Администрирование земельного налога

                                 Министерство образования и науки РФ 

    Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского 

                                            Финансовый факультет 

                                  Кафедра «Систем налогообложения» 
 
 
 

                                             ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

                                Администрирование земельного налога 
 

Выполнила студентка  группы 13510 Рябинина К.Г. ____________________ 

Руководитель, к.э.н., заместитель руководителя управления ФНС по Нижегородской области Мамыкина Н.Н. _____________________________ 

Рецензент,начальник отдела камеральных проверок №2                                     Сизова Т.И. .__________________ 
 
 
 
 

                                                  Нижний Новгород

                                                             2012

                                                         Реферат

Дипломная работа на тему «Администрирование земельного налога» состоит из введения, трех глав и заключения. В работе 5 рисунков, 5 таблиц, 1 приложение, в списке литературы 15 источников, объем работы 60 машинописных страниц.

Цель дипломной  работы – исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.

Объект исследования – ОАО «Бест НН»

Методологическую  основу работы составили: налоговое законодательство РФ, нормативные документы министерства финансов и ФНС РФ, монографии и статьи Мишустина М.В, Перова А.В, Кавелина С.П., Черника Д.Г., и других авторов.

В работе использованы системный подход, методы группировок, сравнений и другие.

Основные результаты работы:

  • Рассмотрена сущность земельного налога и проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая исчисление и уплату земельного налога;
  • определить место земельного налога в формировании доходной части бюджета Нижегородской области;
  • выявлены основные проблемы, возникающие при исчислении земельного налога, и пути их решения.
  • проанализированы изменения, вносимые  в налоговое законодательство Российской     Федерации по исчислению земельного налога.

                                                    Оглавление  

Введение ………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические  аспекты земельного налога………………………..6

1.1.История и  значение земельного налога………………………………….6

1. 2.Нормативное  регулирование земельного налога………………………12

Глава 2.Исчисление и уплата земельного налога на примере                       ОАО «Бест НН»……………………………………………………………….23

2.1. Анализ деятельности структурного подразделения Инспекции ФНС России по Автозаводскому району города Нижнего Новгорода…………..23

2.2. Экономическая характеристика ОАО «Бест НН»……………...………32

2.3.Расчет земельного налога и авансовых платежей ОАО «Бест НН»….. 34

Глава 3. Пути совершенствования  земельного налога……………………..39

3.1. Сравнительная  характеристика старой и новой  систем земельного налогообложения…………………………………………………………..…39

3.2. Нововведение в земельном налоге…………………………..………....43

3.3. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге……………………………………...47

Заключение……………………………………………………………….......59

Список использованной литературы…………………………………….....60

Приложения………………………………………………………………….61 
 

                                                         Введение 
 

     Одной из важнейших целей государственной  политики в области создания условий  устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический  оборот земельных ресурсов при одновременном  повышении эффективности их использовании.

     Регулирование вопросов земельных платежей с 1992г. осуществлялось в соответствии с  Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". Однако с 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог". Эта глава была принята Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ. То есть с начала 2006 года налогоплательщики при исчислении земельного налога должны руководствоваться не действующим прежде Законом от 11 октября 1991 г «О плате за землю»,а второй частью Налогового кодекса РФ.

     Целью работы является изучение практики применения земельного налога.

     Перед собой мы ставим следующие задачи:

  • рассмотрение теоретических аспектов земельного налога как экономической категории,
  • проанализировать методику и практику исчисления земельного налога,
  • отследить изменения в законодательстве.

     Предметом работы является земельный налог: методика и практика исчисления, применяемые как Федеральной налоговой службе, так и Управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

     Объектом  исследования признается ОАО «Бест НН». 

В данной работе использовались следующие методы исследования:

  • Сравнительный метод, а именно сравнения старого и нового законодательства земельного налога
  • Изучение нормативно-правовой базы, таких как налоговый кодекс РФ, земельный кодекс РФ, а также другие постановления правительства в отношении земельного налога
  • Изучение монографических публикаций и статей
  • Аналитический метод.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 1. Теоретические аспекты земельного налога. 

