Административно-правовой статус особых экономических зон

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра административного и финансового  права 
 

              Допустить к защите в ГАК 

              «___»____________2012 г.

              Научный руководитель

              Доктор юридических наук, профессор

              Лупарев        Евгений        Борисович 
               
               

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

     Административно-правовой статус особых экономических  зон 
 
 
 
 

Работу  выполнил                                               Кривобоков Михаил Викторович

 

Курс 5 группа 6 (ОФО)               факультет                                      юридический

 

Специальность                                                                 030501   юриспруденция

 

Нормоконтролер                                                    Лупарев  Евгений Борисович

 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар 2012 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1. Особые экономические зоны как форма территориального государственного  управления…………...............................................7

     1.1  Экономико-правовая природа  особых экономических зон………..….7

     1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19

2. Правовые вопросы  функционирования особых экономических зон в РФ..............................................................................30

     2.1. Порядок учреждения особых экономических  зон в РФ……….….….30

     2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42

Заключение  ………………………………………………………………….…56

Список  использованных источников …………...…………............60

Приложение 1.

 

Введение

       Заметную  и важную роль со второй половины XX века стал занимать такой инструмент воздействия на экономику различных стран как особая экономическая зона. Это экономическое явление способствует развитию динамики международного товарооборота, привлечения инвестиций, апробации новых методов менеджмента, обмену технологиями, информацией. И этот перечень не исчерпывающий, он будет дополняться в зависимости от экономического менталитета и потребности того или иного государства.

       В соответствии с международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973), под свободной  зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются  как объекты, находящиеся  за пределами  национальной таможенной территории, и поэтому с них не взимается  стандартный налог1. Можно сказать, что особая экономическая зона -  это территория с иным правовым статусом, режимом по сравнению с другими территориями в сфере таможенных, налоговых, хозяйственных отношений.

       Мировая практика показывает, что различного рода экономические зоны (независимо от того, как их называют – свободные  экономические зоны, особые экономические  зоны, зоны свободной торговли или  как-то иначе) способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие страны в целом или отдельных  направлений экономической деятельности2. Российская Федерация не является исключением из данного механизма экономического развития.

       Актуальность выбранной дипломной работы заключается в том, что особые экономические зоны могут потенциально понести в себе позитивный эффект в выходе России на лидирующие позиции на международной арене посредством развития стабильной, независимой, конкурентоспособной, мощной экономики как необходимой основы.  Крепкая экономическая система любой страны - это залог успешности. Проблематика административно-правого статуса особых экономических зон также заключается в следующем:

- вместе  с Федеральным законом РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых  экономических зонах в РФ»,  который упорядочил создание  и функционирование  особых экономических  зон, за 7 лет было принято более  250 разъясняющих и уточняющих  нормативных  актов; 

- до  сих пор не принята единая  Концепция развития особых экономических  зон в России, которая позволила  бы определить направления развития  экономики исходя из современных реалий и избежать повторения ошибок, которые были допущены при создании зон в 1990-е гг.;

- с подписанием  3 ноября 2010 года Президентом Российской  Федерации  Федерального закона  «О присоединении Российской  Федерации к Международной конвенции  об упрощении и гармонизации  таможенных процедур» от 18 мая  1973 года в редакции Протокола  о внесении изменений в Международную  конвенцию об упрощении и гармонизации  таможенных процедур от 26 июня 1999 года (№ 279-ФЗ) в правовом развитии  Россия вышла на новый уровень,  что требует обобщения;

- интеграции  России в мировую экономику  путем присоединения во Всемирную  торговую организацию; 

- создании  Таможенного союза(Россия, Белоруссия, Казахстан);

- в экономике  сохранена ресурсная зависимость, в частности, от нефти и газа;

- в истории  России особые экономические  зоны имеют как положительные,  так и отрицательные результаты, причем до конца непонятен  и социально-экономический эффект  от их функционирования, в связи  с чем полемика в научном  мире об их роли продолжается  и в наши дни. 

       Информационный  материал об особых экономических зонах нам известен  из трудов  правоведов и экономистов: Е.Ф. Авдокушина, Я.С. Друзика, Т.П. Данько, Т.И. Дейч, С.А. Рыбакова, Н.А. Орлова, П.В. Павлова, С.П. Приходько, Н.В. Воловик, В.В. Ушакова, Н.В. Смородинской и другие.

       Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Для достижения целей необходимо решение следующих  задач:

- определить  экономико-социальную сущность особых  экономических зон;

- дифференцировать  виды особых экономических зон;

- рассмотреть  наиболее важные аспекты в  функционировании особых экономических  зон в зарубежных странах;

- обобщить  мировой опыт по регламентации  особых экономических зон;

- рассмотреть  наиболее важные проблемы в  деятельности особых экономических  зонах  Российской Федерации.

       Объектом  исследования являются урегулированные нормами национального права отношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием особых экономических зон, а также их государственным управлением.

В соответствии с поставленной целью и объектом структура нашей работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

       Использованные  источники для написания дипломной работы, можно разбить на группы:

1.Нормативно-правовые  источники (Международные, зарубежные  и российские акты)

2.Правоприминительная  практика

3.Научная  литература

4.Статитические  данные (Международных организаций,  интернет-источники).

       При написании дипломной работы были использованы следующие методы познания:

1. общенаучные  (системный, структурно-функциональный, исторический, статистический, формально-логический)

2. общелогические (анализ, синтез, сравнение)

3. частнонаучные (конкретизация, толкование, технико-юридический анализ).

 

1. Особые экономические зоны как форма территориального государственного управления.

    1. Экономико-правовая природа особых экономических зон.

       Генезис особых экономических зон (далее  ОЭЗ) прошел исторически долгий путь от торговых городов-портов среднего века до инновационных парков современности. Превратившись в неотъемлимый институт мировой экономики, их роль, формы и вид существенно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира. Придавая большой приоритет деятельности особым экономически зонам, многие государства предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в частности, это поощрительная налоговая и финансовая политика, что очень важно для любой начальной работы хозяйственного субъекта.

       Опыт  создания особых экономических зон  существенно неоднообразен в зависимости от уровня развития страны. В наши дни в индустриально развитых странах особые экономические зоны представлены всеми типами зон, но наибольшее развитие получили зоны свободной торговли и технико-внедрические зоны, когда как в развивающихся и государствах с переходной экономикой – производствеенные зоны.

       Сегодня российская экономика переживает ключевой момент в своей истории. Будет ли сохранена ресурсная зависимость или Россия сможет осуществить реформирование своей экономики в позитивную сторону - это вопрос времени.

Многие  видят будущее страны в инновационном развитии экономически перспективных экономических зон. В основу создания таких зон положены общие идеи государственно-частного партнерства и конкретные правила законодательства об особых экономических зонах в России.

       Административно-правовой режим особых экономически зон имеет  специальное законодательство, которое  охватывает следующий круг вопросов: налогообложение; административный режим; таможенное регулирование; имущественные отношения; лицензирование; визовое оформление; управление особой эномической зоной; банковская деятельность; предоставление концессий; гарантии прав инвесторов. Определенную специфику в особой экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства3.

       В настоящее время особые экономические  зоны с тем или иным успехом  на отдельных территориях функционируют  более чем в 140 государствах. Самое  большое количество особых экономических  зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов, в США их более 100. В США функционируют  три категории особых экономических  зон: зоны внешней торговли, предпринимательские  зоны, технологические парки4.

       В России особые экономические зоны появились  в 90-х гг. конца XX века. Объективная необходимость создания особых экономических зон заключалась в решении экономических, социальных и даже политических задач в условиях капиталистичеких отношений.

       В работе «Свободные экономические зоны»  Р.И. Зименков, определил цели создания особых экономических зон и классифицировал их на экономические, социальные и научно-технические5.

       Экономические цели создания ОЭЗ:

- активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

-      привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

- повышение  конкурентоспособности национального  производства и его экономической  эффективности;

- увеличение  экспорта и рационализация импорта;

- рост  национальных поступлений в бюджет  страны и регионов.

