Административно-правовое регулирование в области внутренних дел

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ    ДЕЛ…… 9

 

1.1. Понятие и сущность государственного  управления внутренними делами……. 9

1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15

1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25

1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29

 

ГЛАВА 2.  ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37

 

2.1. Полиция в системе органов  внутренних дел Российской  Федерации…………. 37

2.2. Государственная     инспекция     безопасности     дорожного     движения

Министерства  внутренних дел  Российской Федерации…………………………….. 44

2.3. Внутренние войска в системе  Министерства внутренних дел  Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70

 

 

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВЦИОМ -    Всероссийский центр изучения общественного мнения

ГИБДД -  Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГИБДД МВД РФ -  Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция)

Главкомат -   Главное командование

ГОВД -    Городской отдел внутренних дел

ГУ МВД РФ  -  Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации

ГУВД -    Главное управление внутренних дел

ДОБДД -                        Департамент обеспечения безопасности дорожного движения

ДТП -              Дорожно-транспортное происшествие

КоАП РФ  -   Кодекс РФ об административных правонарушениях

МВД РФ  -  Министерство внутренних дел

МЧС -    Министерство по чрезвычайным ситуациям

НАТО -  Международная Организация Североатлантического договора

НКВД -    Народный Комиссариат Внутренних Дел

ОВД -    Отдел внутренних дел

ОМОН -    Отряд мобильный особого назначения

ОП -     Отделение полиции

ПРО -    Противоракетная оборона

РОВД -    Районный отдел внутренних дел

РУБОП -  Районное управление по борьбе с организованной преступностью

СНГ -    Содружество Независимых Государств

СОБР -    Специальные отряды быстрого реагирования

США -    Соединенные штаты Америки

УВД -    Управление внутренних дел

ФЗ -     Федеральный закон

ФСБ -    Федеральная служба безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы обусловлена насущными проблемами, возникающими в переходный период реформы  МВД. Президент России Д.А. Медведев в своем Указе от 24 декабря 2009 года обозначил задачи по формированию критериев оценки деятельности полиции  в РФ «формирование научно обоснованной системы оценки деятельности органов  внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации  процессов управления и внедрения  современных технологий».  Всякое дело нуждается в оценке, тем более такое важное направление государственной деятельности как правоохранительная деятельность. Органы правопорядка, как и вся система исполнительной власти, в своей деятельности, подлежит объективной оценки и контролю со стороны государства и общества. В настоящий момент положение о оценке деятельности, контроле (надзоре) за органами внутренних дел осуществляет государство, государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.  Перечисленные органы имеют множество прямых и непосредственных обязанностей, контроль за деятельностью органов внутренних дел для них факультативный и по этой причине слабо выполнимый. В настоящее время деятельность ОВД получает оценку и контроль, главным образом со стороны своей ведомственной структуры. Также законом предусмотрены возможности общественного контроля и контроля со стороны органов исполнительной и судебной властей. Контроль понятие общее, включающее в себя оценку,  механизм его в целом в достаточной степени отработан в ведомственной структуре МВД РФ. Что же касается оценочной деятельности, существует ряд существенных недостатков и упущений в практике оценивания деятельности полиции на сегодняшний день.

В течение последних лет  произошли принципиальные изменения  в характере и содержании деятельности ГИБДД (Госавтоинспекции) органов внутренних дел, активизировалась работа по совершенствованию  организационно-штатной структуры  подразделений ГИБДД органов внутренних дел. Преобразования сопровождаются глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовой базы – принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» свидетельствует о качественно новом этапе реформирования правоохранительных органов.

В настоящее время  на передний план выходит завершение структурной перестройки территориальных  органов МВД России, которая должна решить проблемы неэффективного управления и несовершенства организационных структур.

Применительно к подразделениям Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам  и иным муниципальным образованиям необходимость совершенствования  их административного статуса на сегодняшний момент является принципиальной в свете реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Административно-правовые преобразования предполагают повышение ответственности и эффективности функционирования подразделений ГИБДД органов внутренних дел, а также поиск новых подходов (в том числе административно-правовых, организационно-управленческих, методических, тактических) к обеспечению эффективной реализации поставленных задач.

Внутренние войска МВД  России входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации  и являются специфическим видом  войск, включенных в общую систему  вооруженной защиты государства. Они  предназначены для силовой защиты безопасности государства и прав его граждан и действуют исключительно  на территории Российской Федерации, в  отличие от Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. В сферу деятельности внутренних войск входят функции  по обеспечению безопасности населения  от преступных и иных противоправных посягательств. Они принимают участие  в охране общественного порядка на улицах и других территориях городов и населенных пунктов субъектов Российской Федерации, в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции, в территориальной обороне Российской Федерации. Под охраной внутренних войск находятся важные государственные объекты, в том числе предприятия ядерной энергетики.

Внутренние войска МВД  России выполняют свои самостоятельные  задачи в форме боевой службы, боевых действий.

На совершенствование  управления внутренними войсками, их взаимодействия с органами внутренних дел, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач  в области обороны и безопасности направлен Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 627 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. на 30 сентября 2011 года).