                      1.1.История и значение  земельного налога. 
 

     Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

     В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса  Российской Федерации земельный  налог является одним из двух видов  налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог  на имущество физических лиц).

     Учитывая  многообразие и разнородность регионов России в зависимости от природных, демографических, экономических и  т.п. факторов, возможности местных  органов ряда регионов по получению  собственных доходов значительно  отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может быть достигнута соответственно либо путем их "выравнивания" за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого в меньшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.

     Критериям подобного рода стабильного источника  местных доходов в большей  степени отвечает земля. Помимо того что в соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются в РФ как  основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, земля в экономическом аспекте понимания также является основным объектом недвижимости.

     Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные  налоги занимали центральное место  в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

     В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.

     С.П.Кавелин в своем теоретическом и практическом руководстве «Межевание и землеустройство» отмечает «два способа появления единоличного землевладения в России. Первый путь, по его мнению, был характерен для славянских племен, селившихся плотными организованными группами в укрепленных городках. Очень часто между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лугов и лесов. И на эти свободные земли, отделяясь от поселений, отдельными семьями, селились хуторяне, звероловы, находящие выгоды от такого ведения хозяйства. Постепенно они становились собственниками обрабатываемых земель. Второй путь, предлагаемый СП. Кавелиным, представляется более реальным, по которому, расселившись группами, славяне делили занятую землю на участки пользования. С течением времени, участки земли, находившиеся во временном пользовании отдельных семей или лиц, постепенно переходят в постоянное их владение. К XII в. институт частной земельной собственности уже сформирован, и земля становится предметом купли-продажи, дарения и завещания»1.

     Со  второй половины XIV века налоги преимущественно  взимались с "сохи", ставшей  главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также социального положения налогоплательщика.

     Крупнейшим  сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 г., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера).

     В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного  рода податей. В данный период самой  распространенной формой платы за пользование  землей являлся оброк.

     Как отмечает В.Сергеевич: "...одной из особенностей земельного налогообложения  в России в его ранний период явилось  сочетание комбинации поземельного принципа с поимущественным, но с  преобладанием поземельного принципа обложения.".2

     Важной  вехой в развитии земельного налога стали реформы Петра I. Отмена крепостного  права, начало земельной реформы, попытки  правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый  виток развитию земельного и податного  законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861 года (общее положение  о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок  осуществления выкупных платежей за него.

     Был издан ряд Указов императора о  прямых податях и поземельных  сборах, многочисленные разъяснения  Министерством финансов, государственных  имуществ и внутренних дел о порядке  взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных  документов о государственных и  земских повинностях. В ходе проводившихся  реформ происходит становление и  четкое выделение земельного налога. Возрастает роль земельного налога, увеличиваются  поступления - в государственный  бюджет доходов от земельных налогов  и платежей, связанных с землей.

     Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о  замене подушной подати подворным налогом  и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные  моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляет собой капитал известной ценности и может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности.

     Наибольшая  фискальная нагрузка на земельный налог  падает в последнюю четверть XIX века.  По утверждению С.И.Иловайского, среди  прямых налогов одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит  поземельному налогу. Он определяет земельный  налог как "... налог, имеющий своим  объектом землю, а податным источником - приносимый ею доход"3.

     После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства  РСФСР были направлены против отмены ряда налогов . Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

     В 1953 году состоялась коренная реформа  сельскохозяйственного налога, в  которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

     С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке  участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном  контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Земельный налог — местный прямой налог, введенный с 1 июля 1981г., взимался с  кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан  СССР, иностранных физических и юридических  лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом  порядке были выделены земельные  участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических  и физических лиц, в том числе  колхозы, пенсионеры и т.д.

     В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее  законодательство о налогах и  сборах с принятием Закона РФ "О  плате за землю".Целью введения платы является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий. Данный налог выступал в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.

