включала в себя три группы налогов: общегосударственные, общеобязательные местные налоги и  сборы, местные налоги и сборы [2; 18].

Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных. 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества  платежей, расчетной базой для  которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот (только к  одному налогу на прибыль применялось 9 ставок и насчитывалось около 30 льгот) сделало налоговую систему  практически неуправляемой и  совершенно неэффективной.

Работа над  усовершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992г. В комитете Верховного Совета Республики Казахстан по финансам и  бюджету была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в  которой выделялись следующие два  этапа ее проведения в республике:

1) первый  этап (1994-1995 гг.) - разработка и введение  в действие базиса новой налоговой  системы Налогового кодекса; 

2) второй  этап (1996-1998 гг.) - завершение создания  налоговой системы, отвечающей  требованиям рыночной экономики. 

В соответствии с разработанной концепцией был  принят Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г., который был введен в действие с 1 июля 1995г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др.

В соответствии с принятыми правовыми нормами, на территории республики Кадырбеков Б. выделил, что функционировало 11 видов налогов и сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы [3; 15].

По мнению Есенбаева М., современная система налогообложения в Казахстане регулируется посредством Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 12 июня 2001 г и введенного в действие с 1 января 2002г.  На сегодняшний день в действующее законодательство вносились изменения и дополнения девять раз и на 2005 год закон действует с поправками от 29 декабря 2003г. Так, в Казахстане, действует девять видов налогов, тринадцать видов сборов, девять видов плат, таможенные платежи (четыре) и государственная пошлина [2; 17].

Таким образом, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его  деятельности. Денежные средства, собранные  посредством налогов, поступают  в бюджет или другие денежные фонды  государства. И они расходуются  на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату  заработной платы работникам бюджетной  сферы. Недостаточность средств, собранных  посредством налогов, неэффективность  налоговой системы, массовое уклонение  от уплаты налогов - сразу же сказывается  на «самочувствии» государства.

Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем  порядке обязательные денежные платежи  в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный  характер [4].

По мнению Брызгалина А. В., налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Особенность понятия налога заключается в  том, что оно одновременно экономическое, хозяйственное, правовое  и политическое явление реальной жизни [5; 5].

Брызгалин А. В. пишет, что следует различать понятие налога как экономической категории, и понятие налога как финансово-правовой категории.

При рассмотрении налога как экономической  категории  выделяют:

1) экономический  аспект, где налог представляет  собой объективно существующие  экономические отношения, в рамках  которых происходит перемещение  части стоимости в денежном выражении от одного субъекта к другому субъекту на безвозвратной, безвозмездной основе;

2) материальный  аспект, где налог выступает как  денежный платеж. 

При рассмотрении налога как финансово-правовой категории также выделяют два  аспекта:

1) финансово-правовой  аспект, где налог представляет  собой совокупность налоговых  правоотношений, посредством которых  происходит изъятие части собственности  в денежном выражении субъектов  в собственность государства

2) материальный аспект, где налог  выступает как обязательный денежный  платеж в бюджет государства,  размер и сроки уплаты которого  определены налоговым законом.   

Налог как экономическая категория  трансформируется в налог как  финансово-правовую категорию тогда, когда государство, монополизируя  экономические налоговые отношения,  оставляет за собой право налогообложения,  признавая налог источником формирования своих доходов.

При этом государство является обязательным субъектом только налоговых правоотношений, налоговые экономические отношения  могут существовать и без участия  государства. 

Налог как  финансово-правовая категория обладает следующими признаками.

  1. Налог – это всегда установление государства. Налог это одно из проявлений суверенитета государства. Никто кроме государства не вправе устанавливать, вводить и взимать налоги. Правом установления налога обладают лишь высшие представительные органы. Согласно Конституции Республики Казахстан  правом установления налогов обладает Парламент Республики Казахстан, в некоторых случаях Президент Республики Казахстан. Поскольку это установление государства, то оно возможно только в правовой форме.
  2. Налог – это одностороннее установление государства. Вопросы налогообложения никогда не согласовываются с налогоплательщиком, никогда не выносятся на референдум.
  3. Налог – это отчуждение части собственности физических и юридических лиц в собственность государства. При налогообложении происходит смена форм собственности, т.е. часть собственности физических и юридических лиц в денежном выражении  переходит в собственность государства. Всякий налог является  нарушением права  собственности.
  4. Налог – это всегда принудительное взимание денег. Момент принуждения  присутствует как  при  возникновении налогового правоотношения, так и при исполнении налогового обязательства.
  5. Налог – это правомерное изъятие денег. Несмотря на принудительный характер налогообложения, государство становится их собственником на легитимных основаниях. Налог устанавливается путем принятия нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой.
  6. Налог – это обязательный платеж. Поскольку каждый обязан принимать участие в расходах государства, то никто не освобождается  от уплаты налога, если это не предусмотрено налоговым законом.
  7. Налог – это всегда денежный платеж.
  8. Налог – это безвозвратное взимание денег, т.е. деньги не будут возвращены налогоплательщику ни в каком будущем.
  9. Налог – это безэквивалентный платеж. Налог не является платой за какие-либо товары или услуги, а выступает безвозмездным платежом.  Налог есть плата за цивилизацию. При налогообложении порождаются  стабильные налоговые правоотношения, характеризующиеся  регулярностью, равномерностью, устойчивостью.

