Администратино правовые норм

     Содержание  
 

 

Введение

 

     Кодекс  Республики Казахстан об административных правонарушениях, принятый в 2001 году,  внес существенные изменения в механизм регулирования административной ответственности, по-новому решив вопрос о законодательстве об административных правонарушениях. Как сказано в его первой статье, оно состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, иные же законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в него. Составной частью этого законодательства являются международные договоры и иные договорные обязательства РК, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК, регулирующие административно-деликтные правоотношения.

     В соответствии с этим сформулированы задачи законодательства об административной ответственности, где на первое место выдвигается задача охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

     Нормы административного права так  же, как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

     Целью работы является рассмотрение понятия, структуры и видов административно-правовых норм. 

 

1 Понятие и структура  административно-правовых  норм

 

     Норма административного права, как и  норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

     Нормы административного права так  же, как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

     Помимо  общественных отношений в сфере  исполнительной деятельности государства  нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера.

     Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи  с осуществлением общественными  и иными негосударственными объединениями  переданных в их ведение функций  органов государственного управления.

     Вышесказанное позволяет сформулировать следующее  определение понятия нормы административного  права.

     Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере  государственного управления, а также  отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

     Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование  отношений, которые складываются в  сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

     Административное  законодательство содержит нормы, посредством  которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений  от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Кроме того, административно-правовыми нормами нередко защищаются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

     Административно-правовая норма так же, как и нормы  других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

     Гипотеза  - часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые, в свою очередь, порождают конкретные правовые отношения.

     Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.

     Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой.

     Диспозиция  в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

     Санкция - элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного  воздействия, применяемые к правонарушителю.

 

2 Виды административно-правовых норм

 

     Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды, наиболее полно  характеризующие нормы административного  права и их юридические свойства.

     Виды  административно-правовых норм:

     - материальные и процессуальные;

     - обязывающие, уполномочивающие, запретительные  и поощрительные; 

     - территориальные, межтерриториальные  и местные;

     - срочные и бессрочные.

     По  предмету регулирования. Административно-правовые нормы регулируют материальные и процессуальные управленческие отношения. Если нормы регулируют саму сущность управленческих отношений, то они считаются материальными, а если же нормы регулируют порядок реализации, применения права, то они признаются административно-процессуальными нормами. Последние направлены на проведение в жизнь материальных норм.

     По  способу воздействия  на поведение субъектов  административного  права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные.

     По  пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

     Административно-правовые нормы действуют в пределах Казахстана и за его границами (нормы, регулирующие деятельность органов, организаций  и должностных лиц, а также граждан Казахстана за границей). Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают следующие:

     - общереспубликанские; 

     - местные;

     - межтерриториальные и специальные,  т.е. действующие в пределах  нескольких территориальных единиц (краев, областей, районов и др.);

     - распространяющие свое действие  на определенную часть территориальной  единицы.

     По  действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с  заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.

     Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц, общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления; государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

     Рассматриваемая классификация указывает субъектов, на которых распространяется действие административно-правовых норм, и помогает установить конкретный круг управленческих отношений, регулируемых нормами административного права.

     Реализация  административно-правовых норм

     Реализация  норм административного права так  же, как и норм других отраслей права, представляет собой практическое использование  содержащихся в административно-правовой норме правил поведения в целях регулирования управленческих отношений в форме соблюдения, исполнения, использования, применения.

     В теории права принято различать  несколько форм (способов) реализации правовых норм. Существуют четыре формы  реализации норм административного права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

     Реализация  административно-правовых норм в форме  соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям  административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

     Реализация  административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

     Использование – как форма реализации административно-правовых  
норм – состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

     Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие  от исполнения при использовании  реализуются субъективные права.

     Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.

     В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном  законодательством процессуальном порядке.

     Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении (на основе административно-правовых норм) индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

     По  своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения форм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация, правоприменительность деятельности.

 

Заключение

 

     Нормам  административного права присущи все основные качества норм, составляющих правовую систему Казахстана. Вместе с тем они несут отпечаток общественных отношений, составляющих предмет административного права, а также особенностей их административно-правового регулирования. С учетом этого их можно определить в качестве устанавливаемых государством правил поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся по мере необходимости в сфере функционирования механизма исполнительной власти.

     Свою  регулятивную роль административное право  выражает прежде всего через свои нормы.

     Особенностью  административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях  они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранных и иных отношений.

     Несомненной особенностью административно-правовых норм является и то, что они достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях.

     Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по своему юридическому содержанию.

     Наиболее общий характер имеет выделение двух их основных видов, а именно – материальных и процессуальных.

 

Список  литературы

 
  1. Кодекс  Республики Казахстан. Об административных правонарушениях. От 30 января 2001 г. № 155 – II ЗРК.  Алматы: 2001
  2. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: СПАРК, 1996. – 229 с.
  3. Административное право Республики Казахстан. Общая часть. Отв. ред. Таранов А.А. – Алматы: Жетi Жаргы, 1996. – 240 с.
  4. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999. – 728 с.
  5. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. – 280 с.
  6. Манохин В.М.. Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
  7. Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. проф. Туманова Г.А. – М.: Юристъ, 1997. – 448 с.
  8. Практикум по административному праву. Общая часть. – Алматы: жетi Жаргы, 1998. – 172 с.
  9. Словарь административного права. – М.: Фонд «правовая культура», 1999. – 320 с.
  10. Таранов А.А. Административная ответственность в Республике Казахстан. – Алматы: Жетi Жаргы, 1997. – 56 с.
  11. Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. – Алматы: ТОО «Баспа», 2000. – 256 с.
Администратино правовые норм