     Практика  функционирования данного налога показала его слабые стороны. Налог не побуждал к применению более эффективных  методов землепользования, т.к. его  ставки не зависели от потенциальной  доходности земельных участков и  не учитывали их реальной стоимости. Дифференциация ставок налога зависела от характера использования земель. Ежегодно на федеральном уровне производилась  индексация ставок земельного налога. В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков налоговое бремя распределялось неравномерно и порой несправедливо. Одновременно с этим, хотя налог и считался местным, основной перечень льгот был установлен федеральным законодательством, что серьезно снижало роль органов местного самоуправления в стимулировании экономических процессов на соответствующей территории. Кроме того, данный налог, будучи местным налогом, должен вводится в действие решениями МО. Фактически же он был установлен ФЗ и действовал на всей территории РФ.

     В связи с этим с 1 января 2005 года была введена в действие глава 31 НК РФ «Земельный налог». Принципиальным отличием от прежней системы налогообложения  является исчисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости  каждого земельного участка.

     Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли  играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального  обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер , но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               1. 2.Нормативное регулирование земельного налога. 

     Данный  налог устанавливается главой 31 Налогового кодекса и  нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, так в г. Нижнем Новгороде  - Постановлением городской думы Нижнего Новгорода от 28 октября 2005 года  №76 « О земельном налоге», вводится в действие и прекращает действовать также на основании данных документов.

       В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками  признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность, уплачивать налоги.

       В виду этого, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

       Филиалы и иные обособленные подразделения  российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате земельного налога по месту нахождения этих земельных участков и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Не являются налогоплательщиками  организации и физические лица  в отношении земельных участков  находящихся у них на праве  безвозмездного срочного пользования  или переданных им по договору  аренды.

    Объектом налогообложения по земельному налогу являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признается объектом налогообложения :

  • Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения оборон, безопасности и таможенных нужд;
  • Земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

         С 1 января 2005 года  налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом.

    Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии

с земельным  законодательством РФ.

      Налогоплательщики — организации  и индивидуальные предприниматели  определяют налоговую базу самостоятельно  на основе информации о земельных  участках, полученной из государственного  земельного кадастра о каждом  земельном участке, принадлежащем  им на праве собственности  или праве постоянного (бессрочного)  пользования.

     Налоговую базу для физических лиц определяют налоговые органы по данным, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение Государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

   «Обстоятельства, как перевод участка из одной категории в другую и изменение вида разрешенного использования, не отражаются на величине облагаемой базы по земельному налогу. Если же в течение года кадастровая стоимость и может поменяется, то только из-за исправления технической ошибки, судебного решения или по другим причинам, то это повлияет на размер базы по земельному налогу»4.

     Особенности определения налоговой базы в  отношении земельных участков, находящихся  в общей собственности:

     1.Налоговая  база определяется в отношении  каждого земельного участка как  его кадастровая стоимость по  состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

     2. Налоговая база  определяется отдельно в отношении  долей в праве общей собственности  на земельный участок, в отношении  которых налогоплательщиками признаются  разные лица либо установлены  различные налоговые ставки.

      3.Налоговая база в отношении  земельных участков, находящихся  в общей долевой собственности,  определяется для каждого из  налогоплательщиков, являющихся собственниками  данного земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой  собственности.

     4. Налоговая база  в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной  собственности, определяется для  каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного  земельного участка, в равных  долях.

     5. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

       Налоговый кодекс предусматривает  уменьшение налоговой базы на не облагаемую сумму налогом размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении объекта налогообложения земельным налогом для следующих категорий налогоплательщиков:

    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
    • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, имеющих I и II группы инвалидности;
    • инвалидов с детства;
    • ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
    • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и др.;
    • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, связанных с любыми видами ядерных установок.

     Уменьшение  налоговой базы на не облагаемую налогом  сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту  нахождения земельного участка.

     Порядок и сроки  представления налогоплательщиками  документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга). Например, в Нижнем Новгороде данные лица должны представить документы на освобождение в налоговый орган до 1 июля года, являющегося налоговым периодом

     Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении  земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

    В соответствии со ст.395 НК полностью он земельного налогообложения освобождаются:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
    • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    • общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25% — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;
    • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.
Администрирование земельного налога