Административные правонарушения в области ПДД

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений в области ПДД.

     Именно  посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков в этой области.

     Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения.

     Основанием  применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава 
административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого 
правонарушения.

     Необходимые знания помогут правильно квалифицировать 
административные проступки, принимать законные решения по делам, 
обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

     Именно  опираясь на изложенные факты, автор  избрал следующую тему дипломной  работы; «Административные правонарушения в области ПДД».

     Объектом  настоящего исследования является применение административных мер за правонарушения в области ПДД.

     Предметом исследования являются внутрисубъектные отношения в области ПДД,

     Цель  дипломной работы заключается в  том, чтобы изучить ряд положений, имеющих первостепенное значение для теоретической основы законодательных решений, связанных с обеспечением законных интересов лиц, в отношении которых ведется административное производство за правонарушения в области ПДД,

     Достижение  указанной цели обусловило решение следующих задач:

     - сформулировать правовое понятие  административное правонарушение;

     - изучить особенности административных правонарушений в области ПДД;

     - исследовать понятие административной ответственности за правонарушения в области ПДД.

     Актуальность  дипломной работы состоит в том, что на базе административного и гражданского права, с учетом приоритета юридического критерия рассматривается понятие административных правонарушений в области ПДД,

     Методологическую  и теоретическую основу дипломного исследования составляет диалектико-материалистический метод познания, позволивший изучить явления и процессы в исследуемой сфере в социальной взаимосвязи.

     Нормативную базу исследования составили Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные законодательные акты, а также акты Верховного Суда РФ, имеющие отношение к предмету исследования.

     Структура дипломной работы обусловлена целью  и задачами исследования и состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

     В первой главе « Теоретический аспект понятия административное правонарушение; сущность, характеристики» раскрываются следующие понятия, а именно: юридическая природа административного правонарушения, состав и признаки административного правонарушения, производство по делам об административных правонарушениях.

     Во  второй главе «Особенности административного правонарушения в области ПДД» даны понятия составов административных правонарушений в области ПДД, субъект и объект правонарушения по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

      В третьей главе «Административная ответственность за правонарушения в области ПДД» описывается реализация административной ответственность при ДТП и виды наказания за правонарушения в области ПДД.

     В заключение дипломной работы даны краткие  выводы по теме дипломного исследования, приведён список литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ 

§1. Юридическая природа административного правонарушения 

     Административная  ответственность выполняет большую  профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

     Особенность административной ответственности  состоит в том, что исключительно  широк правовой аспект регулируемых общественных отношений.

     Административное  принуждение и административная ответственность предназначены  для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

     Итак, административная ответственность  представляет собой разновидность  юридической ответственности.

     Несмотря  на то, что в КоАП РФ есть глава  носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит.

     Учитывая  данное нами понятие юридической  ответственности, административную ответственность  можно определить следующим образом - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

     В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение».

     В целом вопрос об определении понятия  «административной ответственности» не носит дискуссионного характера, однако предметом бурных споров является выделение из административной ответственности самостоятельных (отличных) видов ответственности.

     Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.1

     Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Назначение  административного наказания юридическому лицу не 
освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

     Форма вины указана в статье 2.2 КоАП РФ. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если 
лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего 
действия, (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало 
наступления таких последствий или сознательно их допускало либо 
относилось к ним безразлично.

     Административное  правонарушение признается совершенным  по 
неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность 
наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без 
достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на 
предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность 
наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

     Административный  проступок – деяние в виде действия либо бездействия, являющееся общественно опасным, противоправным, виновным, наказуемым.1

     Деяние  – акт волевого поведения, а не мысли или желания человека. 
Действие – активное невыполнение возложенной обязанности, законного 
требования или нарушение установленного запрета. 
Бездействие – пассивное невыполнение возложенной на гражданина 
обязанности.2

     Таким образом, административный проступок является деянием общественно опасным, так как причиняет вред интересам общества, гражданам, государству. Юридическим выражением признака общественной опасности административного проступка является противоправность, административным проступком может быть признано только такое поведение, которое закреплено нормами административного права.

     При характеристике общественной опасности преступления имеется в виду преступное деяние в целом. Общественная опасность относится ко всем элементам состава преступления, в том числе и к его субъекту. Но вряд ли субъекта административного правонарушения можно рассматривать как общественно опасную личность.

     Нельзя  считать равнозначными понятия «антиобщественное» и «общественно опасное» деяние. Антиобщественными являются не только все правонарушения, но и нарушения норм морали, порицаемые лишь силой общественного мнения.

      Признание за административными правонарушениями общественно опасного характера не позволяет четко отграничить их от преступлений, неоправданно расширяет число общественно опасных деяний. С другой стороны, это может вести к недооценке борьбы с такими действительно опасными и потому особенно нетерпимыми в современных условиях правонарушениями, как преступления.

      Вопрос  об отграничении преступления от иного  правонарушения и антиобщественного  проступка имеет принципиальное политическое и практическое значение. Следует считать одинаково недопустимым и вредным как расширение круга преступных деяний за счет иных правонарушений и проступков, так и отнесение преступлений к числу правонарушений и проступков.