       Социальными целями являются:

- создание  новых рабочих мест, роль занятости  населения;

- обучение  и подготовка квалифицированных  рабочих, инженерных, хозяйственных  и управленческих кадров с  учетом использования мирового  опыта;

- насыщение  национального рынка высококачественными  товарами и услугами производственного  и потребительского назначения;

- рост  благосостояния и уровня жизни  населения;

- ускорение  развития остальных регионов  за счет концентрации в пределах  зон ограниченных национальных  ресурсов;

       В качестве научно-технических целей  можно выделить:

- активное  использование новейших зарубежных  и отечественных технологий;

- ускоренное  внедрение результатов НИОКР;

- концентрация  научно-технических кадров, в том  числе зарубежных, на приоритетных  направлениях;

- привлечение  опыта и научно-исследовательских  достижений научно-технических центров;

- повышение  эффективности используемых производственных  мощностей.

       Понятие «особоя экономическая зона» в научном мире трактуется по-разному, но суть выгодных префенций одной территории над другой остается всегда. Определение особой экономической зоны (свободной экономической зоны) дается в ряде научных работ и учебных пособиях, подготовленных российскими учеными. Так, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» (1997) В. Г. Игнатов и В. И. Бутов дают следующее определение: «Свободные экономические зоны - ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач»6. Как отмечают Н. Смородинская, А. Капустин, «свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льготи стимулов, неиспользуемая в других его частях»7. Логинова Е.В. считает, что «свободная экономическая зона - это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом»8.

       В современных теоретических работах  экономистов и правоведов, посвященных  проблемам особых экономических  зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов  государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. Эта формулировка понятия «особая экономическая зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования9. При таком подходе под особой экономической зоной подразумевается часть национального экономического пространства с определенной системой льгот и стимулов для бизнеса.

       Понятие особой экономической зоны дается в  ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах  в Российской Федерации» и определяется как «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой  действует особый режим осуществления  предпринимательской деятельности, а также может применяться  таможенная процедура свободной  таможенной зоны».

       Исходя  из данной легальной дефиниции, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории России, кроме этого, в особой экономическей зоне устанавливается особый льготный режим по сравнению с общим режимом производственных инвестиций предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, а так же и потому, что в законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» отмечено, что особые экономические зоны относятся к категории особых режимов внешней торговли наравне с приграничной торговлей10.

       С 2005 по 2007 год в отношении особых экономических зон в России был  принят ряд законодательных актов, для которых предусматривалась  — в зависимости от функционального  назначения — следующая типологизация:

1) технико-внедренческие;

2) промышленно-производственные;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые;

5) так  называемые «старые» эномические зоны 1990-х годов (в Калининградской и Магаданской областях);

6) игорные  зоны.

На данный момент на территории России создано 30 особых экономических зон, в том числе: 4 — технико-внедренческие, 4 — промышленно-производственные, 13 — туристско-рекреационных, 3 — портовые, 2 «старые» и 4 — игорные.

       Технико-внедренческие  зоны созданы в Санкт-Петербурге, Томске и Московской области (города Дубна и Зеленоград). Специализация зоны в Санкт-Петербурге — научное приборостроение, в Томске — промышленная электроника и биотехнологии, в Дубне — информационные и ядерные технологии, в Зеленограде — микро- и нано- электроника.

       Зоны  промышленно-производственного  типа расположены в Липецкой области и Республике Татарстан. Первая специализируется на производстве бытовых электроприборов и промышленном приборостроении; вторая — на узлах и деталях для автомобильной промышленности, а также на продукции химической промышленности.

       Туристско-рекреационные  зоны появились на западе (Калининград), юге (Краснодар и Ставрополь), а также в азиатской части России (Бурятия, Иркутск, Республика Алтай, Алтайский край).

       Портовые  зоны создавались как инструмент развития транспортно-логистических узлов  в России. Последние могут формироваться на базе морских и речных портов, а также аэропортов. Особый зональный режим предусматривает предоставление таможенных льгот и налоговых стимулов как российским, так и иностранным компаниям, работающим в портах, где действует этот режим. К настоящему времени портовые зоны созданы в Красноярске (Восточная Сибирь), Ульяновске (Поволжье), Советской Гавани и Хабаровске (Дальний Восток).

       Законодательство общего характера для особых экономических зон, не распространяется на «старые» зоны, созданные в 1990-е годы.

Последние функционируют на основе специальных законодательных актов, принятых на момент образования этих зон. «Старые», особые экономические зоны действуют в Магадане, расположенном на Дальнем Востоке11, и в Калининграде — российском эксклаве, который оказался отделенным от остальной территории РФ Литвой и Польшей12. Калининград наиболее преуспел как в получении, так и в сохранении на своей территории особого статуса. На наш взгляд, сохранение привилегированного положения Калининградского региона объясняется скорее его уникальным геостратегическим положением.