3 августа 2009 г. Указом  Президента Российской Федерации  утвержден Устав внутренних войск  Министерства внутренних дел  Российской Федерации.

Перспективы дальнейшего  развития правового обеспечения  деятельности внутренних войск заложены в Концепции правового обеспечения внутренних войск МВД России на период до 2015 года.

В целях дальнейшего совершенствования  нормативно-правового обеспечения  деятельности внутренних войск МВД  России и в соответствии с решением специального совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 8 апреля 2009 г., утвержденным Президентом Российской Федерации 1 мая 2009 г., планируется до декабря 2015 года разработать проект указа Президента Российской Федерации об утверждении состава, численности, структуры и дислокации внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Наличие указанных проблем  обусловливает актуальность темы выпускной  квалификационной работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  по поводу административно-правового  регулирования в области внутренних дел.

Предметом исследования является законодательство Российской Федерации  в области внутренних дел и  практика его применения.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений  по совершенствованию механизма  государственного управления в области  внутренних дел.

В соответствии с указанной  целью ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
  • проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
  • выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
  • выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации, акты Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Тема дипломной работы, ее теоретическая часть, широко изучена  ведущими юристами современности, такими как: Алехин А. Л., Бахрах Д. Н., Козлов Ю. М., Попов Л. Л. и других ученых.

Методологическую основу исследования составляют сравнительно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой методы, метод системного анализа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В  ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

1.1. Понятие и сущность  государственного управления внутренними делами

 

Государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса1.

В теории государственного управления существуют три основных подхода  к формулированию основных принципов  государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми  ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан. Для того, чтобы  воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной  бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими  затратами или, как вариант, как  получить максимальный результат при  заданных затратах. Характерным признаком  данного подхода является использование  понятия «государственный менеджмент»  в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных  служащих сформулированным заранее  принципам:

  • следования принципу верховенства права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Управление в области  внутренних дел как отрасль государственного управления возникло в России в 1802 г. при Александре I2. Тогда для совершенствования системы государственного управления под руководством М.М. Сперанского было создано восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел, которое через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Кроме того, оно ведало промышленностью, торговлей, дорогами, почтой, медицинскими учреждениями, полицией, местами заключения, заботилось о развитии «добрых нравов». Первому министру внутренних дел В.П. Кочубею вменялось в обязанность «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве Империи»3.

На протяжении двух веков  термин «внутренние дела» традиционно  сохранялся, хотя содержание этой области  государственной деятельности исторически  менялось. После Октябрьской революции 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД, затем МВД) занимался строительством советской власти и многими другими  внутренними делами, оставаясь вплоть до 60-х гг. XX в. на базе труда заключенных  самым крупным промышленным и  строительным министерством.

В современных условиях в  соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, организации государственной  власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового  регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, полиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.

В общем виде к объектам управления в области внутренних дел относятся: личность – ее права  и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство  – его конституционный строй, суверенитет и территориальная  целостность.

Область внутренних дел государства  включает в себя различные группы общественных отношений, связанные  с: защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства  от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и  пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств; выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания; осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечением безопасности дорожного движения; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности; проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России; охраной имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и их транзита через территорию России; осуществлением миграционной политики.

Возникающие в процессе названной  деятельности общественные отношения  по своей сути относительно близки, похожи, родственны и поэтому объединены в одну область внутренних дел.

Следовательно, сущность управления в области внутренних дел и  его специфика состоит в том, что оно не только представляет собой  целенаправленную организующую деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение  общественного порядка и общественной безопасности.

Содержание управления в  области внутренних дел обусловливается  характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т.е. специфика объекта  определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший  по сравнению с другими сферами  управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма  и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава)4.

Содержание управления раскрывают его функции:

а) общие – информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, оценка эффективности;

б) специальные, или основные – административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное  следствие), профилактическая;

в) обеспечивающие – кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и др.

Основным субъектом управления внутренними делами является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти5.

Общее руководство в области  внутренних дел осуществляет Президент  РФ, издающий указы по вопросам, относящимся  к этой сфере. Так, его указами  утверждены Положения о МВД России, о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Конституционные полномочия Президента включают назначение на должность федерального министра внутренних дел и освобождение его от должности по представлению  Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение Главнокомандующего внутренними войсками, других высших должностных лиц органов внутренних дел (по представлению министра).

Непосредственное выполнение функций по обеспечению общественного  порядка и безопасности осуществляют органы исполнительной власти. Их можно  разделить на пять групп.

1. Правительство РФ, правительства  (советы министров или администрация)  субъектов Федерации. Эти органы  общей компетенции осуществляют  общее руководство и обеспечивают  координацию всей государственной  системы обеспечения общественного  порядка и безопасности в пределах своей компетенции.

2. Федеральные органы  исполнительной власти, которые  наряду со своими основными  функциями выполняют большой  объем работы по обеспечению  общественного порядка и безопасности  в пределах полномочий своих  предприятий, учреждений и организаций (Министерство транспорта, Министерство здравоохранения и социального развития).

