Административные наказания. 5
Оглавление
Введение
Актуальность темы исследования. В XXI в. законодательство об административной ответственности бурно развивается. Был принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП)1. С 1 июля 2002 г. в него внесено более 120 поправок. За это время все субъекты РФ приняли законы (кодексы) об административных правонарушениях. Были внесены поправки в систему административных наказаний, увеличены размеры таких наказаний, как штраф, лишение прав, дисквалификация. Значительно увеличилось число составов административных правонарушений и количество субъектов, привлекаемых к административной ответственности. Большие изменения внесены в четвертый раздел КоАП "Производство по делам об административных правонарушениях" (ст. ст. 28.7, 29.10, 30.5 и др.). Можно согласиться с Н.Г. Салищевой в том, что "основные принципы административной ответственности, нашедшие закрепление в нормах КоАП, доказали свою жизненность и стабильность"2.
Административные
наказания признаются разновидностью
административного принуждения.
Однако сегодня можно говорить о том, что существующий перечень административных наказаний не удовлетворяет потребностям времени, так как перестали учитывать реалии времени и фактически утратили силу. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, которые вносились и вносятся в КоАП, он являлся устаревшей юридической конструкцией, не отвечающей потребностям современного российского общества.
В связи с выше обозначенными существующими проблемами в административном праве сейчас весьма актуально разобраться в таком институте как административные наказания.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующих нормативных положений, рассмотрение существующей практики об административных наказаниях.
Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
- Рассмотрено понятие административной ответственности и проанализированы его отличия от других видов ответственности
- Описан состав административного правонарушения
- Рассмотрено административное наказание как мера административной ответственности и его виды
- Проанализированы цели и функции административных наказаний
- Рассмотрены обстоятельства, исключающие административную ответственность
- Проанализированы особенности исполнения административных наказаний и изложены предложения по улучшению качества исполнения административных наказаний.
Объектом исследования являются правоотношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Предметом исследования явились Кодекс об административных правонарушениях РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующих административные правонарушения, труды российских ученых в этой области, а также существующая судебная практика.
При исследовании основных положений об административных наказаниях применялись общенаучные и частные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, наблюдение, а также сравнение реальной практики с требованиями нормативно-правовых актов).
Теоретической основой и
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
- Понятие административной ответственности, отличие ее от других видов юридической ответственности
Юридическая
ответственность - важная часть правовой
системы. Ей посвящены многие научные
работы правоведов. К сожалению, официального
понятия юридической
Профессор И.А. Алексеев предложил такое определение: "Юридической ответственностью называется применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и (или) наказания лица, совершившего правонарушение"4. Бахрах Д.Н. это определение считает неудачным. «Меры правового принуждения применяются и к невменяемым лицам, и к свидетелям, которые не являются по повесткам в суд, и к лицам, помещаемым в приемники-распределители, а также во многих других случаях применения принудительных мер, которые не являются мерами юридической ответственности. Кроме того, в определении ничего не сказано о том, что существуют процессуальные нормы, четко регулирующие порядок привлечения к ответственности».5
И.А. Галаган отметил, что под ответственностью "следует понимать конкретные меры государственного принуждения, применяемые уполномоченными на то органами государства и должностными лицами, содержащие государственное осуждение противоправных действий и выражающиеся в отрицательных для правонарушителя последствиях". В этом определении также не названа такая особенность ответственности, как четкий порядок привлечения к ней.
Юридическая
ответственность имеет ряд
-
официальное осуждение
-
применение к виновному
-
регламентированный правом
Исходя из этих признаков Бахрах Д.Н. предлагает такое определение: "Юридическая ответственность - это официальное признание деяний правонарушениями и применение к виновным установленных законом санкций уполномоченными субъектами власти в закрепленном правом порядке".6
Учитывая особенности каждого вида юридической ответственности и названные выше общие признаки юридической ответственности, можно без особого труда сформулировать понятия разных видов юридической ответственности (см. приложение 1), в том числе и административной.
До середины 20 века такая мера наказания, как административная ответственность применялась довольно широко местными органами власти.7
Административная
ответственность выражается в применении
уполномоченным органом или должностным
лицом административного
Но признаки юридической ответственности видоизменяются по отношению к административной ответственности, помимо этого они характерны исключительно для данного вида ответственности.
Юридическая
ответственность
Попытаемся охарактеризовать основные черты административной ответственности.
Административная
ответственность - это юридическая
ответственность. Она может быть
установлена как нормативно-
Применение административной ответственности - всегда последовательный процесс. Применение административной ответственности невозможно без факта административного правонарушения, а именно - конкретной санкции статьи, предусмотренной законодательством. Применение за уголовное преступление административной ответственности невозможно10, так как правовым основанием уголовной ответственности является преступление, а дисциплинарной - дисциплинарный проступок, при этом основанием материальной ответственности необходимо считать причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт, основанием гражданской ответственности – гражданско-правовой деликт.
Данная характерная черта присуща исключительно административной ответственности, так как она может наступать как в результате нарушения административного законодательства, так и в случаях нарушения законодательства иных отраслей права.