       Игoрные зоны планируется сделать единственными территориями в Рoссии, где разрешены азартные игры. Закон об игoрнoм бизнесе разрешает азартные игры на территории четырех российских регионов: Калининградской области, Алтайского, Краснодарского  и Приморского  краев13.

       Отличие нынешних особых экономических зонот прошлых, созданных в 90-е годы прошлого века, в основном заключается в качественной неразработанности нормативно-правовой базы. В настоящее время правовое регулирование организации и деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения «по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

       Особый  режим осуществления предпринимательской  деятельности связан с выстраиванием  специальной системы администрирования, налоговых льгот и преференций  для инвесторов:

1. Базисом,  как правило, особых экономических  зон становятся территории, где  расположены ориентированные на  экономические связи транспортные  узлы. Это, прежде всего, порты  (морские и речные, аэропорты), связанные  с другими территориями - потенциальными  рынками или источниками сырья  - подъездными путями, располагающими  энергетическими мощностями и  т.п.;

2. Налогообложение  резидентов особых экономических  зон в РФ урегулировано законодательством  о налогах и сборах, актами  субъектов Российской Федерации  и муниципальных властей. Все  инвесторы особых экономических  зон пользуются набором льгот,  гарантированных законодательством. 

       Предприятия, зарегистрированные на территории особой экономической зоны, получают льготу в размере 4,5% по выплате налога на прибыль организации. Таким образом, средняя налоговая ставка по России составляет 20%, в то время как инвесторы  особых экономических зон платят 15.5 – 16%. Инвесторы получают право  не платить налог на имущество  организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет в России 2,2%). Инвесторы особых экономических зон освобождаются от уплаты налога на землю (около 1,5%). Инвесторы также полностью освобождаются от уплаты налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности, в различных регионах ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб./л. с.). Кроме того, дополнительную налоговую преференцию получают инвесторы технико-внедренческих зон: такие компании выплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, исчисляемые по более низкой ставке, чем на всей территории России.

       Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной властина региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет.С 1 января 2012 г. до 1 января 2023 г. для организаций - резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, объединённых решением Правительства РФ в кластер, применяется налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%;

3. Режим  свободной таможенной зоны, действующий  на территории особой экономической  зоны, позволяет выгодно размещать  высокотехнологичные предприятия,  для создания которых зачастую  требуется ввозить на территорию  России дорогостоящее оборудование  и компоненты из-за рубежа.

       Ввозимые  на территорию особой экономической  зоны иностранные товары размещаются  и используются без уплаты ввозных  таможенных пошлин, налогов, а также  без применения мер нетарифного  регулирования. Товары Таможенного  союза (Россия, Казахстан и Беларусь) помещаются под режим свободной  таможенной зоны без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без  применения запретов и ограничений. До 1 января 2017 года инвесторы особой экономической зоны вправе ввозить  на внутренний рынок Таможенного  союза продукцию, которая была произведена  с использованием иностранных товаров  на территории особой экономической  зоны, без уплаты таможенных пошлин и налогов, при условии, что товары подверглись достаточной переработке(для инвесторов, зарегистрированных в особых экономических зонах до 1 января 2012 года).

       Также в случае поставки на территорию Таможенного  союза товаров, произведенных на территории ОЭЗ из импортных комплектующих  или сырья, инвестор имеет право  выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, — т. е. ставку на сырье либо на готовую  продукцию;

4. Особый  административный режим (один  регулирующий орган - с 2010 г.  компания ОАО «особые экономические  зоны» (до 2010 г. - Федеральное агентство  по управлению особой экономической  зоны)). ОАО «собые экономические зоны» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия Федерального закона  №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере, принцип «одного окна» при регистрации предприятия в зоне;

5. Существенным  преимуществом является гарантия  от неблагоприятного изменения  законодательства о налогах и  сборах  для резидентов особых  экономических зон.

       В соответствии со ст. 38 Федерального закона  №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

       Как сказанно в ст. 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ) «особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции».

Административно-правовой статус особых экономических зон