     Для признания деяния правонарушения надо установить, что оно являлось явление воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека.

     Не  может оцениваться как административное правонарушение деяние, 
совершенное помимо воли человека, то есть лицом не способным руководить 
своими действиями или отдавать им отчет, в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым и не подлежит административной ответственности.

     Обязательным  признаком является административная наказуемость, 
общественно опасное деяние, запрещенное нормами административного права, признается административным проступком лишь в случаях когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

     За  совершение административного правонарушения граждан, не 
привлекаются к административной ответственности в случаях:

     1. Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

     2. Совершение правонарушение в  состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);

     3. Совершение в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

     4. В связи с малозначительностью  дело может быть прекращено в 
соответствии сост. 2.9 КоАП РФ.1

     Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.

     Специальные субъекты административного права:

     1. Должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);

     2. Военнослужащие и иные лица, на  которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

     3. Иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ).2

     Весь  перечень административных наказаний  указан в ст. 3.2 КоАП РФ, 
является жестко регламентированным и расширенному толкованию не подлежит.

     То  есть, нельзя придумать никакого другого наказания кроме указанных;

     Предупреждение  – мера административного наказания, выраженная в 
официальном порицании физического или юридического лица. 
Предупреждение выносится в письменной форме;

     Административный штраф является денежным взысканием.

       Возмездное изъятие орудия совершения или предмет административного правонарушения – подразумевает под собой передачу бывшему собственнику врученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; назначается только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

     Конфискация орудия совершения или предмета административного 
правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную 
собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота 
вещей; назначается только судьей.

     Лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 
назначается только судьей (лишение специального права в виде права 
управления транспортным средством).

     Административный  арест – заключается в содержании нарушителя в 
условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а 
в особых случаях до 30 суток; назначается только судьей.

     Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ.

     Дисквалификация – заключается в лишении физического  лица право 
занимать руководящей должности на определенный срок от 6 месяцев до 3 
лет; назначается судьей.

     Таким образом, административная ответственность  как вид юридической ответственности выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившего административное правонарушение.

      
§2. Состав административного правонарушения
 

     Состав  – совокупность признаков, установленных нормой 
административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.1

     Все признаки состава делятся на:

     - объективные – объект, объективная сторона;

     -субъективные – субъект, субъективная сторона.

     По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

     1.Материальные  и формальные.

     Материальные  – составы, в которых содержится признак наступления 
вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается 
деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя 
последствия законом не называются. Материальный состав определяется для 
правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба. Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

     2. Простые и квалифицированные. 

     Простые составы устанавливают административную ответственность за 
конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится 
квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние 
квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, 
предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

     3. Однозначные и альтернативные.

     В однозначных составах описывается  одно противоправное деяние, за 
которое устанавливается административная ответственность. 
В альтернативных составах описывается два и более противоправных 
деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.1

     Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ 
административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту 
совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, 
находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной 
ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются 
общими признаками субъекта административной ответственности.

     Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

     Наряду  с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные.

     К признакам специального субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

     Административная ответственность специальных субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

     Специальные субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

     Санкции в статьях, устанавливающих ответственность  спец. субъектов 
имеют более строгий характер.

     Признаки общего и спец. субъекта включаются в составы как 
обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное 
число признаков субъектов административной ответственности, которые в 
состав не включаются, но имеют юридическое значение.

     Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой 
основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

     - совершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;

     - инвалиды I и II группы;

     - беременные женщины;

     - женщины, имеющие детей до 1 года  и до 12 лет;

     - военнослужащие, сотрудники ОВД,  а также другие лица, указанные в

     ст.2.5 КоАП РФ.1

     Признак особого субъекта может выполнять  роль смягчающего 
обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

     Субъективная  сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия).

     Помимо  вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

     Цель  – факультативный признак.

     Эмоции  лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

     Вина  при совершении административного  правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий.

     Административное  правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

     В большинстве административных проступков форма вины в состав 
не вводится. Цель – мысленный образ результата, к которому стремится 
правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда 
деяние всегда совершается умышленно.

     Объектом  административного правонарушения являются охраняемые 
правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. 
В теории административного права выделяется 3 вида объектов:

     1. Общий объект – вся совокупность  общественных отношений, охраняемые 
нормами административного права.

     2. Родовой объект – признается  группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта.

     3. Непосредственный объект – каждый  отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению.1

     Данное  конкретное общественное отношение, на которое посягает 
административный проступок, будет являться непосредственно объектом 
правонарушения.

     Объективная сторона состава проступка – совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих внешнюю сторону проступка.

     Обязательным  признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

     Признаки  объективной стороны:

     - место – территория (определенная), на которой устанавливается 
специальные правила поведения и нарушения этих правил влечет признание 
деяний административным правонарушением (общественное место, 
автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный 
путь, лес и др.);

     - время – признаком действия  является период, в рамках которого 
совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. 
Временным признаком бездействия является период, по истечению которого 
бездействие признается правонарушением;

     - способ совершения правонарушения  включает: порядок, метод, 
последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;

Административные правонарушения в области ПДД