Также отличительной чертой административной ответственности можно назвать множественность правовых норм, которые призваны регулировать различные области российского права. Следует отметить, что правом привлечения виновных к административной ответственности обладают только специальные органы, уполномоченные на осуществление данных функций.
Административная
ответственность может
В статье 1.5 КоАП говорится о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, помимо этого следует обратить внимание на тот факт, что КоАП устанавливает презумпцию невиновности лица, в отношении которого уже ведется производство по делу. И лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением административных правонарушений, предусмотренных главой 12.11 Так, например, суд, ссылаясь на ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, указал, что исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности и является обязательным12. На этот счет можно привести еще один пример из судебной практики - решение Арбитражного суда Пермского края от 24 ноября 2010 года по делу № А50-19893/201. Суд указал, что обязанность по доказыванию наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лежит на государственном органе, вынесшем постановление о привлечении к административной ответственности. Постановлением 17-го Арбитражного Апелляционного суда от 28 января 2011 года № 17АП-13367/2010-АК данное решение оставлено без изменения.13
Следуя смыслу положений правоприменительной практики можно сказать, что по смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ виновность юридического лица устанавливается исходя из наличия у него реальной возможности для соблюдения правил публичного порядка, а также принятия им разумных (адекватных) мер по их соблюдению. Должная степень заботливости и осмотрительности, проявленная со стороны юридического лица, не может рассматриваться как предполагающая организацию и совершение им "чрезмерных" действий в интересах должного исполнения определенных требований закона14.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ суд сделал вывод о том, что обязательными признаками административного правонарушения являются противоправность, виновность и наказуемость15.
Субъектный состав административной ответственности также является ее отличительной особенностью. К нему следует отнести не только физических лиц - граждан, государственных служащих, должностных лиц, но и юридических лиц16. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли, за нарушение санитарных норм и др.).
Также одно немаловажное отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности (перечисленных ранее) состоит в том, что, поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.
Таким образом, можно дать следующее определение административной ответственности - это официальное признание деяния административным правонарушением, осуждение виновного и применение к нему уполномоченными субъектами административной власти административных наказаний в урегулированном КоАП порядке.
- Административное правонарушение как основание административной ответственности. Состав административного правонарушения
Административная
ответственность наступает
При
наличии состава
П.П. Серков указывает, что по КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности в своей основе во многом схожа с процедурой привлечения к уголовной ответственности, производство и по уголовным делам, и по делам об административных правонарушениях строится на одинаковых принципах, а сами административные правонарушения по своей правовой природе очень близки к уголовным преступлениям19. Европейский суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что "отрасль, определенная в российской и других подобных правовых системах как "административная", охватывает ряд правонарушений, которые имеют уголовно-правовой подтекст, но являются слишком мелкими для регулирования уголовным законом и процедурой"20
В связи с этим не случайно в законодательстве ряда иностранных государств отсутствует такой правовой институт, как административное правонарушение. В частности, законодательство Японии не знает разграничения между уголовно наказуемыми деяниями и административными правонарушениями.
В свою очередь автор Агеев А.А. также в своей статье выдвигает гипотезу об отсутствии правовой необходимости выделения в правовой системе России института административного правонарушения и наличия законодательства об административных правонарушениях.21
Но
тем не менее действующее
Итак, административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.
Легальное
понятие административного
Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния. Статья 14 УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Противоправность — это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.
Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.
Итак, первый признак административного правонарушения — общественная вредность.
Второй признак — административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Третий признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.
Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.
Пятый признак административного правонарушения — виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.
Необходимо
различать понятия «
Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т. д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения — обязательный признак правонарушения.22
Деяние не может одновременно быть преступлением и проступком. И старый и новый законы закрепляют приоритет уголовной ответственности. Если деяние содержит признаки и преступления и административного правонарушения, это обстоятельство не может быть признано одним из важнейших признаков административного правонарушения. Но помнить о нем юрист должен всегда.
Не
каждое деяние, даже содержащее такие
признаки административного
Под
составом административного
Однотипные
признаки состава административного
правонарушения в совокупности образуют
так называемые элементы состава
административного
1) объект;
2) объективная сторона;
3) субъект;
4) субъективная сторона.
Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.
Общественные
отношения, выступающие как объект
административного
Если
конкретное противоправное деяние посягает
на общественные отношения, не охраняемые
нормами этого Кодекса и
Часто объект правонарушения отожествляют с предметом правонарушения. Но предмет – это объект материального мира, которому в результате совершения правонарушения наносится ущерб. Например: В результате правонарушения уничтожено имущество. Объектом посягательства будет право собственности (иное право) на это имущество, предметом собственно само имущество.
Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия. Так, например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.
- Административные нарушения в сфере дорожного движения
- Административные правлонарушения
- Административные правонарушения в области ПДД
- Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- Административные правонарушения в области связи и информации
- Административные правонарушения в сфере налогов и сборов
- Административный надзор
- Административно-правовой статус особых экономических зон
- Административно-правовые договоры
- Административно-правовые средства охраны общественного порядка
- Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ
- Административные наказания
- Административные наказания
- Административные наказания