3. Государственные органы  исполнительной власти России, которые  называют «силовыми», например Министерство обороны.

4. Правоохранительные органы, в объеме полномочий которых  обеспечение общественного порядка  и безопасности занимает значительное  место. К ним относятся органы  прокуратуры, юстиции, Федеральной  службы безопасности, таможенные органы и ряд др.

5. Государственные органы, специально созданные для обеспечения  общественного порядка и безопасности. К ним относятся: органы внутренних  дел (полиция) и внутренние войска МВД России, органы Федеральной миграционной службы России, а также подразделения МЧС России, к полномочиям которого относится, в частности, обеспечение пожарной безопасности, органы Госнаркоконтроля России.

К государственной системе  тесно примыкает и такое важнейшее  низовое звено обеспечения общественного  порядка и безопасности, как органы местного самоуправления, призванные выполнять в соответствии с федеральным  законодательством и законодательством  субъектов Федерации на территории муниципального образования функции  охраны прав и свобод граждан, обеспечения  соблюдения законов, актов вышестоящих  органов государственной власти, осуществлять контроль за исполнением  их решений организациями и гражданами.

Государственная система  обеспечения общественного порядка  и безопасности не может успешно  функционировать без помощи и  содействия общественных объединений  и граждан, на добровольной основе участвующих  в реализации этой важнейшей государственной  функции6.

Государственное управление подразделяется на управление сферами  и отраслями. В управление сферами  входят вопросы общего, подведомственного  характера (финансы, кредит, учет, статистика и т.д.). К управлению в отраслях относятся вопросы организации и деятельности однородных, объективно связанных между собой предприятий, учреждений, организаций и других объектов, функционирующих в той или иной области социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности государства.

Самостоятельной отраслью управления в области социально-политической деятельности является управление внутренними  делами. Оно, так же как и управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления внутренними делами являются органы государства и их должностные  лица, наделенные соответствующими полномочиями, а также общественные формирования и граждане, участвующие в охране общественного порядка. Объектами  управления в отрасли являются граждане, группы, коллективы людей, государственные  органы и их служащие, предприятия, учреждения, организации.

 

1.2. Система органов внутренних  дел

 

В соответствии с Конституцией РФ существуют, в принципе, четыре различные  системы государственных органов  исполнительной власти:

  • единая система органов исполнительной власти Федерации и субъектов по вопросам, указанным в части 2 статьи 77 Конституции РФ. При этом стоит упомянуть, что в теории и еще меньше в законодательстве с трудом можно найти ясную концепцию структурных элементов данной «единой системы»;7
  • федеральная система с собственной федеральной подструктурой8 в смысле части 1 статьи 78 Конституции РФ, в том случае, когда федеральный орган исполнительной власти пользуется предусмотренной в данной статье возможностью создавать собственные территориальные органы;
  • федеральные высшие органы исполнительной власти без подчиненных им органов исполнительной власти субъектов (в смысле единой системы, указанной в части 2 статьи 77 Конституции) и без собственной подсистемы, где таковая не нужна9;
  • система исполнительной власти субъектов Федерации в рамках собственной компетенции субъектов РФ (статья 73 Конституции РФ), а  также по переданным субъектам РФ совместным полномочиям (ст. 72 Конституции).

Нам хотелось бы посмотреть на существующую систему органов  исполнительной власти Федерации и  субъектов РФ для того, чтобы понять, в какой степени, составляющие ее ведомственные (функциональные) структуры, позволяют отнести себя к вышеназванным «идеальным типам». В качестве примера мы используем систему органов внутренних дел. При этом, нам очевидно, что в других сферах управления существуют другие иерархические системы, которые построены на иных принципах. В ситуации с органами внутренних дел, являющимися «классическими» органами управления, мы предполагаем строгую иерархию в зависимости от функциональной необходимости, а также повсеместного распределения органов управления и, соответственно, выбора варианта «интегрированной системы государственных органов Федерации и субъектов РФ» в смысле части 2 статьи 77 Конституции РФ. Таким образом, нам бы хотелось рассмотреть систему органов внутренних дел с точки зрения их общей структуры, задач и полномочий10, процедуры назначений на должности, контроля и финансирования.

МВД РФ подведомственно Президенту РФ и осуществляет свою деятельность11 непосредственно и (или) через входящие в его систему:

  • главные управления МВД России по федеральным округам;
  • министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 1 п.3 Типового положения12 МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется Министерству внутренних дел РФ.

Ниже данного уровня находятся  территориальные подразделения  органов внутренних дел, в частности, отделы внутренних дел районов, городов  и районов в городах, а также  иные подразделения и организации.

Помимо классических органов  внутренних дел существуют также  и различающиеся по функциональному  принципу «особые органы», которые  наделены полномочиями по обеспечению  безопасности в определенных сферах, а также особыми функциями  в рамках органов внутренних дел.  К таковым, в частности, относятся:

  • управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
  • окружные управления материально-технического и военного снабжения;
  • органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом;
  • иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Административно-правовое регулирование в области внутренних дел