Администратино правовые норм
Содержание
Введение
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, принятый в 2001 году, внес существенные изменения в механизм регулирования административной ответственности, по-новому решив вопрос о законодательстве об административных правонарушениях. Как сказано в его первой статье, оно состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, иные же законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в него. Составной частью этого законодательства являются международные договоры и иные договорные обязательства РК, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК, регулирующие административно-деликтные правоотношения.
В соответствии с этим сформулированы задачи законодательства об административной ответственности, где на первое место выдвигается задача охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Нормы административного права так же, как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Целью
работы является рассмотрение понятия,
структуры и видов административно-правовых
норм.
1 Понятие и структура административно-правовых норм
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права так же, как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Помимо общественных отношений в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера.
Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.
Вышесказанное
позволяет сформулировать следующее
определение понятия нормы
Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Нормы
административного права
Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Кроме того, административно-правовыми нормами нередко защищаются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые, в свою очередь, порождают конкретные правовые отношения.
Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.
Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой.
Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.
Санкция
- элемент административно-
2 Виды административно-правовых норм
Административно-правовые
нормы по различным основаниям классифицируются
на определенные виды, наиболее полно
характеризующие нормы
Виды административно-правовых норм:
- материальные и процессуальные;
- обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные;
-
территориальные,
- срочные и бессрочные.
По
предмету регулирования. Административно-правовые
нормы регулируют материальные и процессуальные
управленческие отношения. Если нормы
регулируют саму сущность управленческих
отношений, то они считаются материальными,
а если же нормы регулируют порядок реализации,
применения права, то они признаются административно-
По способу воздействия на поведение субъектов административного права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные.
По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
Административно-правовые нормы действуют в пределах Казахстана и за его границами (нормы, регулирующие деятельность органов, организаций и должностных лиц, а также граждан Казахстана за границей). Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают следующие:
- общереспубликанские;
- местные;
-
межтерриториальные и
-
распространяющие свое
По
действию во времени административно-
Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц, общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления; государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.
Рассматриваемая
классификация указывает
Реализация административно-правовых норм
Реализация норм административного права так же, как и норм других отраслей права, представляет собой практическое использование содержащихся в административно-правовой норме правил поведения в целях регулирования управленческих отношений в форме соблюдения, исполнения, использования, применения.
В теории права принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм. Существуют четыре формы реализации норм административного права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.
Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.
Использование
– как форма реализации административно-правовых
норм – состоит в добровольном совершении
субъектами права правомерных действий,
которые связаны с осуществлением субъективных
прав в сфере управления.
Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права.
Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.
В
отличие от других форм реализации
права применение всегда носит активный,
творческий, государственно-властный,
организующий характер, осуществляется
компетентными органами в установленном
законодательством
Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении (на основе административно-правовых норм) индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения форм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация, правоприменительность деятельности.
Заключение
Нормам административного права присущи все основные качества норм, составляющих правовую систему Казахстана. Вместе с тем они несут отпечаток общественных отношений, составляющих предмет административного права, а также особенностей их административно-правового регулирования. С учетом этого их можно определить в качестве устанавливаемых государством правил поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся по мере необходимости в сфере функционирования механизма исполнительной власти.
Свою регулятивную роль административное право выражает прежде всего через свои нормы.
Особенностью административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранных и иных отношений.
Несомненной особенностью административно-правовых норм является и то, что они достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях.
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по своему юридическому содержанию.
Наиболее общий характер имеет выделение двух их основных видов, а именно – материальных и процессуальных.
Список литературы
- Кодекс Республики Казахстан. Об административных правонарушениях. От 30 января 2001 г. № 155 – II ЗРК. Алматы: 2001
- Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: СПАРК, 1996. – 229 с.
- Административное право Республики Казахстан. Общая часть. Отв. ред. Таранов А.А. – Алматы: Жетi Жаргы, 1996. – 240 с.
- Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999. – 728 с.
- Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. – 280 с.
- Манохин В.М.. Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
- Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. проф. Туманова Г.А. – М.: Юристъ, 1997. – 448 с.
- Практикум по административному праву. Общая часть. – Алматы: жетi Жаргы, 1998. – 172 с.
- Словарь административного права. – М.: Фонд «правовая культура», 1999. – 320 с.
- Таранов А.А. Административная ответственность в Республике Казахстан. – Алматы: Жетi Жаргы, 1997. – 56 с.
- Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. – Алматы: ТОО «Баспа», 2000. – 256 с.
- Администрирование земельного налога
- Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения
- Азаматтар мен қоғамдық бірлестіктердің қоршаған табиғи ортаны қорғауға қатысуды құқықтық реттеу
- Азаматтык кукык
- Азаматтық іс жүргізушілік құқықтық қатынастар
- Азаматтық құқтағы мәміле және оның маңызы
- Азаматтық құқық
- Административные правлонарушения
- Административные правонарушения в области ПДД
- Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- Административные правонарушения в области связи и информации
- Административные правонарушения в сфере налогов и сборов
- Административный надзор
- Административный надзор