10. Налог – обязательный денежный  платеж, поступающий в бюджет  государства. Наряду с налогами  как обязательными платежами  существуют и другие обязательные  платежи, как-то: сборы, пошлины,  иные платежи. 

В литературе даются следующие определения  сбора, пошлины, иных платежей.

Сбор – обязательный платеж, взимаемый  государством за право участия, пользования  чем-либо или  за право осуществления той или иной деятельности.

Пошлина – обязательный платеж, взимаемый  государством за совершение  юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

Различают государственную и таможенную пошлины.

Иные платежи – обязательные платежи, взимаемые государством за право использования, принадлежащих  государству природных  ресурсов [5; 9]. 

В Республике Казахстан действуют как  налоги, так и  другие  обязательные платежи в бюджет.

П.п. 10. п.1.ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан  определяет и другие обязательные платежи  следующим образом: «другие обязательные платежи  - обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определенных размерах».

Вместе с  тем, Налоговый кодекс дает определение  государственной пошлины. Однако определения  сборов, плат, платежей в Налоговом  кодексе отсутствуют. Так, согласно статье 493 Налогового кодекса  государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий  и (или) выдачу  документов уполномоченными на то государственными органами или должностными  лицами [4].

Брызгалин А. В. отмечал, что налоги отличаются от и других платежей, тем, что налоги представляют собой систематические платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц  без предоставления встречного удовлетворения. Другие платежи взимаются за предоставление каких-либо услуг, прав. При этом они не являются ценой услуги, но уплачиваются в связи с услугой [5; 10].

Само по себе наличие установленного налога еще  не решает проблему наличия у государства  денег, собранных посредством этого  налога. Для того чтобы эти деньги были, надо налог собрать либо принудительно, либо заставить налогоплательщика  уплатить его самостоятельно, либо заставит налогоплательщика уплатить его самостоятельно.

Установление  налога как юридического факта, лежащего на основе обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение».

Налогообложение включает в себя, во-первых, установление налогов как одностороннего, безэквивалентного, безвозвратного и принудительного платежа в пользу государства, во-вторых, ведение их в действие, в третьих, сбор этих налогов. Налоги устанавливает государство, оно же производит их удержание либо устанавливает порядок самостоятельной уплаты налога плательщиком, контролируя исполнение этого порядка. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога государство, в-четвертых, осуществляет принудительное его взыскание.

Таким образом, налогообложение – это деятельность государства по установлению и введение налогов, обеспечению их уплаты или  взимания.

Различают теоретические  и законодательные принципы налогообложения.

В учебной  литературе в качестве теоретических  принципов налогообложения приводятся принципы, сформулированные А. Смитом и А. Вагнером.

Впервые принципы (правила) налогообложения  были сформулированы А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). К ним относятся:

  1. Правило хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика. А. Смит рассматривал данное правило как основополагающее правило по отношению к другим.
  2. Правило равномерности. Каждый должен участвовать в покрытии расходов государства  соразмерно полученному им на законных основаниях доходу.

 

 Соблюдение этого  правила, по мнению А. Смита, приводит к  равенству налогообложения, пренебрежение  – к неравенству.

3. Правило  определенности. Налогообложение должно  быть простым и четко определенным, не допускать двойного толкования.  Неопределенность налогообложения создает условия для  злоупотребления властью со стороны сборщиков налога.

4. Правило  удобства. Каждый налог должен  взиматься  в то время и тем способом, когда плательщику должно быть удобнее всего уплатить его.

  1. Правило экономности. Административные издержки должны быть минимальными.

Иногда правила  налогообложения, сформулированные А. Смитом, называют Декларацией  прав плательщиков. Эти правила  призваны защищать интерес налогоплательщиков и отвечать интересам государства [6; 588-600]. 

А. Вагнер разработал 9 основных правил обложения, которые  разбил на 4 группы:

Первая группа. Финансовые правила организации  обложения: эластичность обложения, достаточность  обложения.

Вторая группа. Народнохозяйственные правила: правильная комбинация различных налогов, надлежащий выбор источника обложения.

Третья группа. Этические правила: всеобщность  обложения, равномерность обложения.

Четвертая группа. Административно-технические правила: определенность обложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек взимания.

Главными  принципами налогообложения являются равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени  убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в  том, что порядок налогообложения  устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство  так же определяет меры взыскания  за невыполнение данного закона.

Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК